Положения о школе артериальной гипертонии

                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ  

                                                                                       Главный врач ____________П.Г. Фомин

                                                                                                  «__23_»___марта____2015__г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

1. Общие положения.

1.1. Школа здоровья для больных артериальной гипертензией (далее — Школа) создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического учреждения.

В Школу для обучения направляются больные с артериальной гипертензией 1-3-й степени с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, а также в сочетании с сердечной недостаточностью, ИБС (стенокардия, инфаркт миокарда в анамнезе). При формировании групп учитывается однородность больных по степени выраженности артериальной гипертонии. Больные с осложненным течением (инфаркт миокарда, инсульт и т.п.) занимаются отдельно. Численность больных в группе должна быть не менее 10 и не более 30 человек.

1.2. Руководитель школы — врач-терапевт (зав. терапевтическим отделением или другой врач по усмотрению администрации) — осуществляет руководство работой Школы, проводит отдельные занятия.

1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности руководителю ЛПУ. Данные по работе Школы включаются в годовой отчет.

2. Основные задачи Школы

2.1. Повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.

2.2. Обучение больных артериальной гипертензией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса).

2.3. Обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи при обострениях и гипертонических кризах.

2.4. Формирование у больных ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.

2.5. Повышение мотивации у больных с артериальной гипертонией к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

3. Цели школ здоровья.

3.1.Повышение информированности пациентов с АГ о заболевании и его факторах риска.

3.2. Повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья.

3.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

3.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

3.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

3.6. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению пана индивидуального оздоровления.

4. Основная деятельность Школы

4.1. Обучение больных с артериальной гипертензией по основным программам.

4.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с артериальной гипертензией, обучающихся в Школе.

4.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной гипертонией.

4.4. Взаимодействие со Школами в других ЛПУ и муниципальных образованиях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

5. Рекомендуемое оснащение Школы

5.1. Методические материалы для врача.

5.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).

5.3. Весы медицинские.

5.4. Ростомер.

5.5. Таблицы для определения индекса массы тела.

5.6. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.

5.7.оборудование для демонстрации методического материала.

5.8. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

5.9. Дневник больного с артериальной гипертензией.

5.10. Журнал учета посещаемости.

5.11. Анкеты для оценки обучения.

                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ  

                                                                                       Главный врач ____________П.Г. Фомин

                                                                                                  «_23__»__марта___2015__г.

ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Программа обучения состоит из цикла занятий, продолжительностью по 60 минут каждое.  Численность пациентов в каждой группе 8-10 человек. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов.

Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов, имеющих близкие уровни артериального давления, уровень риска.

Программа включает обязательные темы и при интересе пациентов и возможности организации включение дополнительных тем.

Цели:

1.Повышение информированности пациентов с АГ о заболевании и его факторах риска.

2. Повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья.

3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

6. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению пана индивидуального оздоровления.

Задачи:

1. Повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.

2. Обучение больных артериальной гипертензией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса).

3. Обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи при обострениях и гипертонических кризах.

4. Формирование у больных ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.

5. Повышение мотивации у больных с артериальной гипертонией к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ  

                                                                                       Главный врач ____________П.Г. Фомин

                                                                                                  «___»_____________20__г.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Тема

Дата проведения

Ответственный

1.

2.

3.

Что надо знать об АГ. Здоровое питание при АГ.

Факторы риска развития АГ:

 — Физическая активность и здоровье.

— Курение и здоровье.

— Стресс и здоровье.

Медикаментозное лечение АГ. Как повысить приверженность к лечению?

Каждый понедельник месяца

12.00-13.00

Каждая среда месяца

12.00-13.00

Каждая пятница месяца

12.00-13.00

Хазова О.А.

Хазова О.А.

Хазова О.А.

Источник

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья для больных артериальной гипертензией создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического учреждения.

В Школу для обучения направляются больные с артериальной гипертензией 1-3-й степени с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений. Численность больных в группе должна быть не менее 8 и не более 30 человек.

1.2. Руководитель школы осуществляет руководство работой Школы, проводит отдельные занятия для больных с осложненным течением. Непосредственно занятия с основной группой больных проводит медицинская сестра, прошедшая специальное обучение.

1.3. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской документации.

1.4. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности руководителю ЛПУ.

2. Основные задачи Школы

2.1. Повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.

2.2. Обучение больных артериальной гипертензией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса).

Читайте также:  Индийские методы от гипертонии

2.3. Обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи при обострениях и гипертонических кризах.

2.4. Формирование у больных ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.

3. Основная деятельность Школы

3.1. Обучение больных с артериальной гипертензией по основным программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с артериальной гипертензией, обучающихся в Школе.

3.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной гипертонией.

3.4. Взаимодействие со Школами в других ЛПУ и муниципальных образованиях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

4. Рекомендуемое оснащение Школы

4.1. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).

4.2. Весы медицинские.

4.3. Ростомер.

4.4. Таблицы для определения индекса массы тела.

4.5. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.

4.6. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

4.7. Дневник больного с артериальной гипертензией.

4.8. Журнал учета посещаемости.

4.9. Анкеты для оценки обучения.

Необходимым является активное вовлечение слушателей в процесс обучения путем выполнения домашнего задания, анализа дневника самоконтроля за неделю. Медицинской сестре нужно быть готовым ответить на вопросы обучающихся. Очень важно участие в «Школе» не только больных, но и их супругов, детей и др. родственников; так как одинаковые стереотипы поведения всех членов семьи, образа жизни, питания могут приводить к развитию и у них АГ и ИБС. Поэтому Школа здоровья для больных Артериальной гипертензией может стать методом не только вторичной, но и первичной профилактики ССЗ.

По завершении курса обучения каждый слушатель получает свидетельство об окончании, что является моральным поощрением. Эффективность работы школы во многом зависит от преподавателя, его индивидуального подхода к проведению занятий, оригинальных форм решения поставленных задач, практического опыта, авторитета у населения.

Вывод

Проанализировав данные литературных источников об этиологии, патогенезе, основных клинических проявлениях и осложнениях, можно сделать вывод о том, что ГБ является одним из серьезных сердечно-сосудистых заболеваний, нередко приводящей к инвалидизации и смерти пациента.

В связи с этим огромное значение приобретает сестринская

Глава 2. Сестринская деятельность при уходе за пациентами с артериальной гипертензией

Участие ме

Карта сестринского ухода.

ФИО: Никитина Елена Андреевна

Отделение: 5 терапевтическое палата: 507

Диагноз: Гипертоническая болезнь II стадии

Нарушенная потребность Проблемы пациента Цели (ожидаемый результат) Сестринские вмешательства Оценка результата
Зависимые Независимые
1. Трудиться и отдыхать Приоритетная
— головная боль
— повышение АД
— слабость
— головокружение
Действительная
— дефицит знаний о заболевании
 
Потенциальная
Риск развития осложнений
-инфаркт миокарда
-инсульт
-ИБС
-отёк лёгких
Краткосрочная
Головная боль уменьшится в течении двух часов.
 
Долгосрочная
-АД нормализуется
-пациентка будет знать о заболевании
-осложнений не будет
1. Постельный режим до снижения АД, после снижения АД палатный.
2. Диета №10.
3.Измерение АД 2-3 раза в день.
Методы диагностики:
1. ОАК
2. ОАМ
3. Биохимическое исследование крови
Инструментальные методы исследования:
1. ЭКГ
2.ЭХО-КГ
3.УЗИ сонных и бедренных артерий
4.Исследование глазного дна.
Провела беседу с пациенткой о заболевании, возможных осложнениях и мерах профилактики. Краткосрочная
Головная боль уменьшилась
 
Долгосрочная
Возникновения осложнений (инфаркт, инсульт, отёк лёгких, гипертонический криз) нет.
2. Пациентка отказывается регулярно принимать лекарственные препараты Будет регулярно принимать лекарственные препараты 1Атенолол 50 мг 1 раз в сутки.
2. Энап 5 мг в сутки.
4. Индопомид 1 раз утром по 2,5 мг.
5. Верапомил 40-80 мг 3-4 раза в сутки
1. Провела беседу с пациенткой о необходимости регулярного и правильного применения лекарственных препаратов.
2. Контролировала прием лекарственных препаратов пациенткой
Пациентка принимает регулярно лекарственные препараты.
3. Пациентка не знает, как измерять АД Будет измерять АД самостоятельно Лечение основного заболевания 1.Обучилапациентку измерять АД, вести дневник самоконтроля.
2.Контролировала измерение АД пациенткой
Пациентка может самостоятельно измерять АД, ведет дневник самоконтроля АД.
2. В питание и питье Действительная
-не знает принципов рационального питания
Краткосрочная
— Будет знать принципы рационального питания
1. Диета: стол № 10.
2. Консультация диетолога
 
1. Обучила принципам рационального и диетического питания при диете №10 Краткосрочная
— Знает принципы рационального адекватного и диетического питания.
Избыточная масса тела Масса тела будет снижаться на 2 кг в месяц до нормального значения индекса Кетле. Консультация диетолога 1.Провела беседу о правилах рационального и адекватного питания;
2. Научила пациентку определять кол-во калорий в съеденных продуктах, подсчитывать Дневную Квоту Килокалорий
3. Научила вести пищевой дневник;
4. Контролировала ежедневное взвешивание.
Вес пациентки снижается на 2 кг ежемесячно, взвешивается ежедневно
3. Во сне и отдыхе
 
 
Действительная
— бессонница из-за головных болей
Краткосрочная
— сон нормализуется в ближайшие две недели
1. Коринфар 1 таблетка под язык однократно
2. в/м дибазол 1 мг + папаверин 1 мг однократно
1. Успокоила пациентку
2.Проветривала палату 5 раз в сутки по 20 минут
3. Обеспечила пациентку теплым легким одеялом
4. Дополнительной подушкой
6.Обеспечила пациентке дневной сон
Краткосрочная
-сон нормализовался
4. В способности поддерживать безопасную окружающую среду Действительная
— затруднение при поддержании собственной безопасности из – за высокого АД, слабости, головной боли, головокружения
 
Потенциальная
— высокий риск падения при несоблюдении постельного режима
Краткосрочная
-АД нормализуется, головная боль уменьшится.
 
Долгосрочная
-риска падения не будет
1. Постельный режим до снижения АД.
2. Лечение основного заболевания.
1. Контролировала соблюдение постельного режима.
2. Оказывала помощь при ходьбе.
3. Попросила родственников принести удобную обувь, одежду.
Краткосрочная
-Ад нормализовалось
 
Долгосрочная
-риска падения нет
5. В движении Действительная
— затруднение при передвижении из-за высокого АД, слабости, головной боли, постельного режима.
 
Потенциальная
-высокий риск падения при не соблюдении постельного режима
Краткосрочная
— пациент сможет сам передвигаться в ближайшие две недели
Лечение основного заболевания 1. Контролировала соблюдение пациенткой постельного режима до снижения АД.
2. Оказывала помощь при приеме пищи и физиологических отправлениях
Краткосрочная
-пациент сам передвигается
6. В личной гигиене Действительная
— невозможность самостоятельно осуществлять личную гигиену из-за высокого АД, слабости, головной боли.
Краткосрочная
— пациент сможет сам
осуществлять личную гигиену в ближайшую неделю
Лечение основного заболевания 1. Помогала при осуществлении личной гигиены (мытье тела, волос, половых органов).
 
Краткосрочная
-пациент самостоятельно осуществляет личную гигиену
7. В дыхании Пациент не знает о вреде курения Будет знать о вреде курения Консультация нарколога 1. Провела беседу о вреде курения.
2. Дала памятку.
Пациент знает о вреде курения
8. В физиологических отправлениях Риск развития отеков Не будет развития отеков Диуретики (Индопомид 1 раз в день утром 2,5 мг). Провела беседу об ограничении жидкости до 1,5 литров и об ограничении соли до 6 г. Отеки не развиваются
9. В возможности общения Беспокойство и страх из-за заболевания Пациент не будет испытывать чувство страха и тревогу из-за заболевания Лечение основного заболевания Проводила психологические беседы с пациенткой. Пациентка не испытывает чувство страха и тревогу из-за заболевания.
Читайте также:  Что такое гипертония 1 степени пограничная



Источник

Положение
об организации деятельности Школы здоровья для больных с артериальной
гипертонией
(утв. приказом Минздрава РФ от 24 января 2003 г. N 4)

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией (далее — Школа) создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического, больничного, санаторно-курортного учреждения, кардиологического диспансера и центра медицинской профилактики.

1.2. В Школу для обучения направляются больные с артериальной гипертонией 1 — 3 степени, с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.

При формировании групп учитывается однородность больных по степени выраженности артериальной гипертонии. Больные с осложненным течением заболеваний (инфаркт миокарда, инсульт и др.) обучаются и наблюдаются по программе реабилитации.

1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности в отдел медицинской статистики учреждения, на базе которого она функционирует.

1.4. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской документации и включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги».

2. Основные задачи Школы

Основными задачами Школы являются:

— повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений;

— обучение больных с артериальной гипертонией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса);

— обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи, первой доврачебной помощи при обострениях и гипертонических кризах;

— формирование у больных с артериальной гипертонией ответственного отношения к здоровью;

— повышение мотивации у больных с артериальной гипертонией к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

3. Основная деятельность Школы

Основной деятельностью Школы является:

3.1. Обучение больных с артериальной гипертонией по типовым программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с артериальной гипертонией, обучающихся в Школе.

3.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной гипертонией.

3.4. Взаимодействие со всеми структурными подразделениями, на базе которых работает Школа.

3.5. Взаимодействие со Школами для больных с артериальной гипертонией в других медицинских учреждениях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

4 Рекомендуемое оснащение Школы

4.1. Методические материалы для врача.

4.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).

4.5. Таблицы для определения индекса массы тела.

4.6. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.

4.7. Оборудование для демонстрации методического материала.

4.8. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

4.9. Дневник больного с артериальной гипертонией.

4.10. Журнал учета.

4.11. Анкеты для оценки обучения.

>
N 6. Рекомендуемый табель оснащения необходимым медицинским оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений для проведения.
Содержание
Приказ Минздрава РФ от 24 января 2003 г. N 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

О развитии сети школ для больных
артериальной гипертонией
в лечебно–профилактических

Эпидемиологическая ситуация в Российской Федерации и в Вологодской области свидетельствует о сохраняющейся устойчивой тенденции высоких показателей заболеваемости сердечно–сосудистыми болезнями и смертности населения от них, что связано прежде всего с ростом болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением. Распространенность артериальной гипертонии среди населения в возрасте от 15 лет и старше составляет около 40%.

Организационные мероприятия по профилактике и лечению артериальной гипертонии в Вологодской области, проводимые с 1998 года, позволили уточнить существенную роль профилактических программ, как по предупреждению развития этого заболевания, так и основных его осложнений – мозгового инсульта и инфаркта миокарда. Важную роль играет обучение пациентов с артериальной гипертонией.

1. Начальникам управлений здравоохранения муниципальных образований, главным врачам областных, городских и районных лечебно-профилактических учреждений:

1.2. Обеспечить планирование, учет работы и отчетность в

соответствии с приложениями 1, 2 (прилагаются).

2. Деятельность школ для больных артериальной гипертонией в лечебно-профилактических учреждениях области обеспечить за счет финансовых средств ЛПУ (приложение 3).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника департамента здравоохранения области .

Начальник департамента Исполнительный директор здравоохранения области территориального фонда ОМС

Минздрава Российской Федерации

Положение об организации деятельности

1.1. Школа здоровья для больных артериальной гипертонией (далее — Школа) создается на базе амбулаторно-поликлинического, больничного, санаторно-курортного учреждения и центра медицинской профилактики.

1.2. В Школу для обучения направляются больные артериальной гипертонией 1-3 степени, с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.

При формировании групп учитывается однородность больных по степени выраженности артериальной гипертонии. Больные с осложненным течением заболеваний (инфаркт миокарда, инсульт и др.) обучаются и наблюдаются по программе реабилитации.

1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности в отдел медицинской статистики учреждения, на базе которого она функционирует.

2. Основные задачи Школы

Основными задачами Школы являются:

— повышение информированности больных артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений;

— обучение больных артериальной гипертонией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса),

— обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи, первой доврачебной помощи при обострениях и гипертонических кризах;

— повышение мотивации у больных артериальной гипертонией к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

3. Основная деятельность Школы

Основной деятельностью Школы является:

3.1. Обучение больных артериальной гипертонией по типовым программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных артериальной гипертонией, обучающихся в Школе.

3.3. Анализ эффективности обучения больных артериальной гипертонией.

3.4. Взаимодействие со всеми структурными подразделениями, на базе которых работает Школа.

3.5. Взаимодействие со Школами для больных артериальной гипертонией в других медицинских учреждениях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

4. Рекомендуемое оснащение Школы

4.1. Методические материалы для врача.

4.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).

4.5. Таблицы для определения индекса массы тела.

4.6. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для

4.7. Оборудование для демонстрации методического материала.

4.8. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

Читайте также:  Гипертония какие сдать анализы на

4.9. Дневник больного артериальной гипертонией.

4.10. Журнал учета.

4.11. Анкеты для оценки обучения.

к приказу департамента

и территориального фонда ОМС

1. Число больных артериальной гипертонией на территории поликлиники _________, в том числе нуждающихся в обучении,_________

Планируется провести обучение __________пациентов.

Нормативы числа больных, нуждающихся в обучении

в амбулаторно-поликлинических учреждениях

(на 1000 прикрепленного населения) в год

2. Учитывая механизм финансирования Школ, штатное расписание учреждения не меняется.

к приказу департамента

и территориального фонда ОМС

Учетно-отчетная документация по обученным больным

Перечень учетно-отчетной документации:

1. Журнал регистрации больных, прошедших обучение в Школе.

2. Амбулаторная карта с записями, отражающими течение заболевания и

дни обучения. Форма 025у – медицинская карта амбулаторного пациента (приказ МЗ РФ от 01.01.2001г. № 000).

3. Талон амбулаторного пациента (для поликлиник). Форма 025.11у (приказ департамента здравоохранения области от 01.01.2001г. № 000).

4. Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому. Форма 39у — 02 (приказ МЗ РФ от 01.01.2001г. № 000).

5. Годовой отчет.

Журнал регистрации больных, прошедших обучение в Школе.

На Школу заводится единый журнал, независимо от числа врачей, ведущих занятия. Журнал хранится у заведующего отделением или поликлиникой. Срок хранения журнала 3 года. В журнале фиксируются следующие сведения:

2. Дата начала обучения

3. Фамилия, имя, отчество пациента

7. Давность основного заболевания

8. Наличие инвалидности по основному заболеванию

Главный врач ____________П.Г. Фомин

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

1. Общие положения.

1.1. Школа здоровья для больных артериальной гипертензией (далее — Школа) создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического учреждения.

В Школу для обучения направляются больные с артериальной гипертензией 1-3-й степени с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, а также в сочетании с сердечной недостаточностью, ИБС (стенокардия, инфаркт миокарда в анамнезе). При формировании групп учитывается однородность больных по степени выраженности артериальной гипертонии. Больные с осложненным течением (инфаркт миокарда, инсульт и т.п.) занимаются отдельно. Численность больных в группе должна быть не менее 10 и не более 30 человек.

1.2. Руководитель школы — врач-терапевт (зав. терапевтическим отделением или другой врач по усмотрению администрации) — осуществляет руководство работой Школы, проводит отдельные занятия.

1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности руководителю ЛПУ. Данные по работе Школы включаются в годовой отчет.

2. Основные задачи Школы

2.1. Повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.

2.2. Обучение больных артериальной гипертензией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса).

2.3. Обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи при обострениях и гипертонических кризах.

2.4. Формирование у больных ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.

2.5. Повышение мотивации у больных с артериальной гипертонией к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

3. Цели школ здоровья.

3.1.Повышение информированности пациентов с АГ о заболевании и его факторах риска.

3.2. Повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья.

3.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

3.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

3.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

3.6. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению пана индивидуального оздоровления.

4. Основная деятельность Школы

4.1. Обучение больных с артериальной гипертензией по основным программам.

4.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с артериальной гипертензией, обучающихся в Школе.

4.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной гипертонией.

4.4. Взаимодействие со Школами в других ЛПУ и муниципальных образованиях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

5. Рекомендуемое оснащение Школы

5.1. Методические материалы для врача.

5.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).

5.3. Весы медицинские.

5.5. Таблицы для определения индекса массы тела.

5.6. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.

5.7.оборудование для демонстрации методического материала.

5.8. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

5.9. Дневник больного с артериальной гипертензией.

5.10. Журнал учета посещаемости.

5.11. Анкеты для оценки обучения.

Главный врач ____________П.Г. Фомин

ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Программа обучения состоит из цикла занятий, продолжительностью по 60 минут каждое. Численность пациентов в каждой группе 8-10 человек. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов.

Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов, имеющих близкие уровни артериального давления, уровень риска.

Программа включает обязательные темы и при интересе пациентов и возможности организации включение дополнительных тем.

1.Повышение информированности пациентов с АГ о заболевании и его факторах риска.

2. Повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья.

3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

6. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению пана индивидуального оздоровления.

1. Повышение информированности больных с артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.

2. Обучение больных артериальной гипертензией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса).

3. Обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи при обострениях и гипертонических кризах.

4. Формирование у больных ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.

5. Повышение мотивации у больных с артериальной гипертонией к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

Главный врач ____________П.Г. Фомин

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Источник