Школа артериальной гипертонии анкеты для пациентов
Дата ____________ Ф.И.0. ______________________________________
Пол ______ Год рождения ________ Рост _______ Масса тела ________
Образование __________________ Профессия ______________________
Место работы__________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________
- Наличие у родственников (дедушки, бабушки, родителей, братьев, сестер) следующих заболеваний:
а) стенокардия (сердечные приступы);
б) инфаркт миокарда;
в) гипертония (повышение артериального давления);
г) инсульт (кровоизлияние в мозг;
д) ожирение;
е) алкоголизм или частое употребление алкоголя с выраженным опьянением;
ж) не известно.
- Родители умерли до 60 лет от кровоизлияния в мозг или от инфаркта миокарда:
а) да;
б) нет;
в) неизвестно.
- Какие из факторов риска гипертонической болезни Вы обнаруживаете у себя:
а) избыточную массу тела;
б) пристрастие к соленой пище;
в) психическое напряжение на работе;
г) конфликтность в домашней обстановке;
д) их нет.
- Отмечается ли у Вас малая физическая активность:
а) неподвижная работа 5 ч и более;
б) физической активности менее 10 ч в неделю.
- Курение и его длительность:
а) менее 5 сигарет (папирос) в день;
б) более 5 сигарет (папирос) в день;
в) длительнее 5 лет;
г) не было ни в прошлом, ни в настоящем.
- Употребление алкогольных напитков:
а) в неделю 2 раза и чаще;
б) в неделю 2 раза;
в) периодически с выраженным опьянением;
г) редко и без выраженного опьянения.
- Травмы и ушибы головы в прошлом:
а) без потери сознания;
б) с потерей сознания;
в) не было.
- Отношение к собственному здоровью:
а) при появлении признаков заболевания обращаюсь в медицинские учреждения;
б) стараюсь улучшить самочувствие самостоятельно, народными средствами; в) безразличное.
- Укажите свойственный Вам уровень артериального давления:
а) нормальный (до 139/89 мм рт.ст.);
б) пограничная артериальная гипертензия (140/90 — 159/94 мм рт.ст.)
в) гипертоническая болезнь ( 160/95 мм .•рт.ст. и выше).
- Артериальное давление измеряется:
а) еженедельно;
б) ежемесячно;
в) редко и бессистемно.
- Контроль артериального давления проводится:
а) медсестрой (фельдшером);
б) врачом;
в) самостоятельно;
г) не проводится.
- Информацию о гипертонической болезни Вы получаете:
а) из журналов и газет;
6) из теле- и радиопередач;
в) от врача;
г) от других больных.
- Как Вы оцениваете свое здоровье:
а) считаете себя здоровым;
б) считаете себя больным;
в) трудно определить.
- Бывают ли болезненные ощущения:
а) в области сердца;
б) в области головы;
в) в других частях тела;
г) не бывает.
15. Условия возникновения неприятных ощущений в области сердца:
а) при волнении;
б) при ходьбе или физической работе;
в) в покое; г) в других ситуациях.
- Бывает ли сильная головная боль, тяжесть и давление в голове:
а) часто;
б) эпизодически;
в) не бывает.
- Ощущается ли шум или звон в ушах, голове:
а) постоянно;
б) иногда;
в) не бывает.
- Случается ли появление пелены или сетки перед глазами, цветных пятен, ярких точек, а также изменение конфигурации предметов:
а) часто;
б) редко;
в) не бывает.
- Бывают ли случаи кратковременного нарушения равновесия:
а) из-за внезапного помрачнения сознания;
б) из-за отключения сознания (обморок);
в) из-за головокружения;
г) не бывает.
- Отмечается ли изменение чувствительности в той или иной части тела:
а) онемение одной половины тела;
б) слабость одной руки, ноги;
в) не бывает.
- Отмечается ли изменение настроения:
а) раздражительность;
б) плаксивость;
в) легкое вовлечение в конфликт;
г) настроение ровное.
- Отмечается ли снижение физической активности:
а) быстрое утомление;
б) слабость в руках и ногах;
в) не бывает.
- Отмечается ли изменение психической деятельности:
а) ухудшение памяти;
б) ослабление внимания;
в) снижение инициативы;
г) не отмечается.
- Бывают ли приступообразные ухудшения состояния:
а) с резким повышением артериального давления;
б) с усиленным мочеотделением;
в) с дрожью во всем теле;
г) с похолоданием конечностей;
д) с судорожным сведением рук и ног;
е) не бывает.
- Состоите ли в настоящее время или находились раньше под диспансерным наблюдением:
а) по заболеванию сердца;
б) по гипертонической болезни;
в) по сахарному диабету;
г) по заболеванию почек;
д) нет.
- Укажите лекарство, которое Вы обычно принимаете для снижения артериального давления:
а) адельфан, кристепин, трирезид, гипотиазид;
б) клофелин, допегит;
в) финоптин, коринфар;
г) капотен, прарозин, энап;
д) анаприлин, обзидан;
е) папазол;
ж) нечто другое;
з) ничего не принимаю.
- Укажите доступные Вам мероприятия для снижения повышенного артериального давления:
а) бессолевая диета;
б) снижение калорийности пищи;
в) исключение алкоголя;
г) изменение условий труда;
д) постоянный прием лекарств;
е) эпизодическое лечение в стационаре.
- Ваше отношение к лечению гипертонической болезни и оздоровительным мероприятиям:
а) безразличное;
б) стремлюсь активно выполнять все медицинские рекомендации;
в) yверен в успехе лечения;
г) лечение считаю безуспешным.
Источник
Анкета для пациентов с Артериальной гипертонией
ФИО __________________________________________________________________
Телефон_________________________________________________________________
Пол (М/Ж) | Возраст | Рост (см) | Вес кг | ИМТ | Обхват Талии (см) | Артериальное давление (Сист/Диас) | Курение (кол. сигарет в день/стаж курения) | Физ. активность более 30 мин. в день (ходьба, бег, плаванье) (+/-) | Сахарный диабет (+/-) | Ранние (<55 лет у муж, < 65 лет у жен ) CCЗ (ИМ, ОНМК, АГ) у родителей (+/-) |
Какие максимальные цифры АД у вас были? _____________________________________ Сколько лет у вас Артериальная гипертензия?__________________________________________________ Какие гипотензивные препараты вы принимаете постоянно _________________________________________________________________________
периодически __________________________________________________________________________________________________________________________________
Инфаркт или/и инсульт в анамнезе? __________________________________________________________ Замечали ли ваши родные, что вы храпите, когда спите? (+/-)________________ Отмечают ли они перерывы в дыхание в этот момент? (+/-)________________ Как часто вы употребляете сладкое? Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда Употребляете ли вы овощей и фруктов более 300 г в день( 3 средних яблока, 1 банан) (+/-) ________________________________
Оценка приверженности терапии
(поставьте галочку)
Не забываете ли Вы иногда принимать ваши лекарства от давления? | да | нет | |||
За прошедшие 2 недели был ли день, когда Вы забывали принимать ваши лекарства от давления? | да | нет | |||
Вы когда-нибудь прекращали принимать лекарства от давления или уменьшали дозу без уведомления врача, потому что Вы почувствовали себя хуже, чем было до этого? | да | нет | |||
Бывает ли, что Вы забываете принимать ваши лекарства, находясь в пути или вне дома? | да | нет | |||
Принимали ли Вы ваши лекарства от давления вчера? | да | нет | |||
Прекращаете ли Вы прием лекарств, когда чувствуете, что ваше давление под контролем? | да | нет | |||
Не огорчала ли Вас когда-нибудь необходимость строго придерживаться схемы лечения вашего высокого давления? | да | нет | |||
Как часто Вы испытываете трудности в запоминании времени приема лекарства от вашего высокого давления? | Никогда 4 | Почти никогда 3 | Иногда 2 | Часто 1 | Всегда |
Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) 1. Я испытываю напряжение, мне не по себе 3 — все время 2 — часто 1 — время от времени, иногда 0 — совсем не испытываю 2. Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться 3 — определенно это так, и страх очень велик 2 — да, это так, но страх не очень велик 1 — иногда, но это меня не беспокоит 0 — совсем не испытываю 3. Беспокойные мысли крутятся у меня в голове 3 — постоянно 2 — большую часть времени 1 — время от времени и не так часто 0 — только иногда 4. Я легко могу сесть и расслабиться 0 — определенно это так 1 — наверное, это так 2 — лишь изредка это так 3 — совсем не могу 5. Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь 0 — совсем не испытываю 1 — иногда 2 — часто 3 — очень часто 6. Я испытываю неусидчивость, мне постоянно нужно двигаться 3 — определенно это так 2 — наверное, это так 1 — лишь в некоторой степени это так 0 — совсем не испытываю 7. У меня бывает внезапное чувство паники 3 — очень часто 2 — довольно часто 1 — не так уж часто 0 — совсем не бывает КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ _______ | 1. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает у меня такое же чувство 0 — определенно, это так 1 — наверное, это так 2 — лишь в очень малой степени это так 3 — это совсем не так 2. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное 0 — определенно это так 1 — наверное, это так 2 — лишь в очень малой степени это так 3 — совсем не способен 3. Я испытываю бодрость 3 — совсем не испытываю 2 — очень редко 1 — иногда 0 — практически все время 4. Мне кажется, что я стал все делать очень медленно 3 — практически все время 2 — часто 1 — иногда 0 — совсем нет 5. Я не слежу за своей внешностью 3 — определенно это так 2 — я не уделяю этому столько времени, сколько нужно 1 — может быть, я стала меньше уделять этому времени 0 — я слежу за собой так же, как и раньше 6. Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения 0 — точно так же, как и обычно 1 — да, но не в той степени, как раньше 2 — значительно меньше, чем обычно 3 — совсем так не считаю 7. Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио — или телепрограммы 0 — часто 1 — иногда 2 — редко 3 — очень редко КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ______ |
Анкета по потреблению соли
Досаливает ли вы готовую пищу? (+/-) | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Употребляете ли вы полуфабрикаты(котлеты, сосиски, колбасы…..)и еду в местах быстрого питания(Макдональдс), и как часто? (+/-) | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Как часто Вы употребляете соленую пищу (соленые и маринованные овощи, соленую рыбу, кетчуп, майонез) ? | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Изменяется ли питьевой режим в дни повышенного потребления соли? | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Изменялось ли самочувствие в дни повышенного потребления солевых продуктов и на следующий день (более высокие цифры АД, более выраженная головная боль, отечность лица или нижних конечностей, общее чувство дискомфорта)? | Никогда / почти никогда/ иногда/ часто/ всегда |
Источник
Кровяное давление может повышаться в любом возрасте. Избавиться от гипертонии практически невозможно. Для улучшения качества жизни нужно постоянно придерживаться определенных правил. Для этой цели создана школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, основанная на индивидуальном подходе к каждому человеку.
Цели школы для гипертоников
Школы здоровья создаются на базе лечебно-профилактических учреждений Москвы и других городов, и представляют собой доверительную беседу между врачом, пациентами, родственниками больных гипертонией. Практически у всех обучаемых диагностирована гипертония в различной стадии течения, от 1 до 3.
Школа артериальной гипертензии ставит перед собой следующие цели:
- информирование больных с артериальной гипертензией, как развивается болезнь, какие факторы приводят к заболеванию, о возможных осложнениях и профилактике синдрома;
- привить ответственность за состояние собственного здоровья;
- обучение больных контролю и ответственности за состояние здоровья, учат как выполнить измерение АД в мм рт. столба;
- привить привычку следовать врачебным рекомендациям, с одновременным выполнением правил по лечению в домашних условиях. Получение рекомендаций по снижению АД;
- обучение оказанию помощи при гипертоническом кризе до приезда скорой;
- ознакомление, как проводится медикаментозное лечение, и лечение артериальной гипертонии в домашних условиях;
- обучение больных правильному поведению, включая грамотный образ жизни, при высоком АД.
С помощью специально разработанных программ в школе артериальной гипертонии, специалисты находят индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Структура обучения
Структура обучения в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертензией, состоит из следующих взаимосвязанных занятий:
- вводная часть. На первом занятии врач и обучающиеся знакомятся. Ведущий за один раз рассказывает о целях обучения, и кратко рассказывает, что представляет собой патология на различных стадиях развития, о том какими симптомами проявляется заболевание. Несколько минут отводится на вопросы и ответы. Рассматриваются разные случаи появления патологии;
- информационная часть занятий. Проводимое занятие дает знания о факторах, которые увеличивают вероятность развития артериальной гипертензии. Специалист рассказывает, о связи состояния артерий и сосудов на отметку АД, как системы организма реагируют на высокую отметку. Обучают правильному измерению кровяного давления, составляют индивидуальный метод по начальным действиям для каждого обучающегося;
- активные занятия состоят из ответов на вопросы обучающихся. Проводятся семинары, и индивидуальное консультирование;
- заключительные занятия. Подводятся итоги предыдущих занятий.
Полный курс занятий для пациентов с развивающейся гипертонией, или протекающей в хронической форме, обычно состоит из 8 занятий. Средняя продолжительность каждого занятия составляет 90 минут.
Что получает пациент по окончании занятий?
Если человек проходит полное обучение, организованное для больных с диагнозом артериальная гипертензия, то получает следующие знания:
- основные причины и факторы, вызывающие повышение АД. Основные факторы риска, к которым относится: избыточная масса тела, низкая физическая активность, отсутствие здорового питания, наличие постоянного стресса, напряженные отношения в семье. Перечисленные факторы провоцируют риск развития инфаркта миокарда, болезни сердца и почек, инсульт, повышение артериального давления, сердечно-сосудистые патологии;
- симптомы проявления АГ;
- узнает, как проявляется гипертонический криз, и как резкое повышение АД может спровоцировать нарушение кровообращения мозга. Узнает, как проявляются низкие показатели АД;
- овладевает знаниями по оказанию экстренной помощи при резком перепаде показателей. Усваивает более одного способа помощи. Это особенно важные знания, позволяющие значительно снизить риск развития осложнений;
- создает индивидуальный план по оздоровлению собственного организма, выбирая оптимальный вариант;
- учится контролировать артериальные параметры самостоятельно.
Обучающиеся получают знания о правильном питании, о кулинарной обработке рекомендуемых при гипертонии продуктах. На активной части занятий специалист обучает, как правильно рассчитать энергетическую ценность пищевого рациона при повышенных показателях давления.
На последних занятиях в школе здоровья по артериальной гипертензии, обучающиеся учатся решать специальные задачи по гипертонии.
Задачи с ответами по артериальной гипертензии
На занятиях, организованных для людей с диагнозом артериальная гипертензия, на заключительных занятиях проверяются полученные знания. Проверка проводится несколькими способами:
- обучающимся предлагают ответить на вопросы. Таким образом проверяется, насколько пациент усвоил полученные знания;
- раздаются анкеты, где путем анонимного опроса, обучающиеся ставят оценки полученному уровню обучения, пишут свои пожелания;
- обучающимся предлагается решить специальные задачи по артериальной гипертензии, и затем предоставляется возможность свериться с ответами.
Каждая задача для больных артериальной гипертонией представляет собой типовую ситуацию. Обучающийся должен поставить диагноз, и попробовать составить лечебный план.
Пример задачи
К врачу обратилась женщина, в возрасте 60 лет. Женщина описывает беспокоящие ее симптомы:
- головная боль пульсирующего характера;
- тошнота;
- мельтешение перед глазами.
Женщина вызвала врача, и чувствует себя плохо в течение часа. Самочувствие ухудшилось на фоне стрессовой ситуации.
Специалист, просмотрев карточку больной, видит, что женщина страдает гипертонией на протяжении 10 лет. Сахарный диабет является сопутствующим заболеванием. После опроса выясняется, что последний месяц она перестала принимать назначенные ранее гипотензивные препараты.
Осмотр больной дал следующие результаты:
- общее состояние отмечается, как удовлетворительное;
- ритмичные тоны сердечной мышцы;
- пульс 8 уларов за минуту;
- параметры давления 185 на 100.
Обучающимся в школе здоровья пациентам, имеющим проблемы из-за повышенного АД, предлагается ответить на следующие вопросы медицинской задачи:
- какой предварительный диагноз можно поставить женщине;
- как связать причины, спровоцировавшие скачок давления в сторону увеличения измеряемых параметров;
- первая помощь в сложившейся ситуации;
- план обследования;
- план лечения по результатам обследования.
Пациенты, закончившие полный курс обучения с уклоном по артериальной гипертензии, и не имеющие медицинского образования, способны дать ответы на предлагаемые вопросы. После самостоятельных ответов, ведущий занятия предлагает свериться с эталонами ответов.
Ответы на задачу:
- после осмотра поставлен предварительный диагноз. Это гипертония на 2 стадии развития. Степень артериальной гипертензии 3. Существует риск гипертонического криза;
- стрессовая ситуация, прекращение назначенного лечения;
- гипертонический криз можно снять такими препаратами, как Анаприлин, Клофелин, Каптоприл. Из мочегонных препаратов — Фуросемид. Снижать АД нужно постепенно, в течение 40 минут, чтобы исключить тяжелые последствия для организма. Стационар пока не требуется;
- необходимо провести лабораторные исследования крови и мочи. Изучить кровь на такие показатели, как креатинин, мочевина, глюкоза, калий. Обследование глазного дна, кардиограмма.
Умение решать типовые задачи по артериальной гипертензии, помогают обучающимся самостоятельно анализировать собственные симптомы в экстренной ситуации, и грамотно объяснять их специалисту. Подобные знания на тему гипертонической болезни в школе здоровья, способствуют укреплению самодисциплины, которая необходим при диагнозе гипертония.
Презентации для пациентов
На активных занятиях для обучающихся часто проводятся презентации на следующие темы:
- что нужно знать о гипертонии и гипертензии. Чем отличаются оба понятия;
- как должен питаться пациент с повышенным давлением;
- ожирение, как основная причина патологии;
- физические упражнения при высоком давлении;
- курение и АД. Презентация предназначена для курящих пациентов с гипертонией;
- стрессовые ситуации и их влияние на здоровье;
- медикаментозная терапия при гипертонии. Мотивация больного к лечению.
На презентациях обучающиеся получают необходимые знания, овладевают нужными практическими навыками, учатся планировать день.
Профилактические мероприятия против артериальной гипертензии
На занятиях об артериальной гипертонии в школе здоровья, рассказывают, как важно придерживаться определенных рекомендаций при повышенном давлении. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, состоящим из следующих действий:
- контроль за массой тела и уровнем холестерина. Оптимальный вес является главным условием немедикаментозного лечения патологии;
- обязательная, ежедневная физическая нагрузка. Это пешие прогулки, зарядка, велосипед, плавание;
- грамотное питание, исключающее из меню соленую, острую, жареную, пряную, сладкую пищу, алкоголь. Нужно отказаться о фастфуда, полуфабрикатов, консервированной продукции. По возможности следует отказаться от добавления соли во время приготовления еды;
- при употреблении спиртосодержащих продуктов соблюдать минимально допустимую дозировку, либо полностью отказаться от выпивки;
- употреблять продукты с большим содержанием калия, которые помогают снижать параметры давления. Это различные овощи и фрукты;
- стараться бросить курить;
- если после постановки диагноза врач назначил медикаментозную терапию, то необходимо соблюдать назначения. Нельзя самостоятельно прекращать лечение, чтобы исключить гипертонический криз. При возникновении нежелательных эффектов от лекарства, в процессе лечения, нужно посоветоваться с врачом, чтобы скорректировать назначения. Многие пациенты допускают ошибку, прекращая прием гипотензивных препаратов после стабилизации АД. Но, частой причиной гипертонического криза является самовольное прекращение лечебного курса. Также нельзя пропускать прием прописанных препаратов.
Несмотря на гипертонию, пациент может жить качественной жизнью. Для этого необходимо регулярно консультироваться со специалистом, постоянно контролировать показатели давления. Нужно научиться самостоятельно правильно измерять АД.
Справиться со всеми перечисленными задачами, необходимыми для стабилизации артериального давления, помогут специальные занятия в школе для больных с артериальной гипертензией.
Источник