Целевые программы профилактики и лечения артериальной гипертонии

Федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» (далее — Программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года* N 540 и направлена на снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда) путем комплексного решения проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями.
________________
* Вероятно ошибка оригинала. Вместо даты «от 10 июля 2001 года» следует читать дату «от 17 июля 2001 года». — Примечание «КОДЕКС».

Государственным заказчиком Программы является Минздрав России.

Программа рассчитана на 2002-2008 годы с выполнением ее в два этапа. Первый этап — 2002-2004 годы, второй этап — 2005-2008 годы.

В целях управления и контроля за реализацией Программы в 2002 году работала дирекция Программы, а начиная с 2003 года — Научно-координационный совет.

Под методическим руководством Минздрава России, членов Научно-координационного совета и ведущих специалистов НИИ в области кардиологии разработаны, утверждены и начали реализовываться 58 территориальных программ. С этой целью осуществлялись выезды специалистов в 25 субъектов Российской Федерации.

Для повышения эффективности реализации программных мероприятий утвержден приказ Минздрава России от 24.01.2003 N 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией».

Активно началось выполнение важнейших мероприятий Программы по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по профилактике артериальной гипертонии. Созданы и регулярно транслируются на Центральных каналах телевидения и радио видеоролики на темы: «Нормативы артериального давления», «Способы измерения артериального давления», «Рациональное питание для больных артериальной гипертонией», «Осложнения артериальной гипертонии». Данная продукция тиражируется для субъектов Российской Федерации с целью трансляции на местных каналах телевидения и радиовещания.

Проведено более 1300 радио- и 1000 телепередач по вопросам артериальной гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков, профилактики инсультов с участием ведущих специалистов кардиологов, педиатров и неврологов.

Подготовлены рекламные макеты для размещения на общественном транспорте. В ряде регионов созданы и распространяются информационные памятки по борьбе с факторами риска артериальной гипертонии. Регулярно идут публикации о профилактике артериальной гипертонии в газетах и журналах.

В 30 субъектах Российской Федерации началась работа по проведению массовых мероприятий по выявлению на ранних стадиях артериальной гипертонии у населения, включая детей и подростков. В ряде регионов возобновлена практика измерения артериального давления всем лицам, обратившимся в лечебно-профилактическое учреждение по любому поводу в текущем году, проводится целевая диспансеризация по сердечно-сосудистым заболеваниям (г.Москва, Рязанская область, Чувашская Республика и др.).

Положительной оценки заслуживает работа по привлечению населения к измерению артериального давления в «Дни здоровья» (г.Москва, Московская и Нижегородская области, г.Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия).

По оперативным данным мероприятиями по измерению артериального давления охвачено 20 млн. взрослого населения и около 6 млн. детей и подростков.

Почти во всех территориях организуются школы здоровья для больных с артериальной гипертонией, число которых в настоящее время превышает 1 тысячу. В школах прошли обучение свыше 170 тыс. больных.

Первые результаты двухлетней работы школ здоровья для больных с артериальной гипертонией свидетельствуют об их эффективности. Среди обученных больных отмечается достижение целевого уровня артериального давления в процессе лечения, уменьшается частота факторов риска, снижается количество дней временной нетрудоспособности, уменьшается число госпитализаций по поводу гипертонических кризов.

Началась работа по созданию системы учета больных с артериальной гипертонией. Обобщен опыт работы территориальных регистров, создается компьютерная программа с использованием современных средств связи для технического обеспечения системы учета и пакет формализованных документов.

По выполнению мероприятий по организации системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией, связанной с артериальной гипертонией среди населения (мониторинга) проведен подготовительный этап. Приказом Минздрава России от 16 сентября 2003 года N 440 утверждены инструктивно-методический материал и форма учета.

Для оказания реабилитационной помощи больным с нарушением мозгового кровообращения вследствие артериальной гипертонии в регионах на базе многопрофильных больниц и санаториев создаются отделения и кабинеты восстановительного лечения. В настоящее время функционируют 142 неврологических реабилитационных отделения, из которых 46 организовано в 2002-2003 годах.

В рамках Программы проводятся научно-исследовательские работы по актуальным вопросам артериальной гипертонии. Выявлены факторы риска артериальной гипертонии у подростков, определены критерии восстановления нарушенных функций у больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. По результатам работ подготовлены методические рекомендации «Выявление и профилактика артериальной гипертонии у лиц допризывного возраста» и программы по организации реабилитационной помощи больным, перенесшим инсульт.

Активно проводилась работа по повышению квалификации врачей в области кардиологии. В течение 2002-2003 годов прошли обучение более 8 тыс. врачей и 33 тыс.средних медицинских работников. Проведен ряд научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров по современным проблемам артериальной гипертонии. Состоялось 2 Всероссийских съезда кардиологов.

Для медицинских работников созданы 3 учебных видеофильма о методе суточного мониторирования и самоконтроля артериального давления, издано пособие для врачей «Профилактика, диагностика и лечение артериальной гипертонии».

В целях оснащения амбулаторно-поликлинических учреждений, кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб в 2002-2003 годы закуплено и направлено в 52 субъекта Российской Федерации 60 систем холтеровского мониторирования АД и ЭКГ и 18 нагрузочных комплексов ЭКГ на сумму 40 млн.рублей. Проводились закупки современных гипотензивных лекарственных средств на сумму 3 млн.рублей для субъектов Российской Федерации.

Финансирование программных мероприятий из федерального бюджета в 2002 году составило — 60,15 млн.рублей и в 2003 году — 62,1 млн.рублей, что соответствует утвержденным программой цифрам.

Однако доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на реализацию программных мероприятий, в целом составляет около 42%, при рекомендуемом объеме 80%.

В ряде регионов при утвержденных Программах финансирование их было сокращено от планируемого уровня или отсутствовало (Удмуртская Республика, Красноярский край, Архангельская, Астраханская области и др.)

Кроме того, в 31 субъекте Российской Федерации отсутствуют территориальные программы по борьбе с артериальной гипертонией, в большинстве регионов не созданы кардиологические диспансеры, являющиеся основным звеном в организации специализированной кардиологической помощи населению. В амбулаторно-поликлинических учреждениях неудовлетворительно проводится работа по динамическому наблюдению за больными с артериальной гипертонией, данные учреждения плохо оснащены современным диагностическим оборудованием. Остается на низком уровне выявление лиц с артериальной гипертонией. Недостаточно активно и нерегулярно проводится информационно-просветительская работа с населением по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Особого внимания требуют мероприятия по созданию систем динамического контроля за эпидемиологической ситуацией, связанной с артериальной гипертонией, и учета больных с артериальной гипертонией.

В целях своевременной и эффективной реализации мероприятий федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации»

коллегия решает:

1. Продолжить в приоритетном порядке реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» (далее — по тексту Программа).

2. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Смирнов А.В.) совместно:

2.1. С Российским кардиологическим научно-производственным комплексом Минздрава России, Научно-методическим центром мониторинга качества жизни Минздрава России продолжить оказание организационно-методической помощи органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по разработке и реализации территориальных программ по борьбе с артериальной гипертонией;

2.2. С Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины Минздрава России в 2004 году провести обследование первичной выборки населения России с целью выявления артериальной гипертонии и ее осложнений. Результаты доложить в I квартале 2005 года на заседании Научно-координационного совета;

2.3. с Российским кардиологическим научно-производственным комплексом Минздрава России, Саратовским НИИ кардиологии Минздрава России, ГУП «Медицина для Вас»:

2.3.1. В срок до 1 июня 2004 года разработать компьютерную программу системы учета больных артериальной гипертонией и инструкцию по ее использованию;

2.3.2. Во втором полугодии 2004 года провести в ряде субъектов Российской Федерации апробацию компьютерной программы системы учета больных артериальной гипертонией, организовав для этих целей подготовку специалистов;

2.3.3. В срок до 20 декабря 2004 года разработать проект приказа Минздрава России «О создании системы учета больных артериальной гипертонией».

3. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.) установить контроль за своевременным заключением и исполнением государственных контрактов на выполнение работ по мероприятиям Программы.

4. Управлению организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями (Подгорбунских Н.И.) продолжить в 2004 году в рамках Программы закупку современного медицинского оборудования и гипотензивных лекарственных средств.

5. Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (Ткаченко С.Б.) продолжить выполнение научных исследований, направленных на разработку эффективных методов первичной и вторичной профилактики артериальной гипертонии и ее осложнений (острые нарушения мозгового кровообращения). О ходе выполнения научных исследований доложить на заседании Научно-координационного совета в IV квартале 2004 года.

6. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

6.1. Обсудить на заседании коллегии вопрос о выполнении федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии». Решение коллегии представить в Минздрав России в III квартале 2004 года;

6.2. Обеспечить финансирование мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов. Активнее привлекать средства внебюджетных источников финансирования;

6.3. При отсутствии в субъекте территориальной программы по профилактике и лечению артериальной гипертонии принять необходимые меры по разработке программы и ее выполнению;

6.4. В соответствии с приказом Минздрава России от 24 января 2003 года N 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации» продолжить:

6.4.1. Организацию школ здоровья для больных с артериальной гипертонией;

6.4.2. Проведение массовых мероприятий по измерению артериального давления у населения, включая детей, подростков иинформационно-просветительской работы в средствах массовой информации по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и формированию здорового образа жизни;

6.4.3. Организацию неврологических отделений восстановительного лечения для больных с нарушениями мозгового кровообращения вследствие артериальной гипертонии.

6.5. Активизировать работу в амбулаторно-поликлинических учреждениях по организации динамического наблюдения за больными с артериальной гипертонией, оснастив учреждения диагностическим оборудованием и аппаратурой.

6.6. Представлять информацию о реализации Федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» в соответствии с приказом Минздрава России от 5 марта 2003 года N 85 (приложение N 5).

7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Р.А.Хальфина.

Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.Шевченко

Секретарь коллегии
И.Ю.Селезнев

Текст документа сверен по:
рассылка

Источник

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17-07-2001 540 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ… Актуально в 2018 году

Наименование Программы— федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации»
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы— постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 1776-р
Государственный заказчик Программы— Министерство здравоохранения Российской Федерации
Основные разработчики Программы— Министерство здравоохранения Российской Федерации
Российская академия медицинских наук
Министерство образования Российской Федерации
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Цели Программы— комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями; снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда)
Сроки реализации Программы— 2002-2008 годы
Система программных мероприятий— на первом этапе (2002-2004 годы) предусматривается: проведение
мероприятий среди населения по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии;
создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по первичной профилактике артериальной гипертонии;
обеспечение учреждений терапевтической и кардиологической служб современными гипотензивными лекарственными средствами;
создание систем динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и учета больных артериальной гипертонией;
организация неврологических реабилитационных отделений для больных, перенесших инсульт вследствие артериальной гипертонии;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено) и учреждений терапевтической и кардиологической служб;
повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии.
На втором этапе (2005-2008 годы) предусматривается:
проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению больных артериальной гипертонией с использованием новых методов лечения;
обеспечение функционирования на региональном уровне системы учета больных артериальной гипертонией;
анализ и оценка эпидемиологической ситуации в области заболеваемости артериальной гипертонией и ее осложнений, складывающейся в регионах;
завершение научных разработок по созданию оптимальных рационов питания и высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств;
дальнейшее укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено) и учреждений терапевтической и кардиологической служб;
обеспечение учреждений терапевтической и кардиологической служб современными гипотензивными лекарственными средствами, повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии
Основные исполнители Программы— Министерство здравоохранения Российской Федерации
Российская академия медицинских наук
Министерство образования Российской Федерации
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации организации, выбранные на конкурсной основе
Объемы и источники финансирования Программы— объем финансирования Программы в 2002-2008 годах:
всего 3580,42 млн. рублей,
из них:
федеральный бюджет 372,1 млн. рублей; бюджеты субъектов Российской Федерации 2803,23 млн. рублей;
внебюджетные источники — 405,09 млн. рублей (по согласованию)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы— повышение эффективности профилактики и выявления на ранних стадиях артериальной гипертонии;
разработка новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных, имеющих сердечно-сосудистые заболевания;
разработка научно-технической документации на производство продуктов питания, оптимальных рационов питания для лечебных и профилактических целей и высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств;
улучшение организации и повышение качества кардиологической помощи;
повышение качества профессиональной подготовки медицинских работников в области кардиологии;
укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, стационаров терапевтической и кардиологической служб;
снижение уровня заболеваемости населения цереброваскулярными болезнями и ишемической болезнью сердца на 13-18 процентов, инвалидности в результате инсультов и инфарктов миокарда — на 10-12 процентов и смертности от инсультов и инфарктов миокарда — на 10-16 процентов; снижение суммарного экономического ущерба, связанного с заболеваемостью артериальной гипертонией и ее осложнениями, на 22,4 млрд. рублей
Система организации исполнения Программы и контроль за ее реализацией— для организации работы по выполнению Программы Министерством здравоохранения Российской Федерации создается дирекция Программы, возглавляемая заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию мероприятий Программы

Источник