Вездеход шинах пониженного давления
Сегодня, во многих передачах об охоте, путешествиях, туризме и экстремальном отдыхе можно увидеть уникальный транспорт — вездеходы на шинах низкого давления.
Такую технику легко узнать по огромным колесам, невероятному клиренсу и уникальной проходимости. Это лучший вариант для передвижения по песку, вязкому грунту, каменистой поверхности и воде.
Немного истории
Первые вездеходные авто на шинах низкого давления были представлены танком «Кристи». Уже через несколько лет на базе этой модели появились более быстроходные версии.
К их преимуществам можно отнести универсальность и отличную проходимость. Такая техника уверенно себя чувствовала на твердом покрытии (к работе подключались колеса), так и на бездорожье (помогали гусеницы).
Но время показало, что гусеничная техника – далеко не лучший вариант.
Автолюбители заметили, что при снижении давления внутри шины увеличивается площадь соприкосновения колеса с землей. Как следствие, повышается проходимость транспортного средства.
К примеру, на некоторых грузовых авто (Урале-4320, ГАЗ-66 и прочих) водитель может регулировать давление в колесе, исходя из обстановки на дороге.
Иногда используются ШНД со специальным протектором, которые улучшает вездеходные качества.
Особенность специальных шин — в большей ширине и мягкости, если сравнивать с обычными покрышками.
Сегодня все более популярны шины, имеющие сверхнизкое давление. Но есть один большой минус. Установка таких колес возможна лишь на специальную технику. Если же есть желание поставить их на свое авто, придется производить серьезную переделку.
Основные виды
В зависимости от сферы применения, конструктивных особенностей и назначении вездеходы бывают нескольких видов.
Болотоходы.
Отлично себя проявляют на болотистой местности и находят свое применение в сельском хозяйстве при осушении заболоченных участков земли.
Кроме этого, такие аппараты весьма полезны при строительстве дорог, нефте- и газопроводов, а также геологической разведке.
Снегоходы.
Хорошо себя чувствуют на заснеженной местности. Это надежные помощники для рыбаков, охотников и путешественников. Они подходят для перевозки грузов и заменяют личный транспорт жителям северных регионов.
Универсальные вездеходы.
Способны преодолевать любые преграды. Для них не проблема грязь, камни, снег и даже неглубокие реки.
Амфибии.
«Заточены» под преодоление глубоких преград, даже при условии полного погружения. К примеру, сегодня очень популярны землеройные машины-амфибии, которые справляются со своими задачами на любой местности.
Конструктивные особенности
Вездеходы на шинах низкого давления обладают уникальной проходимостью в первую очередь за счет необычного подхода к конструкции и снижения давления внутри покрышки. При этом пятно контакта составляет одну третью или одну четвертую часть от всей поверхности шины.
За счет увеличения площади соприкосновения снижается и нагрузка на почву, что весьма важно для техники сельскохозяйственного назначения.
При накачке покрышек необходимо ориентироваться, чтобы разница давлений (между сверхнизким и низким) была около 0,3 МПа.
Амфибии.
Что касается вездеходов-амфибий (о них мы уже упоминали), то их плавучие свойства обеспечиваются специальными наполнителями в шинах.
При этом днище таких автомобилей является абсолютно герметичным. При необходимости увеличения скорости передвижения к делу подключаются колеса, но большей эффективность обладают, конечно, водометы.
Рамы.
Кроме этого, вездеходы на шинах низкого давления имеют особою шарнирно-сочлененную раму.
Эта конструктивная особенность позволяет колесам занимать любые позиции друг относительно друга (все зависит от особенностей самой машины).
Применение рам шарнирно-сочлененного типа позволяет улучшить проходимость техники и свести к минимуму вероятность ее переворачивания.
Мосты.
В вездеходах на колесах может быть два или три моста. В первом варианте все колеса являются ведущими. При этом в каждом из них есть возможность блокирования межосевого и межколесного дифференциала.
Еще одна особенность таких систем – возможность отключения одного из мостов. Если необходима большая проходимость, то лучше отдавать предпочтение трехмостовым авто с системой 6х6.
Или четырех мостовыми с системой 8х8.
Двигатель.
Что касается основного узла, то вездеходы с шинами низкого давления могут иметь как карбюраторный, так и дизельный двигатель.
Дизельный вариант больше подходит для техники среднего и большого размера, а карбюраторный – для небольших вездеходных устройств, предназначенных для любителей охоты или рыбалки.
Виды вездеходов на шинах низкого давления
Вездеходы с ШНД отличаются и по функциональному назначению.
Они бывают:
- Пассажирскими. Такая техника предназначена для перевозки людей в количестве до 15 человек;
- Грузопассажирскими. Особенность таких вездеходов в том, что они могут вместить, как пассажиров (до четырех человек), так и грузы (для этих целей предусмотрена специальный прицеп, платформа);
- Грузовыми. Имеют собственный прицеп и специальную платформу для перевозки различных грузов.
Отечественные и зарубежные модели вездеходов
Сегодня на автомобильном рынке вездеходы с шинами низкого давления представлены множеством моделей. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Автомобильный рынок РФ.
КИТ-ТМ06. Предназначен для передвижения по воде и любому бездорожью. При этом самое интересное, что он к классу вездеходов не относится.
Способен переводить до 80 килограмм груза и до двух человек. Имеет четырехтактный двигатель на борту с 9-15 лошадиными силами. Может развивать скорость до 25 км/час. Средняя стоимость такого «чуда» 170-200 тысяч рублей.
Тигр ХВН 8Х8-2. Представляет собой вездеход-амфибию с трехцилиндровым двигателем на 53 лошадиные силы.
Развивает скорость до 45 км/час. В качестве основного материала для кузова используется полиэтилен, есть дополнительная защита.
Может выполнять свои функции при температуре от -40 до +40 градусах Цельсия. Имеет грузоподъемность до полутоны.
Тигр ХВН 6х6-1. Обладает более слабым двухцилиндровым мотором с 35 «лошадками». Остальные функции схожи с версией, рассмотренной выше. Стоимость – около 600 тысяч рублей.
Полные характеристики Тигр ХВН 6х6-1.
ТРЭКОЛ 39041. Модернизированный вариант УАЗа. Прост в обслуживании и ремонте. По механической части ничем не отличается от стандартных моделей.
Может комплектовать бензиновым или дизельным мотором. Скорость – до 70 км/час, максимальный вес – 450/350 килограмм по суше (воде) соответственно. Стоимость – около 1,4 миллиона рублей.
ТРЭКОЛ 39445. Имеет характеристики схожие с прошлой моделью. Отличительная особенность – применение более теплого пластика для кузова и расширенный температурный диапазон (-60- +60 градусов Цельсия).
ТРЭКОЛ 39446. Отличный вариант для фермеров и нефтяников. Имеет хорошую грузоподъемность – 400/300 кг (земля/вода) и все характеристики модели основной линейки.
ТРЭКОЛ 39295. Шестиколесный вездеход ценой более двух миллионов рублей. Обладает характеристиками лидера линейки. Грузоподъемность – 700/400 кг.
ТРЭКОЛ 39294. Имеет схожие с прошлой моделью характеристики. Автомобиль потяжелел до 2,8 тонн и стал просторнее (вместимость – до 8 человек).
Зарубежный автомобильный рынок.
За рубежом производители также не дремлют. Там популярны следующие модели.
Argo 6х6 Frontiеr 580. Мощный вездеход-амфибия с шестью колесами, мотором на 18 «лошадок» и максимальной скоростью до 30 км/час.
Имеет различные расцветки, корпус выполнен из полиэтилена. Работает в таком же диапазоне температур, как и прошлые версии. Способен перевозить грузы до 317 килограмм по суше и до 227 килограмм – по воде.
Argo 8х8 750 HDI SE. Еще один американский вездеход с 8-мью колесами. Объем мотора — 750 куб. см.
Yanmar C12W 6×6. Вездеход-самосвал. Грузоподъемность до 650 кг, максимальная скорость – до 40 км/час.
Volvo С202. Шведский военный вездеход с объемом мотора в 2.0 литра и мощностью 82 лошадиные силы.
Вездеход Citroen C4-P17. Известный «француз» с мощностью в 30 «лошадок», 4-х цилиндровым двигателем и трехступенчатой КПП. Уже история.
Модель LARC-5. Американский грузовой автомобиль-амфибия с запасом хода почти на 500 км и мотором на 300 л.с.
Гражданский вездеход EWK Bison. Производства Германии рассчитан на 2-х человек, вес – 16 тонн, запас хода – до 900 км, максимальная скорость движения – до 80 км/час.
Supacat – шестиколесный британский вездеход-амфибия. Предназначен для перевозки грузов до 1,6 тонн в болотистой местности. Может транспортировать до шести пассажиров. Или только 10 человек. Запас хода – до 300 км. Производство Великобритания.
Вездеход BRP CAN-AM COMMANDER (класс – квадроциклы). Производство – США.
Характеристики BRP CAN-AM COMMANDER.
Вывод
Вездеходы на шинах низкого давления весьма востребованы в самых различных сферах — как промышленной, так и военной.
При этом самое главное, что с каждым годом такая техника становится все более доступной для рядового потребителя. Рекомендуем почитать статью про гусеничный вездиход Витязь.
Источник
Âñ¸ áÎëüøóþ ïîïóëÿðíîñòü ïðèîáðåòàþò âåçäåõîäû íà øèíàõ íèçêîãî (õîòÿ ìîæíî ñêàçàòü «ñâåðõíèçêîãî») äàâëåíèÿ, êîòîðûå ïðèíÿòî íàçûâàòü «ïíåâìàòèêàìè». Ïðè ýòîì ïîäêóïàåò ïðîõîäèìîñòü âåçäåõîäà, ñîîòâåòñòâóþùàÿ òàêîìó äàâëåíèþ è âîçìîæíîñòü ïåðåäâèæåíèÿ «ïî äîðîãàì îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ».
Íà ñàìîì äåëå è òîò è äðóãîé ôàêòîð ÿâëÿåòñÿ íåñêîëüêî «äóòûìè». Ïðåäëàãàþ ðàññìîòðåòü ïðè÷èíû ýòîãî óòâåðæäåíèÿ:
1. Âîçìîæíîñòü ïåðåäâèæåíèÿ «ïî äîðîãàì îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ» îãðàíè÷èâàåòñÿ «ãàáàðèòíûìè òðåáîâàíèÿìè». È âñ¸ áû íè÷åãî, íî âîò ïðîõîäèìîñòü òðåáóåò áîëüøîãî äèàìåòðà êîëåñà. À ïîñêîëüêó «ïíåâìàòèêè» óçêèìè íå áûâàþò, ðàñòåò ãàáàðèò ìàøèí ïî øèðèíå. Èìåííî îí îãðàíè÷èâàåò ïðåñëîâóòîå òðåáîâàíèå ÃÈÁÄÄ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íà ðûíêå ïîÿâèëèñü øèíû äèàìåòðîì 1600ìì è âûøå. Ïðè ýòîì øèðèíà òàêîé øèíû äîñòèãàåò 600ìì è áîëåå. Íàïðèìåð:
https://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?t=13719
Ïðè èñïîëüçîâàíèè òàêèõ êîëåñ âûñîòà ìàøèíû íà÷èíàåò ïðåâîñõîäèòü øèðèíó. Íó ÷åãî íå çàïëàòèøü çà ïðîõîäèìîñòü? Îäíàêî è øèðèíà óæå íå âïèñûâàåòñÿ â òðåáîâàíèÿ ÃÈÁÄÄ. Ïîýòîìó ïåðåäâèæåíèå «ïî äîðîãàì îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ» òîëüêî ïî «ñïåöðàçðåøåíèÿì».
2. Ïðîõîäèìîñòü ìàøèí íà øèíàõ íèçêîãî äàâëåíèÿ. Åñëè ñðàâíèâàòü ñ êîëåñíûìè âåçäåõîäàìè, äà îíà ñóùåñòâåííî âûøå. Åñëè ñ ãóñåíè÷íûìè, íå âñå òàê îäíîçíà÷íî. Îáû÷íî ýíòóçèàñòû-êîëåñíèêè âåäóò ñðàâíåíèå ñ ãóñåíè÷íûìè âåçäåõîäàìè, èìåþùèìè óäåëüíîå äàâëåíèå 0,3 êã íà êâàäðàòíûé ñì è âûøå. Òàêèå ñðàâíåíèÿ îáû÷íî ïîëó÷àþòñÿ â ïîëüçó êîëåñíèêîâ. Íî åñëè âçÿòü ãóñåíè÷íèê ñ óäåëüíûì äàâëåíèåì 0,12 êã íà êâàäðàòíûé ñì è íèæå (íàïðèìåð, ñíåãîõîä èëè òîò æå ñíåãîáîëîòîõîä «Òåððàíèêà») ñ ïðîõîäèìîñòüþ ñòàíîâèòñÿ íå òàê îäíîçíà÷íî.
Äåëî òóò è â ïîíÿòèè «ïÿòíî êàíòàêòà» è äëÿ ÷åãî îíî íóæíî.
Óäåëüíîå äàâëåíèå êîëåñíîãî äâèæèòåëÿ ïî ýòîìó ñàìîìó «ïÿòíó êîíòàêòà» è îïðåäåëÿåòñÿ êàê óñèëèå, äåéñòâóþùåå íà êîëåñî, îòíåñåííîå ê ïëîùàäè ýòîãî ñàìîãî «ïÿòíà». Íåïðèÿòíîñòü òóò ïîäñòåðåãàåò óæå â ïîäñ÷åòå ïëîùàäè. Âñå êîëåñíèêè âåçäåõîäîñòðîèòåëè ñ÷èòàþò ÷òî ïëîùàäü «ïÿòíà êîíòàêòà» ñîîòâåòñòâóåò äàâëåíèþ âîçäóõà â øèíå. Ñêàæåì ïðè äàâëåíèè 0,15 êã íà êâàäðàòíûé ñì êîëåñî èìååò ïëîùàäü «ïÿòíà êîíòàêòà», ñîîòâåòñòâóþùóþ îòíîøåíèþ óñèëèþ íà êîëåñå ê óêàçàííîìó äàâëåíèþ âîçäóõà. Ïðè ýòîì äëÿ óâåëè÷åíèÿ ïðîõîäèìîñòè îíè ñáðàñûâàþò äàâëåíèå â êîëåñå àæ äî 0,08 àòì. Íèêòî èç íèõ ïðè ýòîì íå çàäóìûâàåòñÿ î òîì, ÷òî ïðè ñòîëü íèçêèõ äàâëåíèÿõ âîçäóõà âîçäåéñòâèå íà ïîâåðõíîñòü øèíû îò äåôîðìàöèè ñàìîé øèíû ñòàíîâèòñÿ ñîèçìåðèìûì ñ âîçäåéñòâèåì îò èçáûòî÷íîãî äàâëåíèÿ âîçäóõà. Ò.å. ñîïðîòèâëåíèå äåôîðìàöèè ñàìîé êîíñòðóêöèè øèíû íå ó÷èòûâàåòñÿ. È âîò ýòî «ñîïðîòèâëåíèå äåôîðìàöèè» îòíèìàåò ÷àñòü ïëîùàäè ó «ïÿòíà êîíòàêòà». Ïëîùàäü ñòàíîâèòñÿ ìåíüøå, à óäåëüíîå äàâëåíèå áîëüøå.
Íî åùå áîëüøàÿ íåïðèÿòíîñòü íàñ îæèäàåò êîãäà ìû ïûòàåìñÿ ïîíÿòü ÇÀ×ÅÌ äâèæèòåëþ ýòî ñàìîå «ïÿòíî êîíòàêòà» íóæíî? Âñå äåëî â òîì, ÷òî ó «ãðóíòîâ», ïî êîòîðûì äâèæåòñÿ ìàøèíà (äàæå åñëè ýòî ñíåã èëè áîëîòî), åñòü ïîíÿòèå «íåñóùàÿ ñïîñîáíîñòü». Ñïåöèàëèçèðîâàííûå ìàøèíû-âåçäåõîäû íóæíû íà «ãðóíòàõ ñ íèçêîé íåñóùåé ñïîñîáíîñòüþ». Åñëè ñïîñîáíîñòü íå «íèçêàÿ», âïîëíå ïðîåäóò è ÓÀÇû ñ «Íèâàìè». À «ïðîõîäèìîñòü» âåçäåõîäà ñîîòâåòñòâóåò åãî ñïîñîáíîñòè ïðåîäîëåâàòü ñîïðîòèâëåíèå äâèæåíèþ íà «ãðóíòàõ ñ íèçêîé íåñóùåé ñïîñîáíîñòüþ». Ïîýòîìó â «ïÿòíå êîíòàêòà» ïðîèñõîäèò «ðåàëèçàöèÿ òÿãîâîãî óñèëèÿ». Õîòÿ áû íà óãîë íàêëîíà ïëîùàäêè ïÿòíà ê ãîðèçîíòó.
Íî «òÿãè» áåç ñêîëüæåíèÿ íå áûâàåò (âî âñÿêîì ñëó÷àå íà «ãðóíòå ñî ñëàáîé íåñóùåé ñïîñîáíîñòüþ»). Ïîýòîìó êîëåñî ñêîëüçèò ïî ãðóíòó â «ïÿòíå êîíòàêòà». Õîðîøî. Íî êàê æå ñêîëüçèò «êðóãëîå» êîëåñî â «ïëîñêîì» «ïÿòíå êîíòàêòà»? Âåäü ïîâåðõíîñòü øèíû áåñêîíå÷íî æåñòêàÿ íà ðàñòÿæåíèå îòíîñèòåëüíî ïðî÷íîñòè ãðóíòà.
À òàê è ñêîëüçèò. Áëèæå ê êðàÿì «ïÿíà êîíòàêòà» ñîçäàåòñÿ áÎëüøàÿ ýôôåêòèâíîñòü îáðàçîâàíèÿ òÿãîâîãî óñèëèÿ. Áëèæå ê öåíòðó ïëîùàäè ìåíüøàÿ.  öåíòðå «ïÿòíà êîíòàêòà» øèíà âîîáùå «òÿíåò» íàçàä. Ñîáñòâåííî êîëåñî ñîçäàåò íåîáõîäèìîå òÿãîâîå óñèëèå çà ñ÷åò ïðåâûøåíèÿ «òÿãè» â íóæíóþ ñòîðîíó íàä «ïðîòèâîòÿãîé». Íó è îñòàëîñü äîáàâèòü âëèÿíèå ðàäèóñà êîëåñà íà âñ¸ ýòî áåçîáðàçèå: ÷åì áîëüøå êîëåñî â äèàìåòðå, òåì ìåíüøå ðàçíèöà ìåæäó ñîçäàííîé «òÿãîé» è «ïðîòèâîòÿãîé». Ãðóíò «ðâåòñÿ» ìàêñèìàëüíûìè óñèëèÿìè «òÿãè». Ïîýòîìó ÷åì áîëüøå äèàìåòð êîëåñà, òåì áîëüøå çàïàñ íà ñîçäàíèå òÿãîâîãî óñèëèÿ. Âîò â ÷åì ñåêðåò ïðîõîäèìîñòè áîëüøèõ êîëåñ íà «ãðóíòàõ ñ íèçêîé íåñóùåé ñïîñîáíîñòüþ».
Íà ñàìîì äåëå ýòî äàëåêî íå âñå íåäîñòàòêè êîëåñíîãî äâèæèòåëÿ. È äàæå íå îñíîâíûå åãî íåäîñòàòêè.
Êàê âûÿñíèëîñü, îñíîâíîé íåäîñòàòîê ïðîèñõîäèò èç îäíîãî èç îñíîâíûõ äîñòîèíñòâ. Âîäîèçìåùàþùàÿ ñïîñîáíîñòü êîëåñà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç äîñòîèíñòâ äâèæèòåëÿ ïðè äâèæåíèè ïî áîëîòó.  ñàìîì äåëå, âûòåñíèòü âîäó èç òîðôà è ïåðåíåñòè ÷àñòü âåñà ìàøèíû íà àðõèìåäîâó ñèëó, òåì ñàìûì ðàçãðóæàÿ òîðô, âåñüìà ïîëåçíî äëÿ óâåëè÷åíèÿ ïðîõîäèìîñòè.
Âñ¸ áû íè÷åãî, íî àðõèìåäîâà ñèëà ñíèæàåò íàãðóçêó íà ãðóíò â ëþáîé ëóæå íà äîðîãå. Âïëîòü äî ïîòåðè ñöåïëåíèÿ êîëåñà ñ ãðóíòîì. Ïîòîìó ÷òî êîëåñà áîëüøèå è âîäû îíè âûòåñíÿþò íåïðèëè÷íî ìíîãî.  ðåçóëüòàòå òàì, ãäå ñïîñîáíà ïðîåõàòü îáû÷íàÿ ëåãêîâóøêà, ñóïåð-âåçäåõîä íà ïíåâìàòèêàõ âñòàåò è òðåáóåò âêëþ÷åíèÿ áëîêèðîâîê äèôôåðåíöèàëîâ.
Ïðîáëåìà íàñòîëüêî ñåðüåçíà, ÷òî «Øåðï» ó Àëåêñåÿ Ãàðãàøüÿíà ïîÿâèëñÿ òîãäà, êîãäà åãî äîñòàëè âñå ýòè áëîêèðîâêè. Âîò î÷åíü ìíå òàê êàæåòñÿ )))) Âåäü îí ïîøåë íà êîíñòðóêöèþ ñ «áîðòîâûì ïîâîðîòîì» è òàêèì îáðàçîì «óáèë» åùå îäíî äîñòîèíñòâî êîëåñíîãî äâèæèòåëÿ — ýêîíîìè÷íîñòü êîëåñíîé ìàøèíû ïî ñðàâíåíèþ ñ ãóñåíè÷íîé.
Íó è åùå îäèí ñóùåñòâåííûé íåäîñòàòîê âåçäåõîäîâ íà «ïíåâìàòèêàõ» — íåñóùàÿ ñïîñîáíîñòü øèí. Íà êàæäîé øèíå «ïíåâìàòèêà» çàâîäñêîãî èçãîòîâëåíèÿ îòïå÷àòàíà «ìàêñèìàëüíàÿ íàãðóçêà». ×àùå âñåãî ýòà âåëè÷èíà îêîëî 600 êã èëè íèæå. Ýòî ñîâñåì íå ìíîãî îòíîñèòåëüíî äèàìåòðà øèíû, íî òàêîâà ïëàòà çà ñíèæåíèå êîëè÷åñòâà ñëîåâ êîðäà. Åñëè ñëîåâ ìàëî, øèíà ëó÷øå ðàáîòàåò íà ñâåðõíèçêèõ äàâëåíèÿõ âîçäóõà, åñëè ìíîãî ëó÷øå äåðæèò íàãðóçêó íà êîëåñî. Òàê ÷òî íå ðàçáåæèøüñÿ. À ìåæäó òåì âåëè÷èíà ìàêñèìàëüíîé íàãðóçêè âíîñèò ñåðüåçíûå îãðàíè÷åíèÿ â êîíñòðóêöèþ âåçäåõîäà. Âîçüìåì 4õ êîëåñíóþ ìàøèíó íà «ïíåâìàòèêàõ». 600êã õ 4 êîëåñà = 2400êã ìàññû ìàøèíû ñ ãðóçîì. Äîïóñòèì «äîíîðîì» ÿâëÿåòñÿ ÓÀÇ 3163 Patriot. Ñíàðÿæåííàÿ ìàññà ýòîãî àâòîìîáèëÿ 2170êã. Ò.å. íà ïàññàæèðîâ, òîïëèâî è ãðóç îñòàåòñÿ 2400-2170=230êã. Íî âåäü ó íàñ êîëåñà äèàìåòðà 1600ìì. Ïîýòîìó â 270êã íàäî åùå «âïèñàòü» áîðòîâûå ðåäóêòîðà 4 êîìïëåêòà, óñèëåíèå ìîñòîâ 2 êîìïëåêòà, ëåáåäêó, íó åùå êîå-÷åãî ïî ìåëî÷è Ãðóçîïîäúåìíîñòü âåçäåõîäà ñòðåìèòåëüíî òàåò.
Ïîýòîìó ñòðîèòåëè âåçäåõîäîâ ïðåäïî÷èòàþò 6òè êîëåñíûå âåçäåõîäû 4õ êîëåñíûì. Íî è ýòîãî íå õâàòàåò. Ïîÿâëÿþòñÿ îáëå÷åííûå êóçîâà ñîáñòâåííîé êîíñòðóêöèè è ñîâñåì óæ îðèãèíàëüíûå ñõåìû 8õ8. Âñ¸ ýòî ÷òî íàçûâàåòñÿ «íå îò õîðîøåé æèçíè».
Ìíå îñòàëîñü óêàçàòü íà óõóäøåííóþ óïðàâëÿåìîñòü âåçäåõîäîâ-«ïíåâìàòèêîâ». Îïÿòü æå áîëüøèå äèàìåòðû êîëåñ âêóïå ñ íèçêèì äàâëåíèåì âîçäóõà â øèíàõ ýòî æ òàêèå çàìå÷àòåëüíûå «ìÿ÷èêè»! Æåñòêîñòü øèíû ïîä íàãðóçêîé îò äîðîæíûõ íåðîâíîñòåé íó «íèêàêàÿ»! À «ïðûãó÷åñòü», íàïðîòèâ, íàñòîëüêî âåëèêà, ÷òî íèêàêèìè äàæå ñóïåð-àìîðòèçàòîðàìè íå ïîãëîùàåòñÿ. Âñ¸ ýòî ïðèâîäèò ê íåïðèåìëåìîé óòîìëÿåìîñòè âîäèòåëÿ íà äîðîãàõ òèïà «çèìíèêè», ãäå ïðèõîäèòñÿ îñíîâàòåëüíî ðàáîòàòü ðóëåì, ÷òîáû «äåðæàòü» ìàøèíó.
Çàêàí÷èâàÿ, îòìå÷ó: ÿ ñòîëü ìíîãî è îñíîâàòåëüíî êðèòèêîâàë êîëåñíûé äâèæèòåëü, îñíîâàííûé íà «ïíåâìàòèêàõ», òàê â ÷åì æå ïðè÷èíà åãî ðàñòóùåé ïîïóëÿðíîñòè? Ñ÷èòàþ ñàìó êîíñòðóêöèþ ýòîãî äâèæèòåëÿ ñëàáîé è íàñûùåííîé íåóñòðàíèìûìè íåäîñòàòêàìè. Îäíàêî ðîñò ñîîòâåòñòâóþùåé èìåííî òàêîé êîíñòðóêöèè äîðîæíîé ñåòè âûçûâàåò óâåëè÷åíèå ðûíî÷íîãî ñïðîñà íà âåçäåõîäû íà «ïíåâìàòèêàõ». Âåäü äëÿ ïîÿâëåíèÿ «äîðîãè» ïî êîòîðîé ñïîñîáíû ïðîåõàòü òàêèå ìàøèíû ïîðîé äîñòàòî÷íî ïðîëîæèòü ìàðøðóò ê ìåñòó ðàñïîëîæåíèÿ ïóñòü è ëåãêîãî íî ïîðîé êðàéíå íåîáõîäèìîãî «ðåñóðñà»: «íà îõîòó», «â ìàãàçèí çà âîäêîé», â ñîñåäíþþ äåðåâíþ, íà áîëîòî çà ÿãîäîé, çà êåäðîâîé øèøêîé è ò.ä. è ò.ï. Ïðè ýòîì íåïðîõîäèìûå äëÿ äðóãîãî òðàíñïîðòà ìåñòà òðåáóþò ìèíèìàëüíûõ çàòðàò, ÷òîáû ñäåëàòü èõ ïðîõîäèìûìè äëÿ âåçäåõîäîâ íà «ïíåâìàòèêàõ». Ìàøèíû äîñòàòî÷íî ëåãêèå è «íàòîïòàòü» ñîîòâåòñòâóþùóþ «òðàññó» â ñíåãó çíà÷èòåëüíî äåøåâëå, ÷åì ïîêóïàòü ñïåöìàøèíû, ñêàæåì, íà ãóñåíè÷íîì õîäó ñ óäåëüíûì äàâëåíèåì â 2-3 ðàçà ìåíüøå, ÷åì øèðîêî ðàñïîñòðàíåííûå ÌÒ-ËáÓ èëè ÃÀÇóøêè, êîòîðûå ìîæåò è ñìîãóò äîåõàòü áåç îðãàíèçàöèè «äîïîëíèòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé ïî îðãàíèçàöèè òðàññû», íî îíè äîðîæå â öåíå è â ýêñïëóàòàöèè.
Источник
Часто из-за плохого состояния дорог или регулярных путешествий по грунтовым дорогам многие автолюбители всерьёз задумываются над способами улучшения проходимости машины. Подобная необходимость актуальна не только для владельцев рамных джипов, но и легковых автомобилей. Самый простой способ улучшить проходимость – установить шины низкого давления, они предотвращают погружение на болотистой местности и в грязи.
Шины низкого давления – средство улучшения проходимости машины
Авто на шинах низкого давления будет иметь более высокие внедорожные качества в сравнении с классическими аналогами.
Известно, что покрышки могут быть с камерами и без них, низкое давление в рассматриваемых шинах обусловило необходимость использования преимущественно бескамерной конструкции. Причина отсутствия камеры – они легче переносят тяжёлые условия и проще ремонтируются.
УАЗ Патриот на шинах низкого давления
Машины на шинах низкого давления обладают многими преимуществами:
- лучшее сцепление и распределение веса при движении на пересечённой местности, это обусловлено большей площадью контакта;
- увеличенный клиренс – на авто устанавливаются колёса увеличенного диаметра и ширины;
- монтаж грунтозацепов увеличивает качество сцепления при движении по мягкой почве;
- минимальное нарушение экологии. При движении в лесах на обычных шинах разрушаются дороги, со временем они становятся непригодными, а оборудованный покрышками с невысоким давлением автомобиль меньше влияет на экологию.
Шины низкого и сверхнизкого давления имеют и некоторые недостатки, которые стоит учитывать до покупки:
- для установки такой резины приходится подвергать машину модернизации для оптимального использования позитивных качеств покрышек. Работы по усовершенствованию довольно затратны;
- ухудшается устойчивость машины из-за смещения центра тяжести вверх. Машина не становится склонной к опрокидыванию, но при движении на пересечённой местности изменения будут ощутимы;
- если эксплуатировать низкопрофильное колесо для движения по асфальту, наступает быстрый износ резины. Это касается всех твёрдых покрытий;
- колесо с шиной низкого давления с диском сцепляется хуже. Потребуется разработка дополнительных фиксаторов, предотвращающих прокручивание ската;
- не могут использоваться для передвижения на высокой скорости. Ключевая и единственная задача – улучшение проходимости в тяжёлых условиях, а скоростное движение приведёт к скорейшему износу всей подвески;
- дисковый профиль и протекторы должны учитывать тип грунта, по которым производится движение. Высота протектора улучшает качество передвижения по одной почве, но быстро изнашивает трансмиссию на другой. Придётся уделить достаточно времени для правильного выбора. Подбор можно оставить специалистам для снижения рисков и нагрузок на авто. Без должных знаний о тонкостях поведения резины водителю будет сложно и дорого использовать авто.
Шины низкого давления дают лучшее сцепление и распределение веса
Какое давление должно быть в шинах низкого давления
Невозможно однозначно указать, какое давление в шинах низкого давления нужно подбирать в конкретном случае, но данные об этом содержатся в инструкции к покрышке. Индивидуальные цифры обоснованы разностью рисунков протектора, сферой использования (для глинистых почв, чернозёмов, болотистых местностей). Каждый производитель указывает оптимальное давление внутри ската, но оно редко превышает 1 атмосферу.
К месту стоит упомянуть, какое должно быть давление в низкопрофильных шинах, так как это вызывает не меньшее количество вопросов. Давление в низкопрофильных шинах, как правило, определяется по таблице или технической документации. Но таблица не учтёт всех особенностей автомобиля и шины, лучше выбор делать на основании конкретной модели. В таких камерах обеспечивается усиленная накачка для создания наилучшего сцепления с трассой. Чаще всего показатели колеблются в пределах 2,2–3 атмосфер.
Шины низкого давления качают согласно маркировки на самой шине
Разновидности шин низкого давления – они разные!
Чаще всего колеса с шиной низкого давления с диском устанавливаются на джипы, сельскохозяйственную технику, внедорожники и другие автомобили с повышенными требованиями к проходимости. На подобные авто могут устанавливаться как бескамерные, так и камерные модели. Чаще предпочтение отдаётся бескамерным вариантам, они обеспечивают большую безопасность движения и повышенный комфорт при небольшом весе. Если используется камера, снижается риск пробития и деформации колеса, так как противодействие нагрузкам усиливается вдвое.
В процессе рассмотрения описываемых шин стоит отметить другую классификацию, на основании конструктивных и функциональных характеристик:
- широкопрофильные. Могут эксплуатироваться в широком диапазоне давлений без негативных последствий для автомобиля. Чаще используются для машин, транспортирующих большие грузы по пересечённой местности. Устойчивость широкопрофильных моделей значительно выше благодаря большому пятну контакта. Представлены они в виде овала;
- арочные. Ширина подобных шин значительно превосходит стандартные варианты, обычно в 3–5 раз шире. По толщине покрышка имеет 50–70 см. Чаще устанавливаются только на передние колёса. При использовании арочных моделей многократно улучшается проходимость автомобиля по любой местности;
- тороидные. Они дополнительно различаются по наличию камер. Являются самыми популярными скатами для транспортных средств, участвующих в соревнованиях, но нередко применяются и в повседневной жизни. Ширина профиля средняя.
В модельном ряде присутствуют и пневмокатки – это специальные шины, на которые устанавливаются грунтозацепы. Роль зацепов сводится к созданию ребра жёсткости для улучшения ходовых характеристик на пересечённой местности.
Широкопрофильные шины низкого давления
Особенности установки и эксплуатации
Часто требуется ремонт шин низкого давления или автомобиля для установки покрышек. Чем старее модель машины, тем большее количество переделок потребуется. В базовой комплектации узлы могут быть непригодными для использования, их приходится реконструировать и усиливать для выдерживания большей нагрузки.
Для определения рекомендованных значений давления следует использовать техническую документацию. Нельзя понижать давления от указанных показаний, иначе увеличивается риск пробоины и будет понижаться устойчивость. Снижение разрешено только для кратковременного передвижения по грунтам с повышенной влажностью.
В любом случае потребуются специальные фиксаторы для закрепления резины на колесо. Они предотвратят прокручивание и смещение скатов. Актуальнее всего использование двух приспособлений:
- тайрлок – это устройство для фиксации покрышки со стороны краёв. Используется для твёрдых дорог;
- бедлоки – прочные фиксаторы, которые часто устанавливаются на внедорожники во время состязаний или для эксплуатации с экстремальными нагрузками. Имеют вид механических колец, фиксируются на диск и закрепляют покрышку. Достоинствами являются лёгкость установки и надёжность, а недостатками – невозможно точно балансировать шину и повышение веса колеса.
Для выбора подходящего типа стоит рассмотреть сферу использования и условия эксплуатации авто. Необходимость ремонтировать машину возникает для каждого типа, но больше переделок будет необходимо для бедлоков.
Способ избежать ремонта авто – накачивать скаты в холодном состоянии, ведь под действием температуры изменяется накачанность покрышек.
Шины низкого давления на УАЗе хорошо подходят для бездорожья
Особенности использования низкопрофильных изделий
Сегодня всё чаще используется низкопрофильная резина, но только для специальных автобанов или городских условий эксплуатации, где можно обеспечить более или менее приемлемые условия использования. Их основным отличием является создание большого пятна контакта с покрытием, отчего улучшается устойчивость и качество сцепления авто.
Каркас изготавливается с большей мягкостью для улучшения управляемости, отчего низкопрофильные варианты покрышек чаще используются на скоростных автомобилях. Машины легче входят в повороты, более отзывчивы в управлении, не имеют тенденции уходить вбок или создавать раскачки.
Одним из основных недостатков является большая подверженность дребезжанию и повышенное ощущение выемок на дорогах. Помимо дискомфорта для пассажиров, подобное состояние приведёт к скорой необходимости ремонта подвески. Меньшим недостатком является создание значительного шума при движении.
Изготовление резины низкого давления – все совсем несложно
Сегодня встречаются самодельные шины со сверхнизким давлением, за их основу берётся резина промышленного выпуска для авиации, вездеходов и сельскохозяйственной техники. Такие покрышки используются из-за того, что в их основе прочные, качественные и долговечные материалы.
Подобранная резина требует подготовки, предварительно нужно удалить весь ненужный материал с боковины, а также срезается часть протектора и сердечники на посадочной площадке. Изготовить самодельные шины можно по инструкции:
- Заготовка. Следует тщательно очистить и вымыть покрышку, а по окончании необходимой процедуры оставить резину просыхать.
- Нанесение рисунка. Для новых потребностей несколько отличается рисунок протектора, его нужно нарисовать маркером.
- Убрать лишний металл. Из покрышки нужно изъять проволоку, для чего изнутри по периметру делается прорез вдоль меток для создания небольших окон. С помощью удобного инструмента через отверстия нужно удалить проволоку. Для предотвращения разрушения шины следует её прочно зафиксировать. Лучше всего доставать проволоку при помощи лебёдки.
- Несколько отступив вниз от корда, делается прорез периметра окружности, и с помощью клещей оттягивается резина. Здесь также пригодится лебёдка. Кусочек резины, который удалось оттянуть, следует обрезать.
- Удалишь часть от базового материала сверху до появления каркаса. Зачистить всё наждачной бумагой и вварить металлические пластины или трубки к диску, натянув его на камеру.
Теперь изделие готово, его можно устанавливать на машину.
Шина низкого давления AVTOROS M-TRIM 4 слоя корда
Заключение
Шины низкого давления существенно увеличивают проходимость за счёт повышения площади соприкосновения материала с дорогой, но это приводит к быстрому износу. Установка подобной резины обоснована только для передвижения по пересечённой местности, в остальных случаях пользы не будет, напротив, придётся чаще ремонтировать автомобиль.
Источник