Тематический план по школе артериальной гипертонии

Тематический план работы Школ здоровья

Для больных артериальной гипертонией:

1.    Цели лечения артериальной гипертонии  

2.    Что надо знать о питании при артериальной гипертонии

3.    Что надо знать о питании при ожирении

4.    Что надо знать о физической активности

5.    Курение и здоровье

6.    Стресс  и здоровье

7. Медикаментозное лечение при артериальной гипертонии

Бронхиальной астмой:

1.    Что такое бронхиальная астма?

2. Пикфулометрия. Почему возникает приступ удушья? Аллергия и астма.

3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.

5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.

7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

8. Ночная астма.

9. Пищевая аллергия. Питание больного бронхиальной астмой.

10.Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой.

11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.

12. Как лечить обострение бронхиальной астмы.

Больных язвенной болезнью:

1.    Что такое язвенная болезнь? Течение язвенной болезни.

2.    Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.

3.    Гигиенический режим  — основа лечения.

4.    Профилактика обострений язвенной болезни.

5.    Повторение тематики. Вопросы и ответы.

Школа больных сахарным диабетом 1 типа

Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»

«Что такое – диабет?»

Занятие 2 Тема: «Контроль обмена веществ»

Школа больных сахарным диабетом 2 типа

Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»

«Что такое – диабет?»

Занятие 2. Тема: «Контроль обмена веществ»

Занятие 3. Тема: «Осложнения сахарного диабета».

Школа больных с сердечно-сосудистой  недостаточностью (по профилактике инсультов):

1.Инсульт. Причина инсульта.

2.Питание пациентов, перенесших инсульт.

3.Физическая активность. Активный образ жизни.

4.Борьба с вредными привычками и укрепление здоровья.

5.Влияние стресса на здоровье.

6.Оказание первой помощи при инсультах. Профилактика осложнений.

7. Повторение тематики

Планирования семьи в женской консультации

1.    Модель консультирования «ПОМОГИ»

2.    Возможные варианты контрацепции;

3.    Экстренная контрацепция;

4.    Прерванный половой акт;

5.    Внутриматочные средства (ВМС).

6.    Прогестиновые инъекционные контрацептивы.

7.    Низкодозированные  комбинирован-ные оральные контрацептивы (КОК).

8.    Контрацепция после аборта.

Школа родителей по воспитанию здорового ребенка:

1.    Показатели нервно-психического состояния детей 1,2,3 года;

2.     Особенности развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук;

3.    Особенности  доречевого и речевого развития;

4.    От погремушек до других игрушек;

5.    Гимнастика для активных малышей;

6.    Как сделать малышу массаж?

Активного долголетия:

1.    Принципы активного долголетия.

2.    Как подготовиться к выходу на пенсию.

3.    Основные принципы питания в по жилом возрасте.

4.    Психическое здоровье пожилого человека.

5.    Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста.

6.    Избыточная масса тела. Профилактика ожирения.

Школы выздоравливающих:

1.    Сущность заболевания;

2.    Основные принципы лечения.

3.    Профилактика  обострений;

(по профилю заболеваний)

Школы  «Здорового образа жизни»

1.Образ жизни и здоровье.

2.Частные вопросы медицинской профилактики.

3. Психическое здоровье и как его сохранить.

4.  Мой дом – моя крепость.

Школы здоровья для пациентов по профилактике и отказа от табакокурения:

Занятие №1. Тема: «Что мы знаем о курении»

Занятие №2. Тема: «Я готов бросить курить»

Занятие №3. Тема: «Действия по предупреждению рецидива курения».

Источник

6. «СТАЖ» БОЛЕЗНИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ;

1. впервые выявлена 2. до 5 лет

3. от 5 да 15 лет 4.свыше 15 лет

7. СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

1. болезни сердца 4. болезни почек

2. болезни легких 5. женские болезни

3. болезни органов 6. сахарный диабет пищеварения 7. другие

8 . ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ:

0. отрицательное

1. не знаю

2. положительное

9. ОТНОШЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ:

0. обязательный ежедневный прием, лучше водка

1. отрицательное отношение

2. сухое вино не каждый день

10. ОТНОШЕНИЕ К КУРЕНИЮ ТАБАКА:

0. курить не вредно

1. случайно можно

2. отрицательное

11. ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ:

0. лучше автомобиль

1. можно пройти пешком

2. только положительное

12. КАКОЙ У ВАС ХОЛЕСТЕРИН ?

0. не знаю

1. повышен (высокий)

2. нормальный

13. КАКОЙ У ВАС САХАР КРОВИ?

0. не знаю

1. повышен

2. нормальный

14. ОТНОШЕНИЕ К ПРОФИЛАКТИКЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ:

0. не придаю значения

1. затрудняюсь ответить

2. положительное

15. ОТНОШЕНИЕ К ПОСТОЯННОМУ ПРИЕМУ

ГИПОТЕНЗИВНЫХ ПРЕПАРАТОВ:

0. не принимаю

1. принимаю по общему состоянию

2. принимаю курсами

3. принимаю систематически

16. ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ В «ШКОЛЕ»:

0. не нужна

1. увеличить объем знаний

2. достаточна

17. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПО 8-16 ПУНКТАМ:

1. учеба достаточна—15-20

2. необходимо усовершенствование — 10-14

3. «Школа» малоэффективна — до 10.

18. Освоили ли Вы тактику снятия стресса

да- 1, нет-2

19. Уменьшили ли Вы потребление соли в пищи

Читайте также:  Все о болезни гипертония

да — 1, нет — 2

20. Бросили ли Вы курить в процессе занятии в школе АГ

да — 1, нет – 2

21. Уменьшили ли Вы потребление алкоголя?

да-1, нет-2

22. Повысили ли Вы свою физическую активность?

да — 1, нет — 2

23. Снизились ли цифры Вашего АД?

да- 1, нет-2

24. Стали ли Вы чувствовать себя лучше?

да — 1, нет — 2

ПРИЛОЖЕНИЕ

к программе «Школа артериальной гипертонии».

1. Методика измерения артериального давления (инструкция).

2. Протокол обследования пациента . артериальной гипертонией.

3. Оценка эффективности школы АГ

4. Рекомендации по повышению физической активности больных с артериальной гипертонией.

5. .Рекомендации по здоровому питанию.

6. Рекомендации по преодолению стресса.

7. Если у Вас повышается артериальное давление (памятка для пациентов).

8. Выше не всегда лучше (памятка для пациентов).

Методика измерения

АД

1. Обстановка

• АД следует измерять в тихой, спокойной и удобной обстановке при комфортной температуре. Следует избегать внешних воздействий, которые могут увеличить вариабельность АД или помешать аускультации.

• При использовании ртутного сфигмоманометра мениск ртутного столбика должен находиться на уровне глаз проводящего измерения.

• Пациент должен сидеть на стуле с прямой спинкой рядом со столом. Для измерения АД в положении стоя используется стойка с регулируемой высотой и поддерживающей поверхностью для руки и тонометра. Высота стола и стойки должны быть такими, чтобы середина манжеты, наложенной на плечо пациента, находилась на уровне сердца пациента, т. е. приблизительно на уровне 4-го межреберья в положении сидя. Отклонение положения середины манжетки от уровня сердца может привести к ложному изменению АД на 0,8 мм рт. ст. на каждый 1 см (завышению АД при положении манжетки ниже уровня сердца и занижению АД — выше уровня сердца). Опора спины на спинку стула и руки на поддерживающую поверхность исключает повышение АД из-за изометрического сокращения мышц.

2 Подготовка к измерению и продолжительность отдыха.

• АД следует измерять через 1—2 ч после приема пищи.

• В течение 1 ч. до измерения пациенту не следует курить и употреблять кофе.

• На пациенте не должно быть тугой, давящей одежды. Рука, на которой будет производиться измерение АД, должна быть обнажена.

• Пациент должен сидеть, опираясь на спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами. Объясните пациенту процедуру измерения и предупредите, что на все вопросы вы ответите после. Не рекомендуется разговаривать во время измерения, так как это может повлиять на АД.

• Измерение АД должно производиться после не менее 5-минутного отдыха.

3. Размер манжетки.

• Ширина манжетки должна охватывать не менее 40% окружности плеча и не менее 80% его длины.(резиновая часть манжетки должна быть не менее 2/3 длины предплечья и 3/4 окружности плеча)

• АД измеряют на правой руке или руке с более высоким уровнем АД (при заболеваниях, при которых наблюдается существенная разница между правой и левой рукой пациента более низкое АД, как правило, регистрируется на левой руке). Использование узкой или короткой манжетки приводит к существенному ложному завышению АД.

4. Положение манжетки

• Определите пальпаторно пульсацию плечевой артерии на уровне середины плеча. Середина баллона манжетки должна находиться точно над пальпируемой артерией.

• Нижний край манжеты должен быть на 2,5 см выше локтевой ямки.

• Между манжетой и поверхностью плеча должен проходить палец.

5. Определение максимального уровня нагнетания воздуха в манжету.

• Необходимо для точного определения систолического АД при минимальном

дискомфорте для пациента, избежания «аускультативного провала».

1) Определить пульсацию лучевой артерии, характер и ритм пульса. При выраженных нарушениях ритма (мерцательной аритмии) систолическое АД может варьировать от сокращения к сокращению, поэтому для более точного определения его уровня следует произвести дополнительное измерение.

2) Продолжая пальпировать лучевую артерию, быстро накачать воздух в манжету до 60 мм рт. ст., затем нагнетать по 10 мм рт. ст. до исчезновения пульсации.

3) Сдувать воздух из манжеты со скоростью 2 мм рт. ст. в секунду. Регистрируется АД при котором вновь появляется пульс.

4) Полностью выпустить воздух из манжетки. Для определения максимального нагнетания воздуха в манжету величину систолического АД определенного пальпаторно, увеличивают на 30 мм рт. ст.

6. Положение стетоскопа

• Пальпаторно определяют точку максимальной пульсации плечевой артерии, которая обычно располагается сразу над локтевой ямкой на внутренней поверхности плеча.

• Мембрана стетоскопа должна полностью плотно прилегать к поверхности плеча. Следует избегать слишком сильного давления стетоскопом, так как оно может вызвать дополнительную компрессию плечевой артерии. Рекомендуется использовать низкочастотную мембрану.

Читайте также:  Лук репчатый от гипертонии

• Головка стетоскопа не должна касаться манжетки или трубок, так как звук от соприкосновения с ними может нарушить восприятие тонов Короткова.

7- Накачивание и сдувание манжетки.

• Нагнетание воздуха в манжетку до максимального уровня (см. п. 5) производится быстро. Медленное нагнетание воздуха в манжету приводит к нарушению венозного оттока, усилению болевых ощущений и «смазыванию» звука.

• Воздух из манжетки выпускают со скоростью 2 мм рт. ст. в секунду до появления тонов Короткова, затем — со скоростью 2 мм рт. ст. от удара к удару. При плохой слышимости следует быстро выпустить воздух из манжетки, проверить положение стетоскопа» и повторить процедуру. Медленное выпускание воздуха позволяет определить систолическое и диастолическое АД но началу фаз Короткова (табл. 19). Точность определения АД зависит от скорости декомпрессии: чем выше скорость декомпрессии, тем ниже точность измерения.

ТАБЛИЦА. Фазы тонов Короткова

I фаза АД, при котором слышны постоянные тоны. Интенсивность звука постепенно нарастает по мере сдувания манжетки. Первый из по крайней мере двух последовательных тонов определяется как систолическое АД

II фаза Появление шума и «шуршащего» звука при дальнейшем сдувании манжетки

III фаза Период, во время которого звук напоминает хруст и нарастает по интенсивности

IV фаза Соответствует резкому приглушению, появлению мягкого «дующего» звука. Эта фаза может быть использована для определения диастолического АД при слышимости тонов до нулевого деления

V фаза Характеризуется исчезновением последнего тона и соответствует уровню диастолического АД

8. Систолическое АД.

Значение систолического АД определяют при появлении 1 фазы тонов Короткова по ближайшему делению шкалы (2 мм рт. ст.). При появлении I фазы между двумя минимальными делениями систолическим считают АД, соответствующее более высокому уровню. При выраженных нарушениях ритма необходимо дополнительное измерение АД.

9. Диастолическое АД.

Уровень, при котором слышен последний отчетливый тон, соответствует диастолическому АД. При продолжении тонов Короткова до очень низких значений или до О регистрируется уровень АД соответствующий началу IV фазы. Отсутствие V фазы тонов Короткова может наблюдаться у детей, при беременности, состояниях, сопровождающихся высоким сердечным выбросом. Если диастолическое АД выше 90 мм рт. ст., аускультацию следует продолжать на протяжении 40 мм рт. ст., в других случаях — на протяжении 10—20 мм рт.ст. после исчезновения последнего тона. Соблюдение этого правила позволит избежать определения ложно повышенного диастолического АД при возобновлении тонов после аускультативного провала.

10. Запись результатов измерения.

Рекомендуется записать, на какой руке проводилось измерение, размер манжетки и положение пациента. Результаты измерения записываются в виде К1/КУ. Если определена IV фаза тонов Короткова — в виде Ю/ИУ/КУ. Если полное исчезновение тонов не наблюдается, V фаза тонов считается равной 0.

11. Повторные измерения.

Повторные измерения АД производятся через 1-2 мин после полного стравливания воздуха из манжетки. Уровень АД может колебаться от минуты к минуте. Среднее значение двух и более измерений, выполненных на одной руке, точнее отражает уровень АД, чем однократное измерение.

12. Измерение АД в других положениях

Во время первого визита рекомендуется измерять АД на обеих руках, в положении лежа и стоя. Постуральные изменения АД регистрируют после 1-3-минутного пребывания пациента в положении стоя. Следует отметить, на какой руке АД выше. Различие уровня АД между руками может превышать 10 мм рт. ст. Более высокое значение точнее соответствует внутриартериальному АД.

Особые ситуации при измерении АД

Аускулътативный провал. Период временного отсутствия звука между фазами I и II тонов Короткова. Может продолжаться до 40 мм рт. ст. Наблюдается при высоком систолическом АД.

Отсутствие V фазы тонов Короткова (феномен «бесконечного тона»). Наблюдается при высоком сердечном выбросе: у детей, при тиреотоксикозе, лихорадке, аортальной недостаточности, у беременных. Тоны Короткова выслушиваются до нулевого деления шкалы сфигмоманометра. В этих случаях за диастолическое АД принимают начало IV фазы тонов Короткова, а АД записывают в виде КI/КIV/КО.

Измерение АД у пожилых. С возрастом наблюдается утолщение и уплотнение стенки плечевой артерии, она становится ригидной. Для достижения компрессии ригидной артерии требуется более высокий (выше внутриартериального) уровень давления в манжетке, в результате чего происходит ложное завышение уровня АД («псевдогипертония»). Пальпация пульса на лучевой артерии при уровне давления в манжете, превышающем систолическое АД помогает распознать эту ошибку. Следует пальпаторно определить АД на предплечье. При различии между систолическим АД определенным пальпаторно и аускультативно более 15 мм рт. ст., только прямое инвазивное измерение позволяет определить истинное АД у пациента. Следует информировать пациента об имеющейся проблеме и сделать соответствующую запись в истории болезни во избежание ошибки измерения в дальнейшем.

Читайте также:  Препараты от гипертонии при заболевании почек

Очень большая окружность плеча (ожирение, очень развитая мускулатура), коническая рука. У пациентов с окружностью плеча более 41 см или конической формой плеча, когда не удается добиться нормального положения манжеты, точное измерение АД может быть невозможно. В таких случаях, используя манжетку соответствующего размера, следует попытаться измерить АД пальпаторно и аускультативно на плече и предплечье. При различии более 15 мм рт. ст. АД, определенное пальпаторно на предплечье, точнее отражает истинное АД.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Измерение роста.

Рост обследуемого измеряется в положении стоя; без обуви. Положение тела строго вертикально (затылком, спиной, пятками обследуемый касается стены). Глаза смотрят прямо так, чтобы горизонтальная линия была перпендикулярна шкале ростомера.

Рычаг ростомера опускается на голову. Обследуемый отходит в сторону. Результат оценивается с точностью до 0,5 см.

Измерение массы тела.

Обследуемый встает на весы без обуви, раздетый до пояса. Устанавливается масса на основной шкале, а затем на дополнительной шкале прибавляется по 0,1 кг до тех пор, пока весы не сбалансируют. Рычаг весов блокируется и обследуемый сходит с площадки весов. Производится считывание результата.

Более точно рассчитать свой нормальный вес возможно при помощи Индекса Кегле (ИК).

ИК(кг/м2) = ВЕС(кг) / РОСТ(м2)

Идеальная масса тела соответствует ИК = 20 — 24,9

Избыточная масса тела – ИК =25 — 29,9

Ожирение – ИК > 30

Об абдоминальном типе отложения жира (когда жир откладывается в основном в сальнике и брыжейке) свидетельствует величина окружности талии к окружности бедер (ОТОБ). Окружность талии измеряется на уровне пупка, окружность бедер — по наибольшей окружности на уровне ягодиц ОТ/ОБ

— норма у мужчин меньше 1

— норма у женщин меньше 0,85

В пользу метаболического синдрома свидетельствует не только абдоминальное ожирение, но и избыточная масса тела (ИМТ от 26 до 28 кгм.кв) при повышенном индексе ОТ/ОБ.

4. Обучение пациентов измерению АД друг у друга, знакомство с тонами. Пациенты измеряют АД друг у друга после повторного объяснения руководителем методики измерения АД и знакомства с тонами.

О тонах. В 1905 году врач Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурке Н.С.Коротков сделал открытие, которым до сих пор пользуется весь мир. Он предложил простой и надежный метод измерения АД. Суть открытия заключалась в том, «Что над артерией, вполне сдавленной (до уничтожения просвета) не выслушивается никаких звуковых явлений, но чуть только через место сдавления начинают проскальзывать первые капли крови, как мы тот час же слышим ясные хлопающие тоны».

Это и есть авторское описание «тонов Короткова». По этим тонам и Оценивается уровень АД. Для регистрации тонов Короткова стетоскоп фиксируют в локтевой ямке. Появление тонов Короткова «I фаза тонов) регистрируется как систолическое АД, исчезновение (V фаза тонов) — как диастолическое.

После каждого взаимоизмерения руководитель сам измеряет (контролирует) результат АД.

*****

ПРОТОКОЛ

обследования пациента с артериальной гипертонией

1. Сбор личного и семейного анамнеза пациента (наследственность, перенесенные заболевания, характер течения и длительность заболевания, реакция на лечение и т. п, у женщин — гинекологический анамнез).

2. Клинический осмотр аускультация аорты, сонных и почечных артерий.

3. Лабораторное исследование:

• анализ мочи общий

• биохимическое исследование крови (определение уровня общего холестерина, ЛПНП, ЛПВП, триглицеридов, коэффициента атерогенности).

4. Электрокардиография.

5. Ультразвуковое обследования почек, надпочечников, щитовидной железы, сердца.

6. Окулист (глазное дно)

7. Велоэргометрия

• определяется нагрузка, при которой резко поднимается АД; пациент должен знать этот порог.

8. Суточное мониторироваение АД проводят в случаях когда:

• наблюдается значительная вариабельность АД как во время одного, так и нескольких визитов пациента.

• если у пациента с низким общим сердечно-сосудистым риском отмечается «гипертония на белый халат».

• при значительных колебаниях АД с падением АД.

• при резистентности АГ к лечению.

9. Консультация специалистами (невропатологом, эндокринологом и др. по показаниям).

Оценка эффективности школы АГ:

1. % обучившихся в школе от лиц, с установленной АГ

2. Из них:

— % освоивших тактику снятия стресса;

— % изменивших привычки питания (уменьшивших прием поваренной соли);

— % бросивших курить;

— % переставших злоупотреблять алкоголем;

— % повысивших физическую активность;

3. Снижение временной нетрудоспособности

4. Улучшение качества жизни пациента (по результатам анкетирования)

Источник