Оценка функционального состояния пациента артериальное давление
Оценка
функционального состояния пациента
Медицинская
сестра в приемном отделении измеряет
температуру, проверяет документы
поступающих больных; извещает дежурного
врача о прибытии больного и его состоянии;
заполняет на больного паспортную часть
истории болезни, регистрирует в книге
учета больных, находящихся на стационарном
лечении; заносит паспортную часть
больного в алфавитную книгу; при
удовлетворительном состоянии больного
производит антропометрию (измеряет
рост, окружность груди, взвешивает);
быстро и четко выполняет назначение
врача по оказанию неотложной помощи,
строго соблюдая асептику; принимает
под квитанцию от больного ценности, при
этом объясняет порядок их получения,
знакомит с правилами поведения в
больнице; организовывает санитарную
обработку больного, сдачу (при
необходимости) его вещей на дезинфекцию
(дезинсекцию); заблаговременно сообщает
(по телефону) дежурной медицинской
сестре отделения о поступлении больного;
организовывает отправку больного в
отделение или сама его сопровождает.
Для
общей оценки состояния больного
медицинская сестра должна определить
следующие показатели.
• Общее
состояние больного.
• Положение
больного.
• Состояние
сознания больного.
•
Антропометрические
данные.
Общее
состояние больного
Оценку
общего состояния (степени тяжести
состояния) осуществляют после комплексной
оценки больного (с применением как
объективных, так и субъективных методов
исследования).
Общее
состояние может быть определено
следующими градациями.
•
Удовлетворительное.
• Средней
тяжести.
• Тяжёлое.
• Крайне
тяжёлое (предагональное).
• Терминальное
(агональное).
• Состояние
клинической смерти.
Если
больной находится в удовлетворительном
состоянии, проводят антропометрию.
Антропометрия
(греч. antropos
– человек, metreo
– измерять) – оценка телосложения
человека путём измерения ряда параметров,
из которых основными (обязательными)
выступают рост, масса тела и окружность
грудной клетки. Медицинская сестра
регистрирует необходимые антропометрические
показатели на титульном листе медицинской
карты стационарного больного
Результаты
измерения температуры заносят в
Индивидуальный температурный лист. Его
заводят в приемном отделении вместе с
медицинской картой на каждого пациента,
поступающего в стационар.
Помимо
графической регистрации данных измерения
температуры (шкала «Т»), в нем строят
кривые частоты пульса (шкала «П») и
артериального давления (шкала «АД»). В
нижней части температурного листа
записывают данные подсчета частоты
дыхания в 1 мин, массу тела, а также
количество выпитой за сутки жидкости
и выделенной мочи (в мл). Данные о дефекации
(«стул») и проведенной санитарной
обработке обозначают знаком «+».
Сестринский
персонал должен уметь определять
основные свойства пульса: ритм, частоту,
напряжение.
Ритм
пульса определяют по интервалам между
пульсовыми волнами. Если пульсовые
колебания стенки артерии возникают
через равные промежутки времени,
следовательно, пульс ритмичный. При
нарушениях ритма наблюдается неправильное
чередование пульсовых волн — неритмичный
пульс. У здорового человека сокращение
сердца и пульсовая волна следуют друг
за другом через равные промежутки
времени.
Частоту
пульса подсчитывают в течение 1 мин. В
покое у здорового человека пульс 60—80
в мин. При учащении сердечных сокращений
(тахикардия) число пульсовых волн
увеличивается, а при замедлении сердечного
ритма (брадикардия) пульс редкий.
Напряжение
пульса определяют по той силе, с которой
исследователь должен прижать лучевую
артерию, чтобы полностью прекратились
ее пульсовые колебания.
Зависит
напряжение пульса, прежде всего от
величины систолического артериального
давления. При нормальном артериальном
давлении артерия сдавливается умеренным
усилием, поэтому в норме пульс умеренного
напряжения. При высоком артериальном
давлении артерию сжать труднее — такой
пульс называют напряженным, или твердым.
Прежде чем исследовать пульс, нужно
убедиться, что человек спокоен, не
волнуется, не напряжен, его положение
комфортное. Если пациент выполнял
какую-то физическую нагрузку (быстрая
ходьба, работа по дому) , перенес
болезненную процедуру, получил плохое
известие, исследование пульса следует
отложить, поскольку эти факторы могу т
увеличить частоту и изменить другие
свойств а пульса.
Данные,
полученные при исследовании пульса на
лучевой артерии, записывают в «Медицинскую
карту стационарного больного», план по
уходу или амбулаторную карту, указывая
ритм, частоту и напряжение.
Кроме
того, частоту пульса в стационарном
лечебном учреждении отмечают красным
карандашом в температурном листе. В
графу «П» (пульс) заносят частоту пульса
— от 50 до 160 в мин.
Измерение
артериального давления
Артериальным
(АД) называется давление, которое
образуется в артериальной системе
организма при сердечных сокращениях.
На его уровень влияют величина и скорость
сердечного выброса , частота и ритм
сердечных сокращений , периферическое
сопротивление стенок артерий. Артериальное
давление обычно измеряют в плечевой
артерии, в которой оно близко к давлению
в аорте (можно измерять в бедренной,
подколенной и других периферических
артериях).
Нормальные
показатели систолического АД колеблются
в пределах 100—120 мм рт. ст., диастолического
— 60—80 мм рт. ст. В определенной мере они
зависят и от возраста человека. Так, у
пожилых людей максимально допустимо
систолическое давление 150 мм рт. ст., а
диастолическое — 90 мм рт. ст. Кратковременное
повышение артериального давления
(преимущественно систолического)
наблюдается при эмоциональных нагрузках,
физическом напряжении.
Наблюдая
за дыханием, в некоторых случаях
необходимо определить его частоту. В
норме дыхательные движения ритмичны.
Частота дыхательных движений у взрослого
человека в покое составляет 16—20 в мин,
у женщи она на 2—4 дыхания больше, чем у
мужчин. В положении «лежа» число дыханий
обычно уменьшается (до 14—16 в мин), в
вертикальном положении — увеличивается
(18—20 в мин). У тренированных людей и
спортсменов частота дыхательных движений
может уменьшаться и достигать 6—8 в мин.
Совокупность
вдоха и следующего за ним выдоха считают
одним дыхательным движением. Количество
дыханий за 1 мин называют частотой
дыхательных движений (ЧДД) или просто
частотой дыхания.
Факторы,
приводящие к учащению сокращений сердца,
могут вызвать увеличение глубины и
учащение дыхания. Это — физическая
нагрузка, повышение температуры тела,
сильное эмоциональное переживание,
боль, кровопотеря и др. Наблюдение за
дыханием следует проводить незаметно
для пациента, так как он может произвольно
изменить частоту, глубину, ритм дыхания.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ñîñòîÿíèå ñîçíàíèÿ, ïîëîæåíèå áîëüíîãî â ïîñòåëè, ñîñòîÿíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, ïîíÿòèå î ïóëüñå, àðòåðèàëüíîì äàâëåíèå è äûõàíèè. Êîìà (ïîëíàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ) — ñâÿçàíà ñ ïîðàæåíèåì öåíòðîì ãîëîâíîãî ìîçãà. Ñîñòîÿíèå ñïÿ÷êè (ñòóïîð).
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
«Îöåíêà ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà. Îöåíêà ñîçíàíèÿ, ïîëîæåíèÿ òåëà, õàðàêòåðèñòèêà êîæè. Îöåíêà äûõàíèÿ, ïîäñ÷åò ïóëüñà, èçìåðåíèå àðòåðèàëüíîãîäàâëåíèÿ«
Îöåíêà îáùåãî ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà âêëþ÷àåò â ñåáÿ òàêèå ïîíÿòèÿ êàê ñîñòîÿíèå ñîçíàíèÿ, ïîëîæåíèå áîëüíîãî â ïîñòåëè, ñîñòîÿíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, ïîíÿòèå î ïóëüñå, àðòåðèàëüíîì äàâëåíèå è äûõàíèè.
Îöåíêà ñîñòîÿíèÿ ñîçíàíèÿ, âèäû ñîçíàíèÿ
Ðàçëè÷àþò íåñêîëüêî ñîñòîÿíèé ñîçíàíèÿ: ÿñíîå, ñòóïîð, ñîïîð, êîìà.
Ñòóïîð (îöåïåíåíèå) — ñîñòîÿíèå îãëóøåíèÿ. Ïàöèåíò ïëîõî îðèåíòèðóåòñÿ â îêðóæàþùåé îáñòàíîâêå, îòâå÷àåò íà âîïðîñû âÿëî, ñ îïîçäàíèåì, îòâåòû áûâàþò íåîñìûñëåííûìè.
Ñîïîð (ñóáêîìà) — ñîñòîÿíèå ñïÿ÷êè. Åñëè ïàöèåíòà âûâåñòè èç ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ãðîìêèì îòêëèêîì èëè òîðìîøåíèåì, òî îí ìîæåò îòâåòèòü íà âîïðîñ, à ïîòîì âíîâü âïàñòü â ãëóáîêèé ñîí.
Êîìà (ïîëíàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ) ñâÿçàíà ñ ïîðàæåíèåì öåíòðîì ãîëîâíîãî ìîçãà. Ïðè êîìå íàáëþäàåòñÿ ðàññëàáëåíèå ìûøö, óòðàòà ÷óâñòâèòåëüíîñòè è ðåôëåêñîâ, îòñóòñòâóþò ðåàêöèè íà ëþáûå ðàçäðàæèòåëè (ñâåòîâûå, áîëåâûå, çâóêîâûå). Êîìà ìîæåò áûòü ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå, êðîâîèçëèÿíèè â ìîçã, îòðàâëåíèÿõ, òÿæåëûõ ïîðàæåíèÿõ ïå÷åíè, ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. ñòóïîð êîìà àðòåðèàëüíûé
Ïðè íåêîòîðûõ çàáîëåâàíèÿõ íàáëþäàåòñÿ ðàññòðîéñòâà ñîçíàíèÿ, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæèò âîçáóæäåíèå öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ê íèì îòíîñèòñÿ áðåä, ãàëëþöèíàöèè (ñëóõîâûå è çðèòåëüíûå).
Îöåíêà ðåæèìà àêòèâíîñòè áîëüíîãî, âèäû ïîëîæåíèÿ
Âèäû ïîëîæåíèÿ áîëüíîãî â ïîñòåëè
1. àêòèâíîå ïîëîæåíèå — íàçûâàþò òàêîå ïîëîæåíèå, êîãäà ïàöèåíò â ñîñòîÿíèè ñàìîñòîÿòåëüíî ïîâåðíóòñÿ, ñåñòü, âñòàòü, îáñëóæèâàòü ñåáÿ.
2. ïàññèâíîå ïîëîæåíèå — íàçûâàåòñÿ ïîëîæåíèå, êîãäà ïàöèåíò î÷åíü ñëàá, èñòîøåí, íàõîäèòñÿ â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè, îáû÷íî íàõîäèòñÿ â ïîñòåëè è áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè íå ìîæåò èçìåíèòü ñâîåãî ïîëîæåíèÿ.
3. âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå — òàêîå ïîëîæåíèå â ïîñòåëè, êîòîðå çàíèìàåò ñàì áîëüíîé äëÿ îáëåã÷åíèÿ ñâîåãî ñòðàäàíèÿ, óìåíüøåíèå áîëåçíåííûõ ñèìïòîìîâ (êàøåëü, áîëü, îäûøêà). Ó ïàöèåíòîâ, ñòðàäàþùèõ ýêññóäàòèâíûì ïåðèêàðäèòîì, áîëè è äûõàíèå ïàöèåíòà îáëåã÷àþòñÿ ïðè êîëåííî-ëîêòåâîì ïîëîæåíèè. Ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñåðäöà áîëüíîé âñëåäñòâèå îäûøêè ñòðåìèòñÿ ïðèíÿòü ñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå ñî ñâåøåííûìè íîãàìè.
Îöåíêà ñîñòîÿíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê
Îñìîòð êîæè ïîçâîëÿåò: âûÿâèò èçìåíåíèÿ îêðàñêè, ïèãìåíòàöèþ, øåëóøåíèå, ñûïü, ðóáöû, êðîâîèçëèÿíèå, ïðîëåæíè è ò.ä.
Èçìåíåíèå öâåòà êîæè çàâèñèò îò òîëùèíû êîæè, ïðîñâåòà ñîñóäîâ êîæè. Îêðàñêà êîæè ìîæåò èçìåíÿòüñÿ èç-çà îòëîæåíèÿ â å¸ òîëùå ïèãìåíòîâ.
1. áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ìîæåò áûòü ïîñòîÿííîé è âðåìåííîé. Áëåäíîñòü ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ êðîâîïîòåðÿìè õðîíè÷åñêîãî è îñòðîãî õàðàêòåðà (ìàòî÷íîå êðîâîòå÷åíèå, ÿçâåííàÿ áîëåçíü), ìîæåò áûòü ïðè àíåìèè, îáìîðîêàõ. Âðåìåííàÿ áëåäíîñòü ìîæåò âîçíèêíóòü ïðè ñïàçìå êîæíûõ ñîñóäîâ ïðè èñïóãå, îõëàæäåíèè, âî âðåìÿ îçíîáà.
2. íåíîðìàëüíàÿ êðàñíîòà êîæè çàâèñèò îò ðàñøèðåíèÿ è ïåðåïîëíåíèÿ êðîâüþ ìåëêèõ ñîñóäîâ êîæè (íàáëþäàåòñÿ ïðè ïñèõè÷åñêîì âîçáóæäåíèè). Êðàñíûé öâåò êîæè ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ çàâèñèò îò áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ è ãåìîãëîáèíà â êðîâè (ïîëèöèòåìèÿ).
3. öèàíîç — ñèíåâàòî-ôèîëåòîâàÿ îêðàñêà êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ñâÿçàíà ñ ÷ðåçìåðíûì óâåëè÷åíèåì â êðîâè óãëåêèñëîòû è íåäîñòàòîê íàñûùåíèÿ å¸ êèñëîðîäîì. Ðàçëè÷àþò îáùèé è ìåñòíûé. Îáùèé ðàçâèâàåòñÿ ïðè ñåðäå÷íî è ëåãî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè; íåêîòîðûõ âðîæäåííûõ ïîðîêàõ ñåðäöà, êîãäà ÷àñòü âåíîçíîé êðîâè, ìèíóþ ëåãêèå, ñìåøèâàåòñÿ ñ àðòåðèàëüíîé; ïðè îòðàâëåíèÿ ÿäàìè (áåðòîëåòîâà ñîëü, àíèëèí, íèòðîáåíçëîë), ïðåâðàùàþùèìè ãåìîãëîáèí â ìåòãåìîãëîáèí; ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ ëåãêèõ âñëåäñòâèå ãèáåëè èõ êàïèëëÿðîâ (ïíåâìîñêëåðîç, ýìôèçåìà ëåãêèõ). Ìåñòíûé — ðàçâèâàþùèéñÿ íà îòäåëüíûõ ó÷àñòêàõ, ìîæåò çàâèñåòü îò çàêóïîðêè èëè ñäàâëåíèÿ âåí, ÷àùå íà ïî÷âå òðîìáîôëåáèòà.
4. æåëòóõà — îêðàøèâàíèå êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê âñëåäñòâèå îòëîæåíèÿ â íèõ æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ. Ïðè æåëòóõå âñåãäà íàáëþäàåòñÿ æåëòîå îêðàøèâàíèå ñêëåð è òâåðäîãî íåáà, ÷òî îòëè÷àåò å¸ îò ïîæåëòåíèÿ äðóãîãî ïðîèñõîæäåíèÿ (çàãàð, ïðèìåíåíèå àêðèõèíà). Æåëòóøíîå îêðàøèâàíèå êîæè íàáëþäàåòñÿ ïðè èçáûòî÷íîì ñîäåðæàíèè æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ â êðîâè. Ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå ôîðìû æåëòóõè:
à) ïîäïå÷åíî÷íàÿ(ìåõàíè÷åñêàÿ) — â ñëó÷àå íàðóøåíèÿ íîðìàëüíîãî îòòîêà æåë÷è èç ïå÷åíè â êèøå÷íèê ïî æåë÷íîìó ïðîòîêó ïðè çàêóïîðêå åãî æåë÷íûì êàìíåì èëè îïóõîëüþ, ïðè ñïàéêàõ è âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèÿõ â æåë÷íûõ ïóòÿõ;
á) ïå÷åíî÷íàÿ — åñëè æåë÷ü, îáðàçîâàâøàÿñÿ â êëåòêå, ïîñòóïàåò íå òîëüêî â æåë÷íûå õîäû, íî è â êðîâåíîñíûå ñîñóäû;
â) íàäïå÷åíî÷íàÿ (ãåìîëèòè÷åñêàÿ) — â ðåçóëüòàòå èçáûòî÷íîãî îáðàçîâàíèÿ æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ â îðãàíèçìå âñëåäñòâèå çíà÷èòåëüíîãî ðàñïàäà ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèç), êîãäà îñâîáîæäàþòñÿ ìíîãî ãåìîãëîáèíà, èç-çà êîòîðîãî îáðàçóåòñÿ áèëèðóáèí.
5. áðîíçîâîå — èëè òåìíî-áóðîå, ñâîéñòâåííî àääèñîíîâîé áîëåçíè (ïðè íåäîñòàòêå ôóíêöèè êîðû íàäïî÷å÷íèêîâ).
Óñèëåííàÿ ïèãìåíòàöèÿ ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé èçìåíåíèÿ öâåòà êîæè. Ïèãìåíòàöèÿ áûâàåò ìåñòíîé è îáùåé. Èíîãäà íà êîæå èìåþòñÿ îãðàíè÷åííûå ó÷àñòêè ïèãìåíòàöèè — âåñíóøêè, ðîäèìûå ïÿòíà. Àëüáèíèçìîì íàçûâàåòñÿ ÷àñòè÷íîå èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå ïèãìåíòàöèè, îòñóòñòâèå ïèãìåíòàöèè íà îòäåëüíûõ ó÷àñòêàõ êîæè íàçûâàåòñÿ âèòèëèãî.
Êîæíûå ñûïè — íàèáîëåå õàðàêòåðíûå âûñûïàíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ïðè êîæíûõ, îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ.
Âëàæíîñòü êîæè çàâèñèò îò ïîòîîòäåëåíèè. Ïîâûøåííàÿ âëàæíîñòü íàáëþäàåòñÿ ïðè ðåâìàòèçìå, òóáåðêóëåçå, äèôôóçíîì òîêñè÷åñêîì çîáå. Ñóõîñòü — ïðè ìèêñåäåìå, ñàõàðíîì è íåñàõàðíîì ìî÷åèçíóðåíèè, ïîíîñàõ, îáùåì èñòîùåíèè.
Òóðãîð êîæè — å¸ íàïðÿæåíèå, ýëàñòè÷íîñòü. Çàâèñèò îò ñîäåðæàíèÿ â íåé âíóòðèêëåòî÷íîé æèäêîñòè, êðîâè, ëèìôû è ñòåïåíè ðàçâèòèÿ ïîäêîæíî-æèðîâîé êëåò÷àòêè.
Ïóëüñ è åãî õàðàêòåðèñòèêà
Àðòåðèàëüíûé ïóëüñ — ýòî ðèòìè÷íûå êîëåáàíèÿ ñòåíêè àðòåðèè, îáóñëîâëåííûå âûáðîñîì êðîâè â àðòåðèàëüíóþ ñèñòåìó â òå÷åíèå îäíîãî ñîêðàùåíèÿ ñåðäöà. Ðàçëè÷àþò öåíòðàëüíûé (íà àîðòå, ñîííûõ àðòåðèÿõ) è ïåðèôåðè÷åñêèé (íà ëó÷åâîé, òûëüíîé àðòåðèè ñòîïû è íåêîòîðûõ äðóãèõ àðòåðèÿõ) ïóëüñ.
 äèàãíîñòè÷åñêèõ öåëÿõ ïóëüñ îïðåäåëÿþò è íà âèñî÷íîé, áåäðåííîé, ïëå÷åâîé, ïîäêîëåííîé, çàäíåé áîëüøåáåðöîâîé è äðóãèõ àðòåðèÿõ.
×àùå âñåãî ïóëüñ èññëåäóþò ó âçðîñëûõ íà ëó÷åâîé àðòåðèè, êîòîðàÿ ðàñïîëîæåíà ïîâåðõíîñòíî ìåæäó øèëîâèäíûì îòðîñòêîì ëó÷åâîé êîñòè è ñóõîæèëèåì âíóòðåííåé ëó÷åâîé ìûøöû.
Èññëåäóÿ àðòåðèàëüíûé ïóëüñ, âàæíî îïðåäåëèòü åãî ÷àñòîòó, ðèòì, íàïîëíåíèå, íàïðÿæåíèå è äðóãèå õàðàêòåðèñòèêè. Õàðàêòåð ïóëüñà çàâèñèò îò ýëàñòè÷íîñòè ñòåíêè àðòåðèè.
×àñòîòà — ýòî êîëè÷åñòâî ïóëüñîâûõ âîëí â 1 ìèíóòó.  íîðìå ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ïóëüñ 60-80 óäàðîâ â ìèíóòó. Ó÷àùåíèå ïóëüñà áîëåå 85-90 óäàðîâ â ìèíóòó íàçûâàåòñÿ òàõèêàðäèåé. Óðåæåíèå ïóëüñà ìåíåå 60 óäàðîâ â ìèíóòó íàçûâàåòñÿ áðàäèêàðäèåé. Îòñóòñòâèå ïóëüñà íàçûâàåòñÿ àñèñèòîëèåé. Ïðè ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðû òåëà íà ÃÑ ïóëüñ óâåëè÷èâàåòñÿ ó âçðîñëûõ íà 8-10 óäàðîâ â ìèíóòó.
Ðèòì ïóëüñà îïðåäåëÿþò èíòåðâàëîì ìåæäó ïóëüñîâûìè âîëíàìè. Åñëè îíè îäèíàêîâûå — ïóëüñ ðèòìè÷íûé (ïðàâèëüíûé), åñëè ðàçíûå — ïóëüñ àðèòìè÷íûé (íåïðàâèëüíûé). Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà ñîêðàùåíèå ñåðäöà è ïóëüñîâàÿ âîëíà ñëåäóåò äðóã çà äðóãîì ÷åðåç ðàâíûå ïðîìåæóòêè âðåìåíè. Åñëè åñòü ðàçíèöà ìåæäó êîëè÷åñòâîì ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé è ïóëüñîâûõ âîëí, òî òàêîå ñîñòîÿíèå íàçûâàåòñÿ äåôèöèòîì ïóëüñà (ïðè ìåðöàòåëüíîé àðèòìèè). Ïîäñ÷åò ïðîâîäÿò äâà ÷åëîâåêà: îäèí ñ÷èòàåò ïóëüñ, äðóãîé âûñëóøèâàåò òîíû ñåðäöà.
Íàïîëíåíèå ïóëüñà îïðåäåëÿåòñÿ ïî âûñîòå ïóëüñîâîé âîëíû è çàâèñèò îò ñèñòîëè÷åñêîãî îáúåìà ñåðäöà. Åñëè âûñîòà íîðìàëüíàÿ èëè óâåëè÷åíà, òî ïðîùóïûâàåòñÿ íîðìàëüíûé ïóëüñ (ïîëíûé); åñëè íåò — òî ïóëüñ ïóñòîé.
Íàïðÿæåíèå ïóëüñà çàâèñèò îò âåëè÷èíû àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è îïðåäåëÿåòñÿ ïî òîé ñèëå, êîòîðóþ íåîáõîäèìî ïðèëîæèòü äî èñ÷åçíîâåíèÿ ïóëüñà. Ïðè íîðìàëüíîì äàâëåíèè àðòåðèÿ ñäàâëèâàåòñÿ óìåðåííûì óñèëèåì, ïîýòîìó â íîðìå ïóëüñ óìåðåííîãî (óäîâëåòâîðèòåëüíîãî) íàïðÿæåíèÿ. Ïðè âûñîêîì äàâëåíèè, àðòåðèÿ ñäàâëèâàåòñÿ ñèëüíûì íàäàâëèâàíèåì òàêîé ïóëüñ íàçûâàåòñÿ íàïðÿæåííûì. Âàæíî íå îøèáèòüñÿ, òàê êàê ñàìà àðòåðèÿ ìîæåò áûòü ñêëåðîçèðîâàíà.  òàêîì ñëó÷àå íåîáõîäèìî èçìåðèòü äàâëåíèå è óáåäèòüñÿ â âîçíèêøåì ïðåäïîëîæåíèè.
Ïðè íèçêîì äàâëåíèè àðòåðèÿ ñäàâëèâàåòñÿ ëåãêî, ïóëüñ ïî íàïðÿæåíèþ íàçûâàåòñÿ ìÿãêèì (íåíàïðÿæåííûì).
Ïóñòîé, íåíàïðÿæåííûé ïóëüñ íàçûâàåòñÿ ìàëûì íèòåâèäíûì.
Äàííûå èññëåäîâàíèÿ ïóëüñà ôèêñèðóþòñÿ äâóìÿ ñïîñîáàìè: öèôðîâûì — â ìåäèöèíñêîé äîêóìåíòàöèè, æóðíàëàõ, è ãðàôè÷åñêèì — â òåìïåðàòóðíîì ëèñòå êðàñíûì êàðàíäàøîì â ãðàôå «Ï» (ïóëüñ). Âàæíî îïðåäåëèòü öåíó äåëåíèÿ â òåìïåðàòóðíîì ëèñòå.
Ïîäñ÷åò àðòåðèàëüíîãî ïóëüñà íà ëó÷åâîé àðòåðèè è îïðåäåëåíèå åãî ñâîéñòâ
Ìåñòà ïðîùóïûâàíèÿ ïóëüñà — âèñî÷íàÿ, ñîííàÿ, ëó÷åâàÿ, áåäðåííàÿ, ïîäêîëåííàÿ àðòåðèÿ.
Ïðèãîòîâüòå: ñåêóíäîìåð
Àëãîðèòì äåéñòâèé:
1. ïàöèåíòà óëîæèòå èëè óñàäèòå â óäîáíîå ïîëîæåíèå
2. çàõâàòèòå êèñòü ïàöèåíòà ïðàâîé ðóêîé â îáëàñòè ëó÷åçàïÿñòíîãî ñóñòàâà
3. íàùóïàéòå ïóëüñèðóþùóþ ëó÷åâóþ àðòåðèþ, íà ëàäîííîé ïîâåðõíîñòè ïðåäïëå÷üÿ, ó îñíîâàíèÿ 1 ïàëüöà.
4. Ïðèæìèòå àðòåðèþ (íå ñèëüíî) 2,3,4-ìè ïàëüöàìè
5. Ñîñ÷èòàéòå êîëè÷åñòâî ïóëüñîâûõ óäàðîâ â 1 ìèíóòó — ýòî ÷àñòîòà ïóëüñà
6. Îïðåäåëèòå íàïðÿæåíèå ïóëüñà — ñèëîé, íåîáõîäèìîé äëÿ ïðåêðàùåíèÿ ïóëüñàöèè ïóòåì íàäàâëèâàíèè íà ñòåíêó àðòåðèè.
7. Îïðåäåëèòå íàïîëíåíèå ïóëüñà — ïðè õîðîøåì íàïîëíåíèè ïîä ïàëüöåì ïðîùóïûâàåòñÿ ÷åòêàÿ ïóëüñîâàÿ âîëíà, ïðè ïëîõîì — ïóëüñîâàÿ âîëíà íå ÷åòêàÿ, ñëàáî ðàçëè÷àåìàÿ.
ÂÍÈÌÀÍÈÅ! Ïëîõîå íàïîëíåíèå ïóëüñà («íèòåâèäíûé ïóëüñ«) óêàçûâàåò íà îñëàáëåíèå ñåðäå÷íîé ìûøöû. Íåìåäëåííî ñîîáùèòå âðà÷ó!
Îïðåäåëåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ
Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå — ýòî äàâëåíèå, êîòîðîå îêàçûâàåò êðîâü íà ñòåíêó àðòåðèé. Îíî çàâèñèò îò ñèëû ñîêðàùåíèÿ ñåðäöà è òîíóñà àðòåðèàëüíîé ñòåíêè. Ðàçëè÷àþò ñèñòîëè÷åñêîå, äèàñòîëè÷åñêîå è ïóëüñîâîå äàâëåíèå.
Ñèñòîëè÷åñêîå — ýòî äàâëåíèå â ïåðèîä ñèñòîëû ñåðäöà, äèàñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå ê êîíöó äèàñòîëû ñåðäöà.
Ðàçíîñòü ìåæäó ñèñòîëè÷åñêèì è äèàñòîëè÷åñêèì äàâëåíèåì íàçûâàåòñÿ ïóëüñîâîå äàâëåíèå.
Íîðìà äàâëåíèÿ çàâèñèò îò âîçðàñòà è êîëåáëåòñÿ ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà â ïðåäåëàõîò 140/90 äî 110/70 ìì.ðò.ñò
Ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íàçûâàåòñÿ ãèïåðòåíçèåé (ãèïåðòîíèÿ)ïîíèæåííîå — ãèïîòåíçèåé (ãèïîòîíèÿ).
Èçìåðÿþò ÀÄ îáû÷íî 1 ðàç â ñóòêè (ïðè íåîáõîäèìîñòè — ÷àùå) è îòìå÷àþò öèôðîâîé èëè ãðàôè÷åñêè â òåìïåðàòóðíîì ëèñòå.
Èçìåðåíèå ïðîèçâîäÿò òîíîìåòðîì, êîòîðûé ñîñòîèò èç ìàíîìåòðà ñ ðåçèíîâîé ãðóøåé, ìàíæåòêè.
Ïîêàçàíèÿ:
1. Îöåíêà îáùåãî ñîñòîÿíèÿ;
2. Äèàãíîñòèêà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ è äðóãèõ çàáîëåâàíèé;
Ïðèãîòîâüòå:
ôîíåíäîñêîï, òîíîìåòð
Òåõíèêà âûïîëíåíèÿ:
1. ïàöèåíòà óñàäèòå èëè óëîæèòå, óñïîêîéòå
2. îáíàæèòå âåðõíþþ êîíå÷íîñòü
3. íàëîæèòå ìàíæåòêó íà 3-5ñì. âûøå ëîêòåâîãî ñãèáà
4. ïðèëîæèòå ôîíåíäîñêîï íà ëîêòåâîé ñãèá è ïðîùóïàéòå ïóëüñàöèþ
5. íàãíåòàéòå âîçäóõ ñ ïîìîùüþ ãðóøè äî èñ÷åçíîâåíèÿ ïóëüñàöèè (íà 20- ÇÎ ìì. ðò. ñò. âûøå îáû÷íîãî ÀÄ ïàöèåíòà)
6. ïîñòåïåííî ñíèæàéòå äàâëåíèå â ìàíæåòêå, ïðèîòêðûâ âåíòèëü ãðóøè.
7. ïðè ïîÿâëåíèè ïåðâîãî çâóêà çàïîìíèòü öèôðó íà øêàëå ìàíîìåòðà — ñèñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå.
8. ïðîäîëæàéòå ðàâíîìåðíî âûïóñêàòü âîçäóõ èç áàëëîíà
9. çàìåòüòå öèôðó íà øêàëå ìàíîìåòðà ïðè ïîñëåäíåì óëîâèìîì çâóêå — äèàñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå
10. èçìåðåíèå ÀÄ ïîâòîðèòå 2-3 ðàçà íà îäíîé êîíå÷íîñòè è âîçüìèòå ñðåäíåå àðèôìåòè÷åñêîå
11. öèôðîâàÿ çàïèñü ÀÄ ïðîèçâîäèòñÿ â èñòîðèþ áîëåçíè, à ãðàôè÷åñêàÿ çàïèñü — â òåìïåðàòóðíûé ëèñò
Íàáëþäåíèå çà äûõàíèåì
Íàáëþäàÿ çà äûõàíèåì, îñîáîå âíèìàíèå ñëåäóåò óäåëÿòü èçìåíåíèþ öâåòà êîæíûõ ïîêðîâîâ, îïðåäåëåíèþ ÷àñòîòû, ðèòìà, ãëóáèíû äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé è îöåíêè òèïû äûõàíèÿ.
Äûõàòåëüíûå äâèæåíèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåäîâàíèåì âäîõà è âûäîõà. Êîëè÷åñòâî äûõàíèÿ çà 1 ìèíóòó íàçûâàåòñÿ ÷àñòîòîé äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé (×ÄÄ)
Ó çäîðîâîãî âçðîñëîãî ÷åëîâåêà íîðìà äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé â ïîêîå ñîñòàâëÿåò 16-20 â ìèíóòó, ó æåíùèí îíà íà 2-4 äûõàíèÿ áîëüøå, ÷åì ó ìóæ÷èí. Çàâèñèò ×ÄÄ íå òîëüêî îò ïîëà, íî è îò ïîëîæåíèÿ òåëà, ñîñòîÿíèå íåðâíî ñèñòåìû, âîçðàñòà, òåìïåðàòóðû òåëà è ò.ä.
Íàáëþäåíèå çà äûõàíèåì ñëåäóåò ïðîâîäèòü íåçàìåòíî äëÿ ïàöèåíòà, òàê êàê îí ìîæåò ïðîèçâîëüíî èçìåíèòü ÷àñòîòó, ðèòì, ãëóáèíó äûõàíèÿ. ×ÄÄ îòíîñèòñÿ ê ×ÑÑ â ñðåäíåì êàê 1:4. Ïðè ïîâûøåíèè òåìïåðàòóðû òåëà íà ÃÑ äûõàíèå ó÷àùàåòñÿ â ñðåäíåì íà 4 äûõàòåëüíûõ äâèæåíèÿ.
Âîçìîæíûå èçìåíåíèÿ õàðàêòåðà äûõàíèÿ
Ðàçëè÷àþò äûõàíèå ïîâåðõíîñòíîå è ãëóáîêîå. Ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå ìîæåò áûòü íåñëûøíûì íà ðàññòîÿíèè èëè ñëåãêà ñëûøíûì. Îíî ÷àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñ ïàòîëîãè÷åñêèì ó÷àùåíèåì äûõàíèÿ. Ãëóáîêîå äûõàíèå, ñëûøèìîå íà ðàññòîÿíèè, ÷àùå âñåãî ñâÿçàíî ñ ïàòîëîãè÷åñêèì óðåæåíèåì äûõàíèÿ. Ñóùåñòâóåò 2 òèïà äûõàíèÿ:
1 òèï — ãðóäíîé ó æåíùèí;
2 òèï — áðþøíîé ó ìóæ÷èí;
3 òèï — ñìåøàííûé;
Ïðè ðàññòðîéñòâå ÷àñòîòû ðèòìà è ãëóáèíû äûõàíèÿ âîçíèêàåò îäûøêà. Ðàçëè÷àþò èíñïèðàòîðíóþ îäûøêó — ýòî äûõàíèå ñ çàòðóäíåííûì âäîõîì; ýêñïèðàòîðíóþ — äûõàíèÿ ñ çàòðóäíåííûì âûäîõîì; è ñìåøàííóþ — äûõàíèå ñ çàòðóäíåííûì âäîõîì è âûäîõîì. Áûñòðî ðàçâèâàþùàÿñÿ ñèëüíàÿ îäûøêà íàçûâàåòñÿ óäóøüåì.
 íîðìå äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé ñîñòàâëÿåò îò 16 äî 20 â îäíó ìèíóòó
Ïðèãîòîâüòå: ñåêóíäîìåð
Àëãîðèòì äåéñòâèé:
1. óëîæèòå ïàöèåíòà
2. ïðàâîé ðóêîé âîçüìèòå ðóêó áîëüíîãî êàê äëÿ îïðåäåëåíèÿ ïóëüñà
3. ëåâóþ ðóêó ïîëîæèòå íà ãðóäíóþ êëåòêó (ó æåíùèí), èëè íà æèâîò (ó ìóæ÷èí)
4. ñ÷èòàéòå ÷èñëî äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé çà îäíó ìèíóòó (1 — îäíî äûõàòåëüíîå äâèæåíèå = 1 âäîõ + 1 âûäîõ)
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник