Вездеход на шинах с пониженным давлением

Сегодня, во многих передачах об охоте, путешествиях, туризме и экстремальном отдыхе можно увидеть уникальный транспорт — вездеходы на шинах низкого давления.

Такую технику легко узнать по огромным колесам, невероятному клиренсу и уникальной проходимости. Это лучший вариант для передвижения по песку, вязкому грунту, каменистой поверхности и воде.

Немного истории

Первые вездеходные авто на шинах низкого давления были представлены танком «Кристи». Уже через несколько лет на базе этой модели появились более быстроходные версии.

танк «Кристи»

К их преимуществам можно отнести универсальность и отличную проходимость. Такая техника уверенно себя чувствовала на твердом покрытии (к работе подключались колеса), так и на бездорожье (помогали гусеницы).

Но время показало, что гусеничная техника – далеко не лучший вариант.

Автолюбители заметили, что при снижении давления внутри шины увеличивается площадь соприкосновения колеса с землей. Как следствие, повышается проходимость транспортного средства.

К примеру, на некоторых грузовых авто (Урале-4320, ГАЗ-66 и прочих) водитель может регулировать давление в колесе, исходя из обстановки на дороге.

Проходимость Урал-4320

Иногда используются ШНД со специальным протектором, которые улучшает вездеходные качества.

Особенность специальных шин — в большей ширине и мягкости, если сравнивать с обычными покрышками.

Сегодня все более популярны шины, имеющие сверхнизкое давление. Но есть один большой минус. Установка таких колес возможна лишь на специальную технику. Если же есть желание поставить их на свое авто, придется производить серьезную переделку.

Основные виды

В зависимости от сферы применения, конструктивных особенностей и назначении вездеходы бывают нескольких видов.

Болотоходы.

Отлично себя проявляют на болотистой местности и находят свое применение в сельском хозяйстве при осушении заболоченных участков земли.

Кроме этого, такие аппараты весьма полезны при строительстве дорог, нефте- и газопроводов, а также геологической разведке.

Болотоходы

Снегоходы.

Хорошо себя чувствуют на заснеженной местности. Это надежные помощники для рыбаков, охотников и путешественников. Они подходят для перевозки грузов и заменяют личный транспорт жителям северных регионов.

Снегоходы

Универсальные вездеходы.

Способны преодолевать любые преграды. Для них не проблема грязь, камни, снег и даже неглубокие реки.

Универсальные вездеходы

Амфибии.

«Заточены» под преодоление глубоких преград, даже при условии полного погружения. К примеру, сегодня очень популярны землеройные машины-амфибии, которые справляются со своими задачами на любой местности.

Амфибии на шинах

Конструктивные особенности

Вездеходы на шинах низкого давления обладают уникальной проходимостью в первую очередь за счет необычного подхода к конструкции и снижения давления внутри покрышки. При этом пятно контакта составляет одну третью или одну четвертую часть от всей поверхности шины.

За счет увеличения площади соприкосновения снижается и нагрузка на почву, что весьма важно для техники сельскохозяйственного назначения.

При накачке покрышек необходимо ориентироваться, чтобы разница давлений (между сверхнизким и низким) была около 0,3 МПа.

Амфибии.

Что касается вездеходов-амфибий (о них мы уже упоминали), то их плавучие свойства обеспечиваются специальными наполнителями в шинах.

При этом днище таких автомобилей является абсолютно герметичным. При необходимости увеличения скорости передвижения к делу подключаются колеса, но большей эффективность обладают, конечно, водометы.

Рамы.

Кроме этого, вездеходы на шинах низкого давления имеют особою шарнирно-сочлененную раму.

шарнирно-сочлененная рама схема

Эта конструктивная особенность позволяет колесам занимать любые позиции друг относительно друга (все зависит от особенностей самой машины).

Обзор вездеходов на шинах низкого давления, отечественные и зарубежные модели

Применение рам шарнирно-сочлененного типа позволяет улучшить проходимость техники и свести к минимуму вероятность ее переворачивания.

Мосты.

В вездеходах на колесах может быть два или три моста. В первом варианте все колеса являются ведущими. При этом в каждом из них есть возможность блокирования межосевого и межколесного дифференциала.

Еще одна особенность таких систем – возможность отключения одного из мостов. Если необходима большая проходимость, то лучше отдавать предпочтение трехмостовым авто с системой 6х6.

Обзор вездеходов на шинах низкого давления, отечественные и зарубежные модели

Или четырех мостовыми с системой 8х8.

Обзор вездеходов на шинах низкого давления, отечественные и зарубежные модели

Двигатель.

Что касается основного узла, то вездеходы с шинами низкого давления могут иметь как карбюраторный, так и дизельный двигатель.

Двигатель

Дизельный вариант больше подходит для техники среднего и большого размера, а карбюраторный – для небольших вездеходных устройств, предназначенных для любителей охоты или рыбалки.

Виды вездеходов на шинах низкого давления

Вездеходы с ШНД отличаются и по функциональному назначению.

Они бывают:

  1. Пассажирскими. Такая техника предназначена для перевозки людей в количестве до 15 человек;
  2. Грузопассажирскими. Особенность таких вездеходов в том, что они могут вместить, как пассажиров (до четырех человек), так и грузы (для этих целей предусмотрена специальный прицеп, платформа);
  3. Грузовыми. Имеют собственный прицеп и специальную платформу для перевозки различных грузов.

Отечественные и зарубежные модели вездеходов

Сегодня на автомобильном рынке вездеходы с шинами низкого давления представлены множеством моделей. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Автомобильный рынок РФ.

КИТ-ТМ06. Предназначен для передвижения по воде и любому бездорожью. При этом самое интересное, что он к классу вездеходов не относится.

КИТ-ТМ06

Способен переводить до 80 килограмм груза и до двух человек. Имеет четырехтактный двигатель на борту с 9-15 лошадиными силами. Может развивать скорость до 25 км/час. Средняя стоимость такого «чуда» 170-200 тысяч рублей.

КИТ-ТМ06

Тигр ХВН 8Х8-2. Представляет собой вездеход-амфибию с трехцилиндровым двигателем на 53 лошадиные силы.

Тигр ХВН 8Х8-2

Развивает скорость до 45 км/час. В качестве основного материала для кузова используется полиэтилен, есть дополнительная защита.

Может выполнять свои функции при температуре от -40 до +40 градусах Цельсия. Имеет грузоподъемность до полутоны.

Тигр ХВН 8Х8-2

Тигр ХВН 6х6-1. Обладает более слабым двухцилиндровым мотором с 35 «лошадками». Остальные функции схожи с версией, рассмотренной выше. Стоимость – около 600 тысяч рублей.

Тигр ХВН 6х6-1

Полные характеристики Тигр ХВН 6х6-1.

Обзор вездеходов на шинах низкого давления, отечественные и зарубежные модели

Обзор вездеходов на шинах низкого давления, отечественные и зарубежные модели

Обзор вездеходов на шинах низкого давления, отечественные и зарубежные модели

Обзор вездеходов на шинах низкого давления, отечественные и зарубежные модели

ТРЭКОЛ 39041. Модернизированный вариант УАЗа. Прост в обслуживании и ремонте. По механической части ничем не отличается от стандартных моделей.

ТРЭКОЛ 39041

Может комплектовать бензиновым или дизельным мотором. Скорость – до 70 км/час, максимальный вес – 450/350 килограмм по суше (воде) соответственно. Стоимость – около 1,4 миллиона рублей.

ТРЭКОЛ 39445. Имеет характеристики схожие с прошлой моделью. Отличительная особенность – применение более теплого пластика для кузова и расширенный температурный диапазон (-60- +60 градусов Цельсия).

ТРЭКОЛ 39445

ТРЭКОЛ 39446. Отличный вариант для фермеров и нефтяников. Имеет хорошую грузоподъемность – 400/300 кг (земля/вода) и все характеристики модели основной линейки.

ТРЭКОЛ 39446

ТРЭКОЛ 39295. Шестиколесный вездеход ценой более двух миллионов рублей. Обладает характеристиками лидера линейки. Грузоподъемность – 700/400 кг.

ТРЭКОЛ 39295

ТРЭКОЛ 39294. Имеет схожие с прошлой моделью характеристики. Автомобиль потяжелел до 2,8 тонн и стал просторнее (вместимость – до 8 человек).

ТРЭКОЛ 39294

Зарубежный автомобильный рынок.

За рубежом производители также не дремлют. Там популярны следующие модели.

Argo 6х6 Frontiеr 580. Мощный вездеход-амфибия с шестью колесами, мотором на 18 «лошадок» и максимальной скоростью до 30 км/час.

Argo 6х6 Frontiеr 580

Имеет различные расцветки, корпус выполнен из полиэтилена. Работает в таком же диапазоне температур, как и прошлые версии. Способен перевозить грузы до 317 килограмм по суше и до 227 килограмм – по воде.

Argo 8х8 750 HDI SE. Еще один американский вездеход с 8-мью колесами. Объем мотора — 750 куб. см.

Argo 8х8 750 HDI SE

Обзор вездеходов на шинах низкого давления, отечественные и зарубежные модели

 Обзор вездеходов на шинах низкого давления, отечественные и зарубежные модели

Yanmar C12W 6×6. Вездеход-самосвал. Грузоподъемность до 650 кг, максимальная скорость – до 40 км/час.

Yanmar C12W 6x6

Volvo С202. Шведский военный вездеход с объемом мотора в 2.0 литра и мощностью 82 лошадиные силы.

Volvo С202

Вездеход Citroen C4-P17. Известный «француз» с мощностью в 30 «лошадок», 4-х цилиндровым двигателем и трехступенчатой КПП. Уже история.

Вездеход Citroen C4-P17

Модель LARC-5. Американский грузовой автомобиль-амфибия с запасом хода почти на 500 км и мотором на 300 л.с.

Модель LARC-5

Гражданский вездеход EWK Bison. Производства Германии рассчитан на 2-х человек, вес – 16 тонн, запас хода – до 900 км, максимальная скорость движения – до 80 км/час.

Гражданский вездеход EWK Bison

Гражданский вездеход EWK Bison

Supacat – шестиколесный британский вездеход-амфибия. Предназначен для перевозки грузов до 1,6 тонн в болотистой местности. Может транспортировать до шести пассажиров. Или только 10 человек. Запас хода – до 300 км. Производство Великобритания.

Supacat

Вездеход BRP CAN-AM COMMANDER (класс – квадроциклы). Производство – США.

Вездеход BRP CAN-AM COMMANDER

Вездеход BRP CAN-AM COMMANDER

Характеристики BRP CAN-AM COMMANDER.

Характеристики BRP CAN-AM COMMANDER

Характеристики BRP CAN-AM COMMANDER

Вывод

Вездеходы на шинах низкого давления весьма востребованы в самых различных сферах — как промышленной, так и военной.

При этом самое главное, что с каждым годом такая техника становится все более доступной для рядового потребителя. Рекомендуем почитать статью про гусеничный вездиход Витязь.

Источник

Âñ¸ áÎëüøóþ ïîïóëÿðíîñòü ïðèîáðåòàþò âåçäåõîäû íà øèíàõ íèçêîãî (õîòÿ ìîæíî ñêàçàòü «ñâåðõíèçêîãî») äàâëåíèÿ, êîòîðûå ïðèíÿòî íàçûâàòü «ïíåâìàòèêàìè». Ïðè ýòîì ïîäêóïàåò ïðîõîäèìîñòü âåçäåõîäà, ñîîòâåòñòâóþùàÿ òàêîìó äàâëåíèþ è âîçìîæíîñòü ïåðåäâèæåíèÿ «ïî äîðîãàì îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ».

Íà ñàìîì äåëå è òîò è äðóãîé ôàêòîð ÿâëÿåòñÿ íåñêîëüêî «äóòûìè». Ïðåäëàãàþ ðàññìîòðåòü ïðè÷èíû ýòîãî óòâåðæäåíèÿ:

1. Âîçìîæíîñòü ïåðåäâèæåíèÿ «ïî äîðîãàì îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ» îãðàíè÷èâàåòñÿ «ãàáàðèòíûìè òðåáîâàíèÿìè». È âñ¸ áû íè÷åãî, íî âîò ïðîõîäèìîñòü òðåáóåò áîëüøîãî äèàìåòðà êîëåñà. À ïîñêîëüêó «ïíåâìàòèêè» óçêèìè íå áûâàþò, ðàñòåò ãàáàðèò ìàøèí ïî øèðèíå. Èìåííî îí îãðàíè÷èâàåò ïðåñëîâóòîå òðåáîâàíèå ÃÈÁÄÄ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íà ðûíêå ïîÿâèëèñü øèíû äèàìåòðîì 1600ìì è âûøå. Ïðè ýòîì øèðèíà òàêîé øèíû äîñòèãàåò 600ìì è áîëåå. Íàïðèìåð:

https://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?t=13719

Ïðè èñïîëüçîâàíèè òàêèõ êîëåñ âûñîòà ìàøèíû íà÷èíàåò ïðåâîñõîäèòü øèðèíó. Íó ÷åãî íå çàïëàòèøü çà ïðîõîäèìîñòü? Îäíàêî è øèðèíà óæå íå âïèñûâàåòñÿ â òðåáîâàíèÿ ÃÈÁÄÄ. Ïîýòîìó ïåðåäâèæåíèå «ïî äîðîãàì îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ» òîëüêî ïî «ñïåöðàçðåøåíèÿì».

2. Ïðîõîäèìîñòü ìàøèí íà øèíàõ íèçêîãî äàâëåíèÿ. Åñëè ñðàâíèâàòü ñ êîëåñíûìè âåçäåõîäàìè, äà îíà ñóùåñòâåííî âûøå. Åñëè ñ ãóñåíè÷íûìè, íå âñå òàê îäíîçíà÷íî. Îáû÷íî ýíòóçèàñòû-êîëåñíèêè âåäóò ñðàâíåíèå ñ ãóñåíè÷íûìè âåçäåõîäàìè, èìåþùèìè óäåëüíîå äàâëåíèå 0,3 êã íà êâàäðàòíûé ñì è âûøå. Òàêèå ñðàâíåíèÿ îáû÷íî ïîëó÷àþòñÿ â ïîëüçó êîëåñíèêîâ. Íî åñëè âçÿòü ãóñåíè÷íèê ñ óäåëüíûì äàâëåíèåì 0,12 êã íà êâàäðàòíûé ñì è íèæå (íàïðèìåð, ñíåãîõîä èëè òîò æå ñíåãîáîëîòîõîä «Òåððàíèêà») ñ ïðîõîäèìîñòüþ ñòàíîâèòñÿ íå òàê îäíîçíà÷íî.

Äåëî òóò è â ïîíÿòèè «ïÿòíî êàíòàêòà» è äëÿ ÷åãî îíî íóæíî.

Óäåëüíîå äàâëåíèå êîëåñíîãî äâèæèòåëÿ ïî ýòîìó ñàìîìó «ïÿòíó êîíòàêòà» è îïðåäåëÿåòñÿ êàê óñèëèå, äåéñòâóþùåå íà êîëåñî, îòíåñåííîå ê ïëîùàäè ýòîãî ñàìîãî «ïÿòíà». Íåïðèÿòíîñòü òóò ïîäñòåðåãàåò óæå â ïîäñ÷åòå ïëîùàäè. Âñå êîëåñíèêè âåçäåõîäîñòðîèòåëè ñ÷èòàþò ÷òî ïëîùàäü «ïÿòíà êîíòàêòà» ñîîòâåòñòâóåò äàâëåíèþ âîçäóõà â øèíå. Ñêàæåì ïðè äàâëåíèè 0,15 êã íà êâàäðàòíûé ñì êîëåñî èìååò ïëîùàäü «ïÿòíà êîíòàêòà», ñîîòâåòñòâóþùóþ îòíîøåíèþ óñèëèþ íà êîëåñå ê óêàçàííîìó äàâëåíèþ âîçäóõà. Ïðè ýòîì äëÿ óâåëè÷åíèÿ ïðîõîäèìîñòè îíè ñáðàñûâàþò äàâëåíèå â êîëåñå àæ äî 0,08 àòì. Íèêòî èç íèõ ïðè ýòîì íå çàäóìûâàåòñÿ î òîì, ÷òî ïðè ñòîëü íèçêèõ äàâëåíèÿõ âîçäóõà âîçäåéñòâèå íà ïîâåðõíîñòü øèíû îò äåôîðìàöèè ñàìîé øèíû ñòàíîâèòñÿ ñîèçìåðèìûì ñ âîçäåéñòâèåì îò èçáûòî÷íîãî äàâëåíèÿ âîçäóõà. Ò.å. ñîïðîòèâëåíèå äåôîðìàöèè ñàìîé êîíñòðóêöèè øèíû íå ó÷èòûâàåòñÿ. È âîò ýòî «ñîïðîòèâëåíèå äåôîðìàöèè» îòíèìàåò ÷àñòü ïëîùàäè ó «ïÿòíà êîíòàêòà». Ïëîùàäü ñòàíîâèòñÿ ìåíüøå, à óäåëüíîå äàâëåíèå – áîëüøå.

Íî åùå áîëüøàÿ íåïðèÿòíîñòü íàñ îæèäàåò êîãäà ìû ïûòàåìñÿ ïîíÿòü ÇÀ×ÅÌ äâèæèòåëþ ýòî ñàìîå «ïÿòíî êîíòàêòà» íóæíî? Âñå äåëî â òîì, ÷òî ó «ãðóíòîâ», ïî êîòîðûì äâèæåòñÿ ìàøèíà (äàæå åñëè ýòî ñíåã èëè áîëîòî), åñòü ïîíÿòèå «íåñóùàÿ ñïîñîáíîñòü». Ñïåöèàëèçèðîâàííûå ìàøèíû-âåçäåõîäû íóæíû íà «ãðóíòàõ ñ íèçêîé íåñóùåé ñïîñîáíîñòüþ». Åñëè ñïîñîáíîñòü íå «íèçêàÿ», âïîëíå ïðîåäóò è ÓÀÇû ñ «Íèâàìè». À «ïðîõîäèìîñòü» âåçäåõîäà ñîîòâåòñòâóåò åãî ñïîñîáíîñòè ïðåîäîëåâàòü ñîïðîòèâëåíèå äâèæåíèþ íà «ãðóíòàõ ñ íèçêîé íåñóùåé ñïîñîáíîñòüþ». Ïîýòîìó â «ïÿòíå êîíòàêòà» ïðîèñõîäèò «ðåàëèçàöèÿ òÿãîâîãî óñèëèÿ». Õîòÿ áû íà óãîë íàêëîíà ïëîùàäêè ïÿòíà ê ãîðèçîíòó.

Íî «òÿãè» áåç ñêîëüæåíèÿ íå áûâàåò (âî âñÿêîì ñëó÷àå íà «ãðóíòå ñî ñëàáîé íåñóùåé ñïîñîáíîñòüþ»). Ïîýòîìó êîëåñî ñêîëüçèò ïî ãðóíòó â «ïÿòíå êîíòàêòà». Õîðîøî. Íî êàê æå ñêîëüçèò «êðóãëîå» êîëåñî â «ïëîñêîì» «ïÿòíå êîíòàêòà»? Âåäü ïîâåðõíîñòü øèíû áåñêîíå÷íî æåñòêàÿ íà ðàñòÿæåíèå îòíîñèòåëüíî ïðî÷íîñòè ãðóíòà.

À òàê è ñêîëüçèò. Áëèæå ê êðàÿì «ïÿíà êîíòàêòà» ñîçäàåòñÿ áÎëüøàÿ ýôôåêòèâíîñòü îáðàçîâàíèÿ òÿãîâîãî óñèëèÿ. Áëèæå ê öåíòðó ïëîùàäè – ìåíüøàÿ.  öåíòðå «ïÿòíà êîíòàêòà» øèíà âîîáùå «òÿíåò» íàçàä. Ñîáñòâåííî êîëåñî ñîçäàåò íåîáõîäèìîå òÿãîâîå óñèëèå çà ñ÷åò ïðåâûøåíèÿ «òÿãè» â íóæíóþ ñòîðîíó íàä «ïðîòèâîòÿãîé». Íó è îñòàëîñü äîáàâèòü âëèÿíèå ðàäèóñà êîëåñà íà âñ¸ ýòî áåçîáðàçèå: ÷åì áîëüøå êîëåñî â äèàìåòðå, òåì ìåíüøå ðàçíèöà ìåæäó ñîçäàííîé «òÿãîé» è «ïðîòèâîòÿãîé». Ãðóíò «ðâåòñÿ» ìàêñèìàëüíûìè óñèëèÿìè «òÿãè». Ïîýòîìó ÷åì áîëüøå äèàìåòð êîëåñà, òåì áîëüøå çàïàñ íà ñîçäàíèå òÿãîâîãî óñèëèÿ. Âîò â ÷åì ñåêðåò ïðîõîäèìîñòè áîëüøèõ êîëåñ íà «ãðóíòàõ ñ íèçêîé íåñóùåé ñïîñîáíîñòüþ».

Íà ñàìîì äåëå ýòî äàëåêî íå âñå íåäîñòàòêè êîëåñíîãî äâèæèòåëÿ. È äàæå íå îñíîâíûå åãî íåäîñòàòêè.

Êàê âûÿñíèëîñü, îñíîâíîé íåäîñòàòîê ïðîèñõîäèò èç îäíîãî èç îñíîâíûõ äîñòîèíñòâ. Âîäîèçìåùàþùàÿ ñïîñîáíîñòü êîëåñà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç äîñòîèíñòâ äâèæèòåëÿ ïðè äâèæåíèè ïî áîëîòó.  ñàìîì äåëå, âûòåñíèòü âîäó èç òîðôà è ïåðåíåñòè ÷àñòü âåñà ìàøèíû íà àðõèìåäîâó ñèëó, òåì ñàìûì ðàçãðóæàÿ òîðô, âåñüìà ïîëåçíî äëÿ óâåëè÷åíèÿ ïðîõîäèìîñòè.

Âñ¸ áû íè÷åãî, íî àðõèìåäîâà ñèëà ñíèæàåò íàãðóçêó íà ãðóíò â ëþáîé ëóæå íà äîðîãå. Âïëîòü äî ïîòåðè ñöåïëåíèÿ êîëåñà ñ ãðóíòîì. Ïîòîìó ÷òî êîëåñà áîëüøèå è âîäû îíè âûòåñíÿþò íåïðèëè÷íî ìíîãî.  ðåçóëüòàòå òàì, ãäå ñïîñîáíà ïðîåõàòü îáû÷íàÿ ëåãêîâóøêà, ñóïåð-âåçäåõîä íà ïíåâìàòèêàõ âñòàåò è òðåáóåò âêëþ÷åíèÿ áëîêèðîâîê äèôôåðåíöèàëîâ.

Ïðîáëåìà íàñòîëüêî ñåðüåçíà, ÷òî «Øåðï» ó Àëåêñåÿ Ãàðãàøüÿíà ïîÿâèëñÿ òîãäà, êîãäà åãî äîñòàëè âñå ýòè áëîêèðîâêè. Âîò î÷åíü ìíå òàê êàæåòñÿ )))) Âåäü îí ïîøåë íà êîíñòðóêöèþ ñ «áîðòîâûì ïîâîðîòîì» è òàêèì îáðàçîì «óáèë» åùå îäíî äîñòîèíñòâî êîëåñíîãî äâèæèòåëÿ — ýêîíîìè÷íîñòü êîëåñíîé ìàøèíû ïî ñðàâíåíèþ ñ ãóñåíè÷íîé.

Íó è åùå îäèí ñóùåñòâåííûé íåäîñòàòîê âåçäåõîäîâ íà «ïíåâìàòèêàõ» — íåñóùàÿ ñïîñîáíîñòü øèí. Íà êàæäîé øèíå «ïíåâìàòèêà» çàâîäñêîãî èçãîòîâëåíèÿ îòïå÷àòàíà «ìàêñèìàëüíàÿ íàãðóçêà». ×àùå âñåãî ýòà âåëè÷èíà îêîëî 600 êã èëè íèæå. Ýòî ñîâñåì íå ìíîãî îòíîñèòåëüíî äèàìåòðà øèíû, íî òàêîâà ïëàòà çà ñíèæåíèå êîëè÷åñòâà ñëîåâ êîðäà. Åñëè ñëîåâ ìàëî, øèíà ëó÷øå ðàáîòàåò íà ñâåðõíèçêèõ äàâëåíèÿõ âîçäóõà, åñëè ìíîãî – ëó÷øå äåðæèò íàãðóçêó íà êîëåñî. Òàê ÷òî íå ðàçáåæèøüñÿ. À ìåæäó òåì âåëè÷èíà ìàêñèìàëüíîé íàãðóçêè âíîñèò ñåðüåçíûå îãðàíè÷åíèÿ â êîíñòðóêöèþ âåçäåõîäà. Âîçüìåì 4õ êîëåñíóþ ìàøèíó íà «ïíåâìàòèêàõ». 600êã õ 4 êîëåñà = 2400êã ìàññû ìàøèíû ñ ãðóçîì. Äîïóñòèì «äîíîðîì» ÿâëÿåòñÿ ÓÀÇ 3163 Patriot. Ñíàðÿæåííàÿ ìàññà ýòîãî àâòîìîáèëÿ 2170êã. Ò.å. íà ïàññàæèðîâ, òîïëèâî è ãðóç îñòàåòñÿ 2400-2170=230êã. Íî âåäü ó íàñ êîëåñà äèàìåòðà 1600ìì. Ïîýòîìó â 270êã íàäî åùå «âïèñàòü» áîðòîâûå ðåäóêòîðà 4 êîìïëåêòà, óñèëåíèå ìîñòîâ 2 êîìïëåêòà, ëåáåäêó, íó åùå êîå-÷åãî ïî ìåëî÷è… Ãðóçîïîäúåìíîñòü âåçäåõîäà ñòðåìèòåëüíî òàåò.

Ïîýòîìó ñòðîèòåëè âåçäåõîäîâ ïðåäïî÷èòàþò 6òè êîëåñíûå âåçäåõîäû 4õ êîëåñíûì. Íî è ýòîãî íå õâàòàåò. Ïîÿâëÿþòñÿ îáëå÷åííûå êóçîâà ñîáñòâåííîé êîíñòðóêöèè è ñîâñåì óæ îðèãèíàëüíûå ñõåìû 8õ8. Âñ¸ ýòî ÷òî íàçûâàåòñÿ «íå îò õîðîøåé æèçíè».

Ìíå îñòàëîñü óêàçàòü íà óõóäøåííóþ óïðàâëÿåìîñòü âåçäåõîäîâ-«ïíåâìàòèêîâ». Îïÿòü æå áîëüøèå äèàìåòðû êîëåñ âêóïå ñ íèçêèì äàâëåíèåì âîçäóõà â øèíàõ ýòî æ òàêèå çàìå÷àòåëüíûå «ìÿ÷èêè»! Æåñòêîñòü øèíû ïîä íàãðóçêîé îò äîðîæíûõ íåðîâíîñòåé íó «íèêàêàÿ»! À «ïðûãó÷åñòü», íàïðîòèâ, íàñòîëüêî âåëèêà, ÷òî íèêàêèìè äàæå ñóïåð-àìîðòèçàòîðàìè íå ïîãëîùàåòñÿ. Âñ¸ ýòî ïðèâîäèò ê íåïðèåìëåìîé óòîìëÿåìîñòè âîäèòåëÿ íà äîðîãàõ òèïà «çèìíèêè», ãäå ïðèõîäèòñÿ îñíîâàòåëüíî ðàáîòàòü ðóëåì, ÷òîáû «äåðæàòü» ìàøèíó.

Çàêàí÷èâàÿ, îòìå÷ó: ÿ ñòîëü ìíîãî è îñíîâàòåëüíî êðèòèêîâàë êîëåñíûé äâèæèòåëü, îñíîâàííûé íà «ïíåâìàòèêàõ», òàê â ÷åì æå ïðè÷èíà åãî ðàñòóùåé ïîïóëÿðíîñòè? Ñ÷èòàþ ñàìó êîíñòðóêöèþ ýòîãî äâèæèòåëÿ ñëàáîé è íàñûùåííîé íåóñòðàíèìûìè íåäîñòàòêàìè. Îäíàêî ðîñò ñîîòâåòñòâóþùåé èìåííî òàêîé êîíñòðóêöèè äîðîæíîé ñåòè âûçûâàåò óâåëè÷åíèå ðûíî÷íîãî ñïðîñà íà âåçäåõîäû íà «ïíåâìàòèêàõ». Âåäü äëÿ ïîÿâëåíèÿ «äîðîãè» ïî êîòîðîé ñïîñîáíû ïðîåõàòü òàêèå ìàøèíû ïîðîé äîñòàòî÷íî ïðîëîæèòü ìàðøðóò ê ìåñòó ðàñïîëîæåíèÿ ïóñòü è ëåãêîãî íî ïîðîé êðàéíå íåîáõîäèìîãî «ðåñóðñà»: «íà îõîòó», «â ìàãàçèí çà âîäêîé», â ñîñåäíþþ äåðåâíþ, íà áîëîòî çà ÿãîäîé, çà êåäðîâîé øèøêîé è ò.ä. è ò.ï. Ïðè ýòîì íåïðîõîäèìûå äëÿ äðóãîãî òðàíñïîðòà ìåñòà òðåáóþò ìèíèìàëüíûõ çàòðàò, ÷òîáû ñäåëàòü èõ ïðîõîäèìûìè äëÿ âåçäåõîäîâ íà «ïíåâìàòèêàõ». Ìàøèíû äîñòàòî÷íî ëåãêèå è «íàòîïòàòü» ñîîòâåòñòâóþùóþ «òðàññó» â ñíåãó çíà÷èòåëüíî äåøåâëå, ÷åì ïîêóïàòü ñïåöìàøèíû, ñêàæåì, íà ãóñåíè÷íîì õîäó ñ óäåëüíûì äàâëåíèåì â 2-3 ðàçà ìåíüøå, ÷åì øèðîêî ðàñïîñòðàíåííûå ÌÒ-ËáÓ èëè ÃÀÇóøêè, êîòîðûå ìîæåò è ñìîãóò äîåõàòü áåç îðãàíèçàöèè «äîïîëíèòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé ïî îðãàíèçàöèè òðàññû», íî îíè äîðîæå â öåíå è â ýêñïëóàòàöèè.

Источник

Вездеход "Север"

Спроси любого, и он ответит, что вездеходы бывают двух основных типов: колесные и гусеничные (воздушные подушки, шнекомобили и другая экзотика — не в счет). При индивидуальном или мелкосерийном создании такой техники, нацеленной на сугубо гражданское применение, больше распространены машины с колесами. И напротив: модели, освоенные промышленностью, в том числе для военных нужд, чаще бывают гусеничными. Однако встречаются образцы, находящиеся по моей классификации где-то посерединке. Речь идет о колесных машинах, имеющих бортовой принцип поворота. Для изменения направления движения на них притормаживаются или полностью блокируются правые или левые движители — все, как у гусеничной техники. Оснащенные колесами с шинами сверхнизкого давления, такие вездеходы не оставляют после себя незарастающих десятилетиями колей-шрамов. И в то же время они обладают высокой маневренностью, поскольку способны развернуться буквально на месте. Один из примеров подобной техники — вездеход «Север» Михаила Балбошина из Северодвинска.

Чтобы «бортоповоротная» машина могла изменять направление движения, ее колесная база не должна быть слишком большой, дабы сопротивление повороту не оказалось чрезмерным. Поэтому на «Севере» расстояние между внешними окружностями колес заметно меньше, чем их диаметр. Впрочем, обо всем по порядку.

Вездеход "Север"

Вездеход имеет стальной несущий кузов-лодку, верхняя часть собрана из алюминиевых панелей из сплава Д16Т

На данной машине используют шины «Тром-16» размерностью 1650×570, разработанные для одноименного сургутского вездехода-восьми колесни ка. Благодаря своему внешнему диаметру более чем в полметра (это одна из самых больших моделей в отрасли), они снискали заслуженную популярность и среди самодеятельных конструкторов. В оригинале эти шины имеют часто расположенные поперечные ребра, работающие грунтозацепами, а также входящие в соприкосновение с ведущим роликом, передающим на них крутящий момент. Именно такое решение используется на «Троме», о котором мы как-нибудь еще расскажем подробно на страницах журнала, — он хоть и не самодельный, но действительно любопытный с технической точки зрения. На «Севере» же привод более традиционный, через полуоси, поэтому протектор можно чуть «проредить». Удалить часть поперечных ребер, точнее — через одно. Шина станет легче, что благоприятно скажется на проходимости, ведь при постройке машины, предназначенной для эксплуатации на слабонесущих грунтах, ведут борьбу за каждый килограмм.

Вездеход "Север"

Вход в грузопассажирский отсек организован сзади, здесь легко оборудовать спальное место

Надо заметить также, что «Тром-16» -это не единственный возможный вариант «обувки» для «Севера». Поначалу он комплектовался шинами марки «Шерп», отличительная черта которых -мощнейшие грунтозацепы высотой около 100 мм, а название этой резины однозначно отсылает нас к вездеходу, получившему в определенных кругах «проходимцев» широкую известность. Более того — на первый взгляд «Север», благодаря схожей компоновке, воспринимается именно как «Шерп». Для тех, кто не в курсе: так называется машина, созданная конструктором из Санкт-Петербурга Алексеем Гарагашьяном. Он начинал свою деятельность и многие годы выступал как самодельщик (первое упоминание о его работе — полноприводном мотоцикле для путешествий, было в журнале «Моделист-конструктор» в репортаже о смотре «Мотосам-90», см. № 2-1991). Однако в последнее время его неординарные идеи заинтересовали тех, кто решил поставить производство вездеходов на поток. В результате такого сотрудничества «Шерпы» сейчас выпускаются серийно и даже находят своих покупателей, несмотря на сильно завышенную (это не только мое мнение) цену.

Но вернемся к «Северу»: как так получилось, что внешне он практически брат-близнец «Шерпу»? Все просто. Гарагашьян не делал секрета из проекта, и Михаил Балбошин взял облик питерского вездехода за основу своего. Да и по конструкции обе машины имеют много общего. Тем не менее, есть и существенные отличия.

Вездеход "Север"

В машине только два сиденья, управление происходит при помощи рычагов.

Итак, по бортам справа и слева находятся огромные колеса. Как организовать вход экипажа в салон машины? Сбоку точно не получится. В «Севере» водитель и его сосед-пассажир — а вездеход, по сути, двухместный, так как в нем всего два сиденья — попадают внутрь через створку, имеющуюся в передней части кузова. Для этого надо предварительно отвести вверх лобовое стекло. Если тепло, нет дождя, а полчища кровососущей братии не висят в воздухе, поджидая свою жертву, то приятно так и ехать с откинутым «забралом». В непогоду его прикрывают, конечно, и даже имеется щетка стеклоочистителя. А в грузопассажирском отсеке, занимающем основной объем салона, можно оказаться, перевалившись через спинки сидений, или воспользоваться отдельным входом, устроенным в заднем борту. Он куда более широкий, чем передний, и снабжен дверью-трапом. Правда, попутчикам, если таковые будут, придется сидеть на крышке моторного отсека или расположиться на вещах, набросанных в кузове.

Привычного рулевого колеса перед водителем, разумеется, нет. Впрочем, гусеничная техника тоже встречается с рулем автомобильного типа. Но здесь все по старинке: два рычага, и за какой потянешь, в ту сторону и повернешь. Чем сильнее отклоняешь на себя рычаг, тем резче поворот. А если потянуть сразу за оба, то вездеход останавливается. Как нетрудно догадаться — это замена тормоза. Интересно, что сцепление можно даже не выжимать, так как отсоединение трансмиссии от двигателя произойдет в бортовом механизме поворота.

Каждый из рычагов управления связан тросовым приводом со своим -правым или левым — бортовым фрикционом. Здесь кроется одно из важных отличий от «Шерпа». В системе управления последнего используется гидропривод, а на «Севере» он полностью механический, но тоже достаточно легкий. На нем установлен доработанный бортовой механизм поворота серийного производства от ГТ-СМ ГАЗ-71, в народе любовно именуемой «газушкой». Это обстоятельство выгодно отличает эту машину от многих других подобной схемы, построенных любителями. Подавляющее большинство самодельщиков при проектировании «бортоповоротных» транспортных средств использует обычный конический автомобильный дифференциал. (К слову, с него начинал и Гарагашьян.) На полуосях ставятся тормоза и… все — трансмиссия готова!

Однако использование дифференциала — это не самый лучший вариант, поскольку этот механизм делит, как известно, поступающий на него крутящий момент пополам, распределяя его по полуосям. Соответственно, при повороте вездехода с таким устройством в конструкции неизбежна потеря мощности: часть ее будет непроизводительно гаситься тормозным механизмом, и тяга на движителях забегающего борта уменьшится. Полноценный же бортовой механизм поворота, который сначала размыкает привод на полуось, и лишь затем тормозит ее вплоть до полной остановки, этого существенного недостатка лишен.

Крутящий момент от двигателя трансформируется в пятиступенчатой КПП от ВАЗ-2110 со штатным тросовым приводом переключения передач. Вместо дифференциала — глухой вал, поэтому вся мощность передается только на один привод. Коробка развернута на 90 градусов, ведь двигатель — турбированный дизель Kubota V1505-t (44 л.с.) — установлен продольно.

Вездеход "Север"

Силовой агрегат состоит из дизеля Kubota V1505t мощностью 44 л.с. и пятиступенчатой КПП от ВАЗ-2110 К колесам крутящий момент передастся открытыми цепями, имеется простейший механизм автоматической натяжки.

Весь перечисленный набор агрегатов помещен в герметичный кузов-лодку, имеющий стальной каркас и стальную обшивку. Снизу толщина листов составляет 3,2 мм. А сверху, ради облегчения, кузов собран из панелей из сплава Д16Т, наклепанных на пространственный каркас. Днище у машины абсолютно плоское, что очень хорошо для движения по бездорожью — если и зацепишь какое-нибудь препятствие, то проскользишь по нему, как на лыже.

Привод колес тоже спрятан внутри. Сняв фальшполы в салоне, можно увидеть мощные открытые цепи, протянувшиеся вдоль бортов. Посредством них каждое колесо, точнее, ведущий вал его бортового понижающего редуктора, позаимствованного у того же ГАЗ-71, связаны с полуосью соответствующей стороны.

Одним концом она через шлицы соединяется с бортовым фрикционом, а другим — опирается на подшипник, установленный на боковой стенке кузова. На валу жестко сидит пара ведущих звездочек цепных передач, вращающих переднее и заднее колесо соответственно. Подпружиненные башмаки обеспечивают необходимое натяжение цепей. Конечно, длинные открытые цепи, перематывающиеся внутри кузова, не способствуют созданию акустического комфорта в салоне, зато и двигатель, и трансмиссия находятся внутри прочной, защищенной и герметичной снизу капсулы. А значит, можно надеяться, что все жизненно важные агрегаты вездехода неуязвимы для напастей серьезного бездорожья.

Мотор расположен примерно посередине машины, он охлаждается антифризом, который в свою очередь остужается в радиаторе, вынесенном на правый борт и прикрытом снаружи декоративной решеткой. Поскольку естественного обдува при такой компоновке быть не может, то практически всегда работает электровентилятор.

Силовой агрегат и трансмиссия находятся под фальшполами из толстой водостойкой фанеры, поэтому внутри салон вездехода имеет опрятный, жилой вид. Ближе к задней части между полом и днищем, дабы не пропадало полезное пространство, оборудован вместительный рундук, в который можно уложить немало походного снаряжения, и оно не будет летать по салону — подвески-то у вездехода нет, и прохождение неровностей амортизируют только большие мягкие колеса. Встав же ногами в этот «подпол», можно распрямиться в машине в полный рост, что тоже неплохо. А подняв его крышки наверх, на уровень колесных арок, и закрепив их на боковых полозьях-опорах, мы получаем отличное ровное ложе размером 2300×2200 мм. Громоздкие вещи остаются снизу, а широкие полочки над арками, отделенные невысокими перегородками, примут на себя всякие мелочи. Вдвоем переночевать на импровизированной кровати можно с исключительным комфортом, а если потесниться, то и втроем получится. Даже зимой не замерзнешь, поскольку машина оборудована автономным отопителем Webasto мощностью 2 кВт. Дополнительному комфорту способствует и обшивка панелей утеплителем толщиной 20 мм.

Отдельного упоминания достойна система подкачки колес. Она здесь чрезвычайно оригинальна и ее авторство принадлежит также Алексею Гарагашьяну. Очевидно, что «набить» столь объемные колеса задача не самая простая — требуется весьма производительный компрессор или насос низкого давления. Но Алексей придумал закачивать в колеса не воздух, как поступают все, а… выхлопные газы от двигателя. Для этого нужно нажать на небольшую педальку, чтобы перекрыть выпускной тракт и направить выхлоп в колеса. И менее чем за минуту, ведь сечение шлангов подкачки составляет целых 38 мм, удается поднять давление во всех четырех колесах (их объемы постоянно объединены) от нулевого до рабочих 40 — 60 г/см2. Контроль столь незначительных величин ведется по медицинскому манометру, закрепленному на левой стойке кабины перед глазами водителя.

На первый взгляд идея довольно спорная, даже бредовая, и у многих сразу возникает вопрос: а не вредны ли отработавшие газы для резины? Все наши знания говорят об обратном, и однозначно ответить трудно. Агрессивные газы наверняка не идут ей на пользу, укорачивая срок службы — это факт. Остается нерешенной и проблема удаления из движителей конденсата, вероятно скапливающегося внутри них. Также система, при которой их объемы соединены между собой, ставит под сомнение живучесть машины в случае серьезного повреждения какой-либо шины. Однажды я был свидетелем ситуации, когда, пропоров колесо об острый корень, водитель вездехода не стал тратить время, а поехал дальше, включив подкачку выхлопом. В итоге, довольно быстро разогревшийся от горячих газов шланг попросту сорвало с диска поврежденного колеса. Пришлось останавливаться и латать покрышку. Однако, нужно быть до конца честным: ни одного реального случая повреждения шин от подобных «издевательств» ни на «Севере», ни на «Шерпе» до сих пор не зафиксировано.

Не стану утверждать, что колесные вездеходы с бортовым принципом поворота широко распространены, но самодельщики обращаются к такой компоновке регулярно. Все объясняется относительной простотой конструкции, не требующей рулевого управления и управляемых приводных мостов. Довольно легко можно реализовать формулу не только 4×4, но и 6×6 или даже 8×8, обладающих весьма завидными тяговыми характеристиками. У «Севера» всего четыре колеса, но зато каких! Сегодня возможности у любителей самостоятельной постройки транспортных средств «под себя» расширились многократно. Купить можно все, что угодно! Хотя нет — колеса «Шерп», если у вас нет такого вездехода, вам не продадут. А вот «Тром-16» — пожалуйста! Бюджетной такую покупку не назовешь, конечно, но тут каждый волен решать самостоятельно, все зависит от наличия в голове идей. И «Север», на мой взгляд, — это один из достойных вариантов вложения средств по назначению. Машина действительно удалась.

Вездеход "Север" на шинах низкого давления

Для уверенною движения по болотам нужно регулировать давление в шинах. На «Севере» эго происходит оперативно благодаря оригинальной системе подкачки выхлопными газами всех четырех колес одновременно. Рабочее давление 40-60 г/см2

Вездеход "Север" на шинах низкого давления

Андрей ФАРОБИН, фото автора

Источник