Перцентильные таблицы артериального давления у детей
Изобретение относится к медицине, кардиологии. У подростков измеряют рост, вес и окружность грудной клетки. Определяют соматотип. Измеряют систолическое (САД), диастолического артериальное давление (ДАД). Вычисляют средние САД и ДАД, установленные на 3 визитах с интервалом 10-14 дней. Сопоставляют измеренные САД и ДАД с табличными значенями с 90 и 95 перцентилями распределения, составленными для микросоматотипа и макросоматотипа. При средних значениях САД и ДАД для микросоматотипа и макросоматотипа соответствующих 90-94 перцентилю уровень артериального давления оценивают как повышенный. При средних значениях САД и ДАД, соответствующих 95 перцентилю и выше, диагностируют артериальную гипертензию. Способ позволяет повысить точность определения за счет учета соматотипа подростка. 4 табл.
Изобретение относится к медицине, а именно к детской кардиологии.
Распространенность артериальной гипертензии (АГ) у подростков по данным литературы составляет от 1 до 18%. Начавшись в подростковом возрасте, АГ неуклонно прогрессирует, что сопровождается патологическими изменениями в органах-мишенях, ухудшая качество и уменьшая продолжительность жизни взрослого населения.
Трудности дифференциальной диагностики повышенного артериального давления (АД) и ранней диагностики АГ у подростков связаны с отсутствием специфических симптомов в начальной стадии, а также значительной зависимостью уровня АД у подростков от массо-ростовых показателей. Поэтому для дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ у подростков необходимо использование перцентильных таблиц, учитывающих не только возраст и рост, но и соматотип ребенка.
Аналогом данного способа авторы предлагают способ диагностики, в основе которого лежит утвержденный Всемирной организацией здравоохранения верхний критерий нормального АД (систолическое АД — 140 мм рт.ст., диастолическое АД — 90 мм рт.ст.). Диагноз АГ правомочен, если в течение месяца при трехкратном измерении АД ртутным сфигмоманометом методом Короткова в стандартных условиях, регистрируются значения выше уровня 140/90 мм рт.ст.
Некоторыми недостатками данного способа диагностики АГ у подростков являются: отсутствие при диагностике АГ учета изменений показателей систолического и диастолического АД с возрастом ребенка, отсутствие при диагностике AГ у подростков учета массо-ростовых показателей, которые оказывают сильное влияние на уровень АД, отсутствие при оценке уровня систолического АД (САД) и диастолического АД (ДАД) комплексного подхода, при котором учитывается соматотип обследуемого.
Прототипом способа дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ у подростков, по мнению авторов, является способ диагностики АГ с использованием перцентильных таблиц, определяющих значения нормального АД (10-89 перцентиль), высокого нормального АД (90-94 перцентиль) и артериальной гипертензии (95 перцентиль и выше) в зависимости от роста обследуемых (Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков. М., 2003, с.14-16).
Диагностика АГ у детей и подростков состоит из следующих этапов: определение по специальным таблицам перцентиля роста, вычисление средних значений САД и ДАД на основании трех измерений АД методом Короткова, проведенных с интервалом 2-3 мин при помощи ртутного сфигмоманометра (цена деления 2 мм рт.ст.), манжета, накладываемая на плечо, подбирается в зависимости от величины его окружности, из трех измерений учитывается наименьшие показатели САД и ДАД, сопоставление средних значений САД и ДАД пациента, полученных по результатам трехкратного измерения АД на одном визите, с 90-м и 95-м перцентилями АД для соответствующего роста пациента, сравнение средних значений САД и ДАД, зарегистрированных у пациента на трех визитах с интервалом между визитами 10-14 дней, с 90-м и 95-м перцентилями АД для соответствующего роста пациента.
В случае, если три средних значения САД и ДАД, определенные на трех визитах с интервалом 10-14 дней, соответствуют критериям нормального АД, высокого нормального АД или АГ, устанавливается соответствующий диагноз.
Диагностика высокого нормального АД и АГ, согласно данной методике, основывается на зависимости уровня АД от роста обследуемого, что справедливо, если другие антропометрические показатели у конкретного пациента находятся в пределах возрастной нормы (при комплексной оценке данных антропометрии обследуемый соответствует мезосоматическому типу при нормостеническом типе конституции).
Некоторыми недостатками данной методики являются: отсутствие учета при оценке уровня АД показателей массы тела и окружности грудной клетки, ограниченное применение методики у лиц с соматотипом, отличающимся от мезосоматического, ограниченное применение методики у лиц с типом конституции. отличающимся от нормостенического, методика не позволяет проводить дифференциальную диагностику повышенного АД и АГ у лиц с избыточной массой тела и у подростков с ее дефицитом, методика не позволяет проводить раннюю диагностику АГ у подростков с избыточной массой тела и у лиц с ее дефицитом.
Авторы предлагают способ дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ у подростков с различными вариантами соматотипа. Данный способ заключается в измерении уровней САД, ДАД, определении роста, массы тела и окружности грудной клетки, что позволяет обеспечить объективную интерпретацию полученных значений АД с использованием комплекса антропометрических показателей обследуемого (соматотипа).
Для разработки способа дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ у подростков было проведено скрининг-исследование АД у 1882 подростков г.Твери. В исследование были включены учащиеся 8-10 классов (1987-1989 г.р.), т.к. по данным литературы в возрасте 13-15 лет отмечается наибольшее увеличение встречаемости АГ среди детей и подростков (Леонтьева И.В. Артериальная гипертензия у детей и подростков. М., 2000, с.4-6).
Исследование включало трехкратное измерение АД методом Короткова в стандартных условиях ртутным сфигмоманометром, регистрацию значений роста, веса и окружности грудной клетки для установления соматотипа. После обработки данных скрининга были составлены перцентильные таблицы, позволяющие проводить дифференциальную диагностику повышенного АД и раннюю диагностику АГ у подростков (Табл.1-4).
Предлагаемый способ дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ у подростков состоит из следующих этапов: регистрация показателей роста, веса, окружности грудной клетки, определение соматотипа по стандартной методике, сопоставление средних значений САД и ДАД пациента, полученных по результатам трехкратного измерения АД методом Короткова по стандартной методике на одном визите, с 90-м и 95-м перцентилями АД, соответствующими полу, возрасту и соматотипу пациента, сравнение средних значений САД и ДАД, зарегистрированных у пациента на трех визитах с интервалом между визитами 10-14 дней, с 90-м и 95-м перцентилями АД, соответствующими полу, возрасту и соматотипу пациента.
Если три средних значения САД и ДАД, установленные на трех визитах, с интервалом 10-14 дней, находятся ниже 90 перцентиля, уровень АД обследуемого оценивается как нормальный.
Если три средних значения САД и ДАД, установленные на трех визитах с интервалом 10-14 дней, соответствуют 90-94 перцентилям, уровень АД обследуемого оценивается как повышенный.
Если три средних значения САД и ДАД, установленные на трех визитах с интервалом 10-14 дней, соответствуют 95 перцентилю или выше, устанавливается диагноз АГ.
Преимущества способа дифференциальной диагностики повышенного артериального давления и ранней диагностики АГ у подростков: 1) возможность раннего выявления повышенного АД и АГ у подростков с учетом комплексной оценки показателей антропометрии (роста, веса и окружности грудной клетки), 2) способ дифференциальной диагностики повышенного АД и ранней диагностики АГ позволяет избежать гипердиагностики АГ у подростков с избыточным весом и недооценки данных тонометрии у подростков с дефицитом массы тела, 3) способ позволяет проводить дифференциальную диагностику повышенного АД и раннюю диагностику АГ у подростков с макро- и микросоматическим типом соматотипа, 4) способ позволяет проводить дифференциальную диагностику повышенного АД и раннюю диагностику АГ у подростков с типом конституции, отличающимся от нормостенического.
Клинические примеры:
1) Смирнов Михаил, 15 лет, учащийся 10 “А” класса средней школы №50 г.Твери (амб. карта №375). При обследовании были зарегистрированы следующие показатели антропометрии: рост 170 см, вес 68 кг, окружность грудной клетки 90,5 см. Уровень АД 130/82 мм рт.ст.
Рост данного ребенка находится в 4-м коридоре и соответствует 50-му перцентилю. Согласно методике, учитывающей при диагностике АГ возраст, пол и перцентиль роста, уровень артериального давления у данного обследуемого соответствует 90 перцентилю (высокое нормальное АД).
Однако при комплексной оценке показателей антропометрии обследуемый относится к группе детей с макросоматотипом: 4-й коридор (рост), 6-й коридор (вес), 6-й коридор (окружность грудной клетки). Пользуясь региональными таблицами для ранней диагностики АГ, составленными на основании обследования детей и подростков г. Твери, находим, что значения АД у Смирнова М. находятся в пределах нормы.
2) Климова Евгения, 13 лет, учащаяся 8 “Г” класса средней школы №36 г.Твери (амб. карта №248). При обследовании были зарегистрированы следующие показатели антропометрии: рост 168 см, вес 35 кг, окружность грудной клетки 67 см. Уровень АД 122/80 мм рт.ст.
Рост данного ребенка находится в 6-м коридоре и соответствует 90-му перцентилю. Согласно методике, учитывающей при диагностике АГ возраст, пол и перцентиль роста, уровень артериального давления у данного обследуемого соответствует норме.
Однако при комплексной оценке показателей антропометрии обследуемая относится к группе детей с микросоматотипом: 6-й коридор (рост), 2-й коридор (вес), 2-й коридор (окружность грудной клетки). Пользуясь региональными таблицами для ранней диагностики АГ, составленными на основании обследования детей и подростков г.Твери, находим, что значения АД у Климовой Е. соответствуют повышенному АД (90 перцентиль).
Диагностика повышенного АД требует взятия обследуемого на диспансерный учет и проведения комплекса профилактических мероприятий для предотвращения развития в дальнейшем гипертонической болезни.
Формула изобретения
Способ дифференциальной диагностики повышенного артериального давления и ранней диагностики артериальной гипертензии у подростков, включающий определение роста, измерение систолического артериального давления (САД), диастолического аретериального давления (ДАД), вычислений среднего САД и ДАД, установленного на 3-х визитах с интервалом 10-14 дней и сопоставлении этих значений с 90 и 95 перцентилями распределения, отличающийся тем, что регистрируют вес и окружность грудной клетки, определяют соматотип и при средних значениях САД и ДАД для микросоматотипа и макросоматотипа, соответствующих 90-94 перцентилю — уровень артериального давления оценивают как повышенный, а при средних значениях САД и ДАД, соответствующих 95 перцентилю и выше — диагностируют артериальную гипертензию.
Источник
Норма давления у детей зависит от пола и возраста. Ниже представлена центильная таблица на которую ориентируются многие специалисты. Основной столбец со значением в 50 центили. Значения по крайним столбикам – это уже является отклонением от средней нормы.
Таблица не предназначена для самостоятельной диагностики. Если Вас беспокоит давление ребенка, то обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Возраст (годы) | Пол | Центили | ||||||
5 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 95 | ||
7 | М | 84 | 92 | 99 | 105 | 109 | 118 | 123 |
Ж | 93 | 95 | 100 | 105 | 113 | 116 | 118 | |
8 | М | 92 | 95 | 98 | 106 | 113 | 120 | 124 |
Ж | 91 | 92 | 98 | 105 | 113 | 119 | 121 | |
9 | М | 92 | 94 | 99 | 105 | 112 | 117 | 121 |
Ж | 92 | 94 | 102 | 107 | 115 | 118 | 121 | |
10 | М | 92 | 95 | 100 | 106 | 112 | 120 | 123 |
Ж | 93 | 95 | 99 | 105 | 110 | 119 | 123 | |
11 | М | 79 | 80 | 86 | 96 | 113 | 131 | 134 |
Ж | 94 | 96 | 102 | 107 | 113 | 121 | 128 | |
12 | М | 73 | 79 | 90 | 99 | 118 | 125 | 137 |
Ж | 90 | 94 | 101 | 110 | 115 | 122 | 125 | |
13 | М | 83 | 87 | 98 | 111 | 123 | 128 | 132 |
Ж | 97 | 99 | 104 | 110 | 118 | 122 | 126 | |
14 | М | 92 | 95 | 104 | 113 | 127 | 133 | 149 |
Ж | 97 | 100 | 104 | 112 | 117 | 123 | 130 | |
15 | М | 96 | 103 | 109 | 118 | 127 | 141 | 151 |
Ж | 100 | 101 | 106 | 112 | 119 | 127 | 131 | |
16 | М | 102 | 103 | 110 | 118 | 122 | 135 | 143 |
Ж | 98 | 101 | 107 | 112 | 117 | 128 | 130 | |
17 | М | 98 | 103 | 107 | 115 | 123 | 135 | 140 |
Ж | 97 | 99 | 104 | 111 | 116 | 121 | 128 |
Возраст (годы) | Пол | Центили | ||||||
5 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 95 | ||
7 | М | 45 | 50 | 53 | 58 | 64 | 72 | 73 |
Ж | 46 | 49 | 56 | 62 | 66 | 71 | 76 | |
8 | М | 44 | 49 | 56 | 62 | 66 | 71 | 76 |
Ж | 46 | 49 | 54 | 60 | 66 | 71 | 75 | |
9 | М | 50 | 53 | 56 | 61 | 65 | 71 | 73 |
Ж | 48 | 53 | 57 | 63 | 67 | 70 | 74 | |
10 | М | 49 | 52 | 55 | 62 | 67 | 71 | 74 |
Ж | 47 | 51 | 56 | 61 | 66 | 71 | 75 | |
11 | М | 26 | 30 | 40 | 49 | 72 | 81 | 86 |
Ж | 47 | 49 | 56 | 61 | 67 | 73 | 75 | |
12 | М | 21 | 31 | 41 | 50 | 73 | 82 | 86 |
Ж | 46 | 50 | 56 | 62 | 69 | 73 | 78 | |
13 | М | 33 | 39 | 47 | 64 | 77 | 84 | 87 |
Ж | 46 | 50 | 57 | 65 | 72 | 77 | 82 | |
14 | М | 40 | 46 | 57 | 70 | 81 | 87 | 92 |
Ж | 50 | 54 | 60 | 67 | 71 | 75 | 77 | |
15 | М | 49 | 55 | 65 | 75 | 81 | 90 | 98 |
Ж | 57 | 58 | 63 | 68 | 73 | 77 | 79 | |
16 | М | 53 | 58 | 66 | 71 | 76 | 83 | 84 |
Ж | 54 | 57 | 63 | 68 | 73 | 78 | 82 | |
17 | М | 55 | 57 | 64 | 71 | 75 | 83 | 83 |
Ж | 56 | 57 | 61 | 68 | 72 | 75 | 79 |
Вся информация в статье, а также нормы и таблицы представлены только для общего ознакомления. Она не дает оснований ставить себе диагноз или назначать лечение самостоятельно. Всегда обращайтесь к врачу!
Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей первого года жизни.
Средний возраст овладения
Направленные движения ручек
Шаги с поддержкой
Общие правила проведения объективного осмотра больного и здорового ребенка.
Методика антропометрических исследований.
Методика исследования кожи и подкожной клетчатки.
Методика исследования костно-суставной системы.
Методика исследования мышечной системы.
Методика исследование периферических лимфатических узлов
Клиническая топография грудной клетки
Методика исследования сердечно-сосудистой системы.
Методика исследования дыхательной системы.
Методика исследования желудочно-кишечного тракта.
Методика исследования мочевыделительной системы.
Методика исследования нервной системы.
Артериальное давление у детей — показатель общего состояния организма. Если возникает повышение или понижение этого показателя, ребенок чувствует недомогание, головную боль, усталость. Артериальным давлением называется сила, с которой кровь давит на стенку сосуда.
Существует два вида давления: систолическое (верхнее), которое измеряется прибором во время выброса крови из сердца, и диастолическое (нижнее), возникающее во время расслабления сердечной мышцы. Оба показателя учитываются при измерении давления и помогают поставить диагноз. Показатель важен, поскольку отображает работу:
- сердца и сосудов;
- нервной системы;
- эндокринной системы;
- почек.
Нормальное детское давление измеряется тем же способом, что и у взрослых, с помощью тонометра. Лучше использовать механический прибор, поскольку электронные устройства дают большую погрешность в показателях. Родителям или медперсоналу необходимо измерять показатели на обеих руках ребенка. При необходимости эту процедуру проводят и на ногах. Если разница между давлением на верхней и нижней конечности 15 мм рт. ст. и выше — это признак такой патологии, как коарктация аорты.
По правилам измерения проводятся в положении сидя, рука должна быть согнута и расслаблена. Манжета надевается на 1,5-2 см выше локтевого сгиба, и закрепить на плече ребенка ее нужно так, чтоб в пространстве между манжетой и рукой помещался один палец.
Далее в манжетку нагнетается воздух, в то время как фонендоскоп прикладывается на локтевую артерию. Следите за тем, чтоб во время процедуры не причинить боль ребенку, не нагнетайте воздуха больше 200 мм рт. ст. А если ребенок болезненно переносит процедуру, давление можно измерять через рубашку. Измерения следует повторить три раза и из всех результатов выбрать наименьший.
Полученные цифры зависят от таких показателей:
- размеров манжетки (не длиннее трети плеча);
- положения ребенка при процедуре;
- эмоционального состояния или нагрузок до измерения.
С возрастом тонус сосудов повышается, поэтому АД растет, пока не достигает цифр 110-120/70-80 мм рт. ст. Разница между систолическим и диастолическим показателями называется пульсовым давлением.
Давление у ребенка зависит от возраста, роста, пола. Поэтому для детей разработаны формулы и центильные таблицы для установления нормальных показателей. В возрасте до одного года систолическое давление должно равняться такой цифре: 76 + 2n, где n — число полных месяцев. Диастолическое давление должно составлять от 2/3 до 1/2 систолического.
Для детей старше года вычисляют норму систолического по формуле: 90 + 2n; диастолическое давление: 60 + n, где n — количество лет. Средние показатели давления у новорожденного (АД) — 80/50 мм рт. ст. К подростковому возрасту оно вырастает до 110/70–120/80 мм рт. ст.
Точных нормальных показателей не существует, ведь все параметры ребенка индивидуальны. Поэтому врачи пользуются верхними и нижними допустимыми границами. Если результат обследования не попадает в эти рамки, тогда необходимо за этим следить и сообщать педиатрам о таком отклонении. Значения помещают в таблицу по возрасту.
Возраст | Артериальное давление (АД) мм рт. ст. | |||
СД | ДД | |||
Минимум | Максимум | Минимум | Максимум | |
Первые 2 недели | 60 | 96 | 40 | 50 |
До 1 месяца | 80 | 112 | 40 | 74 |
2 месяца-год | 90 | 112 | 50 | 74 |
2-3 года | 100 | 112 | 60 | 74 |
3-5 лет | 100 | 116 | 60 | 76 |
6-9 лет | 100 | 122 | 60 | 78 |
10-12 лет | 110 | 126 | 70 | 82 |
13-15 лет | 110 | 136 | 70 | 86 |
Если вы заметили отклонения при первом измерении давления, не паникуйте, это еще не признак болезни. Эмоциональное возбуждение и другие внешние факторы могут дать такой результат. Но если ребенок находится под наблюдением более двух недель, а давление не приходит в норму — это повод обратиться к врачу.
Повышенное АД у детей бывает реже, чем пониженное. И тем не менее гипертония может перерасти в полноценное заболевание — артериальную гипертензию. Это проявляется головными болями, постоянной краснотой лица, изредка тошнотой. В таком состоянии суженые сосуды не способны питать кровью ткани и органы, и сердце работает в усиленном режиме. Высокое давление у детей бывает:
- при склонности к ожирению;
- в стрессовых ситуациях (контрольные в школе, переживания);
- из-за гормональных перестроек организма;
- при чрезмерных нагрузках.
Опасным симптомом гипертония может оказаться при отравлении, поражении головного мозга, нарушениях работы почек.
В домашних условиях бороться с повышенным давлением опасно, если отклонения от нормы критические, следует вызвать врача. Принимать гипотензивные медикаменты бесконтрольно рискованно.
Гипотония — снижение АД — часто наблюдается у подростков. Это может сопровождаться головокружениями, вялостью, сонливостью, потливостью. Утомляемость и боли в области сердца после физкультуры также бывают признаками гипотонии. Причинами этого могут быть:
- гормональные сбои, связанные со щитовидной железой;
- частые инфекционные заболевания;
- недостаток физкультуры в жизни ребенка.
Это нормальное явление, характерное для детей, обычно исчезает во взрослом возрасте. Гипотония не столь страшна, как отклонения в обратную сторону. Особого лечения медикаментами такое давление у ребенка не требует. Родители могут записать школьника или подростка в спортивную секцию или изредка при неприятных симптомах готовить кофе. У малышей гипотонию должен наблюдать врач-педиатр.
Наследственность, перемены климата и несоблюдение режима дня также могут являться причинами перепадов артериального давления. Поэтому контроль этого показателя становится прямой обязанностью родителей. А в случаях подозрения на гипотонию или гипертонию нужно своевременно обращаться к специалистам-кардиологам.
Источник