Анкеты для школы здоровья по гипертонии

Дата ____________ Ф.И.0. ______________________________________

Пол ______ Год рождения ________ Рост _______ Масса тела ________

Образование __________________ Профессия ______________________

Место работы__________________________________________________

Домашний адрес _______________________________________________

  1. Наличие у родственников (дедушки, бабушки, родителей, братьев, сестер) следующих заболеваний:

а) стенокардия (сердечные приступы);

б) инфаркт миокарда;

в) гипертония (повышение артериального давления);

г) инсульт (кровоизлияние в мозг;

д) ожирение;

е) алкоголизм или частое употребление алкоголя с выраженным опьянением;

ж) не известно.

  1. Родители умерли до 60 лет от кровоизлияния в мозг или от инфаркта миокарда:

а) да;

б) нет;

в) неизвестно.

  1. Какие из факторов риска гипертонической болезни Вы обнаруживаете у себя:

а) избыточную массу тела;

б) пристрастие к соленой пище;

в) психическое напряжение на работе;

г) конфликтность в домашней обстановке;

д) их нет.

  1. Отмечается ли у Вас малая физическая активность:

а) неподвижная работа 5 ч и более;

б) физической активности менее 10 ч в неделю.

  1. Курение и его длительность:

а) менее 5 сигарет (папирос) в день;

б) более 5 сигарет (папирос) в день;

в) длительнее 5 лет;

г) не было ни в прошлом, ни в настоящем.

  1. Употребление алкогольных напитков:

а) в неделю 2 раза и чаще;

б) в неделю 2 раза;

в) периодически с выраженным опьянением;

г) редко и без выраженного опьянения.

  1. Травмы и ушибы головы в прошлом:

а) без потери сознания;

б) с потерей сознания;

в) не было.

  1. Отношение к собственному здоровью:

а) при появлении признаков заболевания обращаюсь в медицинские учреждения;

б) стараюсь улучшить самочувствие самостоятельно, народными средствами; в) безразличное.

  1. Укажите свойственный Вам уровень артериального давления:

а) нормальный (до 139/89 мм рт.ст.);

б) пограничная артериальная гипертензия (140/90 — 159/94 мм рт.ст.)

в) гипертоническая болезнь ( 160/95 мм .•рт.ст. и выше).

  1. Артериальное давление измеряется:

а) еженедельно;

б) ежемесячно;

в) редко и бессистемно.

  1. Контроль артериального давления проводится:

а) медсестрой (фельдшером);

б) врачом;

в) самостоятельно;

г) не проводится.

  1. Информацию о гипертонической болезни Вы получаете:

а) из журналов и газет;

6) из теле- и радиопередач;

в) от врача;

г) от других больных.

  1. Как Вы оцениваете свое здоровье:

а) считаете себя здоровым;

б) считаете себя больным;

в) трудно определить.

  1. Бывают ли болезненные ощущения:

а) в области сердца;

б) в области головы;

в) в других частях тела;

г) не бывает.

15. Условия возникновения неприятных ощущений в области сердца:

а) при волнении;

б) при ходьбе или физической работе;

в) в покое; г) в других ситуациях.

  1. Бывает ли сильная головная боль, тяжесть и давление в голове:

а) часто;

б) эпизодически;

в) не бывает.

  1. Ощущается ли шум или звон в ушах, голове:

а) постоянно;

б) иногда;

в) не бывает.

  1. Случается ли появление пелены или сетки перед глазами, цветных пятен, ярких точек, а также изменение конфигурации предметов:

а) часто;

б) редко;

в) не бывает.

  1. Бывают ли случаи кратковременного нарушения равновесия:

а) из-за внезапного помрачнения сознания;

б) из-за отключения сознания (обморок);

в) из-за головокружения;

г) не бывает.

  1. Отмечается ли изменение чувствительности в той или иной части тела:

а) онемение одной половины тела;

б) слабость одной руки, ноги;

в) не бывает.

  1. Отмечается ли изменение настроения:

а) раздражительность;

б) плаксивость;

в) легкое вовлечение в конфликт;

г) настроение ровное.

  1. Отмечается ли снижение физической активности:

а) быстрое утомление;

б) слабость в руках и ногах;

в) не бывает.

  1. Отмечается ли изменение психической деятельности:

а) ухудшение памяти;

б) ослабление внимания;

в) снижение инициативы;

г) не отмечается.

  1. Бывают ли приступообразные ухудшения состояния:

а) с резким повышением артериального давления;

б) с усиленным мочеотделением;

в) с дрожью во всем теле;

г) с похолоданием конечностей;

д) с судорожным сведением рук и ног;

е) не бывает.

  1. Состоите ли в настоящее время или находились раньше под диспансерным наблюдением:

а) по заболеванию сердца;

б) по гипертонической болезни;

в) по сахарному диабету;

г) по заболеванию почек;

д) нет.

  1. Укажите лекарство, которое Вы обычно принимаете для снижения артериального давления:

а) адельфан, кристепин, трирезид, гипотиазид;

б) клофелин, допегит;

в) финоптин, коринфар;

г) капотен, прарозин, энап;

д) анаприлин, обзидан;

е) папазол;

ж) нечто другое;

з) ничего не принимаю.

  1. Укажите доступные Вам мероприятия для снижения повышенного артериального давления:

а) бессолевая диета;

б) снижение калорийности пищи;

в) исключение алкоголя;

г) изменение условий труда;

д) постоянный прием лекарств;

е) эпизодическое лечение в стационаре.

  1. Ваше отношение к лечению гипертонической болезни и оздоровительным мероприятиям:

а) безразличное;

б) стремлюсь активно выполнять все медицинские рекомендации;

в) yверен в успехе лечения;

г) лечение считаю безуспешным.

Источник

Анкета для пациентов с Артериальной гипертонией

Читайте также:  При гипертонии можно молочные продукты

ФИО  __________________________________________________________________

Телефон_________________________________________________________________

Пол

(М/Ж)

Возраст

Рост

(см)

Вес

кг

ИМТ

Обхват

Талии

(см)

Артериальное давление

(Сист/Диас)

Курение

(кол. сигарет

в день/стаж

курения)

Физ.

активность более 30 мин. в день

(ходьба, бег,

плаванье)

(+/-)

Сахарный

диабет

(+/-)

Ранние

(<55 лет  у муж,

< 65 лет у жен ) CCЗ

(ИМ, ОНМК, АГ)

у родителей (+/-)

Какие максимальные цифры АД у вас были?  _____________________________________ Сколько лет у вас  Артериальная гипертензия?__________________________________________________ Какие гипотензивные препараты вы принимаете постоянно _________________________________________________________________________

периодически  __________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Инфаркт или/и инсульт в анамнезе? __________________________________________________________ Замечали ли ваши родные, что вы храпите, когда  спите?  (+/-)________________ Отмечают ли они перерывы в дыхание  в этот момент? (+/-)________________ Как часто вы употребляете сладкое?  Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда Употребляете ли вы овощей и фруктов более 300 г в день( 3 средних яблока, 1 банан) (+/-) ________________________________

Оценка приверженности терапии

(поставьте галочку)

Не забываете ли Вы иногда принимать ваши лекарства от давления?

да

нет

За прошедшие 2 недели был ли день, когда Вы забывали принимать ваши лекарства от давления?

да

нет

Вы когда-нибудь  прекращали принимать лекарства от давления или  уменьшали дозу без уведомления врача, потому что Вы почувствовали себя хуже, чем было до этого?

да

нет

Бывает ли, что Вы забываете принимать ваши лекарства, находясь в пути или вне дома?

да

нет

Принимали ли Вы ваши лекарства от давления вчера?

да

нет

Прекращаете ли Вы прием лекарств, когда чувствуете, что ваше давление под контролем?

да

нет

Не огорчала ли Вас когда-нибудь необходимость строго придерживаться схемы лечения вашего высокого давления?

да

нет

Как часто Вы испытываете трудности в запоминании времени приема лекарства от вашего высокого давления?

Никогда

4

Почти никогда  3

Иногда

2

Часто

1

Всегда

Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)

1. Я испытываю напряжение, мне не по себе

3 — все время

2 — часто

1 — время от времени, иногда

0 — совсем не испытываю

2. Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться

3 — определенно это так, и страх очень велик

2 — да, это так, но страх не очень велик

1 — иногда, но это меня не беспокоит

0 — совсем не испытываю

3. Беспокойные мысли крутятся у меня в голове

3 — постоянно

2 — большую часть времени

1 — время от времени и не так часто

0 — только иногда

4. Я легко могу сесть и расслабиться

0 — определенно это так

1 — наверное, это так

2 — лишь изредка это так

3 — совсем не могу

5. Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь

0 — совсем не испытываю

1 — иногда

2 — часто

3 — очень часто

6. Я испытываю неусидчивость, мне постоянно нужно двигаться

3 — определенно это так

2 — наверное, это так

1 — лишь в некоторой степени это так

0 — совсем не испытываю

7. У меня бывает внезапное чувство паники

3 — очень часто

2 — довольно часто

1 — не так уж часто

0 — совсем не бывает

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ _______

1. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает у меня такое же чувство

0 — определенно, это так

1 — наверное, это так

2 — лишь в очень малой степени это так

3 — это совсем не так

2. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное

0 — определенно это так

1 — наверное, это так

2 — лишь в очень малой степени это так

3 — совсем не способен

3. Я испытываю бодрость

3 — совсем не испытываю

2 — очень редко

1 — иногда

0 — практически все время

4. Мне кажется, что я стал все делать очень медленно

3 — практически все время

2 — часто

1 — иногда

0 — совсем нет

5. Я не слежу за своей внешностью

3 — определенно это так

2 — я не уделяю этому столько времени, сколько нужно

1 — может быть, я стала меньше уделять этому времени

0 — я слежу за собой так же, как и раньше

6. Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения

0 — точно так же, как и обычно

1 — да, но не в той степени, как раньше

2 — значительно меньше, чем обычно

3 — совсем так не считаю

7. Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио — или телепрограммы

0 — часто

1 — иногда

2 — редко

3 — очень редко

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ______

Анкета по потреблению соли

Досаливает ли вы готовую пищу? (+/-)

Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда

Употребляете ли вы  полуфабрикаты(котлеты, сосиски, колбасы…..)и  еду в местах быстрого питания(Макдональдс), и как часто? (+/-)

Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда

Как часто Вы употребляете  соленую пищу (соленые и маринованные овощи, соленую рыбу, кетчуп, майонез) ?

Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда

Изменяется ли питьевой режим в дни повышенного потребления соли?

Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда

Изменялось ли самочувствие в дни повышенного потребления солевых продуктов и на следующий день (более высокие цифры АД, более выраженная головная боль, отечность лица или нижних конечностей, общее чувство дискомфорта)?

Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда

Источник

Сердечно-сосудистые заболевания и осложнения, к которым они приводят, являются основной причиной смерти людей, при чем во всем мире. Проводимое в 2014 году исследование ЭССЕ показало, что в России более 48% мужчин и 41% женщин болеют артериальной гипертензией.

Предупредить развитие артериальной гипертензии и повысить качество жизни помогают Школы Здоровья.

К 2025 году, по прогнозам ученых, число людей с повышенным артериальным давлением возрастет до 1,5 млрд. Предупредить такие состояния, а также значительно повысить качество жизни существенно помогают Школы Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.

Пара слов о заболевании артериальная гипертензия

Артериальная гипертензия — это постоянное (стойкое) повышение АД. Из-за того, что артериальное давление повышено, структура и функции артерий и сердечной мышцы нарушаются, что приводит к серьезным осложнениям, значительно ухудшает качество жизни больного. Даже колебания на 10 мм рт. ст. от нормы значительно влияют на состояние сердца, мозга, сосуда и почек.

Лечение артериальной гипертензии заключается в комплексе мер: изменения образа жизни и приема лекарственных препаратов. Важно, чтобы пациент понимал, насколько серьезно его заболевание, а также мог самостоятельно организовывать лечебные мероприятия. Для этого и была создана Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией .

Школа Здоровья. Что это такое?

Школа гипертоника — это совокупность методик и средств, предназначенная для воздействия на пациента и население в целом. То есть основной задачей такой Школы является:

  • Повышение информированности о гипертензии;
  • Улучшения качества жизни пациента;
  • Получение практических навыков по профилактике и лечению заболевания.

По факту, Школа Здоровья — это форма профилактического консультирования, услуга, которая оказывается пациентам, болеющим гипертонией, или имеющим факторы риска появления заболевания. В 2001 году приказом №268 Школа Здоровья была включена в классификацию «Комплексные и сложные мед. услуги».

Задачи и цели Школы Здоровья для больных с артериальной гипертензией

Школа гипертоников преследует такие цели:

  • Увеличить охват населения, получающего профилактическую помощь;
  • Повысить доступность и качество профилактики артериальной гипертензии;
  • Проводить первичную и вторичную профилактики болезни;
  • Достичь максимальной результативности в лечении пациентов;
  • Повысить качество жизни больного.

В школе здоровья знакомят людей с факторами риска развития артериальной гипертензией.

[color-box color=”white”]Основной задачей Школы Здоровья по гипертонической болезни является донести до пациентов и населения в доступной форме максимум информации о причинах, механизме и осложнениях артериальной гипертензии.[/color-box] Вторичными задачами являются:

  • Ознакомление людей с факторами риска развития заболевания;
  • Формирование активного отношения пациента к собственному здоровью;
  • Мотивация пациентов к оздоровлению;
  • Формирование умений по самостоятельной помощи себе в критических ситуациях;
  • Формирование навыков по самостоятельному устранению или снижению воздействия неблагоприятных факторов на своей здоровье; [color-box color=”green”]В этот пункт относится материал об отказе от вредных привычек, подавлению стресса и др.[/color-box]
  • Налаживание понимания между пациентом и врачом/семьей больного по вопросам профилактических мероприятий.

Также в задачи организации входит формирование у населения понимания о том, что укрепить свое здоровье можно исключительно через правильный образ жизни.

Школа Здоровья и обычная школа. Есть ли разница?

Безусловно, Школа Здоровья при артериальной гипертонии отличается от обычной своими целями и задачами, что видно из предыдущего пункта. Но даже в организационных моментах различия разительны, ведь Школы Здоровья:

  • Организовываются при поликлиниках, стационарных отделениях, диспансерах, санаториях и прочих лечебных и профилактических медицинских учреждениях;
  • Утверждаются приказом директора каждого конкретного учреждения;
  • Составляют свой план в зависимости от специфики учреждения;
  • Могут быть организованы врачом, узкопрофильным специалистом, зав отделением;
  • Обязаны вести учет работы в соответствии с формами, конкретно приложением №5 приказа № 455.

Если в обычной школе набирается весьма разношёрстная аудитория, а класс может состоять из более 20 человек, то класс Школы Здоровья включает до 15 людей, больных гипертонией I-III стадии. Уроки здесь составляют 1,5 часа, а количество их зависит от курса (в пределах 10).

[color-box color=”blue”]Занятия для гипертоников проводятся профессиональными врачами. Кабинет для уроков оснащается пособиями, инструментами и другим необходимым инвентарем. Каждому обучающемуся выдается литература и дневник, где содержится основная информация по заболеванию, которую пациент должен знать.[/color-box]

Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем.

Одна из тем, которую освящают в школе здоровья – это здоровое питание.

Темы освещают такие аспекты. как:

  1. Здоровое питание;
  2. Ожирение и гипертония;
  3. Необходимость физических нагрузок;
  4. Влияние курения и стрессов;
  5. Медикаментозная терапия.

Занятия в школе здоровья по артериальной гипертонии включают не только лекционный материал, но и практический. Примерное процентное соотношение уроков указано в таблице:

ЗанятияПроцентное соотношение
Лекции20-30%
Практикадо 50%
Дискуссионные занятия и ответы специалиста на интересующие пациентов вопросы20-30%
Индивидуальная консультация10%

Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении. Учитывается не только диагноз, но и общее самочувствие пациента, его возраст, результаты обследований.

После набора группа закрывается, и новые ученики к ней присоединиться не могут. Ученик может быть исключен из Школы из-за осложнения заболевания, нарушения когнитивных функций и по другим причинам.

Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении.

Важность школ здоровья для больных с артериальной гипертензией

Чтобы понять, насколько важна Школа гипертонической болезни, необходимо понять масштабы проблемы. Дело в том, что общие показатели здоровья людей, проживающих в России, находятся на неудовлетворительном уровне, а показатели заболеваемости и смертности крайне высоки. Средняя продолжительность жизни людей значительно уменьшилась, при этом смертность от сердечно-сосудистых болезней возрастает.

На продолжительность жизни и увеличение числа больных артериальной гипертензией влияют:

  1. Алкоголизм;
  2. Курение;
  3. Употребление наркотиков;
  4. Инфекционные заболевания;
  5. Ухудшение качества жизни (низкие заработные платы, плохое питание);
  6. Низкий уровень физической активности;
  7. Стрессы;
  8. Снижение культурного уровня.

Все вышеперечисленные факторы, особенно социальные, влияют на распространение нездорового образа жизни.

По проводимым исследованиям, на здоровье человека более чем на 50% влияет образ жизни, который он соблюдает. Именно поэтому формирование знаний о правильном образе жизни является основным направлением деятельности структур здравоохранения.

Школы здоровья являются мощным инструментом для улучшения санитарно-гигиенических навыков, способствует снижению смертности и заболеваемости гипертонической болезнью.

Организация Школы Здоровья для больных гипертонической болезнью

Как говорилось выше, Школа Здоровья (гипертоническая болезнь — одно из главных её направлений) открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия. В составляемом приказе обязаны указываться:

  • Преподаватели, у которых должна быть соответствующая специализация. Преподаватели несут полную ответственность за предоставляемые ими знания и безопасность учеников на занятиях.
  • Инструкции, а также формы, которые следует заполнить пациентам, чтобы поступить в Школу.
  • Формы для регистрации пациентов в Школе, а также формы для их учета.
  • График и план занятий.
  • Указание помещения, где будут проводиться занятия.
  • Список необходимого для занятий оборудования.

Школа Здоровья открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия.

Основной пласт информации в Школе Здоровья подается через лекцию. При этом лекционный материал обязан учитывать, что у пациентов различный уровень образованности и подготовки. Именно поэтому занятия необходимо проводить таким образом, чтобы сначала подавался простой материал, усложняясь с каждым уроком.

[color-box color=”white”]Преподаватель должен строить занятия в форме открытого диалога, чтобы посещающие могли своевременно получать ответы на возникающие вопросы. Чтобы упростить восприятие материала, рекомендуется использовать наглядные пособия, презентации, фильмы и т. п.[/color-box]

Чтобы понять, насколько эффективно показала себя Школа Здоровья, рекомендуется поддерживать с учениками обратную связь. Делать это можно через анонимные анкеты или книгу отзывов.

Как сбить давление в домашних условиях медикаментами и народными средствами?

Инструкция по применению Алзепила.

Инструкцию по применению Аквалора читайте здесь.

При организации Школы Здоровья необходимо вести определённую документацию:

  • Учетную форму 038/у-02, которая утверждена приказом МЗРФ № 455.
  • Ежегодно заполняющуюся отчетную форму о деятельности организации, утверждённую постановлением Госкомстата № 175.
  • Годовой отчет о работе Школы Здоровья.
  • Журнал проведенных занятий по установленной форме.

При необходимости перечень документов может дополняться.

[morkovin_vg video=”PhzVPgVIOzU;LmhZGeALo7g”]

Подводя черту

Школы Здоровья — необходимость в современных реалиях общего ухудшения знаний о собственном здоровье у населения. Как показывают исследования, такие Школы действительно улучшают общее состояние больных артериальной гипертензии, увеличивают продолжительность их жизни, а также способствуют уменьшению заболеваемости. Правильная организации Школы Здоровья — огромный шаг к просвещению человека и улучшению качества его жизни.

Источник

Читайте также:  Что лучше пить при гипертонии чай или кофе