Повышенное давления топлива дизельного двигателя

Первые признаки неисправности топливной системы дизеля 
————————————————————— 

Исправная и отрегулированная аппаратура обеспечивает подачу мелкораспыленного топлива в одинаковых порциях и в определенное время в камеры сгорания всех цилиндров. Топливо должно поступать в таком количестве, которое необходимо для получения нужной мощности двигателя на заданных числах оборотов коленчатого вала. Несоблюдение этих требований приводит к перерасходу топлива, снижению мощности и срока службы дизеля. 

При эксплуатации дизельного двигателя в системе питания могут возникнуть неисправности, основными признаками которых являются: 

1. Увеличился расход топлива. 
2. Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу. 
3. Двигатель не набирает обороты. 
4. В холодное время затруднен запуск двигателя. 
5. Машина начала дымить (черный, синий, бело-серый дым из выхлопной трубы). 
6. Потеря мощности двигателя. 
7. При нагрузке на двигатель слышен характерный звук (треск). 

Неисправности в системе питания возникают из-за отказов и повреждений приборов и топливопроводов в магистралях низкого и высокого давления. К основным неисправностям в магистрали низкого давления относятся нарушения герметичности или засорение топливопроводов и фильтров, а также нарушение работы насоса низкого давления, что приводит к недостаточной подаче топлива к насосу высокого давления. 

Неисправности в магистрали высокого давления сводятся к нарушениям нормальной работы насоса высокого давления и форсунок. Они вызывают чаще всего затрудненный пуск двигателя, перебои и неравномерность в работе цилиндров, потерю мощности двигателя, повышенную дымность отработавших газов, отказы в регулировании частоты вращения коленчатого вала. 

Нарушение герметичности магистрали низкого давления возникает, как правило, из-за неплотности в соединениях. Если такие неплотности возникнут в магистрали между топливным баком и насосом низкого давления, то подача топлива резко уменьшается, двигатель работает неустойчиво на малой частоте вращения коленчатого вала и останавливается при увеличении нагрузки. 

При сборке магистрали добиваются полной герметичности, особенно у соединений с топливным баком, фильтром грубой очистки и насосом низкого давления. 

Засорение топливопроводов и фильтров в магистрали низкого давления. О степени засорения судят по снижению давления топлива в магистрали на входе в насос высокого давления. Определяют величину давления по контрольному манометру, который подсоединяют к отверстию под пробку для выпуска воздуха на фильтре тонкой очистки. Если давление ниже допустимого предела при герметичных соединениях, то заменяют фильтрующие элементы и проверяют работу подкачивающего насоса низкого давления. 

Неисправности насоса низкого давления вызывают падение его производительности и сказываются на пуске и работе двигателя. Прежде всего затрудняется пуск двигателя, так как на малой частоте вращения коленчатого вала насос будет подавать меньше топлива и при более низком давлении. В случае возрастания нагрузки и при малой подаче топлива насосом наблюдаются перебои в работе двигателя и он не сможет воспринимать нагрузку. 

Основными причинами неисправностей и нарушений в работе насосов низкого давления являются: попадание под клапаны соринок и грязи, поломки или потеря упругости пружин, зависание поршня, износ стержня толкателя. При повышенном износе основных рабочих поверхностей насоса (поршня и цилиндра) снижается его производительность и падает давление в магистрали. Снижение производительности может произойти также при уменьшении упругости рабочей пружины. 

Неисправности насоса высокого давления и форсунок при эксплуатации можно обнаружить лишь частично, большинство их определяют только при проверке с помощью специального оборудования. Ниже приведены основные признаки и характер неисправности насосов высокого давления и форсунок. 

Затрудненный пуск двигателя происходит вследствие износа плунжеров, гильз и нагнетательных секций насоса, поломки пружин плунжеров, нагнетательных клапанов, понижения давления впрыска форсунками в результате потери упругости пружин штоков, разработки сопловых отверстий форсунок и нарушения оптимальной регулировки насоса. 

Повышенная дымность отработавших газов наблюдается при излишней подаче топлива секциями насоса высокого давления, нарушении угла опережения впрыска, снижении давления открытия форсунок, заедании иглы и увеличении отверстий распылителя форсунок. При этих неисправностях отработавшие газы имеют черный цвет.

Источник

Ñîâðåìåííûå äèçåëüíûå òîïëèâíûå ñèñòåìû – íàâåðíîå îäíè èç ñàìûõ ñëîæíûõ è äåëèêàòíûõ èç âñåõ ñèñòåì ñîâðåìåííîãî àâòîìîáèëÿ. Äîëãèå ãîäû ðàçâèòèÿ ñèñòåì âïðûñêà òîïëèâà ïðèâåëè ê ïîÿâëåíèþ òàê íàçûâàåìûõ «êîììîíðåéë» ñèñòåì (ñèñòåì ñ «îáùåé (òîïëèâíîé) ìàãèñòðàëüþ» èëè àêêóìóëÿòîðíàÿ òîïëèâíàÿ ñèñòåìà ïî-ðóññêè, íî ÿ å¸ áóäó íàçûâàòü êîììíîðåéë ïîòîìó ÷òî ÿ ëåíèâàÿ æîïà) – õàðàêòåðíàÿ îñîáåííîñòü êàê ðàç òà ñàìàÿ àêêóìóëÿòîðíàÿ ðåéêà â êîòîðóþ ÒÍÂÄ (òîïëèâíûé íàñîñ âûñîêîãî äàâëåíèÿ) íàõåðà÷èâàåò ñêîëüêî òî òûñÿ÷ àòìîñôåð (ïîñëåäíåå ïîêîëåíèå òîïëèâíûõ ñèñòåì åçäèò äî 2500 àòìîñôåð) ÷òî áû ïîòîì ðàñïðåäåëèòü åãî ïî èíæåêòîðàì.

Îáùèé âèä ÒÑ:

Òîïëèâíàÿ ñèñòåìà ñîâðåìåííûõ äèçåëüíûõ äâèãàòåëåé Àâòî, Òåõíîëîãèè, Äèçåëüíûé äâèãàòåëü, Òåõíèêà, Äëèííîïîñò

Èç âàæíîãî: 2 – (÷àùå âñåãî) ýëåêòðè÷åñêèé íàñîñ â áàêå; 4 – ÒÍÂÄ; 5 – òîïëèâíàÿ ðåéêà-àêêóìóëÿòîð; 8 – èíæåêòîð(û). Áîëåå òåìíûå òðóáêè – òðóáêè âûñîêîãî äàâëåíèÿ; áîëåå ñâåòëûå – îáðàòêà (ñ èíæåêòîðîâ, ðåéêè è ÒÍÂÄ) à òàê æå äàâëåíèå ïîäà÷è èç íàñîñà â áàêå

.

Íåêîòîðûå ñèñòåìû èìåþò ðàçíóþ êîíñòðóêöèþ (íàïðèìåð â ìîåì ïàññàòå Á6 2008 ãîäà àæ äâà íàñîñà ïîäêà÷êè, ÷òî áû ÿ áîëüøå ïëàòèë äåíåã äëÿ îáñëóæâàíèÿ ñèñòåìû íåèíà÷å) íî â öåëîì ïðèíöèï îñòàåòñÿ òåì æå ñàìûì. Íàêà÷àòü òîïëèâî â ÒÍÂÄ – ÒÍÂÄ ñîçäàåò äàâëåíèå â ðåéêå – èíæåêòîðû èñïîëüçóþò ýòî äàâëåíèå – â êàìåðå ñãîðàíèÿ ïðîèñõîäèò áóì.

Òåïåðü èç ýëåìåíòîâ:

Ýëåêòðè÷åñêèé íàñîñ â áàêå

Íè÷åãî îñîáåííîãî, íà ïàññàæèðñêèõ àâòî ïðåèìóùåñòâåííî ýëåêòðè÷åñêèé, ñëóæèò äëÿ òîãî ÷òî áû òðàíñïîðòèðîâàòü òîïêó èç áàêà â ÒÍÂÄ ÷åðåç ôèëüòð. Îñîáåííîñòüþ äèçåëüíîé òîïëèâíîé ñèñòåìû ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ýëåìåíòû ñìàçûâàþòñÿ äèçåëüíûì òîïëèâîì (îäíà èç ïðè÷èí òîãî, ÷òî íàëèâ â äèçåëüíûé áàê áåíçèíîâîãî òîïëèâà âñþ òîïëèâíóþ ñèñòåìó ïðèäåòñÿ ïîêóïàòü çàíîâî), ïîýòîìó íàñîñ ïîäêà÷êè ðàáîòàåò âñåãäà ïðè ïîâåðíóòîì êëþ÷å çàæèãàíèÿ è ïðîêà÷èâàåò ïðèìåðíî â 3 ðàçà áîëüøå òîïëèâà ÷åì ìîæåò ïðîêà÷àòü ÒÍÂÄ ïðè ìàêèñìàëüíîé ïðîèçâîäèòåëüíîñòè.

ÒÍÂÄ

Íàñîñ ïëóíæåðíîãî òèïà (òî åñòü äàâëåíèå íàãíåòàåòñÿ ìèíè-ïîðøíåì) ñ ïðèâîäîì îò äâèãàòåëÿ (çóá÷àòûé èëè öåïíîé ïðèâîä). Äëÿ ïàññàæèðñêèõ àâòî áîëüøàÿ ÷àñòü ñîâåðìåííûõ íàñîñî⠖ îäíîïëóíæåðíûå, äî òåõ ïîð ïîêà ïîçâîëÿåò ïðîïóñêíàÿ ñïîñîáíîñòü è íàãðóçêà íà öèëèíäð. Äëÿ îáû÷íîãî îáûâàòåëÿ Ïèêàáó – â âàøèõ òà÷êàõ ñòîÿò íàñîñû ñ îäíèì ïëóíæåðîì. Ãëàâíàÿ çàäà÷à ÒÍÂÄ – ñæèìàòü òîïêó è ïîñòàâëÿòü å¸ â ðåéêó. Äåëàåò ýòî íàñîñ ïðîñòî, èçÿùíî è ñî âêóñîì.

Òîïëèâíàÿ ñèñòåìà ñîâðåìåííûõ äèçåëüíûõ äâèãàòåëåé Àâòî, Òåõíîëîãèè, Äèçåëüíûé äâèãàòåëü, Òåõíèêà, Äëèííîïîñò

Áîëüøàÿ îâàëüíàÿ õðåíü ïîñåðåäèíå – ýòî êóëà÷êîâûé âàë, êîòîðûé äåéñòâóåò íà ïëóíæåð ñæèìàÿ ïðóæèíó è ïðèâîäÿ ïëóíæåí â äâèæåíèå. Ïðèâîäèòñÿ âàë îò äâèãàòåëÿ. Êàê ìîæíî âèäåòü íà êàðòèíêå – â íàñîñå òðè äûðêè. Äâå æåëòûå – ïîäà÷à òîïëèâà îò íàñîñà ïîäêà÷êè è îáðàòêà èç ÒÍÂÄ (êàê ÿ óæå ãîâîðèë – âñå ñìàçûâàåòñÿ äèçåëüíûì òîïëèâîì, âêëþ÷àÿ íàñîñ, ïîýòîìó íàäî âîçâðàùàòü èçëèøêè òîïëèâà íàçàä â áàê). Îðàíæåâàÿ äûðêà – ïîäà÷à òîïëèâà â ðåéêó ïîä âûñîêèì äàâëåíèåì.

Читайте также:  Нижний показатель давления повышенного

Ïðè äâèæåíèè çåëåíîãî öèëèíäðà âíèç îòêðûâàåòñÿ çåëåíûé êëàïàí âûøå, ÷àñòü «æåëòîãî» òîïëèâà èç âåðõà íàñîñà ïåðåòåêàåò â êàìåðó öèëèíäðà. Ïðè äâèæåíèè öèëèíäðà ââåðõ òîïëèâî ñæèìàåòñÿ è ïîñòàâëÿåòñÿ â ðåéêó. Çà êîëè÷åñòâîì òîïëèâà ñëåäèò óäèâëåííûé êèòàåö ñïðàâà ñâåðõó íà íàñîñå – íåáîëüøîé ñîëåíîéä, êîòîðûé ðåãóëèðóåò êîëè÷åñòâà òîïëèâà êîòîðîå ìîæåò çàñîñàòü öèëèíäð.

Îáðàòêà ïðîñòî îáðàòêà, íè÷åãî îñîáåííîãî.

Èíæåêòîðû

Ëþäè ïî÷åìó òî íàñòàèâàþò íà ðóññêîì ñëîâå «ôîðñóíêà» ÷òî ïî ìîåìó ìíåíèå â êîðíå íå ïðàâèëüíî – ôîðñóíêà îòêðûòà âñåãäà, êîãäà êàê èíæåêòîð îòêðûâàåòñÿ òîëüêî â îïðåäåëåííîì ñëó÷àå è ïî÷òè ñðàçó æå çàêðûâàåòñÿ. Äëèíà êàæäîãî öèêëà âïðûñêà – îò 1 äî 2 ìñ, êîëè÷åñòâî òîïëèâà êîòîðîå ïîïàäàåò â öèëíäð ïðè êàæäîì âïðûñêå – îò 1 äî 350 ìì3 (350 ìì3 ýòî ïðèìåðíî 1/10 ÷àéíîé ëîæêè âîäû) – ïîýòîìó íà èíæåêòîðû âîçëàãàåòñÿ çàäà÷à áûòü Î×ÅÍÜ ÒÎ×ÍÛÌÈ. Èíòåðåñíî çíàòü, ÷òî èãëà (çîëîòíèê?) â èíæåêòîðå ïðèâîäèòñÿ â äâèæåíèå èñêëþ÷èòåëüíî ãèäðàâëè÷åñêè – óïðàâëåíèå èíæåêòîðîì ïðîèñõîäèò ýëåêòðè÷åñêè, íî äâèæåíèå ïðîèçâîäèòñÿ ïóòåì ñòðàâëèâàíèÿ äàâëåíèÿ èç êàìåðû âîêðóã êîíöà èãëû. ×òî áû íå áûòü ãîëîñëîâíûì:

Òîïëèâíàÿ ñèñòåìà ñîâðåìåííûõ äèçåëüíûõ äâèãàòåëåé Àâòî, Òåõíîëîãèè, Äèçåëüíûé äâèãàòåëü, Òåõíèêà, Äëèííîïîñò

Ýòî ñõåìà ïüåçîýëåêòðè÷åñêèõ èíæåêòîðîâ ïîñëåäíåãî ïîêîëåíèÿ. Èç âàæíîãî: 1 – ïîäà÷à òîïëèâà èç ðåéêè; 2 – îáðàòêà òîïëèâà èç èíæåêòîðà; 16 – êàìåðà, â êîòîðîé ðåãóëèðóåòñÿ äàâëåíèå âîêðóã ãîëîâû èíæåêòîðà; Fs – äàâëåíèå òîïëèâà, êîòîðîå çàêðûâàåò èíæåêòîð; Fd – äàâëåíèå òîïëèâà, êîòîðîå îòêðûâàåò èíæåíêòîð; 19 – ñïåöèàëüíûé êëàïàí, êîòîðûé ðåãóëèðóåò îáðàòêó èç êàìåðû âûñîêîãî äàâëåíèÿ

Âïðûñê ïðîèñõîäèò ñëåäóþùèì îáðàçîì: âî âñåé ÷àñòè âûñîêîãî äàâëåíèÿ â èíæåêòîðå äàâëåíèå îäèíàêîâîå, äî ìîìåíòà êîãäà ïüåçîýëåêòðè÷åñêèé àêòþàòîð 17 íå îòêðûâàåò êëàïàí 19 ñòðàâëèâàÿ äàâëåíèå èç êàìåðû 16. Ïî÷òè ñðàçó æå ïðîèñõîäèò ðàçáàëàíñèðîâêà äàâëåíèÿ è ñèëà Fd ïðåâûøàåò ñèëó Fs – èãëà ïîäíèìàåòñÿ è ïðîèñõîäèò âïðûñê òîïëèâà ïîñëå ÷åãî äàâëåíèå îïÿòü ñòàíîâèòñÿ îäèíàêîâûì è èãëà çàêðûâàåò îòâåðñòèå.

Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ñêîðîñòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ âîëíû äàâëåíèÿ â æèäêîñòè î÷åíü âàæíà êîãäà èäåò ðå÷ü î âïðûñêå 0.01 ìë òîïëèâà – à òàê æå âàæíî çíàòü äðóãèå ïàðàìåòðû òîïëèâà, òàêèå êàê íàïðèìåð òåìïåðàòóðà äëÿ ïðàâèëüíîãî ðàñ÷åòà äëèòåëüíîñòè ïîäíÿòèÿ èãëû. Ýòèì âñåì çàíèìàåòñÿ ñèñòåìà óïðàâëåíèÿ äâèãàòåëÿ, è â ýòîì ëåæèò î÷åíü áîëüøàÿ ÷àñòü ðàáîòû íàä óïðàâëåíèåì ìîòîðîì.

Ñîëü ïüåçîýëåêòðè÷åñêèõ èíæåêòîðîâ çàêëþ÷àåòñÿ â èõ áûñòðîäåéñòâèè – è êàê ñëåäñòâèå, êîëè÷åñòâî öèêëîâ ïðå- è ïîñò- âïðûñêîâ:

Òîïëèâíàÿ ñèñòåìà ñîâðåìåííûõ äèçåëüíûõ äâèãàòåëåé Àâòî, Òåõíîëîãèè, Äèçåëüíûé äâèãàòåëü, Òåõíèêà, Äëèííîïîñò

Ïðå-âïðûñêè ïîçâîëÿþò óëó÷øèò çâóêîâûå è âèáðàöèîííûå êà÷åñòâà äâèãàòåëÿ, êàê áû ïîäãîòàâëèâàÿ êàìåðó ñãîðàíèÿ, ïîñò-âïðûñêè ïîçâîëÿþò ïîíèçèòü óðîâíè âûáðîñîâ. Íà êàðòèíêå âûøå – 5 öèêëîâ âïðûñêà; íîâûå ñèñòåìû ìîãóò óâåëè÷èòü ÷èñëî âïðûñêîâ äî 7 èëè äàæå 9. Òîëüêî âäóìàéòåñü, ìîòîð ðàáîòàåò íà 5000 îáîðîòîâ â ìèíóòó – ïî÷òè 100 ðàç â ñåêóíäó; òî åñòü èíæåêòîðó íóæíî äåëàòü 5 âïðûñêîâ êàæäûå 0.02 ñåêóíäû (50 Ãö – ðàç â äâà îáîðîòà)!

Òîïëèâíàÿ ðåéêà-àêêóìóëÿòîð

ß ñïåöèàëüíî îñòàâèë ýòó øòóêó íàïîñëåäîê. Êàæåòñÿ ÷òî ýòî ñàìûé ïðîñòîé ýëåìåíò òîïëèâíîé ñèñòåìû – íó à ÷å òàì, ïðîñòî ïàëêà ñ äûðêîé ïîñåðåäèíå, íåñêîëüêî îòâðåñòèé è êëàïàí íà êîíöå:

Òîïëèâíàÿ ñèñòåìà ñîâðåìåííûõ äèçåëüíûõ äâèãàòåëåé Àâòî, Òåõíîëîãèè, Äèçåëüíûé äâèãàòåëü, Òåõíèêà, Äëèííîïîñò

(ìíå Áîø íå ïëàòèëè ÷òî áû ÿ èõ ðåêëàìèðîâàë, ÷åñòíî à æàëü)

Íî íå òóò-òî áûëî. Ýòî îäèí èç ñàìûõ âàæíûõ ýëåìåíòîâ ñèñòåìû âïðûñêà (õîòÿ êàê èõ ìîæíî ðàçäåëÿòü âîîáùå? Îíè âñå âàæíû, áåç íèõ ìàøèíà íå ïîåäåò)

Äàâàéòå ðàçáåðåìñÿ â íà÷àëå êàê îíî ðàáîòàåò.

ÒÍÂÄ íàêà÷èâàåò òîïêó ÷åðåç îòâåðñòèå ñî ñòðåëêîé âíèç, îòâåðñòèÿ ñî ñòðåëêîé ââåðõ – ê èíæåêòîðàì; ñâåòëî-ñåðàÿ õåðíÿ íà êîíöå – îáðàòêà òîïëèâíàÿ (è êëàïàí, êîòîðûé ñòðàâëèâàåò äàâëåíèå). Ïðîñòî? Ïðîñòî.

Íî âñÿ ñîëü çàêëþ÷àåòñÿ â ìîìåíòå, êîãäà íàì ïðèõîäèòñÿ âïðûñêèâàòü ìèíèìàëüíîå êîëè÷åñòâî òîïëèâà (îäíà-äâå êàïëè) 50 ðàç â ñåêóíäó. Âàæíî çíàòü íå òîëüêî îáùåå äàâëåíèå â ðåéêå (äàò÷èê íà êàðòèíêå ñëåâà) íî òàê æå âàæíî çíàòü ãäå â êàæäûé ìîìåíò âðåìåíè íàõîäèòñÿ âîëíà (âîëíû) äàâëåíèÿ, êîòîðûå ïîñòóïàþò îò ÒÍÂÄ – âåäü îò ýòîãî ìåíÿåòñÿ äëèòåëüíîñòü ïîäúåìà èãëû èíæåêòîðà! Âåäü åñëè âîëíà äàâëåíèÿ ïðÿìî ðÿäîì ñ èíæåêòîðíûì îòâåðñòèåì, òî â èíæåêòîð ïîñòóïèò ÷óòü áîëüøå äàâëåíèÿ – çíà÷èò äëèòåëüíîñòü âïðûñêà äîëæíà áûòü ìåíüøå! È íàîáîðîò – à òåïåðü âñå ýòî íàäî ó÷åñòü äëÿ âñåõ 4 èíæåêòîðîâ, íåñêîëüêî íàêëàäûâàþùèõñÿ âîëí, ïåðåîòðàæåíèå èõ îò ñòåíîê, à òàê æå ÒÍÂÄ êîòîðûé âñå ýòî âðåìÿ ïðîäîëæàåò ãíàòü òîïêó – íó è íåëüçÿ çàáûâàòü î äëèíå òðóáîê äî ñàìèõ èíæåêòîðî⠖ âåäü â íèõ ïðîèñõîäèò çàòóõàíèå äàâëåíèÿ.

Òàê æå âàæíî ïîíèìàòü ñàì ïðîöåññ èçãîòîâëåíèÿ ðåéêè – âåäü íå òîëüêî âàæíî çíàòü ÷òî îòâåðñòèå ê èíæåêòîðó îò 3 äî 3.015 ìì, íî òàê æå âàæíî çíàòü íàñêîëüêî òî÷íî è êóäà ïðîöåññ èçãîòîâëåíèÿ êëàä¸ò ýòîò ðàçáðîñ ðàçìåðî⠖ íàïðèìåð, èççà î÷åíü òî÷íîãî ïðîöåññà áîëüøàÿ ÷àñòü îòâåðñòèé îò 3.007 äî 3.009 ìì. Òàê æå íàäî ïðèíèìàòü âî âíèìàíèå âíóòðåííèé ðàçìåð ïîëîñòè è åãî ðàçáðîñ – è ñðàçó æå íàñòðîéêà ðåéêè ïåðåñòàåò áûòü òðèâèàëüíûì çàäàíèåì è ïðåâðàùàåòñÿ â ìàòåìàòè÷åñêóþ ãèìíàñòèêó.

Çàêëþ÷åíèå

Äèçåëè ðàçâèâàëèñü äîëãî, è èõ òîïëèâíûå ñèñòåìû ïðîøëè îãðîìíûé ïóòü îò ìàññèâíûõ ðÿäíûõ íàñîñîâ äî ýëåãàíòíûõ ñèñòåì êîììíîðåéë. Äà, ÿ ïîíèìàþ, íàäåæíîñòü ñòàðûõ íàñîñîâ áûëà ìîíóìåíòàëüíàÿ, íî óâû – ïðîãðåññ òðåáóåò æåðòâ, ïîýòîìó èìååì ÷òî èìååì.

×òî èíòåðåñíî – áåíçèíîâûå äâèæêè òîæå ïåðåøëè íà ïðÿìîé âïðûñê òîïëèâà, òîëüêî èç-çà íèçêèõ äàâëåíèé ñèñòåìà ó íèõ ïîêà ïîïðîùå. Íî ýòî ïîêà.

Íà ýòîì âñ¸, íàäåþñü âàì áûëî èíòåðåñíî. Îïÿòü æå, åñëè åñòü âîïðîñû – çàäàâàéòå, ìîãó óçíàòü ó êîëëåã/ñàì ïîïðîáóþ îòâåòèòü.

֏.

Источник

Вопросом о том, как проверить регулятор давления топливазадаются владельцы машин как с бензиновым, так и с дизельным двигателем. Данный узел устанавливается в топливную рампу тех и других моторов. В некоторых случаях их может быть два — для контура низкого и высокого давления. Конструктивно датчик давления топлива (или сокращенно ДДТ) состоит из двух частей — металлической мембраны и тензорезисторов, которые способны изменять свое электрическое напряжение. По сути, проверка регулятора давления топлива и сводится к тому, чтобы замерить выдаваемое им напряжение/сопротивление.

Содержание:

  • Что такое ДДТ и как он работает
  • Признаки выхода из строя датчика
  • Причины поломки ДДТ
  • Как проверить датчик давления топлива
Читайте также:  Температура повышенное давление тошнота головная боль

Как проверить регулятор давления топлива

Описание работы регулятора давления топлива

Перед тем как перейти к вопросу о том, как проверить датчик давления топлива, необходимо разобраться с принципом его работы. Это даст полноту понимания данного процесса. Как указывалось выше, ДДТ состоит из двух частей — механической и электрической. Механическая часть — это металлическая мембрана, которая прогибается под воздействием усилия, вызванного давлением в топливной системе. Следует отметить, что на датчиках, рассчитанных под разное давление, толщина мембраны также будет разной. В частности, чем толще мембрана — тем на большее давление рассчитан датчик. Также стоит отметить, что в некоторых машинах используется два датчика — в контуре высокого давления и в контуре низкого давления. Называются они соответственно.

Электрическая часть датчика давления топлива состоит из четырех тензорезисторов, которые изменяют значение своего электрического сопротивления в зависимости от оказываемого на них механического давления. Тензорезисторы соединены по электрической схеме «мостик Уинстона», и к ним через усилитель к ним подается напряжение. Соответственно, его выходное значение будет меняться в зависимости от того, как сильно изогнется мембрана. По сути, проверка датчика давления топлива заключается в измерение выходного напряжения из датчика давления топлива.

По информации от датчика ЭБУ дает команду на открывание топливного клапана, в результате чего его давление сбрасывается за счет того, что оно перепускается из рейки. Это актуально как бензиновых двигателей с инжектором, так и для современных дизельных систем Common Rail, которые управляются с помощью электронных систем.

Топливо подается под давлением в рампу, элементом которой является и датчик с мембраной. При этом мембрана изгибается, вследствие чего изменяется сопротивление резисторов. Указанное входное напряжение может колебаться в пределах от 0 до 80 мВ (соответственно, 0 показывает, что давления нет вовсе, а 80 мВ указывают, что значение давления является максимально допустимым). С помощью электронного усилителя диапазон выходного напряжения увеличивается до 0…5 Вольта, которые и передаются на электронный блок управления двигателем (ЭБУ).

Значение выходного напряжения одинаково, однако давление у бензиновых и дизельных двигателей, как известно, различаются. Для справки:

  • У дизельного двигателя значение выходного напряжения составляет 1,3 Вольта при давлении 250 Бар, и оно увеличивается до 4,5 Вольта при давлении 2500 Бар (1 Бар = 100 кПа).
  • У бензиновых двигателей напряжение 1,3 Вольта будет при давлении 50 Бар, а значение 4,5 Вольта при давлении 200 Бар.

Приведенные данные являются приблизительными, и взяты в качестве примера для датчика от компании BOSCH, устанавливаемые на некоторые модели автопроизводителей BMW, Alfa Romeo и многих других. Аналогичные характеристики могут отличаться у конкретных марок автомобилей, в том числе использующих различные регуляторы давления топлива.

На старых дизельных двигателях используется механический регулятор давления топлива. Однако в силу того, что на современных автомобилях он практически не используется, рассматривать его устройство мы не станем.

Признаки поломки датчика

К признакам неисправности относится:

Повышенное давления топлива дизельного двигателя

  • Активация на приборной панели контрольной лампы Check Engine. При сканировании ошибок диагностическим прибором будут показаны одна или несколько ошибок с номерами P0190, P0191, P0192, P0193, P0194. Все они сигнализируют о проблемах в цепи управления датчика давления топлива.
  • Падение мощности двигателя. При этом машина теряет свои динамические характеристики (плохо разгоняется), не тянет, особенно, если она груженная. Причиной этого становится тот факт, что электронный блок управления при получении некорректной информации от датчика (или отсутствия сигнала от него) попросту подставляет стандартные количественные значения топлива и воздуха. Из-за этого и получается топливовоздушная смесь с неоптимальными параметрами.
  • Перерасход топлива. В зависимости от мощности двигателя это значение также меняется.
  • Машина плохо заводится как «на горячую», так и «на холодную».
  • При работе двигателя на высоких оборотах возможно возникновение так называемых «провалов», когда обороты резко изменяются, а машина не слушается педали акселератора.

Вообще, ездить на машине с неисправным регулятором давления топлива нежелательно. И выражает это не только в том, что машина потеряла свои динамические характеристики, но и в том, что топливный насос будет работать, что называется «на износ», поскольку он не может длительное время поддерживать значительное давление. А это естественным образом приводит к снижению его ресурса и возможному преждевременному выходу из строя.

Также имеет смысл проверить датчик давления топлива в дизельных двигателях в случае, если с помощью диагностического прибора была выявлена ошибка Р1181, сигнализирующая о том, что система не может обеспечить герметичность в топливной рампе. Одной из причин этого как раз может быть неисправный регулятор давления топлива.

Причины поломки датчика давления топлива

Причин выхода из строя датчика давления топлива на самом деле немного. Это либо повреждение внутренних частей датчика, либо его проводки. В первом случае это может быть механическое повреждение корпуса, его ржавление из-за механического повреждения или банальной старости. Также может повредить какой-либо электрический контакт внутри датчика. Как правило, ремонт его невозможен, и он подлежит замене.

Однако чаще повреждается не сам датчик, а его сигнальная проводка либо разъем для подключения (так называемая «фишка»). В некоторых случаях отмечается, что под воздействием вибрации перетираются провода, портится их изоляция, даже возможно возникновение короткого замыкания, из-за чего двигатель может заглохнуть прямо на ходу. В этом случае необходимо выполнить дополнительную диагностику и выполнить замену проводки и/или разъема, который одевается на датчик.

Отмечается, что на некоторых автомобилях при замене датчика на новый необходимо «прописать» его в памяти электронного блока управления двигателем. Особенно это касается неоригинальных датчиков. Для этого необходимо использовать дополнительные аппаратные и программные средства, поэтому лучше обратиться за помощью в специализированный сервисный центр.

Что касается механического клапана регулировки давления топлива, то он может банально пропускать некоторое количество топлива, из-за чего в системе будет присутствовать низкое давление со всеми вытекающими последствиями, в частности, падением мощности двигателя, «подергиванием» машины и прочими неприятностями.

Причинами поломки также может быть засорение сеточки на регуляторе. Засорение может быть вызвано попаданием мусора в топливо в случае, если топливный фильтр не справляется с возложенными на него задачами или он попросту забит сам и мусор из него проходит в топливную магистраль. Что касается дизельных двигателей, то в холодную погоду солярка может замерзать, и в ней образуются твердые частицы парафина. В этом случае имеет смысл воспользоваться размораживателями дизельного топлива.

Еще одна причина — износ или заклинивание запирающего элемента внутри корпуса регулятора давления. Очередная причина неисправности — неплотное прилегание конуса регулятора внутри рейки. Также причиной неисправности может быть электронная система управления (катушка, микросхема с тензорезисторами).

Читайте также:  Если у меня повышенное давление возьмут в армию

Как проверить исправность датчика давления топлива

Проверить исправность регулятора давления топлива можно двумя методами — с демонтажом топливной рейки вместе с регулятором или без такового. Первый метод более сложный, однако с его помощью можно проверить не только работу регулятора давления, но и других элементов топливной системы. Кроме этого, для такой проверки необходим специальный стенд, который есть только в специализированных автомастерских, в частности, у официальных представителей конкретного автопроизводителя. Хотя некоторые автолюбители собирают подобные самодельные у себя в гараже.

Проверка датчиков старого образца

Повышенное давления топлива дизельного двигателя

Упомянутые выше регуляторы давления топлива старого образца можно было проверить, просто пережав на непродолжительное время «обратку» топлива. Этот метод старый, и соответственно, подойдет для автомобилей старой конструкции. Такую проверку необходимо выполнять обязательно «на холодную», когда двигатель еще не прогрелся. Лучше всего это делать приблизительно в течение одной минуты после запуска двигателя. Актуально для бензиновых двигателей.

Основное действие в данном случае — пережать с помощью плоскогубцев шланг обратной подачи топлива на несколько секунд. Если при этом троящий и плохо работающий мотор восстановил обороты и стал нормально работать, значит, вышел из строя именно регулятор давления топлива. Однако помните, что на длительное время пережимать шланг нельзя, поскольку это чревато износом топливного насоса вплоть до его выхода из строя или срыванием какого-либо хомута на месте крепления топливных шлангов. Тем не менее такой метод подходит лишь для тех машин, у которых в обратной топливной магистрали используются длинные резиновые шланги. А на многих современных иномарках эти элементы выполнены из металла, соответственно, механически пережать их не получится.

Проверка с помощью мультиметра

Проверку электронного датчика давления топлива, установленного на рампе, необходимо с проверки наличия питания на нем. Для этого нужно снять «фишку» с него и с помощью электронного мультиметра, переведенного в режим измерения напряжения, проверить соответствующие значение. Черный щуп устанавливается на любой «минус», а красный — на ножку на «фишке». Если все исправно, то на экране мультиметра должно быть значение 5 Вольт постоянного тока. Следующий шаг проверки заключается в том, что красный щуп устанавливается на «плюс» аккумулятора (или ближайшей точки, где можно взять напряжение), а черный щуп — на минусовую ножку на «фишке». В исправном состоянии значение должно быть -12,3 Вольта (или просто 12 Вольт). Если все так, значит, проводка датчика целая. Можно возвращать «фишку» на ее посадочное место на датчике.

Следующий шаг — проверка уровня сигнала от датчика. Для этого черный провод мультиметра необходимо поместить на минусовую клемму аккумулятора, а красную — на третий сигнальный провод (обычно он находится посередине). Далее нужно запустить двигатель и дать поработать ему на холостых оборотах (минимальных). При этом выходное напряжение также должно быть минимальным. Как указывалось выше, это значение будет приблизительно 1,3 Вольта. При нажатии на педаль акселератора (увеличении оборотов двигателя) соответствующее значение будет расти вплоть до 4,5…5 Вольт (на максимальных оборотах). Это изменение можно отследить в динамике. Если изменение напряжения происходит — регулятор исправен. Если значение напряжения не меняется — его нужно менять на новый.

Однако после проверки «фишки» необходимо еще проверить провод, который идет непосредственно на электронный блок управления. Делается это также с помощью мультиметра. Если в процессе изменения оборотов двигателя соответствующее значение динамически меняется, значит регулятор давления исправен. В очень редких случаях возможны ситуации, когда проблемой становится сам ЭБУ, в частности, так называемые «глюки» в его программном обеспечении.

Проверка с помощью манометра

В настоящее время для проверки исправности регулятора давления топлива используют манометр — прибор для измерения давления в топливной системе (и не только). Подсоединяется манометр между топливным шлангом и штуцером. Предварительно необходимо отсоединить вакуумный шланг.

Рабочее давление бензинового двигателя будет около 2,5…3 атмосфер, перед измерением это значение необходимо обязательно дополнительно уточнить по мануалу или в интернете. При перегазовке давление немного опускается (на несколько десятых долей атмосферы). После этого клапан некоторое время должен держать давление в системе, что можно наблюдать по показаниям манометра. Далее с помощью плоскогубцев необходимо пережать обратный топливопровод, что способствует возрастанию давления до 2,5…3,5 атмосфер.

Проверка регулятора давления ТНВД Common Rail

Повышенное давления топлива дизельного двигателя

В первую очередь необходимо проверить значение сопротивления индуктивной катушки управления. Точные данные необходимо взять в дополнительной справочной литературе, однако в большинстве случаев соответствующее значение будет находится около 8 Ом. Измерение значения сопротивления проводят все тем же электронным мультиметром, переведенным однако в соответствующий режим работы. Если измеренное значение существенно отличается в ту или иную сторону — датчик заведомо неисправен, и его нужно заменить.

Для более детальной диагностики применяется дополнительное дорогостоящее оборудование, используемое лишь в автосервисах, поскольку рядовому автовладельцу оно попросту не нужно. С его помощью проверяется не только герметичность клапана регулятора, но и линейность его управления. Если с герметичностью все понятно, то линейность управления обеспечивает его плавное закрывание/открывание, которое способствует нормальному перетоку дизельного топлива по магистрали в обратку. Если же будут иметь место механические заедания, то и характеристика управления будет нелинейной. Для ее построения используется специальное аппаратное и программное обеспечение.

В большинстве случаев ремонт непосредственно датчика давления топлива вряд ли возможен, поэтому его попросту меняют на новый. Однако для многих автомобилей стоимость этого узла достаточно высока (даже для отечественных ВАЗов и их бюджетных аналогов). Поэтому перед заменой этого узла необходимо точно убедиться, что вышел из строя именно датчик давления топлива, иначе в противном случае это будет лишняя трата немалых денег.

Заключение

Регулятор давления топлива — несложный, однако важный узел топливной системы, который напрямую влияет на работу двигателя. Это касается как бензиновых, так и дизельных моторов. Стоит учитывать, что при его выходе из строя движок начинает работать не в оптимальном режиме, из-за чего создается топливовоздушная смесь с неправильным составом, а топливный насос начинает работать «на износ», что приводит к снижению его общего ресурса. Поэтому при возникновении подозрения на выход из строя датчика давления топлива необходимо как можно быстрее выполнить диагностику с тем, чтобы вернуть работе двигателя оптимальные параметры работы.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Источник