Школа гипертонии и диабета

Если правильно лечиться от гипертонии и выполнять правила здорового образа жизни, самоконтроля и самопомощи, с ней можно прожить до глубокой старости. Знаний обо всем, что положено де­лать самому пациенту, уже накопилось так много, что потребовались специальные школы для гипертоников. Сегодня мы беседуем с создателем такой школы — кандидатом медицинских наук Антоном Родионовым.

В аудитории, где вот-вот начнется занятие для паци­ентов, уже собрались все де­сять слушателей. Пока пре­подавателя нет, разгорелся спор. Его начал пожилой чи­новник, который признался, что его сюда «откомандиро­вала жена в административ­ном порядке».

— Она страдает артритом и вот узнала, что есть школы для таких пациентов. Посетила занятия — помогло! Затем выяснила, что еще есть школы по атеросклерозу, диабету — наиболее распространенным болезням, где больного нужно не только лечить, но и учить. Тогда супруга и говорит: «Ступай-ка в школу по своей гипертонии и пока не научишься, как выздороветь — домой не возвращайся!»

Все посмеялись этой шут­ке. Мужчина же вдруг заме­тил, что если бы не его власт­ная жена, его бы здесь не было. Зачем куда-то ездить после работы, когда есть менее затратные спосо­бы больше узнать о своей болезни? — о это только кажется! — возразил единственный из присутствующих молодой человек. — Возьмем, к примеру, медицинский Интернет. Статей по гипертонии — море, но почти все коммерческие. После беглого рассказа о болезни, вам внушают, что уже есть чудо-метод лечения за доступную цену по адресам таких-то клиник… Правда, многие сайты приглашают и к интерактиву.

Отправь через e.mail вопрос по сво­ему недугу, и врач ответит. Я послал письмецо полгода назад — да видно, доктор все думает…

Но в целом я Интернету доверяю. Отсюда и узнал, что первые шко­лы пациентов возникли в США при­мерно 20 лет назад. Сначала — для больных диабетом, затем и для ги­пертоников. А уже в нынешнем веке американцы проверили эффектив­ность таких учреждений. Сравни­ли частоту гипертонических кризов и число дней нетрудоспособности у прилежных учеников и тех, кто в школе не занимался. Польза для здоровья от такой учебы оказалась сопоставимой с ситуацией, когда в мире появлялся новый эффектив­ный препарат против гипертонии!

— А я надеялась все вопросы раз­решить с участковым терапевтом,- призналась бабушка, представив­шаяся Марьей Ивановной, — так на меня в отместку бросился трехгла­вый дракон…

Ученики уставились на старушку.

— Ну, это я образно сказала. Только я начала мои вопросы врачу задавать, как очередь из коридора это услышала, и три головы ка-ак высунутся из-за двери, и давай рычать. Дескать, до конца приема — полчаса, а нас тут двенадцать человек! Тогда доктор мне и объяснила, что у участковых терапевтов можно попросить бесплатное направление на школу по гипертонии.

Вошел преподаватель, врач-кардиолог Антон Вла­димирович Родионов, заня­тие началось.

— Итак, на прошлом уроке мы разобрали, как пользоваться тонометром, причины и проявления гипертонии, лекарства против нее и способы их применения, правила здорового образа жизни.

А сейчас наша тема — гиперто­нический криз. Так называют вне­запное повышение артериального давления (АД), которое может со­провождаться головной болью, тош­нотой и рвотой, болью в грудной клетке и другими симптомами, свя­занными с нарушениями кровотока в сосудах мозга, сердца, легких.

«Привязать» криз к точным циф­рам нельзя. У людей, привыкших к невысоким значениям АД, ска­жем, 110/70 мм.рт.ст., даже умерен­ный подъем до цифр 150/100 может вызвать настолько сильные нару­шения самочувствия, что приходит­ся вызывать скорую помощь.

Итак, гипертонический криз — это любое повышение АД до непри­вычных именно для вас значений, сопровождающихся неприятными симптомами.

95% кризов развиваются без осложнений, и их могут побороть сами больные, не вызывая врача. Однако в 5% случаев кризы пора­жают работу органов настолько се­рьезно, что могут закончиться ин­фарктом, инсультом, отеком легких, разрывом аорты. У вас вопрос? — спросил Антон Владимирович, заме­тив поднятую руку.

— Как мне определить по моему состоянию, что без неотложной помощи врача не обойтись?

— Скорую помощь вызывайте, во-первых, если криз происходит пер­вый раз в жизни, а во-вторых, со­провождается сильной болью за грудиной, либо нарушениями дви­жений конечностей или развитием одышки. Значит, появилась угроза, соответственно, инфаркта, инсульта, отека легких.

Поднялись сразу несколько рук:

— Что делать до приезда скорой помощи?

— Независимо от того, решили вы сами купировать криз, или вызвали врача, необходимо немедленно принять одно из трех лекарств для экс­тренного снижения АД: коринфар, клофелин или капотен.

— А почему бы не использо­вать препарат, который я уже применяю для повседневной те­рапии?

— Эти препараты начинают действовать через 3-6 часов. А сейчас-то требуется быстрая отдача! Коринфар «сработает» через 20 минут, а клофелин и капотен — через полчаса. И запомните очень важное! Как только вам поставили диагноз гипертонии, обсудите с врачом, какие из трех препаратов необходимо выбрать на случай криза, тут же запаситесь ими и храните так, чтобы они были до­ ступны в любой момент.

— А что, эти лекарства действу­ют по-разному?

— Конечно. Клофелин — сильней­ший из всех. Его отпускают только по рецептам. Но он категорически про­тивопоказан, если незадолго до кри­за вы употребляли алкоголь. Препа­рат может вызвать головокружение и сонливость. Побочное действие коринфара — головная боль, чув­ство жара. И он учащает сердечный ритм. Перед каждым приемом этого лекарства убедитесь, не превыша­ет ли он 80-85 ударов минуту. Если пульс учащен, используйте взамен клофелин или капотен.

Читайте также:  Как дышать при гипертонии

Капотен действует слабее дру­гих лекарств, но это наиболее уни­версальный антикризисный пре­парат, поскольку обычно не дает никаких побочных эффектов.

— А в каких дозах эти медика­менты принимать и что делать по­сле приема?

— Следует тщательно рассосать во рту от ½ до 2 таблеток в зависи­мости от исходного давления и эф­фекта этих лекарств в прошлом. Че­рез 30 минут после использования лекарств снова измерьте АД. Допу­стим, оно не снизилось. Тогда по­вторите прием в той же дозе. Через полчаса необходима новая проверка АД. Если оно все еще «зашкалива­ет» и самочувствие не улучшилось, вызывайте скорую помощь.

— После того, как я сам одолел криз, надо ли показаться участко­вому терапевту?

— Это требуется не всегда, а толь­ко в двух случаях. Во-первых, если криз развивался необычно. Напри­мер, до этого не было рвоты, но вдруг она появилась. Или раньше криз воз­никал только после интенсивной фи­зической нагрузки, а тут всего-то по­сле прогулки в булочную. Во-вторых, в ситуации, когда кризы участились. Это значит, что повседневная тера­пия утратила эффективность, при­дется изменить схему лечения.

Давид ИВЕНСКИЙ

Источник

Школа диабета — это простая форма разбора всех параментов, нюансов и ситуаций жизни с сахарным диабетом 1 типа. Изучая раздел за разделам, вы сможете приобрести новые и систематизировать приобретенные ранее знания в области компенсации диабета. Все разделы сформулированы доступным и простым языком, чтобы, изучая самостоятельно, вы легко смогли разобраться в базовых понятиях управления диабетом.

Права на материалы

Все права на материалы, размещенные на данном сайте, принадлежат проекту «Правило 15».
Использование материалов возможно только с разрешения представителей проекта в соответствии с условиями использования материалов проекта «Правило 15».
Если вы желаете использовать какие-либо материалы, свяжитесь с представителями проекта. Контактная информация в разделе «Контакты» или воспользуйтесь обратной связью в разделе «Чем я могу помочь проекту», подраздел «Действием».
Надееемся на взаимовыгодное сотрудничество.

Как напомнил республиканский Минздрав, организация выездной семейной школы профилактики сахарного диабета и артериальной гипертонии в нашем регионе стала возможна благодаря средствам президентского гранта.

Аудиторию познакомили с основными факторами риска развития и профилактики артериальной гипертонии и сахарного диабета. Желающие могли измерить свое артериальное давление, уровень сахара в крови, окружность талии и индекс массы тела. По окончании занятий участникам были вручены сертификаты слушателей, дневники самоконтроля и методические рекомендации по профилактике артериальной гипертонии и сахарного диабета. Мероприятие вызвало большой интерес среди жителей муниципалитета.

В рамках реализации гранта Прилузская ЦРБ получила комплект оборудования и расходные материалы — тонометры, глюкометры, ланцеты, тест-полоски, весы с анализатором состава тела, а также методические материалы и информационную продукцию.

Итоговым мероприятием стало проведение круглого стола для медицинских работников, где были освещены основные направления профилактической деятельности в Коми, обсуждена схема дальнейшего проведения семейных профилактических школ на ФАПах и в отдаленных населенных пунктах Прилузского района.

Материал опубликован 20 ноября 2018 в 18:05.

Это стало возможным благодаря успешной реализации Центром медицинской профилактики совместно с Коми научным медицинским центром Северо-Западного отделения Российской Академии медицинских наук президентского гранта по открытию выездных семейных школ профилактики артериальной гипертонии и сахарного диабета для населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах Коми.

Выездные школы профилактики артериальной гипертонии и сахарного диабета появятся ещё в 8 муниципальных образованиях Республики Коми.

Министр здравоохранения региона Дмитрий Березин отметил, что в майском указе президента России Владимира Путина была впервые поставлена задача не просто увеличить продолжительность жизни россиян, но и увеличить продолжительность здоровой жизни.

Напомним, выездные семейные школы профилактики сахарного диабета и гипертонии уже открыты и работают в 12 муниципалитетах республики.

Вновь открываемые школы будут оснащены методическими материалами для организаторов и слушателей школ, а также оборудованием для проведения практических занятий с гражданами — тонометрами, мониторами состава тела, глюкометрами с тест полосками к ним, ланцетами для забора крови.

Источник

На занятии в школе диабетаСахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Читайте также:  Артериальная гипертония тяжелая форма

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Типы и особенности диабета

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

Диабет бывает:

  • 1 типа –Заболевание 1 типа предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип Диабет 2 типасопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

  • ожирение;
  • отягощенная наследственность.

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Обучение в школе здоровья

Обучение пациентовУспех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Читайте также:  Настойка каштана при гипертонии

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

Контроль сахара

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Правильное питание

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

Основные моменты:

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Преодоление стрессовых ситуаций

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

Источник