Перцентильные таблицы артериального давления у детей

Изобретение относится к медицине, кардиологии. У подростков измеряют рост, вес и окружность грудной клетки. Определяют соматотип. Измеряют систолическое (САД), диастолического артериальное давление (ДАД). Вычисляют средние САД и ДАД, установленные на 3 визитах с интервалом 10-14 дней. Сопоставляют измеренные САД и ДАД с табличными значенями с 90 и 95 перцентилями распределения, составленными для микросоматотипа и макросоматотипа. При средних значениях САД и ДАД для микросоматотипа и макросоматотипа соответствующих 90-94 перцентилю уровень артериального давления оценивают как повышенный. При средних значениях САД и ДАД, соответствующих 95 перцентилю и выше, диагностируют артериальную гипертензию. Способ позволяет повысить точность определения за счет учета соматотипа подростка. 4 табл.

Изобретение относится к медицине, а именно к детской кардиологии.

Распространенность артериальной гипертензии (АГ) у подростков по данным литературы составляет от 1 до 18%. Начавшись в подростковом возрасте, АГ неуклонно прогрессирует, что сопровождается патологическими изменениями в органах-мишенях, ухудшая качество и уменьшая продолжительность жизни взрослого населения.

Трудности дифференциальной диагностики повышенного артериального давления (АД) и ранней диагностики АГ у подростков связаны с отсутствием специфических симптомов в начальной стадии, а также значительной зависимостью уровня АД у подростков от массо-ростовых показателей. Поэтому для дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ у подростков необходимо использование перцентильных таблиц, учитывающих не только возраст и рост, но и соматотип ребенка.

Аналогом данного способа авторы предлагают способ диагностики, в основе которого лежит утвержденный Всемирной организацией здравоохранения верхний критерий нормального АД (систолическое АД — 140 мм рт.ст., диастолическое АД — 90 мм рт.ст.). Диагноз АГ правомочен, если в течение месяца при трехкратном измерении АД ртутным сфигмоманометом методом Короткова в стандартных условиях, регистрируются значения выше уровня 140/90 мм рт.ст.

Некоторыми недостатками данного способа диагностики АГ у подростков являются: отсутствие при диагностике АГ учета изменений показателей систолического и диастолического АД с возрастом ребенка, отсутствие при диагностике AГ у подростков учета массо-ростовых показателей, которые оказывают сильное влияние на уровень АД, отсутствие при оценке уровня систолического АД (САД) и диастолического АД (ДАД) комплексного подхода, при котором учитывается соматотип обследуемого.

Прототипом способа дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ у подростков, по мнению авторов, является способ диагностики АГ с использованием перцентильных таблиц, определяющих значения нормального АД (10-89 перцентиль), высокого нормального АД (90-94 перцентиль) и артериальной гипертензии (95 перцентиль и выше) в зависимости от роста обследуемых (Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков. М., 2003, с.14-16).

Диагностика АГ у детей и подростков состоит из следующих этапов: определение по специальным таблицам перцентиля роста, вычисление средних значений САД и ДАД на основании трех измерений АД методом Короткова, проведенных с интервалом 2-3 мин при помощи ртутного сфигмоманометра (цена деления 2 мм рт.ст.), манжета, накладываемая на плечо, подбирается в зависимости от величины его окружности, из трех измерений учитывается наименьшие показатели САД и ДАД, сопоставление средних значений САД и ДАД пациента, полученных по результатам трехкратного измерения АД на одном визите, с 90-м и 95-м перцентилями АД для соответствующего роста пациента, сравнение средних значений САД и ДАД, зарегистрированных у пациента на трех визитах с интервалом между визитами 10-14 дней, с 90-м и 95-м перцентилями АД для соответствующего роста пациента.

В случае, если три средних значения САД и ДАД, определенные на трех визитах с интервалом 10-14 дней, соответствуют критериям нормального АД, высокого нормального АД или АГ, устанавливается соответствующий диагноз.

Диагностика высокого нормального АД и АГ, согласно данной методике, основывается на зависимости уровня АД от роста обследуемого, что справедливо, если другие антропометрические показатели у конкретного пациента находятся в пределах возрастной нормы (при комплексной оценке данных антропометрии обследуемый соответствует мезосоматическому типу при нормостеническом типе конституции).

Некоторыми недостатками данной методики являются: отсутствие учета при оценке уровня АД показателей массы тела и окружности грудной клетки, ограниченное применение методики у лиц с соматотипом, отличающимся от мезосоматического, ограниченное применение методики у лиц с типом конституции. отличающимся от нормостенического, методика не позволяет проводить дифференциальную диагностику повышенного АД и АГ у лиц с избыточной массой тела и у подростков с ее дефицитом, методика не позволяет проводить раннюю диагностику АГ у подростков с избыточной массой тела и у лиц с ее дефицитом.

Авторы предлагают способ дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ у подростков с различными вариантами соматотипа. Данный способ заключается в измерении уровней САД, ДАД, определении роста, массы тела и окружности грудной клетки, что позволяет обеспечить объективную интерпретацию полученных значений АД с использованием комплекса антропометрических показателей обследуемого (соматотипа).

Для разработки способа дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ у подростков было проведено скрининг-исследование АД у 1882 подростков г.Твери. В исследование были включены учащиеся 8-10 классов (1987-1989 г.р.), т.к. по данным литературы в возрасте 13-15 лет отмечается наибольшее увеличение встречаемости АГ среди детей и подростков (Леонтьева И.В. Артериальная гипертензия у детей и подростков. М., 2000, с.4-6).

Исследование включало трехкратное измерение АД методом Короткова в стандартных условиях ртутным сфигмоманометром, регистрацию значений роста, веса и окружности грудной клетки для установления соматотипа. После обработки данных скрининга были составлены перцентильные таблицы, позволяющие проводить дифференциальную диагностику повышенного АД и раннюю диагностику АГ у подростков (Табл.1-4).

Предлагаемый способ дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ у подростков состоит из следующих этапов: регистрация показателей роста, веса, окружности грудной клетки, определение соматотипа по стандартной методике, сопоставление средних значений САД и ДАД пациента, полученных по результатам трехкратного измерения АД методом Короткова по стандартной методике на одном визите, с 90-м и 95-м перцентилями АД, соответствующими полу, возрасту и соматотипу пациента, сравнение средних значений САД и ДАД, зарегистрированных у пациента на трех визитах с интервалом между визитами 10-14 дней, с 90-м и 95-м перцентилями АД, соответствующими полу, возрасту и соматотипу пациента.

Если три средних значения САД и ДАД, установленные на трех визитах, с интервалом 10-14 дней, находятся ниже 90 перцентиля, уровень АД обследуемого оценивается как нормальный.

Если три средних значения САД и ДАД, установленные на трех визитах с интервалом 10-14 дней, соответствуют 90-94 перцентилям, уровень АД обследуемого оценивается как повышенный.

Если три средних значения САД и ДАД, установленные на трех визитах с интервалом 10-14 дней, соответствуют 95 перцентилю или выше, устанавливается диагноз АГ.

Преимущества способа дифференциальной диагностики повышенного артериального давления и ранней диагностики АГ у подростков: 1) возможность раннего выявления повышенного АД и АГ у подростков с учетом комплексной оценки показателей антропометрии (роста, веса и окружности грудной клетки), 2) способ дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ позволяет избежать гипердиагностики АГ у подростков с избыточным весом и недооценки данных тонометрии у подростков с дефицитом массы тела, 3) способ позволяет проводить дифференциальную диагностику повышенного АД и раннюю диагностику АГ у подростков с макро- и микросоматическим типом соматотипа, 4) способ позволяет проводить дифференциальную диагностику повышенного АД и раннюю диагностику АГ у подростков с типом конституции, отличающимся от нормостенического.

Клинические примеры:

1) Смирнов Михаил, 15 лет, учащийся 10 “А” класса средней школы №50 г.Твери (амб. карта №375). При обследовании были зарегистрированы следующие показатели антропометрии: рост 170 см, вес 68 кг, окружность грудной клетки 90,5 см. Уровень АД 130/82 мм рт.ст.

Рост данного ребенка находится в 4-м коридоре и соответствует 50-му перцентилю. Согласно методике, учитывающей при диагностике АГ возраст, пол и перцентиль роста, уровень артериального давления у данного обследуемого соответствует 90 перцентилю (высокое нормальное АД).

Однако при комплексной оценке показателей антропометрии обследуемый относится к группе детей с макросоматотипом: 4-й коридор (рост), 6-й коридор (вес), 6-й коридор (окружность грудной клетки). Пользуясь региональными таблицами для ранней диагностики АГ, составленными на основании обследования детей и подростков г. Твери, находим, что значения АД у Смирнова М. находятся в пределах нормы.

2) Климова Евгения, 13 лет, учащаяся 8 “Г” класса средней школы №36 г.Твери (амб. карта №248). При обследовании были зарегистрированы следующие показатели антропометрии: рост 168 см, вес 35 кг, окружность грудной клетки 67 см. Уровень АД 122/80 мм рт.ст.

Рост данного ребенка находится в 6-м коридоре и соответствует 90-му перцентилю. Согласно методике, учитывающей при диагностике АГ возраст, пол и перцентиль роста, уровень артериального давления у данного обследуемого соответствует норме.

Однако при комплексной оценке показателей антропометрии обследуемая относится к группе детей с микросоматотипом: 6-й коридор (рост), 2-й коридор (вес), 2-й коридор (окружность грудной клетки). Пользуясь региональными таблицами для ранней диагностики АГ, составленными на основании обследования детей и подростков г.Твери, находим, что значения АД у Климовой Е. соответствуют повышенному АД (90 перцентиль).

Диагностика повышенного АД требует взятия обследуемого на диспансерный учет и проведения комплекса профилактических мероприятий для предотвращения развития в дальнейшем гипертонической болезни.

Формула изобретения

Способ дифференциальной диагностики повышенного артериального давления и ранней диагностики артериальной гипертензии у подростков, включающий определение роста, измерение систолического артериального давления (САД), диастолического аретериального давления (ДАД), вычислений среднего САД и ДАД, установленного на 3-х визитах с интервалом 10-14 дней и сопоставлении этих значений с 90 и 95 перцентилями распределения, отличающийся тем, что регистрируют вес и окружность грудной клетки, определяют соматотип и при средних значениях САД и ДАД для микросоматотипа и макросоматотипа, соответствующих 90-94 перцентилю — уровень артериального давления оценивают как повышенный, а при средних значениях САД и ДАД, соответствующих 95 перцентилю и выше — диагностируют артериальную гипертензию.

Источник

Норма давления у детей зависит от пола и возраста. Ниже представлена центильная таблица на которую ориентируются многие специалисты. Основной столбец со значением в 50 центили. Значения по крайним столбикам – это уже является отклонением от средней нормы.

Таблица не предназначена для самостоятельной диагностики. Если Вас беспокоит давление ребенка, то обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Возраст (годы)ПолЦентили
5102550759095
7М849299105109118123
Ж9395100105113116118
8М929598106113120124
Ж919298105113119121
9М929499105112117121
Ж9294102107115118121
10М9295100106112120123
Ж939599105110119123
11М79808696113131134
Ж9496102107113121128
12М73799099118125137
Ж9094101110115122125
13М838798111123128132
Ж9799104110118122126
14М9295104113127133149
Ж97100104112117123130
15М96103109118127141151
Ж100101106112119127131
16М102103110118122135143
Ж98101107112117128130
17М98103107115123135140
Ж9799104111116121128
Возраст (годы)ПолЦентили
5102550759095
7М45505358647273
Ж46495662667176
8М44495662667176
Ж46495460667175
9М50535661657173
Ж48535763677074
10М49525562677174
Ж47515661667175
11М26304049728186
Ж47495661677375
12М21314150738286
Ж46505662697378
13М33394764778487
Ж46505765727782
14М40465770818792
Ж50546067717577
15М49556575819098
Ж57586368737779
16М53586671768384
Ж54576368737882
17М55576471758383
Ж56576168727579

Вся информация в статье, а также нормы и таблицы представлены только для общего ознакомления. Она не дает оснований ставить себе диагноз или назначать лечение самостоятельно. Всегда обращайтесь к врачу!

Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей первого года жизни.

Средний возраст овладения

Направленные движения ручек

Шаги с поддержкой

Общие правила проведения объективного осмотра больного и здорового ребенка.

Методика антропометрических исследований.

Методика исследования кожи и подкожной клетчатки.

Методика исследования костно-суставной системы.

Методика исследования мышечной системы.

Методика исследование периферических лимфатических узлов

Клиническая топография грудной клетки

Методика исследования сердечно-сосудистой системы.

Методика исследования дыхательной системы.

Методика исследования желудочно-кишечного тракта.

Методика исследования мочевыделительной системы.

Методика исследования нервной системы.

Артериальное давление у детей — показатель общего состояния организма. Если возникает повышение или понижение этого показателя, ребенок чувствует недомогание, головную боль, усталость. Артериальным давлением называется сила, с которой кровь давит на стенку сосуда.

Существует два вида давления: систолическое (верхнее), которое измеряется прибором во время выброса крови из сердца, и диастолическое (нижнее), возникающее во время расслабления сердечной мышцы. Оба показателя учитываются при измерении давления и помогают поставить диагноз. Показатель важен, поскольку отображает работу:

  • сердца и сосудов;
  • нервной системы;
  • эндокринной системы;
  • почек.

Нормальное детское давление измеряется тем же способом, что и у взрослых, с помощью тонометра. Лучше использовать механический прибор, поскольку электронные устройства дают большую погрешность в показателях. Родителям или медперсоналу необходимо измерять показатели на обеих руках ребенка. При необходимости эту процедуру проводят и на ногах. Если разница между давлением на верхней и нижней конечности 15 мм рт. ст. и выше — это признак такой патологии, как коарктация аорты.

По правилам измерения проводятся в положении сидя, рука должна быть согнута и расслаблена. Манжета надевается на 1,5-2 см выше локтевого сгиба, и закрепить на плече ребенка ее нужно так, чтоб в пространстве между манжетой и рукой помещался один палец.

Далее в манжетку нагнетается воздух, в то время как фонендоскоп прикладывается на локтевую артерию. Следите за тем, чтоб во время процедуры не причинить боль ребенку, не нагнетайте воздуха больше 200 мм рт. ст. А если ребенок болезненно переносит процедуру, давление можно измерять через рубашку. Измерения следует повторить три раза и из всех результатов выбрать наименьший.

Полученные цифры зависят от таких показателей:

  • размеров манжетки (не длиннее трети плеча);
  • положения ребенка при процедуре;
  • эмоционального состояния или нагрузок до измерения.

С возрастом тонус сосудов повышается, поэтому АД растет, пока не достигает цифр 110-120/70-80 мм рт. ст. Разница между систолическим и диастолическим показателями называется пульсовым давлением.

Давление у ребенка зависит от возраста, роста, пола. Поэтому для детей разработаны формулы и центильные таблицы для установления нормальных показателей. В возрасте до одного года систолическое давление должно равняться такой цифре: 76 + 2n, где n — число полных месяцев. Диастолическое давление должно составлять от 2/3 до 1/2 систолического.

Для детей старше года вычисляют норму систолического по формуле: 90 + 2n; диастолическое давление: 60 + n, где n — количество лет. Средние показатели давления у новорожденного (АД) — 80/50 мм рт. ст. К подростковому возрасту оно вырастает до 110/70–120/80 мм рт. ст.

Точных нормальных показателей не существует, ведь все параметры ребенка индивидуальны. Поэтому врачи пользуются верхними и нижними допустимыми границами. Если результат обследования не попадает в эти рамки, тогда необходимо за этим следить и сообщать педиатрам о таком отклонении. Значения помещают в таблицу по возрасту.

ВозрастАртериальное давление (АД) мм рт. ст.
СДДД
МинимумМаксимумМинимумМаксимум
Первые 2 недели60964050
До 1 месяца801124074
2 месяца-год901125074
2-3 года1001126074
3-5 лет1001166076
6-9 лет1001226078
10-12 лет1101267082
13-15 лет1101367086

Если вы заметили отклонения при первом измерении давления, не паникуйте, это еще не признак болезни. Эмоциональное возбуждение и другие внешние факторы могут дать такой результат. Но если ребенок находится под наблюдением более двух недель, а давление не приходит в норму — это повод обратиться к врачу.

Повышенное АД у детей бывает реже, чем пониженное. И тем не менее гипертония может перерасти в полноценное заболевание — артериальную гипертензию. Это проявляется головными болями, постоянной краснотой лица, изредка тошнотой. В таком состоянии суженые сосуды не способны питать кровью ткани и органы, и сердце работает в усиленном режиме. Высокое давление у детей бывает:

  • при склонности к ожирению;
  • в стрессовых ситуациях (контрольные в школе, переживания);
  • из-за гормональных перестроек организма;
  • при чрезмерных нагрузках.

Опасным симптомом гипертония может оказаться при отравлении, поражении головного мозга, нарушениях работы почек.

В домашних условиях бороться с повышенным давлением опасно, если отклонения от нормы критические, следует вызвать врача. Принимать гипотензивные медикаменты бесконтрольно рискованно.

Гипотония — снижение АД — часто наблюдается у подростков. Это может сопровождаться головокружениями, вялостью, сонливостью, потливостью. Утомляемость и боли в области сердца после физкультуры также бывают признаками гипотонии. Причинами этого могут быть:

  • гормональные сбои, связанные со щитовидной железой;
  • частые инфекционные заболевания;
  • недостаток физкультуры в жизни ребенка.

Это нормальное явление, характерное для детей, обычно исчезает во взрослом возрасте. Гипотония не столь страшна, как отклонения в обратную сторону. Особого лечения медикаментами такое давление у ребенка не требует. Родители могут записать школьника или подростка в спортивную секцию или изредка при неприятных симптомах готовить кофе. У малышей гипотонию должен наблюдать врач-педиатр.

Наследственность, перемены климата и несоблюдение режима дня также могут являться причинами перепадов артериального давления. Поэтому контроль этого показателя становится прямой обязанностью родителей. А в случаях подозрения на гипотонию или гипертонию нужно своевременно обращаться к специалистам-кардиологам.

Источник