Какие свойства пульса определяют уровень артериального давления

Бета-блокаторы от гипертонии и болезней сердца

Блокаторы бета-адренергических рецепторов, широко известные как бета-блокаторы, являются важной группой лекарств от гипертонии, которые воздействуют на симпатическую нервную систему. Эти препараты используются в медицине давно, еще с 1960-х годов. Открытие бета-блокаторов значительно повысило эффективность лечения сердечно-сосудистых заболеваний, а также гипертонии.

В практике лечения гипертонии бета-блокаторы до сих пор являются лекарствами первостепенной важности, вместе с диуретиками, т. е. мочегонными препаратами. Хотя с 1990-х годов появились еще и новые группы лекарств (антагонисты кальция, ингибиторы АПФ), которые назначают, когда бета-блокаторы не помогают или противопоказаны пациенту.

История открытия

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В 1930-х годах ученые обнаружили, что можно стимулировать способность сердечной мышцы (миокарда) сокращаться, если воздействовать на нее специальными веществами — бета-адреностимуляторами. В 1948 году концепцию о существовании в организме млекопитающих альфа- и бета-адренорецепторов выдвинул R. P. Ahlquist.

Позже, в середине 1950-х годов, ученый J. Black теоретически разработал способ уменьшения частоты приступов стенокардии. Он предположил, что можно будет изобрести лекарство, с помощью которого эффективно “защищать” бета-рецепторы сердечной мышцы от влияния адреналина. Ведь этот гормон стимулирует мышечные клетки сердца, заставляя их сокращаться слишком интенсивно и провоцируя сердечные приступы.

В 1962 году под руководством J. Black был синтезирован первый бета-блокатор — протеналол. Но оказалось, что он вызывает рак у мышей, поэтому на людях его не испытывали. Первым лекарством для людей стал пропранолол, который появился в 1964 году. За разработку пропранолола и “теории” бета-блокаторов J.

Black получил Нобелевскую премию по медицине в 1988 году. Самый современный препарат этой группы — небиволол — был выпущен на рынок в 2001 году. Он и другие бета-блокаторы третьего поколения обладают дополнительным важным полезным свойством — расслабляют кровеносные сосуды. Всего в лабораториях было синтезировано более 100 различных бета-блокаторов, но не более 30 из них использовались или до сих пор используются практикующими врачами.

Под действием бета-блокаторов кровяное давление понижается, одновременно через несколько различных механизмов:

  • Уменьшение частоты и силы сердечных сокращений;
  • Снижение сердечного выброса;
  • Снижение секреции и уменьшение концентрации ренина в плазме крови;
  • Перестройка барорецепторных механизмов дуги аорты и синокаротидного синуса;
  • Угнетающее влияние на центральную нервную систему;
  • Влияние на сосудодвигательный центр — снижение центрального симпатического тонуса;
  • Снижение периферического тонуса сосудов при блокаде альфа-1-рецепторов или высвобождении оксида азота (NO).

Бета-1 и бета-2-адренорецепторы в организме человека

Из таблицы мы видим, что бета-1-адренорецепторы находятся, по большей части, в тканях сердечно-сосудистой системы а также скелетных мышц и почек. Это означает, что стимулирующие гормоны увеличивают частоту и силу сердечных сокращений.

К сожалению, одновременно с блокадой бета-1-адренорецепторов “под раздачу” попадают и бета-2-адренорецепторы, которые блокировать незачем. Из-за этого возникают негативные побочные действия от приема лекарств. У бета-блокаторов существуют серьезные побочные эффекты и противопоказания. О них подробно рассказано ниже в статье.

Классификация

Бета-блокаторы делятся на:

  • селективные (кардиоселективные) и не селективные;
  • липофильные и гидрофильные, т. е. растворимые в жирах или в воде;
  • бывают бета-блокаторы с внутренней симпатомиметической активностью и без нее.

Все эти характеристики мы подробно рассмотрим ниже. Сейчас главное уяснить, что бета-блокаторы существуют 3-х поколений, и будет больше пользы, если лечиться современным лекарством, а не устаревшим. Потому что эффективность окажется выше, а вредных побочных эффектов — намного меньше.

Классификация бета-блокаторов по поколениям (2008 год)

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Бета-блокаторы третьего поколения обладают дополнительными вазодилатирующими свойствами, т. е. способностью расслаблять кровеносные сосуды.

  • При приеме лабеталола этот эффект возникает, потому что лекарство блокирует не только бета-адренорецепторы, но также и альфа-адренорецепторы.
  • Небиволол повышает синтез оксида азота (NO) — это вещество, которое регулирует расслабление сосудов.
  • А карведилол делает и то, и другое.

Данный
алгоритм основан на Европейских
рекомендациях по сердечно-легочной
реанимации (Deakin
C.D.,
Nolan
J.P.,
Sund
K.,
Koster
R.W.
European
Resuscitation
Council
Guidelines
for
Resuscitation
2010. Section
3. Electrical therapies: Automated external defibrillators,
defibrillation, cardioversion and pacing // Resuscitation. — 2010.
— V. 81. — P. 1293-1304.)

A
(airway)

восстановление проходимости дыхательных
путей;

В
(breathing)
— проведение
искусственной
вентиляции легких;

С
(circulation)

поддержание кровообращения посредством
проведения непрямого массажа сердца

1.
Убедиться в безопасности для себя,
пострадавше­го и окружающих; устранить
возможные риски.

2.
Проверить реакцию пострадавшего:
аккуратно встряхнуть его за плечи и
громко спросить “Что с Вами?”. Проверить
наличие пульса на сонной артерии.
Проверить наличие дыхания.

1.
Остановка кровообращения (отсутствие
пульсации на магистральных артериях);

2.
Отсутствие самостоятельного дыхания
(нет экскурсий грудной клетки);

3.
Отсутствие сознания;

4.
Широкие зрачки;

5.
Арефлексия (нет корнеального рефлекса
и реакции зрачков на свет);

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

6.
Кожные покровы (бледность, акроцианоз).

Уровень артериального давления характеризуется свойством пульса

Возраст, пол и тип нервной системы оказывают значительное влияние на артериальное давление, которое варьирует в зависимости от поры дня и физической нагрузки. Усредненные показатели в 120/80 мм рт. ст. относятся исключительно к взрослым людям со сформированным организмом. Грудничок, школьник и подросток – это разные категории пациентов, нуждающиеся в особом подходе.

Кровь в организме ежесекундно двигается по системе трубочек различного диаметра, обеспечивая каждый орган полезными веществами и необходимым ему количеством кислорода. Ведущим механизмом является сердце, которое играет роль живого насоса. Благодаря сокращению мышечных волокон миокарда происходит выброс крови в артерии. Уровень давления в них называется артериальным.

При классическом измерении АД получают две его разновидности:

  • систолическое (верхнее) – развивается в период максимального сокращения сердечной мышцы;
  • диастолическое (нижнее) – характеризует пассивное продвижение крови по сосудам во время диастолы.

После интенсивного сокращения сердца (систолы) наступает период диастолы, когда миокард полностью расслабляется. Зная нижнее и верхнее АД, можно установить пульсовое давление. Это разница между двумя такими показателями, которая в норме составляетмм рт. ст. Не менее важным показателем в диагностике болезней сердца является частота пульса, которая не должна превышать 70–80 уд/мин.

Тонометры бывают механическими, полуавтоматическими и автоматическими. Чтобы получить максимально точные показатели, лучше использовать классический тонометр, который состоит из плечевой манжеты, груши для нагнетания воздуха, простого фонендоскопа и манометра. Первое такое измерение рекомендуется проводить под контролем врача, так как существует риск выработать неправильную технику. Педиатр быстро установит уровень нагнетания воздуха и на основе многолетнего опыта сможет ответить на интересующие вас вопросы.

Рекомендации по измерению АД у детей старше 3 лет:

  • оголить плечо, затянуть манжету на 2 см выше локтевого сгиба, слегка согнуть локтевой сустав, чтобы середина плеча была на уровне сердца;
  • поместить мембрану фонендоскопа в локтевую ямку, дождаться начала выраженной пульсации;
  • активными сжатиями груши нагнетать манжету воздухом до отметки на манометре в 60 мм рт. ст. и далее, пока пульсация не остановится;
  • прекратить накачку, открыть клапан на груше и аккуратно выпускать воздух из манжеты;
  • появление тонов пульса указывает на верхний уровень АД, а время исчезновения последнего тона – показатель нижней границы;
  • процедуру завершить выпусканием воздуха с манжеты, которую затем снимают и ожидают 5–10 минут для повторного измерения.

Делают такую процедуру в первой половине дня, не меньше чем через час после еды и активных упражнений, во время процедуры пациент должен находиться в спокойном состоянии. Нужно заранее приобрести прибор с манжетой соответствующего размера, попытки затянуть потуже слишком большую манжету могут привести к неверным результатам. Груднички очень беспокойны, им легче произвести измерение АД с помощью электронного тонометра.

Детские артерии более эластичны, за счет чего сосудистый тонус у младенца несколько ниже. Стремительный рост приводит к постоянному увеличению АД на протяжении первого года жизни. Повышается сосудистый тонус, стенки артерий и вен становятся крепче.

Нормальные показатели варьируют в течение года:

  • для новорожденного 60–96/40–50 мм рт. ст.;
  • в конце первого месяца жизни 80–112/40–74 мм рт. ст.;
  • у детей 2–12 месяцев согласно общепринятой таблице показатели могут колебаться в рамках 90–112/50–74 мм рт. ст.

Может ли быть у месячного ребенка давление, как у его годовалого соседа? Не стоит удивляться, что нормы АД в один месяц и в один год практически совпадают. Каждый малыш развивается по-своему. Одни дети могут отличиться постепенным повышением АД, а у других происходит стремительное развитие сердечно-сосудистой системы.

Повышенный интерес к окружающему миру требует от детского организма заметных усилий. Кроха постоянно двигается, затрачивая большое количество энергии. В 2–3 года показатели колеблются от 100/60 мм рт. ст. до 112/74 мм рт. ст. Сердечная мышца сокращается с новой силой, благодаря чему кровь двигается быстрее, обеспечивая органы и ткани новыми полезными веществами. АД зависит от наследственности, физической активности и состояния кровеносной системы на данный момент.

Организм все еще формируется, в связи с чем возможны колебания показателей в рамках 100–110/65–75 мм рт. ст. В этом возрасте большинство дошкольников начинают посещать детский сад. Зимой многие дошкольники склонны к инфекционным заболеваниям, что оказывает значительное влияние на сосудистый тонус. Отдаление от дома и встреча с воспитателями является серьезным стрессом, приводящим к спазму сосудов.

Младший и средний школьный возраст всегда ассоциируется с серьезной психологической нагрузкой. Учебная программа требует от ученика значительных усилий. Помимо хороших оценок, большинство детей изо всех сил стараются понравиться учителям и одноклассникам.

Давление у ребенка следует сопоставить с нормами по возрасту:

  • в 6–9 лет 105/120–70/80 мм рт. ст., показатели более или менее стабильные и мало зависят от пола;
  • в 10–12 лет 110/120–75/80 мм рт. ст., в связи с более ранним началом полового созревания у девочек показатели могут быть несколько выше.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

11–12 лет являются рубежом между детским и подростковым возрастом. В связи с акселерацией, некоторые дети начинают усиленно расти. Увеличение костей в длину при медленном развитии внутренних органов создает дополнительную нагрузку на сосуды. Умеренные занятия спортом помогут укрепить сердечную мышцу и стабилизировать нервную систему.

Легкий и безоблачный подростковый период – это скорее счастливое исключение из правил, чем норма. В связи с интенсивным ростом и активным половым созреванием, кровеносная система вынуждена работать в усиленном режиме. Подростки по природе своей очень мнительные. Повышенное или пониженное давление у них чаще всего имеет нейрогенную природу и легко нормализуется с помощью успокоительных настоев.

Нормы АД у подростков составляют:

  • в 13–15 лет варьирует в границах 110–120/75–80 мм рт. ст.;
  • в 15–16 лет показатели соответствуют нормам для взрослых 115–120/70–80 мм рт. ст.

У мужчин после 16 лет показатели несколько выше, чем у женщин. Люди, которые систематически занимаются спортом, имеют более крепкие сердце и сосуды, стойкие к неблагоприятным факторам внешней среды. Худощавые подростки чаще бывают гипотониками, а полные имеют склонность к атеросклерозу и гипертонической болезни.

Прежде чем подозревать гипертензию своего чада, стоит вспомнить о нормальных именно для него показателях гемодинамики. Если дитя всю жизнь прекрасно себя чувствовало, имея 105/70 мм рт. ст., то даже показатели в 115/80 способны вызвать у него симптомы гипертонии. Одна чашка кофе, безопасная для взрослого, может привести к повышению АД у крохи, как и расцарапанная коленка или сломанная игрушка.

Симптомы гипертонии отражаются на поведении малыша:

  • он становится раздражительным;
  • не хочет ни с кем общаться;
  • говорит «мне болит голова и сердечко»;
  • жалуется на плохое самочувствие;
  • отказывается от игрушек.

Для нормализации сосудистого тонуса достаточно отдохнуть и хорошо выспаться. Во время обострения лучше воздержаться от занятий в школе на день–два. Если симптомы гипертонии появляются только во время обучения и исчезают в выходные, это повод задуматься. Школьнику может тяжело даваться учеба, и ему требуются дополнительные занятия. Реже гипертония возникает на фоне эндокринных патологий, поражения сердца или почек.

Пичкать свое чадо сильнодействующими таблетками совсем небезопасно. В случае выраженного повышения АД следует обратиться в больницу, где ему будет подобрано соответствующее лечение. Для повышения эффективности терапии нужна спокойная обстановка. Постоянные ссоры родителей, плохие условия проживания и конфликты в школе или садике способны привести к гипертензии.

Растительные препараты хорошо справляются с повышением давления, которое было вызвано сильным стрессом. Гипертонический криз способен поразить даже маленьких детей, о чем стоит помнить заботливым родителям. В таком случае для оказания первой помощи нужно использовать полтаблетки «Андипала» или «Нифедипин» с расчетом на массу. Правильное питание, физические нагрузки и прогулки на свежем воздухе способствуют быстрому восстановлению после болезни.

Признаки гипертонии часто встречаются среди детей и подростков. У большинства из них работа кровеносной системы нормализуется к наступлению зрелости. Из-за неравномерной нагрузки в течение дня (с утра мультики, а под вечер сочинение) происходит быстрое истощение ресурсов организма. Если сын или дочь не отличается хорошей успеваемостью, отдавать дитя в специализированную школу нецелесообразно, так как повышенные требования приводят к сильному стрессу. Иногда гипотония может возникать самостоятельно на фоне усиленного роста в подростковом периоде.

Симптомы при гипотонии:

  • нарушение мозгового кровообращения – давящая боль в висках, головокружение, ощущение тяжести;
  • повышенная восприимчивость к изменению погоды, магнитным бурям;
  • снижение когнитивных функций (ухудшение памяти, снижение концентрации, отсутствие мотивации);
  • быстрая утомляемость, слабость, сонливость в течение дня;
  • давящая боль в области сердца, учащенное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, зевание;
  • вечно холодные конечности, покалывание в ногах.

В связи с постоянной занятостью, не каждые родители способны заметить первые признаки гипотонии. Если их чадо имеет болезненный вид, жалуется на повышенную усталость, бледное и апатичное – это тревожный звонок. Стоит измерить его пульс и температуру тела, а также сдать общий анализ крови и мочи.

Взрослые люди, страдающие гипотонией, практически неразлучны с кофе. Давать крепкий напиток подростку, а тем более дошкольнику, не следует. Кофе оказывает лишь кратковременный эффект, через час–два все симптомы возвращаются. Напитки, содержащие кофеин, пагубно влияют на сердце и сосуды в несформированном детском организме. Лучше напоить ребенка некрепким чаем или дать ломтик черного шоколада.

1. Принять решение:

  • если
    пострадавший реагирует – оставить его
    в том же положении, попытаться выяснить
    причины происходящего и позвать на
    помощь, регулярно оценивать состояние
    пострадавшего;

  • если
    пострадавший не реагирует – громко
    поз­вать на помощь, вызвать реанимационную
    бригаду, повернуть на спину и открыть
    дыхательные пути
    путем запрокидыва­ния головы и
    подтягивания подбородка – рукой нужно
    надавить на лоб, а другой рукой подтянуть
    подбородок. Альтернативный способ –
    запрокидывание головы путем подведения
    од­ной руки под шею больного, а другой
    – на лоб пострадавшего.

  • поддерживая
    дыхательные пути открытыми не­обходимо
    увидеть, услышать и почувствовать
    ды­хание, наблюдая за движениями
    грудной клетки, прислушиваясь к шуму
    дыхания и ощущая движе­ние воздуха
    на своей щеке. Исследование продол­жать
    не более 10 сек.

16. Постановка холодного компресса.

Показания
по назначению врача.


гнойные заболевания кожи.


2 салфетки (льняную — 4 слоя или марлевую
— 6-8 слоев),


почкообразный лоток,


холодная вода 14-16°С,


кусочки льда.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

1.
Психологическая.

2.
Объясните смысл манипуляции и правила
поведения пациента.

1.
Приготовьте салфетки так, чтобы их
размеры были на 3 см больше места
заболевания.

2.
Налейте воду в лоток и положите в него
несколько кусочков льда.

3.
Салфетки смочите в растворе. Одну
салфетку отожмите так, чтобы вода не
капала.

4.
Положите 1 салфетку на нужный участок
тела.

5.
Через 2- 3 минуты замените салфетку.

6.
По мере таяния докладывайте кусочки
льда.

7.
Уточните у пациента его ощущения через
некоторое время.

8.
Проводите замену салфеток до уменьшения
гиперемии (покраснения) или снижения
болевых ощущений.

9.
После снятия салфетки, при необходимости,
наложите сухую повязку, ис­пользуя
бинт.

17. Приготовление и подача грелки больному.

Показания:
назначение врача.


кровотечения различного происхождения;


острые воспалительные процессы любой
локализации;


злокачественные новообразования;


повреждения кожи;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru


ушибы (первые сутки);


инфицированные раны.

-грелку;


воду (t°
65°C);


полотенце или чехол для грелки;


водный термометр.


психологическая;


объясните пациенту, как пользоваться
грелкой и когда ее можно снять.

https://www.youtube.com/watch?v=https:84Z5_RRU_Wk

1.
При длительном применении грелки во
избежание ожога на кожу наносят вазелин
или другой жирный крем (в перчатках).

2.
Проверьте грелку на герметичность.

3.
Заполните ее водой на 2/3 объема, держите
за узкую часть горловины.

4.
Вытесните из грелки пар над раковиной,
перегнув от себя уз­кую часть грелки,
и в таком положении завинтите пробку.

5.
Переверните грелку горловиной вниз,
проверьте ее герметич­ность.

6.
Оботрите полотенцем, наденьте на нее
чехол или оберните сухим полотенцем и
приложите к нужному участку тела.

7.
Через 5 минут проверьте, нет ли у пациента
перегрева кожи (симптом «мраморной
кожи» или яркая гиперемия).

8.
Уберите грелку после того, как она
остынет.

9.
Вылейте воду, завинтите пробку и погрузите
грелку и полотен­це в дез. раствор не
менее, чем на 60 минут.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Дополнительная
информация.
Грелка хранится в сухом виде с открытой
крышкой

Источник