Урок артериальное давление крови

Тема урока: «Кровяное давление. Пульс»

Развивающие: развитие внимания, мыслительных способностей учащихся, логического мышления, памяти, подвижности нервной системы (реакция); умения делать выводы на основе сравнения.

Воспитательные: привитие навыка самоконтроля; воспитание собранности, сосредоточенности; самостоятельного мышления; санитарно-гигиенических навыков; привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию, к систематическому занятию физкультурой и спортом для нормальной работы собственного организма.

Таблицы с изображением сердца, кругов кровообращения, фаз сердечного цикла; прибор для измерения кровяного давления (тонометр), секундомер, тетради для ПР. Р., учебник.

Тип урока: комбинированный.

I. Повторение темы предыдущего урока «Работа сердца». Актуализация знаний учащихся.

Письменный опрос.

  1. Установить правильную последовательность движения крови по БКК.

  1. Капилляры 2. Левый желудочек 3. Правое предсердие 4. Полая вена 5.Аорта

  1. Установить правильную последовательность движения крови по МКК.

  1. Легочная артерия 2.правый желудочек 3. Левое предсердие 4. Легочная вена 5. капилляры

II. Изучение новой темы.

-Обратите внимание на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических воп­росов…».

Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практичес­ки не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.

Человек и его организм — это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, фи­зика. Тема нашего урока сегодня» тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.

Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, полу­чившая название биофизика.

Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить.

  1. Объяснение нового материала.

Формулирование проблем темы на уроке:

— Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспре­рывно и даже снизу вверх, преодолевая силу тяжести?

Причины движения крови по сосудам:

Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.

При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже не­сколько ниже 130—140 мм рт.ст. И чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становит­ся давление. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. Особенно резко давление падает в мелких артериях — до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может быть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм).

За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.

Артериальное давление

Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков сердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина арте­риального давления может сильно измениться. Обычно артериаль­ное давление измеряют в плече­вой артерии с помощью специаль­ного прибора.

Демонстрация приборов и измерения артериального давления.

После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое дав­ление называют верхним, или сис­толическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление назы­вают нижним, или диастолическим. 

Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давле­ние равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.

Ученые опыт­ным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше это­го возраста приходится применять другую формулу.) 

АД верхнее (сист) = 1,7 х возраст + 83.

АД нижнее (диаст) = 1,6 х возраст + 42.

(АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель кото­рой указывает» верхнее давление, а знаменатель нижнее, то есть в данном слу­чае АД = 110/65.

Колебания давления должны изме­няться в определенных границах. Если они выходят за эти пределы, превышая норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что неред­ко приводит к гибели больного. Если поражены, сосуды, мозга, насту­пает инсульт; если поражены сосуды сердца — происходит инфаркт, повреждение определенного участка сердечной мышцы. Когда чело­век выздоравливает после инфаркта, этот участок все равно больше не функционирует, так как мышечная ткань замещена рубцовой соеди­нительной тканью, которая не способна сокращаться. Если давление опускается ниже нормы, кровоснабжение органов затруднено, страда­ют головной мозг, сердце, почки и другие органы. Повышенное давле­ние ведет к гипертонии, пониженное — к гипотонии. Оба заболева­ния достаточно опасны и требуют лечения, иногда длительного.

Пульс.

 самостоятельное чтение статьи о пульсе в учебнике.

 вместе с учителем учащиеся выясняют, что такое пульс.

Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся  в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вер­нуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии рас­тягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой стру­не или на поверхности воды от брошенного в нее камня.

Читайте также:  Как снизить артериальное давление при стенокардии

Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили  название ар­териального пульса. Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи по­верхности тела (например, у запястья), положить палец.

Закрепление изученного материала.

— Каковы причины движения крови по сосудам?

— Что такое пульс?

— Где и как его подсчитать?

— Чем опасно повышение давления?

ПР. Р.№ 4

Тема «Подсчет ударов пульса в покое или при физической нагрузке».

Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.

Ход работы:

1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Результат зафиксируйте в таблице.

2. Сделайте 20 приседаний в среднем темпе. Быстро сядьте на стул и 

подсчитайте число пульсовых ударов за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 180 секунд.

Все результаты занесите в таблицу.

Домашнее задание.

Источник

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом происходит циркуляция крови в нашем организме. А также поговорим о таких важных показателях, как артериальное давление и пульс, и об их измерении.

Тема: Кровь и кровообращение

Урок: Движение крови по сосудам

Вступление

Сердце ритмически сокращается, выбрасывая кровь в сосуды, но кровь течет непрерывно и всегда в одном направлении. Таким образом, в нашем организме есть механизмы, позволяющие крови непрерывно течь по сосудам.

Рис. 1.

Биофизика – наука, которая изучает физиологические процессы нашего организма (см. Рис. 1).

Гемодинамика – наука, которая изучает движение крови по сосудам, так как оно подчиняется законам гидродинамики.

Основные причины движения крови в организме:

— Сокращение сердца

— Особенности строения кровеносных сосудов (эластичность артерий, клапаны вен)

— Разница давлений между артериями и венами

Артериальное давление

Максимальное давление в артериях достигает 120 – 130 мм. рт. ст. В капиллярах это значение снижается до 30 – 40. А в венах может достигать отрицательных величин (-5 мм. рт. ст.).

Таким образом, согласно законам гемодинамики, кровь движется из области с высоким давлением в область с низким давлением.

Впервые кровяное давление измерял в 1733 году Стефен Хейлс. Он измерял давление у лошади, вскрыв ее артерию и пустив кровь в латунную трубку (см. Рис. 2).

Рис. 2.

Сейчас кровяное давление измеряют непрямым способом. Впервые это сделал итальянский врач Рива-Роччи (см. Рис. 3). Он изобрел прибор, который позволял измерять артериальное давление в момент сжатия желудочков. Метод был основан на получении значения давления, которое необходимо приложить к артерии для ее пережатия.

Рис. 3.

Максимальное артериальное давление – давление крови в момент сокращения желудочков. Еще его называют систолическим или верхним давлением.

Минимальное давление – давление крови в момент диастолы желудочков. Еще его называют диастолическим или нижним давлением.

В 1905 году русский медик Коротков усовершенствовал этот прибор (см. Рис. 4). И он стал позволять измерять не только систолическое, но и диастолическое давление.

Рис. 4.

Измерение давления

Измерение давление проводится с помощью тонометра (см. Рис. 5).

Рис. 5. Тонометр

Накачав воздух в манжету, сдавливают артерии плеча. Затем постепенно выпускают воздух из манжеты, и появляется своеобразный звук, который совпадает с уровнем систолического давления. Исчезновение звука соответствует диастолическому давлению (см. Рис. 6).

Рис. 6.

Показатели давления человека практически не зависят от пола, но меняются с возрастом (см. Рис. 7).

Рис. 7.

Гипертония – заболевание, при котором давление постоянно находится за верхней границей нормы.

Гипотония – заболевание, при котором давление постоянно находится за нижней границей нормы.

Люди младше 20 лет могут самостоятельно рассчитать свое давление по следующей формуле (см. Рис. 8):

Рис. 8.

Но реальное давление человека не всегда совпадает с расчетами. Оно может меняться в течение дня, в зависимости от физического и эмоционального состояния. При интенсивной физической работе давление увеличивается.

Пульс

Пульс – это ритмичное колебание стенок артерий.

Рис. 9.

Пульс измеряется в ударах в минуту (см. Рис. 9).

В организме взрослого человека около 5 литров крови, но по организму циркулирует около 55% всей крови. Остальная располагается в депо крови и распределена в коже, печени и селезенке.

Во время физической нагрузки кровь выходит из депо и пополняет количество циркулирующей крови.

Кровь по сосудам распределена неравномерно и направляется к тому органу, который в данный момент наиболее интенсивно работает. Это доказал физиолог Моссо (см. Рис. 10).

Рис. 10.

Он положил человека на точные весы. И в той области, которая работала и нуждалась в большем количестве крови, вес увеличивался.

Список рекомендованной литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. – М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Meduniver (Источник).

2. Shadrinsk-med.ru (Источник).

3. Uvsr.stu.ru (Источник).

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 120, задания и вопрос 1, 2, 3, 4, 5.

2. От чего зависит изменение пульса и АД?

3. Кто первым измерял АД? Каким образом это было сделано?

4. Проведите небольшую лабораторную работу, в ходе которой измеряйте пульс и, по возможности, АД своих близких.

Читайте также:  Ощущения при повышении артериального давления

Источник

Тема урока: «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс».

Цели урока:  образовательные:

а) формирование знаний:

  • формирования понятия о динамике движения крови; раскрыть причины ее движения;
  • анатомо-физиологическое понятие кровяного давления; определить, в каких кровеносной системы кровяное давление наибольшие, а где наименьшее; выяснить причины изменения кровяного давления и движения крови в различных отделах кровеносной системы; выяснить особенности движения крови по венам;
  • выяснить, что такое пульс; как по числу ударов пульса можно судить о работе сердца;
  • выяснить, зачем необходимо тренировать сердце;
  • выяснить регуляцию работы сердца и сосудов;
  • повторить, закрепить материал по теме предыдущего урока «Работа сердца»;
  • овладение способами деятельности в новых условиях.

б) формирование знаний:

  • проводить наблюдения за собственным организмом: подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;
  • характеризовать причины движение крови по организму;
  • самостоятельно работать с текстом учебника по плану, предложенному учителем, рисунками, схемами, таблицами; дополнительными источниками информации, ресурсами интернета, справочной литературой;
  • выявлять, узнавать биологические объекты, процессы на таблицах, рисунках, давать им характеристику.

Развивающие:

 развитие внимания, мыслительных способностей учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация), логического мышления, памяти, подвижности нервной системы (реакция); умения делать выводы на основе сравнения; наблюдать биологические объекты, процессы, узнавать их на таблицах.

Воспитательные:

 привитие навыка самоконтроля; воспитание собранности, сосредоточенности; самостоятельного мышления; санитарно-гигиенических навыков; привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию, к систематическому занятию физкультурой и спортом для нормальной работы собственного организма.

Оборудование:

Таблицы с изображением сердца, кругов кровообращения, фаз сердечного цикла; прибор для измерения кровяного давления (тонометр), секундомер, модель «сердца человека», ноутбук, мультимедийный проектор, лазерный диск к учебнику, учебники, рабочие тетради к учебнику, экран, таблички с надписями врачей-специалистов.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний. Повторения материала прошлого урока. Проверка теоретических знаний, практических умений.
  3. Изучение нового материала:

а) теоретические вопросы;

б) выполнение лабораторных работ;

в) просмотр слайдов.

4.  Закрепление изученного материала.

     Выполнение заданий различного типа.

     Самопроверка.

  1. Домашние задание.
  2.  Подведение итогов урока:

а) что повторили, что изучили, что делали практически на уроке (что хорошо удалось, что не очень, почему);

б) рефлексия;

в) выставление оценок за урок;

г) рекомендации учащимся по изучению учебного материала дома.

                                                             Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель обращает внимание учащихся на план работы на уроке и настраивает на активную работу на всех этапах урока, т.к. учащиеся будут набирать баллы за задания и в конце урока будут всем выставлены оценки.

I. Повторение темы предыдущего урока «Работа сердца». Актуализация знаний учащихся. Выполнение ими заданий:

1) Вопрос. Что такое работа сердца?

2) В ходе просмотра слайда на экране «Работа сердца в различных условиях», учащиеся, наблюдая за работой сердца, отвечают на вопрос: Замедляется или усиливается работа сердца при заданных на слайде условиях:

— если раздражать блуждающий нерв.

— если пришел сигнал по симпатическим нервам.

— действие адреналина.

— действие ацетилхолина.

3). На слайде на экране изображены три фазы сердечного цикла. Надо узнать их и расставить цифры в соответствии.

Учащиеся доказывают, почему они поставили данную цифру к определенной фазе (т.е. делают характеристику фазе сердечного цикла).

 4). На слайде задание « Вставить пропущенные слова в текст».

 Дан набор слов, где есть лишние слова.

    5). На слайде даны тестовые задания с выбором одного правильного    ответа. Делается проверка.

    6). Вопрос. Как происходит регуляция работы сердца и сосудов.      (Монологическая речь). Ответ дает один из учащихся и показывает на таблице.

     7). Вопрос. Сердце-насос, который работает в течение всей жизни без     остановки. В чем секрет такой работоспособности сердца?

Решение проблемы. Фронтальный опрос.

Учитель подсчитывает баллы за ответы учащихся по этому этапу урока.

II. Изучение новой темы.

  1. Формулирование целей, задач урока.

Что должны «знать» и «уметь» учащиеся. Учитель с учащимися выстраивают план действий достижения целей урока.

  1. Учитель обращает внимание на то, что эта часть урока будет проходить в форме устного журнала.

Т.е. необходимо создать научно-учебный журнал по данной теме, где будут страницы с названиями (они записаны на доске):

1) Причины движения крови по сосудам.

2) Давление крови.

3) Пульс.

4) Скорость тока крови.

5) Движение крови по венам. Варикозное расширение вен.

6) Тренировка сердца.

7) Регулирование давления крови.

8) Нарушения артериального давления.

Учитель обращает внимание на то, что сегодня приглашены врачи, работающие в области кардиологии, ангиологии (изучают кровеносные сосуды), флебологи, по гигиене сердечной деятельности (врачи – некоторые учащиеся этого же класса). На столах таблички с названием врача-специалиста.

Учитель сообщает, что на страницах нашего журнала нужно поместить материал о строении, работе органов кровообращения, их гигиене, советы специалистов по сохранению здоровья, биологические задачи, проблемы, исследования, выводы лабораторных работ и т.д.

Учитель настраивает учащихся подойти с большой ответственностью к отбору материала и правильному его изложению. Он также напоминает, что нужно набирать баллы для итоговой оценки.

  1. Учитель зачитывает высказывание из книги по физиологии: «Кровь – «удивительная» ткань нашего организма. Однако, подвижность крови – важнейшее условие жизни нашего организма, как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существования человека без движения крови.

Вопрос классу. На сколько обоснованно это утверждение?

Попытаемся это понять и доказать сегодня на уроке.

  1. Задание классу. Выберите из материала изученных на прошлых уроках тем по кровеносной системе нужную информацию, чтобы ответить на вопрос. Каковы причины движения крови по сосудам?
Читайте также:  Помощь при очень низком артериальном давлении

Учащиеся называют 5 причин и характеризуют их:

а) Сокращение самой сердечной мышцы. Способность к автоматизму.

б) Клапаны сердца.

в) Сокращение стенок кровеносных сосудов.

г) Разница давления крови в аорте и в капиллярах. Межпредметная связь с физикой.

д) В венах есть клапаны.

Формулирование вывода по заполнению первой страницы журнала.

  1. Вторая страница журнала. На экране слайд «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Учащиеся внимательно прослушивают информацию. Учитель задает вопросы:
  1. Как называется прибор, которым измеряют давление крови? Что в него входит?
  2. Как правильно измерить кровяное давление? Учитель сам демонстрирует это на учащемся. Называет его давление.
  3. Что означают цифры 120X80?
  4. Что такое гипертония, гипотония? Чем это опасно? Какое давление нормальное?
  1. Третья страница журнала. На экране «Пульс».
  1. Учащиеся прослушивают информацию (что такое пульс; нормальный пульс; место прощупывания, зачем подсчитывают пульс).
  2. Выполнение учащимися лабораторной работы «Подсчет пульса в покое и при различных нагрузках».

Учащиеся подсчитывают пульс, сидя, стоя и после 10 приседаний, данные записывают в рабочую тетрадь на стр. 87.  Формулируют вывод о том, почему число ударов пульса возрастает.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что через 5 минут необходимо будет еще раз подсчитать пульс, сидя, чтобы понять как происходит саморегуляция у учащихся (быстро или медленно и от чего это зависит); показывает учащимся лист с цифрами в два ряда:

75 – 80 – 100

80 – 90 – 120

  Учащиеся сравнивают свои показатели с цифрами на листе, делают выводы. Верхняя строчка – это хорошо, человек занимается физической нагрузкой. Саморегуляция хорошая. Нижняя – плохо восстанавливается пульс. Человек нетренирован.

Вопрос классу. Как по количеству пульсовых ударов можно судить о работе сердца? Если пульс 100, 50, чем это плохо?

  1. Четвертая страница журнала «Скорость тока крови». Учащиеся прослушивают информацию учителя или самостоятельно отыскивают ответ, читая статью в учебнике». И отвечают на вопрос:

— Почему около сердца скорость движения крови большая, а в капиллярах маленькая.

  1. Пятая страница журнала «Движение крови по венам». На экране слайд:
  1. Учащиеся зачитывают информацию на слайде.
  2. Заслушивание сообщения учащегося – врача-специалиста (флеболога) о варикозном расширении вен в сопровождении показа схем, рисунков на слайде (на экране). Дополнительный материал из интернета.
  1. Шестая страница журнала «Тренировка сердца». Формулирование проблемы: почему у тренированного человека (спортсмена) после пробежки пульс незначительно отличается от нормы – 80, а у нетренированного человека после такой же пробежки 130 ударов в минуту?

Врач-специалист по гигиене сердечной деятельности (учащийся) рассказывает (используя рисунки на слайдах) чем отличается сердце тренированного и нетренированного человека и учащиеся формулируют вывод о том, что сердце нужно тренировать, т.е. заниматься физическими упражнениями. Что происходит с сердцем при тренировках (регулярных!).

  1.  Седьмая страница журнала «Регулирование давления крови». Прослушивание информации на слайдах (на экране). Работа с учебником. Поиск ответов на вопросы.
  1.  Восьмая страница журнала «Нарушения артериального давления». Учащиеся зачитывают причины нарушения на слайде (на экране) и их комментируют.

         Учитель подводит итоги этого этапа урока и ставит учащимся баллы.

III. Закрепление изученного материала.

Работа над заданиями:

  1. Из списка выбрать слова и вставить в пропуски в тексте (на слайде на экране);
  2. Выполнить тестовые задания (на слайде на экране);
  3. Выполнение тестовых заданий в рабочей тетради 1 – 12 (кроме 9 и 10) стр.87,88. Ответы на доске (закрыты таблицей). Учащиеся сами оценивают себя, считая правильные ответы, сверяя с доской, где написано сколько правильных ответов для оценки 5, 4, 3, 2.

IV. Домашнее задание. 

Стр.153 – 155 до статьи «Лимфатическая система и движение лимфы», вопросы стр.157. Учитель комментирует, на что обратить внимание, какие термины, определения, рисунки и т.д.

V. Итоги урока:

  1. Оценки за урок (по количеству набранных баллов и за тестовые задания с самопроверкой).
  2. Достигли ли поставленных целей, какими действиями, методами, т.е выполнили ли то, что запланировали? (Да, изучили теорию, научились практически вести наблюдения за собственным организмом.)
  3. Что повторили и как пригодилось для новой темы.
  4. Что делали на уроке. Какие приемы учебной деятельности использовали.
  5. Что узнали (теоретические вопросы и практические умения). Оценили свою работу, поставили оценки.
  6. Что больше всего запомнилось на уроке? Оформили страницы журнала…
  7. Потребуются ли знания темы в жизни, в практической деятельности, для сохранения своего здоровья?
  8. Что удивило на уроке?
  9. Что нужно, чтобы разрешить возникшую учебную проблему?
  10. Каким ты хочешь видеть следующий урок?

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

         Открытый урок по биологии

Тема: «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс»

                                8 класс

                     Учитель биологии

                                               МОБУ «Рождественская средняя

                                         общеобразовательная школа»

                                               Кузьменкова Ирина Николаевна,

высшая квалификационная категория

                                                               2014 г.

Источник