Курсовая работа по теме гипертония

Государственное бюджетное
образовательное учреждение среднего
профессионального образования «Армавирский
медицинский колледж» Министерства здравоохранения 
Краснодарского края.

Специальность: ___________________________________________

Курсовая работа

На тему: Гипертоническая болезнь- болезнь
21 века

                                  
Выполнила: Петрова К.А.

                                         
студент ΙΙΙ курса 3 МВ группы

                                              
специальности: Сестринское дело

                                           
подпись ____________________

                                  
Проверила:  Гнутова К. С.

                                                       
преподаватель______________________

                                                                                        
(наименование дисциплины)

                                          
подпись ____________________

                                          
оценка _____________________

Содержание

1. Введение-3

2. Теоритическая часть-20

2.1. Определение-1

2.2. Этиология и патогенез-4

2.3. Классификация-2

2.4. Клиника-3

2.5. Диагностика-2

2.6. Лечение-8

2.7. Профилактика-2

3. Практическая часть-20

3.1. Статистика-6

3.2. Курация-9

3.3. Школа здоровья-5

4. Заключение-1

5. Список используемой 
литературы-1

Список сокращений

АГ- Артериальная гипертензия

АД- Артериальное давление

САД- Систолическое артериальное
давление

ДАД- Диастолическое артериальное
давление

ИБС- Ишемическая болезнь сердца

ИМ- Инфаркт миокарда

ЧСС- Частота сердечных сокращений

ОАК- Общий анализ крови

ОАМ- Общий анализ мочи

СОЭ- Скорость оседания эритроцитов

ЭКГ- Электрокардиограмма

ЭхоКГ- Эхокардиография

УЗИ- Ультразвуковое исследование

КТ- Компьютерная томография

Введение

Люди привыкли относиться к повышенному
давлению как к легкому, неопасному отклонению
от нормы.

Однако артериальная гипертония (АГ)
— болезнь коварная. В первые годы и даже
десятилетие она развивается бессимптомно,
исподволь подтачивая жизненные силы
организма. Это становится причиной того,
что половина людей с повышенным давлением
об опасности и не подозревает, а половина
узнавших об этом либо не принимает никаких
мер, либо, начав лечиться, вскоре лечение
забрасывает и плывет по течению к расстройству
здоровья и всевозможным осложнениям,
укорачивающим жизнь.

Не случайно это нарушение врачи называют
«молчаливый убийца».

Недостаточная осведомленность, несознательность,
беспечность людей часто мешают успешной
борьбе с гипертонией.

Современная же медицина располагает
всеми необходимыми для этой борьбы средствами.

Состояние здоровья и продолжительность
жизни людей с повышенным давлением, которые
лечатся систематически, фактически не
отличаются от общих показателей для населения
соответствующих возрастных групп. Важно
вовремя и упорно лечиться.

 Кровь — таинственная жидкость. Во
все времена она глубоко интересовала
людей и служила символом величайших общечеловеческих
и сугубо личных ценностей. Не менее загадочными
и трудно постижимыми оказались и основные
закономерности, управляющие функциями
крови в организме человека.

Кровообращение — основа жизни всех
позвоночных, и особенно теплокровных.
Однако мы этого не знали до гениального
открытия Вильяма Гарвея.

В медицине издавна бытует крылатое выражение:
«Мертвые учат живых». Имелось в виду —
вскрытие умерших проясняет причины и
механизм болезни, приведшей к смерти,
и механизм жизнедеятельности организма
вообще. Относительно кровообращения
мертвые, однако, обманули живых. На вскрытии
артерии зияют пустотой. И обманутые этим,
медики полторы тысячи лет пребывали в
заблуждении, полагая, что по артериям
распространяется не кровь, а пневма. (Хотя,
добывая зверей на охоте или поражая противников
в бою, люди видели, конечно, как из раны
брызжет кровь.) Так было до Гарвея, который
смело повернул от умерших к живой природе.
Огромный опыт блистательного хирурга
подсказал ему гениальную догадку: это
не пневма, а кровь течет от сердца по артериям,
чтобы по венам возвратиться к нему.

А как измерять кровяное
давление?

На помощь пришло замечательное
открытие русского врача Н. С. Короткова
(опубликованное в 1905 году), столетие со
дня рождения которого праздновал в 1976
году медицинский мир. До Короткова высоту
артериального давления определяли по
исчезновению и появлению пульса на руке
ниже пережавшей ее надувной манжеты.
А он приложил к локтевому сгибу пережатой
руки детский стетоскоп и, выпуская из
манжеты воздух, услышал вначале появление,
а затем, по мере падения давления, исчезновение
особых звуков, которые и поныне носят
его имя (звуки Короткова). Появление звуков
означает высоту систолического давления
в плечевой артерии (при сокращении мускулатуры
желудочков сердца), а исчезновение — величину
диастолического (при отдыхе ее и расширении
полостей сердца). Открытие русского врача
сделало измерение кровяного давления
широко доступным и в огромной степени
подготовило пути к успешному исследованию
и одолению гипертонической болезни.

Так, постепенно, стала проясняться
суть артериальной гипертонии (АГ) — повышенного
артериального давления (АД). В подавляющем
большинстве случаев все же (примерно
в девяти из десяти) мы не в состоянии исчерпывающе
определить причины этого повышения, хотя
хорошо знаем его разрушительные для здоровья
последствия. Такую гипертонию чаще всего
и называют первичной, эссенциальной.

Почему же гипертония является
болезнью ХХI века?

Эта болезнь, хоть часто и не
имеет никаких симптомов, но тем не менее
относится к группе болезней, наиболее
угрожающих нашему сердцу. Многие специалисты
не зря называют ее эпидемией XXI века.

Статистика по заболеваниям
артериальной гипертонией выглядит очень
тревожно. Более 40% взрослого населения
России страдает этой болезнью, но при
этом, как водится, едва ли половина из
них предпринимает какие-либо шаги, связанные
с лечением. А об уровне профилактики и
говорить страшно. Более того, даже последовательное
лечение не всегда приносит положительные
результаты. А ведь артериальная гипертония
— это одна из серьезнейших угроз для
нашего сердца

Врачу довольно трудно ответить
и на вопрос, какова нормальная величина
кровяного давления у человека, ибо в течение
суток оно у него колеблется в весьма значительных
пределах.

Проблема: Гипертония: скрытая
и коварная

Объект: больной артериальной гипертензией

Предмет: исследование причин
возникновения артериальной гипертензии

Задача: Увеличение профилактики

Гипотеза: Можно предположить,
что с большей осведомлённостью людей
о артериальной гипертензии, риск заболевания
может снизится

Цель: Снижения развития артериальной
гипертензии и нормализация АД.

Теоритическая часть

Определение

Гипертоническая болезнь —
это хроническое заболевание, поражающее
различные системы организма, характеризующееся
повышением артериального давления выше
нормы, наиболее распространенное заболевание
сердечно-сосудистой системы. Установлено,
что страдающие гипертонической болезнью
составляют 15—20% взрослого населения
по данным различных эпидемиологических
исследований ГБ довольно часто приводит
к инвалидности и смерти. В основе заболевания
лежит артериальная гипертензия. Артериальная
гипертензия является одним из главных
факторов риска развития ИБС, мозгового
инсульта и других заболеваний. Гипертоническая
болезнь обнаруживает неуклонную тенденцию
к росту и связано это прежде всего с тем,
что гипертоническая болезнь — это болезнь
цивилизации, ее негативных сторон (в частности,
информационного бума, возросшего темпа
жизни, гипокинезии и пр.). Все это вызывает
неврозы, в том числе сердечно-сосудистые,
отрицательно влияя на организм и его
регуляторные механизмы, в том числе на
регуляцию сосудистого тонуса. Помимо
этого, неврозы и стрессы ведут к излишнему
выбросу в кровь катехоламинов и тем самым
способствуют развитию атеросклероза.

Читайте также:  Что принять для повышения потенции при гипертонии

Чтобы понять, что такое артериальное
давление, давайте сначала разберемся
с некоторыми цифрами и от них будем отталкиваться. Известно, что
общее количество крови в организме составляет
6 – 8% от массы тела. Применяя нехитрый
расчет, можно легко узнать объем крови
у каждого человека. Так при массе в 75 килограммов
объем крови составляет 4,5 – 6 литров. И
вся она заключена в систему сообщающихся
друг с другом сосудов. Так вот, при сокращении
сердца кровь продвигается по кровеносным
сосудам, давит на стенку артерий, и это
давление называется артериальным. Артериальное
давление способствует продвижению крови
по сосудам. Различают два показателя
артериального давления:

• систолическое артериальное
давление (САД), называемое еще «верхним»
— отражает давление в артериях, которое
создается при сокращении сердца и выбросе
крови в артериальную часть сосудистой
системы;

• диастолическое артериальное
давление (ДАД), называемое еще «нижним»
– отражает давление в артериях в момент
расслабления сердца, во время которого
происходит его наполнение перед следующим
сокращением. И систолическое артериальное
давление и диастолическое артериальное
давление измеряются в миллиметрах ртутного
столба (мм рт. ст.).

Этиология и патогенез артериальной
гипертензии.

Факторы риска, влияющие на
АД:

 Среди важнейших факторов,
влияющих на АД, выделяют:

-возраст 

-пол 

-этнические особенности 

-социально-экономические 
условия.

Систолическое и диастолическое
давление неуклонно растет с возрастом,
однако есть основания полагать, что повышение
АД не является неизбежным спутником старения
организма

•Наследственная отягощенность
по артериальной гипертензии является
одним из самых мощных факторов риска
развития данного заболевания. Отмечается
тесная корреляция между уровнем АД у
родственников первой степени родства
— родителей, братьев, сестер. Феномен повышения
АД с раннего детства наблюдается в семьях,
больных артериальной гипертензией.

В настоящее время артериальная
гипертензия рассматривается как полигенная
болезнь; предполагают, что в ее происхождении
важное значение имеет полиморфизм различных
генов. Любые генетические факторы являются
той основой артериальной гипертензии,
которая проявляется под влиянием неблагоприятных
внешних и внутренних факторов. При тщательном
опросе больного некоторые генные дефекты
могут быть обнаружены как клинические
проявления артериальной гипертензии.

Изучение генетического фенотипа
больных артериальной гипертензией позволило
по-новому понять многие стороны этиологии
и патогенеза развития данного заболевания.
Например, мутация гена связана с повышением
реабсорбции натрия 460w, а мутация гена
альфа-аддуцина связана с повышением среднего
АД и более низкой 24-часовой дисперсией
ЧСС и высокой чувствительностью к мочегонным
средствам. У некоторых больных артериальной
гипертензией могут диагностироваться
различные гены, проявляющиеся под влиянием
экзогенных факторов, например нервных
и физических перегрузок, стресса, во время
беременности, вызывая нефропатию и артериальную
гипертензию, и многих других.

Нарушение тканевой чувствительности
к инсулину является также одним из генетических
факторов, предрасполагающих к артериальной
гипертензии. Среди причин инсулинорезистентности
и повышенной концентрации инсулина в
крови рассматриваются генетически детерминированные
дефекты инсулиновых рецепторов и пострецепторного
взаимодействия, избыточное содержание
в клетках цитозольного кальция или снижение
содержания магния. Длительно существующая
гиперинсулинемия сопровождается повышением
общего периферического сопротивления,
повышением АД, пролиферацией сосудистых
гладкомышечных клеток, уменьшая эластичность
и просвет сосудов.

Все механизмы формирования
артериальной гипертензии, по-видимому,
не известны в настоящее время, однако
ясно, что в формировании метаболического
синдрома при артериальной гипертензии
гиперинсулинемия и инсулинорезистентность
при нормальной и повышенной глюкозе крови
способствуют гиперлипидемии, развитию
атеросклероза, ожирения и артериальной
гипертензии.

Наследственная предрасположенность
в семьях больных артериальной гипертензией
с помощью современных методов обследования
диагностируется у части родственников,
но, по-видимому, артериальная гипертензия,
являясь мультифакториальным заболеванием,
будет иметь различные типы наследования
в зависимости от нозологической принадлежности.
При этом следует диалектически понимать
наследственную предрасположенность,
которая реализуется при воздействии
неблагоприятных факторов.

•Уровень АД в подростковом,
молодом и старом возрасте у мужчин становится
выше, чем у женщин. В более поздний период
жизни эти различия сглаживаются, а иногда
у женщин средний уровень АД выше, чем
у мужчин. Это объясняется более высокой
преждевременной смертностью мужчин среднего
возраста с высоким уровнем АД, а также
изменениями, происходящими в организме
женщины в постклимактерическом периоде.

•Популяционные исследования
выявили этнические особенности в развитии
артериальной гипертензии. Лица с черным
цветом кожи имеют более высокий уровень
АД, чем другие этнические группы.

•Социально-экономические
условия играют важную роль экзогенных
факторов в реализации генетической предрасположенности
к артериальной гипертензии. Основными
экзогенными факторами являются острые
и хронические стрессы. Неуклонный рост
уровня АД и распространенности артериальной
гипертензии наблюдается среди малообеспеченных
групп населения.

•Кроме того, установлено, что
масса тела новорожденного обратно взаимосвязана
с уровнем АД как в детском возрасте, так
и во взрослом периоде жизни. Избыточная
масса тела является одним из распространенных
факторов риска. Прибавление массы тела
на 10 кг сопровождается ростом систолического
давления на 2 — 3, а диастолического на
1 — 3 мм.рт.ст. Избыточная масса тела на
30 — 65% определяет развитие артериальной
гипертензии в популяциях западных стран
(по данным экспертов ВОЗ, 1997). При этом
центральное ожирение, определяемое по
отношению к окружности живота, является
предвестником не только артериальной
гипертензии, но и снижения толерантности
к глюкозе, нарушения липидного обмена
и ишемической болезни сердца.

Источник

Клиническая картина гипертонической болезни. Стадии гипертонической болезни. Профилактика артериальной гипертензии. Определение негативных факторов. Осложнения, вызываемые гипертонической болезнью. Стадии гипертонической болезни, гипертонические кризы.

Подобные документы

  • Понятие гипертонической болезни, определение степени риска, этиология и патогенез. Клиническая картина гипертонической болезни, ее стадии, клинико-морфологические формы. Понятие гипертонического криза, его признаки. Лечение артериальной гипертензии.

    реферат, добавлен 20.01.2016

  • Сущность и стадии гипертонической болезни. Головная боль в связи с повышением артериального давления как основная жалоба пациентов с гипертонической болезнью. Течение гипертонической болезни и методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации.

    курсовая работа, добавлен 01.02.2016

  • Понятие и характеристика гипертонической болезни. Факторы возникновения и стадии развития заболевания. Роль наследственных факторов в патогенезе гипертонической болезни. Морфологические изменения, характер течения и лечение злокачественной гипертензии.

    реферат, добавлен 31.10.2015

  • Гипертоническая болезнь: этиология, клиника, патогенез, классификация. Значение лечебной физической культуры (ЛФК) при гипертонической болезни. Особенности и задачи ЛФК при гипертонической болезни в зависимости от стадии заболевания и этапа реабилитации.

    реферат, добавлен 04.04.2015

  • Классификация гипертонической болезни. Симтомы гестоза, развитого на фоне латентной, транзиторной и неустойчивой гипертонии. Тактика ведения беременных с гипертонической болезнью. лечение гипертонической болезни, применение гипотензивных средств.

    реферат, добавлен 13.07.2013

  • Этиология и классификация гипертонической болезни. Артериальная гипертония как фактор риска ишемической болезни сердца. Санаторно-курортное лечение при гипертонической болезни. Значение медицинской сестры в профилактике гипертонической болезни.

    курсовая работа, добавлен 10.11.2016

  • Понятие, этиология, патогенез и клиническая картина гипертонической болезни. Роль атеросклероза в развитии гипертонической болезни. Анализ распространенности артериальной гипертонии среди населения России, материалы и методы исследования болезни.

    курсовая работа, добавлен 16.06.2015

  • Возникновение и развитие гипертонической болезни. Классификации гипертонических кризов. Патофизиологический механизм развития заболевания. Патогенез артериальной гипертонии. Лечение гипертонической болезни или артериальной, эссенциальной гипертензии.

    реферат, добавлен 13.07.2009

  • Понятие артериальной гипертензии и гипертонической болезни. Факторы риска и фенотипические особенности лиц с отягощенной наследственностью заболевания. Патогенез гипертонической болезни. Особенности течения болезни, ее лечение и побочные действия.

    презентация, добавлен 18.10.2015

  • Планирование сестринского ухода при гипертонической болезни. Профилактика гипертонической болезни. Образец записи сведений о пациенте. Особенности сестринской оценки. Осложнения и клинические формы болезни. Анализ немедикаментозных методов лечения.

    курсовая работа, добавлен 23.05.2017

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
Читайте также:  Кто назначает лечение гипертонии

Источник

Курсовая работа по теме гипертония

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè. Îñíîâíûå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ, êëàññèôèêàöèÿ åãî ôîðì è îïàñíîñòü îñëîæíåíèé. Îñîáåííîñòè äèàãíîñòèêè ãèïåðòîíèè, ïðîôèëàêòè÷åñêèå ìåðû ïî åå ïðåäóïðåæäåíèþ. Ëå÷åíèå ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè.

ÐóáðèêàÌåäèöèíà
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ25.05.2016
Ðàçìåð ôàéëà46,5 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

16

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • Ãëàâà 1. Òåîðåòè÷åñêàÿ ÷àñòü: ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü
  • Ãëàâà 2. Ïðàêòè÷åñêàÿ ÷àñòü
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü îñëîæíåíèå ëå÷åíèå

Ôîðìû ãèïåðòåíçèè

Ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ, ìì. ðò. ñò.

Äèàñòîëè÷åñêîå ÀÄ

, ìì. ðò. ñò.

Ìÿãêàÿ

140-180

90-105

Óìåðåííàÿ

180-210

105-120

Òÿæåëàÿ

>210

>120

Êëàññèôèêàöèÿãèïåðòîíè÷åñêîéáîëåçíèâçàâèñèìîñòèîòñòàäèèçàáîëåâàíèÿèååôîðìû:

Ôîðìû ãèïåðòåíçèè (ò.å. ñòåïåíè ïîâûøåíèÿ ÀÄ)

Ñòàäèè ãèïåðòåíçèè

1

2

3

ìÿãêàÿ

óìåðåííàÿ

òÿæåëàÿ

Âèäûàðòåðèàëüíîéãèïåðòåíçèè:

1. Ñèñòîëè÷åñêàÿ (äèàñòîëè÷åñêîå ÀÄ ìåíåå 90 ìì ðò. ñò.)

2. Äèàñòîëè÷åñêàÿ (ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ìåíåå 140 ìì ðò. ñò.)

3. Ñèñòîëîäèàñòîëè÷åñêàÿ.

1.5 Îñëîæíåíèÿ:

Ïîðàæåíèå ñîñóäîâ ãîëîâíîãî ìîçãà âåäåò ê íåäîñòàòî÷íîñòè ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ. ó òàêèõ ïàöèåíòîâ ìîæåò âîçíèêàòü òðîìáîç ñîñóäîâ, ìîçãà, â ðåçóëüòàòå ÷åãî îòìå÷àåòñÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, íàðóøåíèå ðå÷è, ãëîòàíèÿ, äûõàíèÿ, òðîìáîèøåìè÷åñêèé èíñóëüò. Èíîãäà ïðîèñõîäèò êðîâîèçëèÿíèå â ìîçã.  ðåçóëüòàòå ðàçâèòèÿ àòåðîñêëåðîòè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ñîñóäàõ ñåðäöà ðàçâèâàþòñÿ ïðèçíàêè ëèáî õðîíè÷åñêîé íåäîñòàòî÷íîñòè êîðîíàðíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ ñî ñòåíîêàðäèåé íàïðÿæåíèÿ è ïîêîÿ, ëèáî ñèìïòîìû îñòðîãî íàðóøåíèÿ êîðîíàðíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (èíôàðêò ìèîêàðäà).

Ïîðàæåíèå ñîñóäîâ ïî÷åê ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ àðòåðèîëîñêëåðîçà ïî÷åê. Ðàçâèâàþòñÿ ñèìïòîìû ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè: ïëîòíîñòü ìî÷è ñòàíîâèòñÿ íèçêàÿ, ïîÿâëÿåòñÿ ïîëèóðèÿ, èçî — è ãèïîñòåíóðèÿ.  ïîçäíåé ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ óâåëè÷èâàåòñÿ ñîäåðæàíèå îñòàòî÷íîãî àçîòà â êðîâè, ðàçâèâàåòñÿ ñèíäðîì óðåìèè. Êðîìå óêàçàííûõ îñëîæíåíèé â ëþáóþ ñòàäèþ ÃÁ ìîæåò âîçíèêíóòü îñëîæíåíèå — ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç.

Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç — âíåçàïíîå ïîâûøåíèå ÀÄ, ñîïðîâîæäàþùååñÿ íàðóøåíèÿìè âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû è óñèëåíèåì ðàññòðîéñòâ ìîçãîâîãî, êîðîíàðíîãî è ïî÷å÷íîãî êðîâîîáðàùåíèÿ. Èìååò çíà÷åíèå ïîâûøåíèå ÀÄ äî èíäèâèäóàëüíî âûñîêèõ öèôð. Ðàçëè÷àþò êðèçû 1 è II òèïîâ. Êðèç 1 òèïà âîçíèêàåò â 1 ñòàäèþ ÃÁ è ñîïðîâîæäàåòñÿ íåéðîâåãåòàòèâíîé ñèìïòîìàòèêîé. Êðèç II òèïà áûâàåò âî II è IIIñòàäèè ÃÁ.

Ñèìïòîìû êðèçà: ðåä÷àéøàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ïðåõîäÿùèå íàðóøåíèÿ çðåíèÿ, ñëóõà (îãëóøåííîñòü), áîëè â ñåðäöå, ïàðåçû, ñïóòàííîñòü ñîçíàíèÿ, òîøíîòà, ðâîòà. Êðèç îñëîæíÿåòñÿ èíôàðêòîì ìèîêàðäà, èíñóëüòîì. Ôàêòîðû, ïðîâîöèðóþùèå ðàçâèòèå êðèçîâ: ïñèõî-ýìîöèîíàëüíûå ñòðåññû, ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà, âíåçàïíàÿ îòìåíà àíòèãèïåðòåíçèâíûõ ñðåäñòâ, ïðèìåíåíèå êîíòðàöåïòèâîâ, ãèïîãëèêåìèÿ, êëèìàêñ è äð. Ðàçëè÷àþò äîáðîêà÷åñòâåííîå è çëîêà÷åñòâåííîå òå÷åíèå ÃÁ. Äîáðîêà÷åñòâåííûé âàðèàíò õàðàêòåðèçóåòñÿ ìåäëåííûì ïðîãðåññèðîâàíèåì, èçìåíåíèÿ â îðãàíàõ íàõîäÿòñÿ íà ñòàäèè ñòàáèëèçàöèè ÀÄ. Ëå÷åíèå ýôôåêòèâíî. Îñëîæíåíèÿ ðàçâèâàþòñÿ òîëüêî íà ïîçäíèõ ñòàäèÿõ. Çëîêà÷åñòâåííûé âàðèàíò ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè õàðàêòåðèçóåòñÿ áûñòðûì òå÷åíèåì, âûñîêèì àðòåðèàëüíûì äàâëåíèåì, 090áåííî äèàñòîëè÷åñêèì, áûñòðûì ðàçâèòèåì ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ìîçãîâûõ íàðóøåíèé. Äîñòàòî÷íî ðàíî ïîÿâëÿþòñÿ èçìåíåíèÿ àðòåðèé ãëàçíîãî äíà ñ î÷àãàìè íåêðîçà âîêðóã ñîñêà çðèòåëüíîãî íåðâà, ñëåïîòà. Ïðè ëå÷åíèè çëîêà÷åñòâåííîé ôîðìû ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè îíà ìîæåò çàêîí÷èòüñÿ ëåòàëüíî ïðè îòñóòñòâèè ëå÷åíèÿ.

1.6 Ëå÷åíèå:

Îñíîâíîé ñïîñîá ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè — ýòî ïåðåõîä íà çäîðîâûé îáðàç æèçíè. Áîëüíûì, ó êîòîðûõ àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå 160/100 ìì ðò. ñò. è âûøå, íóæíî òàêæå ïðèíèìàòü ëåêàðñòâà îò ãèïåðòîíèè. Íî åñëè ïàöèåíò íå æåëàåò ðàññòàâàòüñÿ ñ âðåäíûìè ïðèâû÷êàìè, òî îò òàáëåòîê áóäåò ìàëî ïîëüçû. Óñòðàíèòü ôàêòîðû ðèñêà ãèïåðòîíèè, èíôàðêòà è èíñóëüòà íóæíî, äàæå åñëè äëÿ ýòîãî ïðèäåòñÿ çàòîðìîçèòü êàðüåðó.

Äèåòà: Òðàäèöèîííî áîëüíûì ãèïåðòîíèåé ðåêîìåíäóåòñÿ äèåòà ñ îãðàíè÷åíèåì æèâîòíûõ æèðîâ è êàëîðèéíîñòè. Îäíàêî, îíà ïðàêòè÷åñêè íèêîìó íå ïîìîãàåò ïî ñëåäóþùèì ïðè÷èíàì:

1. Îáåçæèðåííûå ïðîäóêòû, ïåðåãðóæåííûå óãëåâîäàìè, ïðèíîñÿò íå ïîëüçó, à âðåä. Îíè óñóãóáëÿþò èíñóëèíîðåçèñòåíòíîñòü — ñàìóþ ÷àñòóþ ïðè÷èíó ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè.

2. Ìíîãèå ïðîäóêòû, êîòîðûå òðàäèöèîííî ñ÷èòàþòñÿ çäîðîâûìè, íà ñàìîì äåëå âðåäíû. Ïðîäóêòû èç öåëüíîãî çåðíà ñîäåðæàò ãëþòåí, à ôðóêòû è ÿãîäû — ôðóêòîçó.

3. Ïàöèåíòû íå æåëàþò òåðïåòü ïîñòîÿííûé ãîëîä, äàæå ïîä ñòðàõîì ñìåðòè îò èíôàðêòà èëè èíñóëüòà. Îíè ñðûâàþòñÿ ñ äèåòû, è ïîñëåäñòâèÿ ýòîãî êàòàñòðîôè÷åñêèå.

Ãðóïïûëåêàðñòâîòãèïåðòîíèè

Ãðóïïà ïðåïàðàòîâ

Îïèñàíèå

Ïîáî÷íûå ýôôåêòû

Ìî÷åãîííûå ëåêàðñòâà

Ýòè ïðåïàðàòû òàêæå íàçûâàþòñÿ äèóðåòèêè. ×àùå âñåãî íàçíà÷àþò òèàçèäíûå (ãèäðîõëîðîòèàçèä) èëè ïåòëåâûå (ôóðîñåìèä, òîðàñåìèä) ìî÷åãîííûå ëåêàðñòâà. Ïåðâûå — ñëàáåå, âòîðûå — ñèëüíåå. Ïðåïàðàò èíäîïàìèä (Àðèôîí) — ýòî òèàçèäîïîäîáíûé äèóðåòèê, íî ôàêòè÷åñêè èñïîëüçóåòñÿ êàê ñîñóäîðàñøèðÿþùåå ñðåäñòâî.

Ñîçäàþò äåôèöèò âèòàìèíîâ è ìèêðîýëåìåíòîâ â îðãàíèçìå, èç-çà ÷åãî ìîæåò áûòü ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå. Ïîâûøàþò ðèñê ñàõàðíîãî äèàáåòà è ïîäàãðû. Áîëüíîìó, ïðèíèìàþùåìó äèóðåòèêè, âîçìîæíî, ïîíàäîáèòñÿ ÷àùå õîäèòü â òóàëåò.

Áåòà — áëîêàòîðû

Àäðåíàëèí è íåêîòðûå äðóãèå ãîðìîíû «ðàçãîíÿþò» ñåðäöå. Áåòà — áëîêàòîðû — ëåêàðñòâà, îñëàáëÿþùèå äåéñòâèå ýòèõ ãîðìîíîâ. Îíè óìåíüøàþò ïóëüñ è îáúåì êðîâè, êîòîðûé ïåðåêà÷èâàþò ñåðäöå. Ñíèæàåò ðèñê ïîâòîðíîãî èíôàðêòà. Íåáèâîëîë (Íåáèëåò) — áåòà — áëîêàòîð, êîòîðûå îáëàäàåò äîïîëíèòåëüíûì ñîñóäîðàñøèðÿþùèì äåéñòâèåì.

Ñëàáîñòü, íèçêèé ïóëüñ, óõóäøåííàÿ ïåðåíîñèìîñòü ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê. Óñòàðåâøèå áåòî — áëîêàòîðû âðåäíî âëèÿþò íà îáìåí âåùåñòâ, ïîíèæàåò ìóæñêóþ ïîòåíöèþ. Íîâûå ïðåïàðàòû òàêèõ ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ íå âûçûâàþò.

Èíãèáèòîðû ÀÏÔ

Ýòè ëåêàðñòâà áëîêèðóþò âûðàáîòêó àíãèîòåíçèíà-II — âåùåñòâà, êîòîðîå ñæèìàåò ñòåíêè êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ. Áëàãîäàðÿ òàêîìó äåéñòâèþ, ñîñóäû ðàññëàáëÿþòñÿ, ïðîñâåò â íèõ ðàñøèðÿåòñÿ, òîê êðîâè óëó÷øàåòñÿ. Èíãèáèòîðû ÀÏÔ ïîíèæàþò ðèñê ïåðâîãî è ïîâòîðíîãî èíôàðêòà, òîðìîçÿò ðàçâèòèå ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Âûçûâàþò íåïåðåíîñèìûé ñóõîé êàøåëü ó 10-20% ïàöèåíòîâ. Íå îêàçûâàþò âðåäíîãî âëèÿíèÿ íà îáìåí âåùåñòâ. Íå óõóäøàþò ìóæñêóþ ïîòåíöèþ.

Áëîêàòîðû ðåöåïòîðîâ àíãèîòåíçèíà-2

Ïðåïàðàòû, êîòîðûå äåéñòâóþò òàê æå, êàê èíãèáèòîðû ÀÏÔ, íî íå âûçûâàþò ñóõîé êàøåëü. Âîçìîæíî, îíè íåìíîãî ñëàáåå. Èõ ÷àñòî íàçíà÷àþò ïðè íå ïåðåíîñèìîñòè èíãèáèòîðîâ ÀÏÔ. Ýòî áîëåå íîâûå ëåêàðñòâà, îíè ñòîÿò äîðîæå

Ïîáî÷íûå ýôôåêòû — íå ÷àùå, ÷åì îò ïðèåìà ïëàöåáî.

Àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ

Ðàññëàáëÿþò ñòåíêè êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, óëó÷øàþò òîê êðîâè. Îäíè àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ ñíèæàþò ïóëüñ, äðóãèå — íåò. Äðóãîå íàçâàíèå ïðåïàðàòîâ ýòîé ãðóïïû — áëîêàòîðû êàëüöèåâûõ êàíàëîâ. Îíè ñíèæàþò ðèñê èíôàðêòà è èíñóëüòà.

×àñòûé ïîáî÷íûé ýôôåêò — îòåêè íà íîãàõ, à òàêæå ñûïü. Íåêîòîðûå àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ (âåðàïàìèë, äèëòèàçåì) íå ñî÷åòàþòñÿ ñ áåòà-áëîêàòîðàìè. Ïðèíèìàòü èõ âìåñòå îïàñíî. Óòî÷íèòå ýòî ó âðà÷à, êîòîðûé íàçíà÷àåò âàì ëåêàðñòâî.

Читайте также:  Гипертония второго типа лечение

1.7 Äèàãíîñòèêà:

Äëÿ äèàãíîñòèêè ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè è åå äèôôåðåíöèàöèè ñ ñèìïòîìàòè÷åñêèìè ãèïåðòåíçèÿìè â óñëîâèÿõ ïîëèêëèíèêè íåîáõîäèìû:

1. Ïîâòîðíûå èçìåðåíèÿ ÀÄ íà ïëå÷å è áåäðå, â ïîëîæåíèè ñòîÿ è ëåæà,

2. Îïðåäåëåíèå íåâðîëîãè÷åñêîãî ñòàòóñà,

3. Èññëåäîâàíèå ãëàçíîãî äíà,

4. Àíàëèç ìî÷è,

5. ÝÊÃ,

6. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ñåðäöà è àîðòû,

7. Ðåíòãåíîãðàôèÿ ÷åðåïà è øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà (ïî ïîêàçàíèÿì),

8. Ïîñåâ ìî÷è è êîíñóëüòàöèÿ óðîëîãà (ïðè íåîáõîäèìîñòè).

ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå

1.8 Ïðîôèëàêòèêà

Ïðîôèëàêòèêà ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû êîíòðîëèðîâàòü ôàêòîðû ðèñêà. Ïðè÷åì ÷åì ñòàðøå ñòàíîâèòñÿ ÷åëîâåê, òåì áîëüøå âíèìàíèÿ íóæíî óäåëÿòü çäîðîâîìó îáðàçó æèçíè. Ñèëû è âðåìÿ, êîòîðûå ðàíüøå óõîäèëè íà ïîñòðîåíèå êàðüåðû è ìàòåðèàëüíîãî äîñòàòêà, íóæíî ïåðåíàïðàâëÿòü íà ïîääåðæàíèå çäîðîâüÿ.

Ïðîôèëàêòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ:

· ïîòðåáëÿòü ñîëè íå áîëüøå 2-3 ã â ñóòêè, äàæå çäîðîâûì ëþäÿì;

· çàíèìàòüñÿ ôèçêóëüòóðîé 5-6 ðàç â íåäåëþ — õîòÿ áû õîäüáîé, à åñëè çäîðîâüå ïîçâîëÿåò, òî áåãîì òðóñöîé;

· ïîòðåáëÿòü àëêîãîëü óìåðåííî — â ïåðåñ÷åòå íà ÷èñòûé ñïèðò íå áîëåå 24 ã â ñóòêè äëÿ ìóæ÷èí è 12 ã äëÿ æåíùèí;

· óâåëè÷èòü äîëþ ðàñòèòåëüíîé ïèùè — çåëåíûõ îâîùåé, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ â ñïèñêå ðàçðåøåíèÿ äëÿ íèçêî — óãëåâîäíîé äèåòû

Íóæíî ñòðåìèòüñÿ ïîõóäåòü è ñòàáèëüíî ïîääåðæèâàòü íîðìàëüíûé âåñ. Îäíàêî, íà ñåãîäíÿ åùå íå èçîáðåëè ñïîñîá, ÷òîáû ãàðàíòèðîâàííî äîñòèãíóòü ýòîé öåëè. Òåì íå ìåíåå, ïðîôèëàêòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ íàäåæíî çàùèùàþò îò ãèïåðòîíèè äàæå ëþäåé, ó êîòîðûõ èçáûòî÷íûé âåñ èëè êëèíè÷åñêîå îæèðåíèå. Îò îñëîæíåíèé ãèïåðòîíèè ñòðàäàþò â îñíîâíîì ëþäè, êîòîðûå íå çíàþò, ÷òî ó íèõ ïîâûøåííîå äàâëåíèå è ïîýòîìó íå ëå÷àòñÿ. Íà óðîâíå íàöèîíàëüíîãî çäðàâîîõðàíåíèÿ ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ðåãóëÿðíî èçìåðÿòü äàâëåíèå âñåì âçðîñëûì ëþäÿì. Ó êîãî îíî îêàæåòñÿ ïîâûøåííûì — íàïðàâëÿòü ê âðà÷ó, íàçíà÷àòü ëå÷åíèå. Ýòî íàçûâàåòñÿ ñêðèíèíãîâûå îáñëåäîâàíèÿ. Æåëàòåëüíî îõâàòèòü èìè êàê ìîæíî áîëüøèé % âçðîñëîãî íàñåëåíèÿ.

Âûâîä:  òåîðåòè÷åñêîé ÷àñòè ñâîåé ðàáîòû ÿ îñâåòèë ýòèîëîãèþ, ïàòîãåíåç, êëàññèôèêàöèþ, îñëîæíåíèÿ, äèàãíîñòèêó ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè. È ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî îòêàç îò âðåäíûõ ïðèâû÷åê, òàêèõ êàê êóðåíèå, àëêîãîëü è ðåæå ïîäâåðãàòüñÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíûì ñòðåññàì, ñîáëþäàòü äèåòó ñíèçèòü ïîòðåáëåíèå ñîëè. Ñâîåâðåìåííîå ëå÷åíèå ìîæåò çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü ïðîãðåññèðóþùèé ðîñò ÷èñëåííîñòè áîëüíûõ ñ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíüþ. Ñàìîå âàæíîå, ÷òî íåîáõîäèìî çíàòü ïàöèåíòó ñ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíüþ: íèêàêèå ñîâðåìíûå ëåêàðñòâà, íèêàêèå, äàæå ñàìûå ãåíèàëüíûå, âðà÷è íå ñìîãóò ñïðàâèòüñÿ ñ åãî áîëåçíüþ áåç åãî àêòèâíîãî ó÷àñòèÿ! Äëÿ áîëüíûõ ãèïåðòåíçèåé äåâèçîì äîëæíû ñòàòü ñëîâà âåëèêîãî âðà÷à Àâèöåíû, îáðàùåííûå ê îäíîìó èç åãî ïàöèåíòîâ: «íàñ òðîå — òû, ÿ è áîëåçíü. Íà ÷üþ ñòîðîíó òû âñòàíåøü, òîò è ïîáåäèò».

1) Ñìîëåâà Ý.Â. Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè; Ðîñòîâ-íà-Äîíó: «Ôåíèêñ», 2007.

2) Àâåðüÿíîâ À. Ãèïåðòîíèÿ. Äèàãíîñòèêà, ïðîôèëàêòèêà è ìåòîäû ëå÷åíèÿ Ì: ÖÏÃ, 2005.

3) Êîáàëàâà Æ.Ä. Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòîíèÿ â âîïðîñàõ è îòâåòàõ: ñïðàâî÷íèê äëÿ ïðàêòèêóþùèõ âðà÷åé: Ìîñêâà, 2002.

4) Ëå÷åíèå áîëåçíåé ñåðäöà è ñîñóäîâ. Ìàëàÿ Ë.Ò. — Õàðüêîâ, ÂØ, 1982.

5) Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà. Ìàøêîâñêèé Ì.Ä. — Ì., Ìåäèöèíà, 1984.

6) Ëå÷åíèå áîëåçíåé âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Îêîðîêîâ À.Í. — Âèòåáñê, Áåëìåäêíèãà, 1998.

7) Âíóòðåííèå áîëåçíè. Êîìàðîâà Ô.È. — Ì., Ìåäèöèíà, 1990.

8) Âíóòðåííèå áîëåçíè. Ëàòîãóç È.Ê. — Õàðüêîâ, 1994.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè, åå êëàññèôèêàöèÿ ïî ðÿäó ïðèçíàêîâ. Ôàêòîðû ðèñêà çàáîëåâàíèÿ. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ. Ëå÷åíèå ãèïåðòîíèè, ïðîôèëàêòèêà îñëîæíåíèé. Ñåñòðèíñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [1,3 M], äîáàâëåí 02.06.2015

  • Õàðàêòåðèñòèêà è êëàññèôèêàöèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè. Ïðîâîöèðóþùèå è ñïîñîáñòâóþùèå ôàêòîðû çàáîëåâàíèÿ. Ïðîöåññ åãî ðàçâèòèÿ ïî Ã.Ô. Ëàíãó, ñèìïòîìû, êëèíè÷åñêèå ôîðìû è îñëîæíåíèÿ. Ìåðû ïðîôèëàêòèêè. Ïëàí ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè ãèïåðòîíèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [32,7 K], äîáàâëåí 01.12.2014

  • Ïàòîãåíåç è îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè – îäíîãî èç õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû. «Îðãàíû-ìèøåíè» ïðè ãèïåðòîíèè, îñëîæíåíèÿ ïðè çàáîëåâàíèè. Ìåòîäû äèàãíîñòèêè è íàïðàâëåíèÿ ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè.

    ðåôåðàò [745,7 K], äîáàâëåí 10.11.2013

  • Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè, êëàññèôèêàöèÿ ñòàäèé åå ïðîòåêàíèÿ, êëèíèêî-ìîðôîëîãè÷åñêèå ôîðìû. Ïðèçíàêè è õàðàêòåðèñòèêà ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ. Äèàãíîñòèêà ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè. Ëå÷åíèå àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè.

    ðåôåðàò [1,4 M], äîáàâëåí 14.11.2010

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû, ïîíÿòèå, ôàêòîðû è ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ, êëàññèôèêàöèÿ è êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ïðîÿâëåíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè. Îñîáåííîñòè áîëüíûõ, ðåàêöèÿ ëè÷íîñòè íà áîëåçíü. Îñíîâíûå ïðèíöèïû ïñèõîêîððåêöèè ëè÷íîñòè ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [144,6 K], äîáàâëåí 12.08.2010

  • Ãèïåðòîíèÿ (àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ) – õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, ïîðàæàþùåå ðàçëè÷íûå ñèñòåìû îðãàíèçìà. Âèäû ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè, åå îñíîâíûå ñèìïòîìû. Ýòèîëîãèÿ, ïðîâîöèðóþùèå è ñïîñîáñòâóþùèå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ áîëåçíè. Ìåòîäû äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ.

    ïðåçåíòàöèÿ [1,2 M], äîáàâëåí 07.03.2013

  • Ïîíÿòèå è ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè. Êëàññèôèêàöèÿ è êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ïðîÿâëåíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè. Ôàêòîðû ðèñêà ó ïàöèåíòîâ. Äèàãíîñòèêà áîëüíûõ ñ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíüþ. Àíàëèç è îöåíêà ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ áîëüíûõ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [391,5 K], äîáàâëåí 22.04.2016

  • Ïîíÿòèå è êëàññèôèêàöèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè èëè ýññåíöèàëüíîé àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè — çàáîëåâàíèÿ, ïðè êîòîðîì íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íå ñâÿçàííîå ñ ïåðâè÷íûì îðãàíè÷åñêèì ïîðàæåíèåì îðãàíîì è ñèñòåì, îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ.

    ðåôåðàò [20,8 K], äîáàâëåí 19.02.2010

  • Ýòèîëîãèÿ è ñïîñîáñòâóþùèå ôàêòîðû âîçíèêíîâåíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè, åå êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà è îñîáåííîñòü äèàãíîñòèêè. Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèÿ, ñóùíîñòü ïàòîëîãèè è îñëîæíåíèé. Õàðàêòåðèñòèêà ýòàïîâ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [548,7 K], äîáàâëåí 21.11.2012

  • Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè. Ïåðâè÷íàÿ è âòîðè÷íàÿ àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ. Ýòèîëîãèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè, ïðîâîöèðóþùèå è ñïîñîáñòâóþùèå ôàêòîðû åå ðàçâèòèÿ. Èíôîðìàöèÿ, ïîçâîëÿþùàÿ ìåäñåñòðå çàïîäîçðèòü íåîòëîæíîå ñîñòîÿíèå.

    ïðåçåíòàöèÿ [6,0 M], äîáàâëåí 14.04.2014

Курсовая работа по теме гипертония

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник