Артериальное давление физика 7 класс

Министерство образования Омской области

Научно-практическая конференция студентов

студентка группы 12

Руководитель: Свечкарева Н.Л.,

2. Что понимают под АД?

3. Показатель артериального давления.

4. Работа сердца.

5.Факторы, влияющие на сердечный выброс.

6. Правила пользования тонометром.

7. Наши исследования.

Объект исследования : студенты групп П-12, М-15.

Предмет исследования: измерение артериального давления.

Цель исследования: выявить соответствие данных, полученных при измерении давления у студентов, нормативным данным.

Задачи исследования:

  1. Измерить давление у студентов.
  2. Провести анализ полученных данных.
  3. Предложить рекомендации для поддержания нормального для данной возрастной категории студентов артериального давления.

Когда вы приходите на прием к педиатру или терапевту, врач обязательно измеряет вам температуру и кровяное давление. Измеряют давление с помощью манометра и фонендоскопа.

Рассмотренный способ измерения давления в 1905 г. предложил русский врач, участник русско – японской войны, Николай Сергеевич Коротков, и с тех пор слышимые в фонендоскопе удары называются во всем мире звуками Короткова.

Природа этих звуков оставалась неясной почти до конца 20-го века, пока механики не предложили следующее объяснение: как известно, кровь движется по артерии под действием сокращений сердца. Изменение давления крови, вызываемое сокращением сердца, распространяется по стенкам артерии в виде пульсовой волны.

2. Что понимают под АД?

Под АД понимают давление, оказываемое движущейся кровью на внутреннюю поверхность артерий и на впереди лежащий столб крови.

1) притока крови в артериальную систему;

2) эластичности сосудистых стенок;

3) вязкости крови и т.д.

Различают АД систолическое, диастолическое и пульсовое.

Систолическое АД – это давление, возникающее в артериальной системе вслед за систолой левого желудочка, т.е. давление в момент максимального подъема пульсовой волны.

Диастолическое АД возникает в период диастолы сердца, когда имеет место падение пульсовой волны.

При увеличении сердечного выброса и неизменном сосудистом сопротивлении АД повышается, а при снижении сердечного выброса – снижается.

3. Показатель артериального давления

Показатель артериального давления прямо пропорционален сердечному выбросу и общему периферическому сопротивлению:

Сердечный выброс является ценнейшим показателем гемодинамики и основан обычно на использовании формулы Фика:

4. Работа сердца

Работа любого желудочка может быть вычислена по формуле:

Коэффициент полезного действия (КПД) сердца равен отношению совершенной работы к затраченной энергии составляет всего 14 – 15%, что говорит о значительных потерях

При физической работе и тренировке КПД сердца может увеличиваться. При повышении АД нагрузка на сердце становится больше, а КПД уменьшается.

5. Факторы, влияющие на сердечный выброс

Сердечный выброс (СВ) представляет собой количество крови, выбрасываемой левым желудочком в аорту за 1 минуту и зависит от физиологических факторов:

— количества крови, притекающей к правому предсердию

— нагнетательной функции сердца, определяемой главным образом сократительной способностью миокарда

— общего периферического сопротивления

Эффективность сердца как насоса определяется тем, насколько полно оно способно перекачивать объем крови, поступающей по системе полных вен.

Влияние физической нагрузки на сердечный выброс и частоту сокращений сердца у человека

состояниечастота сокращений сердца в 1 минутусердечный выброс
покой605,5
умеренная нагрузка10010,9
интенсивная нагрузка13815,0

6. Правила пользования тонометром

Правила, которые помогут вам получить правильные показатели измерения кровяного давления:

— примерно за полчаса перед измерением давления не рекомендуется пить кофе или горячий чай и крепкий чай, курить табак;

— за 5 минут до этой процедуры нужно присесть, расслабиться и успокоиться;

— в комнате должно быть тихо, температура воздуха должна быть комфортной;

— перед измерением артериального давления нужно занять удобную позу. Нельзя сидеть, согнув спину, закинув ногу, наклонившись вперед;

— не двигайтесь и не разговаривайте во время измерения;

— в правильном положении манжета тонометра должна находиться на уровне сердца, выше сгиба локтя на 3-4 см;

— при необходимости измерить давление повторно, посидите 2-3 минуты и повторите процедуру.

7. Наши исследования

Цель: выявить соответствие данных, полученных при измерении давления у студентов, нормативным данным.

Для молодых людей 16-20 лет с нормальным физическим развитием уровень систолического давления 100-200 мм рт.ст., а диастолического – 70-80 мм рт.ст.

Мы измерили давление и пульс у студентов 12 и 15 групп и вычислили средний результат:

систолическоедиастолическоепульс
1157072

Вывод: на день проведения исследования артериальное давление у студентов 12 и 15 групп оказалось практически в норме.

Тем студентам, у которых оказалось пониженное давление, советуем чаще бывать на свежем воздухе, избавиться от вредных привычек, употреблять продукты, богатые витаминами, которые положительно влияют на работу нервной системы и кровеносных сосудов.

1. Как действие силы зависит от площади опоры?

а). По снегу человек идет, глубоко проваливаясь, а, надев лыжи, почти не проваливается.
Почему?
Человек действует на снег с силой, равной своему весу.
Но действие этой силы (на лыжах и без лыж) различно, так как различна площадь поверхности опоры человека о снег.
Площадь поверхности лыжи в 20 раз больше площади подошвы обуви. На лыжах вес человека распределяется на большую площадь опоры.

б). Острая канцелярская кнопка легче входит в дерево, чем тупая.
Действие силы давления на острую кнопку со стороны руки человека будет больше, так как такая кнопка имеет меньую плошадь острия, чем тупая кнопка.

в). Опыт: в углы доски вбиты гвозди.

Если установить доску с гирей на песок шляпками гвоздей вниз, то они чуть-чуть вдавливаются в песок.
Если установить доску с той же гирей на песок остриями гвоздей вниз, то они сильно вдавливаются в песок.

Результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.

Результат действия этой силы зависит от того, какой величины сила действует на каждую единицу площади поверхности.

Большая по значению сила, действующая на ту же площадь, будет производить большее давление.

2. Что называется давлением?

Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.

3. Как рассчитать давление?

Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности:

где, давление — р,
сила, действующая на поверхность, — F
площадь поверхности — S.

4. Единицы давления

За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м 2 перпендикулярно этой поверхности.

Единица давления — ньютон на квадратный метр (1 H/м 2 ).
В честь французского ученого Блеза Паскаля единица давления в СИ названа Паскалем (Па).

Используются также другие единицы давления:
гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа).

1 кПа = 1000 Па
1 Па = 0,001 кПа

1 гПа = 100 Па
1 Па = 0,01 гПа

5. Решение задачи на расчет давления

Задача.
Рассчитать давление, производимое на пол мальчиком, масса которого 45 кг, а площадь подошв его ботинок, соприкасающихся с полом, равна 300 см 2 .

Класс: 7

Загрузить презентацию (735,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Умение: решать задачи на нахождение давления; работа с приборами.

Развивающая: развитие теоретического мышления.

Воспитательная: воспитание культуры учебного труда.

Этап урокаВремя, минДеятельность учителяДеятельность ученика
1. Организационный1-2Настраивает на урокПсихологически настраиваются на урок
2. Актуализация знаний5Комментирует заданияОтвечают на вопросы
3. Изучение нового материала171. Организует эвристическую беседу, с проблемными вопросами.
2. Показывает презентацию
1. Участвуют в беседе, делают выводы, формулируют определения, работают по презентации.
2. Решают задачи
4. Фронтальный эксперимент8-10Ставит задачуВыполняют эксперимент.
Делают выводы
5. Домашнее задание1Поясняет заданиеЗаписывают задания
6-7. Закрепление и подведение итогов урока6-7Предлагает заданияДелают вывод.
Отвечают на вопросы.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, приборы для фронтального эксперимента (динамометры, бруски, линейки), презентация по теме урока. Приложение 1

Здравствуйте, прошу садиться. Нарисуйте настроение, с которым вы пришли на урок.

Вопросы по домашнему заданию (идёт выяснение трудностей, с которыми учащиеся столкнулись при выполнении домашней работы).

Цель: подготовить мышление учащихся к восприятию нового знания.

Форма работы: индивидуальная.

Метод по характеру познавательной деятельности: репродуктивный.

Посмотрите на слайд (слайд №2) и объясните следующие вопросы.

  • По болоту прошли лось и человек. Чьи следы глубже?
  • Почему кулаком нельзя разбить толстую доску, а ребром ладони – можно?
  • Почему рельсы не кладут прямо на землю?
  • Как легче идти по рыхлому снегу: на лыжах или без них?

Каждый из вас выдвинул свои гипотезы. Кто из вас прав, кто заблуждается, мы узнаем, изучив материал урока. Тему урока вы узнаете, разгадав кроссворд (слайды 4-12).

1. Изменение формы и размера тела. (Деформация)

2. Физическая величина, мера инертности. (Масса)

3. Сила, с которой тело действует на опору или подвес. (Вес)

4. Мера взаимодействия тел. (Сила)

5. Явление, возникающее при соприкосновении тел и препятствующее их относительному движению. (Трение)

6. Единица измерения силы. (Ньютон)

7. Прибор для измерения силы. (Динамометр)

8. Сила, с которой Земля притягивает все тела. (Тяжести)

И так тема нашего урока “Давление. Единицы давления” (слайд №13). Записываем в тетрадь.

Прошу вас сформулировать для себя цель урока. Цель должна начинать словами:

“Я должен узнать ….”

“Я должен научиться….”. (Слайд № 14) (Учащиеся отвечают)

После как все высказываются, подвожу итог:

Я должен узнать:

— что называется давлением;

— какой буквой обозначается;

— в каких единицах измеряется;

— формулу, по которой можно рассчитать давление;

— от чего зависит давление.

Я должен научиться:

— применять формулу давления для решения задач;

— научиться рассчитывать давление, которое оказывают разные тела.

Цель: усвоение нового знания.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Метод по характеру познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Предлагаю вам решить задачу.

Лилипутская канатная фабрика выпускает канат площадью сечения 1 мм 2 , едва выдерживающий тяжесть одного лилипута, масса которого 1 г (вес 0,1 Н). На фабрике решили выпустить канаты разных сечений: 1 см 2 , 2 см 2 , 3 см 2 ….,10 см 2 .

Какую нагрузку они могут выдержать? (Слайд № 17)

Сначала идёт обсуждение, как решить задачу. Если решение не предложено, смотрим слайд — подсказку. (Слайд № 18)

Записываем решение у доски (работает сильный ученик).

F= (1см 2 /0,01см 2 )* 0,1 Н = 10 Н

Устно находим силы, которые выдерживают остальные канаты 20, 30, . 100 Н.

Устно для всех остальных канатов, во всех случаях отношение равно 10.

Вывод: Канаты разные, а величина F/S =F1/S1 одинакова. (Слайд № 19)

Величина р = F/S называется давлением. (Слайд № 20)

Слайды № 21, 22, 23, 24 (запись в тетрадь).

Откройте учебник на странице 78, найдите определение давления. Один ученик читает вслух.

Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.

Переведите в систему СИ:

Переведите в кПа:

(Считаем устно). Слайд № 25

Что показывает давление? Ответы ребят.

Слайд № 26, запись в тетрадь.

Давление показывает, какая сила действует на единицу площади

Решите задачу: Определите давление танка массой 60 т на землю, если площадь одной гусеницы 1,5 м 2 . Задачу решаем у доски.

Для тех, кто работает быстрее и понял материал вторая задача. Слайд № 27

“Определение давления твёрдых тел”. (Слайд № 28)

Цель: усвоение способа практического расчета давления твёрдых тел.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Метод по характеру познавательной деятельности: исследовательский.

Определите давление учебника на стол.

  1. Определите площадь опоры учебника, измерив длину и ширину учебника при помощи линейки.
  2. Определите вес учебника при помощи динамометра.
  3. Рассчитайте давление.

Определение давления бруска на стол (сначала широкой части, затем узкой).

Отчего зависит давление? Слайд № 29 Ответы ребят.

Запись в тетрадь.

Давление зависит:

  • от площади поверхности, на которую действует сила;
  • величины силы.

А теперь давайте вернёмся к вопросам, которые были заданы вначале урока. Слайды №32, 33.

Предложите способы изменения давления тел. Ответы ребят. Слайд №34.

П. 33,34, упражнение 12. Слайд № 35

Подведём итог нашего урока.

Вы ставили перед собой цель, мне хотелось бы узнать достигли ли вы поставленной цели. Ответы начните словами:

Я научился… . Слайд № 36

Ответьте на вопросы. Слайды № 37-41

1. В каком случае бруски оказывают большее давление?

2. Почему лопата 2 заточена, а лопата 1 нет?

3. Что произойдет, если шарики в шариковых ручках будут делать меньшего размера? Почему?

4. Почему при постройке дома все его стены выводят одновременно почти до одинаковой высоты?

5. Вспомни “Принцессу на горошине”. Почему она испытала неудобство, лежа на перине, под которой были положены горошины?

6. Люди, каких профессий применяют на практике знания о давлении.

Спасибо за урок, сегодня все работали достаточно хорошо.

Литература.

  • Перышкин А.В Учебник физики? 7 кл.
  • А.Л. Камин. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей? 7 класс.
  • В.А.Волков. Универсальные поурочные разработки по физике, 7 класс.
  • Интернет-ресурсы.
  • Загрузка…

    Adblock
    detector

    Источник

    Министерство образования Омской области

    БОУ ОО СПО «Омский техникум мясной и молочной промышленности»

    Научно-практическая конференция студентов

    «Физика – медицине.

    Артериальное давление»

    Выполнила:

    Сайдашева Лилия ,

    студентка группы 12

    Руководитель: Свечкарева Н.Л.,

    преподаватель физики

    Омск 2014

    Содержание:

    1. Введение.

    2. Что понимают под АД?

    3. Показатель артериального давления.

    4. Работа сердца.

    5.Факторы, влияющие на сердечный выброс.

    6. Правила пользования тонометром.

    7. Наши исследования.

    Объект исследования: студенты групп П-12, М-15.

    Предмет исследования: измерение артериального давления.

    Цель исследования: выявить соответствие данных, полученных при измерении давления у студентов, нормативным данным.

    Задачи исследования:


    1. Измерить давление у студентов.

    2. Провести анализ полученных данных.

    3. Предложить рекомендации для поддержания нормального для данной возрастной категории студентов артериального давления.

    1. Введение

    Когда вы приходите на прием к педиатру или терапевту, врач обязательно измеряет вам температуру и кровяное давление. Измеряют давление с помощью манометра и фонендоскопа.

    На правую руку врач надевает вам манжету, соединенную с манометром, и накачивает в манжету воздух. Фонендоскоп врач прикладывает к артерии и, постепенно понижая давление в манжете, ждет появления звуков ударов в фонендоскопе. То значение давления, при котором начинаются удары, называют «верхним» значением давления, а то значение, при котором удары прекращаются – «нижним» значением давления. При этом врач скажет, что у вас давление 120 на 80 и что это давление считается нормальным.

    Рассмотренный способ измерения давления в 1905 г. предложил русский врач, участник русско – японской войны, Николай Сергеевич Коротков, и с тех пор слышимые в фонендоскопе удары называются во всем мире звуками Короткова.

    Природа этих звуков оставалась неясной почти до конца 20-го века, пока механики не предложили следующее объяснение: как известно, кровь движется по артерии под действием сокращений сердца. Изменение давления крови, вызываемое сокращением сердца, распространяется по стенкам артерии в виде пульсовой волны.

    Значение давления в «гребне» волны (при сокращении сердца) – это и есть «верхнее» давление крови, а во «впадине» (при расслаблении сердца) – «нижнее». Сначала врач накачивает воздух в манжету до давления, превышающее «верхнее» кровяное давление. При этом артерия под манжетой сплющена в течение всего цикла сердечных сокращений. Затем воздух постепенно выпускают из манжеты и, когда давление в ней становится равно «верхнему» давлению крови, артерия хлопком расправляется и пульсации крови, вызываемые сокращениями сердца, приводят в колебание окружающие ткани на поверхности руки. При этом врач слышит звук и отмечает значение «верхнего» давления крови. При дальнейшем понижении давления в манжете, каждый раз, когда оно будет совпадать с давлением крови, в фонендоскопе будут слышны звуки. Но после того, как давление воздуха в манжете достигнет «нижнего» значения кровяного давления, артерия окончательно расправляется и звуки исчезают. Поэтому врач регистрирует «нижнее» значение давления крови по последнему удару.

    Вот таким образом физики-механики объяснили, что звуки Короткова прослушиваются только тогда, когда давление воздуха в манжете меняется от «верхнего» до «нижнего» значений давления крови.

    2. Что понимают под АД?

    Под АД понимают давление, оказываемое движущейся кровью на внутреннюю поверхность артерий и на впереди лежащий столб крови.

    АД зависит от:

    1) притока крови в артериальную систему;

    2) эластичности сосудистых стенок;

    3) вязкости крови и т.д.

    Различают АД систолическое, диастолическое и пульсовое.

    Систолическое АД – это давление, возникающее в артериальной системе вслед за систолой левого желудочка, т.е. давление в момент максимального подъема пульсовой волны.

    Диастолическое АД возникает в период диастолы сердца, когда имеет место падение пульсовой волны.

    При увеличении сердечного выброса и неизменном сосудистом сопротивлении АД повышается, а при снижении сердечного выброса – снижается.

    3. Показатель артериального давления

    Показатель артериального давления прямо пропорционален сердечному выбросу и общему периферическому сопротивлению:

    , где P – артериальное давление; Q – сердечный выброс; R – общее периферическое сопротивление

    Сердечный выброс является ценнейшим показателем гемодинамики и основан обычно на использовании формулы Фика:

    4. Работа сердца

    Работа любого желудочка может быть вычислена по формуле:

    +QR Q – выброс крови из желудочка за одно сокращение (мл); R – сопротивление кровотоку на выходное или среднее давление в аорте или легочной артерии; g – ускорение свободного падения; – скорость кровотока

    Коэффициент полезного действия (КПД) сердца равен отношению совершенной работы к затраченной энергии составляет всего 14 – 15%, что говорит о значительных потерях

    При физической работе и тренировке КПД сердца может увеличиваться. При повышении АД нагрузка на сердце становится больше, а КПД уменьшается.

    5. Факторы, влияющие на сердечный выброс

    Сердечный выброс (СВ) представляет собой количество крови, выбрасываемой левым желудочком в аорту за 1 минуту и зависит от физиологических факторов:

    — количества крови, притекающей к правому предсердию

    — нагнетательной функции сердца, определяемой главным образом сократительной способностью миокарда

    — общего периферического сопротивления

    Эффективность сердца как насоса определяется тем, насколько полно оно способно перекачивать объем крови, поступающей по системе полных вен.

    Влияние физической нагрузки на сердечный выброс и частоту сокращений сердца у человека


    состояние

    частота сокращений сердца в 1 минуту

    сердечный выброс

    покой

    60

    5,5

    умеренная нагрузка

    100

    10,9

    интенсивная нагрузка

    138

    15,0

    6. Правила пользования тонометром

    Правила, которые помогут вам получить правильные показатели измерения кровяного давления:

    — примерно за полчаса перед измерением давления не рекомендуется пить кофе или горячий чай и крепкий чай, курить табак;

    — за 5 минут до этой процедуры нужно присесть, расслабиться и успокоиться;

    — в комнате должно быть тихо, температура воздуха должна быть комфортной;

    — перед измерением артериального давления нужно занять удобную позу. Нельзя сидеть, согнув спину, закинув ногу, наклонившись вперед;

    — не двигайтесь и не разговаривайте во время измерения;

    — в правильном положении манжета тонометра должна находиться на уровне сердца, выше сгиба локтя на 3-4 см;

    — при необходимости измерить давление повторно, посидите 2-3 минуты и повторите процедуру.

    7. Наши исследования

    Цель:

    выявить соответствие данных, полученных при измерении давления у студентов, нормативным данным.

    Для молодых людей 16-20 лет с нормальным физическим развитием уровень систолического давления 100-200 мм рт.ст., а диастолического – 70-80 мм рт.ст.

    Мы измерили давление и пульс у студентов 12 и 15 групп и вычислили средний результат:


    систолическое

    диастолическое

    пульс

    115

    70

    72

    Вывод: на день проведения исследования артериальное давление у студентов 12 и 15 групп оказалось практически в норме.

    Тем студентам, у которых оказалось пониженное давление, советуем чаще бывать на свежем воздухе, избавиться от вредных привычек, употреблять продукты, богатые витаминами, которые положительно влияют на работу нервной системы и кровеносных сосудов.

    Поделитесь с Вашими друзьями:

    Источник