Школы здоровья с артериальной гипертонией анкета

Дата ____________ Ф.И.0. ______________________________________

Пол ______ Год рождения ________ Рост _______ Масса тела ________

Образование __________________ Профессия ______________________

Место работы__________________________________________________

Домашний адрес _______________________________________________

  1. Наличие у родственников (дедушки, бабушки, родителей, братьев, сестер) следующих заболеваний:

а) стенокардия (сердечные приступы);

б) инфаркт миокарда;

в) гипертония (повышение артериального давления);

г) инсульт (кровоизлияние в мозг;

д) ожирение;

е) алкоголизм или частое употребление алкоголя с выраженным опьянением;

ж) не известно.

  1. Родители умерли до 60 лет от кровоизлияния в мозг или от инфаркта миокарда:

а) да;

б) нет;

в) неизвестно.

  1. Какие из факторов риска гипертонической болезни Вы обнаруживаете у себя:

а) избыточную массу тела;

б) пристрастие к соленой пище;

в) психическое напряжение на работе;

г) конфликтность в домашней обстановке;

д) их нет.

  1. Отмечается ли у Вас малая физическая активность:

а) неподвижная работа 5 ч и более;

б) физической активности менее 10 ч в неделю.

  1. Курение и его длительность:

а) менее 5 сигарет (папирос) в день;

б) более 5 сигарет (папирос) в день;

в) длительнее 5 лет;

г) не было ни в прошлом, ни в настоящем.

  1. Употребление алкогольных напитков:

а) в неделю 2 раза и чаще;

б) в неделю 2 раза;

в) периодически с выраженным опьянением;

г) редко и без выраженного опьянения.

  1. Травмы и ушибы головы в прошлом:

а) без потери сознания;

б) с потерей сознания;

в) не было.

  1. Отношение к собственному здоровью:

а) при появлении признаков заболевания обращаюсь в медицинские учреждения;

б) стараюсь улучшить самочувствие самостоятельно, народными средствами; в) безразличное.

  1. Укажите свойственный Вам уровень артериального давления:

а) нормальный (до 139/89 мм рт.ст.);

б) пограничная артериальная гипертензия (140/90 — 159/94 мм рт.ст.)

в) гипертоническая болезнь ( 160/95 мм .•рт.ст. и выше).

  1. Артериальное давление измеряется:

а) еженедельно;

б) ежемесячно;

в) редко и бессистемно.

  1. Контроль артериального давления проводится:

а) медсестрой (фельдшером);

б) врачом;

в) самостоятельно;

г) не проводится.

  1. Информацию о гипертонической болезни Вы получаете:

а) из журналов и газет;

6) из теле- и радиопередач;

в) от врача;

г) от других больных.

  1. Как Вы оцениваете свое здоровье:

а) считаете себя здоровым;

б) считаете себя больным;

в) трудно определить.

  1. Бывают ли болезненные ощущения:

а) в области сердца;

б) в области головы;

в) в других частях тела;

г) не бывает.

15. Условия возникновения неприятных ощущений в области сердца:

а) при волнении;

б) при ходьбе или физической работе;

в) в покое; г) в других ситуациях.

  1. Бывает ли сильная головная боль, тяжесть и давление в голове:

а) часто;

б) эпизодически;

в) не бывает.

  1. Ощущается ли шум или звон в ушах, голове:

а) постоянно;

б) иногда;

в) не бывает.

  1. Случается ли появление пелены или сетки перед глазами, цветных пятен, ярких точек, а также изменение конфигурации предметов:

а) часто;

б) редко;

в) не бывает.

  1. Бывают ли случаи кратковременного нарушения равновесия:

а) из-за внезапного помрачнения сознания;

б) из-за отключения сознания (обморок);

в) из-за головокружения;

г) не бывает.

  1. Отмечается ли изменение чувствительности в той или иной части тела:

а) онемение одной половины тела;

б) слабость одной руки, ноги;

в) не бывает.

  1. Отмечается ли изменение настроения:

а) раздражительность;

б) плаксивость;

в) легкое вовлечение в конфликт;

г) настроение ровное.

  1. Отмечается ли снижение физической активности:

а) быстрое утомление;

б) слабость в руках и ногах;

в) не бывает.

  1. Отмечается ли изменение психической деятельности:

а) ухудшение памяти;

б) ослабление внимания;

в) снижение инициативы;

г) не отмечается.

  1. Бывают ли приступообразные ухудшения состояния:

а) с резким повышением артериального давления;

б) с усиленным мочеотделением;

в) с дрожью во всем теле;

г) с похолоданием конечностей;

д) с судорожным сведением рук и ног;

е) не бывает.

  1. Состоите ли в настоящее время или находились раньше под диспансерным наблюдением:

а) по заболеванию сердца;

б) по гипертонической болезни;

в) по сахарному диабету;

г) по заболеванию почек;

д) нет.

  1. Укажите лекарство, которое Вы обычно принимаете для снижения артериального давления:

а) адельфан, кристепин, трирезид, гипотиазид;

б) клофелин, допегит;

в) финоптин, коринфар;

г) капотен, прарозин, энап;

д) анаприлин, обзидан;

е) папазол;

ж) нечто другое;

з) ничего не принимаю.

  1. Укажите доступные Вам мероприятия для снижения повышенного артериального давления:

а) бессолевая диета;

б) снижение калорийности пищи;

в) исключение алкоголя;

г) изменение условий труда;

д) постоянный прием лекарств;

е) эпизодическое лечение в стационаре.

  1. Ваше отношение к лечению гипертонической болезни и оздоровительным мероприятиям:

а) безразличное;

б) стремлюсь активно выполнять все медицинские рекомендации;

в) yверен в успехе лечения;

г) лечение считаю безуспешным.

Источник

В Городской
поликлинике № 5 ГАУЗ «Городская больница
№5» функционируют 3 «Школы здоровья»:

График занятий

№ п/п

Наименование школы

ФИО, контактный
телефон лица, ответственного за
проведение занятий

Дни, время и место
проведения занятий

1

Школа «Артериальная
гипертензия» (для пациентов дневного
стационара)

Моисенко
Г.Н зав.дн.стац.

тел.
57-19-29

2 раза
в месяц,

вторник
и четверг

с
13.00 до 15.00

п-ка 5 дневной стационар

2

Школа «Артериальная
гипертензия» (для амбулаторных больных)

Зиганшина
З.Ф. врач кардиолог.

тел.
57-96-24

2 раза
в месяц,

вторник
и четверг

с
13.00 до 15.00

п-ка
5 каб.28

3

Школа «Сахарный
диабет»

Крылова
Н.А.

тел.
57-02-14

2 раза
в месяц, по вторникам и четвергам

с
13.00 до 15.00

п-ка 5 каб. № 76

Читайте также:  Что такое гипертония второй степени и второй степени риска

Программа занятий
«Школа здоровья с артериальной
гипертонией»

В поликлинике № 5 работают 2 Школы
здоровья для пациентов с артериальной
гипертонией: первая школа здоровья для
пациентов дневного стационара и вторая
– для амбулаторных больных поликлиники.

Программа состоит из 8 занятий:

Занятие 1. Что нужно знать об артериальной
гипертонии.

Что такое гипертония? Что такое
артериальная гипертензия?. Осложнения
течения заболевания: — гипертонический
криз, транзиторная ишемическая атака.
Факторы риска артериальной гипертонии
и прогноза. Как оценить факторы риска
артериальной гипертонии?. Как правильно
измерять артериальное давление?. Как
вести дневник пациента?

Занятие 2. Здоровое питание.

Что такое «Здоровое питание»?. Как
рассчитать энергозатраты?. Какова
калорийность продуктов?. Какие изменения
в диете нужны при артериальной гипертонии?.
Как ограничить поваренную соль? Как
обогатить рацион витаминами?. Как быть
при повышенном уровне холестерина?. Как
правильно составить составить меню при
артериальной гипертонии?

Занятие 3. Ожирение и АГ.

Что такое индекс массы тела№. Как
рассчитать свою нормальную массу тела?.
Как выснить тип ожирения?. Какими
способами ограничить калорийность
рациона?

Занятие 4. Физическая активность и
здоровье.

Какую роль и какое значение имеет
физическая активность для Вашего
здоровья?. Какие методы повышают
физическую активность?. Как контролировать
интенсивность физических нагрузок?.
Как одеться при тренировках?. Как оценить
свою тренированность?).

Занятие 5. Курение и здоровье.

Что мы знаем о вреде курения?. Типы
курительного поведения?. Почему люди
курят?. Что такое никотиновая зависимость?.
Современные методы лечения табакокурения?.
Мотивация и готовность бросить курить?.
Я решил бросить курить! С чего начать?

Занятие 6. Стресс и здоровье.

Что такое стресс?. Стрессоры. Что это
такое?. Социальная адаптация. Факторы
риска. Формирующие стресс. Как оценить
уровень стресса?. Как преодолеть стресс?.
Стресс и вредные привычки.

Занятие 7. Медикаментозное лечение
АГ.

Как повысить приверженность пациентов
к лечению АГ. (Цель лечения артериальной
гипертонии?. Кргда начинать и как долго
лечить?. Принципы лекарственной терапии.
Современные лекарства – показания,
противопоказания. Что влияет на
эффективностьб лечения?. Еще раз о кризе.

Занятие 8. Заключительное занятие
(вопросы и ответы)

АНКЕТА для слушателя школы
здоровья «Артериальная гипертензия»
(предварительное тестирование)

Инструкция: Отвечайте, пожалуйста,
искренне, это в интересах Вашего здоровья.
Обведите кружком варианты Вашего
ответа.
1. Ваш пол-     Муж.  
Жен.

2. Ваш возраст:
01. до 40 
02.
41-60 
03. свыше 60

3. Какое Ваше
семейное положение?
01. женат (замужем),
живете в гражданском браке
02. никогда
не был женат (замужем)
03. вдовец
04.
разведен

4. Ваше образование:
01.
неполное среднее
02. среднее,
среднее-специальное
03. высшее

5.
Вам известно, что такое гипертония?
01.
да
02. нет

6. Знаете ли Вы цифры Вашего
давления?
01. да
02. нет

7. Как давно
Вас беспокоит высокое давление? 
01
.в течение 5 лет

02.от 5 до 15 лет
03.свыше 15 лет
04.не
знаю

8. Знаете ли Вы уровень холестерина
и сахара в крови? (Если знаете, укажите
цифрой)
01 .уровень сахара –
02 .уровень
холестерина –
03. не знаю

9. Принимаете
ли Вы лекарства от давления?
01. принимаю
систематически
02. принимаю по общему
состоянию
03.не принимаю

10. Какой
у Вас уровень физической активности?
01.в
основном сижу
02.в основном хожу
03
.поднимаю и переношу тяжести
04. занимаюсь
тяжелой физической работой
05. другое

11.
Часто ли Вы употребляете фрукты?
01
.ежедневно
02.1 раз в неделю 
03.1 раз
в месяц 
04. другое

12. Как часто
Вы употребляете овощи? 
01. ежедневно
02.
1 раз в неделю 
03. 1 раз в месяц 
04.
другое

13. Курите ли Вы?
01. Да
02.Нет

14.
Если курите, то, сколько сигарет в
день.
01. до 10 штук
02. более 10
03. 1
пачку
04. более 1 пачки
05. затрудняюсь
ответить

15. Как часто Вы употребляете
алкогольные напитки? 
01. ежедневно 
02.1
раз в неделю  
03.1 раз в месяц
04.не
употребляю

16. Считаете ли Вы, что
необходим постоянный прием препаратов,
снижающих артериальное
давление?
01.да
02.нет
03. затрудняюсь
ответить

17. Частот ли Вы испытываете
чувство дискомфорта или раздражения?
01.
часто
02. иногда
03. никогда
04.
затрудняюсь ответить

18. Укажите Ваш
вес —

19. Укажите Ваш рост —

Спасибо!

Программа занятий
«Школа больных сахарным диабетом»
поликлиника №5 ГАУЗ «Городская больница
№5»

Программа состоит из 7 занятий:

Занятие 1. Что такое диабет? Самоконтроль.

Краткое описание сахарного диабета,
что такое сахар (глюкоза), с чем он
выделяется?

Занятие 2. Инсулинотерапия. Питание
больного диабетом, получающего инсулин.

Прием пищи, перемещение питательных
веществ и инсулина в организме, пищеварение
в кишечном тракте, поступление глюкозы
и инсулина в кровь.

Занятие 3. Питание при избыточном весе.
Уход за ногами.

О снижении калорийности своего рациона,
о продуктах, которые следует употреблять
без ограничения, в умеренном количестве,
максимально ограничить. О гигиене ног,
о нарушении кровообращения при сахарном
диабете.

Занятие 4. Гипогликемия. Физическая
нагрузка, алкоголь. Правила уменьшения
дозы инсулина.

О симптомах при гипогликемии, причинах.
Меры противодействия.

Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.
Сердечно-сосудистые факторы риска
.

О диабетическом самоконтроле, об
осложнениях при сахарном диабете –
поражение артерий и капилляров.

Занятие 6. Правила увеличения дозы
инсулина. Тактика при сопутствующих
заболеваниях
.

Читайте также:  Препараты для приема при гипертонии 1 степени

О необходимости знать вид, дозу инсулина
или сахароснижающих таблеток. О ведении
дневника самоконтроля.

Занятие 7. Итоговое занятие.

Анкета слушателя школы
здоровья по сахарному диабету
(предварительное тестирование)

1. Считаете ли Вы себя в целом здоровым
человеком?

01.да

02 нет

2.Проводилось ли у Вас измерение уровня
сахара крови за последний год?

01.да

02 нет

03 нет

3. Какие специалисты когда-либо направляли
Вас или рекомендовали провести измерение
сахара крови?

01 терапевт или врач общей практики

02 эндокринолог

03 кардиолог

04 хирург

05невролог

06окулист

07 фельдшер

4. Считаете ли Вы, что у Вас есть риск
заболеть сахарным диабетом?

01.да

02 нет

5.Хотели Вы пройти консультацию
эндокринолога. чтобы исключить у себя
возможность диабета?

01.да

02 нет

6. Знаете ли Вы признаки, появления
которых характерно для сахарного
диабета?

01.да

02 нет

7.Считаете ли Вы, что ранняя диагностика
диабета увеличить срок жизни?

01.да

02 нет

8. Вызывает ли у Вас затруднение обращение
к врачу специалисту?

01.да

02 нет

9. Как вы предполагаете какие трудности
испытывает человек, больной диабетом
в случае отсутствия лечения?

01. Сложности передвижения

02. Снижение мыслительной активности

03. Сосудистые нарушения (инсульт, инфаркт)

04. осложнения на почки

05 Повышение А/Д

06 Снижение уровня зрения

10. Ниже перечислены факторы риска
диабета. какие из них можно было отнести
к Вам?

01. Наличие родственников. либо знакомых.
страдающих сахарным диабетом

02 Избыточная масса тела

03. Повышение А/Д

04. Малоподвижный образ жизни

05. Курение

11. Ниже перечислены возможные признаки,
указывающие на наличие диабета:

01. Выраженная слабость. сонливость

02. Постоянное чувство голода

03 Ощущение сухости во рту

04 Частое мочеиспускание (чаще 5 раз в
день)

05 Снижение веса

06. Плохое зрение.

12. Страдаете ли Вы какими-либо хроническими
заболеваниями?

01. сердечно-сосудистой системы

02. нервной системы

03. органов пищеварения

04. Дыхательной системы

05. Болезней почек

06. Заболеванием глаз

07. Других систем

13. Просьба указать некоторые сведения
о себе:

пол: муж. Женский

14. Возраст:

15. Уровень вашего образования:

01. среднее и ниже

02. средне-специальное

03. высшее

Спасибо!

Источник

Сердечно-сосудистые заболевания и осложнения, к которым они приводят, являются основной причиной смерти людей, при чем во всем мире. Проводимое в 2014 году исследование ЭССЕ показало, что в России более 48% мужчин и 41% женщин болеют артериальной гипертензией.

Предупредить развитие артериальной гипертензии и повысить качество жизни помогают Школы Здоровья.

К 2025 году, по прогнозам ученых, число людей с повышенным артериальным давлением возрастет до 1,5 млрд. Предупредить такие состояния, а также значительно повысить качество жизни существенно помогают Школы Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.

Пара слов о заболевании артериальная гипертензия

Артериальная гипертензия — это постоянное (стойкое) повышение АД. Из-за того, что артериальное давление повышено, структура и функции артерий и сердечной мышцы нарушаются, что приводит к серьезным осложнениям, значительно ухудшает качество жизни больного. Даже колебания на 10 мм рт. ст. от нормы значительно влияют на состояние сердца, мозга, сосуда и почек.

Лечение артериальной гипертензии заключается в комплексе мер: изменения образа жизни и приема лекарственных препаратов. Важно, чтобы пациент понимал, насколько серьезно его заболевание, а также мог самостоятельно организовывать лечебные мероприятия. Для этого и была создана Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией .

Школа Здоровья. Что это такое?

Школа гипертоника — это совокупность методик и средств, предназначенная для воздействия на пациента и население в целом. То есть основной задачей такой Школы является:

  • Повышение информированности о гипертензии;
  • Улучшения качества жизни пациента;
  • Получение практических навыков по профилактике и лечению заболевания.

По факту, Школа Здоровья — это форма профилактического консультирования, услуга, которая оказывается пациентам, болеющим гипертонией, или имеющим факторы риска появления заболевания. В 2001 году приказом №268 Школа Здоровья была включена в классификацию «Комплексные и сложные мед. услуги».

Задачи и цели Школы Здоровья для больных с артериальной гипертензией

Школа гипертоников преследует такие цели:

  • Увеличить охват населения, получающего профилактическую помощь;
  • Повысить доступность и качество профилактики артериальной гипертензии;
  • Проводить первичную и вторичную профилактики болезни;
  • Достичь максимальной результативности в лечении пациентов;
  • Повысить качество жизни больного.

В школе здоровья знакомят людей с факторами риска развития артериальной гипертензией.

[color-box color=”white”]Основной задачей Школы Здоровья по гипертонической болезни является донести до пациентов и населения в доступной форме максимум информации о причинах, механизме и осложнениях артериальной гипертензии.[/color-box] Вторичными задачами являются:

  • Ознакомление людей с факторами риска развития заболевания;
  • Формирование активного отношения пациента к собственному здоровью;
  • Мотивация пациентов к оздоровлению;
  • Формирование умений по самостоятельной помощи себе в критических ситуациях;
  • Формирование навыков по самостоятельному устранению или снижению воздействия неблагоприятных факторов на своей здоровье; [color-box color=”green”]В этот пункт относится материал об отказе от вредных привычек, подавлению стресса и др.[/color-box]
  • Налаживание понимания между пациентом и врачом/семьей больного по вопросам профилактических мероприятий.

Также в задачи организации входит формирование у населения понимания о том, что укрепить свое здоровье можно исключительно через правильный образ жизни.

Школа Здоровья и обычная школа. Есть ли разница?

Безусловно, Школа Здоровья при артериальной гипертонии отличается от обычной своими целями и задачами, что видно из предыдущего пункта. Но даже в организационных моментах различия разительны, ведь Школы Здоровья:

  • Организовываются при поликлиниках, стационарных отделениях, диспансерах, санаториях и прочих лечебных и профилактических медицинских учреждениях;
  • Утверждаются приказом директора каждого конкретного учреждения;
  • Составляют свой план в зависимости от специфики учреждения;
  • Могут быть организованы врачом, узкопрофильным специалистом, зав отделением;
  • Обязаны вести учет работы в соответствии с формами, конкретно приложением №5 приказа № 455.
Читайте также:  Гипертония у детей картинки

Если в обычной школе набирается весьма разношёрстная аудитория, а класс может состоять из более 20 человек, то класс Школы Здоровья включает до 15 людей, больных гипертонией I-III стадии. Уроки здесь составляют 1,5 часа, а количество их зависит от курса (в пределах 10).

[color-box color=”blue”]Занятия для гипертоников проводятся профессиональными врачами. Кабинет для уроков оснащается пособиями, инструментами и другим необходимым инвентарем. Каждому обучающемуся выдается литература и дневник, где содержится основная информация по заболеванию, которую пациент должен знать.[/color-box]

Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем.

Одна из тем, которую освящают в школе здоровья – это здоровое питание.

Темы освещают такие аспекты. как:

  1. Здоровое питание;
  2. Ожирение и гипертония;
  3. Необходимость физических нагрузок;
  4. Влияние курения и стрессов;
  5. Медикаментозная терапия.

Занятия в школе здоровья по артериальной гипертонии включают не только лекционный материал, но и практический. Примерное процентное соотношение уроков указано в таблице:

ЗанятияПроцентное соотношение
Лекции20-30%
Практикадо 50%
Дискуссионные занятия и ответы специалиста на интересующие пациентов вопросы20-30%
Индивидуальная консультация10%

Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении. Учитывается не только диагноз, но и общее самочувствие пациента, его возраст, результаты обследований.

После набора группа закрывается, и новые ученики к ней присоединиться не могут. Ученик может быть исключен из Школы из-за осложнения заболевания, нарушения когнитивных функций и по другим причинам.

Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении.

Важность школ здоровья для больных с артериальной гипертензией

Чтобы понять, насколько важна Школа гипертонической болезни, необходимо понять масштабы проблемы. Дело в том, что общие показатели здоровья людей, проживающих в России, находятся на неудовлетворительном уровне, а показатели заболеваемости и смертности крайне высоки. Средняя продолжительность жизни людей значительно уменьшилась, при этом смертность от сердечно-сосудистых болезней возрастает.

На продолжительность жизни и увеличение числа больных артериальной гипертензией влияют:

  1. Алкоголизм;
  2. Курение;
  3. Употребление наркотиков;
  4. Инфекционные заболевания;
  5. Ухудшение качества жизни (низкие заработные платы, плохое питание);
  6. Низкий уровень физической активности;
  7. Стрессы;
  8. Снижение культурного уровня.

Все вышеперечисленные факторы, особенно социальные, влияют на распространение нездорового образа жизни.

По проводимым исследованиям, на здоровье человека более чем на 50% влияет образ жизни, который он соблюдает. Именно поэтому формирование знаний о правильном образе жизни является основным направлением деятельности структур здравоохранения.

Школы здоровья являются мощным инструментом для улучшения санитарно-гигиенических навыков, способствует снижению смертности и заболеваемости гипертонической болезнью.

Организация Школы Здоровья для больных гипертонической болезнью

Как говорилось выше, Школа Здоровья (гипертоническая болезнь — одно из главных её направлений) открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия. В составляемом приказе обязаны указываться:

  • Преподаватели, у которых должна быть соответствующая специализация. Преподаватели несут полную ответственность за предоставляемые ими знания и безопасность учеников на занятиях.
  • Инструкции, а также формы, которые следует заполнить пациентам, чтобы поступить в Школу.
  • Формы для регистрации пациентов в Школе, а также формы для их учета.
  • График и план занятий.
  • Указание помещения, где будут проводиться занятия.
  • Список необходимого для занятий оборудования.

Школа Здоровья открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия.

Основной пласт информации в Школе Здоровья подается через лекцию. При этом лекционный материал обязан учитывать, что у пациентов различный уровень образованности и подготовки. Именно поэтому занятия необходимо проводить таким образом, чтобы сначала подавался простой материал, усложняясь с каждым уроком.

[color-box color=”white”]Преподаватель должен строить занятия в форме открытого диалога, чтобы посещающие могли своевременно получать ответы на возникающие вопросы. Чтобы упростить восприятие материала, рекомендуется использовать наглядные пособия, презентации, фильмы и т. п.[/color-box]

Чтобы понять, насколько эффективно показала себя Школа Здоровья, рекомендуется поддерживать с учениками обратную связь. Делать это можно через анонимные анкеты или книгу отзывов.

Как сбить давление в домашних условиях медикаментами и народными средствами?

Инструкция по применению Алзепила.

Инструкцию по применению Аквалора читайте здесь.

При организации Школы Здоровья необходимо вести определённую документацию:

  • Учетную форму 038/у-02, которая утверждена приказом МЗРФ № 455.
  • Ежегодно заполняющуюся отчетную форму о деятельности организации, утверждённую постановлением Госкомстата № 175.
  • Годовой отчет о работе Школы Здоровья.
  • Журнал проведенных занятий по установленной форме.

При необходимости перечень документов может дополняться.

[morkovin_vg video=”PhzVPgVIOzU;LmhZGeALo7g”]

Подводя черту

Школы Здоровья — необходимость в современных реалиях общего ухудшения знаний о собственном здоровье у населения. Как показывают исследования, такие Школы действительно улучшают общее состояние больных артериальной гипертензии, увеличивают продолжительность их жизни, а также способствуют уменьшению заболеваемости. Правильная организации Школы Здоровья — огромный шаг к просвещению человека и улучшению качества его жизни.

Источник