Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией оганов
всероссийское научное ОБЩЕСТВО КАРДИОЛОГОВ
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
АРТЕРИАЛЬНАЯ
ГИПЕРТОНИЯ
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ
в но к ф
ФГУ Государственный всероссийское НАУЧНОЕ научно-исследовательский центр общество кардиологов профилактической медицины Росмедтехнологий»
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
АРТЕРИАЛЬНАЯ
ГИПЕРТОНИЯ
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ
Под редакцией акад. РАМН Р.Г. Оганова
Москва
И З ДАТЕ ЛЬ С КА Я ГРУППА
«ГЭ ОТАР Меди а »
CD © )
2008
УДК 616.12-008.331.1(083.13)
ББК Рекомендуется УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей.
А в торс кий коллектив Калинина А М .— др мед. наук, проф
Поздняков Ю.М.
— др мед. наук, проф
Ощепкова Е.В.
—
др мед. наук, проф
Еганян Р.А.
—
канд. мед. наук
Гамбарян МГ.
—
канд. мед. наук
Карамнова НС.
—
канд. мед. наук Концевая А.В.
— канд. мед. наук
Фунтова ТЕ.
Ш кола здоровья. Артериальная гипертония. Руководство для Ш врачей / под ред. Р.Г. О ганова. — М . : ГЭОТАР-М едиа, 2008. — 192 с.
ISBN Школа здоровья. Артериальная гипертония включает в себя руководство для врачей, проводящих школу здоровья для больных артериальной гипертонией, с приложением на компакт-диске и материалами для пациентов.
В руководстве для врачей изложены сведения по организации и проведению школ здоровья для больных с артериальной гипертонией. Подробно представлена информация о здоровом питании, физической активности, вреде курения и методах борьбы с ним, о степенях ожирения и метаболическом синдроме, психоэмоциональных факторах. Отдельный раздел посвящён медикаментозному лечению артериальной гипертонии. Приложение на компакт-диске содержит слайд-презентации, соответствующие темам проводимых занятий, и материалы для пациентов. Впервые в пособии объединены информационная часть и мотивационные методы обучения пациентов, направленные на повышение заинтересованности пациентов в выполнении врачебных назначений и устранение поведенческих факторов риска.
«Школа здоровья. Артериальная гипертония разработана специалистами Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины под эгидой Всероссийского научного общества кардиологов, предназначена врачам-кардиологам, терапевтам, врачам общей практики, врачам, проводящим занятия в школе здоровья для больных с артериальной гипертонией, и врачам смежных специальностей.
УДК 616.12-008.331.1(083.13)
ББК Реклама производителей лекарственных средств и медицинской техники в настоящем издании представлена в виде тематических врезов, публикуемых на цветном фоне. Авторский коллектив не несёт ответственности за содержание рекламных материалов.
Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭОТАР-Медиа». Воспроизведение и распространение в каком бы тони было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения правообладателей Коллектив авторов, 2007
ISBN 978-5-9704-0696-0
©
Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращ ений…………………………………………………………………………………………..8
Введение………………………………………………………………………………………………………………9
ЧАСТЬ 1. Нормативная основа организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения……………..11
Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в школе. Целевая группа пациентов. Программа обучения пациентов. Организационные модели школ здоровья. Факторы, позволяющие добиться успеха при обучении в школах здоровья. ЧАСТЬ 2. Методические материалы для врачей по проведению занятий в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией…………………….19
Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?………………………….21
Знакомство, представление участников……………………………………………….21
Описание целей обучения. Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным. Что такое артериальная гипертония. Течение артериальной гипертонии, клинические проявления. 26
«Органы-миш ени»…………………………………………………………………………………… Степень артериальной гипертонии Факторы, влияющие на повышение артериального давлен и я……………..35
Выявление индивидуальных управляемых факторов риск а………………..36
Составление индивидуального плана действий для каждого пациента………………………………………………………………………………37
Как правильно измерять артериальное давление. 38
4
Содержание
Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии. Описание цели и сценария занятия. Каким должно быть питание здорового человека. 44
Подсчёт суточных энергозатрат и энергетической ценности пищевого рациона. Принципы здорового питания. Связь питания и артериального давления.
Как влияет питание на артериальную гипертонию?…………………………..53
Составление списка изменений в привычках питания и дополнение индивидуального плана оздоровления…………………………57
Составление суточного меню для пациентов с артериальной гипертонией. Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония…………………………………….63
Описание цели и сценария занятия. Что такое ожирение Методы оценки.
Понятие о метаболическом синдроме. 64
Расчёт нормальной массы тела, индекса массы тела,
степени избыточной массы тела. Основные принципы и типы диет при ожирении. Обсуждение и обмен мнениями. Вопросы-ответы…………………………….. Особенности коррекции контроля артериальной гипертонии при метаболическом синдроме………………………………………………………………..82
Аутогенная тренировка. Ролевые игры. Аутотренинг Занятие 4. Физическая активность и здоровье. Описание цели и задач, знакомство с планом занятия.
Выяснение пожеланий участников. Дополнительные вопросы……………91
Что такое физическая активность. Какова физическая активность нашего населения?……………………………..92
Что такое физическая работоспособность. Оценка физической активности. Как оценить физическую тренированность?………………………………………..94
Какова цель повышения физической активности?……………………………….96
К ак аэробная физическая активность влияет на здоровье. Как избежать осложнений при физических тренировках. 98
Содержание
5
Как повысить повседневную физическую активность. Как одеваться для занятий физкультурой. Как контролировать интенсивность физической нагрузки. Как построить занятие по повышению физической активности?…….103
Как построить программу тренирующих занятий. Как оценить эффективность тренирующего воздействия физической активности?……………………………………………………105
Каковы основные мотивы повышения физической активности в пожилом возрасте. Есть ли особенности для лиц с ожирением. Занятие 5. Курение и здоровье. Знакомство, представление участников.
Описание цели и сценария занятия. Выяснение пожеланий.
Дополнение. Ответы на вопросы. Выявление информированности слушателей о курении;
их отношения к курению ………………………………………………………………………. Компоненты табачного дыма. Влияние курения на индивидуальное здоровье. Мифы о «лёгких» сигаретах. Метод опроса оценка типа курительного поведения и статуса курения. Причины закуривания и курения. Никотиновая зависимость.
Почему люди курят Почему курят дети Почему курят взрослые?
Почему я курю, почему курят другие. Заполнение вопросника Оценка степени никотиновой зависимости»……………………………………………………………………126
Современные методы лечения табакокурения……………………………………..127
Оценка степени мотивированности и готовности к отказу от курени я………………………………………………………….129
Занятие 6. Стресс и здоровье. Знакомство, представление участников.
Описание цели и сценария занятия.
Выяснение пожеланий слушателей. Ответы на вопросы Что такое стресс Природа стресса. 134
Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. Метод самооценки уровня стресса.
Тест Ридера. Оценка. Обсуждение. 137
6
Содержание
Определение стрессового поведения,
которое необходимо изменить. 138
Обсуждение-дискуссия по выявлению приоритетных вопросов темы Методы преодоления стресса………………………………………………………………….139
Знакомство с методом глубокого дыхания Знакомство с методом аутогенной тренировки. Стресс и вредные привычки (курение и др.).
Преодоление стресса, связанного с вредными привычкам и………………..146
Десять заповедей преодоления стресса и стрессовых реакций. 148
Вопросы-ответы. Обмен мнениями. Обсуждение. Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.
Как поднять доверие пациентов к лечению?………………………………………………..150
Описание цели занятия. Выяснение вопросов, наиболее интересующих слушателей. Правовые основы информирования больных в РФ.
Зачем нужно информировать пациентов. Цель лечения и контроля А Г Вопросы и ответы …………………………………………………………………………………… Общая дискуссия, обмен мнениями, высказывание пож еланий………163
Занятие 8. Заключительное. Круглый стол. Описание целей занятия Проверка знаний и навыков, полученных в школ е………………………………165
Заполнение оценочной анкеты. Обмен мнениями об обучении в ш коле………………………………………………….167
Пожелания на будущее. ЧАСТЬ 3. Оценка эффективности школ здоровья для больных с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения. Индикаторы объёма, полноты, медицинской и медико-социальной эф ф ективности……………………………………………………..172
Оценка эффективности работы школ для различных контингентов больных с АГ в практическом здравоохранении. Модель 1.
Больные с АГ, находящиеся под диспансерным наблюдением по месту жительства (опыт Хабаровского края
Содержание
7
Модель 2. Больные с АГ, обращающиеся за консультативной помощью в региональный кардиологический диспансер
(опыт г. И ваново)…………………………………………………………………………………….178
Модель 3. Больные с мягкой и умеренной АГ, активно выявленные при профилактическом обследовании в территориальной поликлинике (опыт г. Москвы. Список рекомендуемой литературы …………………………………………………………….. Содержание компакт-диска
• Слайд-презентации к занятиям
• Материалы для пациентов
• Самоучитель здоровья для пациентов с артериальной гипертонией
• Дневник пациента с артериальной гипертонией
• О просники и шкалы, используемые при проведении школы
• Дополнительная информация для пациентов
• Медицинские калькуляторы
• Интернет-ресурсы, связанные с кардиологией
• Международная классификация болезней десятого пересмотра
СПИСОК СОКРАЩЕНИИ
о ©
■
— обозначение материалов, представленных в приложении на компакт-диске
4
— торговые наименования лекарственных средств
АГ
— артериальная гипертония
АГП
— антигипертензивные препараты
АД
— артериальное давление
БАД
— биологически активная добавка
ВНОК
— Всероссийское научное общество кардиологов
ВОЗ
— Всемирная организация здравоохранения
ИБС
— ишемическая болезнь сердца
ИК
— индекс курения
ИМТ
— индекс массы тела
ЛФК
— лечебная физкультура
МЧСС — максимальная частота сердечных сокращений
ОБ
— окружность бёдер
ОТ
— окружность талии
ФР
— фактор риска
ХОБЛ
— хроническая обструктивная болезнь лёгких
ЧСС
— частота сердечных сокращений
ЭКГ
— электрокардиография
ВВЕДЕНИЕ
История создания в России школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает около Шлет. Накоплен богатый опыт обучения в школах пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца (ИБС), заболеваниями желудочно-кишечного тракта и др. Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) проводится в различных регионах на протяжении последних 10—12 лет. В Московской области работают школы в Московском областном кардиологическом центре (г. Жуковский, в городах Щёлкове, Воскресенске, Балашихе и др. Имеется опыт работы школ ив других регионах России (Хабаровск, Москва, Вологда, Красноярск и др.).
Ш колы для пациентов с артериальной гипертонией включены в классификатор медицинских услуг (шифр 04.015.01, где 04 — медицинские услуги по профилактике 015 — кардиология 01 — школа для пациентов с артериальной гипертонией как вид услуги, что дало основание разработать унифицированную технологию обучения пациентов и оценки её эффективности.
В 2002 г. специалисты ведущих учреждений России по проблемам профилактической кардиологии (Государственный научно-исследо- вательский центр профилактической медицины, Российский кардиологический научно-производственный комплекс, Московский областной кардиологический центр) обобщили существующий по этой теме опыт. На базе доказательной медицины были разработаны типовые информационные и методические материалы для врачей и пациентов, которые позволяют внедрить современные эффективные формы обучения и этим повысить его качество.
Основные принципы организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией утверждены организационно-методи
ческим письмом М инздрава России от 2 августа 2002 г.
Разработаны методические материалы к письму:
• для врачей по структурированному обучению пациентов — 8 занятий со слайдами;
• для пациентов — дневник пациента
10
Введение
• для подготовки врачей — программа организации школ здоровья в учреждениях первичного звена здравоохранения (тематическое усовершенствование на 72 ч).
С октября 2002 г. на постоянной основе проводится подготовка врачей по организации и проведению школ для пациентов по унифицированной технологии в ФГУ «ГНИЦ профилактической медицины Росмедтехнологий в рамках деятельности Координационного центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России.
Внедрение школ для пациентов с артериальной гипертонией в реальную практику позволяет уже в течение одного года убедиться в их эффективности стойко возрастает процент достижения целевого уровня артериального давления (АДу пациентов, уменьшается частота факторов риска (ФР, определяющих прогноз сердечно-сосу
дистых осложнений, и, соответственно, риск осложнений, что позволяет контролировать АГ. Длительное наблюдение подтверждает, что у пациентов, прошедших обучение в школах, прогноз течения заболевания и жизни лучше по сравнению с обычным лечением
ЧАСТЬ 1. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПАЦИЕНТОВ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПАЦИЕНТОВ
ПРОГРАММ А ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ
ОРГАНИЗАЦИОННЫ ЕМ ОДЕЛИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ
ФАКТОРЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА ПРИ ОБУЧЕНИИ В ШКОЛАХ ЗДОРОВЬЯ
Настоящее пособие для врачей разработано в рамках реализации Федеральной целевой программы Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации № 540 от
17 июля 2001 г. Апробация программы обучения пациентов и оценка эффективности новой профилактической технологии позволили включить положения о школе для пациентов с артериальной гипертонией в Приказ М инздрава России № 4 от 24 января 2003 г. О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации. В приказе утверждены положение о школах для пациентов с артериальной гипертонией, регистрационные формы учёта и контроля пациентов.
Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией далее школа) является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания — по МКБ-10 в классе XXI, Z70—76), а также медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам с АГ в первичном звене здравоохранения.
Школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового профилактического консультирования пациентов, направленного на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков, позволяющих рационально лечить заболевание, проводить профилактику осложнений и повышать качество жизни.
Медицинская профилактическая услуга — это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение, определённую стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.
Ш кола здоровья для пациентов с АГ включена в отраслевой классификатор Сложные и комплексные медицинские услуги (Приказ М инздрава России № 268 от 16 июля 2001 Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
В соответствии с этим классификатором школа здоровья для пациентов с АГ имеет шифр 04.015.01, где 04 — медицинские услуги по профилактике 015 — кардиология 01 — вид услуги — школа для пациентов с артериальной гипертонией
Часть Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения (поликлиники, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, санаториях, оздоровительных центрах, на курортах.
Цель организации школ — оптимизация, совершенствование и расширение охвата, доступности и улучшение качества медицинской профилактической помощи населению, в частности пациентам с АГ.
перейти в каталог файлов
Источник
Название: Школа здоровья. Артериальная гипертония. Руководство для врачей.
Автор: Оганов Р.Г.
Год издания: 2008
Размер: 6.38 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
В рассматриваемом руководстве для докторов общей практики «Школа здоровья. Артериальная гипертония» под редакцией Оганова Р.Г. освещены нормативная основа организации школ здоровья для пациентов (больных) с АГ — артериальной гипертензией, методические материалы для докторов по проведению занятий в школах здоровья, представлена оценка эффективности школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией. Все представленные в руководстве материалы ориентированы на докторов первичного звена.
Также Вы можете скачать бесплатно Оганов Р.Г. — Школа здоровья. Артериальная гипертония. Материалы для пациентов.
Также рекомендуем скачать
Название: Венозный тромбоэмболизм и тромбоэмболия легочной артерии.
Автор: Бокарев И.Н., Попова Л.В.
Год издания: 2013
Размер: 4.02 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Венозный тромбоэмболизм и тромбоэмболия легочной артерии» во втором издании рассматривает такие вопросы, как механизм и причины тромбообразования на современном этапе, факторы риска венозного т… Скачать книгу бесплатно
Название: Трудности и ошибки в тактике ведения больных хронической сердечной недостаточности.
Автор: Козиолова Н.А.
Год издания: 2018
Размер: 1.19 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Трудности и ошибки в тактике ведения больных хронической сердечной недостаточности» содержит основные данные по рассматриваемому вопросу. В издании приведены эпидемиологическая характеристика Х… Скачать книгу бесплатно
Название: Электрокардиограмма при инфаркте миокарда. Атлас. 2-е издание.
Автор: Гордеев И.Г., Волов Н.А., Кокорин В.А.
Год издания: 2016
Размер: 2.5 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Второе издание атласа «Электрокардиограмма при инфаркте миокарда» рассматривает на современном уровне электрокардиограммы, где отражен инфаркт миокарда с нарушениями сердечного ритма и сердечной прово… Скачать книгу бесплатно
Название: Эссенциальная гипертензия. Причины, механизмы, клиника, лечение
Автор: Кушаковский М.С.
Год издания: 2002
Размер: 8.15 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство «Эссенциальная гипертензия» под ред., Кушаковского М.С., рассматривает базисные физиологические системы регуляции уровня артериального давления, основы этиопатогенеза эссенциа… Скачать книгу бесплатно
Название: Руководство по электрокардиографии. 9-е издание
Автор: Орлов В.Н.
Год издания: 2017
Размер: 9.75 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Руководство по электрокардиографии» под ред., Орлова В.Н., рассматривает основные сведения по электрокардиографии и необходимые для правильной интерпретации ЭКГ данные. Рассмотрены общие принци… Скачать книгу бесплатно
Название: Болезни сердца по Браунвальду. Руководство по сердечно-сосудистой медицине. Том 1.
Автор: Либби П., Оганов Р.Г., Боноу Р.О., Манн Д.Л., Зайпс Д.П.
Год издания: 2010
Размер: 267.17 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Базовое кардиологическое руководство «Болезни сердца по Браунвальду. Руководство по сердечно-сосудистой медицине» емко и в полном объеме рассматривает основные вопросы сердечно-сосудистой медицины. В … Скачать книгу бесплатно
Название: Болезни сердца по Браунвальду. Руководство по сердечно-сосудистой медицине. Том 2.
Автор: Либби П., Оганов Р.Г., Боноу Р.О., Манн Д.Л., Зайпс Д.П.
Год издания: 2010
Размер: 267.47 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленное кардиологическое руководство «Болезни сердца по Браунвальду. Руководство по сердечно-сосудистой медицине» во втором томе затрагивает такие актуальные проблемы сердечно-сосудистой медици… Скачать книгу бесплатно
Название: Болезни сердца по Браунвальду. Руководство по сердечно-сосудистой медицине. Том 3.
Автор: Либби П., Оганов Р.Г., Боноу Р.О., Манн Д.Л., Зайпс Д.П.
Год издания: 2013
Размер: 300.96 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Третий том базового руководства «Болезни сердца по Браунвальду. Руководство по сердечно-сосудистой медицине» рассматривает такие вопросы, как профилактическая кардиология, куда включены: биологические… Скачать книгу бесплатно
Название: Болезни сердца по Браунвальду. Руководство по сердечно-сосудистой медицине. Том 4.
Автор: Либби П., Оганов Р.Г., Боноу Р.О., Манн Д.Л., Зайпс Д.П.
Год издания: 2015
Размер: 369.46 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Завершающий 4 том кардиологического руководства «Болезни сердца по Браунвальду. Руководство по сердечно-сосудистой медицине» рассматривает заболевания сердца, сосудистого русла легких и перикарда, отд… Скачать книгу бесплатно
Название: Сердечные аритмии
Автор: Сулимов В.А., Беннет Д.Х.
Год издания: 2010
Размер: 58.28 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство «Сердечные аритмии» под ред., Сулимова В.А., содержит в себе примеры электрокардиограмм сердечной патологии с их интерпритацией и лечением. Изложены такие патологические состо… Скачать книгу бесплатно
Источник