Артериальное давление научные работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Давликеевская основеая общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района

Научно-исследовательская работа.

«Влияние учебной деятельности на артериальное давление и частоту сердечных сокращений школьников»

Выполнил: Кошкина

Вероника Радиковна,

ученица 8 класса,

Руководитель: Хайбуллина Фания Фаридовна,

учительница биологии и химии

2014

Оглавление:

Введение.

3

  1. Теоретическая часть

3

  1. Практическая часть

6

  1. Возрастные особенности артериального давления у учащихся МБОУ «Давликеевская ООШ».

7

      • Артериальное давление и частота сердечных сокращений утром перед началом учебных занятий .

7

      • АД и ЧСС на уроках стрессовыми ситуациями.

8

      • АД и ЧСС после уроков физической культуры.

9

      • АД и ЧСС после окончания учебных занятий (конец учебного дня)

10

  1. Выводы и заключение.

11

  1. Библиография.

12

  1. Приложение.

13-15

Введение

Приступая к созданию своей работы, я узнала, что по данным ВОЗ в России гипертонией страдают 39% мужчин и 41% женщин.  По данным Государственного комитета по статистике РФ, артериальная гипертония и ее осложнения становятся причиной смерти более 100 тысяч человек в год. Причём сегодня эта проблема касается, не только пожилых, но и совсем молодых людей и детей. Высокие учебные нагрузки в школе, физические нагрузки, стрессовое состояние все это влияет на давление школьников и может привести к тяжелым последствиям.

Цель работы: понять, что такое артериальное давление, изучить влияние учебной деятельности на изменение показателя артериального давления у школьников и пропагандировать эти знания.

Задачи:

  1. Объяснить артериальное давление с точки зрения физических процессов

  2. Рассказать о том, что такое артериальное давление, как оно формируется и от чего зависит.

  3. Научиться правильно, измерять артериальное давление тонометром.

  4. Провести диагностику исследования зависимости артериального давления от учебной деятельности школьников.

  1. Теоретическая часть.

Артериальное давление (АД) – это давление крови крупных артериях человека. Величина его зависит от силы сокращений сердца, притока крови в артерии, эластичности и сопротивляемости сосудов и других факторов. Различают артериальное давление

  1. максимальное (систолическое- верхнее)

  2. минимальное (диастолическое — нижнее)

  3. пульсовое давление.

Систолическое давление – это уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца. Систолическое давление фиксируется в момент максимального подъема пульсовой волны в артериальной системе вслед за систолой левого желудочка.

Диастолическое – это уровень давления крови в момент максимального расслабления сердца. Диастолическое давление отмечается во время спада пульсовой волны, когда происходит диастола сердца. Пульсовым давлением-называют разницу между величиной систолического и диастолического давления.

АД измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм.рт.ст.)

Значение величины АД 120/80 означает, что величина верхнего равна -120, а нижнего -80 мм.рт. ст. Разница в давлении заставляет циркулировать кровь по телу.

Высота артериального давления зависит от:

  • от частоты сокращений сердца, которое гонит кровь по сосудам,

  • от качества стенок сосудов (их эластичность), которые оказывают крови сопротивление,

  • от объема циркулирующей крови и ее вязкости,

  • от психологического состояния человека,

  • от употребления некоторой пищи (например, кофе, колы), приема лекарственных препаратов.

  • от времени суток и др.

Какими методами измеряется артериальное давление?
Первое неинвазивное (бескровное) измерение артериального давления было произведено ещё в конце XIX века Рива Роччи (Riva-Rossi, 1896).

Этот метод заключался в сжатии плечевой артерии при помощи специальной резиновой манжеты, заключенной в футляр из шелковой ткани. Манжета соединялась с ртутным манометром оригинальной конструкции и воздух в нее нагнетался с помощью баллона. О величине артериального давления судили по моменту исчезновения и затем появления пульса на лучевой артерии соответственно при подъеме и спуске давления в манжете, беря из этих показаний среднее.

  По методу Рива-Роччи определялось только систолическое давление. В 1905 г. русский хирург Коротков обнаружил, что в артерии во время ослабления манжеты возникают шумы. Основываясь на данном открытии, он разработал аускультативный метод измерения артериального давления, который и был назван его именем. С тех пор этот метод считается эталонным.

  Для измерения артериального давления в настоящее время широко используются 2 метода:

hello_html_3c72c3ea.jpg

  • Метод Короткова

   Этот метод, разработанный русским хирургом Н.С. Коротковым в 1905 году, предусматривает для измерения артериального давления очень простой прибор, состоящий из механического манометра, манжеты с грушей и фонендоскопа. Метод основан на полном пережатии манжетой плечевой артерии и выслушивании тонов, возникающих при медленном выпускании воздуха из манжеты.

Преимущества:

  • признан официальным эталоном неинвазивного измерения артериального давления для диагностических целей и при проведении верификации автоматических измерителей артериального давления;

  • высокая устойчивость к движениям руки.

Недостатки:

  • зависит от индивидуальных особенностей человека, производящего измерение (хорошее зрение, слух, координация системы «руки—зрение—слух»);

  • чувствителен к шумам в помещении, точности расположения головки фонендоскопа относительно артерии;

  • требует непосредственного контакта манжеты и головки микрофона с кожей пациента;

  • технически сложен (повышается вероятность ошибочных показателей при измерении) и требует специального обучения.

  • Осциллометрический метод

   Это метод, при котором используются электронные приборы. Он основан на регистрации прибором пульсаций давления воздуха, возникающих в манжете при прохождении крови через сдавленный участок артерии.
Преимущества:

  • не зависит от индивидуальных особенностей человека, производящего измерение (хорошее зрение, слух, координация системы «руки—зрение—слух»);

  • устойчивость к шумовым нагрузкам;

  • позволяет производить определение артериального давления при выраженном «аускультативном провале», «бесконечном тоне», слабых тонах Короткова;

  • позволяет производить измерения без потери точности через тонкую ткань одежды;

  • не требуется специального обучения.

Недостаток:

  • при измерении рука должна быть неподвижна.

Исследования направлены на популяризацию и повышение престижа здорового образа жизни, формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни и создание профилактических программ в массовой профилактике социально значимых заболеваний.

В ходе исследовательской работы применялись методы: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения информационных ресурсов, сравнительно-сопоставительный анализ, обсуждение, обобщение и систематизация полученных данных в таблицах, анализ и обобщение. А основным методом практической работы является осциллометрический метод измерения артериального давления.

  1. Практическая часть.

Приёмы: Исследования проводилось МБОУ «Давликеевская основная общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ. Из числа школьников выбрана группа для исследования. Среди участников проекта, школьники 2 класса, школьники 6 класса и школьники 8 класса. Изучаемые классы из начальной, средней и старшей школы выбраны для определения возрастных особенностей.

Полученные данные: Наблюдаются изменения артериального давления и частота сердечных сокращений у участников исследования в течения дня. Наблюдаются резкие увеличения артериального давления в результате занятий физкультуры, занятий стрессовыми ситуациями. В конце учебного дня наблюдается разное давление у кого то снижается, у кого то повышается, а у некоторых сравнительно не меняется.

Основные проблемы проекта: изучить, что такое артериальное давление, какое давление считается нормальным. Возрастные особенности артериального давления и частоты сердечного сокращения, как влияют учебные занятия на изменение показателя АД и ЧСС.

В своей работе я выдвигаю гипотезу: артериальное давления и частота сердечных сокращений зависит от возрастных особенностей, наследства, эмоционально-психологического состояния школьников, физической и умственной нагрузи.

Гипотеза:

Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.

Читайте также:  Признаки повышенного артериального давления

А значит, нужно заботиться о своем здоровье с малых лет прежде, чем его утратишь и постоянно накапливать и поддерживать его резервы. Если человек будет больше знать о своём здоровье, о том как какое у него артериальное давление, научится регулировать своё артериальное давление, то сможет осуществить профилактику своего здоровья.

  1. Утром до начало занятий.

Я измеряла артериальное давление и частоту сердечных сокращений утром до начало занятий

Таблица 1

ФИО

АД мм.рт.ст

ЧСС уд/мин

2 класс

1.

Габдрахманов Камиль

100-63

105

2.

Замалиева Рамиля

111-79

114

3.

Валиев Назыйр

88-59

100

4.

Валиев Азат

120-61

94

6 класс

1.

Габдрахманов Ранил

109-72

86

2.

Шайдуллина Илюзя

104-64

85

3.

Самигуллина Чулпан

93-68

91

4.

Баев Айнур

102-67

81

5.

Тимеркин Данил

101-68

85

8 класс

1.

Гараева Гульназ

105-62

67

2.

Садрутдинова Эндже

102-64

82

3.

Кошкина Вероника

110-81

98

4.

Бикбув Булат

96-78

79

Из моих исследований видно, что артериальное давление и частота сердечных сокращений у школьников участвующих в исследований соответствует возрастным категориям и нет не каких отклонений здоровья.

Возрастные особенности артериальное давления

Возраст

Нормальный минимум систолического давления

Нормальный максимум систолического давления

Нормальный минимум диастолического давления

Нормальный максимум диастолического давления

6-9 лет

100

122

60

78

10-12 лет

110

126

70

82

13-15 лет

110

136

70

86

Нормы пульса для школьников

————————————————————————————
Возраст  Среднее значение пульса           Границы нормы пульса 
                                      (уд/мин)                                     (уд/мин)

_______________________________________________________
6–8 лет                              98                                           78–118
—————————————————————————————
8–10 лет                            88                                           68–108
—————————————————————————————
10–12 лет                          80                                            60–100
—————————————————————————————
12–15 лет                          75                                            55–95
————————————————————————————-

  1. Влияние стрессовых ситуаций на АД и ЧСС.

Человек каждый день встречается с различными стрессовыми ситуациями, поэтому главное знать, каким образом нужно их встречать. Наиболее опасно, когда такие ситуации застают человека во время малоподвижного состояния (на уроке). Всем известно, что при стрессе вырабатывается гормон надпочечников – адреналин. Он приводит все органы человеческого организма в экстремальную работу. При этом значительно учащается сердцебиение, а так же стимулируется выработка глюкокортикоидов, которые, в свою очередь тоже повышают АД. Так же во время стрессовых ситуаций за счет тромбоцитарных факторов повышается свертываемость крови, что приводит к повышению АД.

Эмоциональный стресс приводит к повышению АД, которое может сохраняться дольше действия самого стимула. При исследовании, которое я проводила руководитель моей работы Фания Фаридовна договорившись с учителями создала на уроках стрессовые ситуации и в момент сильных переживаний, оказалось, что АД может повышаться. Сохраняется повышенным в течение 15 минут и более. В этот момент я измеряла давления учащихся.

Таблица 2

ФИО

АД мм.рт.ст

ЧЧС уд/мин

2 класс

1.

Валиев Назыйр

88-67

106

2.

Валиев Азат

126-97

100

3.

Габдрахманов Камил

106-70

119

4.

Замалиева Рамиля

112-72

111

6 класс

1.

Самигуллина Чулпан

100-69

109

2.

Шайдуллина Илюзя

109-69

111

3.

Габдрахманов Ранил

111-72

110

4.

Баев Айнур

112-68

92

5.

Тимеркин Данил

111-70

101

8 класс

1.

Гараева Гульназ

109-72

95

2.

Кошкина Вероника

120-90

129

3.

Бикбув Булат

120-71

101

4.

Садрутдинова Эндже

110-72

107

Ели сравнить таблицу 1 и таблицу 2 можно увидеть значительные изменения. Во 2 таблице видно повышение АД и ЧСС, из за сильного волнения на уроке.

  1. После занятий физической культуры.

Артериальное давление обычно повышается при физической нагрузке, так как сердцу приходится более интенсивно работать. Легкие физические нагрузки способствуют хорошему кровообращению, а значит и здоровому состоянию всего организма в целом. Регулярное занятие физическими упражнениями укрепляет здоровье, а так же способствует защите его от различных простудных заболеваний. Но все хорошее хорошо в меру. Увеличение физической нагрузки либо резкое увеличение времени занятия физическими упражнениями влечет за собой серьезные последствия. При выполнении физических упражнений увеличивается сердцебиение, так как во всем организме возрастает потребность в кислороде. Вместе с ускорением работы сердца пропорционально увеличивается артериальное давление. Например, после 20 минут работы организма повышается кровообращение и расширяются сосуды, поэтому повышается АД.

Таблица 3

ФИО

АД мм.рт.ст

ЧЧС уд/мин

2 класс

1.

Валиев Назыйр

86-68

116

2.

Валиев Азат

136-100

110

3.

Габдрахманов Камил

106-70

140

4.

Замалиева Рамиля

116-72

121

6 класс

1.

Самигуллина Чулпан

100-69

118

2.

Шайдуллина Илюзя

114-69

111

3.

Габдрахманов Ранил

119-76

121

4.

Баев Айнур

112-68

92

5.

Тимеркин Данил

111-70

101

8 класс

1.

Гараева Гульназ

119-68

85

2.

Кошкина Вероника

122-97

129

3.

Бикбув Булат

128-71

103

4.

Садрутдинова Эндже

111-72

107

Из таблицы 3 видно влияние урока физкультуры на АД и ЧСС.

  1. Конец учебного дня.

К концу учебного дня под влиянием учебных занятий, или из за усталости у школьников наблюдается разные результаты. У кого то артериальное давления и частота сердечных сокращений увеличилась, а у кого то снизилась. Это наблюдается в таблице 4

Таблица 4

ФИО

АД мм.рт.ст

ЧЧС уд/мин

2 класс

1.

Валиев Назыйр

88-59

100

2.

Валиев Азат

126-67

96

3.

Габдрахманов Камил

100-63

105

4.

Замалиева Рамиля

100-69

104

6 класс

1.

Самигуллина Чулпан

100-65

87

2.

Шайдуллина Илюзя

110-70

88

3.

Габдрахманов Ранил

116-61

77

4.

Баев Айнур

112-74

90

5.

Тимеркин Данил

101-68

85

8 класс

1.

Гараева Гульназ

96-56

56

2.

Кошкина Вероника

113-85

116

3.

Бикбув Булат

124-85

78

4.

Садрутдинова Эндже

122-80

134

III. Выводы и заключение:

Читайте также:  Сера и артериальное давление

1.Решена поставленная задача: выявлена взаимосвязь АД, ЧСС и возрастных особенностей и влиянием учебных занятий.

2.Удалось получить фактическую информацию о влиянии стрессовых уроков и занятий физической культуры на АД и ЧСС.

3.В результате исследований получен экспериментальный материал в виде таблиц и графиков.

Итак, я выяснила:

1) Что АД у школьников младших классов меньше, а ЧСС у младших учащихся больше.

2) Что для каждого человека характерно своё АД и ЧСС, и следить за ним должен каждый.

3) Что на АД могут действовать различные факторы: возраст, образ жизни, время суток, учебные занятия, физические нагрузки, атмосферное давление.

4) Что на АД от части влияет и наследственность. Это наблюдается у ученика 2 класса Валиева Азата, у него АД сравнительно выше сем у одноклассников ( как у родителей) и у ученицы 8 класса Гараевой Гульназ у неё низкое АД как у отца.

Литература:

Библиография:

  1. Артериальное давление. [Электронный ресурс]. – режим доступа: med-tutorial.ru/.

  2. Н.Б. Садикова Современный справочник медицинской сестры

  3. Колесов Д.В.,Маш Р.Д.,Беляев И.Н. Биология. Человек 8 класс: учебник- М: Дрофа,2009.

  4. Кошель П. Энциклопедический словарь школьника. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2000

  5. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М: Просвещение, 1988

  6. Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. – М: Просвещение, 1989

  7. https://www.medkurs.ru/meal/systems/section2529/16222.html

  8. Журнал «Здоровье»,К проблеме обучения основам здорового образа жизни в школе//Защитим детство!.- СПб., 2007 , стр.330

  9. Н.Г. Мамонтов Общая биология

  10. Интернет ресурсы

Приложение I.

ЧСС утром до начало занятий.

Приложение II.

Влияние стрессовых ситуаций на ЧСС.

Приложение III.

Влияние занятий физкультуры на ЧСС.

Приложение IV

Наблюдение ЧСС в конце учебного дня.

Приложение V

Фоторепортаж

hello_html_3483a8a4.jpghello_html_m4ffcf09f.jpg

hello_html_m7c695647.jpghello_html_1fb044bf.jpg

hello_html_m300ef09a.jpghello_html_1d807371.jpg

Источник

VIII Окружная МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

» Я-исследователь «

Секция «Человек и его здоровье»

Изучение эффективности немедикаментозных способов снижения артериального давления

Выполнила: Евграфова Валентина ученица 7 «Б» класса МБОУ «Школа № 55» г.о.Самара

Научный руководитель: Волынщикова Наталия Алексеевна, учитель химии МБОУ «Школа №55» г.о.Самара

Самара, 2017

Оглавление

Введение ………………………………………………………………… 3

1.Теоретическая часть………………………………………………….. 5

1.1 Артериальное давление и сердечно-сосудистые заболевания…… 5

1.2 Причины недостаточной эффективности лечения

повышенного АД..………………………………………………………6

2. Материалы и методы исследования…………………………………7

2.1 Анализ анкетирования…………………………………………….. 7

2.2 Мониторинг артериального давления……………………………. 9

Заключение………………………………………………………………11

Список литературы …………………………………………………….12

Приложения ……………………………………………………………13

Введение

Сердечно-сосудистые заболевания являются ведущей причиной смерти в мире: они ежегодно уносят 17,3 миллиона человеческих жизней. В России среди социально значимых заболеваний болезни системы кровообращения занимают первое место.

По данным Всероссийского научного общества кардиологов, заболевания сердца и сосудов являются причиной более половины всех смертей россиян и составляют 53% общей смертности. Всего болезнями сердца и сосудов в России страдают более 23 миллионов человек.

В эту группу входит много болезней, но на долю трех из них – ишемической болезни сердца (ИБС), включая инфаркт миокарда, артериальной гипертонии (АГ) и цереброваскулярных болезней (ЦВБ), включая инсульт – приходится порядка 80% летальных исходов [5].

Согласно результатам Фремингемского исследования повышенного АД (в этом исследовании границей служил уровень АД 160/95 мм рт.ст.) ассоциируется с повышением риска от 5 до 30 раз в разных возрастных группах и у лиц обоих полов.

В целом, больные с АГ по сравнению с лицами с нормальным уровнем АД имеют в 7 раз большую частоту возникновения инсульта, в шесть раз — сердечной недостаточности, в четыре раза — возникновения ишемической болезни сердца, вдвое — развития поражения периферических артерий [2].

2015 год был объявлен Президентом Российской Федерации
В.В. Путиным Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Правительство Российской Федерации утвердило межведомственный
план основных мероприятий по его проведению. Это решение принесло положительные результаты.

По данным оперативного учета за январь-декабрь 2015 года, в России по сравнению с аналогичными данными за январь-декабрь 2014, при снижении общего числа умерших на 0,1% число умерших от болезней системы кровообращения сократилось на 3,2% 4.

В отличие от других заболеваний АГ длительное время может протекать с малыми проявлениями или полным отсутствием симптомов. Осознание необходимости лечения у больных появляется только при возникновении осложнений: стенокардии, инсульта. Эти больные нуждаются в медикаментозной терапии.

Вместе с тем, отсутствие жалоб, непонимание риска гипертонии, низкая мотивация к лечению и общие рекомендации врача принимать лекарства профилактически с целью предотвращения развития осложнений АГ в будущем не всегда являются достаточно убедительными, чтобы больные мягкой АГ неукоснительно соблюдали предписанный режим лечения на протяжении длительного времени. А такие факторы, как отсутствие быстрого эффекта лечения, появление нежелательных побочных явлений, могут способствовать самостоятельному прекращению лечения5.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что очень многие люди, не осознавая риск для здоровья, повышенного артериального давления, предпочитают самолечение. В этой связи возникает необходимость тщательного исследования влияния немедикаментозных методов нормализации артериального давления.

Цель исследования: изучить немедикаментозные способы понижения повышенного артериального давления и их эффективность.

Гипотеза исследования состоит в том, что высокое артериальное давление можно понизить и стабилизировать, применяя немедикаментозные методы.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по теме исследования;

  2. Установить причины предпочтения лечения повышенного артериального давления народными средствами

  3. Изучить немедикаментозные способы снижения АД и их эффективность

По данной теме была изучена литература:

Батуев А.С. «Биология.Человек.учеб.для 9 класса», Комаров Ф.И., Кукес А.С., Сметнева А.С. «Внутренние болезни», Сиренко Ю.Н. «Гипертоническая болезнь и артериальные гипертензии»

1.Теоретическая часть

1.1. Артериальное давление и сердечно-сосудистые заболевания

Артериальное давление является одним из наиболее доступных для измерения маркёров общего состояния организма, равно как и частота сердечных сокращений (пульс), частота дыханий, и температура тела. При этом артериальное давление очень важный биометрический показатель и его значения должны лежать в определённых пределах: 90/60 – 140/90 мм рт. ст. Если значения артериального давления выходят за эти границы, то необходимо обратиться за медицинской помощью.

Артериальное давление зависит от силы сердечных сокращений, эластичности и тонуса сосудов, количества крови, которое сердце выбрасывает в сосудистое русло при каждом сокращении. Различают систолическое, или верхнее, АД — давление крови во время сокращения желудочков сердца (систолы). При этом из них выталкивается 70 мл крови. Такое количество не может сразу пройти через мелкие кровеносные сосуды, особенно капилляры. Поэтому аорта и другие крупные сосуды растягиваются, и давление в них повышается, достигая в норме 100-139 мм рт.ст. Во время диастолы давление крови в аорте постепенно падает и в норме до 90 мм рт.ст., а в крупных артериях до 70 мм рт.ст. Разница в величинах систолического и диастолического давления воспринимается в виде пульса [4].

В повседневной практике при рутинном измерении артериального давления чаще всего выявляется его повышение выше 140/90. К сожалению, многие люди не придают повышенному артериальному давлению должного значения, если это не сопровождается какими-либо неприятными ощущениями. Да и при появлении головной боли многие скорее примут таблетку анальгина или но-шпы, чем воспользуются тонометром, хотя именно изменения артериального давления являются наиболее частой причиной головных болей в старшем возрасте. Головная боль при повышении артериального давления ощущается как давящая, с двух сторон головы, чаще всего в области затылка, но может быть и так: «вся голова стала тяжёлой, как — будто свинцом налита». Кроме головной боли может возникнуть общая слабость, головокружение, «мушки перед глазами», потеря сознания, боли за грудиной 1.

Читайте также:  Что означает повышенное артериальное давление

Наиболее частыми осложнениями значительного однократного повышения артериального давления являются инфаркт миокарда и инсульт.

Артериальная гипертония является как самостоятельным заболеванием, так и фактором риска развития ССЗ в силу своей большой распространенности и плохого контроля даже в странах с хорошим уровнем развития системы здравоохранения. Крупное исследование, проведенное специалистами Всесоюзного кардиологического научного центра РАМН еще в 80-х годах прошлого столетия, показало, что АГ является причиной развития тяжелых сердечно-сосудистых (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, сердечная недостаточность) и цереброваскулярных (инсульт) заболеваний. У больных с АГ в 3–4 раза чаще развивается ИБС и в 7 раз чаще – инсульт. Анализ причин развития сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний, проведенный в США, показал, что у больных, впервые перенесших инфаркт миокарда, 77% сердечную недостаточность, и 77% инсульт, в анамнезе была неконтролируемая артериальная гипертония [5].

1.2Причины недостаточной эффективности лечения повышенного АД

За последнее десятилетие достигнут значительный прогресс в понимании механизмов развития, принципов диагностики, профилактики и лечения многих заболеваний. Однако эти достижения не в полной мере реализуются в клинической практике, что не всегда позволяет добиться желаемой эффективности. Проблема выполнения, а вернее невыполнения врачебных рекомендаций остается в центре внимания, как исследователей, так и работников практического здравоохранения. Отрицательные последствия этого явления — клинические, экономические — ни у кого не вызывают сомнений.

Возможно, такое неудовлетворительное положение связано с тем, что пока отсутствуют четкие ответы на следующие вопросы: каковы главные причины низкой приверженности лечению? Как можно улучшить выполнение больными назначений? Можно ли повысить приверженность пациентов лечению так, чтобы существенно улучшились его конечные результаты? Ответ хотя бы на один из этих вопросов помог бы подобрать дифференцированный подход к повышению приверженности в каждом конкретном случае.

Так, до 50% пациентов с артериальной гипертензией прерывают лечение, назначенное врачом, что является главной причиной уменьшения терапевтического эффекта, существенно повышает вероятность развития осложнений основного заболевания, ведет к снижению качества жизни больных и увеличению затрат на лечение 6.

2. Материалы и методы исследования

2.1 Анализ анкетирования

Мы провели анкетирование 67 человек, возраст респондентов от 34 до 79 лет. В анкете был задан вопрос «Что Вы обычно используете для снижения повышенного АД?»

Из 67 человек повышенное артериальное давление по предписанию врача лечат только 11,94 %.Остальные или используют немедикаментозные средства или вообще не снижают АД.

Ответы респондентов отражены в диаграмме (рис. 1).

Рисунок 1. Используемые средства для снижения артериального давления

Как видно из результатов анкетирования наибольшей популярностью пользуются средства для снижения АД рецепты народной медицины. Вызывает тревогу, что 7,46 % опрошенных принимают лекарства по рекомендации знакомых. Причины такого поведения различны, все они отражены на рис. 2

Рисунок 2. Причины немедикаментозных способов снижения повышенного артериального давления

Анкетирование показало, что наибольшей популярностью пользуются средства для снижения АД — рецепты народной медицины, так как опрошенные люди бояться побочных эффектов от лекарств, а также отпугивает людей дороговизна лекарств.

Опрос показал, что респонденты знают множество способов снижения повышенного АД. Наиболее часто используемые: зеленый чай, травяные сборы, горчичники, ароматерапия, горячие ножные ванночки.

2.2 Мониторинг артериального давления

Мы провели исследования эффективности снижения АД с помощью следующих способов:

— травяные сборы

— ароматерапия

— специальные физические упражнения

В исследовании принимало участие 7 человек.

Травяной сбор принимали 3 человека в течение недели. Рецепт напитка: на 1 стакан кипятка — чайная ложка гвоздики , 3 чайных ложек красного жгучего перца.

Таблица 1

Мониторинг АД до принятия напитка и после

Сергей,

50 лет

до

146/98

156/100

138/94

134/93

130/88

147/97

134/82

после

127/90

150/95

134/102

130/88

128/92

139/91

129/80

Вениамин, 79 лет

до

173/102

165/91

160/100

169/91

156/90

159/92

161/93

после

154/99

159/89

154/93

153/90

149/85

154/87

156/90

Людмила, 48 лет

до

138/90

140/89

142/88

142/90

145/90

137/85

139/84

после

135/87

138/84

137/84

139/86

142/87

134/83

132/82

Из таблицы видно, что после принятия напитка из гвоздики и красного перца у всех участников исследования происходит снижение артериального давления, но на короткое время, на следующий день опять высокое давление. В течение недели ни у одного исследуемого давление не стабилизировалось.

Ароматерапия, заключалось в том, что нужно было вдыхать эфирные масла валерианы, лаванды, мандарина каждый день по 15 минут. В исследовании участвовали 2 человека

Таблица 2

Мониторинг АД при применении ароматерапии

На основе анализа данных, мы сделали вывод, что ароматерапия не снижает АД.

Наиболее существенное снижение повышенного артериального давления, было получено после проведения специальных физических упражнений:

  • диафрагмальное дыхание (при вдохе округлялся живот, а при выдохе он сдувался. Грудная клетка должна быть обездвижена.)

  • подъем и удержание ног (лежа на спине поднять ноги под углом 90 и удерживать в таком положение 5 минут)

Упражнения выполнялись по 10 мин через день, в течении двух недель, результаты приведены в таблице 3

Таблица 3

Мониторинг АД при выполнении специальных физических упражнений

Юрий,

50 лет

до

145/101

152/96

147/98

139/92

135/90

137/92

133/90

после

131/89

131/89

128/83

126/85

122/83

123/81

124/82

При выполнении упражнений, всегда наблюдалось снижение артериального давления, а к концу второй недели было зафиксировано более низкие показания артериального давления, чем в начале первой недели.

Заключение

Приведенные данные свидетельствуют о том, что очень мало результативных немедикаментозных методов снижения АД, но люди склонны к самолечению, в полной мере, не оценивают весь риск заболевания

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

  1. Из всех методов понижения артериального давления, эффективным оказалось только применение специальных физических упражнений.

  2. При высоких значениях артериального давления, самолечение недопустимо.

  3. Самоконтроль артериального давления и тесное сотрудничество с врачом, позволят держать давление в норме

Список литературы

  1. Комаров Ф.И., Кукес А.С., Сметнева А.С. Внутренние болезни/ Комаров Ф.И., Кукес А.С., Сметнева А.С. – 2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Медицина,1991.- 688с.

  2. Сиренко Ю.Н. Гипертоническая болезнь и артериальные гипертензии / Ю.Н. Сиренко. — Издательство: Заславский А.Ю.,2011.

  3. Манвелов Л. С., Кадыков А. В. Артериальное давление и техника его измерения/ Манвелов Л. С., Кадыков А. В. // Российский медицинский журнал.- 2015.- №1- С.49-51.

  4. Чазова И.Е., Ощепкова Е.В. Опыт борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями в России / Чазова И.Е., Ощепкова Е.В.//Аналитический вестник № 44 (597)

  5. Ощепкова Е.В. Низкая приверженность больных артериальной гипертонией к лечению: подходы к ее улучшению.// www.medliks.ru

Источник