Школа артериальной гипертонии темы занятий

Цели обучения в Школе АГ:

  1.  Получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска.
  2. Повышение ответственности за сохранение своего здоровья.
  3. Формирование рационального и активного отношения к заболеванию.
  4. Формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача.
  5. Приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной само- и взаимопомощи при гипертонических кризах.
  6. Формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих ) факторов риска.

Численность группы не более 8-10 человек. Программа обучения состоит из 3-х обязательных занятий и 4-го для курящих или их родственников. Занятия проводятся еженедельно по вторникам в Центре медицинской профилактики и на предприятиях (согласно графика). Продолжительность занятия 90 минут( 2 части по 45 минут с перерывом в 10 минут).

Темы занятий в школе АГ:

Занятие 1.Что надо знать о гипертонии? Правила измерения АД.

Занятие 2.Что надо знать о питании при АГ и ожирении.Физическая активность при артериальной гипертонии.

Занятие 3. Стресс и здоровье. Лечение артериальной гипертонии. Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.

Занятие 1.

  • Что надо знать об артериальной гипертонии?
  • Что такое артериальное давление?
  • Что такое артериальная гипертония?
  • Причины повышения АД.
  • Определение собственных причин.
  • Симптомы повышения артериального давления.
  • Степень артериальной гипертонии.
  • Осложнения течения заболевания (гипертонический криз, транзиторная ишемическая атака).
  • Факторы риска АГ и прогноза.
  • Как оценить индивидуальные факторы риска?
  • Понятие о суммарном риске ССЗ, определение индивидуальной степени риска.
  • «Органы мишени» при гипертонии.
  • Как правильно измерять артериальное давление?
  • Как вести дневник пациента?
  • Составление индивидуального плана оздоровления.

Занятие 2.

  • Что такое «здоровое питание?»
  • Какова калорийность продуктов?
  • Как рассчитать свои энергозатраты?
  • Какие изменения в диете нужны при АГ?
  • Как ограничить поваренную соль?
  • Как поступать с жирами?
  • Как обогатить рацион витаминами?
  • Как быть при повышенном уровне холестерина?
  • Режим питания, меню.
  • Кулинарная обработка.
  • Алкоголь и здоровое питание.
  • Самооценка пищевых привычек.
  • Составление индивидуального плана оздоровления питания.
  • Дневник питания.
  • Что такое ожирение?, индекс массы тела?
  • Определение  ИМТ.
  • Какими способами ограничить калорийность рациона?
  • Какую роль и какое значение имеет физическая активность для Вашего здоровья?
  • Как оценить свою тренированность?
  • Комплекс упражнений.

Занятие 3.

  • Что такое стресс?
  • Социальная адаптация.
  • Факторы риска, формирующие стресс.
  • Немедикаментозные приемы защиты от стресса.
  • Выработка своего алгоритма вывода организма из стрессовой реакции.
  • Цель лечения артериальной гипертонии?
  • Когда начинать и как долго лечить гипертонию?
  • Принципы лекарственной терапии.
  • Современные лекарства- показания и противопоказания.
  • Что влияет на эффективность лечения?
  • Приверженность к лечению.
  • Доврачебная само- и взаимопомощь при кризе.
  • Врач и пациент — союзники в лечении АГ.

Как правильно питаться при гипертонии?

Перед Вами пирамида здорового питания. Его основу составляют зерновые продукты ( 7-8 порций в день), овощи и фрукты.

Школа артериальной гипертонии темы занятийПравильное питание при АГ предполагает:

  • низкое употребление соли — не более 1 чайной ложки в день;
  • приём пищи 4-6 раз в день небольшими порциями;
  • обогащение рациона свежими овощами ( 4-5 порций в день) и фруктами ( 2-4 порции в день);
  • употребление молочных продуктов с низким содержанием жира (2-3 порции в день);
  • предпочтительно употребление рыбы, не жирных сортов мяса, желательно отварного;
  • ограничение употребления сладостей до 1 раза в неделю.

​1 порция — это:

  • молочные продукты: 250 мл 1% молока или 120 мл 2% йогурта;
  • отварное мясо, рыба, птица — 84 гр;
  • овощи, фрукты: 160 гр вареных или свежих овощей, 180 мл овощного или фруктового сока, 1 фрукт среднего размера;
  • зерновые продукты: 1 ломтик хлеба ( желательно муки грубого помола), 120 мл овсянки.

ФИЗКУЛЬТУРА И АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ

Школа артериальной гипертонии темы занятийАртериальная гипертония (АГ) – периодическое или стойкое повышение артериального давления (АД) – самое распространенное хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы. Одним из методов снижения АД является регулярная физическая активность. Она оказывает тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, снижает сердечный выброс крови в покое и тонус сосудов, улучшает спектр крови, работу мышц, настроение, уменьшает риск тромбообразования, способствует снижению массы тела, препятствуют развитию диабета, стрессов и депрессии. Регулярные тренировки снижают АД на 4-5 миллиметров ртутного столба, если АГ имеется, а также препятствуют ее развитию.

Какой уровень нагрузки допустим? Тренированность сердца и сосудов достигается при нагрузках с участием в работе мелких, средних и больших мышечных групп по 30-40 минут от 3 до 5 раз в неделю.

Интенсивность нагрузки контролируется рекомендуемой частотой сердечных сокращений (в % от максимальной частоты сердечных сокращений 220 – возраст).

При мягкой или умеренной АГ в начале занятий нагрузка должна соответствовать 50%  это величины, с постепенным, под контролем врача, увеличением до 70%. При хорошей коррекции АД через 6 месяцев возможно увеличение интенсивности даже до 85%.

Как повысить повседневную физическую активность?  Для начала отказаться, по возможности, от поездок в общественном транспорте, частично – от лифта. Ходить пешком. Заниматься утренней гигиенической гимнастикой и физическим трудом в быту. Играть в подвижные игры (волейбол, бадминтон, теннис). Приобщить к регулярным занятиям оздоровительной физкультурой (ходьбой, плаванием, велосипедом, лыжами, медленным бегом), начиная с молодого возраста.

Как построить занятия по повышению физической активности?

  1. Разминка в течение 15-20 минут при АГ, 5 минут – при нормальном АД. При этом общеразвивающие упражнения чередуются  с  дыхательными.
  2. Основная часть занятия (аэробная фаза) – дозированная ходьба в тренирующем режиме на дистанцию 3-4 километра в течение дня со скоростью до 120 шагов в минуту. Темп следует увеличивать постепенно, определив исходный индивидуальный предел ходьбы в обычном темпе до «остановки» (появления усталости). По мере тренированности интенсивность этой части занятия возрастает до 20-30 минут.
  3. Заключительная часть (выход из аэробной нагрузки) – это продолжение движения с постепенным снижением интенсивности, для постепенного уменьшения частоты сердечных сокращений. Ее продолжительность 20-30 минут. Для снижения сосудистого тонуса и лучшего расслабления следует проводить дыхательные упражнения (выдох длиннее вдоха), а также – на растягивание и расслабление мышц.

            Надежным показателем тренирующих воздействий являются со временем: урежение пульса в покое, восстановление частоты пульса до исходных значений после занятия за 3 минуты, тенденция к снижению и стабилизации АД, возможность постепенного увеличения нагрузки, улучшение сна, общего самочувствия.

Лицам с тяжелой АГ следует заниматься лечебной физкультурой  или ограничиться повседневной активностью в быту.

Гипертония грозит слабоумием

Исследование Национального института старения (Мэриленд, США), установило, что слабоумие у людей после 70 лет напрямую связано с повышенным давлением после 50 лет. «А что вы хотите, – говорят исследователи, – когда кровь в буквальном смысле давит на мозг, нервные клетки нормально работать не смогут!» Есть и приятное известие: снижение кровяного давления до нормы способствует восстановлению памяти и когнитивных способностей сразу на 10%. Так что рекомендация следить за давлением и, если необходимо, регулярно принимать препараты особенно важна для тех, кто зарабатывает на жизнь умст­венным трудом.

Схожие данные получены и в Брайхемском университете молодости (Юта, США). Здесь рекомендуют следить за давлением всем, кто страдает забывчивостью, раздражительностью и вообще считает, что стал плохо соображать в бытовых вопросах. По их данным, снижение веса до нормы и замена жирных продуктов на овощи улучшают работу мозга на 2,7–4,6%.

Помидоры чистят сосуды

А Кембриджский университет (Англия) порадовал новостью о неожиданной стороне томатов. Оказывается, входящее в их состав вещество ликопен поразительно полезно влияет на эндотелий – внутренние стенки сосудов. О пользе ликопена как антиоксиданта говорилось не раз, вот теперь выяснилось, что он еще и сосуды очищает изнутри, улучшая их проходимость на 53%. Разумеется, это если сосуды были в плохом состоянии, у здоровых он просто поддерживает норму. Удобно, что ликопен в отличие от многих полезных веществ не боится нагрева, так что помидоры можно с  чистой совестью тушить и запекать.

Интересно

Ученые, изучающие влияние на организм частоты сердечного ритма, пришли к неожиданному выводу: люди, имеющие более редкий пульс, живут дольше, чем те, у кого пульс более частый (особенно при частоте сердечных сокращений более 100 ударов в минуту).

Однако с возрастом (на фоне выраженного атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний) у обладателей редкого пульса возникает другая проблема: брадикардия может приводить к ухудшению мозгового кровообращения и быть причиной плохого самочувствия и даже обмороков.

Оказывается, лишний белок – мясо, птица, рыба – с возрастом мешает здоровью сердца. Это установили ученые из Медицинской школы Университета Нанкина (Китай). Они обследовали более 200 тысяч человек в течение 14 лет. Оказалось, что у тех, кто превышал ежедневную норму белка, ухудшалось состояние сердечно-сосудистой системы. Так, каждые лишние 20% белка на 26% повышали риск инфаркта. Норма протеина зависит от возраста и пола, в среднем она составляет 0,8–1 г на 1 кг собственного веса в день. Больше нужно только спортсменам, но и им редко советуют свыше 2–2,4 гбелка на 1 кг своего веса в день.

Приморцам о метеочувствительности

Школа артериальной гипертонии темы занятий       Еще в 380 году до н.э. древнегреческие авторы указывали, что климат, атмосферные изменения и сезоны года влияют на человека, причины и течение болезней. Великому ученому врачу Гиппократу принадлежат слова: «Если много людей одновременно заболевает одной и той же болезнью, то причину ее следует искать в том, что является общим для всех людей…»

Многие из нас ощущают изменения в самочувствии во время перемены погоды, повышения или понижения температуры окружающей среды, изменения атмосферного давления. Конечно, современный человек не связывает это «с карой небесной», но, тем не менее, ученые доказали воздействие климата и погоды на течение ряда заболеваний: гипертонической болезни, инфаркта миокарда, бронхолегочных заболеваний, инсультов. Влияние муссонного климата Дальнего Востока на состояние здоровья и заболеваний человека изучалось и продолжает изучаться нашими приморскими учеными.

Известно, что среди здоровых людей  магнитометеочувствительность встречается в 28-57% случаев. Среди страдающих артериальной гипертонией этот показатель достигает 70%, а при бронхиальной астме – уже 92%. Метеочувствительность у взрослых отмечается в 55-70%, а у детей с хроническими заболеваниями – в 40-60% наблюдений.

Что же такое метеочувствительность? Формулировка предельна проста: метеочувствительность представляет собой состояние повышенной напряженности или срыва защитных сил и адаптационных систем организма человека в ответ на неблагоприятное воздействие метеофизических факторов.

Повышенная магнитометеочувствительность может возникать после гриппа, ангины, пневмонии или атаки ревматизма. К повышению метеочувствительности могут вести эндокринные расстройства, чаще у людей с повышенной массой тела. Ученые выявили зависимость уровня сахара крови от метеогеофизических колебаний, как у здоровых, так и у больных сахарным диабетом. Эндокринные сдвиги в период полового созревания, беременности и менопаузы также способствуют повышению  метеочувствительности.

Исследования врачей показали, что метеочувствительность зависит и от возраста. Первые повышения уровня метеочувствительности отмечаются у детей грудного возраста, затем частота ее снижается. К 14-20 годам показатели метеочувствительности стабилизируются на уровне взрослых, и составляет около 24%.  Затем, в возрасте до 50 лет удельный вес таких людей в популяции увеличивается до 33%. А после 51 года доходит до 50%. Это объясняется тем, что в зрелом и пожилом возрасте с годами накапливаются нарушения функций внутренних органов и центральной нервной системы, а также  увеличивается число людей с хроническими заболеваниями.

Метеочувствительность может зависеть от конституциональной предрасположенности.  Одни люди реагируют на любые погодные изменения, другие – или только на приход холодного фронта, или усиление ветра, или на осадки. На некоторых влияет приход теплого фронта (жаркой погоды).

Профессиональные вредности, хоть и реже, но все же тоже могут стать причиной повышения метеочувствительности. К ним относятся вибрация, воздействие СВЧ-поля, ионизирующая радиация, гиподинамия и психоэмоциональное напряжение.

В ряде случаев не всегда можно проследить зависимость ухудшения здоровья от смены погоды. Связано это с тем, что погодный фронт может «свернуть» и не распространиться над данной территорией. У человека создается «ощущение ошибки»: самочувствие ухудшилось, а погода осталась прежней.

В зависимости от состояния здоровья, наличия хронических заболеваний, типа нервной системы проявления метеочувствительности могут характеризоваться – ухудшением настроения, головной болью, болями в сердце, повышением или понижением артериального давления, нарушением сердечного ритма, снижением жизненной емкости легких, ухудшением дыхания и др.

Для купирования метеотропных реакций врачи рекомендуют: активный отдых, адекватные физические нагрузки, контрастные температурные воздействия, ношение магнитных или ионических браслетов, магнитных клипсов, стелек, использование витаминных и минеральных комплексов, содержащих аскорбиновую кислоту, витамины группы В. Используются растительные адаптагены  (настойки элеутерококка, женьшеня, левзеи, плоды шиповника и др.). Важно соблюдать режим сна и бодрствования, рационального питания и оптимального потребления жидкости.

Восточные философские системы предлагают практику хатха-йоги, которая помогает усилить жизненные энергии и дать человеку возможность ими управлять. Хороший эффект имеют также упражнения на релаксацию, аутотренинги, массаж биологически активных точек, дыхательные и гимнастические упражнения.

Если говорить в целом, то профилактика метеотропных реакций состоит из комплекса мер, направленных на активизацию защитных сил организма, восстановление нормальных функций аппарата дыхания, кровообращения, пищеварения. Но профилактические меры зависят не только от перемены погоды или атмосферного давления – они диктуются состоянием здоровья, наличием хронических заболеваний, т.е. здесь нужен индивидуальный подход. С этой целью пройдите обследование у специалистов (терапевта, кардиолога, невролога, пульмонолога, эндокринолога, врача ЛФК), и данные ими рекомендации неукоснительно выполняйте. Здоровья Вам!

Источник

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский медицинский колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ

«Школа здоровья. Артериальная гипертония».

                                                        Разработано преподавателями:

                                                        Крыловой Е.Ю. и Захаровой Н.М

Ульяновск

2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………4
  2. Методическая разработка………………………………………………5
  3. Приложения………………………………………………………………8
  1. Сценарий…………………………………………………………..9
  2. Материалы презентации ……………………………………….16
  3. Буклет………………………………………………………..…..20
  4. Листок здоровья…………………………………………………21
  5. Фотоотчет …………..…………………………………………..22
  1. Список литературы…………………………………………………….25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Внеаудиторная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеаудиторные мероприятия делают обучение более интересным, расширяют и углубляют знания студентов по изучаемой дисциплине, дают простор инициативе и творчеству. Это приобретает особую актуальность в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в которых рекомендуется сочетать учебную аудиторную деятельность с внеаудиторной работой для  формирования  и  развития  общих  и  профессиональных компетенций обучающихся.

Для внеаудиторного мероприятия  выбрана интегрированная форма, так как она предполагает межпредметные связии, и способствует слиянию в одном учебном материале знаний из разных областей.

        Способами взаимодействия между обучающими и обучающимися выбраны активные и интерактивные методы обучения, так как они способствуют выработки самостоятельных, творческих решений путем постоянного взаимодействия.

        Значимость выбранной темы внеаудиторного занятия обусловлена тем, что:

        1. Артериальная гипертензия в Российской Федерации остается одной из наиболее значимых медико – социальных проблем.

        2. Мы часто сталкиваемся с безразличием к своему здоровью.

        3. В этих условиях медицинский работник должен стать примером здорового образа жизни.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателя, в качестве пособия по проведению внеаудиторного занятия по МДК «Сестринская помощи при нарушениях здоровья» (тема «Сестринская помощь в терапии») со студентами специальности 060501 Сестринское дело или по МДК «Лечение пациентов терапевтического профиля со студентами специальности 060101 Лечебное дело.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Методическая цель:

Продемонстрировать нестандартные форму и методы проведения внеаудиторного занятия при реализации деятельностно-компетентностного подхода и формирования здоровьесберегающих компетенций обучающихся  в соответствии с ФГОС СПО.

Задачи мероприятия:

  1. Проанализировать результаты обследования студентов 1 курса в Центре здоровья.
  2. Обозначить проблемы здоровья студентов.
  3. Раскрыть актуальность проблемы – артериальная гипертония.
  4. Выявить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.
  5. Обучить студентов 1 курса правилам измерения АД.
  6. Актуализировать ценность здорового образа жизни.

Форма проведения: интегрированная

Методы:

Активные и интерактивные:

  • имитация профессиональной деятельности с элементами деловой игры;
  • проблемно-поисковые,  самостоятельная работа с источниками информации – на этапе подготовки к занятию.

Участники:

Занятие ведут студенты старших курсов.

Слушателями Школы здоровья являются студенты-первокурсники.

Цели занятия:

Цели занятия

Для старшекурсников

Для первокурсников

Обучения

Систематизировать знания об артериальной гипертонии.

Обеспечить формирование у обучающихся практического опыта:  

• консультирования, обучения путем демонстрации практического применения  полученных знаний и умений,

• эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности.

Сформировать у обучающихся знаний о правилах измерения АД.

Воспитания

Продолжить формирование у обучающихся:

• стремления проводить мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья населения,

• умений работать в команде,

• культуры общения,

• устойчивого интереса к будущей профессии.

Способствовать формированию у обучающихся:

• мотивации к учебной деятельности,

• стремления проводить мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья,

• понимания значимости будущей профессии.

Развития

Продолжить развитие у обучающихся:

• клинического, творческого  мышления

Способствовать развитию у обучающихся:

• чувства ответственности за свое здоровье

Формируемые компетенции:

Формируемые компетенции

Для старшекурсников

Для первокурсников

Общие

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать  информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 13 Вести  здоровый  образ  жизни,  заниматься  физической культурой  и  спортом  для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14 Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 13 Вести  здоровый  образ  жизни,  заниматься  физической культурой  и  спортом  для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14 Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.

Профессиональные

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Подготовительная работа:

  1. Планирование деятельности.
  2. Анализ результатов обследования студентов 1 курса в Центре здоровья.
  3. Сбор, анализ и систематизация собранной информации по артериальной гипертонии.
  4. Подготовка презентации, планшеток, листков здоровья и буклетов.

Средства обучения и воспитания:

  1. Планшетки:

— «Гипертонический криз»,

— «Профилактика гипертонической болезни».

  1. Буклет  «Измеряйте артериальное давление правильно»
  2. Листок здоровья
  3. Тонометры, фонендоскоп
  4. Мультимедийная презентация
  5. Проектор
  6. Экран

ПРИЛОЖЕНИЯ

СЦЕНАРИЙ

Вводная часть

Ведущий  1

        Здравствуйте, уважаемые гости и первокурсники!                                         Недавно Вы ходили в Центр здоровья, где выявляли, есть ли у Вас проблемы со здоровьем. И, как оказалось, у многих они уже есть. Обследовано было 123 человека:

                — изменения функционального состояния миокарда выявлены у 34%

                — тахикардия у 50%

                — ИМТ выше нормы у 21%

                — при сборе анамнеза факторы риска  ССЗ были обнаружены у 78%

                — наличие артериальной гипертензии у 16%

        Мы  знаем, что артериальная гипертензия в Российской Федерации, несмотря на усилия ученых, врачей и органов управления здравоохранения, остается одной из наиболее значимых медико-социальных проблем. Это обусловлено широким распространением данного заболевания – около 40% взрослого населения РФ имеет повышенный уровень АД, так и тем, что АГ является важнейшим факторов риска основных сердечно-сосудистых заболеваний определяющих высокую смертность в нашей стране

        В ноябре месяце, более 4,5 тысяч ульяновцев приняли участие в акции «Стоп! Гипертония!» из них 1512 имели повышенное артериальное давление. Акция проходила в крупных торговых центрах города. Мы принимали участие в этом мероприятии. Целью данной акции было привлечение внимания наших горожан к своему здоровью. Целью нашего мероприятия является привлечение вашего внимания к состоянию своего здоровья.

Ведущий  2

Как старшекурсники, уже изучившие артериальную гипертонию, и в этом году участвующие в исследовательской студенческой работе по теме «Роль средних медработников в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни» мы пригласили Вас для того, чтобы рассказать о факторах риска и  профилактике артериальной гипертонии. И, мы надеемся, что после нашей встречи,  у Вас возникнет потребность в ведении здорового образа жизни.

        Для работы на сегодняшнем занятии мы подготовили для вас листки здоровья, в которых вы будете делать записи.

(Первокурсникам  раздаются листки здоровья)

Основная часть

Ведущий  1

        ? Можете ли вы сказать, что такое  артериальное давление, и какое давление считается нормальным?

        Говорит первокурсник………………………..

        Ведущий 2

        Артериальное  давление – сила, с которой кровь давит на стенки сосудов. Величина его зависит от многочисленных факторов: силы, с которой сердце выбрасывает кровь в сосуды; количества крови, выталкиваемой в сосуды; от эластичности сосудов; от тонуса сосудов, который регулируется нервной системой и гормонами.

        Во время сокращения сердца (систолы) давление в артериях максимальное – это систолическое или «верхнее» АД, во время расслабления сердца (диастолы) давление уменьшается, в это время регистрируют диастолическое  или, так называемое, «нижнее» АД.

        Нормальным считается АД от (10060) или 11070 до 13989. Сделайте запись в листке здоровья.

Ведущий  1

        ? Так, что же такое артериальная гипертония?

        Говорит первокурсник………………………..

        Ведущий 1

        Артериальная гипертония – это периодическое или стойкое повышение АД до 140/90 мм рт. ст. и выше.

        В 5-10% случаев встречается, так называемая, вторичная или симптоматическая АГ, которая является симптомом ряда заболеваний: почек, нервной и эндокринной систем, сосудов.

        В 90-95% случаев встречается гипертония первично не связанная с заболеваниями органов принимающих участие в регулировании АД это и есть первичная, или эссенциальная, АГ, которую в России называют гипертонической болезнью. Сделайте запись.

Ведущий  2

        ? Как Вы думаете, какие факторы могут привести к артериальной гипертонии?

Говорит первокурсник………………………..

        Ведущий 1

        Для ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы, в том числе и гипертонической болезни,  существуют так называемые немодифицируемые и модифицируемые факторы риска развития.

        Немодифицируемые факторы – это те, на которые мы не можем повлиять. К ним относятся:

  • Наследственность.

        Это наличие среди близких родственников (родители, бабушки, дедушки, братья и сестра) больных гипертонической болезнью.

  • Мужской пол.

        У мужчин, в среднем на 10 лет раньше, развивается гипертоническая болезнь, так как женщин «охраняют» женские половые гормоны,  препятствующие развитию гипертонической болезни.

  • Возраст.

        Чем старше человек, тем, как правило, выше цифры его артериального давления.

Ведущий  2

        Модифицируемые факторы – это те, на которые человек может воздействовать, может их полностью или частично устранить. Все они большей частью связаны с образом жизни человека.

  • Стресс и психическое перенапряжение.

        Повторяющиеся психоэмоциональные стрессы, постоянное умственное напряжение, высокая степень эмоциональности – это те факторы, которые запускают сложный механизм повышения АД.

  • Погрешности в питании.

                Избыток соли,  ведущий к задержке жидкости в организме.

                Избыток животных жиров, приводящий к формированию атеросклеротических бляшек, которые  сужают просвет сосудов.

                Излишняя калорийность пищи, приводящая к ожирению.

  • Гиподинамия.

        Статистика говорит, что у людей ведущих малоподвижный образ жизни риск возникновения гипертонии на 50% выше, чем у людей, которые ведут активный образ жизни.

  • Ожирение.

        Гипертония у людей с избыточной массой тела встречается чаще в 2 – 6 раз, поскольку ожирение часто связано с другими перечисленными факторами. Подсчитано, что каждый килограмм лишнего веса означают увеличение давления на 2 мм. рт. ст.

  • Употребление алкоголя.
  • Курение.

        Трудно найти другую такую привычку, о вреде которой говорилось и писалось столь много. Компоненты табачного дыма, попадая в кровь создают постоянный спазм артерий, который закрепляясь, приводит к жесткости артерий, что влечет за собой повышение давления в сосудах. Вещества, содержащиеся в табаке, способствуют механическому повреждению стенок артерий, что предрасполагает к образованию в этом месте атеросклеротических бляшек.

Ведущий  1

        ! Из представленных на слайде факторов риска  выпишите  в рабочую тетрадь те факторы,  которые есть в наличие у Вас.

        ! Теперь. Отметьте  знаком «-», те факторы, которые невозможно изменить – то есть, это будут неуправляемые факторы.

        Знаком «+» отметьте те факторы, которые вы можете легко, без особых усилий изменить.

        И знаком «+-»те, которые изменить трудно, требующие особых усилий, воли, времени, средств.

        Теперь Вы знаете свои индивидуальные факторы риска.

        ! Дома, самостоятельно, разработайте план оздоровления, начните с тех факторов,  которые вы можете легко устранить. Отразите в плане те действия, которые позволят вам избавиться от негативных факторов, выбирайте конкретные, реальные мероприятия.

        Например: Для устранения гиподинамии я буду каждый день подниматься в свою квартиру по лестнице пешком, начиная с одного пролета и прибавляя 1 пролет в неделю. Или буду выходить на одну остановку раньше и идти до дома пешком. И так по каждому выявленному фактору.

Ведущий  2

        ? Чем же опасно повышенное АД?

        Говорит первокурсник………………………..

        Ведущий 1

Давайте посмотрим видеосюжет, который позволит заглянуть нам внутрь человека и увидеть, что же происходит при АГ.

        АГ приводит к прогрессированию атеросклероза.

        В результате АГ страдает сердце, возникает гипертрофия миокарда левого желудочка и развитие в последующем сердечной недостаточности.

        При закупорке коронарных артерий атеросклеротической бляшкой возникает некроз сердечной мышцы — инфаркт миокарда.

        При ГБ страдают и почки, в поздних стадиях развивается нефросклероз, с последующим развитием почечной недостаточности.

        Страдает и орган зрения. Ухудшается состояние глазного дна, могут возникнуть отек зрительного нерва,  кровоизлияния.

        Изменения в сосудах головного мозга могут вызвать эмболию, что приводит к  острому нарушению мозгового кровоснабжения, то есть к инсульту.

        Чтобы не доводить состояние своего здоровья до таких проблем, любой человек должен знать свое артериальное давление и уметь его правильно измерять.

        Измерять давление вас научит Маша (3 ведущий).

        Ведущий 3

        При измерении АД необходимо чётко соблюдать определённые правила. Если их не выполнять, то вероятен неточный результат измерения.

        Условия измерения:

        1. За час до измерения нельзя употреблять кофе, крепкий чай.

        2. За 30 мин до измерения не курить.

        3. АД измеряется в покое после 5-10 минутного отдыха.

        4. Измерить АД следует на обеих руках. На той руке, где давление оказалось выше, нужно выполнить еще два измерения. И средние цифры из полученных трех измерений дадут наиболее правдивую информацию о вашем АД.

        Оснащение:

        Для измерения АД используют прибор (тонометр), состоящий из сжимающей руку пневмоманжеты, которую накладывают на плечо, груши для нагнетания воздуха с регулируемым клапаном и манометра.

        Размер манжеты должен соответствовать размеру руки.

        Манжета должна охватывать не менее 80 % окружности плеча; для взрослых лиц применяется манжета шириной 12-13 см и длинной 30-35 см.

        Стрелка тонометра перед началом измерения должна находится на нулевой отметке.

        Положение  при измерении АД:

        Сидя в удобной позе; рука на столе и находится на уровне сердца; манжета накладывается на плечо, нижний край ее на 2см выше локтевого сгиба.

        При измерении  нужно сидеть, свободно облокотившись на спинку стула и положив руку на стол. Недопустимо положение руки «на весу».

        Техника измерения:

        Между манжетой и поверхностью  плеча должен проходить палец, нижний край манжеты должен быть на 2,5 см выше локтевой ямки.

        Быстро накачать воздух в манжетку на 20-30 мм рт ст выше ориентировочного систолического, определенного предварительно по пульсу на лучевой артерии.

        Снижать давление нужно постепенно—2 мм рт ст в секунду.

        Уровень давления, при котором появиться 1-ый тон—систолическое АД.

        Уровень давления, при котором происходит исчезновение тонов—диастолическое АД.

        Среднее значение двух  и более последовательных измерения, с интервалом не менее 1 минуты, будет точнее отражать ваш уровень АД.

        Если тоны очень слабы, то следует поднять руку и выполнить несколько сжимающих движений кистью, затем измерение повторить, при этом не следует сильно сдавливать артерию мембраной фонендоскопа.

        При затруднениях с самостоятельным измерением можно  приобрести автоматический тонометр. в таких аппаратах манжета накачивается автоматически и цифры АД отображаются на специальном экране.

        ! Дома измерьте себе давление. И запишите свой результат в листок здоровья.

Заключительная часть

        Рефлексия: ведущие просят высказаться первокурсников и гостей, дать оценку мероприятию.

Ведущий  1

        ? Есть ли у вас вопросы?

             Полезна ли была сегодняшняя наша встреча?

        ! Прошу высказаться одним предложением, выбирая начало из рефлексивного экрана:

— сегодня я узнал…

— я понял, что…

— теперь я могу…

— мне захотелось…

— меня удивило…

— я приобрел…

————————————————————————————————————

Артериальное давление  — это _____________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Артериальное давление в норме от ____/___ до ____/___ мм рт ст

Артериальная гипертензия —  это __________________________

________________________________________________________

________________________________________________________<