Школа здоровья артериальная гипертония руководство для врачей

qrcode

всероссийское научное ОБЩЕСТВО КАРДИОЛОГОВ
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
АРТЕРИАЛЬНАЯ
ГИПЕРТОНИЯ
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ

в но к ф
ФГУ Государственный всероссийское НАУЧНОЕ научно-исследовательский центр общество кардиологов профилактической медицины Росмедтехнологий»
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
АРТЕРИАЛЬНАЯ
ГИПЕРТОНИЯ
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ
Под редакцией акад. РАМН Р.Г. Оганова
Москва
И З ДАТЕ ЛЬ С КА Я ГРУППА
«ГЭ ОТАР Меди а »
CD © )
2008

УДК 616.12-008.331.1(083.13)
ББК Рекомендуется УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей.
А в торс кий коллектив Калинина А М .— др мед. наук, проф
Поздняков Ю.М.
— др мед. наук, проф
Ощепкова Е.В.

др мед. наук, проф
Еганян Р.А.

канд. мед. наук
Гамбарян МГ.

канд. мед. наук
Карамнова НС.

канд. мед. наук Концевая А.В.
— канд. мед. наук
Фунтова ТЕ.
Ш кола здоровья. Артериальная гипертония. Руководство для Ш врачей / под ред. Р.Г. О ганова. — М . : ГЭОТАР-М едиа, 2008. — 192 с.
ISBN Школа здоровья. Артериальная гипертония включает в себя руководство для врачей, проводящих школу здоровья для больных артериальной гипертонией, с приложением на компакт-диске и материалами для пациентов.
В руководстве для врачей изложены сведения по организации и проведению школ здоровья для больных с артериальной гипертонией. Подробно представлена информация о здоровом питании, физической активности, вреде курения и методах борьбы с ним, о степенях ожирения и метаболическом синдроме, психоэмоциональных факторах. Отдельный раздел посвящён медикаментозному лечению артериальной гипертонии. Приложение на компакт-диске содержит слайд-презентации, соответствующие темам проводимых занятий, и материалы для пациентов. Впервые в пособии объединены информационная часть и мотивационные методы обучения пациентов, направленные на повышение заинтересованности пациентов в выполнении врачебных назначений и устранение поведенческих факторов риска.
«Школа здоровья. Артериальная гипертония разработана специалистами Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины под эгидой Всероссийского научного общества кардиологов, предназначена врачам-кардиологам, терапевтам, врачам общей практики, врачам, проводящим занятия в школе здоровья для больных с артериальной гипертонией, и врачам смежных специальностей.
УДК 616.12-008.331.1(083.13)
ББК Реклама производителей лекарственных средств и медицинской техники в настоящем издании представлена в виде тематических врезов, публикуемых на цветном фоне. Авторский коллектив не несёт ответственности за содержание рекламных материалов.
Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭОТАР-Медиа». Воспроизведение и распространение в каком бы тони было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения правообладателей Коллектив авторов, 2007
ISBN 978-5-9704-0696-0
©
Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращ ений…………………………………………………………………………………………..8
Введение………………………………………………………………………………………………………………9
ЧАСТЬ 1. Нормативная основа организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения……………..11
Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в школе. Целевая группа пациентов. Программа обучения пациентов. Организационные модели школ здоровья. Факторы, позволяющие добиться успеха при обучении в школах здоровья. ЧАСТЬ 2. Методические материалы для врачей по проведению занятий в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией…………………….19
Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?………………………….21
Знакомство, представление участников……………………………………………….21
Описание целей обучения. Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным. Что такое артериальная гипертония. Течение артериальной гипертонии, клинические проявления. 26
«Органы-миш ени»…………………………………………………………………………………… Степень артериальной гипертонии Факторы, влияющие на повышение артериального давлен и я……………..35
Выявление индивидуальных управляемых факторов риск а………………..36
Составление индивидуального плана действий для каждого пациента………………………………………………………………………………37
Как правильно измерять артериальное давление. 38

4
Содержание
Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии. Описание цели и сценария занятия. Каким должно быть питание здорового человека. 44
Подсчёт суточных энергозатрат и энергетической ценности пищевого рациона. Принципы здорового питания. Связь питания и артериального давления.
Как влияет питание на артериальную гипертонию?…………………………..53
Составление списка изменений в привычках питания и дополнение индивидуального плана оздоровления…………………………57
Составление суточного меню для пациентов с артериальной гипертонией. Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония…………………………………….63
Описание цели и сценария занятия. Что такое ожирение Методы оценки.
Понятие о метаболическом синдроме. 64
Расчёт нормальной массы тела, индекса массы тела,
степени избыточной массы тела. Основные принципы и типы диет при ожирении. Обсуждение и обмен мнениями. Вопросы-ответы…………………………….. Особенности коррекции контроля артериальной гипертонии при метаболическом синдроме………………………………………………………………..82
Аутогенная тренировка. Ролевые игры. Аутотренинг Занятие 4. Физическая активность и здоровье. Описание цели и задач, знакомство с планом занятия.
Выяснение пожеланий участников. Дополнительные вопросы……………91
Что такое физическая активность. Какова физическая активность нашего населения?……………………………..92
Что такое физическая работоспособность. Оценка физической активности. Как оценить физическую тренированность?………………………………………..94
Какова цель повышения физической активности?……………………………….96
К ак аэробная физическая активность влияет на здоровье. Как избежать осложнений при физических тренировках. 98

Содержание
5
Как повысить повседневную физическую активность. Как одеваться для занятий физкультурой. Как контролировать интенсивность физической нагрузки. Как построить занятие по повышению физической активности?…….103
Как построить программу тренирующих занятий. Как оценить эффективность тренирующего воздействия физической активности?……………………………………………………105
Каковы основные мотивы повышения физической активности в пожилом возрасте. Есть ли особенности для лиц с ожирением. Занятие 5. Курение и здоровье. Знакомство, представление участников.
Описание цели и сценария занятия. Выяснение пожеланий.
Дополнение. Ответы на вопросы. Выявление информированности слушателей о курении;
их отношения к курению ………………………………………………………………………. Компоненты табачного дыма. Влияние курения на индивидуальное здоровье. Мифы о «лёгких» сигаретах. Метод опроса оценка типа курительного поведения и статуса курения. Причины закуривания и курения. Никотиновая зависимость.
Почему люди курят Почему курят дети Почему курят взрослые?
Почему я курю, почему курят другие. Заполнение вопросника Оценка степени никотиновой зависимости»……………………………………………………………………126
Современные методы лечения табакокурения……………………………………..127
Оценка степени мотивированности и готовности к отказу от курени я………………………………………………………….129
Занятие 6. Стресс и здоровье. Знакомство, представление участников.
Описание цели и сценария занятия.
Выяснение пожеланий слушателей. Ответы на вопросы Что такое стресс Природа стресса. 134
Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. Метод самооценки уровня стресса.
Тест Ридера. Оценка. Обсуждение. 137

Читайте также:  Гипертония что нужно пить

6
Содержание
Определение стрессового поведения,
которое необходимо изменить. 138
Обсуждение-дискуссия по выявлению приоритетных вопросов темы Методы преодоления стресса………………………………………………………………….139
Знакомство с методом глубокого дыхания Знакомство с методом аутогенной тренировки. Стресс и вредные привычки (курение и др.).
Преодоление стресса, связанного с вредными привычкам и………………..146
Десять заповедей преодоления стресса и стрессовых реакций. 148
Вопросы-ответы. Обмен мнениями. Обсуждение. Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.
Как поднять доверие пациентов к лечению?………………………………………………..150
Описание цели занятия. Выяснение вопросов, наиболее интересующих слушателей. Правовые основы информирования больных в РФ.
Зачем нужно информировать пациентов. Цель лечения и контроля А Г Вопросы и ответы …………………………………………………………………………………… Общая дискуссия, обмен мнениями, высказывание пож еланий………163
Занятие 8. Заключительное. Круглый стол. Описание целей занятия Проверка знаний и навыков, полученных в школ е………………………………165
Заполнение оценочной анкеты. Обмен мнениями об обучении в ш коле………………………………………………….167
Пожелания на будущее. ЧАСТЬ 3. Оценка эффективности школ здоровья для больных с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения. Индикаторы объёма, полноты, медицинской и медико-социальной эф ф ективности……………………………………………………..172
Оценка эффективности работы школ для различных контингентов больных с АГ в практическом здравоохранении. Модель 1.
Больные с АГ, находящиеся под диспансерным наблюдением по месту жительства (опыт Хабаровского края

Содержание
7
Модель 2. Больные с АГ, обращающиеся за консультативной помощью в региональный кардиологический диспансер
(опыт г. И ваново)…………………………………………………………………………………….178
Модель 3. Больные с мягкой и умеренной АГ, активно выявленные при профилактическом обследовании в территориальной поликлинике (опыт г. Москвы. Список рекомендуемой литературы …………………………………………………………….. Содержание компакт-диска
• Слайд-презентации к занятиям
• Материалы для пациентов
• Самоучитель здоровья для пациентов с артериальной гипертонией
• Дневник пациента с артериальной гипертонией
• О просники и шкалы, используемые при проведении школы
• Дополнительная информация для пациентов
• Медицинские калькуляторы
• Интернет-ресурсы, связанные с кардиологией
• Международная классификация болезней десятого пересмотра

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ
о ©

— обозначение материалов, представленных в приложении на компакт-диске
4
— торговые наименования лекарственных средств
АГ
— артериальная гипертония
АГП
— антигипертензивные препараты
АД
— артериальное давление
БАД
— биологически активная добавка
ВНОК
— Всероссийское научное общество кардиологов
ВОЗ
— Всемирная организация здравоохранения
ИБС
— ишемическая болезнь сердца
ИК
— индекс курения
ИМТ
— индекс массы тела
ЛФК
— лечебная физкультура
МЧСС — максимальная частота сердечных сокращений
ОБ
— окружность бёдер
ОТ
— окружность талии
ФР
— фактор риска
ХОБЛ
— хроническая обструктивная болезнь лёгких
ЧСС
— частота сердечных сокращений
ЭКГ
— электрокардиография

ВВЕДЕНИЕ
История создания в России школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает около Шлет. Накоплен богатый опыт обучения в школах пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца (ИБС), заболеваниями желудочно-кишечного тракта и др. Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) проводится в различных регионах на протяжении последних 10—12 лет. В Московской области работают школы в Московском областном кардиологическом центре (г. Жуковский, в городах Щёлкове, Воскресенске, Балашихе и др. Имеется опыт работы школ ив других регионах России (Хабаровск, Москва, Вологда, Красноярск и др.).
Ш колы для пациентов с артериальной гипертонией включены в классификатор медицинских услуг (шифр 04.015.01, где 04 — медицинские услуги по профилактике 015 — кардиология 01 — школа для пациентов с артериальной гипертонией как вид услуги, что дало основание разработать унифицированную технологию обучения пациентов и оценки её эффективности.
В 2002 г. специалисты ведущих учреждений России по проблемам профилактической кардиологии (Государственный научно-исследо- вательский центр профилактической медицины, Российский кардиологический научно-производственный комплекс, Московский областной кардиологический центр) обобщили существующий по этой теме опыт. На базе доказательной медицины были разработаны типовые информационные и методические материалы для врачей и пациентов, которые позволяют внедрить современные эффективные формы обучения и этим повысить его качество.
Основные принципы организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией утверждены организационно-методи­
ческим письмом М инздрава России от 2 августа 2002 г.
Разработаны методические материалы к письму:
• для врачей по структурированному обучению пациентов — 8 занятий со слайдами;
• для пациентов — дневник пациента

10
Введение
• для подготовки врачей — программа организации школ здоровья в учреждениях первичного звена здравоохранения (тематическое усовершенствование на 72 ч).
С октября 2002 г. на постоянной основе проводится подготовка врачей по организации и проведению школ для пациентов по унифицированной технологии в ФГУ «ГНИЦ профилактической медицины Росмедтехнологий в рамках деятельности Координационного центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России.
Внедрение школ для пациентов с артериальной гипертонией в реальную практику позволяет уже в течение одного года убедиться в их эффективности стойко возрастает процент достижения целевого уровня артериального давления (АДу пациентов, уменьшается частота факторов риска (ФР, определяющих прогноз сердечно-сосу­
дистых осложнений, и, соответственно, риск осложнений, что позволяет контролировать АГ. Длительное наблюдение подтверждает, что у пациентов, прошедших обучение в школах, прогноз течения заболевания и жизни лучше по сравнению с обычным лечением

Читайте также:  Гипертония можно ли вылечится

ЧАСТЬ 1. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПАЦИЕНТОВ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПАЦИЕНТОВ
ПРОГРАММ А ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ
ОРГАНИЗАЦИОННЫ ЕМ ОДЕЛИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ
ФАКТОРЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА ПРИ ОБУЧЕНИИ В ШКОЛАХ ЗДОРОВЬЯ

Настоящее пособие для врачей разработано в рамках реализации Федеральной целевой программы Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации № 540 от
17 июля 2001 г. Апробация программы обучения пациентов и оценка эффективности новой профилактической технологии позволили включить положения о школе для пациентов с артериальной гипертонией в Приказ М инздрава России № 4 от 24 января 2003 г. О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации. В приказе утверждены положение о школах для пациентов с артериальной гипертонией, регистрационные формы учёта и контроля пациентов.
Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией далее школа) является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания — по МКБ-10 в классе XXI, Z70—76), а также медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам с АГ в первичном звене здравоохранения.
Школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового профилактического консультирования пациентов, направленного на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков, позволяющих рационально лечить заболевание, проводить профилактику осложнений и повышать качество жизни.
Медицинская профилактическая услуга — это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение, определённую стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.
Ш кола здоровья для пациентов с АГ включена в отраслевой классификатор Сложные и комплексные медицинские услуги (Приказ М инздрава России № 268 от 16 июля 2001 Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
В соответствии с этим классификатором школа здоровья для пациентов с АГ имеет шифр 04.015.01, где 04 — медицинские услуги по профилактике 015 — кардиология 01 — вид услуги — школа для пациентов с артериальной гипертонией

Часть Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения (поликлиники, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, санаториях, оздоровительных центрах, на курортах.
Цель организации школ — оптимизация, совершенствование и расширение охвата, доступности и улучшение качества медицинской профилактической помощи населению, в частности пациентам с АГ.

Школа здоровья артериальная гипертония руководство для врачейперейти в каталог файлов

Источник

Скачать бесплатно книгу «Артериальная гипертония», Оганов Р.ГГод выпуска: 2008

Автор: Оганов Р.Г.

Жанр: Кардиология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: История создания в России школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает около 10 лет. Накоплен богатый опыт обучения в школах пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца (ИБС), заболеваниями желудочно-кишечного тракта и др. Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) проводится в различных регионах на протяжении последних 10—12 лет. В Московской области работают школы в Московском областном кардиологическом центре (г. Жуковский), в городах Щёлкове, Воскресенске, Балашихе и др. Имеется опыт работы школ и в других регионах России (Хабаровск, Москва, Вологда, Красноярск и др.).
Школы для пациентов с артериальной гипертонией включены в классификатор медицинских услуг (шифр 04.015.01, где 04 — медицинские услуги по профилактике; 015 — кардиология; 01 — школа для пациентов с артериальной гипертонией как вид услуги), что дало основание разработать унифицированную технологию обучения пациентов и оценки её эффективности.
В 2002 г. специалисты ведущих учреждений России по проблемам профилактической кардиологии (Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Российский кардиологический научно-производственный комплекс, Московский областной кардиологический центр) обобщили существующий по этой теме опыт. На базе доказательной медицины были разработаны типовые информационные и методические материалы для врачей и пациентов, которые позволяют внедрить современные эффективные формы обучения и этим повысить его качество.
Основные принципы организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией утверждены организационно-методическим письмом Минздрава России от 2 августа 2002 г.
Разработаны методические материалы к письму:

  1. для врачей по структурированному обучению пациентов — 8 занятий со слайдами;
  2. для пациентов — дневник пациента;
  3. для подготовки врачей — программа организации школ здоровья в учреждениях первичного звена здравоохранения (тематическое усовершенствование на 72 ч).

С октября 2002 г. на постоянной основе проводится подготовка врачей по организации и проведению школ для пациентов по унифицированной технологии в ФГУ «ГНИЦ профилактической медицины» Росмедтехнологий в рамках деятельности Координационного центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России.
Внедрение школ для пациентов с артериальной гипертонией в реальную практику позволяет уже в течение одного года убедиться в их эффективности: стойко возрастает процент достижения целевого уровня артериального давления (АД) у пациентов, уменьшается частота факторов риска (ФР), определяющих прогноз сердечно-сосудистых осложнений, и, соответственно, риск осложнений, что позволяет контролировать АГ. Длительное наблюдение подтверждает, что у пациентов, прошедших обучение в школах, прогноз течения заболевания и жизни лучше по сравнению с обычным лечением.

В книге «Школа здоровья. Артериальная гипертония» руководство для врачей изложены сведения по организации и проведению школ здоровья для больных с артериальной гипертонией. Подробно представлена информация о здоровом питании, физической активности, вреде курения и методах борьбы с ним, о степенях ожирения и метаболическом синдроме, психо-эмоциональных факторах. Отдельный раздел посвящен медикаментозному лечению артериальной гипертонии. Приложение на компакт-диске содержит слайд-презентации, соответствующие темам проводимых занятий, и материалы для пациентов. Впервые в пособии объединены информационная часть и мотивационные методы обучения пациентов, направленные на повышение заинтересованности пациентов в выполнении врачебных назначений и устранение поведенческих факторов риска.
«Школа здоровья. Артериальная гипертония» разработана специалистами Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины под эгидой Всероссийского научного общества кардиологов, предназначена врачам-кардиологам, терапевтам, врачам общей практики, врачам, проводящим занятия в школе здоровья для больных с артериальной гипертонией, и врачам смежных специальностей.

Читайте также:  Корвалол при гипертонии отзывы

Содержание книги

«Школа здоровья. Артериальная гипертония»

Нормативная основа организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

  1. Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в школе
  2. Целевая группа пациентов
  3. Программа обучения пациентов
  4. Организационные модели школ здоровья
  5. Факторы, позволяющие добиться успеха при обучении в школах здоровья

Методические материалы для врачей по проведению занятий в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией
Что надо знать об артериальной гипертонии?

  1. Знакомство, представление участников
  2. Описание целей обучения
  3. Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным?
  4. Что такое артериальная гипертония?
  5. Течение артериальной гипертонии, клинические проявления
  6. «Органы-мишени»
  7. Степень артериальной гипертонии
  8. Факторы, влияющие на повышение артериального давления
  9. Выявление индивидуальных управляемых факторов риска
  10. Составление индивидуального плана действий для каждого пациента
  11. Как правильно измерять артериальное давление?

Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

  1. Описание цели и сценария занятия
  2. Каким должно быть питание здорового человека?
  3. Подсчёт суточных энергозатрат и энергетической ценности пищевого рациона
  4. Принципы здорового питания
  5. Связь питания и артериального давления. Как влияет питание на артериальную гипертонию?
  6. Составление списка изменений в привычках питания и дополнение индивидуального плана оздоровления
  7. Составление суточного меню для пациентов с артериальной гипертонией

Ожирение и артериальная гипертония

  1. Описание цели и сценария занятия
  2. Что такое ожирение? Методы оценки. Понятие о метаболическом синдроме
  3. Расчёт нормальной массы тела, индекса массы тела, степени избыточной массы тела
  4. Основные принципы и типы диет при ожирении
  5. Особенности коррекции контроля артериальной гипертонии при метаболическом синдроме
  6. Аутогенная тренировка. Ролевые игры
  7. Аутотренинг

Физическая активность и здоровье

  1. Описание цели и задач, знакомство с планом занятия. Выяснение пожеланий участников. Дополнительные вопросы
  2. Что такое физическая активность?
  3. Какова физическая активность нашего населения?
  4. Что такое физическая работоспособность?
  5. Оценка физической активности
  6. Как оценить физическую тренированность?
  7. Какова цель повышения физической активности?
  8. Как аэробная физическая активность влияет на здоровье?
  9. Как избежать осложнений при физических тренировках?
  10. Как повысить повседневную физическую активность?
  11. Как одеваться для занятий физкультурой?
  12. Как контролировать интенсивность физической нагрузки?
  13. Как построить занятие по повышению физической активности?
  14. Как построить программу тренирующих занятий?
  15. Как оценить эффективность тренирующего воздействия физической активности?
  16. Каковы основные мотивы повышения физической активности в пожилом возрасте?
  17. Есть ли особенности для лиц с ожирением?

Курение и здоровье

  1. Знакомство, представление участников. Описание цели и сценария занятия. Выяснение пожеланий. Дополнение. Ответы на вопросы
  2. Выявление информированности слушателей о курении; их отношения к курению
  3. Компоненты табачного дыма. Влияние курения на индивидуальное здоровье. Мифы о «лёгких» сигаретах
  4. Метод опроса: оценка типа курительного поведения и статуса курения
  5. Причины закуривания и курения. Никотиновая зависимость. Почему люди курят? Почему курят дети? Почему курят взрослые? Почему я курю, почему курят другие?
  6. Заполнение вопросника «Оценка степени никотиновой зависимости»
  7. Современные методы лечения табакокурения
  8. Оценка степени мотивированности и готовности к отказу от курения

Стресс и здоровье

  1. Знакомство, представление участников. Описание цели и сценария занятия. Выяснение пожеланий слушателей. Ответы на вопросы
  2. Что такое «стресс»? Природа стресса
  3. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса
  4. Метод самооценки уровня стресса. Тест Ридера. Оценка. Обсуждение
  5. Определение стрессового поведения, которое необходимо изменить
  6. Обсуждение-дискуссия по выявлению приоритетных вопросов темы
  7. Методы преодоления стресса
  8. Знакомство с методом глубокого дыхания
  9. Знакомство с методом аутогенной тренировки
  10. Стресс и вредные привычки (курение и др.). Преодоление стресса, связанного с вредными привычками
  11. Десять заповедей преодоления стресса и стрессовых реакций
  12. Вопросы-ответы. Обмен мнениями. Обсуждение

Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как поднять доверие пациентов к лечению?

  1. Описание цели занятия
  2. Выяснение вопросов, наиболее интересующих слушателей
  3. Правовые основы информирования больных в РФ. Зачем нужно информировать пациентов?
  4. Цель лечения и контроля АГ
  5. Общая дискуссия, обмен мнениями, высказывание пожеланий

Заключительное. «Круглый стол»

  1. Описание целей занятия
  2. Проверка знаний и навыков, полученных в школе
  3. Заполнение оценочной анкеты
  4. Обмен мнениями об обучении в школе
  5. Пожелания на будущее

Оценка эффективности школ здоровья для больных с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

  1. Индикаторы объёма, полноты, медицинской и медико-социальной эффективности
  2. Оценка эффективности работы школ для различных контингентов больных с АГ в практическом здравоохранении
    1. Больные с АГ, находящиеся под диспансерным наблюдением по месту жительства (опыт Хабаровского края)
    2. Больные с АГ, обращающиеся за консультативной помощью в региональный кардиологический диспансер (опыт г. Иваново)
    3. Больные с мягкой и умеренной АГ, активно выявленные при профилактическом обследовании в территориальной поликлинике (опыт г. Москвы)

Список рекомендуемой литературы

Содержание компакт-диска

  1. Слайд-презентации к занятиям
  2. Материалы для пациентов
  3. Самоучитель здоровья для пациентов с артериальной гипертонией
  4. Дневник пациента с артериальной гипертонией
  5. Опросники и шкалы, используемые при проведении школы
  6. Дополнительная информация для пациентов
  7. Медицинские калькуляторы
  8. Интернет-ресурсы, связанные с кардиологией
  9. Международная классификация болезней десятого пересмотра

скачать книгу:

«Артериальная гипертония — Руководство для врачей + CD»

Источник