Тематический план школ артериальной гипертонии

Учебная программа

«ШКОЛА АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ШКОЛЫ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ

Тема занятий

Время

1-е

занятие

Характеристика нормального АД.

Объяснение систолического и диастолического артериального давления.

Объяснение того, что такое артериальная гипертония.

Распространенность артериальной гипертонии.

Измерение АД у пациентов. Измерение роста, веса, окружности талии и бедер.

Обучение пациентов измерению АД, знакомство с тонометром.

Анкетирование по факторам риска АД

60 мин

2-е

занятие

Повторное обучение пациентов измерению АД друг у друга, потом самоизмерение.

Обсуждение факторов риска при АГ и конкретные факторы риска, имеющие отношение к каждому пациенту (по результатом анкетирования).

Рекомендации устные и наглядные по факторам риска АГ.

Контрольное измерение АД пациентами и руководителем.

60 мин

3-е

занятие

Взаимо- и самоизмерение АД под контролем руководителя.

Рекомендации по факторам риска АГ (продолжение)

Немедикаментозное лечение АГ.

Мотивировка к приобретению тонометра (если у пациента нет тонометра).

60 мин

4-е

занятие

Взаимо- и самоизмерение артериального давления. Помощь в эксплуатации новых тонометров. Течение АГ.

Органы-мишени при АГ.

Осложнения АГ (стенокардия, инфаркт миокарда, аритмия, сердечная недостаточность, мозговые инсульты, почечная недостаточность). Медикаментозное лечение АГ.

60 мин

5-е

занятие

Самостоятельное измерение АД пациентами. Закрепление пройденного материала. Анкетирование «Оценка эффективно-сти учебы пациентов в школе больных артериальной гипертонией».

60 мин

Занятие первое (вводное)

Содержание:

1. Характеристика нормального артериального давления. Объяснение систолического и диастолического артериального давления.

2. Что такое артериальная гипертония. Распространенность артериальной гипертонии.

3. Измерение артериального давления пациентов руководителем школы. Измерение роста, веса, окружности талии и бедер.

4. Обучение пациентов измерению артериального давления друг у друга. Знакомство с тонами.

5. Анкетирование пациентов по факторам риска артериальной гипертонии.

1. Характеристика нормального артериального давления.

Кровяное артериальное давление (АД) — это давление крови на стенки артерий. Оно зависит от деятельности сердца, эластичности стенок артерий, объема и вязкости крови. Каждый человек имеет артериальное давление и не может жить без него. У здорового взрослого человека артериальное давление колеблется в определенных пределах, но нормальным признано АД от 90/60 до 140/90 мм.рт.ст.

Если раньше считали, что у молодого человека нормальное давление 120/80 мм.рт.ст., в 40 лет – 140/90 мм.рт.ст., в 60 лет- 160 мм.рт.ст., то в настоящее время и у 70-летнего человека нормальным считается АД не выше 139/89 мм.рт.ст.

Сердце — это мышечный орган, главный орган сердечно-сосудистой системы. Оно обеспечивает циркуляцию крови, совершая около 1000 ударов и перекачивая до 170 литров крови в сутки.

Состоит сердце из двух желудочков и двух предсердий. Работа сердца складывается из сердечных циклов, каждый из которых состоит из трех фаз:

• сокращение предсердий

• сокращение желудочков (систола)

• расслабление сердечной мышцы (диастола)

Весь сердечный цикл длится около 0,8 сек. От сердца кровь движется по артериям, создавая пульсовые толчки — это и есть пульс. Частота пульса определяется на лучевой или на сонной артерии. В норме частота пульса равна 60 — 80 в 1 мин.

Артериальное давление — это сила, с которой кровь давит на стенки артерий. АД зависит от пола, возраста, веса пациента, характера трудовой деятельности, времени суток (колебания до 20 мм.рт.ст.). Оно может повышаться при нервно-психический и физической нагрузках, после обильной еды, употребления крепкого кофе, чая и др. Эти колебания касаются главным образом систолического давления и в меньшей степени диастолического.

Величина артериального давления зависит от силы сердечных сокращений — и наибольшее давление при сокращении желудочков сердца (систоле) называется систолическим давлением, – и от тонуса сосудов при расслаблении сердечной мышцы (диастола) — называется диастолическим давлением.

Артериальное давление рассматривается как отношение максимального (систолического) давления к минимальному или диастолическому.

2. Распространенность артериальной гипертонии.

  1. Артериальная гипертония — это периодическое или стойкое повышение артериального давления. Наиболее часто (90-95%) встречается первичная гипертензия, на нее положительно влияет здоровый образ жизни и медикаментозное лечение (при необходимости). Вторичная гипертензия является результатом повреждения или аномалии почек, надпочечников. Этот также частый тип гипертензии часто лечится хирургически.

Гипертензия может также возникать при беременности. Такая гипертония заслуживает особого внимания.

2. Российские и зарубежные исследования показали высокую распространенность артериальной гипертонии: от 25 до 35% в возрасте старше 18 лет. Чем больше возраст, тем чаще встречается повышение артериального давления.

Исследования свидетельствуют о том, что в индустриально развитых странах отмечается более высокая распространенность артериальной гипертонии, чем в большинстве развивающихся стран. У городского населения отмечается более высокая распространенность АГ, у черной расы АГ встречается чаще, чем у белой.

По данным обследования 25% обратившихся в поликлиники города страдают артериальной гипертонией.

Поскольку АД повержено естественному колебанию, диагноз артериальной гипертонии необходимо ставить на основании нескольких измерений АД при различных визитах пациентов.

У некоторых пациентов АД постоянно повышается на приеме врача, в то время как в обычных условиях оно нормально. Пока неясно, является ли гипертония «на белый халат» признаком повышенного риска сердечно-сосудистых осложнений.

Известно, что до определенного периода больные АГ не предъявляют жалоб, и появление их указывает на далеко зашедший процесс.

Основной симптом АГ — головная боль.

3. Измерение АД у пациентов руководителем школы. Изменение роста, веса, окружности талии и бедер.

Руководитель знакомит пациентов с методикой измерения АД и каждому пациенту измеряет АД на обеих руках. Пациент записывает цифры АГ. Через 5 минут руководитель производит повторные измерения АД на обеих руках, пациент рассчитывает свое среднее АД на каждой руке.

4. Анкетирование.

Всем пациентам раздается анкета для выявления факторов риска АГ и оказывается помощь при затруднениях в ответах.

АНКЕТА.

Инструкция: Отвечайте, пожалуйста, искренне, это в интересах Вашего здоровья. Обведите кружком варианты Вашего ответа.

1. Ваш пол- Муж.

Жен.

2. Ваш возраст:

01. до 40

02. 41-60

03. свыше 60

3. Какое Ваше семейное положение?

01. женат (замужем), живете в гражданском браке

02. никогда не был женат (замужем)

03. вдовец

04. разведен

4. Ваше образование:

01. неполное среднее

02. среднее, среднее-специальное

03. высшее

5. Вам известно, что такое гипертония?

6. да

7. нет

6. Знаете ли Вы цифры Вашего давления?

8. да

9. нет

7. Как давно Вас беспокоит высокое давление?

01 .в течение 5 лет 02.от 5 до 15 лет

03.свыше 15 лет

04.не знаю

8. Знаете ли Вы уровень холестерина и сахара в крови? (Если знаете, укажите цифрой)

01 .уровень сахара –

02 .уровень холестерина –

03. не знаю

9. Принимаете ли Вы лекарства от давления?

01. принимаю систематически

02. принимаю по общему состоянию

03.не принимаю

10. Какой у Вас уровень физической активности?

01.в основном сижу

02.в основном хожу

03 .поднимаю и переношу тяжести

04. занимаюсь тяжелой физической работой

05. другое

11. Часто ли Вы употребляете фрукты?

01 .ежедневно

02.1 раз в неделю

03.1 раз в месяц

04. другое

12. Как часто Вы употребляете овощи?

01. ежедневно

02. 1 раз в неделю

03. 1 раз в месяц

04. другое

13. Курите ли Вы?

01. Да

02.Нет

14. Если курите, то, сколько сигарет в день.

01. до 10 штук

02. более 10

03. 1 пачку

04. более 1 пачки

05. затрудняюсь ответить

15. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?

  1. ежедневно

02.1 раз в неделю

03.1 раз в месяц

04.не употребляю

16. Считаете ли Вы, что необходим постоянный прием препаратов, снижающих артериальное давление?

01.да

02.нет

03. затрудняюсь ответить

17. Частот ли Вы испытываете чувство дискомфорта или раздражения?

01. часто

02. иногда

03. никогда

04. затрудняюсь ответить

Читайте также:  Лекарства от гипертонии последнего поколения список

18. Укажите Ваш вес —

19. Укажите Ваш рост

Спасибо!

********

Второе занятие

Содержание:

1. Повторное обучение пациентов измерению артериального давления друг у друга, потом самоизмерение.

2. Обсуждение факторов риска артериальной гипертонии, имеющих отношение каждому к пациенту (по результатом анкетирования).

3. Рекомендации устные и наглядные по преодолению факторов риска АГ.

4. Контрольное измерение артериального давления пациентами и руководителем школы.

I. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: повторное обучение пациентов измерению артериального давления.

Повторно дается методика измерения АД, и пациенты под контролем руководителя измеряют АД на обеих руках друг у друга. При закреплении навыка взаимоизмерения можно перейти к обучению самоизмерения АД. Руководитель школы обязательно должен сам контролировать результаты взаимо- и самоизмерения (измерять АД после того, как его измерил пациент). В это же время не только нужно повторять условия измерения АД, но и привести конкретный пример:

Вы понервничали, поднялись быстро на этаж — отдохните минут 15, не .приступайте к приему пищи, и только когда Вы успокоились, — измерьте свое АД. И только так, а не когда Вы устали, пробежались, покурили, попили кофе.

Обсуждение факторов риска артериальной гипертония и конкретных факторов риска, имеющих отношения к каждому пациенту (по результатам анкетирования).

Причины первичной (эссенциальной ) гипертонии, как мы уже знаем, неизвестны, но мы также знаем факторы, которые влияют на возникновение артериальной гипертонии и развитие осложнений.

«ФАКТОРЫ РИСКА»

Различают две группы факторов риска артериальной гипертонии:

• неуправляемые

• управляемые

Неуправляемые факторы риска АГ:

• наследственности

• возраст

• факторы окружающей среды (экологические, социальные)

Управляемые факторы риска АГ:

• избыточная масса тела

• метаболический синдром

• нерациональное питание

• низкая физическая активность

• чрезмерное потребление алкоголя

• психоэмоциональное напряжение

• курение

Неуправляемые факторы риска развития и осложнений артериальной гипертонии это те факторы, которые не зависят от образа жизни и поведенческих привычек человека и повлиять на них в настоящее время не представляется возможным.

В первую очередь это наследственность.

Наследственная отягощенность по АГ является одним из самых мощных факторов риска этого заболевания.

Длительное наблюдения за большими группами населения показывают, что артериальное давление чаще повышается у лиц, имеющих среди родственников первой линии родства (родители, сестры, братья) больных с артериальной гипертонией.

Возраст

Исследования показывают прямую связь артериального давления с возрастом, т.е. распространенность АГ увеличивается с возрастом. У мужчин — риск развития АГ увеличивается после 35 лет, у женщин — после 45 лет. Среди лиц старше 60 лет каждый 2-3-ий человек имеет повышенное АД.

Факторы окружающей среды

Такие факторы, как шум, загрязнение окружающей среды и жесткость воды рассматривается в качестве факторов риска артериальной гипертонии.

Управляемые факторы риска развития артериальной гипертонии и ее осложнений связаны с образом жизни человека, с его привычками, поведением. При исключении этих факторов риск развития АГ значительно снижается. Обсудим эти факторы:

Избыточная масса тела

Существует тесная корреляция между избыточной массой тела и повышением АД. Избыточная масса тела увеличивает риск развития АГ от 2-х до 6 раз. Лишний килограмм веса повышает АД в среднем на 1-3 мм рт.ст. Для определения избыточной массы тела рекомендуется пользоваться подсчетом индекса Кетле — индекса массы тела (отношение веса в кг к росту в м2.

Индекс массы тела 25,0 и более — избыточная масса тела. Индекс массы тела 29,0 и более — ожирение

Метаболический синдром.

Метаболический синдром — это сочетание нескольких симптомокомплексов, имеющих единые патогенетические звенья и потенцирующих риск развития АГ (центрального ожирения, гиперинсулинемии, снижения толерантности к углеводам, нарушений липидного обмена).

При обнаружение у пациента с нормальным артериальным давлением сочетания нескольких компонентов метаболического синдрома, особенно при наличии наследственной отягощенности, можно с высокой долей вероятности прогнозировать у него артериальную гипертонию.

Центральное (абдоминальное) ожирение определяется по отношению окружности живота к окружности бедер, положительно коррелирует с уровнем артериального давления. Особенно важное значение имеет избыточное отложение жира в области живота, которое сильно коррелирует с артериальной гипертонией, нарушением липидного обмена и сахарным диабетом.

В норме отношение окружности живота к окружности бедер не превышает 1,0 у мужчин и 0,85 у женщин.

Нарушение липидного обмена (повышение коэффициента атерогенности до 4,9 и выше) является причиной развития атеросклероза сосудов, что в свою очередь способствует повышению АД и развитию ишемической болезни сердца. Поэтому пациент должен знать уровень холестерина в крови, коэффициент атерогенности (норма холестерина крови — 5,2 ммоль /л, норма коэффициента атерогенности — 4,9).

Нерациональное питание

Исследования свидетельствуют о том, что употребление поваренной соли в оличестве, превышающем физиологическую норму, приводит к повышению АД. 1оловина людей, страдающих АГ, употребляют много поваренной соли. Среднее ютребление соли не должно превышать 5-6 г. в сутки (чайная ложка без верха). Международные исследования также показывают, что потребления калия в пище способствует снижению систолического артериального давления. Изменение соотношения натрия и калия в суточной моче от 3:1 к 1:1 сопровождается снижением систолического АД на 3,4 мм рт. ст.

-Следующий фактор риска развития АГ- низкая физическая активность Исследования показывают, что у лиц, ведущих сидячий образ жизни или детренированных, риск развития АГ в 2 раза выше по сравнению с теми, кто ведет более активный образ жизни или являются тренированными. Физические тренировки снижают систолическое и диастолическое АД в среднем на 10 мм рт.ст.

Далее – чрезмерное потребление алкоголя.Регулярное употребление алкоголя приводит к повышению АД как у мужчин, так и у женщин. Установлено, что АГ чаще встречается у лиц, употребляющих алкоголь ежедневно (более 50 мл водки в день) или несколько раз в неделю.

Психоэмоциональное напряжение.

Многие люди подвержены стрессовым влияниям в повседневной жизни,наработе, в семье, что также способствует повышению артериального давления , особенно увеличивают артериальное давление различные виды острого стресса.

Курение.

В современном мире курят около 30% взрослого мужского населения и около 15% женского населения. В нашей области по состоянию на 2002 год — более одной трети населения регулярно или часто курят. Курение является важным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний. Риск развития ишемической болезни сердца и мозгового инсульта у курящего человека с артериальной гипертонией возрастает в 7-8 раз. Выкуренная сигарета способна вызывать подъем АД иногда до 30 мм. рт. ст.

Источник

Цели школы для гипертоников

Школы здоровья создаются на базе лечебно-профилактических учреждений Москвы и других городов, и представляют собой доверительную беседу между врачом, пациентами, родственниками больных гипертонией. Практически у всех обучаемых диагностирована гипертония в различной стадии течения, от 1 до 3.

Школа артериальной гипертензии ставит перед собой следующие цели:

  • информирование больных с артериальной гипертензией, как развивается болезнь, какие факторы приводят к заболеванию, о возможных осложнениях и профилактике синдрома;
  • привить ответственность за состояние собственного здоровья;
  • обучение больных контролю и ответственности за состояние здоровья, учат как выполнить измерение АД в мм рт. столба;
  • привить привычку следовать врачебным рекомендациям, с одновременным выполнением правил по лечению в домашних условиях. Получение рекомендаций по снижению АД;
  • обучение оказанию помощи при гипертоническом кризе до приезда скорой;
  • ознакомление, как проводится медикаментозное лечение, и лечение артериальной гипертонии в домашних условиях;
  • обучение больных правильному поведению, включая грамотный образ жизни, при высоком АД.

С помощью специально разработанных программ в школе артериальной гипертонии, специалисты находят индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Причины и лечение артериальной гипертензии у детей

Проблема артериальной гипертензии (АГ) привлекает особое внимание не только кардиологов, но и терапевтов. Дело в том, что первичная АГ очень помолодела, теперь это не редкость у детей и подростков. Гипертония у детей – проблема, которой каждый родитель должен уделять много внимания.

Прежде всего, это выражается в своевременном выявлении признаков повышенного давления и соблюдении рекомендаций врача. Давление может подскочить в пять, десять и пятнадцать лет. Главное – вовремя распознать это.

  • Причины
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика
Читайте также:  Лекарство от гипертонии нового поколения нормолайф

Обычно девочки рождаются с давлением 66/55, мальчики 71/55 мм рт.ст. Для грудного ребенка в течение первого года жизни в основном происходит повышение систолического, то есть верхнего давления, оно может достигать 90-92. Это может являться нормой.

До семи лет давление увеличивается медленно, потом начинает нарастать. К 16-18 годам показатели становятся как у взрослого человека. Такая ситуация вполне нормальная, можно не тревожиться.

Кстати, важно помнить, что и нормальное давление способно колебаться, все индивидуально. Например, в подростковом возрасте верхний уровень АД может достигать 100-140, нижний 70-90. Такое может происходить и в младшем возрасте.

Причины

Давление у ребенка может повыситься по разным причинам. Это может зависеть от наследственных, внешних факторов, конкретного возраста. Если женщина курит во время беременности, увеличивается риск того, что у грудного малыша будут проблемы со здоровьем.

Хронические почечные заболевания часто являются причиной вторичной гипертонии

Можно выделить два вида гипертонии, которые развиваются у детей.

  1. Первичная гипертония. Она не имеет причины, с ней можно легко справиться, но многое зависит от родителей, от того, следуют ли они методическим, врачебным рекомендациям. Многое зависит от наследственности
  2. Вторичная гипертония. Она связана с патологиями. Часто причинами являются врожденные пороки аортального развития, хронические почечные заболевания.

Заболевания эндокринной системы также вызывают гипертонию. Дети с ВСД считаются потенциальными гипертониками. Среди других причин можно выделить другие:

  1. Прием некоторых лекарственных препаратов. Зачастую родители пичкают своих детей лекарствами, которые назначают им самостоятельно, не подозревая, что они могут плохо повлиять на их здоровье. Иногда доза лекарства может быть слишком большой. К примеру, передозировка некоторых капель в нос приводит к сужению сосудов не только носа, но даже артерий. Из-за этого повышается давление. Поэтому родителям очень важно быть внимательными и не давать без разбора своим детям лекарства.
  2. Избыточный вес. Отмечено, что повышенное давление часто присуще тем детям, которые страдают ожирением или имеют лишний вес. У таких ребят практически всегда показатели АД держатся на верхней границе нормы. Когда ребенок взрослеет, он становится гипертоником.
  3. Неправильный образ жизни. Это включает в себя неправильное питание, низкая физическая активность, сидячий образ жизни, стрессы, нагрузки в школе. Все это может вызывать проблемы со здоровьем. Если родители не обращают внимание на такие отрицательные факторы в жизни своего ребенка, его здоровье будет, становится все хуже.

Исходя их этих причин, можно с уверенностью сказать, что, когда речь идет о здоровье ребенка, многое, иногда почти все, зависит от родителей. Это касается не только причин, но и симптомов заболевания, которые нужно вовремя заметить.

С шестилетнего возраста становится больше случаев, когда развивается истинная, первичная артериальная гипертония. Как уже упоминалось, она не является результатом иных патологий, заболеваний. Такую гипертонию называют эссенциальной.

Симптомы

Для начала нужно понять, при каких показателях можно говорить о том, что начала развиваться артериальная гипертензия у детей.

  • в первые два года жизни ребенка о повышенном давлении можно говорить, если показатели от 112 мм рт.ст.;
  • от трех до пяти лет давление высокое, если уровень начал превышать 116 мм рт.ст.;
  • от шести до девяти лет о гипертензии можно начать говорить при значении от 122 мм рт.ст.;
  • в 10-12 лет высокими цифрами считаются показатели от 126 мм рт.ст.;
  • в 13-15 лет стоит волноваться при показателях от 135 мм рт.ст.;
  • в 16-18 лет опасно, если регистрируются показатели в 142 мм рт.ст. и выше.

В отношении клинической картины можно сказать, что при несильном повышении давления самочувствие ребенка может быть хорошим. Но может становиться заметно, что ребенок может быстро утомляться, раздражаться.

Но если давление повышается сильно, ребенок всегда будет чувствовать себя плохо. Среди его жалоб можно отметить следующие:

  • головная боль;
  • головокружение;
  • боли в области сердца;
  • сердцебиение;
  • ухудшение памяти.

При резком повышении давления у ребенка может наблюдаться головокружение, сердцебиение и боль в области сердца

Есть такая форма артериальной гипертензии, как злокачественная. У детей она встречается редко. При этом отмечается стойкое повышение АД до высоких значений, а лечебные мероприятия не дают быстрого результата и могут оказаться малоэффективными.

В некоторых случаях при сильных приступах нужно сразу же вызвать скорую помощь. Родителям нужно быть внимательными к состоянию своего ребенка. При любых подозрениях важно сразу же обращаться в больницу.

Диагностика

Врач использует рекомендации ВОЗ при постановке диагноза. Для его подтверждения используется суточный мониторинг и пробы с разными видами нагрузок.

В процессе исследования важно выявить причину повышения давления, если гипертония носит вторичный характер. Именно это помогает врачу назначить эффективное лечение. Если не устранить причину гипертонии, лечебные мероприятия не дадут желаемого эффекта, результат будет временным.

Лечение

Лечение зависит от многих факторов. Если артериальная гипертензия у детей и подростков сопровождается небольшим повышением давления, используется нелекарственная терапия. При этом должны отсутствовать поражения органов-мишеней, то есть почек, сердца, головного мозга.

Если у ребенка есть лишний вес, необходимо снизить массу тела. Это достигается с помощью увеличения физической активности и нормализации питания. Исследования показали, что эти меры приводят к уменьшению артериального давления.

Не до конца изучены вопросы в отношении диеты для детей с артериальной гипертензией. Среди детей с гипертензией есть те, кто чувствительны к соли. Но некоторые данные показывают, что между потреблением соли и уровнем артериального давления нет прямой взаимосвязи.

Однако в случае ожирения такая связь есть. Возможно, следует обратиться к диетологу, чтобы помочь наладить режим питания. Но в организм должна поступать все необходимые калории, микроэлементы и витамины.

Желательно, чтобы у ребенка было как можно меньше стрессов. Если в школе задают много уроков на дом, нужно сделать так, чтобы это не сказывалось на здоровье и состоянии ученика. Здоровье важнее, чем отличные оценки!

Если изменение образа жизни не приводит к снижению артериального давления или показатели высокие, назначается лекарственное лечение. Антигипертензивная терапия назначается и тем детям, которые страдают от сахарного диабета, хронических почечных заболеваний.

К эффективным препаратам для лечения относятся тиазидные диуретики. Такая мера не приводит к метаболическим расстройствам. Но в процессе такого лечения все равно должен присутствовать контроль мочевой кислоты, глюкозы, липидов.

Врачи часто назначают ингибиторы АПФ

β-Адреноблокаторы тоже широко используются при лечении детской артериальной гипертензии. При этом они не вызывают заболевания легких. Врачи часто применяют кальциевые антагонисты, ингибиторы АПФ. Использование последних редко приводит к возникновению побочных эффектов, но иногда может возникнуть кашель, нейтропения, сыпь.

Употребление этих препаратов не только уменьшает артериальное давление, но и улучшает состояние почек, сердца, периферических сосудов. При назначении ингибиторов АПФ расширяются сосуды. Это касается и эфферентных артериол, поэтому снижается скорость клубочковой фильтрации.

В связи с этим данные препараты назначают очень осторожно и при условии тщательного контроля тем пациентам, у которых выявлен стеноз почечной артерии. Кроме того ингибиторы АПФ нельзя использовать при беременности, так как у плода могут развиться пороки. Это значит, что ингибиторы нельзя употреблять и девушкам-подросткам.

Препараты назначаются курсами по одному месяцу, два раза в год.

Безусловно, система профилактики и лечения артериальной гипертензии должна совершенствоваться дальше. В соответствии с заключениями экспертов ВОЗ, именно немедикаментозная терапия должна быть основным методом лечения.

Профилактика гипертензии и раннее выявление повышенного давления уменьшают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний

Читайте также:  Плакаты на тему гипертония

Артериальная гипертензия – мощный, независимый и постоянный фактор риска развития сердечно-сосудистых осложнений. Значимость этого фактора становится все сильнее с возрастом. Риск и частота таких заболеваний, которые сегодня очень распространены, уменьшатся при наличии:

  • внимательного отношения к детям;
  • профилактики гипертензии;
  • раннего выявления повышенного давления;
  • комплексного подхода к лечению;
  • взаимосвязи между педиатрами и кардиологами;
  • активного динамического наблюдения за пациентом.

Профилактика

Структура обучения

Структура обучения в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертензией, состоит из следующих взаимосвязанных занятий:

  1. вводная часть. На первом занятии врач и обучающиеся знакомятся. Ведущий за один раз рассказывает о целях обучения, и кратко рассказывает, что представляет собой патология на различных стадиях развития, о том какими симптомами проявляется заболевание. Несколько минут отводится на вопросы и ответы. Рассматриваются разные случаи появления патологии;
  2. информационная часть занятий. Проводимое занятие дает знания о факторах, которые увеличивают вероятность развития артериальной гипертензии. Специалист рассказывает, о связи состояния артерий и сосудов на отметку АД, как системы организма реагируют на высокую отметку. Обучают правильному измерению кровяного давления, составляют индивидуальный метод по начальным действиям для каждого обучающегося;
  3. активные занятия состоят из ответов на вопросы обучающихся. Проводятся семинары, и индивидуальное консультирование;
  4. заключительные занятия. Подводятся итоги предыдущих занятий.

Полный курс занятий для пациентов с развивающейся гипертонией, или протекающей в хронической форме, обычно состоит из 8 занятий. Средняя продолжительность каждого занятия составляет 90 минут.

Пятое занятие (заключительное)

Если человек проходит полное обучение, организованное для больных с диагнозом артериальная гипертензия, то получает следующие знания:

  • основные причины и факторы, вызывающие повышение АД. Основные факторы риска, к которым относится: избыточная масса тела, низкая физическая активность, отсутствие здорового питания, наличие постоянного стресса, напряженные отношения в семье. Перечисленные факторы провоцируют риск развития инфаркта миокарда, болезни сердца и почек, инсульт, повышение артериального давления, сердечно-сосудистые патологии;
  • симптомы проявления АГ;
  • узнает, как проявляется гипертонический криз, и как резкое повышение АД может спровоцировать нарушение кровообращения мозга. Узнает, как проявляются низкие показатели АД;
  • овладевает знаниями по оказанию экстренной помощи при резком перепаде показателей. Усваивает более одного способа помощи. Это особенно важные знания, позволяющие значительно снизить риск развития осложнений;
  • создает индивидуальный план по оздоровлению собственного организма, выбирая оптимальный вариант;
  • учится контролировать артериальные параметры самостоятельно.

Обучающиеся получают знания о правильном питании, о кулинарной обработке рекомендуемых при гипертонии продуктах. На активной части занятий специалист обучает, как правильно рассчитать энергетическую ценность пищевого рациона при повышенных показателях давления.

На последних занятиях в школе здоровья по артериальной гипертензии, обучающиеся учатся решать специальные задачи по гипертонии.

На активных занятиях для обучающихся часто проводятся презентации на следующие темы:

  • что нужно знать о гипертонии и гипертензии. Чем отличаются оба понятия;
  • как должен питаться пациент с повышенным давлением;
  • ожирение, как основная причина патологии;
  • физические упражнения при высоком давлении;
  • курение и АД. Презентация предназначена для курящих пациентов с гипертонией;
  • стрессовые ситуации и их влияние на здоровье;
  • медикаментозная терапия при гипертонии. Мотивация больного к лечению.

На презентациях обучающиеся получают необходимые знания, овладевают нужными практическими навыками, учатся планировать день.

Задачи с ответами по артериальной гипертензии

На занятиях, организованных для людей с диагнозом артериальная гипертензия, на заключительных занятиях проверяются полученные знания. Проверка проводится несколькими способами:

  • обучающимся предлагают ответить на вопросы. Таким образом проверяется, насколько пациент усвоил полученные знания;
  • раздаются анкеты, где путем анонимного опроса, обучающиеся ставят оценки полученному уровню обучения, пишут свои пожелания;
  • обучающимся предлагается решить специальные задачи по артериальной гипертензии, и затем предоставляется возможность свериться с ответами.

Каждая задача для больных артериальной гипертонией представляет собой типовую ситуацию. Обучающийся должен поставить диагноз, и попробовать составить лечебный план.

Пример задачи

К врачу обратилась женщина, в возрасте 60 лет. Женщина описывает беспокоящие ее симптомы:

  • головная боль пульсирующего характера;
  • тошнота;
  • мельтешение перед глазами.

Женщина вызвала врача, и чувствует себя плохо в течение часа. Самочувствие ухудшилось на фоне стрессовой ситуации.

Специалист, просмотрев карточку больной, видит, что женщина страдает гипертонией на протяжении 10 лет. Сахарный диабет является сопутствующим заболеванием. После опроса выясняется, что последний месяц она перестала принимать назначенные ранее гипотензивные препараты.

Осмотр больной дал следующие результаты:

  • общее состояние отмечается, как удовлетворительное;
  • ритмичные тоны сердечной мышцы;
  • пульс 8 уларов за минуту;
  • параметры давления 185 на 100.

Обучающимся в школе здоровья пациентам, имеющим проблемы из-за повышенного АД, предлагается ответить на следующие вопросы медицинской задачи:

  1. какой предварительный диагноз можно поставить женщине;
  2. как связать причины, спровоцировавшие скачок давления в сторону увеличения измеряемых параметров;
  3. первая помощь в сложившейся ситуации;
  4. план обследования;
  5. план лечения по результатам обследования.

Пациенты, закончившие полный курс обучения с уклоном по артериальной гипертензии, и не имеющие медицинского образования, способны дать ответы на предлагаемые вопросы. После самостоятельных ответов, ведущий занятия предлагает свериться с эталонами ответов.

Ответы на задачу:

  1. после осмотра поставлен предварительный диагноз. Это гипертония на 2 стадии развития. Степень артериальной гипертензии 3. Существует риск гипертонического криза;
  2. стрессовая ситуация, прекращение назначенного лечения;
  3. гипертонический криз можно снять такими препаратами, как Анаприлин, Клофелин, Каптоприл. Из мочегонных препаратов — Фуросемид. Снижать АД нужно постепенно, в течение 40 минут, чтобы исключить тяжелые последствия для организма. Стационар пока не требуется;
  4. необходимо провести лабораторные исследования крови и мочи. Изучить кровь на такие показатели, как креатинин, мочевина, глюкоза, калий. Обследование глазного дна, кардиограмма.

Умение решать типовые задачи по артериальной гипертензии, помогают обучающимся самостоятельно анализировать собственные симптомы в экстренной ситуации, и грамотно объяснять их специалисту. Подобные знания на тему гипертонической болезни в школе здоровья, способствуют укреплению самодисциплины, которая необходим при диагнозе гипертония.

Профилактические мероприятия против артериальной гипертензии

На занятиях об артериальной гипертонии в школе здоровья, рассказывают, как важно придерживаться определенных рекомендаций при повышенном давлении. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, состоящим из следующих действий:

  1. контроль за массой тела и уровнем холестерина. Оптимальный вес является главным условием немедикаментозного лечения патологии;
  2. обязательная, ежедневная физическая нагрузка. Это пешие прогулки, зарядка, велосипед, плавание;
  3. грамотное питание, исключающее из меню соленую, острую, жареную, пряную, сладкую пищу, алкоголь. Нужно отказаться о фастфуда, полуфабрикатов, консервированной продукции. По возможности следует отказаться от добавления соли во время приготовления еды;
  4. при употреблении спиртосодержащих продуктов соблюдать минимально допустимую дозировку, либо полностью отказаться от выпивки;
  5. употреблять продукты с большим содержанием калия, которые помогают снижать параметры давления. Это различные овощи и фрукты;
  6. стараться бросить курить;
  7. если после постановки диагноза врач назначил медикаментозную терапию, то необходимо соблюдать назначения. Нельзя самостоятельно прекращать лечение, чтобы исключить гипертонический криз. При возникновении нежелательных эффектов от лекарства, в процессе лечения, нужно посоветоваться с врачом, чтобы скорректировать назначения. Многие пациенты допускают ошибку, прекращая прием гипотензивных препаратов после стабилизации АД. Но, частой причиной гипертонического криза является самовольное прекращение лечебного курса. Также нельзя пропускать прием прописанных препаратов.

Несмотря на гипертонию, пациент может жить качественной жизнью. Для этого необходимо регулярно консультироваться со специалистом, постоянно контролировать показатели давления. Нужно научиться самостоятельно правильно измерять АД.

Справиться со всеми перечисленными задачами, необходимыми для стабилизации артериального давления, помогут специальные занятия в школе для больных с артериальной гипертензией.

Источник