Школа здоровья методическое пособие по гипертонии
Министерство образования и науки Ульяновской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ульяновский медицинский колледж
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ
«Школа здоровья. Артериальная гипертония».
Разработано преподавателями:
Крыловой Е.Ю. и Захаровой Н.М
Ульяновск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………………4
- Методическая разработка………………………………………………5
- Приложения………………………………………………………………8
- Сценарий…………………………………………………………..9
- Материалы презентации ……………………………………….16
- Буклет………………………………………………………..…..20
- Листок здоровья…………………………………………………21
- Фотоотчет …………..…………………………………………..22
- Список литературы…………………………………………………….25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеаудиторная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеаудиторные мероприятия делают обучение более интересным, расширяют и углубляют знания студентов по изучаемой дисциплине, дают простор инициативе и творчеству. Это приобретает особую актуальность в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в которых рекомендуется сочетать учебную аудиторную деятельность с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Для внеаудиторного мероприятия выбрана интегрированная форма, так как она предполагает межпредметные связии, и способствует слиянию в одном учебном материале знаний из разных областей.
Способами взаимодействия между обучающими и обучающимися выбраны активные и интерактивные методы обучения, так как они способствуют выработки самостоятельных, творческих решений путем постоянного взаимодействия.
Значимость выбранной темы внеаудиторного занятия обусловлена тем, что:
1. Артериальная гипертензия в Российской Федерации остается одной из наиболее значимых медико – социальных проблем.
2. Мы часто сталкиваемся с безразличием к своему здоровью.
3. В этих условиях медицинский работник должен стать примером здорового образа жизни.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателя, в качестве пособия по проведению внеаудиторного занятия по МДК «Сестринская помощи при нарушениях здоровья» (тема «Сестринская помощь в терапии») со студентами специальности 060501 Сестринское дело или по МДК «Лечение пациентов терапевтического профиля со студентами специальности 060101 Лечебное дело.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Методическая цель:
Продемонстрировать нестандартные форму и методы проведения внеаудиторного занятия при реализации деятельностно-компетентностного подхода и формирования здоровьесберегающих компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС СПО.
Задачи мероприятия:
- Проанализировать результаты обследования студентов 1 курса в Центре здоровья.
- Обозначить проблемы здоровья студентов.
- Раскрыть актуальность проблемы – артериальная гипертония.
- Выявить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.
- Обучить студентов 1 курса правилам измерения АД.
- Актуализировать ценность здорового образа жизни.
Форма проведения: интегрированная
Методы:
Активные и интерактивные:
- имитация профессиональной деятельности с элементами деловой игры;
- проблемно-поисковые, самостоятельная работа с источниками информации – на этапе подготовки к занятию.
Участники:
Занятие ведут студенты старших курсов.
Слушателями Школы здоровья являются студенты-первокурсники.
Цели занятия:
Цели занятия | Для старшекурсников | Для первокурсников |
Обучения | Систематизировать знания об артериальной гипертонии. Обеспечить формирование у обучающихся практического опыта: • консультирования, обучения путем демонстрации практического применения полученных знаний и умений, • эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности. | Сформировать у обучающихся знаний о правилах измерения АД. |
Воспитания | Продолжить формирование у обучающихся: • стремления проводить мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья населения, • умений работать в команде, • культуры общения, • устойчивого интереса к будущей профессии. | Способствовать формированию у обучающихся: • мотивации к учебной деятельности, • стремления проводить мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья, • понимания значимости будущей профессии. |
Развития | Продолжить развитие у обучающихся: • клинического, творческого мышления | Способствовать развитию у обучающихся: • чувства ответственности за свое здоровье |
Формируемые компетенции:
Формируемые компетенции | Для старшекурсников | Для первокурсников |
Общие | ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14 Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента. | ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14 Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента. |
Профессиональные | ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
Подготовительная работа:
- Планирование деятельности.
- Анализ результатов обследования студентов 1 курса в Центре здоровья.
- Сбор, анализ и систематизация собранной информации по артериальной гипертонии.
- Подготовка презентации, планшеток, листков здоровья и буклетов.
Средства обучения и воспитания:
- Планшетки:
— «Гипертонический криз»,
— «Профилактика гипертонической болезни».
- Буклет «Измеряйте артериальное давление правильно»
- Листок здоровья
- Тонометры, фонендоскоп
- Мультимедийная презентация
- Проектор
- Экран
ПРИЛОЖЕНИЯ
СЦЕНАРИЙ
Вводная часть
Ведущий 1
Здравствуйте, уважаемые гости и первокурсники! Недавно Вы ходили в Центр здоровья, где выявляли, есть ли у Вас проблемы со здоровьем. И, как оказалось, у многих они уже есть. Обследовано было 123 человека:
— изменения функционального состояния миокарда выявлены у 34%
— тахикардия у 50%
— ИМТ выше нормы у 21%
— при сборе анамнеза факторы риска ССЗ были обнаружены у 78%
— наличие артериальной гипертензии у 16%
Мы знаем, что артериальная гипертензия в Российской Федерации, несмотря на усилия ученых, врачей и органов управления здравоохранения, остается одной из наиболее значимых медико-социальных проблем. Это обусловлено широким распространением данного заболевания – около 40% взрослого населения РФ имеет повышенный уровень АД, так и тем, что АГ является важнейшим факторов риска основных сердечно-сосудистых заболеваний определяющих высокую смертность в нашей стране
В ноябре месяце, более 4,5 тысяч ульяновцев приняли участие в акции «Стоп! Гипертония!» из них 1512 имели повышенное артериальное давление. Акция проходила в крупных торговых центрах города. Мы принимали участие в этом мероприятии. Целью данной акции было привлечение внимания наших горожан к своему здоровью. Целью нашего мероприятия является привлечение вашего внимания к состоянию своего здоровья.
Ведущий 2
Как старшекурсники, уже изучившие артериальную гипертонию, и в этом году участвующие в исследовательской студенческой работе по теме «Роль средних медработников в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни» мы пригласили Вас для того, чтобы рассказать о факторах риска и профилактике артериальной гипертонии. И, мы надеемся, что после нашей встречи, у Вас возникнет потребность в ведении здорового образа жизни.
Для работы на сегодняшнем занятии мы подготовили для вас листки здоровья, в которых вы будете делать записи.
(Первокурсникам раздаются листки здоровья)
Основная часть
Ведущий 1
? Можете ли вы сказать, что такое артериальное давление, и какое давление считается нормальным?
Говорит первокурсник………………………..
Ведущий 2
Артериальное давление – сила, с которой кровь давит на стенки сосудов. Величина его зависит от многочисленных факторов: силы, с которой сердце выбрасывает кровь в сосуды; количества крови, выталкиваемой в сосуды; от эластичности сосудов; от тонуса сосудов, который регулируется нервной системой и гормонами.
Во время сокращения сердца (систолы) давление в артериях максимальное – это систолическое или «верхнее» АД, во время расслабления сердца (диастолы) давление уменьшается, в это время регистрируют диастолическое или, так называемое, «нижнее» АД.
Нормальным считается АД от (10060) или 11070 до 13989. Сделайте запись в листке здоровья.
Ведущий 1
? Так, что же такое артериальная гипертония?
Говорит первокурсник………………………..
Ведущий 1
Артериальная гипертония – это периодическое или стойкое повышение АД до 140/90 мм рт. ст. и выше.
В 5-10% случаев встречается, так называемая, вторичная или симптоматическая АГ, которая является симптомом ряда заболеваний: почек, нервной и эндокринной систем, сосудов.
В 90-95% случаев встречается гипертония первично не связанная с заболеваниями органов принимающих участие в регулировании АД это и есть первичная, или эссенциальная, АГ, которую в России называют гипертонической болезнью. Сделайте запись.
Ведущий 2
? Как Вы думаете, какие факторы могут привести к артериальной гипертонии?
Говорит первокурсник………………………..
Ведущий 1
Для ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы, в том числе и гипертонической болезни, существуют так называемые немодифицируемые и модифицируемые факторы риска развития.
Немодифицируемые факторы – это те, на которые мы не можем повлиять. К ним относятся:
- Наследственность.
Это наличие среди близких родственников (родители, бабушки, дедушки, братья и сестра) больных гипертонической болезнью.
- Мужской пол.
У мужчин, в среднем на 10 лет раньше, развивается гипертоническая болезнь, так как женщин «охраняют» женские половые гормоны, препятствующие развитию гипертонической болезни.
- Возраст.
Чем старше человек, тем, как правило, выше цифры его артериального давления.
Ведущий 2
Модифицируемые факторы – это те, на которые человек может воздействовать, может их полностью или частично устранить. Все они большей частью связаны с образом жизни человека.
- Стресс и психическое перенапряжение.
Повторяющиеся психоэмоциональные стрессы, постоянное умственное напряжение, высокая степень эмоциональности – это те факторы, которые запускают сложный механизм повышения АД.
- Погрешности в питании.
Избыток соли, ведущий к задержке жидкости в организме.
Избыток животных жиров, приводящий к формированию атеросклеротических бляшек, которые сужают просвет сосудов.
Излишняя калорийность пищи, приводящая к ожирению.
- Гиподинамия.
Статистика говорит, что у людей ведущих малоподвижный образ жизни риск возникновения гипертонии на 50% выше, чем у людей, которые ведут активный образ жизни.
- Ожирение.
Гипертония у людей с избыточной массой тела встречается чаще в 2 – 6 раз, поскольку ожирение часто связано с другими перечисленными факторами. Подсчитано, что каждый килограмм лишнего веса означают увеличение давления на 2 мм. рт. ст.
- Употребление алкоголя.
- Курение.
Трудно найти другую такую привычку, о вреде которой говорилось и писалось столь много. Компоненты табачного дыма, попадая в кровь создают постоянный спазм артерий, который закрепляясь, приводит к жесткости артерий, что влечет за собой повышение давления в сосудах. Вещества, содержащиеся в табаке, способствуют механическому повреждению стенок артерий, что предрасполагает к образованию в этом месте атеросклеротических бляшек.
Ведущий 1
! Из представленных на слайде факторов риска выпишите в рабочую тетрадь те факторы, которые есть в наличие у Вас.
! Теперь. Отметьте знаком «-», те факторы, которые невозможно изменить – то есть, это будут неуправляемые факторы.
Знаком «+» отметьте те факторы, которые вы можете легко, без особых усилий изменить.
И знаком «+-»те, которые изменить трудно, требующие особых усилий, воли, времени, средств.
Теперь Вы знаете свои индивидуальные факторы риска.
! Дома, самостоятельно, разработайте план оздоровления, начните с тех факторов, которые вы можете легко устранить. Отразите в плане те действия, которые позволят вам избавиться от негативных факторов, выбирайте конкретные, реальные мероприятия.
Например: Для устранения гиподинамии я буду каждый день подниматься в свою квартиру по лестнице пешком, начиная с одного пролета и прибавляя 1 пролет в неделю. Или буду выходить на одну остановку раньше и идти до дома пешком. И так по каждому выявленному фактору.
Ведущий 2
? Чем же опасно повышенное АД?
Говорит первокурсник………………………..
Ведущий 1
Давайте посмотрим видеосюжет, который позволит заглянуть нам внутрь человека и увидеть, что же происходит при АГ.
АГ приводит к прогрессированию атеросклероза.
В результате АГ страдает сердце, возникает гипертрофия миокарда левого желудочка и развитие в последующем сердечной недостаточности.
При закупорке коронарных артерий атеросклеротической бляшкой возникает некроз сердечной мышцы — инфаркт миокарда.
При ГБ страдают и почки, в поздних стадиях развивается нефросклероз, с последующим развитием почечной недостаточности.
Страдает и орган зрения. Ухудшается состояние глазного дна, могут возникнуть отек зрительного нерва, кровоизлияния.
Изменения в сосудах головного мозга могут вызвать эмболию, что приводит к острому нарушению мозгового кровоснабжения, то есть к инсульту.
Чтобы не доводить состояние своего здоровья до таких проблем, любой человек должен знать свое артериальное давление и уметь его правильно измерять.
Измерять давление вас научит Маша (3 ведущий).
Ведущий 3
При измерении АД необходимо чётко соблюдать определённые правила. Если их не выполнять, то вероятен неточный результат измерения.
Условия измерения:
1. За час до измерения нельзя употреблять кофе, крепкий чай.
2. За 30 мин до измерения не курить.
3. АД измеряется в покое после 5-10 минутного отдыха.
4. Измерить АД следует на обеих руках. На той руке, где давление оказалось выше, нужно выполнить еще два измерения. И средние цифры из полученных трех измерений дадут наиболее правдивую информацию о вашем АД.
Оснащение:
Для измерения АД используют прибор (тонометр), состоящий из сжимающей руку пневмоманжеты, которую накладывают на плечо, груши для нагнетания воздуха с регулируемым клапаном и манометра.
Размер манжеты должен соответствовать размеру руки.
Манжета должна охватывать не менее 80 % окружности плеча; для взрослых лиц применяется манжета шириной 12-13 см и длинной 30-35 см.
Стрелка тонометра перед началом измерения должна находится на нулевой отметке.
Положение при измерении АД:
Сидя в удобной позе; рука на столе и находится на уровне сердца; манжета накладывается на плечо, нижний край ее на 2см выше локтевого сгиба.
При измерении нужно сидеть, свободно облокотившись на спинку стула и положив руку на стол. Недопустимо положение руки «на весу».
Техника измерения:
Между манжетой и поверхностью плеча должен проходить палец, нижний край манжеты должен быть на 2,5 см выше локтевой ямки.
Быстро накачать воздух в манжетку на 20-30 мм рт ст выше ориентировочного систолического, определенного предварительно по пульсу на лучевой артерии.
Снижать давление нужно постепенно—2 мм рт ст в секунду.
Уровень давления, при котором появиться 1-ый тон—систолическое АД.
Уровень давления, при котором происходит исчезновение тонов—диастолическое АД.
Среднее значение двух и более последовательных измерения, с интервалом не менее 1 минуты, будет точнее отражать ваш уровень АД.
Если тоны очень слабы, то следует поднять руку и выполнить несколько сжимающих движений кистью, затем измерение повторить, при этом не следует сильно сдавливать артерию мембраной фонендоскопа.
При затруднениях с самостоятельным измерением можно приобрести автоматический тонометр. в таких аппаратах манжета накачивается автоматически и цифры АД отображаются на специальном экране.
! Дома измерьте себе давление. И запишите свой результат в листок здоровья.
Заключительная часть
Рефлексия: ведущие просят высказаться первокурсников и гостей, дать оценку мероприятию.
Ведущий 1
? Есть ли у вас вопросы?
Полезна ли была сегодняшняя наша встреча?
! Прошу высказаться одним предложением, выбирая начало из рефлексивного экрана:
— сегодня я узнал…
— я понял, что…
— теперь я могу…
— мне захотелось…
— меня удивило…
— я приобрел…
————————————————————————————————————
Артериальное давление — это _____________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Артериальное давление в норме от ____/___ до ____/___ мм рт ст
Артериальная гипертензия — это __________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Министерство образования и науки Ульяновской области
областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ульяновский медицинский колледж
ЛИСТОК ЗДОРОВЬЯ
———————————————————————————————————
ФАКТОРЫ РИСКА | ПОСТАВЬТЕ ЗНАЧКИ «−» или «+» или «±» |
Мое артериальное давление ______/_____ мм рт ст
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Глезер М.Г., Сайгитов Р.Т. Качество жизни у больных с артериальной гипертонией, Москва, 2010.
- Диагностика и лечение артериальной гипертензии. Российские рекомендации четвертого пересмотра. ВНОК, Москва 2010 г
- Мышкина А.К. Новый справочник терапевта. Ростов на Дону. Феникс 2008 г.
- Смолева Э.В. Терапия с курсом ПМСП. Ростов на Дону. Феникс 2007 г.
- Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией. Методические рекомендации. ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики» г.Липецк, 2011 г
- «Школа здоровья. Артериальная гипертония. Руководство для врачей / под ред. Р.Г. Оганова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.— 192 с.»
Источник