Организация школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

Организация Школ Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

Министерство Здравоохранения Российской Федерации

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России

Всероссийское научное общество кардиологов

Координационный центр профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России

Московский областной кардиологический центр

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

организации и развития

медицинской помощи населению

_____________________________

профессор Р.А. Хальфин

« 2 » августа 2002 г.

Организация Школ Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

Организационно — методическое письмо

Составители:

Оганов Р.Г., академик РАМН

Калинина А.М., д.м.н.

Поздняков Ю.М., д.м.н., профессор

Стоногина В.П., к.м.н.

Какорина Е.П., д.м.н.

Максимова М.А., к.м.н.

Еганян Р.А., к.м.н.

Королев О.П.

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Основание для разработки….…………………………………………….

    4

      определение…………………………………………………………………….

      4

        Цель Школы…………………………………………………………………….

        4

          Нормативная база……………………………………………………………

          5

            ПОРЯДОК ОрганизациИ Школы…………………………………………..

            6

            5.1. Условия организации работы Школ………………………………………….

            6

            5.2. Целевая группа пациентов…………………………………………………….

            7

            5.3. Программа обучения пациентов………………………………………………

            8

            5.3.1. Образец типовой программы обучения……………………………….

            9

            5.4. Персонал и организационные модели Школ………………………………..

            12

            5.5. Помещение……………………………………………………………………..

            12

            5.6. Оборудование…………………………………………………………….……

            12

            5.7. Факторы успеха обучения в Школах Здоровья……..…………..….………

            13

            5.8.Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья……………………………….

            14

            6

            Оценка Школ Здоровья (организации, объема, полноты, качества и эффективности обучения и профилактической помощи) ………………………

            15

            6.1. Оценка объема и полноты профилактической помощи……………………..

            16

            6.2. Оценка качества медицинской профилактической помощи….………………

            17

            6.2.1. Оценка организации Школ Здоровья………………………………..

            20

            6.2.2. Оценка качества обучения в Школах Здоровья……………………..

            22

            6.2.3. Оценка результата обучения в Школе Здоровья…………………….

            23

            7

            Рекомендуемая литература………………………………..…………….

            26

            Приложения:

            Приложение 1: “Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией”. Информационно-методическое пособие для врачей (172 стр.).

            Под редакцией академика РАМН Оганова Р.Г.

            Составители: д.м.н Калинина А.М., к.м.н. Еганян Р.А., Измайлова О.В., Гамбарян М.Г., Фунтова Т.Е., д.м.н, профессор Ощепкова Е.В., Исаева Л.Г., д.м.н, профессор Поздняков Ю.М.

            (ГНИЦ ПМ Минздрава России, ВНОК, РКНПК Минздрава России,

            Московский областной кардиологический центр)

            Приложение 2: Программа и учебный план цикла тематического последипломного усовершенствования подготовки медицинских работников «Организация Школ Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранении» (72 часа) – 13 стр.

            Составители: академик РАМН Оганов Р.Г., д.м.н Калинина А.М., д.м.н, профессор Поздняков Ю.М.

            (ГНИЦ ПМ Минздрава России, Московский областной кардиологический центр)

            Приложение 3: Дневник пациента с артериальной гипертонией (16 стр).

            Составители: академик РАМН Оганов Р.Г., д.м.н Калинина А.М., к.м.н. Еганян Р.А.

            (ГНИЦ ПМ Минздрава России)

            1. основание для разработки.

            Настоящее организационно-методическое письмо разработано в рамках реализации Федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года № 540.

            Документ подготовлен в соответствии с пунктом 3 «Подготовка и издание для медицинских работников новых методических разработок, справочных и информационных материалов по профилактике, диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и лечению больных артериальной гипертонией» раздела 1 приложения 1 «Система мероприятий Федеральной целевой программы».

            1. Определение

            Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

            Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией (далее Школа) – является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам с артериальной гипертонией (АГ) в первичном звене здравоохранения.

            Медицинская профилактическая услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление1.

            3. Цель Школы

            Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,

            Читайте также:  Гипертония и глаукома связь

            Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению, в частности пациентам с АГ:

            • повышение информированности пациентов с АГ о заболевании и его факторах риска (ФР);

            • повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

            • формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

            • формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

            • формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

            • формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

            Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в Школе.

            После окончания обучения в школе пациенты должны знать:

            • причины, симптомы повышения артериального давления и обострений заболеваний (кризов, преходящих нарушений мозгового кровообращения, стенокардии, инфаркта миокарда)

            • факторы, определяющие риск развития осложнений заболеваний

            • основы самоконтроля артериального давления

            • средства доврачебной самопомощи при повышении артериального давления

            • основы здорового питания, питания при АГ

            • принципы диеты при ожирении

            • влияние поведенческих факторов риска на здоровье

            • основные группы гипотензивных препаратов, показания и основные побочные действия лекарств, понижающих артериальное давление

            После окончания обучения в школе пациенты должны уметь:

            • применять полученные знания для самоконтроля за состоянием здоровья,

            • вести дневник пациента

            • проводить самооценку и контроль за уровнем артериального давления т и факторами, влияющими на течение заболевания

            • следовать назначениям врача, не заниматься самолечением

            • применять средства доврачебной помощи и самопомощи

            • контролировать вес тела

            • контролировать основные факторы риска осложнений

            • (для курящих) принимать решение бросить курить, уменьшить вред курения на собственное здоровье и здоровье окружающих

            • контролировать уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к нему

            • использовать все возможное и зависящее от самого пациента для повышения приверженности к лечению, соблюдению рекомендаций врача, оздоровлению.

            4. Нормативная база.

            Школа Здоровья для пациентов с АГ включена в отраслевой классификатор (ОК) «Сложные и комплексные медицинские услуги» (СКМУ) 91500.09.0002-2001 (приказ Минздрава России № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»), который разработан с учетом принципов, правил и требований:

            • Государственной системы стандартизации РФ (ГОСТ Р 1.0-92 – ГОСТ Р 1.5-92);

            • Решения Коллегии Минздрава России, Госкомитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования от 03.12.97 г. №14/43/6-11 «Об основных положениях стандартизации в здравоохранении»;

            • Приказа Минздрава России и ФФОМС от 19.01.98 г. № 12/9 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении»;

            • Приказа Минздрава России от 31.07.2000 г. № 302 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок разработки, согласования, принятия, внедрения и введения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении;

            • Приказа Минздрава России от 31.07.2000 г. № 301 «О введении в действие отраслевого стандарта «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения».

            При составлении ОК СКМУ использованы рекомендации экспертов ВОЗ по Международной классификации процедур в медицине (ICPM, 1978г.), резолюции ВОЗ 29.35, принятой Всемирной ассамблеей в 1976 г., МКБ-10.

            В соответствии с ОК СКМУ Школа Здоровья для пациентов с АГ имеет шифр 04.015.01: 04 – медицинские услуги по профилактике;

            015 –кардиология;

            01 – вид услуги (Школа).

            5. ПОРЯДОК ОрганизациИ Школы

            5.1. Условия организации работы Школ.

            Школы Здоровья организуются в перечисленных выше медицинских учреждениях (п.3).

            Школа организуется приказом руководителя медицинского учреждения, в котором утверждаются ответственные лица за выполнение этой медицинской услуги, инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, статистические формы регистрации и учета, план и график работы закрепленного помещения для проведения занятий, перечень оборудования. Руководитель учреждения обеспечивает подготовку специалистов для выполнения этой работы, рассматривает возможности поощрения за работу, ее объем и качество.

            Читайте также:  Гипертония диета для похудения

            5.2. Целевая группа пациентов

            Пациенты с артериальной гипертонией, 1-3 степени, с низким, средним, высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.

            Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов, имеющих близкие уровни артериального давления, уровень риска. Пациенты с осложненным течением заболевания (инфаркт миокарда, мозговой инсульт в анамнезе и др.), не включаются в обучение по общей программе. Для таких пациентов Школы организуются по специальной программе реабилитации.

            Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).

            Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.

            В случае, если формирование группы пациентов для обучения и занятия в Школе проводит участковый (семейный) врач, он, зная своих пациентов, подбирает сходных по течению заболевания пациентов. Если обучение проводится командой врачей при координации со стороны специалиста кабинета медицинской профилактики, то при направлении на обучение для формирования групп сходных пациентов необходимо предварительное обследование (или выписка из амбулаторной карты), которое проводится лечащим врачом. Образец направления представлен ниже. Перечень процедур и результатов обследования должен быть содержать минимум медицинской информации, которая поможет при формировании пациентов в группы для обучения.

            Примерный образец направления на обучение в Школе здоровья

            (утверждается приказом главного врача учреждения)

            Ф.И.О. пациента

            Пол

            Возраст

            Профессия

            Телефон

            Диагноз (из амбулаторной карты)

            Ф.И.О. врача

            Результаты обследования, дата

            АД (дата последнего измерения)

            Наличие АГ в анамнезе (сколько лет)

            Перенесенные заболевания:

            Инфаркт миокарда

            Мозговой инсульт

            Сопутствующие заболевания

            Сахарный диабет, с какого года

            Хроническая обструктивная болезнь легких

            Заболевания почек (уточнить)

            Другие заболевания (уточнить)

            Степень артериальной гипертонии

            Уровень суммарного риска

            Общий холестерин крови (дата)

            Холестерин ЛВП ( дата)

            Триглицериды (дата)

            Сахар крови натощак (дата)

            Данные ЭКГ (дата)

            Другие исследования (ЭХО-КГ и пр.)

            Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией может проводиться в учреждениях первичной медико-санитарной помощи различными специалистами — участковыми или семейными (общей практики) врачами, врачами-кардиологами, с участием психологов (при их наличии), инструкторов ЛФК.

            К проведению Школ могут быть привлечены кардиологические диспансеры, территориальные центры медицинской профилактики при наличии необходимых ресурсов.

            Непосредственно в учреждении, где организуется Школа, организатором и инициатором должны быть специалисты кабинетов медицинской профилактики.

            5.3. Программа обучения пациентов.

            Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников2.

            Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.

            Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.

            Для врачей, проводящих занятия подготовлено и издано информационно-методическое пособие «Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией», которое поможет им в проведении занятий и является необходимым инструментом обучения.

            Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.

            Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов с артериальной гипертонией (см. п.4.3.1.), включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом) и при интересе пациентов и возможности организации включение дополнительных тем и практических занятий (аутотренинг, оздоровительная гимнастика, фитобар, самомассаж и пр), что может проводиться на коммерческой основе.

            Читайте также:  При гипертонии может быть анемия

            5.3.1. Образец типовой программы обучения.

            Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

            Цель:

            1. информирование пациентов о заболевании и факторах, влияющих на развитие заболевания, осложнения и прогноз;

            1. обучение пациентов самоанализу индивидуальных ФР и составлению плана оздоровления;

            1. обучение пациентов методике измерения артериального давления (АД) и самоконтролю.

            Содержание.

            Что такое АД и какой его уровень принято считать нормальным. Что такое АГ? Наиболее частые жалобы больных при повышении АД. Течение заболевания, гипертонические кризы. Провоцирующие факторы развития повышения АД. «Органы-мишени» — основные понятия. Степень АГ – основные понятия. Понятие о суммарном риске сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы, определяющие суммарный риск. Факторы, влияющие на степень АГ. Понятие об управляемых, контролируемых ФР. Выявление индивидуальных управляемых ФР. Составление индивидуального плана действий по оздоровлению для каждого пациента. Как правильно измерять АД? (приборы, условия, методика.). Дневник пациента с АГ.

            Занятие 2.Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

            Цель:

            1. информирование пациентов об основных принципах здорового питания

            2. информирование пациентов об особенностях питания при АГ

            3. обучение пациентов методике расчета энергетической сбалансированности пищевого рациона

            1. обучение пациентов самоанализу собственных ФР, связанных с привычками и характером повседневного питания и рациональному составлению индивидуального плана оздоровления

            Содержание.

            Каким должно быть питание здорового человека? Энергетическая ценность рациона, энерготраты (основные понятия). Сбалансированность рациона по пищевым компонентам. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона. Принципы здорового питанияПолноценные пищевые вещества. Жиры, белки, углеводы, витамины, клетчатка, минеральные вещества. Режим питания, кулинарная обработка. Алкоголь и здоровое питание. Питание и АД. Как влияет питание на АГ? Связь между характером питания и АД. На что направлена диета при АГ? Как ограничить потребление поваренной соли? Как обогатить рацион калием и магнием? Как обогатить рацион разными полиненасыщенными жирными кислотами? Как увеличить потребление витаминов? Самооценка привычек питания, составление индивидуального плана оздоровления питания (методика самооценки и принятия решений). Составление суточного меню для пациентов с АГ. Какие изменения нужны в диете при повышенном АД? Что рекомендовать дополнительно при гиперхолестеринемии? Как быть с алкоголем? Какие продукты ограничиваются и какие разрешаются? Основные требования к построению рациона питания при АГ. Дневник питания (описание, инструктаж).

            Занятие 3.Ожирение и артериальная гипертония.

            Цель:

            1. информирование пациентов о критериях оценки избыточной массы тела и ожирения;

            2. информирование пациентов об основных принципах питания для профилактики избыточной массы тела и ожирения;

            3. информирование пациентов об основных принципах питания для профилактики избыточной массы тела и ожирения;

            4. информирование пациентов об особенностях питания при АГ и ожирении;

            5. обучение пациентов принципам сохранения энергетической сбалансированности пищевого рациона, включая повышение повседневной физической активности

            Содержание.

            Что такое ожирение. Почему важно при АГ знать об избыточной массе тела? Ожирение — это болезнь обмена веществ. Почему нарушается характер питания при ожирении? Какие органы и системы поражаются при ожирении? Расчет нормальной массы тела. Что нужно знать для контроля массы тела? Степени ожирения. Типы ожирения? Различные типы диет при ожирении. Какие принципы диетотерапии ожирения известны? С чего начать похудение? Модные диеты. Как относиться к модным диетам? (критический анализ). Методы лечения ожирения. Основные принципы построения рациона при избыточной массе тела. Как относиться к «раздельному питанию»? Вегетарианство. Среднеземноморская диета. Как менять диету в зависимости от сопутствующей патологии и факторов риска (гиперхолестериемия, дискинезии желчного пузыря и толстого кишечника, мочекислый диатез, подагра, остеохондроз, воспалительные изменения в желудочно-кишечном тракте)? Физическая активность и ожирение. Фитотерапия. Нужны ли биологически активные добавки? Другие методы лечения ожирения.

            Источник