Повышенное давление в тормозной системе

Давление тормозной жидкости: максимальное значение, диагностика неисправностей

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как в системе создается давление тормозной жидкости
  • Каково максимальное значение давления тормозной жидкости в тормозной системе
  • Как диагностировать низкое давление тормозной жидкости и прочие неисправности системы

На современных легковых автомобилях устанавливаются тормозные системы с замкнутым гидравлическим контуром. При нажатии на педаль тормоза давление тормозной жидкости поднимается до 100 атмосфер, что приводит в движение поршни в суппортах. Новые элементы тормозной системы способны выдерживать давление, в три раза превышающее указанное выше, но со временем они также изнашиваются.

Общая информация о давлении тормозной жидкости в системе

 Давление тормозной жидкости

Современные легковые автомобили комплектуются тормозными системами, включающими в себя тормозной гидропривод и тормозные механизмы. Сила, с которой вы нажимаете на педаль тормоза, передается на главный тормозной цилиндр. Главный тормозной цилиндр представляет собой поршень, при движении которого давление в тормозных трубках увеличивается и передается на каждое колесо автомобиля.

Давление тормозной жидкости воздействует на поршни тормозных механизмов всех колес, тормозные колодки выдвигаются и прижимаются к тормозному барабану или тормозному диску. Колеса замедляются за счет трения, и автомобиль сбавляет скорость.

Гидропривод основной тормозной системы включает в себя:

  • главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем или без него;
  • регулятор давления в задних тормозных механизмах;
  • рабочий контур (трубопровод диаметром 4–8 мм).

Рабочий контур соединяет между собой устройства гидропривода и тормозные механизмы. Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) служит для преобразования силы нажатия на педаль тормоза в избыточное давление тормозной жидкости и дальнейшей передачи ко всем рабочим контурам. Запас тормозной жидкости находится в бачке, который расположен на ГТЦ или вне его. Помимо ГТЦ, многие автомобили укомплектованы вакуумными усилителями, увеличивающими силу, создающую давление в тормозной системе. Вакуумный усилитель связан с главным тормозным цилиндром конструктивно.

Тормозная система

Основной элемент усилителя – камера, которую разделяет резиновая перегородка (диафрагма) на две емкости. Одна из них связана с впускным коллектором двигателя, создающим разряжение, а вторая – с атмосферой. Перепад давлений и большая площадь диафрагмы создают усилие порядка 30–40 кг и больше при торможении. При использовании такой системы задача водителя при торможениях упрощается благодаря снижению физического воздействия на педаль, и он надолго остается в работоспособном состоянии.

Регулятор давления тормозной жидкости предназначен для уменьшения давления в приводе тормозных механизмов задних колес. Движущийся автомобиль при торможении подвергается воздействию двух сил: силы инерции и противоположно направленной силы трения, точка приложения которой находится ниже центра тяжести автомобиля, в результате чего возникает продольный опрокидывающий момент.

Передняя подвеска при этом проседает, а задняя разгружается. По этой причине в случаях, когда торможение не является экстренным, задние колеса могут блокироваться, что приводит к заносу автомобиля. Изменение расстояния между конструктивными частями задней подвески и кузовом автомобиля (продольный наклон) приводит к ограничению давления в приводе задних колес по сравнению с передними. В таком случае блокировки задних колес не происходит, или она возникает значительно позже (в зависимости от загруженности и замедления автомобиля).

Каково максимальное давление тормозной жидкости в системе

Необходимо разобраться с понятием давления в гидравлической системе и давления суппортов или штоков цилиндров на тормозные колодки.

Давление во всех элементах гидравлической системы автомобиля практически одинаковое, и его максимальное значение у современных машин составляет примерно 180 бар (или 177 атм). На спортивных и гражданских автомобилях значение давления достигает 200 бар.

Максимальное давление

Человек не может создать такого усилия только при помощи мышц ног.

Именно с этой целью в тормозной системе автомобиля предусмотрены вспомогательные механизмы:

  1. Рычаг педали. Конструкция педального узла спроектирована таким образом, что усилие, передаваемое водителем на педаль, повышается в 4–8 раз, и для каждой марки автомобиля эти цифры индивидуальны.
  2. Вакуумный усилитель. У этого узла коэффициент усиления кратен двум. Производятся различные конструкции усилителя с разнообразными значениями этого параметра.

В реальности рабочее давление тормозной системы в штатных условиях чаще всего не превышает 100 атмосфер. При экстренном торможении только физически крепкий водитель может создать давление в системе более 100 атмосфер, но такие случаи крайне редки.

Механическое воздействие на колодки суппортом и рабочими цилиндрами не равнозначно давлению в тормозной системе. Здесь принцип действия похож на ручной гидравлический пресс, где насос с цилиндром маленького сечения перекачивает жидкость в цилиндр с большим сечением. Коэффициент, который определяет усилие, равен отношению диаметров цилиндров.

Если рассмотреть тормозную систему ближе и сравнить диаметр поршня тормозного суппорта с поршнем главного тормозного цилиндра, то можно увидеть, что первый значительно больше. Благодаря этой разнице в диаметрах давление на тормозные колодки выше, чем на педали тормоза.

Чем опасно высокое давление тормозной жидкости в системе

Высокое давление тормозной жидкости в системе

Тормозная жидкость находится в системе в замкнутом контуре. При нажатии на педаль тормоза движение поршней в суппортах происходит за счёт давления, сила которого может достигать 100 и более атмосфер. В новом автомобиле, когда детали не имеют дефектов, система спокойно выдерживает даже в три раза повышенное давление. Но по мере износа во всех элементах развиваются деструктивные процессы, что неизбежно приводит к падению прочности всей системы.

Одним из самых слабозащищенных элементов тормозной системы являются шланги и магистрали, которые подвергаются воздействию внешней среды. Шланги со временем теряют свою механическую прочность и трескаются, иногда уже через несколько лет. Сталь, которая используется для изготовления тормозных трубок, подвергается коррозии. Все перечисленные случаи не имеют явных признаков неисправностей, а значит, водитель подвергается повышенному риску.

И это не шутки! Коррозия быстро распространяется и ослабляет стенки трубки. При незначительных нажатиях на педаль тормоза такие дефекты никак себя не проявляют. Но в случае экстренного торможения это может обернуться трагедией. Разрыв магистрали приводит к резкому падению давления, и торможение происходит неэффективно. Проблема усугубляется тем, что тормозные трубки находятся в таких труднодоступных местах, что даже на поднятом с помощью домкрата автомобиле оценить их состояние очень сложно.

Тормозные трубки

Водители в повседневной жизни очень редко жмут на педаль тормоза с силой, а значит, неисправности тормозной системы можно определить только при техническом осмотре автомобиля. Специалисты ежедневно обнаруживают подобные дефекты. По их мнению, трещины на шлангах – реальная проблема огромного масштаба. Поэтому, если после диагностики вашего автомобиля выявлены неисправности тормозных магистралей, не стоит это игнорировать. При малейшем подозрении на дефекты тормозной системы рекомендуется заменить элементы, представляющие опасность.

В течение долгого времени тормозные системы авто представляли собой два контура, отвечающих за две пары колес соответственно. Применение такой системы позволяет затормозить автомобиль одним из контуров при неисправности другого.

Было проведено множество испытаний, на которых проверялась эффективность торможения при работе только одного контура. В результате было выявлено, что в тормозной путь автомобиля при скорости 100 км/ч в среднем увеличивается с 40 до 86 метров!

Значит, при неисправности какого-либо элемента тормозной системы остановить автомобиль возможно, но не стоит забывать о том, что это будет происходить дольше в два раза.

Разрыв тормозных трубок случается без каких-либо предпосылок, которые помогли бы выявить проблемный элемент. Тормозная система продолжает работать, но менее эффективно. Следовательно, единственным вариантом подстраховки является постоянная диагностика, в особенности при проведении ТО. Автомеханики, имеющие большой опыт работы, всегда посоветуют вам, как лучше поступить, и не стоит игнорировать их рекомендации, особенно по поводу тормозной системы.

Стоимость ремонта тормозных линий разнится в зависимости от типа и длины. Обычно замена какого-либо элемента с учетом его стоимости обходится в 20–50 долларов. Большинство сервисов предпочитает устанавливать медные трубки взамен стальных, так как их проще дорабатывать. Проверка состояния тормозных шлангов и трубок должна стать вашей привычкой, даже если вы счастливый владелец нового автомобиля.

Диагностика давления тормозной жидкости и тормозной системы

Диагностика давления тормозной жидкости

Усовершенствование конструкции тормозных систем привело к тому, что список неисправностей вырос, а диагностика стала более трудоемкой. Как бы там ни было, большинство неполадок владелец в состоянии выявить сам и устранить их еще на начальных стадиях развития. Ниже приведен список неисправностей и следствий их возникновения.

1. Снижение эффективности системы в целом

Причины:

  • Изношенные тормозные диски и/или тормозные колодки (несоблюдение сроков ТО).
  • Недостаточные фрикционные свойства тормозных колодок (повышенные температуры в тормозных механизмах, применение запчастей ненадлежащего качества и т. д.).
  • Выработка колесных или главного тормозного цилиндров.
  • Неисправный вакуумный усилитель тормозов.
  • Повышенное или, наоборот, заниженное давление в шинах.
  • Применение колес большего диаметра, чем рекомендует завод-изготовитель автомобиля.

2. Проваливание педали тормоза (или слишком мягкая педаль тормоза)

Причины:

  • Излишки воздуха в тормозной системе.
  • Вытекание тормозной жидкости, что грозит опасными последствиями, которые способны проявляться вплоть до отказа тормозов. Причиной может служить выход из строя одного из тормозных контуров.
  • Повышение температуры тормозной жидкости, которое может привести к ее закипанию (жидкость ненадлежащего качества или несвоевременная замена).
  • Неправильная работа главного тормозного цилиндра.
  • Дефект рабочих (установленных на колесах) тормозных цилиндров.

3. Слишком тугая педаль тормоза

Причины:

  • Неправильная работа вакуумного усилителя или подходящих к нему шлангов.
  • Старение элементов тормозных цилиндров.

4. Уход автомобиля в сторону при торможении

Причины:

  • Тормозные колодки и/или тормозные диски стираются неравномерно (элементы установлены неправильно; поврежден суппорт; дефект тормозного цилиндра; поверхность тормозного диска повреждена).
  • Некорректная работа или повышенный износ одного или нескольких тормозных цилиндров, установленных на колесах (тормозная жидкость или запчасти ненадлежащего качества либо износ деталей в процессе длительной эксплуатации).
  • Не работает один из тормозных контуров (наличие воздуха в тормозных трубках и шлангах).
  • Протектор на шинах изнашивается неравномерно. Такое происходит из-за нарушения установочных углов колес (сход-развала) автомобиля.
  • Разное давление в передних и/или в задних колесах.

5. Вибрация при торможении

Причины:

  • Дефект тормозных дисков. Причиной является перегрев при экстренном торможении на больших скоростях.
  • Неисправность колесного диска или шины.
  • Нарушение балансировки колес.

6. Посторонний шум при торможении (может проявляться как скрежет или скрип тормозных механизмов)

Причины:

  • Срабатывание индикаторных пластин сигнализирующих об износе колодок и необходимости немедленной их замены.
  • Фрикционные накладки тормозных колодок полностью изношенны. При этом руль и педаль тормоза может вибрировать.
  • Работа тормозных колодок при повышенных температурах или их загрязнение.
  • Применение тормозных колодок ненадлежащего качества или от не зарекомендовавшего себя производителя.
  • Суппорт смещен или штифты смазаны недостаточно. Требуется установить противоскрипные пластины или произвести чистку и смазку тормозных суппортов.

7. Горит лампа «ABS»

Причины:

  • Наличие дефекта или грязи в датчиках ABS.
  • Неисправность блока (модулятора) ABS.
  • Отсутствующий или теряющийся контакт в соединении кабелей.
  • Сгоревший предохранитель системы ABS.

8. Горит лампа «Brake»

Причины:

  • Ручной тормоз находится в поднятом положении.
  • Слишком мало тормозной жидкости.
  • Некорректные данные с датчика уровня тормозной жидкости.
  • Отсутствие или потеря контакта в соединениях рычага ручного тормоза.
  • Тормозные колодки слишком тонкие (изношенны).
  • Неисправность системы ABS (см. пункт 7).

Источник

Пока тормозная система исправно функционирует, редкий водитель задумывается, какие процессы происходят в ней, и какими параметрами обусловлена её работа. Давайте разберёмся, какое давление в тормозной системе автомобиля, и насколько эта величина различается у гидравлического и пневматического исполнения.

Какое давление в гидравлических тормозах легковых авто?

Изначально есть смысл разобраться в таких понятиях, как давление в гидравлической системе и давление, оказываемое суппортами или штоками цилиндров непосредственно на тормозные колодки.

Давление в самой гидравлической системе авто во всех её участках примерно одинаковое и составляет на своём пике у наиболее современных авто около 180 бар (если считать в атмосферах, то это приблизительно 177 атм). В спортивных или гражданских заряженных авто это давление может доходить до 200 бар.

Разумеется, что только усилием мускульной силы человека напрямую создать подобное давление невозможно. Поэтому в тормозной системе авто есть два усиливающих фактора.

  1. Рычаг педали. За счет рычага, который обеспечивается конструкцией педального узла, изначально прилагаемое водителем давление на педаль увеличивается в 4-8 раз в зависимости от марки авто.
  2. Вакуумный усилитель. Этот узел также усиливает давление на главный тормозной цилиндр приблизительно в 2 раза. Хотя разные конструкции этого узла предусматривают довольно большую разбежку по дополнительному усилию в системе.

Фактически рабочее давление в тормозной системе при штатном режиме эксплуатации авто редко превышает 100 атмосфер. И только при экстренном торможении хорошо физически развитый человек способен давлением ноги на педаль создать давление в системе выше 100 атмосфер, но происходит это только в исключительных случаях.

Давление поршня суппорта или рабочих цилиндров на колодки отличается от гидравлического давления в тормозной системе. Здесь работает принцип, сходный с принципом действия ручного гидравлического пресса, где насосный цилиндр маленького сечения перекачивает жидкость в цилиндр значительно большего сечения. Повышение усилия рассчитывается как отношение диаметров цилиндров. Если обратить внимание на поршень тормозного суппорта легкового авто, то он будет в несколько раз больше по диаметру, чем поршень главного тормозного цилиндра. Поэтому и давление на сами колодки будет увеличиваться за счёт разницы диаметров цилиндров.

Давление пневматических тормозов

Принцип работы пневматической системы несколько отличается от гидравлической. Во-первых, давящее на колодки усилие создаётся напором воздуха, а не давлением жидкости. Во-вторых, водитель не создаёт давление мускульной силой ноги. Воздух в ресивер накачивается компрессором, который получает энергию от двигателя. А водитель нажатием на педаль тормоза только открывает кран, который распределяет воздушные потоки по магистралям.

Распределительный кран в пневматической системе контролирует давление, которое посылается в тормозные камеры. За счёт этого регулируется усилие прижатия колодок к барабанам.

Максимальное давление в магистралях пневматической системы обычно не превышает 10-12 атмосфер. Это то давление, на которое рассчитан ресивер. Однако сила прижатия колодок к барабанам значительно выше. Усиление происходит в мембранных (реже – поршневых) пневматических камерах, которые и давят на колодки.

Пневматическая тормозная система на легковом автомобиле встречается редко. Пневматика начинает массово появляться на грузопассажирских авто или небольших грузовиках. Иногда пневматические тормоза дублируют гидравлические, то есть система имеет два отдельных контура, что усложняет конструкцию, но увеличивает надёжность работы тормозов.

Источник

Педаль тормоза нужна для контроля тормозного усилия и остановки автомобиля. Сама педаль тормоза представляет собой рычаг второго рода, который дает вам рычаг при нажатии на педаль, что облегчает применение силы достаточной для замедления или остановки автомобиля. Иногда, однако, педаль тормоза может стать мягкой и упасть ниже чем обычно или же просто провалиться в пол.

Как работает гидравлическая тормозная система.

В гидравлической тормозной системе для передачи давления с педали тормоза на тормозные колодки используется тормозная жидкость. При нажатии на педаль, она давит на главный тормозной цилиндр, который открывает клапана для тормозной жидкости, поступающей в компенсационное отверстие повышающее давление в гидравлической системе. После этого усилие с главного тормозного цилиндра поступает к тормозным суппортам. Когда вы убираете ногу с тормоза происходит обратный процесс и усилие снимается с тормозных колодок.

Основные причины «ватной педали тормоза» или ее падения

Воздух в тормозной системе.

Хотя воздуха не должно быть в тормозной системе, со временем он начинает туда проникать. Попавши в тормозную жидкость воздух «скрадывает» необходимое для нормальной работы тормозов давление и тормоза становятся «ватными». В первую очередь это происходит по мере износа тормозных колодок: чем больше они изнашиваются, тем больше жидкости требуется для торможения. При экстренном торможении уровень тормозной жидкости может понижаться до минимального уровня, воздух заполняет свободное пространство в бачке тормозной жидкости и таким образом может попадать в систему.

Плохие тормозные трубки и шланги.

Элементы тормозной магистрали изготавливаются как из стали, так и из резины. Тормозные трубки из алюминия или стали составляют около 95%, а тормозные шланги из резины соединяют суппорта на колесах с основной магистралью. Со временем тормозные трубки могут ржаветь и корродировать, что приводит к нарушению герметичности и утечкам. Также, ржавчина внутри тормозных трубок загрязняет тормозную жидкость, что в свою очередь приводит к разрыву резиновых уплотнений в главном цилиндре и тормозных суппортах. Резиновые тормозные шланги могут со временем потрескаться или порваться. Любой из выше перечисленных случаев будет причиной «мягкой» педали тормоза или вообще их отсутствия.

Утечка главного тормозного цилиндра.

При нарушении герметичности главного тормозного цилиндра, давление в тормозной системе быстро падает. Соответственно при падении давления в тормозной системе – падает педаль тормоза.

Задние барабанные тормоза необходимо регулировать.

Если задние барабанные тормоза вашего автомобиля не имеют автоматической регулировки, то их, по мере износа, необходимо регулировать. При износе задних барабанных тормозов расстояние между башмаками и барабанами начинает увеличиваться. Если этот зазор не регулировать, то педаль опустится в пол и все давление тормозной системы будет передаваться на задние тормоза.

Неисправен регулятор давления тормозов

Регулятор давления тормозов, в народе называется «колдун» служит для регулирования давления, которое тормозная жидкость оказывает на задние тормоза. Если клапан регулятора давления тормозов закупорен, то очень высока вероятность срыва автомобиля в занос. Кроме этого педаль проваливается и тормозить автомобиль начинает «в самом низу» педали.

Как ремонтируется провал педали  тормоза или «ватные тормоза»

Для устранения этой неисправности необходимо прокачать тормозную систему от воздуха, доливая новую тормозную жидкость. После прокачки тормозов необходимо убедится в отсутствии течи тормозной системы. Если тормоза прокачены, течи отсутствуют, а неисправность не устранена то нужно проверять главный тормозной цилиндр и регулятор давления.

Источник