Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией приказ
Об организации школ здоровья для больных, страдающих артериальной гипертензией (болезнями системы кровообращения — БСК)
Комментарии
Ленинградская область
Приказ от 07 октября 2004 года № 288
Принят
Комитетом по здравоохранению Ленинградской обл.
Федеральной целевой программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2001 г. N 540 «Профилактика и лечение артериальной гипертензии в Российской Федерации», предусмотрена организация школ по обучению для лиц, больных артериальной гипертензией, с целью проведения мероприятий по вторичной профилактике артериальной гипертензии и первичной профилактике ИБС и инсультов.
Обучение пациентов крайне важно и при других БСК и их осложнениях (ИБС, сердечная недостаточность), тем более что они в большинстве случаев сочетаются с артериальной гипертензией.
Только в нескольких районах Ленинградской области школы для больных БСК начали свою работу. В большинстве районов работа до настоящего времени не организована.
Деятельность школ в значительной степени регламентирована организационно-методическим письмом Минздрава России «Организация школ здоровья для пациентов с артериальной гипертензией в первичном звене здравоохранения», приложение 1 (утверждено 2 августа 2002 года) и приказом МЗ РФ от 24.01.2003 N 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертензией в Российской Федерации», приложение 5 «Положение об организации школ здоровья для больных с артериальной гипертензией».
В связи с вышеизложенным, а также руководствуясь вышеперечисленными документами МЗ РФ,
Утверждаю:
- 1.
Типовое положение о школе здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК) (приложение 1).
- 2.
Должностную инструкцию медицинской сестры — преподавателя школы здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК) (приложение 2).
- 3.
Тематический план занятий в школе здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК) (приложение 3).
- 4.
Форму журнала посещаемости (приложение 4).
- 5.
Карту пациента, обучающегося в школе здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК) (приложение 5).
- 6.
Отчет по работе школ здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК) (приложение 6).
Приказываю:
- Добавить комментарий
- 0
- 1.
Главным врачам ЦРБ, заведующим райгорздравотделами:
- 1.1.
Организовать в поликлиниках и крупных СВА работу школ здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК) в течение IV квартала 2004 г. — I квартала 2005 г. в соответствии с приложениями 1-6 к настоящему приказу.
- 1.2.
Обеспечить ежегодное представление отчета о работе школы главному терапевту в соответствии с п. 6 настоящего приказа.
- 1.3.
Ответственность за организацию и функционирование школ здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК), а также представление отчетности возложить на районных терапевтов, при их отсутствии — на заведующих терапевтическими отделениями районных (городских) поликлиник.
- 1.4.
Возложить на районных кардиологов функцию методического руководства работой школ, анализа ее эффективности в отношении заболеваемости БСК.
- 1.5.
При формировании сметы ЛПУ на 2005 год предусмотреть расходы на организацию и содержание школ здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК).
- 1.6.
Копию приказа об организации школ здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК) представить в комитет по здравоохранению в срок до 30.03.2005.
- 2.
Главному терапевту Ленинградской области Вальденбергу А.В., главному кардиологу Ленинградской области Подлесову А.М. осуществлять необходимую организационно-методическую и консультативную помощь в организации школ здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК).
- 3.
Директору Ленинградского областного медицинского училища Нечаевой А.И. совместно с главным терапевтом Вальденбергом А.В. и главным кардиологом Подлесовым А.М. организовать в 2005-2006 гг. цикл усовершенствования для медицинских сестер-преподавателей школ здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК) на базе Ленинградского областного кардиологического диспансера.
- 4.
Главному врачу Ленинградского областного кардиологического диспансера Паку Г.Д. обеспечить условия для проведения цикла, назначить ответственное лицо (медицинскую сестру) по координации работы школ здоровья для больных артериальной гипертензией (БСК).
- 5.
Контроль за исполнением возложить на первого заместителя председателя комитета по здравоохранению Фомина М.М.
Председатель Комитета
по здравоохранению
Ленинградской области
А.Я.Гриненко
Источник
Сердечно-сосудистые заболевания и осложнения, к которым они приводят, являются основной причиной смерти людей, при чем во всем мире. Проводимое в 2014 году исследование ЭССЕ показало, что в России более 48% мужчин и 41% женщин болеют артериальной гипертензией.
Предупредить развитие артериальной гипертензии и повысить качество жизни помогают Школы Здоровья.
К 2025 году, по прогнозам ученых, число людей с повышенным артериальным давлением возрастет до 1,5 млрд. Предупредить такие состояния, а также значительно повысить качество жизни существенно помогают Школы Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.
Пара слов о заболевании артериальная гипертензия
Артериальная гипертензия — это постоянное (стойкое) повышение АД. Из-за того, что артериальное давление повышено, структура и функции артерий и сердечной мышцы нарушаются, что приводит к серьезным осложнениям, значительно ухудшает качество жизни больного. Даже колебания на 10 мм рт. ст. от нормы значительно влияют на состояние сердца, мозга, сосуда и почек.
Лечение артериальной гипертензии заключается в комплексе мер: изменения образа жизни и приема лекарственных препаратов. Важно, чтобы пациент понимал, насколько серьезно его заболевание, а также мог самостоятельно организовывать лечебные мероприятия. Для этого и была создана Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией .
Школа Здоровья. Что это такое?
Школа гипертоника — это совокупность методик и средств, предназначенная для воздействия на пациента и население в целом. То есть основной задачей такой Школы является:
- Повышение информированности о гипертензии;
- Улучшения качества жизни пациента;
- Получение практических навыков по профилактике и лечению заболевания.
По факту, Школа Здоровья — это форма профилактического консультирования, услуга, которая оказывается пациентам, болеющим гипертонией, или имеющим факторы риска появления заболевания. В 2001 году приказом №268 Школа Здоровья была включена в классификацию «Комплексные и сложные мед. услуги».
Задачи и цели Школы Здоровья для больных с артериальной гипертензией
Школа гипертоников преследует такие цели:
- Увеличить охват населения, получающего профилактическую помощь;
- Повысить доступность и качество профилактики артериальной гипертензии;
- Проводить первичную и вторичную профилактики болезни;
- Достичь максимальной результативности в лечении пациентов;
- Повысить качество жизни больного.
В школе здоровья знакомят людей с факторами риска развития артериальной гипертензией.
[color-box color=”white”]Основной задачей Школы Здоровья по гипертонической болезни является донести до пациентов и населения в доступной форме максимум информации о причинах, механизме и осложнениях артериальной гипертензии.[/color-box] Вторичными задачами являются:
- Ознакомление людей с факторами риска развития заболевания;
- Формирование активного отношения пациента к собственному здоровью;
- Мотивация пациентов к оздоровлению;
- Формирование умений по самостоятельной помощи себе в критических ситуациях;
- Формирование навыков по самостоятельному устранению или снижению воздействия неблагоприятных факторов на своей здоровье; [color-box color=”green”]В этот пункт относится материал об отказе от вредных привычек, подавлению стресса и др.[/color-box]
- Налаживание понимания между пациентом и врачом/семьей больного по вопросам профилактических мероприятий.
Также в задачи организации входит формирование у населения понимания о том, что укрепить свое здоровье можно исключительно через правильный образ жизни.
Школа Здоровья и обычная школа. Есть ли разница?
Безусловно, Школа Здоровья при артериальной гипертонии отличается от обычной своими целями и задачами, что видно из предыдущего пункта. Но даже в организационных моментах различия разительны, ведь Школы Здоровья:
- Организовываются при поликлиниках, стационарных отделениях, диспансерах, санаториях и прочих лечебных и профилактических медицинских учреждениях;
- Утверждаются приказом директора каждого конкретного учреждения;
- Составляют свой план в зависимости от специфики учреждения;
- Могут быть организованы врачом, узкопрофильным специалистом, зав отделением;
- Обязаны вести учет работы в соответствии с формами, конкретно приложением №5 приказа № 455.
Если в обычной школе набирается весьма разношёрстная аудитория, а класс может состоять из более 20 человек, то класс Школы Здоровья включает до 15 людей, больных гипертонией I-III стадии. Уроки здесь составляют 1,5 часа, а количество их зависит от курса (в пределах 10).
[color-box color=”blue”]Занятия для гипертоников проводятся профессиональными врачами. Кабинет для уроков оснащается пособиями, инструментами и другим необходимым инвентарем. Каждому обучающемуся выдается литература и дневник, где содержится основная информация по заболеванию, которую пациент должен знать.[/color-box]
Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем.
Одна из тем, которую освящают в школе здоровья – это здоровое питание.
Темы освещают такие аспекты. как:
- Здоровое питание;
- Ожирение и гипертония;
- Необходимость физических нагрузок;
- Влияние курения и стрессов;
- Медикаментозная терапия.
Занятия в школе здоровья по артериальной гипертонии включают не только лекционный материал, но и практический. Примерное процентное соотношение уроков указано в таблице:
Занятия | Процентное соотношение |
Лекции | 20-30% |
Практика | до 50% |
Дискуссионные занятия и ответы специалиста на интересующие пациентов вопросы | 20-30% |
Индивидуальная консультация | 10% |
Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении. Учитывается не только диагноз, но и общее самочувствие пациента, его возраст, результаты обследований.
После набора группа закрывается, и новые ученики к ней присоединиться не могут. Ученик может быть исключен из Школы из-за осложнения заболевания, нарушения когнитивных функций и по другим причинам.
Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении.
Важность школ здоровья для больных с артериальной гипертензией
Чтобы понять, насколько важна Школа гипертонической болезни, необходимо понять масштабы проблемы. Дело в том, что общие показатели здоровья людей, проживающих в России, находятся на неудовлетворительном уровне, а показатели заболеваемости и смертности крайне высоки. Средняя продолжительность жизни людей значительно уменьшилась, при этом смертность от сердечно-сосудистых болезней возрастает.
На продолжительность жизни и увеличение числа больных артериальной гипертензией влияют:
- Алкоголизм;
- Курение;
- Употребление наркотиков;
- Инфекционные заболевания;
- Ухудшение качества жизни (низкие заработные платы, плохое питание);
- Низкий уровень физической активности;
- Стрессы;
- Снижение культурного уровня.
Все вышеперечисленные факторы, особенно социальные, влияют на распространение нездорового образа жизни.
По проводимым исследованиям, на здоровье человека более чем на 50% влияет образ жизни, который он соблюдает. Именно поэтому формирование знаний о правильном образе жизни является основным направлением деятельности структур здравоохранения.
Школы здоровья являются мощным инструментом для улучшения санитарно-гигиенических навыков, способствует снижению смертности и заболеваемости гипертонической болезнью.
Организация Школы Здоровья для больных гипертонической болезнью
Как говорилось выше, Школа Здоровья (гипертоническая болезнь — одно из главных её направлений) открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия. В составляемом приказе обязаны указываться:
- Преподаватели, у которых должна быть соответствующая специализация. Преподаватели несут полную ответственность за предоставляемые ими знания и безопасность учеников на занятиях.
- Инструкции, а также формы, которые следует заполнить пациентам, чтобы поступить в Школу.
- Формы для регистрации пациентов в Школе, а также формы для их учета.
- График и план занятий.
- Указание помещения, где будут проводиться занятия.
- Список необходимого для занятий оборудования.
Школа Здоровья открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия.
Основной пласт информации в Школе Здоровья подается через лекцию. При этом лекционный материал обязан учитывать, что у пациентов различный уровень образованности и подготовки. Именно поэтому занятия необходимо проводить таким образом, чтобы сначала подавался простой материал, усложняясь с каждым уроком.
[color-box color=”white”]Преподаватель должен строить занятия в форме открытого диалога, чтобы посещающие могли своевременно получать ответы на возникающие вопросы. Чтобы упростить восприятие материала, рекомендуется использовать наглядные пособия, презентации, фильмы и т. п.[/color-box]
Чтобы понять, насколько эффективно показала себя Школа Здоровья, рекомендуется поддерживать с учениками обратную связь. Делать это можно через анонимные анкеты или книгу отзывов.
Как сбить давление в домашних условиях медикаментами и народными средствами?
Инструкция по применению Алзепила.
Инструкцию по применению Аквалора читайте здесь.
При организации Школы Здоровья необходимо вести определённую документацию:
- Учетную форму 038/у-02, которая утверждена приказом МЗРФ № 455.
- Ежегодно заполняющуюся отчетную форму о деятельности организации, утверждённую постановлением Госкомстата № 175.
- Годовой отчет о работе Школы Здоровья.
- Журнал проведенных занятий по установленной форме.
При необходимости перечень документов может дополняться.
[morkovin_vg video=”PhzVPgVIOzU;LmhZGeALo7g”]
Подводя черту
Школы Здоровья — необходимость в современных реалиях общего ухудшения знаний о собственном здоровье у населения. Как показывают исследования, такие Школы действительно улучшают общее состояние больных артериальной гипертензии, увеличивают продолжительность их жизни, а также способствуют уменьшению заболеваемости. Правильная организации Школы Здоровья — огромный шаг к просвещению человека и улучшению качества его жизни.
Источник
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОМС
П Р И К А З
26.05.2006 № 000/378
О развитии сети школ для больных
артериальной гипертонией
в лечебно–профилактических
учреждениях Вологодской области
Эпидемиологическая ситуация в Российской Федерации и в Вологодской области свидетельствует о сохраняющейся устойчивой тенденции высоких показателей заболеваемости сердечно–сосудистыми болезнями и смертности населения от них, что связано прежде всего с ростом болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением. Распространенность артериальной гипертонии среди населения в возрасте от 15 лет и старше составляет около 40%.
Организационные мероприятия по профилактике и лечению артериальной гипертонии в Вологодской области, проводимые с 1998 года, позволили уточнить существенную роль профилактических программ, как по предупреждению развития этого заболевания, так и основных его осложнений – мозгового инсульта и инфаркта миокарда. Важную роль играет обучение пациентов с артериальной гипертонией.
В целях создания системного подхода к организации и проведении работы среди населения по профилактике артериальной гипертонии и негативных последствий факторов риска сердечно–сосудистых заболеваний, повышения эффективности реализации мероприятий областной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии среди населения Вологодской области на годы»
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Начальникам управлений здравоохранения муниципальных образований, главным врачам областных, городских и районных лечебно-профилактических учреждений:
1.1. Организовать школы для больных артериальной гипертонией в соответствии с приложением № 5 приказа Минздрава Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным артериальной гипертонией в Российской Федерации».
1.2. Обеспечить планирование, учет работы и отчетность в
соответствии с приложениями 1, 2 (прилагаются).
2. Деятельность школ для больных артериальной гипертонией в лечебно-профилактических учреждениях области обеспечить за счет финансовых средств ЛПУ (приложение 3).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника департамента здравоохранения области .
Начальник департамента Исполнительный директор здравоохранения области территориального фонда ОМС
____________ ________________
Приложение
к приказу
Минздрава Российской Федерации
от 01.01.2001г. №4
Положение об организации деятельности
«Школы для больных артериальной гипертонией»
1. Общие положения
1.1. Школа здоровья для больных артериальной гипертонией (далее — Школа) создается на базе амбулаторно-поликлинического, больничного, санаторно-курортного учреждения и центра медицинской профилактики.
1.2. В Школу для обучения направляются больные артериальной гипертонией 1-3 степени, с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.
При формировании групп учитывается однородность больных по степени выраженности артериальной гипертонии. Больные с осложненным течением заболеваний (инфаркт миокарда, инсульт и др.) обучаются и наблюдаются по программе реабилитации.
1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности в отдел медицинской статистики учреждения, на базе которого она функционирует.
1.4. Школа регистрируется в документах учетно-отчетной медицинской документации и включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги».
2. Основные задачи Школы
Основными задачами Школы являются:
— повышение информированности больных артериальной гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений;
— обучение больных артериальной гипертонией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса),
— обучение больных методам самоконтроля артериального давления и самопомощи, первой доврачебной помощи при обострениях и гипертонических кризах;
— повышение мотивации у больных артериальной гипертонией к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
3. Основная деятельность Школы
Основной деятельностью Школы является:
3.1. Обучение больных артериальной гипертонией по типовым программам.
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных артериальной гипертонией, обучающихся в Школе.
3.3. Анализ эффективности обучения больных артериальной гипертонией.
3.4. Взаимодействие со всеми структурными подразделениями, на базе которых работает Школа.
3.5. Взаимодействие со Школами для больных артериальной гипертонией в других медицинских учреждениях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
4. Рекомендуемое оснащение Школы
Перечень оснащения:
4.1. Методические материалы для врача.
4.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).
4.3. Весы.
4.4. Ростомер.
4.5. Таблицы для определения индекса массы тела.
4.6. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для
больных.
4.7. Оборудование для демонстрации методического материала.
4.8. Канцелярские товары и письменные принадлежности.
4.9. Дневник больного артериальной гипертонией.
4.10. Журнал учета.
4.11. Анкеты для оценки обучения.
Приложение 1 к приказу департамента здравоохранения области и территориального фонда ОМС от «26» мая 2006 г. № 000/378
|
Рекомендации по формированию плана обучения больных
в школе больных артериальной гипертонией
1. Число больных артериальной гипертонией на территории поликлиники _________, в том числе нуждающихся в обучении,_________
Планируется провести обучение __________пациентов.
Нормативы числа больных, нуждающихся в обучении
в амбулаторно-поликлинических учреждениях
(на 1000 прикрепленного населения) в год
Профиль Школы | Городские поликлиники | Центральные районные больницы |
По артериальной гипертонии | 40 | 20 |
2. Учитывая механизм финансирования Школ, штатное расписание учреждения не меняется.
Приложение 2
к приказу департамента
здравоохранения области
и территориального фонда ОМС
от «26» мая 2006 г. № 000/378
Учетно-отчетная документация по обученным больным
Перечень учетно-отчетной документации:
1. Журнал регистрации больных, прошедших обучение в Школе.
2. Амбулаторная карта с записями, отражающими течение заболевания и
дни обучения. Форма 025у – медицинская карта амбулаторного пациента (приказ МЗ РФ от 01.01.2001г. № 000).
3. Талон амбулаторного пациента (для поликлиник). Форма 025.11у (приказ департамента здравоохранения области от 01.01.2001г. № 000).
4. Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому. Форма 39у — 02 (приказ МЗ РФ от 01.01.2001г. № 000).
5. Годовой отчет.
Журнал регистрации больных, прошедших обучение в Школе.
На Школу заводится единый журнал, независимо от числа врачей, ведущих занятия. Журнал хранится у заведующего отделением или поликлиникой. Срок хранения журнала 3 года. В журнале фиксируются следующие сведения:
1. № п/п
2. Дата начала обучения
3. Фамилия, имя, отчество пациента
4. Возраст
5. Адрес
6. Категория населения: работающие — « + », неработающие — « – ».
7. Давность основного заболевания
8. Наличие инвалидности по основному заболеванию
9. Кратность обучения (1-е, 2-е и т. д.)
10. Фамилия врача, ведущего обучение.
Образец заполнения журнала:
№ п/п | Дата | Ф. И.О. пациента | Возраст | Адрес | Категор. насел.. | Давность заболевания | Инвалид- ность | Кратность обучения | Врач |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | 10 июня 2003 | 52г. | г. Вологда ул. Мира, д.9 | + | 3 года | 1 | |||
2 *•• |
В амбулаторной карте делается запись, отражающая течение заболевания, развернутый клинический диагноз с уточненными факторами риска,
дата начала занятия в школе для больных артериальной гипертонией.
Каждое занятие оформляется как посещение с указанием параметров артериального давления.
По окончании обучения отражаются цифры артериального давления, достигнутые результаты и основные рекомендации по немедикаментозной и медикаментозной терапии.
Талон амбулаторного пациента
На каждого больного, проходящего обучение на базе амбулаторно-поликлинического учреждения, ежедневно заполняется талон амбулаторного больного.
Схема годового отчета главного врача лечебно-профилактического учреждения по обученным больным
Годовой отчет по обученным больным передается в департамент здравоохранения и в областной Центр медицинской профилактики по следующей форме:
1. «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» (форма №30 таблица 4809 «Деятельность отделения (кабинета) медицинской профилактики»).
2. Общие сведения:
Наличие Школ для больных артериальной гипертонией в лечебно-профилактическом учреждении, количество медицинских работников, ведущих занятия в Школе, сведения об их подготовке.
Общие сведения Таблица 1
Количество Школ для больных с АГ | Число врачей, проводящих обучение в Школе | Число среднего медперсонала, проводящего обучение в Школе | Число медперсонала, подготовленного по программе Школы |
3. Сведения о количестве обученных пациентов.
Таблица 2
Сведения о количестве обученных пациентов
Название Школы | 2006 г. | 2007 г. | |||
План | Факт. | % | План | Факт. | % |
4. Основные показатели эффективности обучения
Таблица 3
Показатели | Абсолют-ные цифры | Острые осложнения (инфаркт миокарда и мозговой инсульт) Код МКБ-10 | Инвалидность | |
До обучения | После обучения | До обучения Код МКБ-10 | После Обучения Код МКБ-10 | Снятие (снижение) группы |
1-й год | 1-й год | |||
Число обученных больных среди работающего населения | ||||
Число обученных больных среди неработающего населения |
В число наблюдений включается число больных, у которых в отчетном году исполнился 1 год с момента прохождения Школы. Случаи считаются на протяжении первого года с момента обучения. Точкой отсчета считается дата начала обучения. Сравнение проводится с показателями за аналогичные промежутки времени до обучения.
5. Анализ проблем, возникающих при организации проведения обучения больных.
Приложение 3
к приказу департамента
здравоохранения области
и территориального фонда ОМС
от «26» мая 2006 г. № 000/378
Деятельность врача первичного медицинского звена (терапевта, кардиолога, врача(фельдшера) отделения(кабинета) медицинской профилактики, проводящего обучение пациентов по программе «Школа больных артериальной гипертонией», учитывается статистическим талоном форма № 000-11-у, который утвержден приказом департамента здравоохра-
нения Вологодской области от 16.03.04г. № 000, с указанием шифра МКБ — 10
i 10 «Заболевания, характеризующиеся повышенным кровяным давлением».
Медицинская профилактическая услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.
Школа Здоровья для пациентов с АГ включена в отраслевой классификатор (ОК) «Сложные и комплексные медицинские услуги (СКМУ)» 91500. (приказ Минздрава России № 000 от 16.года «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»). В соответствии с ОК СКМУ Школа здоровья для пациентов с АГ имеет шифр 04.015.01: 04 – медицинские услуги по профилактике;
015 – кардиология;
01 – вид услуги (Школа).
Статистический талон заполняется на пациента после каждого проведенного занятия (посещения). Сведения о проведенной учебе заносятся в амбулаторную карту.
Источник