Свойства пульса и артериального давления
Бета-блокаторы от гипертонии и болезней сердца
Блокаторы бета-адренергических рецепторов, широко известные как бета-блокаторы, являются важной группой лекарств от гипертонии, которые воздействуют на симпатическую нервную систему. Эти препараты используются в медицине давно, еще с 1960-х годов. Открытие бета-блокаторов значительно повысило эффективность лечения сердечно-сосудистых заболеваний, а также гипертонии.
В практике лечения гипертонии бета-блокаторы до сих пор являются лекарствами первостепенной важности, вместе с диуретиками, т. е. мочегонными препаратами. Хотя с 1990-х годов появились еще и новые группы лекарств (антагонисты кальция, ингибиторы АПФ), которые назначают, когда бета-блокаторы не помогают или противопоказаны пациенту.
История открытия
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
В 1930-х годах ученые обнаружили, что можно стимулировать способность сердечной мышцы (миокарда) сокращаться, если воздействовать на нее специальными веществами — бета-адреностимуляторами. В 1948 году концепцию о существовании в организме млекопитающих альфа- и бета-адренорецепторов выдвинул R. P. Ahlquist.
Позже, в середине 1950-х годов, ученый J. Black теоретически разработал способ уменьшения частоты приступов стенокардии. Он предположил, что можно будет изобрести лекарство, с помощью которого эффективно “защищать” бета-рецепторы сердечной мышцы от влияния адреналина. Ведь этот гормон стимулирует мышечные клетки сердца, заставляя их сокращаться слишком интенсивно и провоцируя сердечные приступы.
В 1962 году под руководством J. Black был синтезирован первый бета-блокатор — протеналол. Но оказалось, что он вызывает рак у мышей, поэтому на людях его не испытывали. Первым лекарством для людей стал пропранолол, который появился в 1964 году. За разработку пропранолола и “теории” бета-блокаторов J.
Black получил Нобелевскую премию по медицине в 1988 году. Самый современный препарат этой группы — небиволол — был выпущен на рынок в 2001 году. Он и другие бета-блокаторы третьего поколения обладают дополнительным важным полезным свойством — расслабляют кровеносные сосуды. Всего в лабораториях было синтезировано более 100 различных бета-блокаторов, но не более 30 из них использовались или до сих пор используются практикующими врачами.
Под действием бета-блокаторов кровяное давление понижается, одновременно через несколько различных механизмов:
- Уменьшение частоты и силы сердечных сокращений;
- Снижение сердечного выброса;
- Снижение секреции и уменьшение концентрации ренина в плазме крови;
- Перестройка барорецепторных механизмов дуги аорты и синокаротидного синуса;
- Угнетающее влияние на центральную нервную систему;
- Влияние на сосудодвигательный центр — снижение центрального симпатического тонуса;
- Снижение периферического тонуса сосудов при блокаде альфа-1-рецепторов или высвобождении оксида азота (NO).
Бета-1 и бета-2-адренорецепторы в организме человека
Из таблицы мы видим, что бета-1-адренорецепторы находятся, по большей части, в тканях сердечно-сосудистой системы а также скелетных мышц и почек. Это означает, что стимулирующие гормоны увеличивают частоту и силу сердечных сокращений.
К сожалению, одновременно с блокадой бета-1-адренорецепторов “под раздачу” попадают и бета-2-адренорецепторы, которые блокировать незачем. Из-за этого возникают негативные побочные действия от приема лекарств. У бета-блокаторов существуют серьезные побочные эффекты и противопоказания. О них подробно рассказано ниже в статье.
Классификация
Бета-блокаторы делятся на:
- селективные (кардиоселективные) и не селективные;
- липофильные и гидрофильные, т. е. растворимые в жирах или в воде;
- бывают бета-блокаторы с внутренней симпатомиметической активностью и без нее.
Все эти характеристики мы подробно рассмотрим ниже. Сейчас главное уяснить, что бета-блокаторы существуют 3-х поколений, и будет больше пользы, если лечиться современным лекарством, а не устаревшим. Потому что эффективность окажется выше, а вредных побочных эффектов — намного меньше.
Классификация бета-блокаторов по поколениям (2008 год)
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru
Бета-блокаторы третьего поколения обладают дополнительными вазодилатирующими свойствами, т. е. способностью расслаблять кровеносные сосуды.
- При приеме лабеталола этот эффект возникает, потому что лекарство блокирует не только бета-адренорецепторы, но также и альфа-адренорецепторы.
- Небиволол повышает синтез оксида азота (NO) — это вещество, которое регулирует расслабление сосудов.
- А карведилол делает и то, и другое.
Данный
алгоритм основан на Европейских
рекомендациях по сердечно-легочной
реанимации (Deakin
C.D.,
Nolan
J.P.,
Sund
K.,
Koster
R.W.
European
Resuscitation
Council
Guidelines
for
Resuscitation
2010. Section
3. Electrical therapies: Automated external defibrillators,
defibrillation, cardioversion and pacing // Resuscitation. — 2010.
— V. 81. — P. 1293-1304.)
A
(airway)
—
восстановление проходимости дыхательных
путей;
В
(breathing)
— проведение
искусственной
вентиляции легких;
С
(circulation)
—
поддержание кровообращения посредством
проведения непрямого массажа сердца
1.
Убедиться в безопасности для себя,
пострадавшего и окружающих; устранить
возможные риски.
2.
Проверить реакцию пострадавшего:
аккуратно встряхнуть его за плечи и
громко спросить “Что с Вами?”. Проверить
наличие пульса на сонной артерии.
Проверить наличие дыхания.
1.
Остановка кровообращения (отсутствие
пульсации на магистральных артериях);
2.
Отсутствие самостоятельного дыхания
(нет экскурсий грудной клетки);
3.
Отсутствие сознания;
4.
Широкие зрачки;
5.
Арефлексия (нет корнеального рефлекса
и реакции зрачков на свет);
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
6.
Кожные покровы (бледность, акроцианоз).
Уровень артериального давления характеризуется свойством пульса
Возраст, пол и тип нервной системы оказывают значительное влияние на артериальное давление, которое варьирует в зависимости от поры дня и физической нагрузки. Усредненные показатели в 120/80 мм рт. ст. относятся исключительно к взрослым людям со сформированным организмом. Грудничок, школьник и подросток – это разные категории пациентов, нуждающиеся в особом подходе.
Кровь в организме ежесекундно двигается по системе трубочек различного диаметра, обеспечивая каждый орган полезными веществами и необходимым ему количеством кислорода. Ведущим механизмом является сердце, которое играет роль живого насоса. Благодаря сокращению мышечных волокон миокарда происходит выброс крови в артерии. Уровень давления в них называется артериальным.
При классическом измерении АД получают две его разновидности:
- систолическое (верхнее) – развивается в период максимального сокращения сердечной мышцы;
- диастолическое (нижнее) – характеризует пассивное продвижение крови по сосудам во время диастолы.
После интенсивного сокращения сердца (систолы) наступает период диастолы, когда миокард полностью расслабляется. Зная нижнее и верхнее АД, можно установить пульсовое давление. Это разница между двумя такими показателями, которая в норме составляетмм рт. ст. Не менее важным показателем в диагностике болезней сердца является частота пульса, которая не должна превышать 70–80 уд/мин.
Тонометры бывают механическими, полуавтоматическими и автоматическими. Чтобы получить максимально точные показатели, лучше использовать классический тонометр, который состоит из плечевой манжеты, груши для нагнетания воздуха, простого фонендоскопа и манометра. Первое такое измерение рекомендуется проводить под контролем врача, так как существует риск выработать неправильную технику. Педиатр быстро установит уровень нагнетания воздуха и на основе многолетнего опыта сможет ответить на интересующие вас вопросы.
Рекомендации по измерению АД у детей старше 3 лет:
- оголить плечо, затянуть манжету на 2 см выше локтевого сгиба, слегка согнуть локтевой сустав, чтобы середина плеча была на уровне сердца;
- поместить мембрану фонендоскопа в локтевую ямку, дождаться начала выраженной пульсации;
- активными сжатиями груши нагнетать манжету воздухом до отметки на манометре в 60 мм рт. ст. и далее, пока пульсация не остановится;
- прекратить накачку, открыть клапан на груше и аккуратно выпускать воздух из манжеты;
- появление тонов пульса указывает на верхний уровень АД, а время исчезновения последнего тона – показатель нижней границы;
- процедуру завершить выпусканием воздуха с манжеты, которую затем снимают и ожидают 5–10 минут для повторного измерения.
Делают такую процедуру в первой половине дня, не меньше чем через час после еды и активных упражнений, во время процедуры пациент должен находиться в спокойном состоянии. Нужно заранее приобрести прибор с манжетой соответствующего размера, попытки затянуть потуже слишком большую манжету могут привести к неверным результатам. Груднички очень беспокойны, им легче произвести измерение АД с помощью электронного тонометра.
Детские артерии более эластичны, за счет чего сосудистый тонус у младенца несколько ниже. Стремительный рост приводит к постоянному увеличению АД на протяжении первого года жизни. Повышается сосудистый тонус, стенки артерий и вен становятся крепче.
Нормальные показатели варьируют в течение года:
- для новорожденного 60–96/40–50 мм рт. ст.;
- в конце первого месяца жизни 80–112/40–74 мм рт. ст.;
- у детей 2–12 месяцев согласно общепринятой таблице показатели могут колебаться в рамках 90–112/50–74 мм рт. ст.
Может ли быть у месячного ребенка давление, как у его годовалого соседа? Не стоит удивляться, что нормы АД в один месяц и в один год практически совпадают. Каждый малыш развивается по-своему. Одни дети могут отличиться постепенным повышением АД, а у других происходит стремительное развитие сердечно-сосудистой системы.
Повышенный интерес к окружающему миру требует от детского организма заметных усилий. Кроха постоянно двигается, затрачивая большое количество энергии. В 2–3 года показатели колеблются от 100/60 мм рт. ст. до 112/74 мм рт. ст. Сердечная мышца сокращается с новой силой, благодаря чему кровь двигается быстрее, обеспечивая органы и ткани новыми полезными веществами. АД зависит от наследственности, физической активности и состояния кровеносной системы на данный момент.
Организм все еще формируется, в связи с чем возможны колебания показателей в рамках 100–110/65–75 мм рт. ст. В этом возрасте большинство дошкольников начинают посещать детский сад. Зимой многие дошкольники склонны к инфекционным заболеваниям, что оказывает значительное влияние на сосудистый тонус. Отдаление от дома и встреча с воспитателями является серьезным стрессом, приводящим к спазму сосудов.
Младший и средний школьный возраст всегда ассоциируется с серьезной психологической нагрузкой. Учебная программа требует от ученика значительных усилий. Помимо хороших оценок, большинство детей изо всех сил стараются понравиться учителям и одноклассникам.
Давление у ребенка следует сопоставить с нормами по возрасту:
- в 6–9 лет 105/120–70/80 мм рт. ст., показатели более или менее стабильные и мало зависят от пола;
- в 10–12 лет 110/120–75/80 мм рт. ст., в связи с более ранним началом полового созревания у девочек показатели могут быть несколько выше.
https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru
11–12 лет являются рубежом между детским и подростковым возрастом. В связи с акселерацией, некоторые дети начинают усиленно расти. Увеличение костей в длину при медленном развитии внутренних органов создает дополнительную нагрузку на сосуды. Умеренные занятия спортом помогут укрепить сердечную мышцу и стабилизировать нервную систему.
Легкий и безоблачный подростковый период – это скорее счастливое исключение из правил, чем норма. В связи с интенсивным ростом и активным половым созреванием, кровеносная система вынуждена работать в усиленном режиме. Подростки по природе своей очень мнительные. Повышенное или пониженное давление у них чаще всего имеет нейрогенную природу и легко нормализуется с помощью успокоительных настоев.
Нормы АД у подростков составляют:
- в 13–15 лет варьирует в границах 110–120/75–80 мм рт. ст.;
- в 15–16 лет показатели соответствуют нормам для взрослых 115–120/70–80 мм рт. ст.
У мужчин после 16 лет показатели несколько выше, чем у женщин. Люди, которые систематически занимаются спортом, имеют более крепкие сердце и сосуды, стойкие к неблагоприятным факторам внешней среды. Худощавые подростки чаще бывают гипотониками, а полные имеют склонность к атеросклерозу и гипертонической болезни.
Прежде чем подозревать гипертензию своего чада, стоит вспомнить о нормальных именно для него показателях гемодинамики. Если дитя всю жизнь прекрасно себя чувствовало, имея 105/70 мм рт. ст., то даже показатели в 115/80 способны вызвать у него симптомы гипертонии. Одна чашка кофе, безопасная для взрослого, может привести к повышению АД у крохи, как и расцарапанная коленка или сломанная игрушка.
Симптомы гипертонии отражаются на поведении малыша:
- он становится раздражительным;
- не хочет ни с кем общаться;
- говорит «мне болит голова и сердечко»;
- жалуется на плохое самочувствие;
- отказывается от игрушек.
Для нормализации сосудистого тонуса достаточно отдохнуть и хорошо выспаться. Во время обострения лучше воздержаться от занятий в школе на день–два. Если симптомы гипертонии появляются только во время обучения и исчезают в выходные, это повод задуматься. Школьнику может тяжело даваться учеба, и ему требуются дополнительные занятия. Реже гипертония возникает на фоне эндокринных патологий, поражения сердца или почек.
Пичкать свое чадо сильнодействующими таблетками совсем небезопасно. В случае выраженного повышения АД следует обратиться в больницу, где ему будет подобрано соответствующее лечение. Для повышения эффективности терапии нужна спокойная обстановка. Постоянные ссоры родителей, плохие условия проживания и конфликты в школе или садике способны привести к гипертензии.
Растительные препараты хорошо справляются с повышением давления, которое было вызвано сильным стрессом. Гипертонический криз способен поразить даже маленьких детей, о чем стоит помнить заботливым родителям. В таком случае для оказания первой помощи нужно использовать полтаблетки «Андипала» или «Нифедипин» с расчетом на массу. Правильное питание, физические нагрузки и прогулки на свежем воздухе способствуют быстрому восстановлению после болезни.
Признаки гипертонии часто встречаются среди детей и подростков. У большинства из них работа кровеносной системы нормализуется к наступлению зрелости. Из-за неравномерной нагрузки в течение дня (с утра мультики, а под вечер сочинение) происходит быстрое истощение ресурсов организма. Если сын или дочь не отличается хорошей успеваемостью, отдавать дитя в специализированную школу нецелесообразно, так как повышенные требования приводят к сильному стрессу. Иногда гипотония может возникать самостоятельно на фоне усиленного роста в подростковом периоде.
Симптомы при гипотонии:
- нарушение мозгового кровообращения – давящая боль в висках, головокружение, ощущение тяжести;
- повышенная восприимчивость к изменению погоды, магнитным бурям;
- снижение когнитивных функций (ухудшение памяти, снижение концентрации, отсутствие мотивации);
- быстрая утомляемость, слабость, сонливость в течение дня;
- давящая боль в области сердца, учащенное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, зевание;
- вечно холодные конечности, покалывание в ногах.
В связи с постоянной занятостью, не каждые родители способны заметить первые признаки гипотонии. Если их чадо имеет болезненный вид, жалуется на повышенную усталость, бледное и апатичное – это тревожный звонок. Стоит измерить его пульс и температуру тела, а также сдать общий анализ крови и мочи.
Взрослые люди, страдающие гипотонией, практически неразлучны с кофе. Давать крепкий напиток подростку, а тем более дошкольнику, не следует. Кофе оказывает лишь кратковременный эффект, через час–два все симптомы возвращаются. Напитки, содержащие кофеин, пагубно влияют на сердце и сосуды в несформированном детском организме. Лучше напоить ребенка некрепким чаем или дать ломтик черного шоколада.
1. Принять решение:
если
пострадавший реагирует – оставить его
в том же положении, попытаться выяснить
причины происходящего и позвать на
помощь, регулярно оценивать состояние
пострадавшего;если
пострадавший не реагирует – громко
позвать на помощь, вызвать реанимационную
бригаду, повернуть на спину и открыть
дыхательные пути
путем запрокидывания головы и
подтягивания подбородка – рукой нужно
надавить на лоб, а другой рукой подтянуть
подбородок. Альтернативный способ –
запрокидывание головы путем подведения
одной руки под шею больного, а другой
– на лоб пострадавшего.поддерживая
дыхательные пути открытыми необходимо
увидеть, услышать и почувствовать
дыхание, наблюдая за движениями
грудной клетки, прислушиваясь к шуму
дыхания и ощущая движение воздуха
на своей щеке. Исследование продолжать
не более 10 сек.
16. Постановка холодного компресса.
Показания
по назначению врача.
—
гнойные заболевания кожи.
—
2 салфетки (льняную — 4 слоя или марлевую
— 6-8 слоев),
—
почкообразный лоток,
—
холодная вода 14-16°С,
—
кусочки льда.
https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com
1.
Психологическая.
2.
Объясните смысл манипуляции и правила
поведения пациента.
1.
Приготовьте салфетки так, чтобы их
размеры были на 3 см больше места
заболевания.
2.
Налейте воду в лоток и положите в него
несколько кусочков льда.
3.
Салфетки смочите в растворе. Одну
салфетку отожмите так, чтобы вода не
капала.
4.
Положите 1 салфетку на нужный участок
тела.
5.
Через 2- 3 минуты замените салфетку.
6.
По мере таяния докладывайте кусочки
льда.
7.
Уточните у пациента его ощущения через
некоторое время.
8.
Проводите замену салфеток до уменьшения
гиперемии (покраснения) или снижения
болевых ощущений.
9.
После снятия салфетки, при необходимости,
наложите сухую повязку, используя
бинт.
17. Приготовление и подача грелки больному.
Показания:
назначение врача.
—
кровотечения различного происхождения;
—
острые воспалительные процессы любой
локализации;
—
злокачественные новообразования;
—
повреждения кожи;
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
—
ушибы (первые сутки);
—
инфицированные раны.
-грелку;
—
воду (t°
65°C);
—
полотенце или чехол для грелки;
—
водный термометр.
—
психологическая;
—
объясните пациенту, как пользоваться
грелкой и когда ее можно снять.
https://www.youtube.com/watch?v=https:84Z5_RRU_Wk
1.
При длительном применении грелки во
избежание ожога на кожу наносят вазелин
или другой жирный крем (в перчатках).
2.
Проверьте грелку на герметичность.
3.
Заполните ее водой на 2/3 объема, держите
за узкую часть горловины.
4.
Вытесните из грелки пар над раковиной,
перегнув от себя узкую часть грелки,
и в таком положении завинтите пробку.
5.
Переверните грелку горловиной вниз,
проверьте ее герметичность.
6.
Оботрите полотенцем, наденьте на нее
чехол или оберните сухим полотенцем и
приложите к нужному участку тела.
7.
Через 5 минут проверьте, нет ли у пациента
перегрева кожи (симптом «мраморной
кожи» или яркая гиперемия).
8.
Уберите грелку после того, как она
остынет.
9.
Вылейте воду, завинтите пробку и погрузите
грелку и полотенце в дез. раствор не
менее, чем на 60 минут.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Дополнительная
информация.
Грелка хранится в сухом виде с открытой
крышкой
Источник