Оганов гипертония что такое

Скачать бесплатно книгу «Артериальная гипертония», Оганов Р.ГГод выпуска: 2008

Автор: Оганов Р.Г.

Жанр: Кардиология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: История создания в России школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает около 10 лет. Накоплен богатый опыт обучения в школах пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца (ИБС), заболеваниями желудочно-кишечного тракта и др. Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) проводится в различных регионах на протяжении последних 10—12 лет. В Московской области работают школы в Московском областном кардиологическом центре (г. Жуковский), в городах Щёлкове, Воскресенске, Балашихе и др. Имеется опыт работы школ и в других регионах России (Хабаровск, Москва, Вологда, Красноярск и др.).
Школы для пациентов с артериальной гипертонией включены в классификатор медицинских услуг (шифр 04.015.01, где 04 — медицинские услуги по профилактике; 015 — кардиология; 01 — школа для пациентов с артериальной гипертонией как вид услуги), что дало основание разработать унифицированную технологию обучения пациентов и оценки её эффективности.
В 2002 г. специалисты ведущих учреждений России по проблемам профилактической кардиологии (Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Российский кардиологический научно-производственный комплекс, Московский областной кардиологический центр) обобщили существующий по этой теме опыт. На базе доказательной медицины были разработаны типовые информационные и методические материалы для врачей и пациентов, которые позволяют внедрить современные эффективные формы обучения и этим повысить его качество.
Основные принципы организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией утверждены организационно-методическим письмом Минздрава России от 2 августа 2002 г.
Разработаны методические материалы к письму:

  1. для врачей по структурированному обучению пациентов — 8 занятий со слайдами;
  2. для пациентов — дневник пациента;
  3. для подготовки врачей — программа организации школ здоровья в учреждениях первичного звена здравоохранения (тематическое усовершенствование на 72 ч).

С октября 2002 г. на постоянной основе проводится подготовка врачей по организации и проведению школ для пациентов по унифицированной технологии в ФГУ «ГНИЦ профилактической медицины» Росмедтехнологий в рамках деятельности Координационного центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России.
Внедрение школ для пациентов с артериальной гипертонией в реальную практику позволяет уже в течение одного года убедиться в их эффективности: стойко возрастает процент достижения целевого уровня артериального давления (АД) у пациентов, уменьшается частота факторов риска (ФР), определяющих прогноз сердечно-сосудистых осложнений, и, соответственно, риск осложнений, что позволяет контролировать АГ. Длительное наблюдение подтверждает, что у пациентов, прошедших обучение в школах, прогноз течения заболевания и жизни лучше по сравнению с обычным лечением.

В книге «Школа здоровья. Артериальная гипертония» руководство для врачей изложены сведения по организации и проведению школ здоровья для больных с артериальной гипертонией. Подробно представлена информация о здоровом питании, физической активности, вреде курения и методах борьбы с ним, о степенях ожирения и метаболическом синдроме, психо-эмоциональных факторах. Отдельный раздел посвящен медикаментозному лечению артериальной гипертонии. Приложение на компакт-диске содержит слайд-презентации, соответствующие темам проводимых занятий, и материалы для пациентов. Впервые в пособии объединены информационная часть и мотивационные методы обучения пациентов, направленные на повышение заинтересованности пациентов в выполнении врачебных назначений и устранение поведенческих факторов риска.
«Школа здоровья. Артериальная гипертония» разработана специалистами Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины под эгидой Всероссийского научного общества кардиологов, предназначена врачам-кардиологам, терапевтам, врачам общей практики, врачам, проводящим занятия в школе здоровья для больных с артериальной гипертонией, и врачам смежных специальностей.

Содержание книги

«Школа здоровья. Артериальная гипертония»

Нормативная основа организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

  1. Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в школе
  2. Целевая группа пациентов
  3. Программа обучения пациентов
  4. Организационные модели школ здоровья
  5. Факторы, позволяющие добиться успеха при обучении в школах здоровья

Методические материалы для врачей по проведению занятий в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией
Что надо знать об артериальной гипертонии?

  1. Знакомство, представление участников
  2. Описание целей обучения
  3. Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным?
  4. Что такое артериальная гипертония?
  5. Течение артериальной гипертонии, клинические проявления
  6. «Органы-мишени»
  7. Степень артериальной гипертонии
  8. Факторы, влияющие на повышение артериального давления
  9. Выявление индивидуальных управляемых факторов риска
  10. Составление индивидуального плана действий для каждого пациента
  11. Как правильно измерять артериальное давление?

Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

  1. Описание цели и сценария занятия
  2. Каким должно быть питание здорового человека?
  3. Подсчёт суточных энергозатрат и энергетической ценности пищевого рациона
  4. Принципы здорового питания
  5. Связь питания и артериального давления. Как влияет питание на артериальную гипертонию?
  6. Составление списка изменений в привычках питания и дополнение индивидуального плана оздоровления
  7. Составление суточного меню для пациентов с артериальной гипертонией

Ожирение и артериальная гипертония

  1. Описание цели и сценария занятия
  2. Что такое ожирение? Методы оценки. Понятие о метаболическом синдроме
  3. Расчёт нормальной массы тела, индекса массы тела, степени избыточной массы тела
  4. Основные принципы и типы диет при ожирении
  5. Особенности коррекции контроля артериальной гипертонии при метаболическом синдроме
  6. Аутогенная тренировка. Ролевые игры
  7. Аутотренинг
Читайте также:  Продукты которые можно есть при гипертонии

Физическая активность и здоровье

  1. Описание цели и задач, знакомство с планом занятия. Выяснение пожеланий участников. Дополнительные вопросы
  2. Что такое физическая активность?
  3. Какова физическая активность нашего населения?
  4. Что такое физическая работоспособность?
  5. Оценка физической активности
  6. Как оценить физическую тренированность?
  7. Какова цель повышения физической активности?
  8. Как аэробная физическая активность влияет на здоровье?
  9. Как избежать осложнений при физических тренировках?
  10. Как повысить повседневную физическую активность?
  11. Как одеваться для занятий физкультурой?
  12. Как контролировать интенсивность физической нагрузки?
  13. Как построить занятие по повышению физической активности?
  14. Как построить программу тренирующих занятий?
  15. Как оценить эффективность тренирующего воздействия физической активности?
  16. Каковы основные мотивы повышения физической активности в пожилом возрасте?
  17. Есть ли особенности для лиц с ожирением?

Курение и здоровье

  1. Знакомство, представление участников. Описание цели и сценария занятия. Выяснение пожеланий. Дополнение. Ответы на вопросы
  2. Выявление информированности слушателей о курении; их отношения к курению
  3. Компоненты табачного дыма. Влияние курения на индивидуальное здоровье. Мифы о «лёгких» сигаретах
  4. Метод опроса: оценка типа курительного поведения и статуса курения
  5. Причины закуривания и курения. Никотиновая зависимость. Почему люди курят? Почему курят дети? Почему курят взрослые? Почему я курю, почему курят другие?
  6. Заполнение вопросника «Оценка степени никотиновой зависимости»
  7. Современные методы лечения табакокурения
  8. Оценка степени мотивированности и готовности к отказу от курения

Стресс и здоровье

  1. Знакомство, представление участников. Описание цели и сценария занятия. Выяснение пожеланий слушателей. Ответы на вопросы
  2. Что такое «стресс»? Природа стресса
  3. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса
  4. Метод самооценки уровня стресса. Тест Ридера. Оценка. Обсуждение
  5. Определение стрессового поведения, которое необходимо изменить
  6. Обсуждение-дискуссия по выявлению приоритетных вопросов темы
  7. Методы преодоления стресса
  8. Знакомство с методом глубокого дыхания
  9. Знакомство с методом аутогенной тренировки
  10. Стресс и вредные привычки (курение и др.). Преодоление стресса, связанного с вредными привычками
  11. Десять заповедей преодоления стресса и стрессовых реакций
  12. Вопросы-ответы. Обмен мнениями. Обсуждение

Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как поднять доверие пациентов к лечению?

  1. Описание цели занятия
  2. Выяснение вопросов, наиболее интересующих слушателей
  3. Правовые основы информирования больных в РФ. Зачем нужно информировать пациентов?
  4. Цель лечения и контроля АГ
  5. Общая дискуссия, обмен мнениями, высказывание пожеланий

Заключительное. «Круглый стол»

  1. Описание целей занятия
  2. Проверка знаний и навыков, полученных в школе
  3. Заполнение оценочной анкеты
  4. Обмен мнениями об обучении в школе
  5. Пожелания на будущее

Оценка эффективности школ здоровья для больных с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

  1. Индикаторы объёма, полноты, медицинской и медико-социальной эффективности
  2. Оценка эффективности работы школ для различных контингентов больных с АГ в практическом здравоохранении
    1. Больные с АГ, находящиеся под диспансерным наблюдением по месту жительства (опыт Хабаровского края)
    2. Больные с АГ, обращающиеся за консультативной помощью в региональный кардиологический диспансер (опыт г. Иваново)
    3. Больные с мягкой и умеренной АГ, активно выявленные при профилактическом обследовании в территориальной поликлинике (опыт г. Москвы)

Список рекомендуемой литературы

Содержание компакт-диска

  1. Слайд-презентации к занятиям
  2. Материалы для пациентов
  3. Самоучитель здоровья для пациентов с артериальной гипертонией
  4. Дневник пациента с артериальной гипертонией
  5. Опросники и шкалы, используемые при проведении школы
  6. Дополнительная информация для пациентов
  7. Медицинские калькуляторы
  8. Интернет-ресурсы, связанные с кардиологией
  9. Международная классификация болезней десятого пересмотра

скачать книгу:

«Артериальная гипертония — Руководство для врачей + CD»

Источник

Артериальная гипертония — Оганов Р.Г. — Руководство для врачей

Оганов гипертония что такое Год выпуска: 2008

Автор: Оганов Р.Г.

Жанр: Кардиология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: История создания в России школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает около 10 лет. Накоплен богатый опыт обучения в школах пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца (ИБС), заболеваниями желудочно-кишечного тракта и др. Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) проводится в различных регионах на протяжении последних 10—12 лет. В Московской области работают школы в Московском областном кардиологическом центре (г. Жуковский), в городах Щёлкове, Воскресенске, Балашихе и др. Имеется опыт работы школ и в других регионах России (Хабаровск, Москва, Вологда, Красноярск и др.).

Школы для пациентов с артериальной гипертонией включены в классификатор медицинских услуг (шифр 04.015.01, где 04 — медицинские услуги по профилактике; 015 — кардиология; 01 — школа для пациентов с артериальной гипертонией как вид услуги), что дало основание разработать унифицированную технологию обучения пациентов и оценки её эффективности.

В 2002 г. специалисты ведущих учреждений России по проблемам профилактической кардиологии (Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Российский кардиологический научно-производственный комплекс, Московский областной кардиологический центр) обобщили существующий по этой теме опыт. На базе доказательной медицины были разработаны типовые информационные и методические материалы для врачей и пациентов, которые позволяют внедрить современные эффективные формы обучения и этим повысить его качество.

Основные принципы организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией утверждены организационно-методическим письмом Минздрава России от 2 августа 2002 г.

Читайте также:  Лекарство от гипертонии томск

Разработаны методические материалы к письму:

  1. для врачей по структурированному обучению пациентов — 8 занятий со слайдами;
  2. для пациентов — дневник пациента;
  3. для подготовки врачей — программа организации школ здоровья в учреждениях первичного звена здравоохранения (тематическое усовершенствование на 72 ч).

С октября 2002 г. на постоянной основе проводится подготовка врачей по организации и проведению школ для пациентов по унифицированной технологии в ФГУ «ГНИЦ профилактической медицины» Росмедтехнологий в рамках деятельности Координационного центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России.

Внедрение школ для пациентов с артериальной гипертонией в реальную практику позволяет уже в течение одного года убедиться в их эффективности: стойко возрастает процент достижения целевого уровня артериального давления (АД) у пациентов, уменьшается частота факторов риска (ФР), определяющих прогноз сердечно-сосудистых осложнений, и, соответственно, риск осложнений, что позволяет контролировать АГ. Длительное наблюдение подтверждает, что у пациентов, прошедших обучение в школах, прогноз течения заболевания и жизни лучше по сравнению с обычным лечением.

В книге «Школа здоровья. Артериальная гипертония» руководство для врачей изложены сведения по организации и проведению школ здоровья для больных с артериальной гипертонией. Подробно представлена информация о здоровом питании, физической активности, вреде курения и методах борьбы с ним, о степенях ожирения и метаболическом синдроме, психо-эмоциональных факторах. Отдельный раздел посвящен медикаментозному лечению артериальной гипертонии. Приложение на компакт-диске содержит слайд-презентации, соответствующие темам проводимых занятий, и материалы для пациентов. Впервые в пособии объединены информационная часть и мотивационные методы обучения пациентов, направленные на повышение заинтересованности пациентов в выполнении врачебных назначений и устранение поведенческих факторов риска.

«Школа здоровья. Артериальная гипертония» разработана специалистами Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины под эгидой Всероссийского научного общества кардиологов, предназначена врачам-кардиологам, терапевтам, врачам общей практики, врачам, проводящим занятия в школе здоровья для больных с артериальной гипертонией, и врачам смежных специальностей.

Содержание книги

«Школа здоровья. Артериальная гипертония»

Нормативная основа организации школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

  1. Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в школе
  2. Целевая группа пациентов
  3. Программа обучения пациентов
  4. Организационные модели школ здоровья
  5. Факторы, позволяющие добиться успеха при обучении в школах здоровья

Методические материалы для врачей по проведению занятий в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Что надо знать об артериальной гипертонии?

  1. Знакомство, представление участников
  2. Описание целей обучения
  3. Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным?
  4. Что такое артериальная гипертония?
  5. Течение артериальной гипертонии, клинические проявления
  6. «Органы-мишени»
  7. Степень артериальной гипертонии
  8. Факторы, влияющие на повышение артериального давления
  9. Выявление индивидуальных управляемых факторов риска
  10. Составление индивидуального плана действий для каждого пациента
  11. Как правильно измерять артериальное давление?

Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

  1. Описание цели и сценария занятия
  2. Каким должно быть питание здорового человека?
  3. Подсчёт суточных энергозатрат и энергетической ценности пищевого рациона
  4. Принципы здорового питания
  5. Связь питания и артериального давления. Как влияет питание на артериальную гипертонию?
  6. Составление списка изменений в привычках питания и дополнение индивидуального плана оздоровления
  7. Составление суточного меню для пациентов с артериальной гипертонией

Ожирение и артериальная гипертония

  1. Описание цели и сценария занятия
  2. Что такое ожирение? Методы оценки. Понятие о метаболическом синдроме
  3. Расчёт нормальной массы тела, индекса массы тела, степени избыточной массы тела
  4. Основные принципы и типы диет при ожирении
  5. Особенности коррекции контроля артериальной гипертонии при метаболическом синдроме
  6. Аутогенная тренировка. Ролевые игры
  7. Аутотренинг

Физическая активность и здоровье

  1. Описание цели и задач, знакомство с планом занятия. Выяснение пожеланий участников. Дополнительные вопросы
  2. Что такое физическая активность?
  3. Какова физическая активность нашего населения?
  4. Что такое физическая работоспособность?
  5. Оценка физической активности
  6. Как оценить физическую тренированность?
  7. Какова цель повышения физической активности?
  8. Как аэробная физическая активность влияет на здоровье?
  9. Как избежать осложнений при физических тренировках?
  10. Как повысить повседневную физическую активность?
  11. Как одеваться для занятий физкультурой?
  12. Как контролировать интенсивность физической нагрузки?
  13. Как построить занятие по повышению физической активности?
  14. Как построить программу тренирующих занятий?
  15. Как оценить эффективность тренирующего воздействия физической активности?
  16. Каковы основные мотивы повышения физической активности в пожилом возрасте?
  17. Есть ли особенности для лиц с ожирением?

Курение и здоровье

  1. Знакомство, представление участников. Описание цели и сценария занятия. Выяснение пожеланий. Дополнение. Ответы на вопросы
  2. Выявление информированности слушателей о курении; их отношения к курению
  3. Компоненты табачного дыма. Влияние курения на индивидуальное здоровье. Мифы о «лёгких» сигаретах
  4. Метод опроса: оценка типа курительного поведения и статуса курения
  5. Причины закуривания и курения. Никотиновая зависимость. Почему люди курят? Почему курят дети? Почему курят взрослые? Почему я курю, почему курят другие?
  6. Заполнение вопросника «Оценка степени никотиновой зависимости»
  7. Современные методы лечения табакокурения
  8. Оценка степени мотивированности и готовности к отказу от курения

Стресс и здоровье

  1. Знакомство, представление участников. Описание цели и сценария занятия. Выяснение пожеланий слушателей. Ответы на вопросы
  2. Что такое «стресс»? Природа стресса
  3. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса
  4. Метод самооценки уровня стресса. Тест Ридера. Оценка. Обсуждение
  5. Определение стрессового поведения, которое необходимо изменить
  6. Обсуждение-дискуссия по выявлению приоритетных вопросов темы
  7. Методы преодоления стресса
  8. Знакомство с методом глубокого дыхания
  9. Знакомство с методом аутогенной тренировки
  10. Стресс и вредные привычки (курение и др.). Преодоление стресса, связанного с вредными привычками
  11. Десять заповедей преодоления стресса и стрессовых реакций
  12. Вопросы-ответы. Обмен мнениями. Обсуждение
Читайте также:  Спорт при артериальной гипертонии

Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как поднять доверие пациентов к лечению?

  1. Описание цели занятия
  2. Выяснение вопросов, наиболее интересующих слушателей
  3. Правовые основы информирования больных в РФ. Зачем нужно информировать пациентов?
  4. Цель лечения и контроля АГ
  5. Общая дискуссия, обмен мнениями, высказывание пожеланий

Заключительное. «Круглый стол»

  1. Описание целей занятия
  2. Проверка знаний и навыков, полученных в школе
  3. Заполнение оценочной анкеты
  4. Обмен мнениями об обучении в школе
  5. Пожелания на будущее

Оценка эффективности школ здоровья для больных с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

  1. Индикаторы объёма, полноты, медицинской и медико-социальной эффективности
  2. Оценка эффективности работы школ для различных контингентов больных с АГ в практическом здравоохранении
    1. Больные с АГ, находящиеся под диспансерным наблюдением по месту жительства (опыт Хабаровского края)
    2. Больные с АГ, обращающиеся за консультативной помощью в региональный кардиологический диспансер (опыт г. Иваново)
    3. Больные с мягкой и умеренной АГ, активно выявленные при профилактическом обследовании в территориальной поликлинике (опыт г. Москвы)

Список рекомендуемой литературы

Содержание компакт-диска

Автор(ы): Оганов Р.Г. Мамедов М.Н.

Издательство: «МЕДИ Экспо»

Качество: отличное

Язык: русский

Вашему вниманию предлагаются клинические рекомендации (руководства), разработанные группами экспертов Всероссийского научного общества кардиологов и утвержденные на Российских Национальных конгрессах

кардиологов. Клинические рекомендации — это периодически положения, помогающие практическому врачу и пациенту принять правильное решение, касающееся его здоровья, в специфических клинических условиях.

Основу этих рекомендаций составляют клинические исследования и сделанный на их основе систематизированный обзор и мета-анализ. Клинические рекомендации обычно являются результатом длительной совместной

работы специалистов, утверждаются профессиональными медицинскими обществами и предназначены врачам и организаторам здравоохранения, которые могут их использовать для подбора оптимальной терапии,

разработки индикаторов качества и управления лечебно-диагностическим процессом, создания типовых табелей оснащения, непрерывного повышения квалификации врачей, формирования объемов медицинской помощи

в рамках государственных гарантий.

К сожалению, во всем мире, Россия не является исключением, существует оольшой разрыв между существующими рекомендациями и реальной клинической практикой. На то имеются различные причины:

— врачи не знают об их существовании, или не верят им;

— врачи считают, что они перегружены рекомендациями;

— врачи полагаются на личный опыт и на впечатления, что выбранный ими терапевтический подход является наилучшим;

— на решения врачей влияют экономические и социальные факторы.

Мы надеемся, что издание рекомендаций ВНОК в виде одной монографии облегчит их использование врачами в практической работе и будет способствовать повышению качества оказания помощи

кардиологическим больным.

Приветственное слово 3

РАЗДЕЛ I

Диагностика и лечение артериальной гипертензии

Диагностика и лечение артериальной

4.1. Правила измерения АД 12

4.1.1. Способы измерения АД 12

4.1.2. Положение больного 12

4.1.3. Условия измерения АД 12

4.1.4. Оснащение 12

4.1.5. Кратность измерения 13

4.1.6. Техника измерения 13

4.1.7. Измерение АД в домашних условиях 13

4.1.8. Суточное мониторирование АД 14

4.1.9. Изолированная клиническая АГ 14

4.1.10. Изолированная амбулаторная АГ(ИААГ) 15

4.1.11. Центральное АД 15

4.2. Методы обследования 16

4.2.1. Сбор анамнеза 16

4.2.2. Физикальное обследование 16

4.2.3. Лабораторные и инструментальные методы исследования 16

4.2.4. Исследование состояния органов-мишеней 16

4.2.5. Генетический анализ у больных АГ 17

5. Тактика ведения больных АГ 17

5.1. Цели терапии 17

5.2. Общие принципы ведения больных 19

Оганов Рафаэль Гегамович

видеолекций

доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, отличник здравоохранения, лауреат Государственной премии РСФСР в области киноискусства (за цикл документальных фильмов о кардиологии), лауреат премии правительства Российской Федерации по науке и технике, лауреат премии «Профессия — жизнь» (в номинации «Мэтр мировой медицины»).

В 2005-2008 г. Р.Г. Оганов — главный внештатный специалист-эксперт кардиолог Минздравсоцразвития РФ, в 2008-2011 г. — главный внештатный специалист-эксперт по профилактической медицине. Президент Всероссийского научного общества кардиологов (1999-2011г.), член Европейского общества кардиологов (с 1991 г.) и Американского колледжа кардиологов (с 2011 г.).

Вся научная, врачебная и организаторская деятельность Р. Г. Оганова была посвящена развитию кардиологической науки и кардиологической службы в нашей стране. Во многом благодаря его усилиям в Российской Федерации был создан научно-исследовательский центр, основной задачей которого стали изучение и анализ эпидемиологической ситуации в отношении сердечно-сосудистых и других хронических неинфекционных заболеваний, их факторов риска в стране, разработка и внедрение профилактических программ. За высокий профессионализм и научные достижения Р.Г. Оганов награжден Орденом «Знак почета».

Источник