Спастическим параличом речевого аппарата и гипертонией мышц
Речевой статус — голос слабый, назализованный, нет звонких звуков, они оглушаются, причина — парез голосовых связок Многочисленные искажения звукопроизношения из-за паретического состояния мышц, языка, глотки. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные приближаются к щелевым, переднеязычные — к единому глухому плоскощелевому звуку.
Псевдобульбарная дизартрия — двусторонние поражения центральных двигательных кортико-бульбарных невронов, идущих от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов ствола.
Неврологический статус — повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах по типу спастичности, вызывает спастическую форму псевдобульбарной дизартрии; понижение мышечного тонуса — паретическую форму. Отмечается ограничение произвольных движений. Язык напряжен, оттянут назад, кончик языка не выражен, отклоняется в здоровую сторону, наблюдается саливация (слюнотечение). Движения замедлены в темпе, отличаются малой амплитудой, истощаемостью, повышением мышечного тонуса, диффузным перемещением.
Речевой статус — в звукопроизношении избирательные трудности, страдают р, л, ш, ж, ц, ч (сложные по артикуляции переднеязычные звуки). При спастической дизартрии происходит озвончение глухих согласных. Голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторона речи нарушены. При паретичной — страдают смычно-губные звуки (п, б, м), язычно-альвеолярные гласные (и, ы, у). Отмечается назализация звуков.
Возникает частичный или полный периферический вялый паралич, или парез.
Диагностика по локально-диагностическим признакам представлена в табл. 2.10.
Таблица 2.10. Диагностика дизартрии по локализации очага поражения
Корковая апраксическая постцентральная
Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей
Кинестетическая артикуляторная
апраксия
СПАСТИЧЕСКИЙ ПАРАЛИЧ РЕЧЕВОГО АППАРАТА И ГИПЕРТОНИЯ МЫШЦ ПРИ ДИЗАРТРИИ. Вылечила сама!. Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофий нет. Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). Коррекция речевых нарушений при гиперкинетической дизартрии. Среди церебральных параличей у детей особо сложный характер имеют гиперкинетические формы. Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Псевдобульбарная дизартрия обусловлена центральным параличом мышц. При спастической форме псевдобульбарной дизартрии отмечается выраженная спастичность Это приводит к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и к усилению Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофии нет. Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). В связи с этим псевдобульбарный паралич обозначается как спастический, и форма дизартрии, вызванная им, носит Вследствие того, что при бульбарном параличе мышцы речевого аппарата и лица характеризуются вялостью, его иначе Спастические нарушения в основном характерны для спастико-паретической дизартрии и При дизартрии также бывают следующие особенности:
Нарушение двигательных функций речевых мышц, которые охватывает парез либо паралич. Зачастую спастическое напряжение мышц может сочетаться с гипотонией в отдельных группах артикуляционного аппарата. У детей со спастической формой дизартрии преобладают тонические спазмы речевой мускулатуры, особенно В связи с этим псевдобульбарный паралич обозначается как спастический, и форма дизартрии, вызванная им, носит 6. Чем отличается локализация очага поражения при параличе (парезе) мышц речевого аппарата и мышц конечностей?
Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). дизартрия имеет сложный патогенез:
наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребенка, как правило Бульбарная дизартрия. Избирательные, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата. Спастический паралич речевого аппарата и гипертония мышц при дизартрии- ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШЕ НЕТ!
Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). Наряду с гипертонией мышц и гиперрефлексией при центральном параличе у взрослых Спастический характер паралича при псевдобульбарной дизартрии Спастичность мышц речевого периферического аппарата приводит к отсутствию Спастическая форма дизартрии. Речь при такой форме дизартрии отличается фрагментарностью Зачастую спастическое напряжение мышц может сочетаться с гипотонией в отдельных группах артикуляционного аппарата. Псевдобульбарная форма дизартрии обусловлена параличом мышц периферического артикуляционного аппарата. 2.Низкий тонус в мышцах речевого аппарата. Механизм нарушения:
В основе лежит центральный (спастический) Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм Итак, дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Для центрального паралича характерна мышечная гипертония, гиперрефлексия Псевдобульбарная дизартрия. Двусторонние спастические параличи мышц речевого аппарата Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад) Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). дизартрия имеет сложный патогенез:
Полиморфизм нарушений речи неафатического характера приводит к тому, что для оказания помощи больному необходимо уточнение характера речевых расстройств. Если они вторичны, прежде всего требуется лечение основного неврологического заболевания. К тому же во всех случаях обычно показаны психотерапия и проведение с больным логопедических занятий, адекватных характеру имеющихся речевых расстройств.
Дизартрия — расстройство артикуляции, нечеткость произнесения речевых звуков. Термин ввел в 1897 г. А. Куссмауль (Kussmaul A., 1822-1902). Дизартрия является наиболее распространенной формой патологии экспрессивной речи, обусловленной нарушением функций мышц исполнительного речевого аппарата (их вялого или спастического паралича или пареза, дистонии, ригидности, диско-ординации). При дизартрии нарушается артикуляция, в то же время обычно сохранны понимание речи окружающих, письмо и чтение про себя; словарь и грамматический строй собственной речи. Речь замедленна, иногда прерывиста, особенно страдает артикуляция согласных. Дизартрия может быть, в частности, одним из проявлений бульбарного и псевдобульбарного синдромов, следствием поражения мозжечка и его связей, подкорковых узлов, премотор-ных отделов коры доминантного полушария.
Различные формы дизартрии в 1973 г. подробно описала нейропсихолог Е.Н. Винарская (род. в 1927 г.). Дизартрией она называет различные расстройства непосредственно в двигательном звене речевых актов, которые обусловливаются очаговыми органическими поражениями центральной и периферической нервной системы. При таком толковании понятия дизартрии ее симптомами могут быть наряду с расстройствами артикуляции также расстройства голосо-образования, темпа, ритма и интонации речи. Далее представлены отдельные формы дизартрии в соответствии с классификацией и трактовкой Е.Н. Винар-ской.
Бульбарная дизартрия — одностороннее или двустороннее поражение двигательных ядер черепных нервов бульбарной группы (подъязычного, языкогло-точного, блуждающего нервов), а также тройничного и лицевого черепных нервов. Патогенез бульбарной дизартрии имеет в своей основе вялые парезы или параличи мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и гортани, мышц, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных мыши), при этом проявляются атония, гипотрофия или атрофия этих мышц, снижены или отсутствуют глоточный, нёбный и нижнечелюстной рефлексы, имеют место расстройства любых непроизвольных и произвольных движений, осуществляемых с участием мышц, функция которых оказалась нарушенной.
При бульбарной дизартрии характерны слабый, глухой, истощающийся голос, гласные и звонкие согласные звуки оглушены. Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости. Артикуляция гласных приближена к нейтральному гласному звуку. Артикуляция щелевых согласных (д, б, т, п) упрощена. Смычные согласные звуки и вибрант «р» заменяются щелевыми звуками. В результате в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Возможны избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых парезов. Речь замедленна, сильно утомляет больного. Дефекты речи им осознаются, но преодолеть их он не может. Бульбарная дизартрия, как правило, сочетается с другими проявлениями бульбарного синдрома (см. главу 9).
Псевдобульбарная дизартрия обусловлена обязательно двусторонним поражением корково-бульбарных связей, что ведет к центральному (спастическому) парезу или параличу мышц речевого аппарата. Атрофии этих мышц не возникает, а их тонус повышен, язык напряжен и отодвинут назад. Глоточный, нёбный и нижнечелюстной рефлексы высокие. Нередко наблюдаются насильственный смех, плач. Параличи или парезы всегда двусторонние, при этом возможна их асимметрия. Наиболее наглядно расстройство произвольных движений языка, особенно заданных изменений положения его кончика.
Характерные клинические симптомы псевдобульбарной дизартрии: голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наряду с оглушением звонких согласных наблюдается озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласных заднего ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ч, ц), нарушена артикуляция гласных и согласных звуков, смычковые согласные и вибрант «р» заменяются на щелевые, артикуляция твердых согласных нарушается больше, чем мягких, концы слов нередко не договариваются. Больной осознает дефекты артикуляции, активно старается их преодолеть, но при этом происходит только повышение тонуса мышц, обеспечивающих речь, и нарастание проявлений псевдобульбарной дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является лишь одним из проявлений псевдобульбарного синдрома.
Мозжечковая дизартрия — дизартрия, возникающая в связи с атаксией мышц речедвигательного аппарата (артикуляторной атаксией), обусловленной поражением мозжечка и его связей. Речь при этом замедленна, затруднена, толчкообразна, с подчеркнутым разделением слов на слоги и иногда с паузой между ними (скандированная речь). Модуляции голоса обычно не соответствуют смыслу речи. Ударение ставится ритмично, через равные промежутки. Изменено речевое дыхание. Мозжечковая дизартрия обычно проявляется на фоне других признаков поражения мозжечка.
Подкорковая дизартрия — следствие нарушения функции подкорковых экстрапирамидных ядер и их связей. Характеризуется расстройством мышечного тонуса по пластическому типу (возможна его лабильность), а также насильственными движениями в связи с непроизвольным сокращением отдельных мышц речевого аппарата (обычно дрожание, иногда медленные червеобразные или быстрые миоклонические движения).
Расстройства произношения непостоянны и весьма разнообразны. Голос обычно становится напряженным, резким, хриплым, с меняющимися тембром и громкостью. Иногда голос затухает и переходит в шепот. Временами артикуляция гласных может быть нарушена больше, чем согласных. Отдельные слова и звуки могут произноситься правильно, но в момент гиперкинеза они оказываются резко искаженными и невнятными. Как правило, нарушены темп, ритм и мелодика речи. Больной замечает у себя расстройства артикуляции, которые обычно сочетаются с другими проявлениями подкоркового синдрома.
Корковая дизартрия — фонетико-артикуляторные расстройства при поражении премоторного отдела коры больших полушарий. Корковые дизартрии дифференцируют на кинестетическую постцентральную и кинестетическую премоторную.
Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия возникает при поражении постцентральных полей коры (нижних отделов полей 3, 1,2, 5, по Брод-ману) доминантного, обычно левого, полушария и обусловленной этим апрак-сии кинестетического типа (афферентная апраксия оральных мышц). Распад
кинестетических обобщенных схем артикуляции ведет к нарушению контроля за формированием звуков в структуре слога в связи с трудностями различения соответствующих артикуляционных укладов. Звучность и тембр голоса сохранены, однако возникает затруднение дифференцированного воспроизведения мягкости и твердости, фонетических особенностей места образования звуков и замены способа их формирования. Эти нарушения артикуляции непостоянны, лабильны, и возникающие при них расстройства артикуляции могут быть неоднозначны. Попытка больного исправить замечаемые им ошибки приводит к замедлению речи и нарушению плавности.
Кинетическая премоторная корковая дизартрия проявляется при поражении премоторных полей коры (нижних отделов полей 6 и 44, по Бродману) доминантного, обычно левого, полушария мозга. В основе этой формы апраксии кинетического типа. Характеризуется распадом временных обобщенных схем артикулярных действий на составляющие их элементы, при этом обычны напряженность, замедленность речи, трудности переключений с одного речевого элемента на другой, склонность к персеверациям. Голос в таких случаях остается звучным, тембр речи не нарушен. Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко растянуты или толчкообразны, характерны замены щелевых звуков на смычные. Переходные части артикуляции часто превращаются в самостоятельные звуки-вставки. Возникают пропуски звуков в стечениях согласных и упрощения аффрикат (от лат. affrico — притираю) — согласных звуков, состоящих из взрывного (смычного) и фрикативного (щелевого) элементов (например, ц-с, к-х). Чрезмерная напряженность артикуляции косвенно приводит к усилению громкости голоса, избирательному оглушению звонких смычных и реже щелевых согласных звуков.
Источники: https://pedlib.ru/Books/3/0061/3_0061-86.shtml, https://www.greenmama.ru/nid/4346616/, https://www.myneuro.ru/25/
Источник
Симптоматика этой формы дизартрии наиболее часто диагносцируется у детей дошкольного возраста с признаками псевдобульбарного паралича.
Эта форма дизартрии у детей возникает при двустороннем поражении пирамидных путей. Чаще всего она наблюдается при двусторонней спастической диплегии центрального паралича. Основные характеристики нарушения движений сходны с теми, которые характеризуют псевдо-бульбарную дизартрию у взрослых. В первую очередь это нарушения фонетической стороны устной речи, нарушение сложных и дифференцированных артикуляций, сохранность непроизвольных рефлекторных движений, затруднение формирования произвольной моторики. Поражение центральных двигательных путей, как правило, не бывает у детей изолированным. Нередко они сочетаются с очаговыми поражениями коры больших полушарий мозга (нижняя треть передних центральных извилин лобной доли) и подкорковых ядер. Выделяют следующие варианты этой формы дизартрии:
§ Спастический вариант. Ведущий синдром обусловлен высоким тонусом мышц;
§ Паретический вариант. Ведущий синдром обусловлен высоким тонусом мышц в сочетании с низким тонусом отдельных групп мышц речевого аппарата;
§ Гиперкинетический вариант. Ведущий синдром обусловлен высоким тонусом мышц и наличием насильственных движений главным образом в виде тремора.
При спастическом варианте псевдобулъбарной формы дизартрии отмечается высокий тонус мышц периферического речевого аппарата и расширенная зона безусловных рефлексов. В то же время ребенок не может произвольно открыть рот, осуществить произвольные движения языком и губами.
В речевом анамнезе гуление и первые этапы лепета иногда протекают своевременно, однако количество звуков ограничено, слабо проявляется механизм аутоэхолалии, эхопраксии и эхолалии. Лепет на более поздних этапах резко ограничен в своем звуковом оформлении. Звукопроизношение задерживается в своем развитии, нет спонтанных попыток к звукоподражанию. Замедленно развивающаяся речь звучит невнятно, монотонно, невыразительно. При обследовании обнаруживается, что небный и глоточный рефлексы усилены, характеризуются более обширной, по сравнению с нормой, рефлекторной зоной. Прикосновение шпателем к язычку мягкого нёба может вызвать кашель, рвоту и даже спазм глотки, гортани и трахеи. Эти явления сочетаются с сохранностью рефлексов орального автоматизма (хоботковый, сосательный, ладонно-подбрродочный и др.).
Характерным является то, что попытка говорить или осуществлять какие-либо движения органов артикуляции вызывают резкое повышение тонуса. В процессе речи повышается тонус не только мышц речевого аппарата, но и рук и даже ног. При этом, чем моложе ребенок и чем выше тонус мышц, тем сопутствующие движения рук и ног выражены сильнее. Объем активных движений ограничен.
Отмечается поверхностность и аритмичность дыхания, его асинхронность с речью.
Нарушения функций мыщц языка приводят к формированию его патологической формы: спастический язык оттянут назад — язык «комом», либо может быть узким в форме «жала» с приподнятым кончиком. Подвижность языка, как при произвольных, так и при пассивных движениях, ограничена, отмечается малая амплитуда боковых движений, с трудом удерживается положение языка по средней линии. Подъем кончика языка вверх невозможен. Отмечаются множественные оральные синкинезии. Сохранены такие автоматизмы, как облизывание, звучный плач, звучный кашель. Так как произвольные движения развиваются с трудом, то дети спонтанно не обучаются сглатывать излишек слюны, слюнотечение бывает не только в процессе речи, но и в покое.
С возрастом такие дети с трудом обучаются жевать, откусывать. Вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата имеют высокий тонус и движения органов артикуляции ограничены, речевой аппарат не готов к овладению звукопроизношением. У детей звуки гуления и лепета имеют резко ограниченный репертуар, спонтанно не появляется способность к звукоподражанию.
Несмотря на нарушения голоса, дыхания, артикуляционной базы, звукопроизношения, у детей с наличием фактора риска дизартрии нередко формируется мотивация к общению, они начинают контактировать со взрослыми с помощью мимики и жестов, а затем овладевают речью. Наряду с развивающейся речью, накоплением словарного запаса у некоторых детей в старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться лепетные звуки и даже гуление в моменты эмоционального удовлетворения (ласки матери, новая интересная игрушка), что свидетельствует о длительной сохранности врожденных паллидарных и стриарных синергии и ослаблении регуляций со стороны кортикальных уровней.
Нарушение звукопроизносительной стороны речи обычно касается одной группы звуков. Как правило, нарушаются все переднеязычные звуки (Р, Л, Ж, Ш, Щ, Ч, Д, Т), так как их артикуляция связана с необходимостью сложных и высоко-координированных движений языка. Эти звуки нередко заменяются щелевыми. Спастичность голосовых складок ведет к озвончению глухих согласных звуков. Напряженность мышц мягкого неба и малая его подвижность способствуют носовому оотенку у гласных. Особенно заднего ряда (У, О), твердых сонорных (Р, Л), твердых шумных (Ш, Ж, 3) и аффрикаты (Ц).
Как правило, темп речи у таких детей замедлен, голос скрипучий, сиплый, нередко с назализованным оттенком.
У детей выделяют три степени нарушения речи при спастической форме дизартрии. При легкой степени устная речь достаточно внятная, нечетко произносятся лишь отдельные звуки. Спастичность артикуляторных мышц выражена нерезко, но достаточно четко выявляется при всех функциональных пробах.
При средней степени нарушения речи большая часть звуков искажена.
При тяжелой степени нарушения речь невнятная, произношение большинства групп звуков нарушено, в процессе речи наблюдаются множественные синкинезии в мышцах лица и конечностей. Речь часто прерывается длительными паузами.
При отсутствии лечебных мероприятий с возрастом нарастает тугоподвижность мышц, движения начинают носить ригидный характер, в тяжелых случаях — анартрия.
Наблюдение 4.
Больной С.Н. 4 года.
Диагноз: правосторонний спастический гемипарез, дизартрия.
Анамнез: матери 28 лет. Беременность первая. Токсикоз, угроза выкидыша на протяжении первых трех месяцев беременности. Роды в срок. Закричал сразу. Голос тихий. Кормить принесли иа вторые сутки. Сосал с трудом, быстро уставал. Рано переведен на искусственное вскармливание. Голову держит с 2-х месяцев. Сидит с 8 месяцев. Ходит с 1 года 3 месяцев. Лепет и гуление родители не заметили. Первые слова к 2 годам 6 месяцам. Фразовая речь к 4 годам.
Звукопроизношение: нарушено произношение всех переднеязычных звуков. ,
Лицо амимичное. Рот полуоткрыт. Слюнотечение легкое. Пра-ная носогубная складка сглажена. Надуть щеки с первой попытки не может, с третьей надувает. Слева надувает щеку в неполном объеме. Имеются синкинезии: закрывание глаз, кивательные движения головы, нахмуривание бровей заменяет подниманием, крепко зажмурить глаза не может.
В артикуляционных пробах может высунуть язык неполностью. Язык слегка при этом отклоняется вправо. При этом усиливается слюнотечение. Боковые движения выполняет с трудом с участием нижней челюсти. Вправо не может осуществить боковое движение. При поднимании вверх язык узкий, напряженный, удерживается нижней челюстью и нижней губой.
Словарный запас ограничен бытовой лексикой, грамматически речь структурирована на уровне трехсловной фразы.
Патетический вариант этой формы дизартрии у детей может быть определен условно. Это наиболее часто встречающийся вариант псевдобульбарной дизартрии и по существу представляет собой смешанную форму. При этом варианте дизартрии, как правило,’ ведущим синдромом является спастический парез речевой мускулатуры. Его клиническая картина обусловлена поражением пирамидного пути в буль-барной части (спастический парез), которое сочетается с нарушением активности некоторых ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в варолиевом мосту (двигательные ветви V—VII пары), что вызывает вялый парез соответствующих мышц. С этим обычно связан смешаный спастико-па-ретический характер клинических проявлений этого варианта дизартрии. При четком доминировании спастического напряжения мышц изолированно может отмечаться вялый паралич губ, нижней челюсти или мимических мышц языка.
Известно, что в ядре подъязычного нерва (XII пара) имеются клеточные скопления, от которых идут волокна периферических нервов, иннервирующих разные группы мышц языка. Можно думать, что «точечные» поражения клеточных элементов ядер черепно-мозговых нервов определяют «пеструю» картину нарушения мышечного тонуса языка. Наблюдения практиков-логопедов свидетельствуют о том, что нередко у детей тонус мышц языка характеризуется разной степенью напряженности в кончике, боковых отделах и корне языка. Наряду со спастикой может наблюдаться резкое снижение тонуса отдельных мышечных образований.
Смешанный характер нарушения иннервации речевых и мимических мышц (спастический и вялый паралич) обусловливает особую клиническую феноменологию, при которой явления псевдобульбарной дизартрии сочетаются с периферическим параличом. С одной стороны, часть мышц находится в повышенном тонусе, отмечаются расширенная зона безусловных рефлексов и оральные автоматизмы, ослаблены произвольные движения и сохранны непроизвольные. С другой стороны, там, где имеется вялый паралич, снижен тонус мышц, отсутствуют рефлексы, тотально ослаблены как произвольные, так и непроизвольные движения.
Звуковая сторона речи изменена сложно. При межзубных свистящих (что характерно для спастики) могут быть боковые варианты искажения шипящих звуков (что характерно для смешанной картины нарушений тонуса).
В зависимости от того, какие мышцы поражены вялым параличом, может быть провисание мягкого неба (иногда с одной стороны) и нарушение его подвижности, что ведет к назализованное™ голоса. Недостаточность подъема спинки языка вверх нарушает произношение звуков, требующих активного подъема спинки языка вверх («л», «и», «ы», «у»). При вялом параличе мышц губ особенно страдают губно-губные звуки («п», «б», «м»), требующие достаточного мышечного напряжения. При вялых параличах мышц спинки языка становится невозможным подъем спинки языка вверх, нарушается произношение гласных («и», «ы», «у»). Иногда четко выражено слюнотечение, гипомимия лица.
В целом, как и при спастическом варианте псевдобульбарной дизартрии нарушено произношение звуков, которые требуют особенно точных дифференцированных движений языка (переднеязычных).
Наличие спастико-паретической дизартрии не исключает возможности выявления признаков других форм дизартрии.
Наблюдение 5.
И.П. 4 года 1 месяц.
Неврологический диагноз: ДЦП. Спастическая диплегия.
Речевой диагноз: спастико-паретическая дизартрия. Недоразвитие речи.
Анамнез: матери 42 года. Беременность первая с токсикозом. Роды на 8-м месяце беременности, стремительные. Родовых травм не отмечалось. Ребенок закричал после того, как сняли пуповину с горла (обвитие пуповины). Ребенка покормить принесли на 2-й день. Сосок взял, но сосал слабо, через две недели переведен на искусственное вскармливание. Голову держит с 3-х месяцев. Садится с 1 года 2 месяцев. Ходит с 2,4 месяцев. Гуление в 3 месяца. Лепет с 9 месяцев. Первые слова в 2 года. Первые фразы в 3 года 8 месяцев.
Общее психическое развитие: ребенок достаточно общителен, двигательно расторможена. Познавательные интересы ниже возрастной нормы. Внимание неустойчивое, быстро истощается, работоспособность значительно снижена. Состояние моторики: мышцы всего тела напряжены, голову держит в вертикальном положении уверенно. Наблюдается нарушение осанки. Сидит и ходит самостоятельно. Встает при помощи опоры. Активные движения в верхних конечностях развиты плохо. Ест самостоятельно, ложку держит в правой руке. Ведущая рука правая. Нарушены координированные движения пальцев, мелкая моторика которых затруднена. Движения кисти в разных плоскостях затруднены.
Артикуляционная моторика: мышцы органов артикуляции спастичны, в мышцах левой стороны языка отмечается вялый парез. Вытягивание губ вперед медленное, напряженное. Отмечаются синкинезии в плечевом поясе. Язык из полости рта вытянуть не может, доводит его лишь до нижней губы. При вытягивании язык отклоняется влево. Боковые движения осуществляются с трудом, ограничены в объеме. Поднять язык вверх вне полости рта не может. При попытках сделать это сжимает узкий язык на нижней губе зубами. Щелкать языком не может.
Звукопроизношение резко нарушено. Отсутствуют переднеязычные, межзубное произношение свистящих и шипящих. Общается, главным образом, с помощью жестов и лепетных слов. Фразовая речь из двух-четырех слов, смысл которых достаточно понятен. Словарный запас резко ограничен бытовой тематикой.
Заключение психоневролога: задержка психического развития.
Гиперкинетический вариант этой формы дизартрии. Этот смешанный вариант дизартрии, также как и спастико-паретический, в практике встречается у детей часто. Наряду с поражением пирамидных путей имеются еще и нарушения подкорковых ядер и их связей. Спастическое напряжение мышц сочетается с наличием тремора. У детей с этим вариантом псевдобульбарной формы дизартрии значительно более выражено нарушение просодической стороны речи, влияющее на ее внятность. При этом варианте резко нарушается автоматизация звуков речи, что связано с патологией кинестезических механизмов ощущения позы и сокращения мышц при выполнении речевых артикуляций. К спастическим явлениям присоединяются темпоритмические нарушения организации движений. Дискинезии гортани обусловливают оттенок сдавленности голоса. Нередко при этой форме дизартрии наблюдается анартрия.
Выводы
Спастико-паретическая форма дизартрии обусловлена сложным патогенетическим механизмом, в основе которого лежит центральный спастический паралич с единичными проявлениями других параличей.
Спастико-паретическая форма дизартрии имеет три варианта, при каждом из которых имеются поражения разных структур мозга:
§ Спастический;
§ Спастико-паретический;
§ Спастико-гиперкинетический.
Нарушение звукопроизносительнош стороны речи касаются, прежде всего, сложноартикулшруемых звуков, которые конвергируют к щелевым.
Гласные и согласные звуки назализованы.
Голос не модулирован, часто сиплый.
Просодика обеднена.
Речь задержана в развитии, нередко отмечается фонетико-фонематическое недоразвитше речи.
Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 8524; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8523 — | 7386 — или читать все…
Читайте также:
Источник