Федеральная программа по профилактике артериальной гипертонии

23
июля 2001 год. Правительством РФ утверждена
Федеральная целевая программа
«Профилактика и лечение артериальной
гипертонии в Российской Федерации».
Программа является отражением
приоритетного направления здравоохранения,
в которой профилактика и лечение
артериальной гипертонии рассматривается
как меры, направленные на снижение
сердечно- сосудистой заболеваемости.
Заказчиком Программы является Министерство
здравоохранения России.

Программа
должна стать для субъектов Российской
Федерации ориентиром и методическим
руководством при разработке территориальных
программ.

Целью программы
является комплексное решение проблем
профилактики, диагностики, лечения АГ,
реабилитации больных с её осложнениями.
Программа рассчитана на период с 2002 по
2008 год.

В первом разделе
Программы для решения задач первичной
профилактики и пропаганды здорового
образа жизни предусмотрено:

  • создание постоянно
    действующей информационно-пропагандисткой
    системы с широким использованием всех
    средств массовой информации (видеоклипы,
    плакаты, специальные передачи и др.);
    будут использованы такие формы работы,
    как клубы, программы здоровья, школы
    для больных АГ и др.;

  • организация и
    проведение массовых мероприятий по
    выявлению на ранних стадиях АГ у
    населения (измерение АД в учебных
    заведениях, в общественных местах и
    т.д.);

  • создание методической
    литературы;

  • создание и
    обеспечение функционирования системы
    учета больных АГ.

Создание
системы динамического контроля за
эпидемиологической ситуацией по АГ
даёт возможность проводить анализ,
прогнозирование ситуаций, разработку
профилактических мероприятий и оценку
эффективности Программы.

Важный раздел
программы — укрепление материально-технической
базы учреждений, оказывающих медицинскую
помощь по профилактике, диагностике,
лечению и реабилитации больных АГ,
оснащение их современным медицинским
оборудованием и аппаратурой.

Предусматривается
проведение научных исследований по
следующим направлением:

  • методы диагностики
    на ранней стадии АГ;

  • немедикаментозное
    и медикаментозное виды лечения,
    направленные на предупреждение
    прогрессирования АГ;

  • совершенствование
    методов контроля и самоконтроля при
    лечении АГ;

  • методы профилактики
    острых и хронических форм нарушения
    мозгового кровообращения при АГ;

  • система
    реабилитационной помощи больным,
    перенёсшим инсульт, индивидуальные
    программы реабилитации больных;

  • технология
    производства продуктов питания для
    профилактики и лечения ССЗ;

  • современные
    способы и методы оценки эффективности
    мероприятий по борьбе с АГ.

Большое внимание
уделяется повышению квалификации
медицинских работников в области
кардиологии.

Если
при выполнении программы финансирование
будет осуществляться во всей полноте,
как на уровне центральных органов, так
и регионов, при активной деятельности
всех медицинских работников, которые
участвуют в её реализации, то можно
ожидать существенное снижение затрат
на лечение, уменьшение количества
инвалидов, количество осложнений, выплат
по временной нетрудоспособности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» (далее — Программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года* N 540 и направлена на снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда) путем комплексного решения проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями.
________________
* Вероятно ошибка оригинала. Вместо даты «от 10 июля 2001 года» следует читать дату «от 17 июля 2001 года». — Примечание «КОДЕКС».

Государственным заказчиком Программы является Минздрав России.

Программа рассчитана на 2002-2008 годы с выполнением ее в два этапа. Первый этап — 2002-2004 годы, второй этап — 2005-2008 годы.

В целях управления и контроля за реализацией Программы в 2002 году работала дирекция Программы, а начиная с 2003 года — Научно-координационный совет.

Под методическим руководством Минздрава России, членов Научно-координационного совета и ведущих специалистов НИИ в области кардиологии разработаны, утверждены и начали реализовываться 58 территориальных программ. С этой целью осуществлялись выезды специалистов в 25 субъектов Российской Федерации.

Для повышения эффективности реализации программных мероприятий утвержден приказ Минздрава России от 24.01.2003 N 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией».

Активно началось выполнение важнейших мероприятий Программы по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по профилактике артериальной гипертонии. Созданы и регулярно транслируются на Центральных каналах телевидения и радио видеоролики на темы: «Нормативы артериального давления», «Способы измерения артериального давления», «Рациональное питание для больных артериальной гипертонией», «Осложнения артериальной гипертонии». Данная продукция тиражируется для субъектов Российской Федерации с целью трансляции на местных каналах телевидения и радиовещания.

Проведено более 1300 радио- и 1000 телепередач по вопросам артериальной гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков, профилактики инсультов с участием ведущих специалистов кардиологов, педиатров и неврологов.

Подготовлены рекламные макеты для размещения на общественном транспорте. В ряде регионов созданы и распространяются информационные памятки по борьбе с факторами риска артериальной гипертонии. Регулярно идут публикации о профилактике артериальной гипертонии в газетах и журналах.

В 30 субъектах Российской Федерации началась работа по проведению массовых мероприятий по выявлению на ранних стадиях артериальной гипертонии у населения, включая детей и подростков. В ряде регионов возобновлена практика измерения артериального давления всем лицам, обратившимся в лечебно-профилактическое учреждение по любому поводу в текущем году, проводится целевая диспансеризация по сердечно-сосудистым заболеваниям (г.Москва, Рязанская область, Чувашская Республика и др.).

Положительной оценки заслуживает работа по привлечению населения к измерению артериального давления в «Дни здоровья» (г.Москва, Московская и Нижегородская области, г.Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия).

По оперативным данным мероприятиями по измерению артериального давления охвачено 20 млн. взрослого населения и около 6 млн. детей и подростков.

Почти во всех территориях организуются школы здоровья для больных с артериальной гипертонией, число которых в настоящее время превышает 1 тысячу. В школах прошли обучение свыше 170 тыс. больных.

Первые результаты двухлетней работы школ здоровья для больных с артериальной гипертонией свидетельствуют об их эффективности. Среди обученных больных отмечается достижение целевого уровня артериального давления в процессе лечения, уменьшается частота факторов риска, снижается количество дней временной нетрудоспособности, уменьшается число госпитализаций по поводу гипертонических кризов.

Читайте также:  Йодовая сетка от гипертонии

Началась работа по созданию системы учета больных с артериальной гипертонией. Обобщен опыт работы территориальных регистров, создается компьютерная программа с использованием современных средств связи для технического обеспечения системы учета и пакет формализованных документов.

По выполнению мероприятий по организации системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией, связанной с артериальной гипертонией среди населения (мониторинга) проведен подготовительный этап. Приказом Минздрава России от 16 сентября 2003 года N 440 утверждены инструктивно-методический материал и форма учета.

Для оказания реабилитационной помощи больным с нарушением мозгового кровообращения вследствие артериальной гипертонии в регионах на базе многопрофильных больниц и санаториев создаются отделения и кабинеты восстановительного лечения. В настоящее время функционируют 142 неврологических реабилитационных отделения, из которых 46 организовано в 2002-2003 годах.

В рамках Программы проводятся научно-исследовательские работы по актуальным вопросам артериальной гипертонии. Выявлены факторы риска артериальной гипертонии у подростков, определены критерии восстановления нарушенных функций у больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. По результатам работ подготовлены методические рекомендации «Выявление и профилактика артериальной гипертонии у лиц допризывного возраста» и программы по организации реабилитационной помощи больным, перенесшим инсульт.

Активно проводилась работа по повышению квалификации врачей в области кардиологии. В течение 2002-2003 годов прошли обучение более 8 тыс. врачей и 33 тыс.средних медицинских работников. Проведен ряд научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров по современным проблемам артериальной гипертонии. Состоялось 2 Всероссийских съезда кардиологов.

Для медицинских работников созданы 3 учебных видеофильма о методе суточного мониторирования и самоконтроля артериального давления, издано пособие для врачей «Профилактика, диагностика и лечение артериальной гипертонии».

В целях оснащения амбулаторно-поликлинических учреждений, кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб в 2002-2003 годы закуплено и направлено в 52 субъекта Российской Федерации 60 систем холтеровского мониторирования АД и ЭКГ и 18 нагрузочных комплексов ЭКГ на сумму 40 млн.рублей. Проводились закупки современных гипотензивных лекарственных средств на сумму 3 млн.рублей для субъектов Российской Федерации.

Финансирование программных мероприятий из федерального бюджета в 2002 году составило — 60,15 млн.рублей и в 2003 году — 62,1 млн.рублей, что соответствует утвержденным программой цифрам.

Однако доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на реализацию программных мероприятий, в целом составляет около 42%, при рекомендуемом объеме 80%.

В ряде регионов при утвержденных Программах финансирование их было сокращено от планируемого уровня или отсутствовало (Удмуртская Республика, Красноярский край, Архангельская, Астраханская области и др.)

Кроме того, в 31 субъекте Российской Федерации отсутствуют территориальные программы по борьбе с артериальной гипертонией, в большинстве регионов не созданы кардиологические диспансеры, являющиеся основным звеном в организации специализированной кардиологической помощи населению. В амбулаторно-поликлинических учреждениях неудовлетворительно проводится работа по динамическому наблюдению за больными с артериальной гипертонией, данные учреждения плохо оснащены современным диагностическим оборудованием. Остается на низком уровне выявление лиц с артериальной гипертонией. Недостаточно активно и нерегулярно проводится информационно-просветительская работа с населением по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Особого внимания требуют мероприятия по созданию систем динамического контроля за эпидемиологической ситуацией, связанной с артериальной гипертонией, и учета больных с артериальной гипертонией.

В целях своевременной и эффективной реализации мероприятий федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации»

коллегия решает:

1. Продолжить в приоритетном порядке реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» (далее — по тексту Программа).

2. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Смирнов А.В.) совместно:

2.1. С Российским кардиологическим научно-производственным комплексом Минздрава России, Научно-методическим центром мониторинга качества жизни Минздрава России продолжить оказание организационно-методической помощи органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по разработке и реализации территориальных программ по борьбе с артериальной гипертонией;

2.2. С Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины Минздрава России в 2004 году провести обследование первичной выборки населения России с целью выявления артериальной гипертонии и ее осложнений. Результаты доложить в I квартале 2005 года на заседании Научно-координационного совета;

2.3. с Российским кардиологическим научно-производственным комплексом Минздрава России, Саратовским НИИ кардиологии Минздрава России, ГУП «Медицина для Вас»:

2.3.1. В срок до 1 июня 2004 года разработать компьютерную программу системы учета больных артериальной гипертонией и инструкцию по ее использованию;

2.3.2. Во втором полугодии 2004 года провести в ряде субъектов Российской Федерации апробацию компьютерной программы системы учета больных артериальной гипертонией, организовав для этих целей подготовку специалистов;

2.3.3. В срок до 20 декабря 2004 года разработать проект приказа Минздрава России «О создании системы учета больных артериальной гипертонией».

3. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.) установить контроль за своевременным заключением и исполнением государственных контрактов на выполнение работ по мероприятиям Программы.

4. Управлению организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями (Подгорбунских Н.И.) продолжить в 2004 году в рамках Программы закупку современного медицинского оборудования и гипотензивных лекарственных средств.

5. Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (Ткаченко С.Б.) продолжить выполнение научных исследований, направленных на разработку эффективных методов первичной и вторичной профилактики артериальной гипертонии и ее осложнений (острые нарушения мозгового кровообращения). О ходе выполнения научных исследований доложить на заседании Научно-координационного совета в IV квартале 2004 года.

6. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

Читайте также:  Сколько можно жидкости при гипертонией

6.1. Обсудить на заседании коллегии вопрос о выполнении федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии». Решение коллегии представить в Минздрав России в III квартале 2004 года;

6.2. Обеспечить финансирование мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов. Активнее привлекать средства внебюджетных источников финансирования;

6.3. При отсутствии в субъекте территориальной программы по профилактике и лечению артериальной гипертонии принять необходимые меры по разработке программы и ее выполнению;

6.4. В соответствии с приказом Минздрава России от 24 января 2003 года N 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации» продолжить:

6.4.1. Организацию школ здоровья для больных с артериальной гипертонией;

6.4.2. Проведение массовых мероприятий по измерению артериального давления у населения, включая детей, подростков иинформационно-просветительской работы в средствах массовой информации по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и формированию здорового образа жизни;

6.4.3. Организацию неврологических отделений восстановительного лечения для больных с нарушениями мозгового кровообращения вследствие артериальной гипертонии.

6.5. Активизировать работу в амбулаторно-поликлинических учреждениях по организации динамического наблюдения за больными с артериальной гипертонией, оснастив учреждения диагностическим оборудованием и аппаратурой.

6.6. Представлять информацию о реализации Федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» в соответствии с приказом Минздрава России от 5 марта 2003 года N 85 (приложение N 5).

7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Р.А.Хальфина.

Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.Шевченко

Секретарь коллегии
И.Ю.Селезнев

Текст документа сверен по:
рассылка

Источник

Комментарии

Опубликовано в журнале:

Экономика здравоохранения »» N11-12 2001 Трифонов С.В.

Актуальность задач здравоохранения определяется, в первую очередь, их социальной значимостью: необходимостью защиты отдельных групп населения от социально опасных заболеваний, включая артериальную гипертонию и ее осложнения.

В Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием.

Результаты выборочного обследования населения показали, что общее количество больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше достигает в России более 41,6 млн человек, хотя, по данным официальной статистики, в 2000 году в стране зарегистрировано всего 7,2 млн таких больных, из них 4,6 млн больных имеют осложнения в виде тяжелых болезней сердца и сосудов головного мозга.

В структуре причин общей смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 56 процентов. Из них на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней — основных осложнений артериальной гипертонии — приходится соответственно 46,9 и 37,9 процента.

Несмотря на принимаемые меры, в организации кардиологической помощи населению остается много нерешенных проблем.
Ситуация, связанная с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.

Ежегодно экономический ущерб, обусловленный временной или стойкой утратой трудоспособности, преждевременной смертностью по причинам артериальной гипертонии и ее осложнений, а также затраты, связанные с лечением и реабилитацией указанной категории больных, превышают 30 млрд руб. и постоянно возрастают.

Поскольку проблема борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода, решить ее можно только путем целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, ведомственных служб здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций.

Решение этих организационных задач имеет государственный характер и должно осуществляться в рамках программных мероприятий, для нормативно-правового обеспечения которых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. №540 принята федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации».

Данная Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. №1776-р.

Профилактическая направленность программы, ее принципиальная новизна в части проведения системных мероприятий увязываются с целями, задачами и основными принципами концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.

Программа рассчитана на 2002-2008 годы и будет реализовываться в два этапа.

Основными целями программы являются комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями, снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда).

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
— расширение деятельности по предупреждению артериальной гипертонии, повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и больных с ее осложнениями;
— создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и системы учета больных артериальной гипертонией;
— совершенствование подготовки медицинских кадров (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и кардиологов в области кардиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
— укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб и клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля;
— проведение научно-исследовательских работ по созданию новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями;
— разработка продуктов питания и оптимальных рационов питания для профилактических и лечебных целей, а также высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной решением Правительства от 10 июля 2001 г. №910-р отмечена основная цель государственной политики в области реформирования здравоохранения до 2004 года «как улучшение состояния здоровья населения на основе доступности медицинской помощи путем правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребности населения, … а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане … Повышению эффективности использования государственных финансовых ресурсов будет способствовать … реализации федеральных целевых программ, направленных на борьбу с такими заболеваниями, как … артериальная гипертония».

Читайте также:  Лекарства растительного происхождения при гипертонии

В связи с этим особенно актуальной становится проблема полноценного ресурсного (финансового, материально-технического, кадрового) обеспечения программы, от решения которой зависит готовность учреждений здравоохранения к проведению мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии в Российской Федерации.

Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетом субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников (таблица 1).

Таблица 1. Объемы и источники финансирования федеральной целевой программы «Профилактика и лечение аотеоиальной гипеотонии в Российской Федерации».

Объём финансирования

2002-2008 годы всего

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Всего

3580,42

558,39

598,39

604,19

551,33

462,45

462,74

342,93

в том числе федеральный бюджет

372,1

60,15

71,95

65,95

45,75

42,9

42,8

42,6

бюджеты субъектов Российской Федерации

2803,23

435,24

463,94

475,74

451,78

365,75

366,14

244,64

Внебюджетные источники

405,09

63

62,5

62,5

53,8

53,853,855,69

Общий объем финансирования программы составляет 3580,42 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 372,1 млн рублей (10,4 процента), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 2803,23 млн. рублей (78,3 процента) и за счет средств внебюджетных источников — 405,09 млн рублей (11,3 процента).

Объем финансирования на 2002 год составляет 558,39 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -60,15 млн рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 435,24 млн рублей и за счет средств внебюджетных источников — 63 млн рублей.

В общих расходах за счет средств федерального бюджета расходы на приобретение дорогостоящего оборудования длительного пользования для оснащения амбулаторно-поликли-нических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 221,2 млн рублей (59,5 процента).

Кроме того, в программе предусматриваются:
— создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью осуществления первичной профилактики артериальной гипертонии — 60 млн рублей;
— подготовка и издание новых методических разработок, справочных и информационных материалов по профилактике, диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и лечению больных артериальной гипертонией — 4 млн. рублей;
— создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией — 28 млн рублей;
— разработка и внедрение системы учета больных артериальной гипертонией и больных с ее осложнениями — 27,8 млн рублей; — обеспечение клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля современными гипотензивными лекарственными средствами — 16,1 млн рублей;
— разработка и внедрение в медицинскую практику унифицированных методов диагностики и лечения больных артериальной гипертонией — 2,3 млн рублей;
— участие в международном сотрудничестве со странами-участниками Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, реализующими национальные программы по борьбе с артериальной гипертонией — 8,4 млн рублей.

Необходимо подчеркнуть, что проблема предупреждения и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений среди населения Российской Федерации имеют огромную народнохозяйственную и социальную значимость.

Как считают эксперты, проведение широкомасштабных мероприятий по профилактике артериальной гипертонии, повышению качества ее диагностики и лечения позволит:
— сократить сроки восстановления утраченного здоровья за счет внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных; снизить:
— заболеваемость населения цереброваскулярными болезнями -на 16-18 процентов и ишемической болезнью сердца на 13-15 процентов;
инвалидность в результате инсультов и инфарктов миокарда — на 10-12 процентов;
смертность от сердечно-сосудистых заболеваний — на 15 процентов, от инсультов — на 14-16, от инфарктов миокарда — на 10-12 процентов;
— укрепить кадровый потенциал и материально-техническую базу первичного звена здравоохранения, учреждений терапевтической и кардиологической службы;
— обеспечить современный уровень качества кардиологической помощи населению;
— усилить профилактическую деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений;
— сократить расходы на стационарное лечение и реабилитацию больных в результате перенесения основной деятельности по оказанию медицинской помощи больным артериальной гипертонией и больным с ее осложнениями на уровень первичной медико-санитарной помощи;
— увеличить период активной трудоспособности граждан.

Учитывая это, актуальность данной Программы не вызывает сомнений. Игнорирование или недооценка важности реализации мер по профилактике и лечению артериальной гипертонии в Российской Федерации, пусть даже со ссылкой на сложности современной политической и экономической ситуации в России, недопустимы.

В противном случае прогнозируемые размеры ущерба могут намного превысить запланированные ресурсы на выполнение Программы, которые и без того представляются весьма скромными. Таким образом борьба с артериальной гипертонией является проблемой, эффективно решить которую можно только на государственном уровне.

This article includes examinations of such actual medical problem as arterial hypertensy. The author presents the perspective of financing such program and analyses the main problems of its resources provision. Mr. Trifonov formulates the main aims how to realize these programs and the way how to solve them.

Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник