Кроссфит при повышенном давлении
Один из первых вопросов, который интересует будущего атлета: насколько такие понятия как кроссфит и здоровое сердце совместимы? Ведь, как известно, интенсивность тренировочного процесса порой бывает просто запредельная. Как это влияет на сердце спортсмена? Давайте разбираться.
Главная «мышца» кроссфит атлета
Как говорят великие — «вот так вот». Да, не бицепс и не трицепс, а именно сердце — вот главная для любого кроссфит атлета мышца, которую нам нужно «качать». Ведь даже в спокойном состоянии и у обычного человека сердце производит огромную работу постоянно и испытывает нагрузку как ни один другой орган.
Как оно работает?
Оно работает день и ночь, и страшно представить, совершает немыслимые 100,000 сокращений в день. А вы 100 бёрпи делаете с трудом ????
Не случайно, что именно в той или иной мере именно наш мотор является одним из лидеров в мрачном списке естественных причин летальных исходов. Поэтому как ни к одному другому органу нам важно и нужно внимательно относится к нему.
Что же оно из себя представляет? Это своего рода насос, который перекачивает нашу кровь, обеспечивая наш организм кислородом и другими важными веществами. Какие мы можем отследить зависимости для себя?
Чем больше организм (объем тела) | Тем больше нужно усилий для снабжения его кровью |
Чем больше требуется крови для организма | Тем больше сердцу нужно для этого произвести работы |
Как оно может произвести больше работы? | Работать чаще или работать сильнее |
Как оно может стать сильнее? | Оно должно увеличиться в объемах (L-гипертрофия сердца)* |
Обратите внимание: речь не про увеличение размеров сердца, а именно объема.
* Важно: к сожалению, нам не удалось найти ни одного авторитетного медицинского исследования на тему l-гипертрофии сердца и о пользе специальных тренировок сердца для его достижения. (кроме исследования В. Силуянова — о нем ниже)
Тем не менее мы придерживаемся той точки зрения, что умеренная тренировка сердца необходима для каждого спортсмена. Как определить эту грань умеренности, отслеживать ее и достигать больших спортивных результатов читайте дальше.
Почему это важно для спортсмена?
Представим себе абстрактную ситуацию. 2 схожих по физическим параметрам человека выполняют равную нагрузку. Только 1 из них весит 75кг, а второй 85кг. Второму для того чтобы поддерживать аналогичный темп, что и 1-му требуется более интенсивная работа сердца. Как результат — учащается сердцебиение и наш спортсмен номер 2 задыхается.
Так стоит ли кроссфит атлету тренировать сердце? Однозначно, да. Натренированное сердце повышает не только свою выносливость, но и полезный объем сердца. И речь сейчас не о весе или размерах главной мышцы организма, а именно о возможности сердца перекачивать значительно больший объем крови, необходимый организму во время физических нагрузок. Ведь даже 10 лишних килограммов заставляют сердце тяжеловеса тратить до 3 литров дополнительного кислорода на 1 минуту. Представьте себе, как сердце должно работать на максимальных оборотах, чтобы доставить кислород к мышцам.
Влияние кроссфита на сердце
Теперь стоит разобраться в том, вреден ли кроссфит для сердца — как высокоинтенсивные тренировки влияют на его работу. Существуют 2 диаметрально противоположных мнения:
- Да, кроссфит убивает сердце.
- Вредит только при неправильном подходе к тренировкам.
Разберемся в обоих.
Мнение «за»
Ключевым аргументированным доводом в пользу мнения о том, что кроссфит вреден для сердца является исследование профессора В.Н. Селуянова «Сердце не машина». (можете ознакомиться с исследованием здесь — посмотреть). В работе говорится о вреде для сердца при высокоинтенсивной работе профессиональных спортсменов лыжников и бегунов. А именно о неотвратимости патологических последствий в результате регулярных длительных высокоинтенсивных тренировок в пульсовой зоне свыше 180 уд/мин.
Регулярных и длительных свыше 180! Почитайте — 5 раздел как раз об этом, и он сравнительно небольшой.
Мнение «против»
Мнение же спортсменов, которые считают, что влияние кроссфита на сердце только положительное. Основные аргументы можно свести к следующим тезисам:
- Регулярно и длительно работать в такой пульсовой зоне практически невозможно.
- Если подходить к тренировкам с умом и распределять нагрузки согласно своему уровню подгтотовки и другим вводным факторам, то кроссфит и сердце будут жить в симбиозе долго-долго.
На видео как раз об этом:
Работа в правильной пульсовой зоне
Профессиональные атлеты утверждают, что тренировать сердце нужно обязательно. И кроссфит не будет в этом препятствием, если придерживаться определенных правил. Важнейшим критерием здесь выступает контроль пульса во время тренировок.
Если вы не профессиональный кроссфит атлет, не участвуете в соревновании, к примеру, то нижеследующие рекомендации будут для вас полезны для здорового подхода к тренировкам:
- Средний рабочий пульс не должен превышать 150 уд/мин (для новичков — 130 уд/мин)
- Следите за своим питанием и распорядком дня — высыпайтесь
- Уделяйте достаточное время для восстановления после кроссфит тренировок — это крайне важно для здоровья сердца.
Усредненные данные пульсовых зон- сколько времени на каком пульсовом режиме можно тренироваться:
Как тренировать сердце?
Итак, как правильно тренироваться для здоровой тренировки сердечной мыщцы? Помимо основных правил, о которых мы сказали выше нужно определиться с тем, каким именно образом мы будем это делать и как правильно посчитать пульс.
Цель = контролировать пульсовую зону таким образом, чтобы она не превысила отметку 110-140 уд/мин. При превышении сбавляем темп, регулируя ровное в течение всей тренировки сердцебиение. При этом необходимо следить за тем, чтобы вовремя комплекса пульс не уходил ниже 110 уд/мин.
Лучшие упражнения
Традиционный в данном случае способ — сбалансированные кардио нагрузки. А именно:
- Бег;
- Лыжи;
- Гребля;
- Велосипед;
- Сани.
Включая любое кардио упражнение в свои кроссфит комплексы и тщательно контролируя свой пульс, мы добьемся нужного результата. При этом это не означает, что при работе с железом Вы будете забивать на контроль пульса — напротив, всё так же следить за тем, чтобы он не выходил за выше указанные границы.
Как считать пульс?
Существует два наиболее популярных способа отслеживать и контролировать свой пульс. По-старинке — это считать его «про себя». А именно прикладываем палец к запястью или в любое другое место, где пульс активно просчитывается и в течение 6 секунд считаем количество ударов, при этим замерив эти 6 секунд на таймере. Полученный результат умножаем на 10 — и вуаля, вот он наш пульс. Безусловно способ по началу довольно непривычный и для многих покажется несоверменным.
Для «ленивых» счетоводов пульса изобрели пульсометры. Здесь все просто — они в режиме реального времени показывают ваш пульс на протяжении всей тренировки. Как выбрать пульсометр — мы поговорим в наших следующих обзорах. Если коротко, то выбираем или наручный вариант последнего поколеня (дорого) или традиционный, но обязательно с нагрудным датчиком, так как все остальные очень сильно грешат точностью, что нам с вами может только навредить.
Понравилось? Репост приветствуется!
Был ли материал вам полезен? Остались ли вопросы? Вэлком в комментрии.
Медицинский эксперт проекта. 30 лет стажа в практической медицине. с 2006 по 2016 — руководитель службы экспертизы качества медицинской помощи и защиты прав и защиты прав застрахованных в СоГАЗ-мед. с 2018 года научный консультант и медицинский эксперт проекта Cross.Expert.
Редакция Cross.Expert
Источник
О мифах
Попытка прорейтинговать травматизм в самых массовых видах спорта вызвала много вопросов о том, почему мы не проанализировали кроссфит. Потому что кроссфит — это отдельная тема для разговора. Популярность этого, достаточно нового не только для россиян, но и для всего мира, вида спорта нарастает прямо-таки в геометрической прогрессии! Это уже не отдельные кучки неофитов, ютящихся по подвалам или перекидывающих старые колеса от «Кировца» в парках отдыха.
Популярность кроссфита такова, что под него создаются новые тренажерные залы и перепрофилируются старые. Ради него работают крупные компании, выпускающие спортивное оборудование и специальные форму и обувь, в него уходят атлеты из других направлений… Кроссфит рвется стать Большим Спортом. И это хорошо. И это плохо. Хорошо для этих самых производителей и врачей (типа меня). Плохо для спортсменов.
«Кроссфит — это не специализированная фитнес-программа, а целенаправленная попытка оптимизировать физические возможности человека в каждом из 10 фитнес-доменов: сердечно-сосудистая и дыхательная выносливость, мышечная выносливость, сила, гибкость, мощность, скорость, координация, ловкость, баланс, точность» — слова отца-основателя кроссфита Грега Глассмана. Очень хорошо и красиво сказано! И мысли отличные и правильные! Очень напоминает высказывания нашего правительства под Новый год, когда нам рассказывают, насколько хорошо россияне будут жить в следующем году.
Что же мы имеем в итоге? Дальше будут только собственные наблюдения за живыми кроссфитерами, которые не позволяют мне согласиться с Грегом Глассманом.
Месяц назад я был в качестве спортивного врача на турнире по кроссфиту среди любителей. Это была просто жесть. Стоит девочка весом не более 50 килограмм и тягает штангу 52,5 кг… Ручки дрожат, ножки дрожат, животик дрожит, всю ее шатает, а посреди зрителей и фанатов стоит ее муж с годовалым ребенком на руках и активно поддерживает жену… В углу на полу лежит задыхающийся «отстрелявшийся» кроссфитер, жадно хватает ртом воздух, в другом углу на скамье кому-то пытаются снять ножную судорогу… Я не буду пересказывать обсцененную лексику, которую услышал от моего брата, посетившего это мероприятие и увидевшего все это.
Можете возразить, что любой спорт, когда это Большой Спорт, — травматичен. И я буду полностью с вами согласен, так как большие успехи достигаются на грани человеческих возможностей. Но спорт не должен быть убойным на стадии вхождения в него, уже на этапе любительских турниров.
Почему же кроссфит особо травматичен, несмотря на замечательные слова о нем? Еще раз повторюсь, что это мои собственные наблюдения, так как реальных научных исследований травматизма среди кроссфитеров на данный момент нет. Верить тому, что пишут заинтересованные стороны (спортивные ассоциации с одной стороны, и врачи — с другой), желания особого нет.
Ударная нагрузка
В кроссфите важна скорость выполнения набора различного типа упражнений за определенное время, большинство из которых относится к тяжелоатлетическим. Тем самым формируется силовая выносливость. Но это только в случае, когда ты правильно и безопасно делаешь упражнение. Те же самые бодибилдеры — весьма редкие гости у меня, как у мануального терапевта. Причина в том, что эти ребята, выполняя свои упражнения, формируют правильный, так называемый моторный, паттерн. То есть при постоянном однотипном выполнении какого-либо движения постепенно вырабатывается автоматизм этого движения на рефлекторном уровне. Если ты делаешь движения правильно, то формируется правильный паттерн, который не позволит тебе получить травму, исключая форс-мажор при запредельных нагрузках, особенно на соревнованиях.
А если атлет стремится пройти комплекс с максимальной скоростью, чаще всего он значительно пренебрегает техникой исполнения самих упражнений. Тем более что силовые упражнения «перемешаны» с упражнениями на выносливость и с упражнениями, связанными с растяжкой. Получается, после выполнения гребли или «бёрпи», где позвоночник растягивается, пульс и сердечное давление поднимаются, кроссфитер несется к штанге… Неровные рывки, штанга идет «боком», штанга падает назад, выворачивая руки, ноги стоят под разными углами, потом опять неправильное выполнение спины, затем рывковое подтягивание с раскачкой, жесткий подъем тяжестей типа «камень Атласа», неправильные прыжки на тумбы и соскоки с них и так далее… Это и есть и кроссфит, детка!
При таких нагрузках, особенно постоянных, страдают, в первую очередь плечевые суставы — формируются так называемые импинджмент-синдромы, при которых страдает вращательная манжета плеча и межпозвонковые диски, которые, получая колоссальное сжатие при неправильном выполнении тяжелоатлетических упражнений, да еще и растянутых во времени, приводят к появлению межпозвонковых грыж.
От резких приседаний и последующих быстрых подъемов со штангой травмируются мениски, крестообразные связки коленных суставов. Лучезапястные суставы сильно не любят, когда их сначала дергают на разрыв при подъеме штанги на грудь, а потом штанга падает на них, находящихся под нефизиологичным углом, обратно.
Те же тяжелоатлеты, перед тем как подойти к этой штанге, пять раз продумают все действия, будут контролировать каждую мышцу, каждую связку… У кроссфитера нет такой возможности — у него цейтнот. Только вперед! Только быстро!
А ведь лечение суставов — дело достаточно длительное и сложное. Но спортсмены иногда хуже детей. То есть они тоже не слушаются, при этом типа большие и сами во всем разбираются. Плохо лечатся, чаще всего симптоматично, и снова идут тренироваться, как только становится чуть лучше, формируя стойкие хронические воспалительные заболевания, как в позвоночнике, так и в самих суставах, а потом и в окружающих их тканях. Это общие проблемы кроссфитеров, так сказать, без разделения на гендерные признаки.
Бог не знал, что девушки захотят кубики на животе
Отдельные слова скажу про девушек. Все суставные и связочные проблемы у женщин проявляются сильнее, чем у мужчин. Одна из причин заключается в эстрогенах, которые делают женские связки более эластичными, что при наличии существенно меньшей мышечной массы и более тонких суставных сумок делает девичьи суставы более уязвимыми, чем мужские.
Но есть один совсем нехороший нюанс. Вспоминаем анатомию и строение ее тела. Женский таз — это колыбель для будущего ребенка. Так как женское тазовое дно шире, слабее и более «открытое», чем мужское, то при тяжелой физической нагрузке, особенно постоянно повторяющейся, скажем при приседаниях со штангой (ну хочется гарной дивчине «латинскую попу»), можно легко заработать опущение матки и других органов. Их просто «выдавливает» постоянно возрастающее внутрибрюшное давление.
Некоторые спортсменки считают, что штанга позволяет «быть в тонусе» до момента родов…
Ну так вот, не рассчитывал Создатель, что женщины со штангой будут приседать! И еще Бог не думал, что дамы будут накачивать пресс «кубиками». Подразумевалось, что когда ребенок начнет расти в животе мамы, у него будет возможность «лежать» на этом самом животе изнутри, постепенно и мягко растягивая мышцы пресса в процессе своего развития. А так он упирается в «железный» живот своей спортивной мамочки, который не хочет растягиваться… Но малыш-то ведь все равно растет, и он давит на стенки матки. Когда это давление будет чрезмерно большим, пресс просто может порвать живот по «белой линии». Это называется диастаз — расхождение прямых мышц живота, которые надо будет сшивать после родов. Вопрос только один. Девушки, милые, — вот это все зачем вам надо?!
Если вы занимаетесь спортом для улучшения своего здоровья (то есть 2–3 раза в неделю посещаете какое-либо спортивное учреждение, в котором с удовольствием тренируетесь), не прыгая с фанатизмом по кроссфитерским тумбам, не подкидывая 16-килограммовые мячики, если у вас есть свой тренер или доктор, который подскажет правильную тактику, ваше здоровье будет только прирастать. Кроссфит должен остаться попыткой оптимизировать физические возможности человека, а не стать специализированной фитнес-программой. Это было написано в начале этой статьи. И сказано это не мной, а человеком, который придумал сам кроссфит, — Грегом Глассманом.
У вас есть голова на плечах, так используйте ее, даже когда занимаетесь спортом. Ведь, как написал более тысячи лет назад великий Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, он же Авиценна, «умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни». Чего и я вам желаю!
Источник
Íå òàê äàâíî, ðåøèâ çàíÿòüñÿ ñïîðòîì, ïîïàë â ñåêöèþ êðîññôèòà.  îáùåì è öåëîì, î ñâîåì îïûòå çàíÿòèé óæå ðàññêàçàë â äðóãîì ïîñòå. Ñåé÷àñ õî÷ó íàïèñàòü î ÷àñòíîñòÿõ, êîòîðûå ÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî ñóùåñòâåííûìè äëÿ êðîññôèòà — âûíîñëèâîñòè è íàãðóçêàõ íà ñåðäöå, ýíåðãîîáåñïå÷åíèè îðãàíèçìà â ïðîöåññå òðåíèðîâêè. Âîçìîæíî, ìîé ïîñò ïðèíåñåò êîìó-íèáóäü ïîëüçó.
Ëþáîé, êòî çàíèìàåòñÿ ôóíêöèîíàëüíûì òðåíèíãîì, ñòàëêèâàåòñÿ ñ íåäîñòàòêîì âûíîñëèâîñòè. Íå âàæíî, êàêîâ âàø ñòàðòîâûé óðîâåíü, îïûòíûé òðåíåð ãðàìîòíî ïîäáåðåò íàãðóçêó òàêèì îáðàçîì, ÷òî òåêóùåé âûíîñëèâîñòè è ôèçè÷åñêèõ êîíäèöèé ïðîñòî íå õâàòèò äëÿ òîãî, ÷òîáû íîðìàëüíî çàâåðøèòü òðåíèðîâî÷íûé êîìïëåêñ, íî ïðè ýòîì, âû íå óìðåòå. Ãðóáî ãîâîðÿ, ïðèíöèï ïðîãðåññèè, êîòîðûé èñïîëüçóþò â ñèëîâîì òðåíèíãå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ è íà ôóíêöèîíàëüíûé, ñ òåì ëèøü èñêëþ÷åíèåì, ÷òî âî âòîðîì ñëó÷àå ìû ãîâîðèì î ðîñòå èíòåíñèâíîñòè òðåíèíãà (ç.û. ýòî êîëè÷åñòâî çàòðà÷èâàåìîé ýíåðãèè çà åäèíèöó âðåìåíè) çà ñ÷åò íå ñòîëüêî óâåëè÷åíèÿ âåñà øòàíãè èëè ãèðè, ñêîëüêî çà ñ÷åò ðîñòà êîëè÷åñòâà ïîâòîðåíèé, òåìïà âûïîëíåíèÿ è óìåíüøåíèÿ èíòåðâàëîâ äëÿ îòäûõà.
Ìàëåíüêèé ëèêáåç ïî âûíîñëèâîñòè. Îáùåèçâåñòíûå ýêñïåðòû ïî ñïîðòèâíîé ôèçèîëîãèè, èìåíà êîòîðûõ íå óêàçûâàåò íè îäèí èñòî÷íèê â èíòåðíåòå, ãîâîðÿò íàì î äâóõ îñíîâíûõ âèäàõ âûíîñëèâîñòè: îáùåé è ñïîðòèâíîé. Îáùåé âûíîñëèâîñòüþ íàçûâàþò ñïîñîáíîñòü îðãàíèçìà äëèòåëüíîå âðåìÿ, ïðè óìåðåííîé èíòåíñèâíîñòè, âûïîëíÿòü êàêóþ-ëèáî ôèçè÷åñêóþ íàãðóçêó. Îáû÷íî ñþäà âõîäèò àýðîáíàÿ âûíîñëèâîñòü, êàê ñïîñîáíîñòü ìûøö ïðåîäîëåâàòü íàãðóçêó çà ñ÷åò èñïîëüçîâàíèÿ êèñëîðîäà. Àýðîáíàÿ âûíîñëèâîñòü íàïðÿìóþ êîððåëèðóåò ñ æèçíåííîé åìêîñòüþ ëåãêèõ, îáúåìîì æåëóäî÷êîâ ñåðäöà è íîðìàëüíîñòüþ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà (òà øòóêà, êîòîðàÿ ðàçíîñèò ìîëåêóëû êèñëîðîäà ïî òêàíÿì òåëà) â êðîâè. Ïîýòîìó, åñëè òû çàÿäëûé êóðèëüùèê, íà÷àëî òðåíèðîâîê ðåêîìåíäóåòñÿ îáúåäèíèòü ñ ïðåêðàùåíèåì òàáà÷íûõ èíãàëÿöèé è ïîõîäîì ê âðà÷àì, êîòîðûå ïðèâåäóò âàøó êðîâü â íîðìó.
Ëþáîé ÷åëîâåê, êîòîðûé ïðèõîäèò â çàë, ðåøèâ ñêèíóòü n-êèëîãðàìì÷èêîâ, ïåðâûå 3-6 ìåñÿöåâ, â èäåàëå, äîëæåí ðàáîòàòü òîëüêî íà ýòó ñàìóþ îáùóþ âûíîñëèâîñòü, áåç âñÿêîãî âûñîêîèíòåíñèâíîãî òðåíèíãà (íî ýòî íå îáÿçàòåëüíî). Êàê ðàç, çà ýòîò ïåðèîä âû ñìîæåòå àäàïòèðîâàòü ñâîè ìûøöû è ñâÿçêè, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìó ïîä áóäóùèå íàãðóçêè. Íîðìàëüíûé óðîâåíü îáùåé âûíîñëèâîñòè ÿâëÿåòñÿ áàçîé äëÿ ðàçâèòèÿ ñïåöèàëüíîé âûíîñëèâîñòè, êóäà âõîäèò òî, ÷òî ìû íàçûâàåì àíàýðîáíîé âûíîñëèâîñòüþ, èñïîëüçóåìîé â ñèëîâîì òðåíèíãå èëè â ñïðèíòå ó áåãóíîâ.
(êèòàéñêèå çîæíèêè òðåíèðóþ ñâîþ îáùóþ âûíîñëèâîñòü)
Ïîñëå ðàçâèòèÿ îáùåé âûíîñëèâîñòè è íà÷èíàåòñÿ ñàì êðîññôèò, êîòîðûé, âîïðåêè íåêîòîðûì ñòåðåîòèïàì, ñòðîèòñÿ íå íà ñîâìåùåíèè àýðîáíîé è àíàýðîáíîé íàãðóçêè, à, ÷àùå âñåãî, íà îäíîì àíàýðîáíîì âûñîêîèíòåíñèâíîì òðåíèíãå è ðàçâèâàåò àíàýðîáíóþ âûíîñëèâîñòü.
Àíàýðîáíàÿ âûíîñëèâîñòü — ýòî ñïîñîáíîñòü îðãàíèçìà ðàáîòàòü â äîëã, êîãäà ïîòðåáëåíèå êèñëîðîäà ïðåâûøàåò ñêîðîñòü åãî ïîäà÷è. Ïðîèñõîäèò ýòî ïîòîìó, ÷òî ïîòðåáëåíèå êèñëîðîäà îðãàíèçìîì ïîñòîÿííî íàðàñòàåò è âîñïîëíÿåòñÿ íàìè, ïîêà ìû íå äîõîäèì äî èíäèâèäóàëüíîãî ìàêñèìóìà ïîòðåáëåíèÿ êèñëîðîäà (ÌÏÊ). Ó îáû÷íîãî þçåðà ýòî 3-4 ëèòðà â ìèíóòó, ó àòëåòà ýòî 6-7 ëèòðîâ â ìèíóòó. Ìàêñèìàëüíîå ïîòðåáëåíèå êèñëîðîäà íå ìîæåò äåðæàòüñÿ äîëãî è îãðàíè÷èâàåòñÿ 15 ìèíóòàìè äëÿ óðîâíÿ àòëåòà, ïîñëå ÷åãî íàñòóïàåò ñïàä àêòèâíîñòè ôóíêöèîíàëüíûõ è àäàïòàöèîííûõ ñèñòåì îðãàíèçìà.
Êèñëîðîäíûé äîëã — åñëè ñòðîãî íàó÷íî, îáú¸ì êèñëîðîäà, íåîáõîäèìûé äëÿ îêèñëåíèÿ ïðîäóêòîâ îáìåíà âåùåñòâ, íàêîïèâøèõñÿ â îðãàíèçìå âî âðåìÿ íàïðÿæ¸ííîé ìûøå÷íîé ðàáîòû ïðè íåäîñòàòî÷íîì àýðîáíîì ýíåðãîîáåñïå÷åíèè, à, òàêæå äëÿ âîñïîëíåíèÿ ðåçåðâíîãî êèñëîðîäà, èçðàñõîäîâàííîãî â ïðîöåññå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè.
Îáðàçóåòñÿ êèñëîðîäíûé äîëã èç ðàçíèöû êèñëîðîäíîãî çàïðîñà îðãàíèçìà è êèñëîðîäíîãî ïðèõîäà. Âîçíèêàþùèé â ïðîöåññå àíàýðîáíîé ðàáîòû «êèñëîðîäíûé äîëã» ðàñòåò äîñòàòî÷íî áûñòðî è íàøè ìûøöû íà÷èíàþò «çàêèñëÿòüñÿ», à åñëè ãîâîðèòü êðàéíå íàó÷íî:
â óñëîâèÿõ êèñëîðîäíîãî äåôèöèòà àêòèâèçèðóþòñÿ àíàýðîáíûå ðåàêöèè ðåñèíòåçà ÀÒÔ, ÷òî ïðèâîäèò ê íàêîïëåíèþ â îðãàíèçìå ïðîäóêòîâ àíàýðîáíîãî ðàñïàäà, ïðåæäå âñåãî ëàêòàòà.
Åùå îäíî ïðèìå÷àíèå: ãðàíèöà ìåæäó àýðîáíûì è àíàýðîáíûì òðåíèíãîì íå òàê óæ è î÷åâèäíà, êàê ìîæåò ïîêàçàòüñÿ íà ïåðâûé âçãëÿä. Äàæå îáû÷íàÿ ïðîáåæêà íà äîðîæêå ìîæåò íåîæèäàííî ïðåâðàòèòñÿ èç àýðîáíîé â àíàýðîáíóþ, íàïðèìåð, åñëè âû âêëþ÷èòå â ñâîé ðàçìåðåííûé áåã öèêëè÷åñêèå óñêîðåíèÿ.
ìàëåíüêàÿ ðåêîìåíäàöèÿ äëÿ òðåíèðîâêè: åñëè â ïðîöåññå òðåíèðîâêè âû äîñòèãàåòå êàêîãî-òî óñòîé÷èâîãî ñîñòîÿíèÿ, íàïðèìåð, ñòàáèëüíî äåðæèòå ïóëüñ è òåìï ðàáîòû, à âàø ìàêñèìóì ïîòðåáëåíèÿ êèñëîðîäà äîñòàòî÷íî âûñîê, ÷àñòü ìûøå÷íîãî ëàêòàòà îêèñëÿåòñÿ è óòèëèçèðóåòñÿ, âû ìîæåòå ðàáîòàòü äàëüøå. Åñëè âàø ëàêòàò íå óñïåâàåò îêèñëÿòüñÿ, ïðîèñõîäèò «ìûøå÷íûé îòêàç». Ïîýòîìó, íà ìîé ñêðîìíûé âçãëÿä, â ðàìêàõ êðîññôèò-òðåíèðîâîê, íàèáîëåå ðàöèîíàëüíî íå ïåðåãðóæàòü ñåáÿ, à ðàâíîìåðíî ðàñïðåäåëÿòü íàãðóçêó, ïðåäîñòàâëÿÿ îðãàíèçìó âîçìîæíîñòü âûâîäèòü ëàêòàò. Òàê âû ñìîæåòå ïîääåðæèâàòü ðàáîòîñïîñîáíîñòü çíà÷èòåëüíî äîëüøå. Ñàìà âûíîñëèâîñòü áóäåò ðàñòè ïî ìåðå òîãî, êàê óâåëè÷èâàåòñÿ âàø ïîðîã ìàêñèìàëüíîãî ïîòðåáëåíèÿ êèñëîðîäà è àäàïòèðóåòñÿ ñåðäöå, ïîýòîìó òðåíèðîâî÷íóþ íàãðóçêó ñòîèò íàðàùèâàòü ïîñòåïåííî.
ñåðäöå è ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè: ïðè äîñòàòî÷íî ðåãóëÿðíîé è äëèòåëüíîé òðåíèðîâêå íà ïóëüñå â ðàìêàõ ÏÀÍÎ (ïîðîãà àíàýðîáíîãî îáìåíà) — òàêîé øòóêè, ïîñëå ïðåîäîëåíèÿ êîòîðîé îðãàíèçì áîëüøå íå ñïîñîáåí âûâîäèòü ëàêòàò èç ìûøö è èäåò ìûøå÷íûé îòêàç, ïðîèñõîäèò òî, ÷òî íàçûâàþò D-ãèïåðòðîôèåé ñåðäöà. Ïðè ðàáîòå â òàêîé ïóëüñîâîé çîíå (ìîæåò ðàçëè÷àòüñÿ ó ðàçíûõ ëþäåé, íî îáùèå öèôðû 176-195 óä/ì) ñåðäöå ïåðåñòàåò óñïåâàòü ïîëíîñòüþ «ðàññëàáëÿòüñÿ» è âîçíèêàåò «äåôåêò äèàñòîëû» (êîòîðûé, âïðî÷åì, ìîæíî ïîëó÷èòü íå òîëüêî íà êðîññôèòå).
Íåìíîãî î òîì, ÷òî òàêîå «äåôåêò äèàñòîëû».  íîðìå, ðàáîòà íàøåãî ñåðäöà ñîñòîèò èç äâóõ öèêëîâ: ðàññëàáëåíèå-íàïðÿæåíèå. Äèàñòîëà — ýòî è åñòü ñîñòîÿíèå ñåðäå÷íîé ìûøöû, ñîîòâåòñòâóþùåå ôàçå ðàññëàáëåíèÿ. Êîãäà íàøå ñåðäå÷êî íà÷èíàåò äîñòàòî÷íî äîëãî áèòüñÿ áëèçêî ê ïðåäåëó ÏÀÍÎ (ïîðîãó àíàýðîáíîãî îáìåíà), îíî óæå íå óñïåâàåò ðàññëàáëÿòüñÿ ïîëíîñòüþ, ÷òî ïðèâîäèò, â èòîãå ê ãèïîêñèè è îáðàçîâàíèþ ëàêòàòà â ñåðäå÷íîé ìûøöå, ò.å. åå ëîêàëüíîìó çàêèñëåíèþ, êîòîðîå ñòèìóëèðóåò ðîñò ìèîôèáðèëë ñåðäå÷íîé ìûøöû è ýòî óæå ïðèâîäèò ê D-ãèïåðòðîôèè, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ïðåäøåñòâåííèêîì, ëèáî ãèïåðòðîôèè, ëèáî äèñòðîôèè ìèîêàðäà.
Äåôåêò äèàñòîëû, òàùåìòà, òàêæå ïðèâîäèò è ê íåäîñòàòî÷íîñòè àîðòàëüíîãî êëàïàíà, òîæå íè÷åãî õîðîøåãî:
íåäîñòàòî÷íîñòü àîðòàëüíîãî êëàïàíà îäèí èç âèäîâ ïðèîáðåò¸ííûõ ïîðîêîâ ñåðäöà ñ íàðóøåíèåì ãåìîäèíàìèêè, õàðàêòåðèçóþùååñÿ îáðàòíûì òîêîì êðîâè èç àîðòû â ëåâûé æåëóäî÷åê â äèàñòîëó ÷åðåç äåôåêò àîðòàëüíîãî êëàïàíà
åùå îäíà ìàëåíüêàÿ ðåêîìåíäàöèÿ äëÿ òðåíèðîâêè: âî-ïåðâûõ, ìûøå÷íûé îòêàç, ýòî íå äîñàäíîå óïóùåíèå, à åñòåñòâåííàÿ çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà. Íàñòóïàåò îòêàç ïðè äîñòèæåíèè ÏÀÍÎ, à ýòî 195-200 ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèÿõ â ìèíóòó. Ëþáàÿ ïîïûòêà óïîòðåáëåíèÿ ñòèìóëÿòîðîâ, ïîçâîëÿþùèõ òðåíèðîâàòüñÿ äàæå ïîñëå äîñòèæåíèÿ ýòîãî ïîðîãà, ÿâëÿåòñÿ êðàéíå ðàçðóøèòåëüíîé äëÿ îðãàíèçìà. Ðàáäîìèîëèç, ãèïîñêè÷åñêàÿ ðâîòà («êëîóí ïüþêè») è D-ãèïåðòðîôèÿ ñåðäöà, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ýòî ïðîáëåìû, êîòîðûì ïîäâåðæåíû «õèìè÷åñêèå àòëåòû», ò.ê. «íàòóðàëüíûé àòëåòó» íå òàê ïðîñòî ïðåîäîëåòü ñâîè áèîëîãè÷åñêèå îãðàíè÷åíèÿ è äîéòè äî ýòèõ ñîñòîÿíèé, õîòÿ ýòî è âîçìîæíî. Âî-âòîðûõ, ïîâòîðþ åùå ðàç, ñòàðàéòåñü ïðèäåðæèâàòüñÿ â ðàìêàõ êðîññôèò-òðåíèðîâêè ñòàáèëüíîãî òåìïà ðàáîòû, îñòàâëÿÿ âðåìÿ íà îòäûõ è óñòîé÷èâî äåðæà ïóëüñ â ðàìêàõ íèæíèõ ãðàíèö çîíû ïîðîãà àíàýðîáíîãî îáìåíà (äî 170-175 óäàðîâ â ìèíóòó). Â-òðåòüèõ, ïîñëå çàâåðøåíèÿ óïðàæíåíèé, îñòàâëÿéòå ñåáå âðåìÿ íà âîññòàíîâëåíèå ïåðåä ñëåäóþùèì, ò.ê. «êèñëîðîäíûé äîëã» åùå êàêîå-òî âðåìÿ áóäåò âîñïîëíÿòñÿ âàøèì îðãàíèçìîì.
Îïÿòü âåðíóëèñü ê êðîññôèòó: ïî ñóòè, êðîññôèò-òðåíèðîâêà ÿâëÿåòñÿ òðåíèðîâêîé àíàýðîáíîé âûíîñëèâîñòè, êîòîðàÿ äîñòèãàåòñÿ ïóòåì ïîâòîðåíèÿ óïðàæíåíèé ñ âûñîêîé èíòåíñèâíîñòüþ, ïîñòåïåííî ñîêðàùàÿ âðåìÿ íà âîññòàíîâëåíèå. Òàê êàê àíàýðîáíàÿ òðåíèðîâêà ïîäðàçóìåâàåò ñîñòîÿíèå êèñëîðîäíîãî äîëãà è ãèïîêñèè, âêëþ÷àþòñÿ êðåàòèíôîñôàòíûé (áåç îáðàçîâàíèÿ ëàêòàòà) è ãëèêîëèòè÷åñêèé (ñ îáðàçîâàíèåì ëàêòàòà) ìåõàíèçìû ýíåðãîîáðàçîâàíèÿ. Ýòè òåìû óæå âñåì õîðîøî èçâåñòíû è íåò ñìûñëà î íèõ ìíîãî ãîâîðèòü. Ñêàæó ëèøü, ÷òî èõ íåäîñòàòêîì ÿâëÿåòñÿ íåäîëãîâå÷íîñòü. Äàæå âñåõ íàøèõ çàïàñîâ ãëèêîãåíà íå õâàòèò íàäîëãî. Íî ìû óïóñêàåì åùå îäèí âàæíûé ðåñóðñ íàøåãî îðãàíèçìà — æèðû.
êåòîç è ýíåðãîîáðàçîâàíèå: ëèïîëèç — åñòåñòâåííûé ìåòàáîëè÷åñêèé ïðîöåññ, ïðè êîòîðîì, â óñëîâèÿõ äåôèöèòà óãëåâîäîâ, îðãàíèçì, ñ öåëüþ ýíåðãîîáåñïå÷åíèÿ, íà÷èíàåò ðàñùåïëÿòü æèðû, ñîçäàâàÿ ñâîáîäíûå æèðíûå êèñëîòû, êîòîðûå, îêàçûâàÿñü â ïå÷åíè, ðàñùåïëÿþòñÿ ñ äàëüíåéøèì ýíåðãîîáðàçîâàíèåì.  ïðîöåññå ëèïîëèçà â êðîâè îáðàçóþòñÿ êåòîíîâûå òåëà, à âåñü ýòîò ïðîöåññ, îò íà÷àëà äî êîíöà, íàçûâàþò êåòîçîì.
Òàê êàê íàøè æèðû ÿâëÿþòñÿ áîëåå çíà÷èòåëüíûì èñòî÷íèêîì ýíåðãèè, íåæåëè óãëåâîäû, ìû ìîæåì òðåíèðîâàòüñÿ äîëüøå è èíòåíñèâíåå.
Ëàéôõàêè êåòîçà: êåòîíîâàÿ äèåòà, êîòîðàÿ ïîçâîëÿåò âîéòè â ñîñòîÿíèå êåòîçà, èçâåñòíà åùå ñ 30-ûõ ãîäîâ 20 âåêà è ïðèøëà ê íàì èç ìåäèöèíû, ãäå øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ, â ïåðâóþ î÷åðåäü, äëÿ ëå÷åíèÿ ýïèëåïñèè è íåêîòîðûõ íåéðîäåãåíåðàòèâíûõ çàáîëåâàíèé, ñàõàðíîãî äèàáåòà âòîðîãî òèïà (ïîíèæàåò óðîâåíü èíñóëèíà), à òàêæå ñîâìåùàåòñÿ ñ ïðîòèâîðàêîâé òåðàïèåé, ò.ê. ðàêîâûå êëåòêè ðàñòóò ñ ïîìîùüþ ãëþêîçû, íî íå ìîãóò èñïîëüçîâàòü êåòîíû. Åùå êåòîíû ìîãóò óìåíüøàò îòåêè â òêàíÿõ, ò.ê. ïðèòóïëÿþò ýôôåêò ñòèìóëèðóþùèõ âîñïàëåíèÿ áåëêîâ. Âïðî÷åì, ñòîèò èçáåãàòü ñîñòîÿíèÿ êåòàöèäîçà.  ñïîðòå êåòîíîâóþ äèåòó ñåé÷àñ èñïîëüçóþò áåãóíû íà ñðåäíèå äèñòàíöèè (3 — 5 êì) è ìàðàôîíöû.
Êåòîç è óðîâåíü òåñòîñòåðîíà: âñåì èçâåñòíî, ÷òî íàøè óñïåõè â ñïîðòå íàïðÿìóþ êîððåëèðóþò ñ âûñîêèì óðîâíåì òåñòîñòåðîíà. Íî òóò ìû íàòàëêèâàåìñÿ íà äâà ïðîòèâîïîëîæíûõ ïðîöåññà, êîòîðûå óðàâíîâåøèâàþò äðóã äðóãà. Ñ îäíîé ñòîðîíû, äëÿ íîðìàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ãîðìîíà íàì íóæíû ðåãóëÿðíî ïîñòóïàþùèå â ïèùó æèðû è ïðè ýòîì, äëÿ íàèëó÷øåãî ìåòàáîëèçìà, ïðîöåíò ïîäêîæíîãî æèðà íå äîëæåí ïðåâûøàòü 14% ó ìóæ÷èí. Ïóòåì íåõèòðûõ âû÷èñëåíèé, ïðèõîäèì ê âûâîäó, ÷òî äëÿ íàèëó÷øåé ïðîäóêòèâíîñòè íàì íàäî åñòü ìíîãî æèðíîé ïèùè, îäíîâðåìåííî ñæèãàÿ (ïîääåðæèâàÿ íà íèçêîì óðîâíå) ïîäêîæíûé æèð. Äîñòèãíóòü òàêîãî ñîñòîÿíèÿ íàì ìîæåò ïîìî÷ü êåòîíîâàÿ äèåòà.
Æèðîâàÿ äèåòà: î ñàìîé äèåòå íàïèøó î÷åíü êîðîòêî, ò.ê. îíà ïîäðîáíî ðàñïèñàíà â èíòåðíåòå. Ëè÷íî ÿ íå ñèäåë íà ñòðîãîé êåòî-äèåòå, íî ïðèäåðæèâàëñÿ ñëåäóþùèõ ïðèíöèïîâ â ïèòàíèè:
1) óâåëè÷èâàåì ïîòðåáëåíèÿ áåëêà, óìåíüøàÿ êàëîðèéíîñòü
2) èçáàâëÿåìñÿ îò áûñòðûõ óãëåâîäîâ è ìàêñèìàëüíî óìåíüøàåì ïîòðåáëåíèå ñëîæíûõ óãëåâîäîâ, çàìåíÿÿ èõ æèðàìè.
Ïðèçíàêàìè íàñòóïëåíèÿ êåòîçà ìîæíî ñ÷èòàòü ñóõîñòü âî ðòó, ïîñòîÿííîå ÷óâñòâî æàæäû, ñíèæåíèå àïïåòèòà è ñâîåîáðàçíûé çàïàõ ìî÷è è ïîòà èç-çà ïðîèçâîäñòâà àöåòàòà.  àïòåêàõ ïðîäàþòñÿ ñïåöèàëüíûå òåñò-ïîëîñêè, ïîïèñàâ íà êîòîðûå, âû ìîæåòå îïðåäåëèòü óðîâåíü êåòîíîâ â âàøåé êðîâè. Äàæå íà êåòîíîâîé äèåòå îí íå äîëæåí áûòü ñèëüíî âûøå âåðõíèõ ãðàíèö íîðìû.
Источник