Анкеты для школы здоровья по гипертонии
Дата ____________ Ф.И.0. ______________________________________
Пол ______ Год рождения ________ Рост _______ Масса тела ________
Образование __________________ Профессия ______________________
Место работы__________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________
- Наличие у родственников (дедушки, бабушки, родителей, братьев, сестер) следующих заболеваний:
а) стенокардия (сердечные приступы);
б) инфаркт миокарда;
в) гипертония (повышение артериального давления);
г) инсульт (кровоизлияние в мозг;
д) ожирение;
е) алкоголизм или частое употребление алкоголя с выраженным опьянением;
ж) не известно.
- Родители умерли до 60 лет от кровоизлияния в мозг или от инфаркта миокарда:
а) да;
б) нет;
в) неизвестно.
- Какие из факторов риска гипертонической болезни Вы обнаруживаете у себя:
а) избыточную массу тела;
б) пристрастие к соленой пище;
в) психическое напряжение на работе;
г) конфликтность в домашней обстановке;
д) их нет.
- Отмечается ли у Вас малая физическая активность:
а) неподвижная работа 5 ч и более;
б) физической активности менее 10 ч в неделю.
- Курение и его длительность:
а) менее 5 сигарет (папирос) в день;
б) более 5 сигарет (папирос) в день;
в) длительнее 5 лет;
г) не было ни в прошлом, ни в настоящем.
- Употребление алкогольных напитков:
а) в неделю 2 раза и чаще;
б) в неделю 2 раза;
в) периодически с выраженным опьянением;
г) редко и без выраженного опьянения.
- Травмы и ушибы головы в прошлом:
а) без потери сознания;
б) с потерей сознания;
в) не было.
- Отношение к собственному здоровью:
а) при появлении признаков заболевания обращаюсь в медицинские учреждения;
б) стараюсь улучшить самочувствие самостоятельно, народными средствами; в) безразличное.
- Укажите свойственный Вам уровень артериального давления:
а) нормальный (до 139/89 мм рт.ст.);
б) пограничная артериальная гипертензия (140/90 — 159/94 мм рт.ст.)
в) гипертоническая болезнь ( 160/95 мм .•рт.ст. и выше).
- Артериальное давление измеряется:
а) еженедельно;
б) ежемесячно;
в) редко и бессистемно.
- Контроль артериального давления проводится:
а) медсестрой (фельдшером);
б) врачом;
в) самостоятельно;
г) не проводится.
- Информацию о гипертонической болезни Вы получаете:
а) из журналов и газет;
6) из теле- и радиопередач;
в) от врача;
г) от других больных.
- Как Вы оцениваете свое здоровье:
а) считаете себя здоровым;
б) считаете себя больным;
в) трудно определить.
- Бывают ли болезненные ощущения:
а) в области сердца;
б) в области головы;
в) в других частях тела;
г) не бывает.
15. Условия возникновения неприятных ощущений в области сердца:
а) при волнении;
б) при ходьбе или физической работе;
в) в покое; г) в других ситуациях.
- Бывает ли сильная головная боль, тяжесть и давление в голове:
а) часто;
б) эпизодически;
в) не бывает.
- Ощущается ли шум или звон в ушах, голове:
а) постоянно;
б) иногда;
в) не бывает.
- Случается ли появление пелены или сетки перед глазами, цветных пятен, ярких точек, а также изменение конфигурации предметов:
а) часто;
б) редко;
в) не бывает.
- Бывают ли случаи кратковременного нарушения равновесия:
а) из-за внезапного помрачнения сознания;
б) из-за отключения сознания (обморок);
в) из-за головокружения;
г) не бывает.
- Отмечается ли изменение чувствительности в той или иной части тела:
а) онемение одной половины тела;
б) слабость одной руки, ноги;
в) не бывает.
- Отмечается ли изменение настроения:
а) раздражительность;
б) плаксивость;
в) легкое вовлечение в конфликт;
г) настроение ровное.
- Отмечается ли снижение физической активности:
а) быстрое утомление;
б) слабость в руках и ногах;
в) не бывает.
- Отмечается ли изменение психической деятельности:
а) ухудшение памяти;
б) ослабление внимания;
в) снижение инициативы;
г) не отмечается.
- Бывают ли приступообразные ухудшения состояния:
а) с резким повышением артериального давления;
б) с усиленным мочеотделением;
в) с дрожью во всем теле;
г) с похолоданием конечностей;
д) с судорожным сведением рук и ног;
е) не бывает.
- Состоите ли в настоящее время или находились раньше под диспансерным наблюдением:
а) по заболеванию сердца;
б) по гипертонической болезни;
в) по сахарному диабету;
г) по заболеванию почек;
д) нет.
- Укажите лекарство, которое Вы обычно принимаете для снижения артериального давления:
а) адельфан, кристепин, трирезид, гипотиазид;
б) клофелин, допегит;
в) финоптин, коринфар;
г) капотен, прарозин, энап;
д) анаприлин, обзидан;
е) папазол;
ж) нечто другое;
з) ничего не принимаю.
- Укажите доступные Вам мероприятия для снижения повышенного артериального давления:
а) бессолевая диета;
б) снижение калорийности пищи;
в) исключение алкоголя;
г) изменение условий труда;
д) постоянный прием лекарств;
е) эпизодическое лечение в стационаре.
- Ваше отношение к лечению гипертонической болезни и оздоровительным мероприятиям:
а) безразличное;
б) стремлюсь активно выполнять все медицинские рекомендации;
в) yверен в успехе лечения;
г) лечение считаю безуспешным.
Источник
Анкета для пациентов с Артериальной гипертонией
ФИО __________________________________________________________________
Телефон_________________________________________________________________
Пол (М/Ж) | Возраст | Рост (см) | Вес кг | ИМТ | Обхват Талии (см) | Артериальное давление (Сист/Диас) | Курение (кол. сигарет в день/стаж курения) | Физ. активность более 30 мин. в день (ходьба, бег, плаванье) (+/-) | Сахарный диабет (+/-) | Ранние (<55 лет у муж, < 65 лет у жен ) CCЗ (ИМ, ОНМК, АГ) у родителей (+/-) |
Какие максимальные цифры АД у вас были? _____________________________________ Сколько лет у вас Артериальная гипертензия?__________________________________________________ Какие гипотензивные препараты вы принимаете постоянно _________________________________________________________________________
периодически __________________________________________________________________________________________________________________________________
Инфаркт или/и инсульт в анамнезе? __________________________________________________________ Замечали ли ваши родные, что вы храпите, когда спите? (+/-)________________ Отмечают ли они перерывы в дыхание в этот момент? (+/-)________________ Как часто вы употребляете сладкое? Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда Употребляете ли вы овощей и фруктов более 300 г в день( 3 средних яблока, 1 банан) (+/-) ________________________________
Оценка приверженности терапии
(поставьте галочку)
Не забываете ли Вы иногда принимать ваши лекарства от давления? | да | нет | |||
За прошедшие 2 недели был ли день, когда Вы забывали принимать ваши лекарства от давления? | да | нет | |||
Вы когда-нибудь прекращали принимать лекарства от давления или уменьшали дозу без уведомления врача, потому что Вы почувствовали себя хуже, чем было до этого? | да | нет | |||
Бывает ли, что Вы забываете принимать ваши лекарства, находясь в пути или вне дома? | да | нет | |||
Принимали ли Вы ваши лекарства от давления вчера? | да | нет | |||
Прекращаете ли Вы прием лекарств, когда чувствуете, что ваше давление под контролем? | да | нет | |||
Не огорчала ли Вас когда-нибудь необходимость строго придерживаться схемы лечения вашего высокого давления? | да | нет | |||
Как часто Вы испытываете трудности в запоминании времени приема лекарства от вашего высокого давления? | Никогда 4 | Почти никогда 3 | Иногда 2 | Часто 1 | Всегда |
Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) 1. Я испытываю напряжение, мне не по себе 3 — все время 2 — часто 1 — время от времени, иногда 0 — совсем не испытываю 2. Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться 3 — определенно это так, и страх очень велик 2 — да, это так, но страх не очень велик 1 — иногда, но это меня не беспокоит 0 — совсем не испытываю 3. Беспокойные мысли крутятся у меня в голове 3 — постоянно 2 — большую часть времени 1 — время от времени и не так часто 0 — только иногда 4. Я легко могу сесть и расслабиться 0 — определенно это так 1 — наверное, это так 2 — лишь изредка это так 3 — совсем не могу 5. Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь 0 — совсем не испытываю 1 — иногда 2 — часто 3 — очень часто 6. Я испытываю неусидчивость, мне постоянно нужно двигаться 3 — определенно это так 2 — наверное, это так 1 — лишь в некоторой степени это так 0 — совсем не испытываю 7. У меня бывает внезапное чувство паники 3 — очень часто 2 — довольно часто 1 — не так уж часто 0 — совсем не бывает КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ _______ | 1. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает у меня такое же чувство 0 — определенно, это так 1 — наверное, это так 2 — лишь в очень малой степени это так 3 — это совсем не так 2. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное 0 — определенно это так 1 — наверное, это так 2 — лишь в очень малой степени это так 3 — совсем не способен 3. Я испытываю бодрость 3 — совсем не испытываю 2 — очень редко 1 — иногда 0 — практически все время 4. Мне кажется, что я стал все делать очень медленно 3 — практически все время 2 — часто 1 — иногда 0 — совсем нет 5. Я не слежу за своей внешностью 3 — определенно это так 2 — я не уделяю этому столько времени, сколько нужно 1 — может быть, я стала меньше уделять этому времени 0 — я слежу за собой так же, как и раньше 6. Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения 0 — точно так же, как и обычно 1 — да, но не в той степени, как раньше 2 — значительно меньше, чем обычно 3 — совсем так не считаю 7. Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио — или телепрограммы 0 — часто 1 — иногда 2 — редко 3 — очень редко КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ______ |
Анкета по потреблению соли
Досаливает ли вы готовую пищу? (+/-) | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Употребляете ли вы полуфабрикаты(котлеты, сосиски, колбасы…..)и еду в местах быстрого питания(Макдональдс), и как часто? (+/-) | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Как часто Вы употребляете соленую пищу (соленые и маринованные овощи, соленую рыбу, кетчуп, майонез) ? | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Изменяется ли питьевой режим в дни повышенного потребления соли? | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Изменялось ли самочувствие в дни повышенного потребления солевых продуктов и на следующий день (более высокие цифры АД, более выраженная головная боль, отечность лица или нижних конечностей, общее чувство дискомфорта)? | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Источник
Сердечно-сосудистые заболевания и осложнения, к которым они приводят, являются основной причиной смерти людей, при чем во всем мире. Проводимое в 2014 году исследование ЭССЕ показало, что в России более 48% мужчин и 41% женщин болеют артериальной гипертензией.
Предупредить развитие артериальной гипертензии и повысить качество жизни помогают Школы Здоровья.
К 2025 году, по прогнозам ученых, число людей с повышенным артериальным давлением возрастет до 1,5 млрд. Предупредить такие состояния, а также значительно повысить качество жизни существенно помогают Школы Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.
Пара слов о заболевании артериальная гипертензия
Артериальная гипертензия — это постоянное (стойкое) повышение АД. Из-за того, что артериальное давление повышено, структура и функции артерий и сердечной мышцы нарушаются, что приводит к серьезным осложнениям, значительно ухудшает качество жизни больного. Даже колебания на 10 мм рт. ст. от нормы значительно влияют на состояние сердца, мозга, сосуда и почек.
Лечение артериальной гипертензии заключается в комплексе мер: изменения образа жизни и приема лекарственных препаратов. Важно, чтобы пациент понимал, насколько серьезно его заболевание, а также мог самостоятельно организовывать лечебные мероприятия. Для этого и была создана Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией .
Школа Здоровья. Что это такое?
Школа гипертоника — это совокупность методик и средств, предназначенная для воздействия на пациента и население в целом. То есть основной задачей такой Школы является:
- Повышение информированности о гипертензии;
- Улучшения качества жизни пациента;
- Получение практических навыков по профилактике и лечению заболевания.
По факту, Школа Здоровья — это форма профилактического консультирования, услуга, которая оказывается пациентам, болеющим гипертонией, или имеющим факторы риска появления заболевания. В 2001 году приказом №268 Школа Здоровья была включена в классификацию «Комплексные и сложные мед. услуги».
Задачи и цели Школы Здоровья для больных с артериальной гипертензией
Школа гипертоников преследует такие цели:
- Увеличить охват населения, получающего профилактическую помощь;
- Повысить доступность и качество профилактики артериальной гипертензии;
- Проводить первичную и вторичную профилактики болезни;
- Достичь максимальной результативности в лечении пациентов;
- Повысить качество жизни больного.
В школе здоровья знакомят людей с факторами риска развития артериальной гипертензией.
[color-box color=”white”]Основной задачей Школы Здоровья по гипертонической болезни является донести до пациентов и населения в доступной форме максимум информации о причинах, механизме и осложнениях артериальной гипертензии.[/color-box] Вторичными задачами являются:
- Ознакомление людей с факторами риска развития заболевания;
- Формирование активного отношения пациента к собственному здоровью;
- Мотивация пациентов к оздоровлению;
- Формирование умений по самостоятельной помощи себе в критических ситуациях;
- Формирование навыков по самостоятельному устранению или снижению воздействия неблагоприятных факторов на своей здоровье; [color-box color=”green”]В этот пункт относится материал об отказе от вредных привычек, подавлению стресса и др.[/color-box]
- Налаживание понимания между пациентом и врачом/семьей больного по вопросам профилактических мероприятий.
Также в задачи организации входит формирование у населения понимания о том, что укрепить свое здоровье можно исключительно через правильный образ жизни.
Школа Здоровья и обычная школа. Есть ли разница?
Безусловно, Школа Здоровья при артериальной гипертонии отличается от обычной своими целями и задачами, что видно из предыдущего пункта. Но даже в организационных моментах различия разительны, ведь Школы Здоровья:
- Организовываются при поликлиниках, стационарных отделениях, диспансерах, санаториях и прочих лечебных и профилактических медицинских учреждениях;
- Утверждаются приказом директора каждого конкретного учреждения;
- Составляют свой план в зависимости от специфики учреждения;
- Могут быть организованы врачом, узкопрофильным специалистом, зав отделением;
- Обязаны вести учет работы в соответствии с формами, конкретно приложением №5 приказа № 455.
Если в обычной школе набирается весьма разношёрстная аудитория, а класс может состоять из более 20 человек, то класс Школы Здоровья включает до 15 людей, больных гипертонией I-III стадии. Уроки здесь составляют 1,5 часа, а количество их зависит от курса (в пределах 10).
[color-box color=”blue”]Занятия для гипертоников проводятся профессиональными врачами. Кабинет для уроков оснащается пособиями, инструментами и другим необходимым инвентарем. Каждому обучающемуся выдается литература и дневник, где содержится основная информация по заболеванию, которую пациент должен знать.[/color-box]
Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем.
Одна из тем, которую освящают в школе здоровья – это здоровое питание.
Темы освещают такие аспекты. как:
- Здоровое питание;
- Ожирение и гипертония;
- Необходимость физических нагрузок;
- Влияние курения и стрессов;
- Медикаментозная терапия.
Занятия в школе здоровья по артериальной гипертонии включают не только лекционный материал, но и практический. Примерное процентное соотношение уроков указано в таблице:
Занятия | Процентное соотношение |
Лекции | 20-30% |
Практика | до 50% |
Дискуссионные занятия и ответы специалиста на интересующие пациентов вопросы | 20-30% |
Индивидуальная консультация | 10% |
Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении. Учитывается не только диагноз, но и общее самочувствие пациента, его возраст, результаты обследований.
После набора группа закрывается, и новые ученики к ней присоединиться не могут. Ученик может быть исключен из Школы из-за осложнения заболевания, нарушения когнитивных функций и по другим причинам.
Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении.
Важность школ здоровья для больных с артериальной гипертензией
Чтобы понять, насколько важна Школа гипертонической болезни, необходимо понять масштабы проблемы. Дело в том, что общие показатели здоровья людей, проживающих в России, находятся на неудовлетворительном уровне, а показатели заболеваемости и смертности крайне высоки. Средняя продолжительность жизни людей значительно уменьшилась, при этом смертность от сердечно-сосудистых болезней возрастает.
На продолжительность жизни и увеличение числа больных артериальной гипертензией влияют:
- Алкоголизм;
- Курение;
- Употребление наркотиков;
- Инфекционные заболевания;
- Ухудшение качества жизни (низкие заработные платы, плохое питание);
- Низкий уровень физической активности;
- Стрессы;
- Снижение культурного уровня.
Все вышеперечисленные факторы, особенно социальные, влияют на распространение нездорового образа жизни.
По проводимым исследованиям, на здоровье человека более чем на 50% влияет образ жизни, который он соблюдает. Именно поэтому формирование знаний о правильном образе жизни является основным направлением деятельности структур здравоохранения.
Школы здоровья являются мощным инструментом для улучшения санитарно-гигиенических навыков, способствует снижению смертности и заболеваемости гипертонической болезнью.
Организация Школы Здоровья для больных гипертонической болезнью
Как говорилось выше, Школа Здоровья (гипертоническая болезнь — одно из главных её направлений) открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия. В составляемом приказе обязаны указываться:
- Преподаватели, у которых должна быть соответствующая специализация. Преподаватели несут полную ответственность за предоставляемые ими знания и безопасность учеников на занятиях.
- Инструкции, а также формы, которые следует заполнить пациентам, чтобы поступить в Школу.
- Формы для регистрации пациентов в Школе, а также формы для их учета.
- График и план занятий.
- Указание помещения, где будут проводиться занятия.
- Список необходимого для занятий оборудования.
Школа Здоровья открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия.
Основной пласт информации в Школе Здоровья подается через лекцию. При этом лекционный материал обязан учитывать, что у пациентов различный уровень образованности и подготовки. Именно поэтому занятия необходимо проводить таким образом, чтобы сначала подавался простой материал, усложняясь с каждым уроком.
[color-box color=”white”]Преподаватель должен строить занятия в форме открытого диалога, чтобы посещающие могли своевременно получать ответы на возникающие вопросы. Чтобы упростить восприятие материала, рекомендуется использовать наглядные пособия, презентации, фильмы и т. п.[/color-box]
Чтобы понять, насколько эффективно показала себя Школа Здоровья, рекомендуется поддерживать с учениками обратную связь. Делать это можно через анонимные анкеты или книгу отзывов.
Как сбить давление в домашних условиях медикаментами и народными средствами?
Инструкция по применению Алзепила.
Инструкцию по применению Аквалора читайте здесь.
При организации Школы Здоровья необходимо вести определённую документацию:
- Учетную форму 038/у-02, которая утверждена приказом МЗРФ № 455.
- Ежегодно заполняющуюся отчетную форму о деятельности организации, утверждённую постановлением Госкомстата № 175.
- Годовой отчет о работе Школы Здоровья.
- Журнал проведенных занятий по установленной форме.
При необходимости перечень документов может дополняться.
[morkovin_vg video=”PhzVPgVIOzU;LmhZGeALo7g”]
Подводя черту
Школы Здоровья — необходимость в современных реалиях общего ухудшения знаний о собственном здоровье у населения. Как показывают исследования, такие Школы действительно улучшают общее состояние больных артериальной гипертензии, увеличивают продолжительность их жизни, а также способствуют уменьшению заболеваемости. Правильная организации Школы Здоровья — огромный шаг к просвещению человека и улучшению качества его жизни.
Источник