Школа здоровья по гипертонии 2002

qrcode

всероссийское научное ОБЩЕСТВО КАРДИОЛОГОВ
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
АРТЕРИАЛЬНАЯ
ГИПЕРТОНИЯ
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ

в но к ф
ФГУ Государственный всероссийское НАУЧНОЕ научно-исследовательский центр общество кардиологов профилактической медицины Росмедтехнологий»
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
АРТЕРИАЛЬНАЯ
ГИПЕРТОНИЯ
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ
Под редакцией акад. РАМН Р.Г. Оганова
Москва
И З ДАТЕ ЛЬ С КА Я ГРУППА
«ГЭ ОТАР Меди а »
CD © )
2008

УДК 616.12-008.331.1(083.13)
ББК Рекомендуется УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей.
А в торс кий коллектив Калинина А М .— др мед. наук, проф
Поздняков Ю.М.
— др мед. наук, проф
Ощепкова Е.В.

др мед. наук, проф
Еганян Р.А.

канд. мед. наук
Гамбарян МГ.

канд. мед. наук
Карамнова НС.

канд. мед. наук Концевая А.В.
— канд. мед. наук
Фунтова ТЕ.
Ш кола здоровья. Артериальная гипертония. Руководство для Ш врачей / под ред. Р.Г. О ганова. — М . : ГЭОТАР-М едиа, 2008. — 192 с.
ISBN Школа здоровья. Артериальная гипертония включает в себя руководство для врачей, проводящих школу здоровья для больных артериальной гипертонией, с приложением на компакт-диске и материалами для пациентов.
В руководстве для врачей изложены сведения по организации и проведению школ здоровья для больных с артериальной гипертонией. Подробно представлена информация о здоровом питании, физической активности, вреде курения и методах борьбы с ним, о степенях ожирения и метаболическом синдроме, психоэмоциональных факторах. Отдельный раздел посвящён медикаментозному лечению артериальной гипертонии. Приложение на компакт-диске содержит слайд-презентации, соответствующие темам проводимых занятий, и материалы для пациентов. Впервые в пособии объединены информационная часть и мотивационные методы обучения пациентов, направленные на повышение заинтересованности пациентов в выполнении врачебных назначений и устранение поведенческих факторов риска.
«Школа здоровья. Артериальная гипертония разработана специалистами Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины под эгидой Всероссийского научного общества кардиологов, предназначена врачам-кардиологам, терапевтам, врачам общей практики, врачам, проводящим занятия в школе здоровья для больных с артериальной гипертонией, и врачам смежных специальностей.
УДК 616.12-008.331.1(083.13)
ББК Реклама производителей лекарственных средств и медицинской техники в настоящем издании представлена в виде тематических врезов, публикуемых на цветном фоне. Авторский коллектив не несёт ответственности за содержание рекламных материалов.
Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭОТАР-Медиа». Воспроизведение и распространение в каком бы тони было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения правообладателей Коллектив авторов, 2007
ISBN 978-5-9704-0696-0
©
Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращ ений…………………………………………………………………………………………..8
Введение………………………………………………………………………………………………………………9
ЧАСТЬ 1. Нормативная основа организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения……………..11
Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в школе. Целевая группа пациентов. Программа обучения пациентов. Организационные модели школ здоровья. Факторы, позволяющие добиться успеха при обучении в школах здоровья. ЧАСТЬ 2. Методические материалы для врачей по проведению занятий в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией…………………….19
Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?………………………….21
Знакомство, представление участников……………………………………………….21
Описание целей обучения. Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным. Что такое артериальная гипертония. Течение артериальной гипертонии, клинические проявления. 26
«Органы-миш ени»…………………………………………………………………………………… Степень артериальной гипертонии Факторы, влияющие на повышение артериального давлен и я……………..35
Выявление индивидуальных управляемых факторов риск а………………..36
Составление индивидуального плана действий для каждого пациента………………………………………………………………………………37
Как правильно измерять артериальное давление. 38

4
Содержание
Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии. Описание цели и сценария занятия. Каким должно быть питание здорового человека. 44
Подсчёт суточных энергозатрат и энергетической ценности пищевого рациона. Принципы здорового питания. Связь питания и артериального давления.
Как влияет питание на артериальную гипертонию?…………………………..53
Составление списка изменений в привычках питания и дополнение индивидуального плана оздоровления…………………………57
Составление суточного меню для пациентов с артериальной гипертонией. Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония…………………………………….63
Описание цели и сценария занятия. Что такое ожирение Методы оценки.
Понятие о метаболическом синдроме. 64
Расчёт нормальной массы тела, индекса массы тела,
степени избыточной массы тела. Основные принципы и типы диет при ожирении. Обсуждение и обмен мнениями. Вопросы-ответы…………………………….. Особенности коррекции контроля артериальной гипертонии при метаболическом синдроме………………………………………………………………..82
Аутогенная тренировка. Ролевые игры. Аутотренинг Занятие 4. Физическая активность и здоровье. Описание цели и задач, знакомство с планом занятия.
Выяснение пожеланий участников. Дополнительные вопросы……………91
Что такое физическая активность. Какова физическая активность нашего населения?……………………………..92
Что такое физическая работоспособность. Оценка физической активности. Как оценить физическую тренированность?………………………………………..94
Какова цель повышения физической активности?……………………………….96
К ак аэробная физическая активность влияет на здоровье. Как избежать осложнений при физических тренировках. 98

Содержание
5
Как повысить повседневную физическую активность. Как одеваться для занятий физкультурой. Как контролировать интенсивность физической нагрузки. Как построить занятие по повышению физической активности?…….103
Как построить программу тренирующих занятий. Как оценить эффективность тренирующего воздействия физической активности?……………………………………………………105
Каковы основные мотивы повышения физической активности в пожилом возрасте. Есть ли особенности для лиц с ожирением. Занятие 5. Курение и здоровье. Знакомство, представление участников.
Описание цели и сценария занятия. Выяснение пожеланий.
Дополнение. Ответы на вопросы. Выявление информированности слушателей о курении;
их отношения к курению ………………………………………………………………………. Компоненты табачного дыма. Влияние курения на индивидуальное здоровье. Мифы о «лёгких» сигаретах. Метод опроса оценка типа курительного поведения и статуса курения. Причины закуривания и курения. Никотиновая зависимость.
Почему люди курят Почему курят дети Почему курят взрослые?
Почему я курю, почему курят другие. Заполнение вопросника Оценка степени никотиновой зависимости»……………………………………………………………………126
Современные методы лечения табакокурения……………………………………..127
Оценка степени мотивированности и готовности к отказу от курени я………………………………………………………….129
Занятие 6. Стресс и здоровье. Знакомство, представление участников.
Описание цели и сценария занятия.
Выяснение пожеланий слушателей. Ответы на вопросы Что такое стресс Природа стресса. 134
Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. Метод самооценки уровня стресса.
Тест Ридера. Оценка. Обсуждение. 137

Читайте также:  Гипертония перелет в самолете

6
Содержание
Определение стрессового поведения,
которое необходимо изменить. 138
Обсуждение-дискуссия по выявлению приоритетных вопросов темы Методы преодоления стресса………………………………………………………………….139
Знакомство с методом глубокого дыхания Знакомство с методом аутогенной тренировки. Стресс и вредные привычки (курение и др.).
Преодоление стресса, связанного с вредными привычкам и………………..146
Десять заповедей преодоления стресса и стрессовых реакций. 148
Вопросы-ответы. Обмен мнениями. Обсуждение. Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.
Как поднять доверие пациентов к лечению?………………………………………………..150
Описание цели занятия. Выяснение вопросов, наиболее интересующих слушателей. Правовые основы информирования больных в РФ.
Зачем нужно информировать пациентов. Цель лечения и контроля А Г Вопросы и ответы …………………………………………………………………………………… Общая дискуссия, обмен мнениями, высказывание пож еланий………163
Занятие 8. Заключительное. Круглый стол. Описание целей занятия Проверка знаний и навыков, полученных в школ е………………………………165
Заполнение оценочной анкеты. Обмен мнениями об обучении в ш коле………………………………………………….167
Пожелания на будущее. ЧАСТЬ 3. Оценка эффективности школ здоровья для больных с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения. Индикаторы объёма, полноты, медицинской и медико-социальной эф ф ективности……………………………………………………..172
Оценка эффективности работы школ для различных контингентов больных с АГ в практическом здравоохранении. Модель 1.
Больные с АГ, находящиеся под диспансерным наблюдением по месту жительства (опыт Хабаровского края

Содержание
7
Модель 2. Больные с АГ, обращающиеся за консультативной помощью в региональный кардиологический диспансер
(опыт г. И ваново)…………………………………………………………………………………….178
Модель 3. Больные с мягкой и умеренной АГ, активно выявленные при профилактическом обследовании в территориальной поликлинике (опыт г. Москвы. Список рекомендуемой литературы …………………………………………………………….. Содержание компакт-диска
• Слайд-презентации к занятиям
• Материалы для пациентов
• Самоучитель здоровья для пациентов с артериальной гипертонией
• Дневник пациента с артериальной гипертонией
• О просники и шкалы, используемые при проведении школы
• Дополнительная информация для пациентов
• Медицинские калькуляторы
• Интернет-ресурсы, связанные с кардиологией
• Международная классификация болезней десятого пересмотра

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ
о ©

— обозначение материалов, представленных в приложении на компакт-диске
4
— торговые наименования лекарственных средств
АГ
— артериальная гипертония
АГП
— антигипертензивные препараты
АД
— артериальное давление
БАД
— биологически активная добавка
ВНОК
— Всероссийское научное общество кардиологов
ВОЗ
— Всемирная организация здравоохранения
ИБС
— ишемическая болезнь сердца
ИК
— индекс курения
ИМТ
— индекс массы тела
ЛФК
— лечебная физкультура
МЧСС — максимальная частота сердечных сокращений
ОБ
— окружность бёдер
ОТ
— окружность талии
ФР
— фактор риска
ХОБЛ
— хроническая обструктивная болезнь лёгких
ЧСС
— частота сердечных сокращений
ЭКГ
— электрокардиография

ВВЕДЕНИЕ
История создания в России школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает около Шлет. Накоплен богатый опыт обучения в школах пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца (ИБС), заболеваниями желудочно-кишечного тракта и др. Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) проводится в различных регионах на протяжении последних 10—12 лет. В Московской области работают школы в Московском областном кардиологическом центре (г. Жуковский, в городах Щёлкове, Воскресенске, Балашихе и др. Имеется опыт работы школ ив других регионах России (Хабаровск, Москва, Вологда, Красноярск и др.).
Ш колы для пациентов с артериальной гипертонией включены в классификатор медицинских услуг (шифр 04.015.01, где 04 — медицинские услуги по профилактике 015 — кардиология 01 — школа для пациентов с артериальной гипертонией как вид услуги, что дало основание разработать унифицированную технологию обучения пациентов и оценки её эффективности.
В 2002 г. специалисты ведущих учреждений России по проблемам профилактической кардиологии (Государственный научно-исследо- вательский центр профилактической медицины, Российский кардиологический научно-производственный комплекс, Московский областной кардиологический центр) обобщили существующий по этой теме опыт. На базе доказательной медицины были разработаны типовые информационные и методические материалы для врачей и пациентов, которые позволяют внедрить современные эффективные формы обучения и этим повысить его качество.
Основные принципы организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией утверждены организационно-методи­
ческим письмом М инздрава России от 2 августа 2002 г.
Разработаны методические материалы к письму:
• для врачей по структурированному обучению пациентов — 8 занятий со слайдами;
• для пациентов — дневник пациента

10
Введение
• для подготовки врачей — программа организации школ здоровья в учреждениях первичного звена здравоохранения (тематическое усовершенствование на 72 ч).
С октября 2002 г. на постоянной основе проводится подготовка врачей по организации и проведению школ для пациентов по унифицированной технологии в ФГУ «ГНИЦ профилактической медицины Росмедтехнологий в рамках деятельности Координационного центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России.
Внедрение школ для пациентов с артериальной гипертонией в реальную практику позволяет уже в течение одного года убедиться в их эффективности стойко возрастает процент достижения целевого уровня артериального давления (АДу пациентов, уменьшается частота факторов риска (ФР, определяющих прогноз сердечно-сосу­
дистых осложнений, и, соответственно, риск осложнений, что позволяет контролировать АГ. Длительное наблюдение подтверждает, что у пациентов, прошедших обучение в школах, прогноз течения заболевания и жизни лучше по сравнению с обычным лечением

Читайте также:  Препараты при артериальной гипертонии

ЧАСТЬ 1. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПАЦИЕНТОВ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПАЦИЕНТОВ
ПРОГРАММ А ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ
ОРГАНИЗАЦИОННЫ ЕМ ОДЕЛИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ
ФАКТОРЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА ПРИ ОБУЧЕНИИ В ШКОЛАХ ЗДОРОВЬЯ

Настоящее пособие для врачей разработано в рамках реализации Федеральной целевой программы Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации № 540 от
17 июля 2001 г. Апробация программы обучения пациентов и оценка эффективности новой профилактической технологии позволили включить положения о школе для пациентов с артериальной гипертонией в Приказ М инздрава России № 4 от 24 января 2003 г. О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации. В приказе утверждены положение о школах для пациентов с артериальной гипертонией, регистрационные формы учёта и контроля пациентов.
Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией далее школа) является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания — по МКБ-10 в классе XXI, Z70—76), а также медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам с АГ в первичном звене здравоохранения.
Школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового профилактического консультирования пациентов, направленного на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков, позволяющих рационально лечить заболевание, проводить профилактику осложнений и повышать качество жизни.
Медицинская профилактическая услуга — это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение, определённую стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.
Ш кола здоровья для пациентов с АГ включена в отраслевой классификатор Сложные и комплексные медицинские услуги (Приказ М инздрава России № 268 от 16 июля 2001 Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
В соответствии с этим классификатором школа здоровья для пациентов с АГ имеет шифр 04.015.01, где 04 — медицинские услуги по профилактике 015 — кардиология 01 — вид услуги — школа для пациентов с артериальной гипертонией

Часть Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения (поликлиники, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, санаториях, оздоровительных центрах, на курортах.
Цель организации школ — оптимизация, совершенствование и расширение охвата, доступности и улучшение качества медицинской профилактической помощи населению, в частности пациентам с АГ.

Школа здоровья по гипертонии 2002перейти в каталог файлов

Источник

Сердечно-сосудистые заболевания и осложнения, к которым они приводят, являются основной причиной смерти людей, при чем во всем мире. Проводимое в 2014 году исследование ЭССЕ показало, что в России более 48% мужчин и 41% женщин болеют артериальной гипертензией.

Предупредить развитие артериальной гипертензии и повысить качество жизни помогают Школы Здоровья.

К 2025 году, по прогнозам ученых, число людей с повышенным артериальным давлением возрастет до 1,5 млрд. Предупредить такие состояния, а также значительно повысить качество жизни существенно помогают Школы Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.

Пара слов о заболевании артериальная гипертензия

Артериальная гипертензия — это постоянное (стойкое) повышение АД. Из-за того, что артериальное давление повышено, структура и функции артерий и сердечной мышцы нарушаются, что приводит к серьезным осложнениям, значительно ухудшает качество жизни больного. Даже колебания на 10 мм рт. ст. от нормы значительно влияют на состояние сердца, мозга, сосуда и почек.

Лечение артериальной гипертензии заключается в комплексе мер: изменения образа жизни и приема лекарственных препаратов. Важно, чтобы пациент понимал, насколько серьезно его заболевание, а также мог самостоятельно организовывать лечебные мероприятия. Для этого и была создана Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией .

Школа Здоровья. Что это такое?

Школа гипертоника — это совокупность методик и средств, предназначенная для воздействия на пациента и население в целом. То есть основной задачей такой Школы является:

  • Повышение информированности о гипертензии;
  • Улучшения качества жизни пациента;
  • Получение практических навыков по профилактике и лечению заболевания.

По факту, Школа Здоровья — это форма профилактического консультирования, услуга, которая оказывается пациентам, болеющим гипертонией, или имеющим факторы риска появления заболевания. В 2001 году приказом №268 Школа Здоровья была включена в классификацию «Комплексные и сложные мед. услуги».

Задачи и цели Школы Здоровья для больных с артериальной гипертензией

Школа гипертоников преследует такие цели:

  • Увеличить охват населения, получающего профилактическую помощь;
  • Повысить доступность и качество профилактики артериальной гипертензии;
  • Проводить первичную и вторичную профилактики болезни;
  • Достичь максимальной результативности в лечении пациентов;
  • Повысить качество жизни больного.

В школе здоровья знакомят людей с факторами риска развития артериальной гипертензией.

[color-box color=”white”]Основной задачей Школы Здоровья по гипертонической болезни является донести до пациентов и населения в доступной форме максимум информации о причинах, механизме и осложнениях артериальной гипертензии.[/color-box] Вторичными задачами являются:

  • Ознакомление людей с факторами риска развития заболевания;
  • Формирование активного отношения пациента к собственному здоровью;
  • Мотивация пациентов к оздоровлению;
  • Формирование умений по самостоятельной помощи себе в критических ситуациях;
  • Формирование навыков по самостоятельному устранению или снижению воздействия неблагоприятных факторов на своей здоровье; [color-box color=”green”]В этот пункт относится материал об отказе от вредных привычек, подавлению стресса и др.[/color-box]
  • Налаживание понимания между пациентом и врачом/семьей больного по вопросам профилактических мероприятий.

Также в задачи организации входит формирование у населения понимания о том, что укрепить свое здоровье можно исключительно через правильный образ жизни.

Читайте также:  Давление гипертонии 1 степени

Школа Здоровья и обычная школа. Есть ли разница?

Безусловно, Школа Здоровья при артериальной гипертонии отличается от обычной своими целями и задачами, что видно из предыдущего пункта. Но даже в организационных моментах различия разительны, ведь Школы Здоровья:

  • Организовываются при поликлиниках, стационарных отделениях, диспансерах, санаториях и прочих лечебных и профилактических медицинских учреждениях;
  • Утверждаются приказом директора каждого конкретного учреждения;
  • Составляют свой план в зависимости от специфики учреждения;
  • Могут быть организованы врачом, узкопрофильным специалистом, зав отделением;
  • Обязаны вести учет работы в соответствии с формами, конкретно приложением №5 приказа № 455.

Если в обычной школе набирается весьма разношёрстная аудитория, а класс может состоять из более 20 человек, то класс Школы Здоровья включает до 15 людей, больных гипертонией I-III стадии. Уроки здесь составляют 1,5 часа, а количество их зависит от курса (в пределах 10).

[color-box color=”blue”]Занятия для гипертоников проводятся профессиональными врачами. Кабинет для уроков оснащается пособиями, инструментами и другим необходимым инвентарем. Каждому обучающемуся выдается литература и дневник, где содержится основная информация по заболеванию, которую пациент должен знать.[/color-box]

Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем.

Одна из тем, которую освящают в школе здоровья – это здоровое питание.

Темы освещают такие аспекты. как:

  1. Здоровое питание;
  2. Ожирение и гипертония;
  3. Необходимость физических нагрузок;
  4. Влияние курения и стрессов;
  5. Медикаментозная терапия.

Занятия в школе здоровья по артериальной гипертонии включают не только лекционный материал, но и практический. Примерное процентное соотношение уроков указано в таблице:

ЗанятияПроцентное соотношение
Лекции20-30%
Практикадо 50%
Дискуссионные занятия и ответы специалиста на интересующие пациентов вопросы20-30%
Индивидуальная консультация10%

Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении. Учитывается не только диагноз, но и общее самочувствие пациента, его возраст, результаты обследований.

После набора группа закрывается, и новые ученики к ней присоединиться не могут. Ученик может быть исключен из Школы из-за осложнения заболевания, нарушения когнитивных функций и по другим причинам.

Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении.

Важность школ здоровья для больных с артериальной гипертензией

Чтобы понять, насколько важна Школа гипертонической болезни, необходимо понять масштабы проблемы. Дело в том, что общие показатели здоровья людей, проживающих в России, находятся на неудовлетворительном уровне, а показатели заболеваемости и смертности крайне высоки. Средняя продолжительность жизни людей значительно уменьшилась, при этом смертность от сердечно-сосудистых болезней возрастает.

На продолжительность жизни и увеличение числа больных артериальной гипертензией влияют:

  1. Алкоголизм;
  2. Курение;
  3. Употребление наркотиков;
  4. Инфекционные заболевания;
  5. Ухудшение качества жизни (низкие заработные платы, плохое питание);
  6. Низкий уровень физической активности;
  7. Стрессы;
  8. Снижение культурного уровня.

Все вышеперечисленные факторы, особенно социальные, влияют на распространение нездорового образа жизни.

По проводимым исследованиям, на здоровье человека более чем на 50% влияет образ жизни, который он соблюдает. Именно поэтому формирование знаний о правильном образе жизни является основным направлением деятельности структур здравоохранения.

Школы здоровья являются мощным инструментом для улучшения санитарно-гигиенических навыков, способствует снижению смертности и заболеваемости гипертонической болезнью.

Организация Школы Здоровья для больных гипертонической болезнью

Как говорилось выше, Школа Здоровья (гипертоническая болезнь — одно из главных её направлений) открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия. В составляемом приказе обязаны указываться:

  • Преподаватели, у которых должна быть соответствующая специализация. Преподаватели несут полную ответственность за предоставляемые ими знания и безопасность учеников на занятиях.
  • Инструкции, а также формы, которые следует заполнить пациентам, чтобы поступить в Школу.
  • Формы для регистрации пациентов в Школе, а также формы для их учета.
  • График и план занятий.
  • Указание помещения, где будут проводиться занятия.
  • Список необходимого для занятий оборудования.

Школа Здоровья открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия.

Основной пласт информации в Школе Здоровья подается через лекцию. При этом лекционный материал обязан учитывать, что у пациентов различный уровень образованности и подготовки. Именно поэтому занятия необходимо проводить таким образом, чтобы сначала подавался простой материал, усложняясь с каждым уроком.

[color-box color=”white”]Преподаватель должен строить занятия в форме открытого диалога, чтобы посещающие могли своевременно получать ответы на возникающие вопросы. Чтобы упростить восприятие материала, рекомендуется использовать наглядные пособия, презентации, фильмы и т. п.[/color-box]

Чтобы понять, насколько эффективно показала себя Школа Здоровья, рекомендуется поддерживать с учениками обратную связь. Делать это можно через анонимные анкеты или книгу отзывов.

Как сбить давление в домашних условиях медикаментами и народными средствами?

Инструкция по применению Алзепила.

Инструкцию по применению Аквалора читайте здесь.

При организации Школы Здоровья необходимо вести определённую документацию:

  • Учетную форму 038/у-02, которая утверждена приказом МЗРФ № 455.
  • Ежегодно заполняющуюся отчетную форму о деятельности организации, утверждённую постановлением Госкомстата № 175.
  • Годовой отчет о работе Школы Здоровья.
  • Журнал проведенных занятий по установленной форме.

При необходимости перечень документов может дополняться.

[morkovin_vg video=”PhzVPgVIOzU;LmhZGeALo7g”]

Подводя черту

Школы Здоровья — необходимость в современных реалиях общего ухудшения знаний о собственном здоровье у населения. Как показывают исследования, такие Школы действительно улучшают общее состояние больных артериальной гипертензии, увеличивают продолжительность их жизни, а также способствуют уменьшению заболеваемости. Правильная организации Школы Здоровья — огромный шаг к просвещению человека и улучшению качества его жизни.

Источник