Нарушение артериального давления у детей

Артериальная гипертензия стала самой распространенной болезнью 21 века. Терапевты в ежегодных отчетах шокируют врачей цифрами и статистикой. Заболевание, которое всегда считалось уделом пожилых, не щадит даже детей.

Под детской артериальной гипертонией понимается повышение уровня кровяного давления, превышающее норму диастолических и систолических значений.

Контролировать артериальное давление у ребенка необходимо уже с 3-х летнего возраста!

Причины давления

Причины повышения артериального давления у детей можно выявить только после тщательной диагностики.

Высокое АД фиксируют у детей с вегетососудистой дистонией. Чаще всего нижнее артериальное давление у таких детей близка к норме, а верхнее (систолическое) показывает высокие цифры. Врачи в таких случаях советуют нормализовать ребенку ритм жизни, балансировать отдых с активными занятиями, следить за правильным питанием.

Гипертония у ребенка может возникнуть из-за сопутствующих заболеваний.

Артериальное давление может повышаться из-за:

  1. Заболевание эндокринной системы;
  2. Болезни почек;
  3. Травмы головы.

Поэтому если у ребенка зафиксировано высокое артериальное давление, то нужно обязательно показать его врачу! Часто это следствие развития серьезного заболевания.

Третьей основной причиной развития гипертензии у ребенка может стать ожирение.

Симптомы патологии

Симптомы гипертонии в детском возрасте очень тяжело выявить!

Чаще всего повышенное давление у детей не проявляется признаком раздражительности.

Только тяжелые случаи могут вызвать признаки:

  • Головную боль;
  • Рвота и головокружение;
  • Частичную потерю зрения;
  • Кровотечение из носа;
  • Истерику и припадок.

Новорожденные с повышенным АД неохотно сосут грудь, часто плачут и психуют, сонливы.

Норма давления

Какое давление должно быть у ребенка? Нормальный АД у ребенка считается давление меньше 90-го процентиля для конкретного возраста, пола и роста!

Таблица: Артериальное давление у детей в зависимости от возраста

ВозрастСистолическое АДДиастолическое АД
Новорожденные60 Составляет ½ или 1/3 систолического во всех возрастных группах
1 годик80-84 мм рт.ст.
5 лет100 мм рт.ст.
10 лет110 мм рт.ст.
15 лет120 мм рт.ст.

Значение нормальных показателей верхнего (систолического) артериального давления у детей рассчитывается по формуле:

возраст ребенка умножить на два и прибавить восемьдесят (возраст x 2 + 80).

Нижнее (диастолическое) АД рассчитывается по формуле: к возрасту ребенка нужно прибавить 60.

Давление нужно измерять не менее трех раз! Причем до измерения ребенок должен находиться в покое не менее 20 минут. После третьей попытки нужно взять среднее значение всех подходов.

Среднее значение (М±ст.о.) величины АД у детей старше 4 лет

ВозрастМаксимальноеМинимальное
кПамм рт.ст.кПамм рт.ст.
4 года13,2 ± 2,799 ± 20,18,6 ± 2,765 ± 20,1
6 лет12,5 ± 1,994 ± 14,27,3 ± 1,255 ± 9,4
8 лет13,5 ± 2,0102 ± 15,27,4 ± 1,156 ± 8,3
10 лет14,2 ± 2,1107 ± 16,17,6 ± 1,257 ± 9,1
12 лет15,1± 2,4114 ± 18,37,8 ± 1,359 ± 10,2
14 лет15,7± 2,5118 ± 19,18,0 ± 1,360 ± 10,3

ПРИМЕЧАНИЕ По международной системе уровень АД выражается в килопаскалях (кПа): 1 мм рт.ст. равняется 0,133 кПа.

Куда обращаться, если у ребенка высокое давление? Необходима консультация детского кардиолога и педиатра.

Диагностика детской гипертонии включает в себя:

  • Общий анализ крови и мочи;
  • Биохимический анализ крови на натрий, креатин, глюкозу;
  • ЭКГ и ЭхоКГ;
  • УЗИ почек;
  • Консультация окулиста.

Какое лечение назначают

Клинические рекомендации: Лечение гипертонии у детей

Первичный прием у врачаОсмотр, измерение веса и роста, измерение давления, вычисление средних значений верхнего и нижнего АД,  сопоставление результатов со значениями 90-го и 95-го процентиля, в соответствии возраста, роста и пола ребенка.
После диагностики у врача
Нормальное давлениеСоветы по профилактике
Высокое нормальное АДРекомендации по изменению образа жизни и питания.

Повторный прием врача через месяц.

Артериальная гипертония 1 степениПовтор диагностики на 3-х визитах, оценка поражения органов мишеней, рекомендации с учетом причин, вызывающих повышение АД, индивидуальная схема лечения и профилактики.
Гипертензия 2 степениПолная диагностика, консультация специалиста по артериальной гипертензии, уменьшения массы тела, антигипертензивная терапия.

Лечение детской гипертонии начинается с длительного наблюдения врачом и смены образа жизни. Если такие меры не дают положительных результатов, то врачи выписывают лекарственные препараты, которые нужно принимать малыми дозами.

Выбор медикаментозного препарата остается за врачом, который ориентируется на данные диагностики и общего состояния пациента. Учитывается возраст и пол ребенка, а также история болезней.

Профилактика

Рекомендации для нормализации давления у детей может дать врач, опираясь на анализы исследования.

Терапевты всего мира советуют родителям следить за правильным питанием своих детей и не допускать ожирения. Запрещена «фастфудная» пища и сладкие газированные напитки.

Таблица: Рекомендации по питанию детей, с повышенным АД

ПродуктыРазрешеноОграничиваетсяИсключается
Хлебобулочные изделияОтруби, хлеб из цельного зерна, ржанойСдоба, пшеничный хлеб
КрупыОвсянка, гречка, перловка, пшенная кашаМанка, рис, макароныБобовые
МясоНежирная говядина, телятина, нежирное мясо свинины, курятина, баранина, индейка, кроликКолбаса, сосискиМясные консервы, копченая колбаса
Рыба и продукты моряНежирные сорта рыбы, кальмары, креветки, морская капустаМалосоленая рыба, пресервыИкра, консервы, деликатесы, копченые изделия
Молочные продуктыМолоко, йогурт, бифидок, кефир, творог, сметана, диетический сырТвердый и плавленый сыр, брынза подсоленнаяСыры в рассолах
ЯйцаОмлет, всмятку (не более 3 яиц в неделю)Яйца в сочетании с другими продуктамиЖаренные яйца
ЖирыМасло: сливочное, подсолнечное, рапсовое, оливковое, соевоеМаргаринЖивотные жиры, сало
Читайте также:  Какой препарат повышает артериальное давление

Детям старше 5 лет полезны ежедневные аэробные нагрузки, ходьба, легкий бег, езда на велосипеде. Под запретом силовые виды спорта и поднятие тяжестей.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА

Автор статьи Иванова Светлана Анатольевна, врач-терапевт

Нарушение артериального давления у детей

Источник

Íàðóøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ïðèíÿòî ñ÷èòàòü “âçðîñëûì” çàáîëåâàíèåì. Íî äîâîëüíî ÷àñòî îíî âñòðå÷àåòñÿ è ó äåòåé. Ïîýòîìó î÷åíü âàæíî âîâðåìÿ îáíàðóæèòü åãî ñèìïòîìû è ïðîâåñòè íåîáõîäèìîå ëå÷åíèå.

Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå çàâèñèò îò àêòèâíîñòè ðàáîòû ñåðäöà, îò òîíóñà àðòåðèé è ìîæåò ìåíÿòüñÿ ïîä âëèÿíèåì ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê, ýìîöèé, áîëåçíåé. Ýòè è ìíîãèå äðóãèå ïðè÷èíû îêàçûâàþò âðåìåííîå âëèÿíèå íà àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèå, íî ïîòîì îíî îïÿòü íîðìàëèçóåòñÿ. Îäíàêî åñòü ñèòóàöèè, ïðè êîòîðûõ êðîâÿíîå äàâëåíèå èçìåíÿåòñÿ áåç âèäèìûõ ïðè÷èí, ïðè÷åì èçìåíÿåòñÿ ñòîéêî – íà ïðîòÿæåíèè ìåñÿöåâ è ëåò.

Òàêîå ÿâëåíèå îáîçíà÷àþò òåðìèíàìè ãèïåðòîíèÿ – ïðè ïîâûøåíèè è ãèïîòîíèÿ – ïðè ïîíèæåíèè äàâëåíèÿ. Ýòè ñîñòîÿíèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ íàçûâàþò òàêæå “âåãåòî-ñîñóäèñòîé äèñòîíèåé”. ß íå ëþáëþ ýòîò òåðìèí çà åãî ðàñïëûâ÷àòîñòü – ñ ìîåé òî÷êè çðåíèÿ, ëó÷øå âñåãî ãîâîðèòü íå î “âåãåòî-ñîñóäèñòîé äèñòîíèè ãèïåðòîíè÷åñêîãî èëè ãèïîòîíè÷åñêîãî òèïà”, à î ãèïåðòîíèè èëè ãèïîòîíèè, êàê ýòî ïðèíÿòî âî âñåì ìèðå.

Àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèå ó íîâîðîæäåííûõ:

ó äåâî÷åê – 66/55, ó ìàëü÷èêî⠖ 71/55 ìì ðò. ñò.
 òå÷åíèå ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïîâûøàåòñÿ, â îñíîâíîì, ñèñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå, äîñòèãàÿ óðîâíÿ 90-92 ìì ðò. ñò.
Äî 7 ëåò óâåëè÷åíèå äàâëåíèÿ èäåò ìåäëåííî, à çàòåì îíî íàðàñòàåò áîëåå áûñòðûìè òåìïàìè, äîñòèãàÿ ê 16-18 ãîäàì âåëè÷èí, õàðàêòåðíûõ äëÿ âçðîñëîãî

×òî ìîæíî ñ÷èòàòü íîðìîé

Ïîãîâîðèì ñíà÷àëà î íîðìàëüíîì àðòåðèàëüíûì äàâëåíèè. Ìíîãèå çíàþò, ÷òî åãî óðîâåíü îáîçíà÷àåòñÿ äâóìÿ öèôðàìè – íàïðèìåð, 120/80 ìì ðò. ñò. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî â ìîìåíò ñîêðàùåíèÿ ñåðäöà äàâëåíèå êðîâè â àðòåðèÿõ ïîâûøàåòñÿ äî 120 ìì ðò. ñò., à â ìîìåíò ðàññëàáëåíèÿ ïîíèæàåòñÿ äî 80 ìì.

Íîðìàëüíîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ïîäâåðæåíî çíà÷èòåëüíûì èíäèâèäóàëüíûì êîëåáàíèÿì, òàê, íàïðèìåð, ó ïîäðîñòêîâ âåðõíåå (ñèñòîëè÷åñêîå) äàâëåíèå ìîæåò áûòü â ïðåäåëàõ 100-140 ìì ðò. ñò., à íèæíåå (äèàñòîëè÷åñêîå) â ïðåäåëàõ 70-90.

Òàêèå êîëåáàíèÿ íàáëþäàþòñÿ è ó äåòåé, ïîýòîìó èíäèâèäóàëüíûå çíà÷åíèÿ ïðèõîäèòñÿ ñðàâíèâàòü ñî ñïåöèàëüíûìè òàáëèöàìè, â êîòîðûõ óêàçàí íîðìàëüíûé ðàçáðîñ ïîêàçàòåëåé äëÿ êàæäîãî âîçðàñòà: âåäü êðîâÿíîå äàâëåíèå ñ âîçðàñòîì ðåáåíêà ïîâûøàåòñÿ.

Ïîääåðæàíèå íîðìàëüíîãî àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ î÷åíü âàæíî äëÿ îáåñïå÷åíèÿ îðãàíèçìà ïèòàòåëüíûìè âåùåñòâàìè è êèñëîðîäîì. Äàâëåíèå ÷óòêî ðåàãèðóåò íà âñå îòêëîíåíèÿ. Ïðè íàðóøåíèè ýòîãî òîíêîãî ðåãóëèðîâî÷íîãî ìåõàíèçìà â îðãàíèçìå ìîæåò ïðîèçîéòè ñòîéêîå ïîâûøåíèå èëè ïîíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, à ýòî óæå áîëåçíü, òðåáóþùàÿ âìåøàòåëüñòâà.

Êàê èçìåðèòü àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèå.

Ïðîøëè òå âðåìåíà, êîãäà èçìåðåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ñ÷èòàëîñü äåëîì òàèíñòâåííûì, äîñòóïíûì ëèøü ïîñâÿùåííûì. Àïïàðàòû ñ ðòóòíûì ìàíîìåòðîì èç-çà òîêñè÷íîñòè ðòóòè çàìåíèëè íà òîíîìåòðû ñ öèôåðáëàòîì. Èõ ìîæíî êóïèòü, è ìíîãèå áîëüíûå ðåãóëÿðíî êîíòðîëèðóþò ñâîå äàâëåíèå, ÷òî ïîçâîëÿåò áîëåå ÷åòêî ðåãóëèðîâàòü èõ ñîñòîÿíèå è íåîáõîäèìîñòü ëå÷åáíîãî âîçäåéñòâèÿ.

Îäíàêî ïðàâèëüíî èçìåðèòü àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå íå òàê ïðîñòî, êàê ìîæåò ïîêàçàòüñÿ íà ïåðâûé âçãëÿä. Ïðåæäå âñåãî, åãî íàäî èçìåðÿòü â ñïîêîéíîì ñîñòîÿíèè. Ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà, âîçáóæäåíèå âûçûâàþò óñèëåíèå ðàáîòû ñåðäöà è òåì ñàìûì ïîâûøåíèå êðîâÿíîãî äàâëåíèÿ. Íàïðèìåð, ïðè ìàññîâîì îáñëåäîâàíèè øêîëüíèêîâ èõ îáû÷íî “çàãîíÿþò” â êàáèíåò âðà÷à ïîñëå áóðíîé ïåðåìåíû, íå äàâ îòäûøàòüñÿ, â ðåçóëüòàòå ó ìíîãèõ äåòåé ïîëó÷àþòñÿ çàâûøåííûå öèôðû. Äà è ïðîñòî âîëíåíèå ðåáåíêà ïåðåä “òàèíñòâåííîé” ïðîöåäóðîé ìîæåò äàòü òîò æå ðåçóëüòàò.

Äàâëåíèå ìîæíî èçìåðÿòü ëåæà èëè ñèäÿ, ãëàâíîå – ïðîâîäèòü ïîñëåäóþùåå èçìåðåíèå â òîé æå ïîçèöèè. Äëÿ äåòåé áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ðàçìåð ìàíæåòû – åå øèðèíà íå äîëæíà ïðåâûøàòü 2/3 äëèíû ïëå÷à. Íî, ê ñîæàëåíèþ, âîçðàñòíûõ ìàíæåò âûïóñêàþò ìàëî, òàê ÷òî ìíîãèå îøèáêè â èçìåðåíèè ñâÿçàíû ñ èñïîëüçîâàíèåì “âçðîñëîé” ìàíæåòû. Èçìåðåíèå äàâëåíèÿ íà÷èíàþò ñ ðàçäóâàíèÿ ìàíæåòû äî äàâëåíèÿ, ïðåâûøàþùåãî ñèñòîëè÷åñêîå, ïðè êîòîðîì êðîâîòîê ïî àðòåðèè ïðåêðàùàåòñÿ. Ïî îêîí÷àíèè ïðîöåäóðû âîçäóõ ìåäëåííî âûïóñêàþò. Ïðè ñíèæåíèè äàâëåíèÿ â ìàíæåòå íèæå ñèñòîëè÷åñêîãî ïîÿâëÿåòñÿ õàðàêòåðíûé çâóê – òàê íàçûâàåìûé òîí Êîðîòêîâà. Îí âûçâàí äâèæåíèåì êðîâè íà âûñîòå ñèñòîëû ïî ñóæåííîìó ìàíæåòîé ñîñóäó. Ýòîò çâóê ïðåêðàùàåòñÿ, êîãäà äàâëåíèå âîçäóõà â ìàíæåòå íèæå äèàñòîëè÷åñêîãî è àðòåðèÿ ïîëíîñòüþ âîññòàíîâèò ñâîé ïðîñâåò. Ñòåòîñêîï, êîòîðûé óëàâëèâàåò ýòè çâóêè, äîëæåí íàõîäèòüñÿ íà àðòåðèè ëîêòåâîãî ñãèáà. Åñëè òîíîìåòð èìååò àâòîìàòè÷åñêèé äàò÷èê, öèôðû ñèñòîëè÷åñêîãî è äèàñòîëè÷åñêîãî äàâëåíèÿ, à òàêæå ÷àñòîòà ïóëüñà âûâîäÿòñÿ ñðàçó íà òàáëî. Îñîáåííî òðóäíî òî÷íî îïðåäåëèòü óðîâåíü êðîâÿíîãî äàâëåíèÿ ó ñàìûõ ìàëåíüêèõ äåòåé – îíè ñëèøêîì ïîäâèæíû è áåñïîêîéíû.  ýòîì ñëó÷àå áîëåå òî÷íû îáúåêòèâíûå ìåòîäû: îñöèëëîãðàôè÷åñêèé, êîãäà çàïèñûâàþòñÿ êîëåáàíèÿ àðòåðèé ïðè ðàçíûõ äàâëåíèÿõ âîçäóõà â ìàíæåòå, è óëüòðàçâóêîâîé.

 äåòñêîì âîçðàñòå ìû ÷àùå âñåãî èìååì äåëî ñ ãèïåðòîíèåé, òîãäà êàê ãèïîòîíèÿ íàáëþäàåòñÿ íàìíîãî ðåæå.

Î ãèïåðòîíèè

Ãèïåðòîíèÿ ÷àùå íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé ñ èçáûòî÷íûì âåñîì è ñî ñêëîííîñòüþ ê îæèðåíèþ. Ïðè äëèòåëüíîì ïîâûøåíèè äàâëåíèÿ, äàæå ñðàâíèòåëüíî íåáîëüøîì, â îðãàíèçìå ïðîèñõîäÿò íåæåëàòåëüíûå èçìåíåíèÿ, è ïðåæäå âñåãî â ìåëêèõ ñîñóäàõ è ñåðäöå. Åñëè ýòîò âàæíûé îðãàí ðàáîòàåò ñ íàãðóçêîé, òî ïðîòèâîñòîÿíèå ïîñòîÿííî ïîâûøåííîìó äàâëåíèþ âûçûâàåò ñóæåíèå ñîñóäîâ, îãðàíè÷èâàþùèõ ïðèòîê êðîâè ê òêàíÿì. Ñíà÷àëà îíè ñóæàþòñÿ çà ñ÷åò ñîêðàùåíèÿ ìûøö â èõ ñòåíêàõ, íî çàòåì ïðîèñõîäèò íåîáðàòèìîå óòîëùåíèå ñòåíêè àðòåðèé. Íàðóøàåòñÿ ïèòàíèå òêàíåé, à ñòîéêîå ñóæåíèå ñîñóäîâ, îñîáåííî ïî÷å÷íûõ, âûçûâàåò äàëüíåéøåå ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ.

Ïðè ñòîéêîì ïîâûøåíèè òîíóñà ñîñóäîâ ñåðäöå âûíóæäåíî óñèëèâàòü ñâîþ ðàáîòó, ÷òîáû ñíàáäèòü òêàíè êðîâüþ. Ýòî ïîñòåïåííî ïðèâîäèò ê óâåëè÷åíèþ ñåðäå÷íîé ìûøöû, êîòîðàÿ äî ïîðû-äî âðåìåíè ñïðàâëÿåòñÿ ñ ïîâûøåííûìè íàãðóçêàìè. Íî ñî âðåìåíåì ïèòàíèå ñåðäå÷íîé ìûøöû íà÷èíàåò îòñòàâàòü îò ïîòðåáíîñòåé, ÷òî âåäåò ê îñëàáëåíèþ ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè è â êîíå÷íîì ñ÷åòå ê ðàçâèòèþ åå íåäîñòàòî÷íîñòè. Ó äåòåé ãèïåðòîíèÿ âñòðå÷àåòñÿ â äâóõ ôîðìàõ – ïåðâè÷íîé, íå èìåþùåé âèäèìîé ïðè÷èíû, è âòîðè÷íîé, ñâÿçàííîé ñ çàáîëåâàíèÿìè ïî÷åê, ýíäîêðèííûõ îðãàíîâ, ðåæå ñ äðóãèìè âèäàìè ïàòîëîãèè. Ëå÷åíèå ýòèõ äâóõ ôîðì ðàçëè÷íî, ïîýòîìó î÷åíü âàæíî îáñëåäîâàòü ðåáåíêà ñî ñòîéêèì ïîâûøåíèåì êðîâÿíîãî äàâëåíèÿ äëÿ îïðåäåëåíèÿ ïðè÷èí çàáîëåâàíèÿ.

Читайте также:  Определение артериального давления с помощью

Ïî÷åìó íàäî îáðàùàòü âíèìàíèå íà èçìåíåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Ïðè åãî ñíèæåíèè íàðóøàåòñÿ íîðìàëüíûé îáìåí âåùåñòâ â òêàíÿõ è èõ ñíàáæåíèå êèñëîðîäîì. Ðåçêîå ïàäåíèå äàâëåíèÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê ñåðüåçíûì ðàññòðîéñòâàì â ðàáîòå ïî÷åê, ïå÷åíè, äðóãèõ îðãàíîâ. Íå ìåíåå ÷ðåâàòî ïîñëåäñòâèÿìè ïîâûøåíèå äàâëåíèÿ. Åñëè îíî ïðîèñõîäèò âíåçàïíî, òî ìîãóò áûòü ðàçðûâû íåêîòîðûõ ñîñóäî⠖ ìíîãèå âèäåëè áîëüíûõ ñ ãèïåðòîíè÷åñêèì êðèçîì, ó êîòîðûõ ïðîèñõîäèëî êðîâîèçëèÿíèå ïîä ñîåäèíèòåëüíóþ îáîëî÷êó ãëàçà. À ïðè êðîâîèçëèÿíèè â ìîçã (“àïîïëåêñè÷åñêèé óäàð”) âîçíèêàåò ïàðàëè÷. Ê ñ÷àñòüþ, ó äåòåé ýòî ñëó÷àåòñÿ êðàéíå ðåäêî.

Ïåðâè÷íàÿ ãèïåðòîíèÿ – íå ðåäêîñòü ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà è ïîäðîñòêîâ, îäíàêî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ðå÷ü èäåò î íà÷àëüíûõ, îáðàòèìûõ åå ñòàäèÿõ. Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ýòî äàæå íå áîëåçíü, à èíäèâèäóàëüíàÿ ðåàêöèÿ ïîäðîñòêà íà ñòèìóëû, âûçûâàþùèå íåçíà÷èòåëüíîå è êðàòêîâðåìåííîå ïîâûøåíèå êðîâÿíîãî äàâëåíèÿ ó âñåõ ëþäåé: ôèçè÷åñêóþ íàãðóçêó èëè ýìîöèîíàëüíîå âîçáóæäåíèå.

Ó áîëüíûõ ñî âòîðè÷íîé ãèïåðòîíèåé íàäî ëå÷èòü îñíîâíîå çàáîëåâàíèå, è òîãäà ïðîèñõîäèò íîðìàëèçàöèÿ äàâëåíèÿ.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ýòîãî íå ïðîèñõîäèò, âðà÷ íàçíà÷àåò ïðîòèâîãèïåðòîíè÷åñêèå ïðåïàðàòû, î êîòîðûõ ìû ïîãîâîðèì íèæå.

Ðåáåíîê ðîäèòåëåé, ñòðàäàþùèõ ãèïåðòîíèåé, êàê ïðàâèëî, ðåàãèðóåò áîëåå âûñîêèì ïîäúåìîì àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ â îòâåò íà ðàçëè÷íûå ñòèìóëû, ÷åì åãî ñâåðñòíèêè, ðîäèòåëè êîòîðûõ èìåþò íîðìàëüíûé óðîâåíü àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Î íàñëåäñòâåííûõ âëèÿíèÿõ ãîâîðèò è ñîõðàíåíèå ó ðÿäà øêîëüíèêîâ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïîäðîñòêîâîãî ïåðèîäà óðîâíÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, áëèçêîãî ê âåðõíåé ãðàíèöå íîðìû. Òàêèå äåòè, ñòàâ âçðîñëûìè, ÷àñòî ñîõðàíÿþò ïîâûøåííîå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèå. Îäíàêî ïîäîáíûå íàáëþäåíèÿ îòíþäü íå ñâèäåòåëüñòâóþò îá îáðå÷åííîñòè íåêîòîðûõ ïîäðîñòêîâ íà ãèïåðòîíèþ. Ïðîñòî, çíàÿ îñîáåííîñòè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ âàøåãî ðåáåíêà, ìîæíî òàê ïîñòðîèòü åãî ðåæèì, ÷òîáû ñâåñòè íà íåò èëè îñëàáèòü íåáëàãîïðèÿòíûå íàñëåäñòâåííûå âëèÿíèÿ. Íî îá ýòîì ÷óòü ïîçæå.

Ïîâûøåíèå äàâëåíèÿ ó äåòåé ðåäêî ñîïðîâîæäàåòñÿ æàëîáàìè (îíè îáû÷íî õîðîøî ñåáÿ ÷óâñòâóþò).

Åñëè ó ðåáåíêà ïîâûøåííîå äàâëåíèå, íåîáõîäèìî èçìåðèòü åãî ïîâòîðíî ÷åðåç 2-4 íåäåëè.

Îöåíèâàÿ ñòåïåíü ïîâûøåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, íàäî ó÷èòûâàòü íå òîëüêî âîçðàñò è ðîñò ðåáåíêà, íî òàêæå èçáûòî÷íîñòü âåñà è íàñëåäñòâåííîñòü

Êàê ïðåäóïðåäèòü ãèïåðòîíèþ

Íàáëþäåíèÿ ïîñëåäíèõ 20 ëåò ïîêàçàëè, ÷òî, ïîìèìî íàñëåäñòâåííîñòè, âàæíóþ ðîëü â ðàçâèòèè ãèïåðòîíèè èãðàþò ðåæèìíûå ôàêòîðû, óñòðàíåíèå êîòîðûõ ïðåäóïðåæäàåò çàáîëåâàíèå.

Ñòîéêîå ïîâûøåíèå äàâëåíèÿ ìîæåò âûçâàòü óñèëåííàÿ ó÷åáíàÿ íàãðóçêà. Òàê, â ôèçèêî-ìàòåìàòè÷åñêèõ øêîëàõ ïðîöåíò ðåáÿò ñ ïîâûøåííûì äàâëåíèåì â 2-3 ðàçà âûøå, ÷åì â îáû÷íûõ øêîëàõ. Ïîýòîìó ðåãóëèðîâàíèå ó÷åáíîé íàãðóçêè, ñíÿòèå ñ ïîäðîñòêà ïñèõîëîãè÷åñêîãî ñòðåññà (íàïðèìåð, áîÿçíè íåóäîâëåòâîðèòåëüíûõ îöåíîê) ïîìîæåò íîðìàëèçàöèè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ.

Ðàçâèòèþ ãèïåðòîíèè ñïîñîáñòâóåò è íèçêàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü äåòåé, âåäóùèõ ñèäÿ÷èé, ìàëîïîäâèæíûé îáðàç æèçíè. Çàíÿòèÿ ôèçêóëüòóðîé è ñïîðòîì, âûñîêàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü â öåëîì ñíèæàþò ðèñê ðàçâèòèÿ ãèïåðòîíèè.

Íåîãðàíè÷åííîå ïîòðåáëåíèå ïîâàðåííîé ñîëè òàêæå ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ïîâûøåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è îäíèì èç ôàêòîðîâ ðàçâèòèÿ ïåðâè÷íîé ãèïåðòîíèè. Ëó÷øå ïðèó÷àòü ðåáåíêà ê ìèíèìàëüíîìó ïîòðåáëåíèþ ñîëè ñ ïåðâîãî ãîäà æèçíè, êîãäà òîëüêî ôîðìèðóþòñÿ åãî ïèùåâûå ïðåäïî÷òåíèÿ.  ñåìüÿõ, ãäå ïðèíÿòî ñèëüíî ñîëèòü ïèùó, óìåíüøåíèå åå ïîòðåáëåíèÿ âïîëíå âîçìîæíî. Íàäî äåëàòü ýòî ïîñòåïåííî, íåäîñàëèâàÿ ãîòîâûå áëþäà è îòêàçûâàÿñü îò êðåïêîñîë¸íûõ ïðîäóêòîâ. Çà 3-4 íåäåëè ðåáåíîê, äà è âñÿ ñåìüÿ ëåãêî àäàïòèðóþòñÿ ê ìàëîñîë¸íîé ïèùå. Âñå ñêàçàííîå ïîêàçûâàåò, ÷òî ýôôåêòèâíàÿ ïðîôèëàêòèêà ãèïåðòîíèè âêëþ÷àåò â ñåáÿ âñå òî, ÷òî ìû ïîäðàçóìåâàåì ïîä çäîðîâûì îáðàçîì æèçíè.

Î ãèïîòîíèè

Ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ìîæåò íàñòóïèòü, íàïðèìåð, â ïåðèîäå âûçäîðîâëåíèÿ ïîñëå òÿæåëîãî çàáîëåâàíèÿ. Ó íåêîòîðûõ äåòåé òàêîå ñîñòîÿíèå ìîæåò íàáëþäàòüñÿ â òå÷åíèå äîñòàòî÷íî äëèòåëüíîãî âðåìåíè.

Íèçêîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ìîæåò ñî÷åòàòüñÿ ñ:

  • îáùåé ñëàáîñòüþ
  • óòîìëÿåìîñòüþ
  • ïîòëèâîñòüþ ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå
  • òðóäíîé àäàïòàöèåé ïîñëå íî÷íîãî ñíà
  • ãîëîâíûìè áîëÿìè

Èíîãäà ïðè âíåçàïíîì ïåðåõîäå èç ãîðèçîíòàëüíîãî â âåðòèêàëüíîå ïîëîæåíèå ìîãóò âîçíèêíóòü îáìîðî÷íûå ñîñòîÿíèÿ (“òåìíååò â ãëàçàõ”) èç-çà çíà÷èòåëüíîãî ïàäåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ó òàêèõ ðåáÿò îáû÷íî íèæå 90/50 ìì ðò. ñò., èíîãäà íàáëþäàåòñÿ ðåäêèé ïóëüñ (50-70 óäàðîâ â ìèíóòó).

Òàêèõ äåòåé íàäî îáñëåäîâàòü äëÿ èñêëþ÷åíèÿ ïðåæäå âñåãî ñåðäå÷íîãî çàáîëåâàíèÿ. Åñëè íå áóäåò âûÿâëåíî íè÷åãî ñåðüåçíîãî, íàäî ïîâûøàòü “æèçíåííûé òîíóñ” – ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàÿ ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè, ïðîâîäÿ çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû. Êðîâÿíîå äàâëåíèå ïîâûøàåò êîôåèí, ñîäåðæàùèéñÿ â êîôå, 1-2 ÷àøå÷êè êîòîðîãî ïî óòðàì ïîìîãàþò ïîäðîñòêó “âçáîäðèòüñÿ”. Ê ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè íóæíî ïðèáåãàòü ïðè ñî÷åòàíèè ãèïîòîíèè ñ ãîëîâíûìè áîëÿìè, ÷àñòî èìåþùèìè òàêæå ñîñóäèñòîå ïðîèñõîæäåíèå. Íàçíà÷èòü ìåäèêàìåíòû äîëæåí âðà÷, ïîñêîëüêó ïðè÷èí ãîëîâíûõ áîëåé ìàññà è ëå÷åíèå ïðè ðàçíûõ èõ âèäàõ î÷åíü ñèëüíî îòëè÷àåòñÿ. Èíîãäà íàáëþäàåòñÿ êàê áû ïåðåõîä îò ãèïîòîíèè ê ïîâûøåíèþ êðîâÿíîãî äàâëåíèÿ – èìåííî â ýòèõ ñëó÷àÿõ óìåñòåí òåðìèí “âåãåòî- ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ”, íî íàáëþäàåòñÿ ýòî âñå æå ðåäêî, òàê ÷òî ìîÿ íåïðèÿçíü ê ýòîìó òåðìèíó îñòàåòñÿ íåïîêîëåáèìîé.

Ïîäáîð ëåêàðñòâ äëÿ ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíèè ó äåòåé

Çàíèìàòüñÿ ñàìîäåÿòåëüíîñòüþ çäåñü íåóìåñòíî, äàæå åñëè ðîäèòåëè-ãèïåðòîíèêè â ýòîì äåëå, ÷òî íàçûâàåòñÿ, ñîáàêó ñúåëè. Ëå÷åíèå äîëæåí íàçíà÷àòü òîëüêî âðà÷, à ðîäèòåëüñêóþ ýíåðãèþ íóæíî íàïðàâèòü íà òî, ÷òîáû îáåñïå÷èòü âûïîëíåíèå ðåáåíêîì íåîáõîäèìîãî ðåæèìà è ðåãóëÿðíîãî ïðèåìà ïðåïàðàòîâ. Ïîñëåäíåå î÷åíü âàæíî, òàê êàê äåòè ñâîþ áîëåçíü íå îùóùàþò è ïîýòîìó íå õîòÿò ëå÷èòüñÿ.

Читайте также:  Болит голова при повышенном артериальном давлении

Источник

Нарушение артериального давления у детей

Почему-то нарушение артериального давления принято считать заболеванием людей пожилого возраста. Однако, оно часто встречается и у детей. Очень важно вовремя провести обследование, обнаружить симптомы и начать необходимое лечение.

АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ

Артериальное давление может изменяться в зависимости от работы сердца, физических нагрузок, эмоций и болезней. Эти жизненные факторы оказывают временное влияние на артериальное давление, но затем оно опять приходит в норму. Однако, есть ситуации, при которых артериальное давление может изменяться без видимых причин, и держаться на протяжении многих месяцев и лет. Такие состояния называют гипертония (повышенное артериальное давление) и гипотония (пониженное артериальное давление). У подростков такие состояния часто называют «вегето-сосудистая дистония» гипертонического или гипотонического типа.

Артериальное давление у новорожденных не такое, как у взрослых — оно всегда понижено. У девочек оно составляет 66/55, у мальчиков — 71/55. В течение первого года жизни повышается в основном систолическое давление (верхний показатель) и достигает уровня 90-92 мм. рт. ст. Давление у детей первого года жизни можно вычислить по следующей формуле:

70 + n, где n – это число месяцев

До семи лет рост давления происходит медленно и достигает уровня значения в пределах 80—110 / 40—70. У детей 8—13 лет — 90—120 / 50—80 мм рт. ст., причем у девочек 12 лет оно выше, чем у мальчиков того же возраста, а в период между 14 и 17 годами артериальное давление достигает величин 90—130 / 60—80 мм рт. ст., причем у мальчиков оно в среднем становится выше, чем у девочек.

Многие знают, что нормальным можно считать давление 120/80 мм рт. ст. то означает, что в момент сокращения сердца давление крови в артериях повышается до 120 мм рт. ст., а в момент расслабления понижается до 80 мм. У подростков верхнее (систолическое) давление может колебаться в пределах 100-140 мм рт. ст., а нижнее (диастолическое) может достигать значений в 70-90 мм рт. ст.

Поддержание нормального артериального давления очень важно для обеспечения организма питательными веществами и кислородом. Давление чутко реагирует на все отклонения. При нарушении этого тонкого регулировочного механизма в организме может произойти стойкое повышение или понижение артериального давления, а это уже болезнь, требующая вмешательства.

ГИПЕРТОНИЯ У ДЕТЕЙ

Гипертония чаще наблюдается у детей с избыточным весом и со склонностью к ожирению. У детей гипертония встречается в двух формах – первичная гипертония — не имеет видимых причин, и вторичная гипертония — связана с заболеваниями почек, эндокринных органов, реже с другими видами патологии. Лечение этих двух форм различно, поэтому очень важно обследовать ребенка со стойким повышением кровяного давления для определения причин заболевания.

Первичная гипертония очень часто встречается у детей школьного возраста и подростков, однако в большинстве случаев речь идет о начальных, обратимых ее стадиях. Во многих случаях это даже не болезнь, а индивидуальная реакция подростка на стимулы, вызывающие незначительное и кратковременное повышение кровяного давления у всех людей: физическую нагрузку или эмоциональное возбуждение.

У больных со вторичной гипертонией надо лечить основное заболевание, и тогда происходит нормализация давления. В редких случаях, когда этого не происходит, врач назначает противогипертонические препараты.

Если родители ребенка страдают гипертонией, то здесь может сыграть роль наследственный фактор. Очень часто во взрослом возрасте сохраняется повышенное артериальное давление у детей. Однако, это вовсе не означает, что подросток обречен стать гипертоником. Просто зная особенности артериального давления своего ребенка, нужно строить его режим так, чтобы свести на нет влияние наследственных факторов.

Развитию гипертонии способствует и низкая физическая активность детей, ведущих сидячий, малоподвижный образ жизни. Занятия физкультурой и спортом, высокая двигательная активность в целом снижают риск развития гипертонии.

Питание также оказывает влияние на развитие гипертонии. Неограниченное потребление поваренной соли может стать одной их причин развития гипертонии у подростков.

ГИПОТОНИЯ У ДЕТЕЙ

Снижение артериального давления может наступить, например, в периоде выздоровления после тяжелого заболевания. У некоторых детей такое состояние может наблюдаться в течение достаточно длительного времени. Врачи в этом случае ставят диагноз «гипотония у детей».

Низкое артериальное давление может быть связано с:

  • общей слабостью;
  • сильной утомляемостью;
  • потливостью при физической нагрузке;
  • трудной адаптацией после ночного сна;
  • головными болями.

Наблюдаются случаи, когда при внезапном переходе из горизонтального в вертикальное положение могут возникнуть обморочные состояния (“потемнение в глазах”) из-за значительного падения артериального давления. Артериальное давление у таких детей обычно ниже 90/50 мм рт. ст., иногда наблюдается редкий пульс (50-70 ударов в минуту).

Детей с признаками гипотонии обследовать нужно для исключения прежде всего сердечного заболевания. Если не будет выявлено ничего серьезного, надо повышать “жизненный тонус” – постепенно увеличивать физические нагрузки, проводить закаливающие процедуры. Кровяное давление повышает кофеин, содержащийся в кофе, 1 чашка которого утром поможет подростку “взбодриться”.

К лекарственной терапии нужно прибегать при сочетании гипотонии с головными болями, часто имеющими также сосудистое происхождение. Назначить медикаменты должен врач, поскольку причин головных болей масса и лечение при разных их видах очень сильно отличается. Иногда наблюдается как бы переход от гипотонии к повышению кровяного давления – именно в этих случаях уместен термин “вегето-сосудистая дистония”, но наблюдается это все же редко, так что моя неприязнь к этому термину остается непоколебимой.

Источник

Источник