Сестринские этапы при гипертонии
Гипертония — это патология сердечно-сосудистой системы. Давление при заболевании значительно превышает норму, и понижается только после приема сильных медикаментов. Правильное лечение в домашних условиях зависит от выполнения рекомендаций врача, а в условиях стационара — от грамотной сестринской помощи.
Причины и лечение гипертонии
К основным причинам возникновения заболевания относят:
- Черепно-мозговые травмы,
- Курение и употребление алкоголя в больших дозах,
- Употребление наркотиков,
- Патологию почек,
- Гиподинамию,
- Неправильное питание,
- Злоупотребление солью и фастфудом,
- Болезни сердца и сосудов,
- Наследственность.
Статистика показывает, что во время климакса у женщин особенно часто наблюдается развитие гипертонической болезни.
Опасность же ее в повышенном риске развития гипертонического криза — резкого и значительного повышения АД. Он может привести к инсульту, инфаркту, потере памяти, коме и даже летальному исходу.
Приближение криза можно определить по:
- Внезапной и сильной головной боли,
- Головокружению, сопровождающемуся тошнотой и приступами рвоты,
- Появлению синдрома оглушения сознания,
- Нарушению речи, координации движения,
- Судорогам,
- Нарушению ритма сердечных сокращений, отдышке.
По данным всемирной организации здравоохранения показателем повышенного АД является уровень 140/90 мм.рт.ст. и выше.
При постановке диагноза возраст больного во внимание не принимается: в одинаковой форме гипертонией болеют и взрослые, и дети. ВОЗ выделяет три фазы ГБ, от которых зависит лечение. Начальная фаза признана обратимой. Повышение уровня кровяного давления связано с наличием неблагоприятных факторов. Устранив их, можно добиться положительной динамики и выздоровления. Вторая фаза требует приема медикаментов для понижения АД. Течение болезни сопровождается гипертоническими кризами, развитием патологий внутренних органов. Третья фаза называется еще склеротической. Для нее характерно стойкое повышенное АД. Когда кровяное давление до критического уровня повышено возможны осложнения: нарушение мозгового кровообращения, сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, почечная и легочная недостаточность, кратковременная или полная потеря зрения, памяти.
Лечение гипертонии направлено на стабилизацию давления, а для достижения результата применяют:
- Антигипертензивные лекарства,
- Массаж, иглоукалывание, физиотерапию, лечебную физкультуру,
- Фитотерапию.
Осложнения гипертонической болезни
Если соблюдать рекомендации врача и вести здоровый образ жизни, то симптомы гипертонии минимизируются. Но она может закончиться летально при отсутствии постоянной терапии и самостоятельном лечении, отказе от предписаний врача, нарушении режима. К смертельно опасным осложнениям гипертонической болезни относят:
- Ишемию сердца,
- Отеки зрительного нерва,
- Инсульт,
- Инфаркт миокарда,
- Сердечную астму,
- Поражение почек,
- Систолическую дисфункцию левого сердечного желудочка.
В сочетании с сахарным диабетом или другим заболеванием, разрушающим нейроны, ГБ приводит к развитию хронической почечной недостаточности. Опасность ее в том, что органы перестают выводить токсины из крови. Летальный исход неизбежен при поражении более 90% почек. Если же почки утратили свои функции на 70% и менее, то у человека с артериальной гипертензией диагностируется почечная гипертония. Отличается она наличием постоянного высокого уровня диастолического давления и систолического. В этом случае лечение фокусируется на оздоровлении почек и стабилизацию АД.
Задачи сестринского ухода в лечении ГБ
В сестринском уходе нуждаются пациенты с острой формой заболевания, а также те, кто восстанавливается после гипертонического криза. Обычно помощь оказывается при стационарном лечении, но в частном порядке медсестра может приходить и к амбулаторному больному. Правильно организованный сестринский процесс при артериальной гипертонии нужен для:
- Проведения медицинских и профилактических процедур,
- Помощи больным гипертонической болезнью в организации бытовых условий в палате,
- Наблюдения за самочувствием и оказания необходимой медицинской помощи,
- Выявления характерных признаков заболевания,
- Выяснения причин его возникновения и факторов, способствующих повышению кровяного давления.
Важность сестринской помощи при гипертонии изучается в медицинских институтах и колледжах, а чтобы оказание помощи было максимально эффективным — составляется специальный план.
Планирование сестринского ухода за больными включает в себя 4 стадии сестринского процесса, и основывается на стандартах сестринской практики. Он рассчитан на работу в сложившейся ситуации, а не с конкретным пациентом. А его цель — получение положительного результата от сестринских вмешательств в решение каждой проблемы больного.
Первая стадия сестринского процесса
На данном этапе важно правильно составить анамнез, который будет включать следующие сведения:
- Условия работы, характер человека, его образ жизни,
- Отношения с родными и коллегами,
- Наличие гипертонии у родственников,
- Режим и рацион питания,
- Подверженность вредным привычкам,
- Название и периодичность приема лекарств,
- Преобладающий уровень эмоциональной усталости и физического напряжения,
- Перенесенные ранее, текущие и хронические заболевания,
- Жалобы пациента.
Жалобы больного зависят от стадии болезни, возраста и пола, а также многих других факторов.
Самые частые из них:
- Регулярная головная боль, головокружения, шум в ушах,
- Потеря ориентации,
- Быстрая утомляемость,
- Снижение работоспособности,
- Вспыльчивость,
- Плаксивость,
- Бессонница, реже — постоянная сонливость,
- Проблемы с памятью,
- Перебои в работе сердца,
- Отдышка даже при незначительной нагрузке,
- Ухудшение зрения,
- Частое онемение пальцев.
В ходе разговора рекомендуется выяснить ожидаемый результат от ухода и лечения, и выявить опасения пациента. У женщин дополнительно выясняется наличие гинекологических заболеваний: этот фактор необязательно приводит к повышению давления крови. Но исключить влияние этих проблем у пациентки можно только в ходе диагностики. Далее следует осмотр, оценка цвета и состояния кожи, наличие или отсутствие цианоза.
Обязанности медсестры на первом этапе
Роль медсестры не ограничивается только осмотром и беседами. Независимые виды сестринских вмешательств включают работу и с пациентом, и с его семьей. Проводится разъяснительная работа о необходимости здорового питания и правильного образа жизни. Даются рекомендации об изменении условий и взаимоотношений на работе и дома, о необходимости соблюдении режима отдыха и нормального сна. В обязанности также входит:
- Обеспечение нормального отдыха, проветривание палаты и предотвращение любых попыток нарушения сна, отвлекать пациента от просмотра телепередач и фильмов,
- Обучение несложным способам релаксации,
- Информирование пациента о действии препаратов, назначенных врачом, и необходимости четкого соблюдения времени приема препаратов, дозах и их сочетании с приемом пищи,
- Разъяснение причин потенциальных осложнений,
- Контроль передаваемых родственниками продуктов,
- Проведение разъяснительных бесед о вреде для здоровья лишнего веса, вредных привычек, малоподвижного образа жизни,
- Обучение пациента или его родственников измерять пульс и давление, распознавать первичные симптомы гипертонического криза, оказанию первой помощи.
Второй этап сестринского процесса
Медсестра обязана выявить реальные и потенциальные проблемы больного, которые определяются индивидуальными особенностями патогенеза болезни. В обязанности медсестры входит и диагностика по всем жалобам пациента. При гипертоническом заболевании диагностика выявления симптомов строится на анализе жалоб больного, которые могут иметь физиологическую или психологическую основу. Используют их для проведения адекватной доврачебной диагностики:
- Быстрое утомление, кровотечение из носа и понижение работоспособности являются первыми симптомами АГ,
- Нарушение ночного сна вызывает дисфункция состояния центральной нервной системы под воздействием гипертонии,
- Одышка провоцируется отеком легких,
- Повышенная тревожность связана с неосведомленностью, незнанием о наличии заболевании, неумением оказать себе правильную помощь.
Все проблемы пациента делятся на две группы: настоящие и потенциальный. К первой группе относят проблемы со сном, головные боли, раздражительность и частые перемены настроения, недостаточный отдых, неправильное питание. А к потенциальным проблемам — риск развития гипертонического криза, риск осложнений (нарушение работы сосудистой и дыхательной систем), инфарктов, инсультов, комы.
Медицинская сестра должна знать все симптомы гипертонического криза, оказывать первую помощь больному.
Чаще всего при кризе применяются: Лазикс, Верапамил, Нитроглицерин, Лабеталол, Фуросемид, Клофелин. Основной целью лечения или купирования криза является медленное и стабильное понижение АД, нормализация почечного кровообращения и кровообращения в головном мозге.
Третий этап сестринского процесса
Для подтверждения диагноза АГ лечащий врач назначает диагностические исследования. К ним относят сдачу мочи и крови, рентген легких, УЗИ сердца и почек, ЭКГ, осмотр у окулиста. Медицинская сестра обязана разъяснить пациенту правила сдачи всех анализов, и подготовить больного к процедурам. Правила подготовки:
- Накануне не разрешается менять привычный для больного рацион,
- Запрещается давать пациенту мочегонные препараты и новые лекарства,
- Запрещается давать пациенту крепкие напитки (чай, кофе), алкоголь, острую или жирную пищу.
- В процессе лечения медсестры контролируют своевременность приема пищи и лекарств, проводят необходимые медицинские и гигиенические процедуры.
При лечебной терапии сестринский процесс заключается в создании благоприятных условий и в разработке задач на день, неделю, курс лечения. При гипертонии этот процесс включает в себя следующие данные:
- Дату обращения пациента,
- Проблему,
- Ожидаемый результат,
- Перечень медицинских процедур,
- Реакцию пациента на оказываемую помощь,
- Дату реализации цели.
Медицинская сестра обязана в срок выполнить задания, и корректировать их при изменении состояния больного.
При определении постельного режима для гипертоника рядом с больным должны постоянно находиться либо родственники, либо медсестры. Они помогают ему в обеспечении физиологических потребностей в лежачем положении. Если прописан палатный или полупостельный режим, то больному разрешено посещать туалет, умываться и есть сидя.
Чаще всего гипертоникам назначают диету №10, которая основана на:
- Небольшой калорийности пищи,
- Употреблении только растительных жиров,
- Регулировании выпиваемой в день воды (до 1,5 л),
- Регулировании дневной порции соли (до 2 г),
- Приеме продуктов, содержащих магний и калий в больших количествах,
- Употреблении морской рыбы и морепродуктов.
Четвертый этап сестринского процесса
Этот этап включает в себя медикаментозное лечение. Лекарства назначает лечащий врач исходя из:
- Наличия первичной или вторичной гипертонии,
- Стадии болезни,
- Симптоматики.
Сестринские обязанности заключаются в объяснении особенностей препаратов и побочных явлений. Гипертонику рекомендуется контролировать уровень АД и вести дневник измерения давления. При выписке из стационара для определения рекомендаций по корректировке образа жизни учитываются результаты всего сестринского процесса.
Врач анализирует следующие моменты:
- Наличие прогресса в состоянии больного после проведенного курса лечения,
- Совпадение фактического результата с ожидаемым,
- Эффективность сестринского участия.
Пациенту составляют памятку со следующими данными:
- Время следующего визита,
- Необходимые исследования и анализы, которые нужно пройти до приема,
- Перечень действий при возникновении осложнений.
Во время каждого посещения оценивается динамика показателей АД, течение болезни, проявление сопутствующих заболеваний. На основе полученных данных делаются выводы о продолжении лечения. Пациенту могут назначить водолечение или физиотерапию, физкультуру или санаторное лечение. Все эти дополнительные меры приводят к укреплению мышечной ткани, улучшению обмена веществ и деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной системы. Они же улучшают настроение и положительно влияют на состояние нервной системы.
Источник
Артериальная гипертензия – это состояние, при котором регистрируется повторное или постоянное повышение давления выше 140/90, как минимум при 2-х посещениях врача. Высокое давление безболезненное, но потенциально смертельное заболевание, причем заболеваемость среди населения увеличивается. По оценкам специалистов, в нашей стране до 35% взрослых в возрасте 25–64 лет страдают гипертонией. Частота заболевания увеличивается с возрастом, повышая риск сердечно-сосудистых и мозговых проблем. Важную роль в лечении болезни играет сестринский процесс при гипертонической болезни. Каковы должны быть действия медсестры при гипертонии? В чем заключается сестринское дело при высоком АД?
Основы сестринского процесса при гипертонической болезни
Алгоритм действий медсестры при гипертонии – это специально организованный метод индивидуального ухода за каждым пациентом.
Сестринская помощь во время работы с пациентом:
- создание условий для лечения;
- осуществление всех гигиенических процедур;
- работа по профилактике заболевания;
- помощь в реализации некоторых пожеланий пациента;
- проведение обучения пациента и его родственников (приобретение ними необходимых навыков, направленных на поддержку здоровья пациента);
- расширение научных знаний и исследовательской деятельности с последующим применением на практике.
Этапы сестринского процесса при гипертонической болезни:
- уход за пациентом;
- диагностика;
- определение цели медицинского вмешательства;
- подготовка плана ухода и его реализация;
- анализ результатов.
Важно! Следует иметь в виду, сестринский процесс при артериальной гипертензии особенно важен при атеросклерозе, вызванном гипертонической болезнью.
Этапы сестринского ухода при гипертонической болезни включают определенные действия, направленные на поддержку и улучшение состояния пациента.
1 этап
Цель 1-го этапа – проведение сестринского опроса, включающего сбор субъективной информации, объективный анализ результатов и психосоциального состояния пациента.
1 этап процесса заключается в следующем:
- установление доверия пациенту;
- получение ответа на вопрос: «Что ожидает человек от лечения?»;
- анализ всей необходимой информации для создания правильного плана ухода за больным.
2 этап
Цель 2-го этапа сестринского процесса – выявление все существующих потенциальных проблем пациента, больного гипертонией. Сестринские вмешательства также включают в себя диагностику всех жалоб. Проблемы пациента могут быть физиологическими и психологическими, поэтому необходима диагностика каждой жалобы.
Таблица физиологических проблем и их диагноз
Проблема | Диагноз |
---|---|
Расстройства сна | Повреждения нервной системы из-за гипертонии |
Сердцебиение | Повышенное влияние на сердце симпатоадренальной системы |
Боль в области сердца | Повреждение коронарной системы |
Повышенная усталость | Вследствие гипертонии |
Снижение производительности | |
Носовое кровотечение | |
Одышка | Астма, отек легких |
Ухудшение зрения | Поражение сетчатки глаза |
Ухудшение слуха | В результате гипертонии |
Каковы следующие особенности сестринского процесса при гипертонической болезни? Важную роль играют психологические проблемы и их диагностика.
Проблема | Диагноз |
---|---|
Тревога | Отсутствие знаний о болезни, ее причинах, симптомах, характеристиках лечения и т. д. |
Отсутствие знаний и навыков в самопомощи и уходе |
3 этап
Тактика, определяющая деятельность медсестры в работе школы артериальной гипертонии, помогает разработать индивидуальный план лечения. Задачи – краткосрочные, рассчитанные на неделю или немного больше, и долгосрочные, применяющиеся на протяжении всего терапевтического курса.
Для более точного определения целей и роли медсестры в лечении гипертонии важно, чтобы задачи отвечали следующим критериям:
- реальность достижения;
- срочность осуществления;
- участие пациентов в обсуждении.
Перед установлением конкретной цели вмешательства, медсестра должна определить:
- какие действия пациент способен делать самостоятельно;
- может ли пациент освоить особенности самообслуживания.
4 этап
Цель этого этапа сестринского процесса – разработка плана и стандарта сестринского вмешательства, их реализация.
План содержит следующие пункты:
- первичная дата;
- проблема пациента;
- целевой результат;
- описание медицинской помощи;
- ответ пациента на сестринское вмешательство;
- целевая дата.
Этот план может содержать несколько потенциальных решений проблемы. Это обеспечивает высокий процент достижения эффективности лечения.
При осуществлении плана медсестра должна соблюдать следующие правила:
- разработанный план должен осуществляться систематически;
- в процессе осуществления необходимо привлекать пациента и его родственников;
- при любых изменениях в состоянии пациента или появлении/устранении жалоб (симптомов), следует провести изменения плана;
- все запланированные процедуры должны выполняться точно в соответствии с алгоритмом сестринского процесса при гипертонической болезни.
5 этап
Компетентный анализ и оценка результатов сестринского вмешательства – это важный этап в развитии дальнейшего образа жизни пациента, в профилактике гипертонической болезни.
Во время оценки следует получить ответы на следующие вопросы:
- был ли во время лечения достигнут определенный прогресс;
- достигается ли ожидаемый результат;
- насколько эффективное вмешательство медсестры для каждого пациента;
- требуется ли пересмотр плана.
Для получения более точных результатов окончательная оценка проводится той же медсестрой, которая проводила первичное обследование пациента. Оценка эффективности терапии будет неполной, если во время сестринского ухода не соблюдаются следующие правила:
- не регистрировались все медицинские вмешательства (значимые и незначительные);
- не все действия были немедленно задокументированны;
- не было зарегистрировано никаких изменений в состоянии пациента;
- не были созданы условия для лечения;
- графы в плане остались пустыми.
Важно! В результате ухода больной должен чувствовать улучшение состояние, он и его семья должны изучить основные этапы разработанного плана, получить рекомендации по предотвращению заболевания.
Проблемы пациента
Особенности сестринской деятельности при гипертонической болезни включают изучение проблем больного и предупреждение их развития.
Признаки зависят от степени гипертонии:
- 1 степень – гипертония без изменений органов в системе кровообращения, глазном дне, почках. Иногда присутствуют головные боли, невротические проблемы, усталость, спутанность сознания, головокружение, носовое кровотечение.
- 2 степень – неуклонное повышение АД, изменения органов – гипертрофия левого желудочка, почек, изменения глазного дна, незначительные изменения артерий. У пациента присутствуют субъективные трудности, сходные с проявлениями болезни 1 степени.
- 3 степень – функциональные расстройства в отдельных органах. Сердце – проявления ишемической болезни, инфаркта миокарда, сердечной недостаточности. ЦНС – кровоизлияние в мозг. Почки – нефропатия = уменьшение функции почек. Глазное дно – гипертоническая ретинопатия = геморрагия сетчатки глаза.
В соответствии с проблемами больного составляется план. Сестринский процесс основывается на рисках заболевания – при подозрении на гипертонический криз составляется алгоритм, нацеленный на первую помощь при гипертоническом кризе. При паренхиматозной почечной (нефрогенной) артериальной гипертензии делается упор на контроль состояния почек.
Сбор информации в ходе первичного обследования
Как и при другой болезни, основной обязанностью медсестры является получение личной, семейной, фармакологической, социальной, профессиональной истории (составление анамнеза). Собирается информация о генетической предрасположенности, принимаемых лекарствах, личных данных, проблемах со здоровьем, условиях труда, стиле жизни (курение, пищевые привычки, степень физической нагрузки), восприимчивости к стрессу. Для диагностики очень важен семейный анамнез, т. к. генетическая предрасположенность – один из самых опасных факторов риска.
Также проводится медицинский осмотр в сотрудничестве с участковым (лечащим) врачом (визуально, пальпацией, прослушиванием, постукиванием). Наиболее важная роль медсестры и необходимая часть диагностики – это измерение артериального давления в нескольких положениях пациента (лежа, стоя). Необходимо соблюдение принципов и алгоритма измерения артериального давления!
Сестринские вмешательства, в т. ч. работа с семьей пациента
Уход за больным с гипертонией обычно проводится амбулаторно. Госпитализация требуется лишь небольшому проценту пациентов. Стационарный уход рекомендуется при заболевании, устойчивом к амбулаторному лечению, гипертоническом кризе, коронарных осложнениях, дифференциальной диагностике вторичной гипертензии.
Медсестра информирует пациента с режимом лечения, оформляет медицинскую карту. Во время госпитализации медсестра в сотрудничестве с пациентом составляет сестринскую документацию, оказывает необходимую сестринскую помощь в соответствии с потребностями больного.
Вмешательства при осложнениях (при гипертоническом кризе)
После оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе, проводимой врачом, необходим сестринский уход.
Уход за больным, независимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе:
- информирование больного (в приемлемой форме) о его состоянии здоровья, возможных осложнениях и необходимых изменениях в рационе;
- мотивирование пациента активно заниматься лечением, придерживаться установленного терапевтического режима;
- оценка состояния больного в зависимости от степени его самодостаточности;
- введение пациенту лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача;
- регулярный контроль физиологических функций больного (определения пульса, показателей давления и др.), их запись;
- контроль питания;
- обеспечение безопасности пациента;
- ведение сестринской документации.
Важен психологический подход медсестры к пациенту, приведение его к позитивному отношению к жизни. При необходимости в процесс лечения вовлекается семья пациента.
При переведении на домашнее лечение самому больному и членам его семьи подчеркивается необходимость регулярного использования лекарственных средств, регулярные визиты к врачу, соблюдение правильного питания, необходимое количество физических упражнений и активного отдыха, регулярные измерения артериального давления (используется любой подходящий для больного тонометр).
Возможные проблемы, предполагающие зависимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе, введение в курс врача, проведение лечения под его непосредственным контролем:
- одышка из-за сердечной недостаточности;
- снижение сердечной деятельности из-за сердечного расстройства;
- болезненные ощущения в органах из-за повышенного давления;
- нарушение адаптации к изменению образа жизни из-за невозможности принять болезнь;
- недостаточная осведомленность о болезни и последующих осложнениях;
- страх, связанный с измерением значений при регулярных проверках;
- сексуальные расстройства, вызванные побочными эффектами лекарств;
- устранение синдрома белого халата, в случае его проявления.
При поражении органов, проведение сестринского процесса при гипертоническом кризе, диагностика, лечение исходят из фактического состояния заболевания, конкретного пораженного органа.
Цель сестринского процесса при гипертонической болезни
Задача медсестры – провести безошибочный сбор биологического материала. Важно знать принципы сбора мочи и крови. Другая часть диагностики – визуальные методы обследования. К ним относятся рентгенография грудной клетки, ультразвуковое исследование сердца, электрография, глазные исследования. Медсестра готовит пациента к обследованиям.
Цели ухода за больным:
- предоставление пациенту достаточной информации о проводимых исследованиях;
- мотивация к сотрудничеству в лечении, соблюдению назначенных терапевтических шагов;
- обеспечение информации о важности самоконтроля в домашней обстановке.
Обучение пациента
Образование пациентов с диагностированным заболеванием – это неотъемлемая часть любого собеседования больного с врачом или медсестрой после постановки диагноза. Проведение образования – это сложный процесс, включенный в виды сестринских вмешательств. Он требует следования поставленным целям, для обеспечения надлежащей информированности пациента.
Процесс образования представляет собой систематический, постепенный, логичный, основанный на науке, планируемый процесс деятельности, где медсестра – это учитель, а больной – ученик. Они участвуют в учебных мероприятиях, приводящих к желаемым изменениям.
При общении между медсестрой и пациентом, медицинский работник должен знать о своем влиянии на больного человека. Поэтому необходимо подумать о том, что следует ему рассказывать. Процесс коммуникации состоит из пяти компонентов, каждых из которых должен быть включен в общение, иначе коммуникационный процесс не будет выполнен.
- 1 компонент – медсестра, сообщающая пациенту его диагноз. Стиль, в котором сообщение будет передано, может зависеть от нескольких факторов. Например, от коммуникационных способностей или потребности.
- 2 компонент – больной, получающий сообщение. На получение сообщения влияет культура, опыт, цели человека.
- 3 компонент – сообщение, которое зависит от человека, его собственных пониманий происходящего.
- 4 компонент – обратная связь, в которой медсестра получает ответы от пациента, чтобы определить, понял ли он сообщение. Этот компонент очень важен.
- 5 компонент – конкретная ситуация и окружающая среда. В этом разделе важно подумать о коммуникационных барьерах, которые могут повлиять на результат всего процесса коммуникации.
Процесс образования несколько похож на процесс сестринского ухода, но с той разницей, что ухода сосредоточен на диагностике физических и диагностических потребностей. Основная задача процесса образования – определение приоритетных потребностей в обучении пациентов, стилей обучения, готовности больного учиться. Образовательный процесс делится на несколько этапов, которые не могут быть заменены или пропущены.
- 1 этап – первоначальный диагноз, когда медсестра выясняет, кого и почему она должна обучать. После первого этапа медсестра планирует, какой стиль и инструменты будет использовать.
- 2 этап – определение цели текущего процесса, планирование постепенных шагов, которые будут предприняты для обучения пациента.
- 3 этап – реализация, где сам процесс образования осуществляется с использованием выбранных методов и инструментов.
- 4 этап – последняя часть образовательного процесса, заключается в оценке результатов, достигнутых целей.
Заключение
С каждым годом растет число людей, страдающих от болезней цивилизации. Общество нуждается в разработке концепции санитарного просвещения, которая максимизирует осведомленность о здоровье населения. Важно ознакомление с рисками гипертонической болезни, часто бессимптомной с точки зрения пациента. Медсестры должны более активно заниматься просвещением общественности. Особое внимание надо уделять профилактике, которая, в первую очередь, предполагает соблюдение здорового образа жизни. Люди должны знать, что на заболеваемость и течение болезни они могут повлиять самостоятельно. Это проявляется в словах Флоренс Найтингейл, которые она сказала более 100 лет назад: «Сегодня медсестры лечат больных, но наступит день, когда они будут ухаживать за здоровыми».
Источник