Можно ли с гипертонией ездить на велосипеде
Раньше были времена, а теперь мгновения…
Раньше … стоял с утра, а теперь давление.
Фольклор.
Раньше были времена. Я ездил сильно, очень сильно. Старожилы клуба знают. Потом случились девяностые, а с ними всякая фигня. Я еще женился в неудачное время (а кто мог знать? а если б знал, разве это остановило бы). Родил сына аккурат в 1990-м году. И понеслось… Безденежье, стрессы, ссоры, депрессняк и прочие прелести жизни во времена перемен. Народные средства лечения депрессии, а как же. В России, чай живем.
Какое-то время я еще трепыхался. Сходил в четверку по Кавказу, в тройку по Крыму. В оба похода ходил «зайцем», то есть, не заявлялся. Походы разминочного уровня, по моей тогдашней физике. Ну и опыт некоторый был, да. Вполне достаточный, иначе не взяли бы.
На большее я не тянул, когда по времени, когда по финансам. Последние два похода вообще были «семейные», с женой и подрастающим наследником. А потом украли велосипед, и я совсем забросил велотуризм. На долгое десятилетие велосипед, как способ жизни, был отправлен в отставку. Я не жалуюсь, просто описание обстановки.
Итог. Варварское отношение к собственному организму привело к печальным последствиям. Год назад, 30 апреля, я вышел из дома в направлении магазина Фрирайд, я прошел пару сотен метров, и началась привычная одышка. Привычно заболела спина. Я знал, что так будет, и знал, что будет, когда я сяду на велосипед. Опыт не пропьешь. Будет новая боль, и не только жопная. Баттхёрт, выражаясь по-научному.
Я знал, что будут болеть мышцы и суставы. Я знал, что будет не хватать дыхалки и будут лезть глаза на лоб. Все это я знал и был готов терпеть боль.
Я не знал другого. У меня просто не было такого опыта. Когда я выкатил из магазина свой будущий велик для пробного проезда, когда сел и поехал, организм буквально возликовал. Организму дали велосипед! Этот идиот, наконец-то, сподобился! Ощущение поразительное.
Наверное, поэтому терпеть боль было немного легче. А еще, незадолго до того, тот-кто-смотрит-за-тобой подсунул мне книжку Лэнса Армстронга. Этот парень знает толк в преодолении боли, и он мне здорово помог. Я читал и говорил себе — ага! Понял… Понял…
Впрочем, о гипертонии. Аномальная жара 2010 года резко подкосила мой хиреющий организм. Пришлось даже брать больничный. Я вновь вкусил атмосферу поликлиники, которой не ощущал многие годы, с тех пор, как перестал проходить обязательную аэрофлотовскую медкомиссию. И жирной точкой, поставившей крест на старом запасе здоровья, была покупка электронного тонометра.
Когда-то, в благословенные годы зари волгоградского велотуризма, мы проводили замеры в походе. Пульс, давление, замер сразу по взятию нехилого крымского подъема, замер через одну и три минуты, замер после двадцати приседаний, подробности уж не помню. Это Пал Саныч такое затеял, а у нас в походе был врач. Помню только, что минуты не хватало, чтобы засечь восстановление моей «физики». Слишком быстро успокаивалось давление и пульс. Через минуту уже все в норме для спокойного состояния — давление 125/70 и пульс 60-65. И мне ни разу не удалось выгнать пульс за 120, несмотря на состояние, близкое к «красному коридору». Замер сразу после остановки, понятно, электронных пульсомеров у нас не было.
Я этими штуками заинтересовался, и стал считать пульс дома, в разном состоянии. Давление мерить было нечем в те времена, вернее, не было возможности купить домашний тонометр — только померить в поликлинике, ну, или добыть тонометр неправедными путями. Для здорового человека не было вариантов купить.
Вышла такая фигня. Пульс в положении лежа, сразу после просыпания — 42. В положении сидя — 60. Пожилая врачиха на медкомиссии ворчала: «Брадикардия… К сорока годам тебя ждет ожирение сердца.» Я посмеивался, что она понимает в велотуризме! Это же не спорт больших достижений. Так себе… ездим по горам, иногда перетаскивая велосипеды через особо непроезжие кущеря.
Весна 2011 года. Давление шкалит за 160 (систола, верхнее), а в особо зловредном состоянии диастола (нижнее давление) вылезает под 110. Это еще хуже, у организма почти нет запаса мощности. Пульс тут уже не показатель, чуть поднапрягся, и сел, задыхаясь. (Возможно, что здоровьишко подкосила еще и полостная операция в 2002 году. С тех пор у меня недоукомплектованный организм. Но это вряд ли, не такая уж тяжелая операция была. Не смертельно.)
В таком состоянии я впервые за десять лет сел на велосипед. Могу авторитетно заявить — лекарства, таблетки, это фигня. Эффект слабый, почти невыраженный, к тому же их подбирать надо под себя, иначе вообще толку нет. Велосипед же сотворил настоящее чудо.
Поначалу было трудно, очень трудно. Отвыкшие от работы мышцы ныли и стонали. Три-четыре оборота педалей — и мне приходилось бросать вращение, расслабляя ноги. Очень больно. Помогал прежний опыт длинных нудных дистанций — покрутил-расслабил, покрутил-расслабил. Это Румянцев где-то вычитал, и меня научил. Тут еще туклипсы помогают, в них можно «бросить ноги», полностью расслабив мышцы бедра и голени. Ноги как бы свисают, как сопля болтаются. Не знаю, можно ли так сделать на топталках.
Потом по пять оборотов. Потом по семь-девять (подъем по мосту на обратном пути, дорога ро-овная). Хочу обратить внимание, это не до стадии «устал и не хочется», а до появления реальной неиллюзорной боли в мышцах.
А потом внезапно обнаружил, что кручу, не переставая, уже половину моста, и ничего нигде не болит. А пробег-то всего ничего, километров пятьсот с начала сезона.
Где-то в середине нашего привычного сорокаградусного лета: объективные показатели тонометра. Год назад, когда я пошел в поликлинику, терапевтша заявила: «150/100? Для вашего возраста и веса это нормально!» Она всем видом показывала, что я симулянт. Хотелось бы предъявить ей достигнутые потом нормальные на самом деле 130/88. У меня же есть, чем померить. Пробег порядка 1000-1200 км.
(Что смешно. Я в этом деле ни бум-бум, я полагал, что для моего веса и возраста нормально (когда практически здоров) будет где-то 130-135 на 85-90. Я исходил из опыта замеров в своем молодом и здоровом состоянии. Цифру 140, а особенно 145, считал признаком выраженного болезненного состояния. А оно, оказывается, норма, по мнению врачей. О как.)
В прошлом сезоне наездил немного. 2300 примерно. Умом понимал, что это немного, и надо бы ездить еще. Но вот, набежала… даже не знаю, эйфория от успехов, что ли… нет, не так, наверное просто лень. Я стал лениться. Все-таки возраст, нет уже той чистой мальчишеской мышечной радости, что в молодости. Тут суставы поскрипывают, там усталость придавливает. Не та усталость, когда выспался и вскочил, радостный, а тягостная, мутная. Такую усталость надо преодолевать, заставлять себя преодолевать, видимо, пороху не хватило. Надо заставлять себя.
Итак, я сдался, и зимний сезон прошел без велосипеда. Докладываю результат. Гипертония вернулась во всей красе, разве что чуть полегче было. Привычка к курению и выпивке, это тоже сказалось. А как же. Но речь сейчас не об этом, для этого есть отдельная тема, там и резвитесь. Это просто иллюстрация, оттеняющая и усугубляющая, так сказать.
Речь о велосипеде. Этой весной, как только позволила погода, я на него таки сел, и стал ездить на работу. 11км в одну сторону. Сейчас гляну… 288 км по одометру. Жалкие три сотни километров! Докладываю.
Давление не то, чтобы нормализовалось, но уже 140-145/95-100. Это по утрам, в самое тяжелое время для такой ярко выраженной совы, как я. Самочувствие подскочило на порядок. Всего-то времени прошло — с прошлой среды! Я знал, что так будет, по прошлому году знал, потому не удивляюсь. И вы не удивляйтесь.
Вот что я понял из своего опыта. Велосипед способен дать много, очень много. Если им правильно пользоваться. Я так думаю, что надо правильно дозировать нагрузку. Я думаю, что правильная нагрузка, это когда ты переступаешь через свою боль. Когда тебе больно, но ты крутишь еще немного, прежде, чем остановиться и отдохнуть. Переступить через боль.
Когда я познакомился с Пал Санычем, он только что перешел из автотуристов в велотуристы. Буквально года два. Он был мощным автотуристом, очень. На своей «Ниве» он объехал все доступные тогда страны. Доступные простому советскому человеку — то есть, страны восточной Европы, так называемый социалистический лагерь. На этом деле он заработал гипертонию, после чего сказал себе «опа!» А тут как раз в Волгограде велотуризм начался. И стал Палсаныч, как огурец. Надо будет с ним обсудить это. Вот уж не думал я тогда, двадцатипятилетний сопляк, что когда-нибудь попаду на то же самое.
Увы, дорогие друзья,
Все в жизни известно заране,
Сначала мы все ого-го!
А после весьма и весьма.
Старая песня бардов «Иваси» — Иващенко и Васильев.
Они меня предупреждали, но я не внял.
Такие дела.
В заключение хочу сказать спасибо моему старому другу Трайденту, который пинал меня сесть на велосипед года два. У него получилось.
Источник
Погода в
9
небольшой проливной дождь
3 м/с, сз 995 рт. ст., 100% влажн.
9
небольшой дождь
2 м/с, сз 996 рт. ст., 93% влажн.
11
пасмурно
6 м/с, сз 998 рт. ст., 81% влажн.
9
небольшой проливной дождь
3 м/с, сз 995 рт. ст., 100% влажн.
9
облачно с прояснениями
3 м/с, сз 997 рт. ст., 87% влажн.
9
туман
4 м/с, сз 999 рт. ст., 93% влажн.
Помни, что радость — непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что бы ты ни взялся.
Любителей покататься на велосипеде в последнее время становиться все больше как среди взрослых, так и среди детей. Кто откажется в хорошую погоду с ветерком погонять на двухколесном друге? И для здоровья полезно и масса положительных эмоций. Между тем, даже в таком, казалось бы, простом виде физической активности, как велоспорт, есть свои ограничения. О них и пойдет речь в нашей статье.
Кому категорически нельзя кататься на велосипеде, а кому стоит соблюдать определенные ограничения Здоровым людям рассказала Надежда Стахейко.
Надежда Стахейко
Ассистент кафедры общей врачебной практики Белорусского государственного медицинского университета
Мышцы, суставы и велоспорт
Велоспорт – достаточно активный вид спорта. Во время езды тело человека длительное время находится в статичном положении. При этом напряжены все мышцы спины. Это необходимо для удержания равновесия. Коленные и голеностопные суставы испытывают сильную нагрузку, так как на них возложена основная задача – крутить педали. Поэтому подвижности и выносливости голеностопного и коленного суставов уделяется повышенное внимание. Большое напряжение испытывает и трехглавая мышца голени.
Надежда Стахейко
Ассистент кафедры общей врачебной практики Белорусского государственного медицинского университета
Трехглавая мышца голени состоит из двух мышц – икроножной (поверхностной) и камбаловидной (глубокой). Обе мышцы соединяются в одно ахиллово сухожилие и крепятся к бугру пяточной кости.
Во время езды руки велосипедиста находятся на руле. Из-за этого повышается нагрузка на лучезапястные суставы. Если руки расположены не правильно и сильно согнуты, в суставе может развиться так называемый «синдром запястного канала». При этом поражается срединный нерв, являющийся одним из трех главных нервов руки. Основные симптомы его поражения – онемение, жжение и боль от запястья к пальцам.
Кому нельзя ездить на велосипеде?
Как мы уже разобрались, велоспорт предполагает различную нагрузку на определенные суставы и мышцы тела. Поэтому, оставить своего двухколесного друга до лучших времен, а то и обратить внимание на другие, более щадящие виды спорта, следует тем, у кого:
- диагностированы умеренные и выраженные дегенеративно-дистрофические изменения в позвоночнике и суставах (патологические изменения суставов, связочного аппарата, тканей межпозвонковых дисков и позвоночных сегментов);
- умеренный и выраженный сколиоз;
- обострение заболеваний суставов или позвоночника (поездка может усилить боли);
- опущение почек (в связи с вибрацией и тряской во время движения);
- женщинам во время беременности (тряска и вибрация во время езды).
Помимо этого, воздержаться от поездок на велосипеде следует тем, у кого диагностирована язва желудка и двенадцатиперстной кишки, которая часто обостряется и кровоточит.
Противопоказанием является обострение варикозной болезни. При нагрузке, которую испытывают ноги во время езды, с учетом данного заболевания, высок риск отрыва тромба.
Надежда Стахейко
Ассистент кафедры общей врачебной практики Белорусского государственного медицинского университета
Не стоит забывать, что велосипед достаточно травмаопасен. При движении с него банально можно упасть, а в состоянии покоя он неустойчив. Поэтому осторожными надо быть людям, страдающим остеопорозом (повышенная хрупкость костей), что чревато переломами.
Эта рекомендация касается и тех, у кого понижена свертываемость крови и лиц, принимающих препараты для ее разжижения (ацетилсалициловую кислоту, клопидогрель, варфарин и т.д.). Даже небольшая травма у них может привести к значимой кровопотере.
Любой вид спорта, в том числе и езда на велосипеде, предполагает большие энергетические затраты и повышенные физические нагрузки. И если к этому подойти с умом, то польза для здоровья будет неоценима. В случае же, когда здравый смысл уходит на второй план, физическая активность может привести к довольно негативным последствиям. Поэтому, противопоказаниями, для езды на велосипеде являются:
- обострения любых хронических заболеваний;
- диагностированные заболевания сердечно-сосудистой системы (острый инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, острые воспалительные заболевания сердца, пороки сердца с критическими нарушениями внутрисердечной гемодинамики, аневризма сердца, аорты, других сосудов, аритмии и т.д.);
- лихорадочные состояния (повышение температуры);
- артериальная гипертензия (тяжелая форма или неконтролируемое состояние);
- если не прошло и года после проведения любых хирургических вмешательств;
- снижения зрения высокой степени (миопия 5,0 диоптрии и более), особенно если есть изменения на глазном дне;
- если человек страдает хронической одышкой или бронхиальной астмой;
- при эпилепсии, склонностью к обморокам,
- при заболеваниях, приводящих к нарушениям координации.
Катаемся на велосипеде правильно. Общие правила для тех, у кого есть проблемы с позвоночником или суставами
Правило первое
При обострении болезней позвоночника и суставов кататься на велосипеде однозначно нельзя. Сначала необходимо вылечить воспаление. И только потом начинать заниматься. Нагрузку на суставы нужно давать дозированно и начинать с минимальной — 20-30 минут в день. Следует придерживаться низкого темпа езды и выставить средние обороты на передачах. И только тогда, когда после нескольких поездок боль не проявит себя, можно постепенно увеличить время езды до 40-50 минут.
Правило второе
Чтобы заболевания позвоночника и суставов не дали о себе знать как можно дольше, во время езды на велосипеде необходимо зафиксировать позвонки поясничного отдела специальным поддерживающим корсетом. Если есть возможность, велосипед стоит выбрать со специальным сидением со спинкой. Это позволит «разгрузить» мышцы спины.
Правило третье
Перед тем, как совершить велопрогулку, необходимо убедиться, что сидение и высота руля отрегулированы правильно. Во время езды у велосипедиста должна быть возможность полностью выпрямить ногу, при этом максимально надавив на педаль.
Надежда Стахейко
Ассистент кафедры общей врачебной практики Белорусского государственного медицинского университета
Во избежание перегрузок на коленные суставы стоит учитывать некоторые особенности наклона седла и высоту руля. Велосипедист при езде должен иметь возможность полностью выпрямить ногу при надавливании на педаль велосипеда. Колено должно находиться над осью педали, когда она стоит в положении «на 3 часа». Основание большого пальца ноги располагаться четко над осью педали. Спина – выгнута. Такое положение спины нужно для того, чтобы межпозвоночные диски наиболее оптимально амортизировали тряску.
Правило четвертое
После долгой зимы хочется скорее выгнать велосипед и прокатиться по улице, радуясь весеннему солнышку. Вместе с тем, открывать велосезон, даже если вы здоровы, рекомендуется аккуратно, постепенно наращивая темп нагрузок и продолжительность времени велопрогулок. Не нужно делать резких движений, ездить лучше по ровной дороге, горки и склоны пусть подождут. Резкий «старт» может привести к ненужной нагрузке на суставы и травмам межпозвоночных дисков.
Наша спина и суставы любят тепло. Поэтому при температуре воздуха ниже + 14 градусов стоит утеплиться. Нельзя забывать и о воде. Для предотвращения обезвоживания, необходимо пить каждые 15 минут езды по 100-150 мл воды.
Велосипед и дети
При покупке велосипеда детям следует учитывать возраст ребенка, его способность понимать и соблюдать правила безопасности при катании, а также наличие у него тех или иных заболеваний. Помимо этого, не стоит забывать и про возможность ребенка устойчиво самостоятельно сидеть, крутить педали и поворачивать руль. Не лишним будет приобрести специальную защитную экипировку: велосипедный шлем, наколенники, защиту на локти и кисти рук.
Выбираем велосипед правильно!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!
Источник
Больным артериальной гипертензией рекомендуется регулярно ездить на велосипеде.
Езда на велосипеде идеально подходит для тренировки выносливости. Она укрепляет сердечно-сосудистую систему, оказывает положительное влияние на обмен веществ и функцию иммунной системы. Кроме того, при катании на велосипеде укрепляются мышцы нижних конечностей и спины. При этом отсутствует чрезмерная нагрузка на суставы.
В процессе тренировки артериальное давление сначала возрастает, однако в дальнейшем оно снижается и устанавливается на более низком уровне. При регулярной езде на велосипеде тренируется сердечная мышца и улучшается ее кровоснабжение. Эти изменения предупреждают развитие сердечно-сосудистой патологии.
Кроме того, езда на велосипеде оказывает положительное влияние на функцию венозных сосудов. При надавливании на педали происходит сокращение мышц голеней. В результате сдавливаются вены и кровь перекачивается к сердцу. Благодаря активной работе, риск развития патологии венозных сосудов снижается. Вертикальное положение имеет принципиальное значение для нормального кровообращения.
Велосипед и экипировка
- Правильное положение седла: высота седла должна быть достаточной для того, чтобы во время езды нога распрямлялась, но доставала до педали, когда последняя находится в нижнем положении
- Для того чтобы избежать боли в спине посадка должна быть удобной и приближена к вертикальной (угол наклона верхней половины туловища — 10-20°)
- Голова всегда должна быть защищена шлемом
- Используйте удобную одежду, которая хорошо пропускает воздух
- Для защиты газ от насекомых, а также для того чтобы предупредить слезотечение, нужно использовать специальные велосипедные очки или защитные очки от солнца
- Для того чтобы ноги не соскальзывали с педалей, при езде на велосипеде следует использовать обувь с подошвой, обеспечивающей достаточное сцепление
- Убедитесь в том, что Ваш велосипед в исправном состоянии!
- Используйте дороги и велосипедные маршруты с минимальным движением транспорта
На что нужно обратить внимание при езде на велосипеде?
- В неделю необходимо проводить, по меньшей мере, три тренировки по 30 минут. Тем не менее, не следует забывать главное правило: интенсивность тренировок нужно увеличивать постепенно!
- Оптимальный темп езды соответствует 80-100 оборотам педали в минуту. Такой темп обеспечивает приемлемую нагрузку на суставы, сухожилия и мышцы, а также улучшает физическое состояние организма.
- Важно вращать педали с одинаковой скоростью. Стопа должна полностью стоять на педали. Круговые движения педалей нужно поддерживать активной работой мышц. Педаль следует не только с силой опускать вниз, но и активно поднимать вверх при помощи стоп.
- В начале тренировки необходимо потратить несколько минут на то, чтобы постепенно адаптироваться к постоянной скорости. Затем Вы можете увеличить нагрузку. К концу тренировки темп нужно постепенно снизить. Для того чтобы избежать напряжения и сокращения мышц и сухожилий, после тренировки рекомендуется выполнить разминку.
Велосипед и гипертония
Раньше были времена, а теперь мгновения.
Раньше . стоял с утра, а теперь давление.
Фольклор.
Раньше были времена. Я ездил сильно, очень сильно. Старожилы клуба знают. Потом случились девяностые, а с ними всякая фигня. Я еще женился в неудачное время (а кто мог знать? а если б знал, разве это остановило бы). Родил сына аккурат в 1990-м году. И понеслось. Безденежье, стрессы, ссоры, депрессняк и прочие прелести жизни во времена перемен. Народные средства лечения депрессии, а как же. В России, чай живем.
Какое-то время я еще трепыхался. Сходил в четверку по Кавказу, в тройку по Крыму. В оба похода ходил «зайцем», то есть, не заявлялся. Походы разминочного уровня, по моей тогдашней физике. Ну и опыт некоторый был, да. Вполне достаточный, иначе не взяли бы.
На большее я не тянул, когда по времени, когда по финансам. Последние два похода вообще были «семейные», с женой и подрастающим наследником. А потом украли велосипед, и я совсем забросил велотуризм. На долгое десятилетие велосипед, как способ жизни, был отправлен в отставку. Я не жалуюсь, просто описание обстановки.
Итог. Варварское отношение к собственному организму привело к печальным последствиям. Год назад, 30 апреля, я вышел из дома в направлении магазина Фрирайд, я прошел пару сотен метров, и началась привычная одышка. Привычно заболела спина. Я знал, что так будет, и знал, что будет, когда я сяду на велосипед. Опыт не пропьешь. Будет новая боль, и не только жопная. Баттхёрт, выражаясь по-научному.
Я знал, что будут болеть мышцы и суставы. Я знал, что будет не хватать дыхалки и будут лезть глаза на лоб. Все это я знал и был готов терпеть боль.
Я не знал другого. У меня просто не было такого опыта. Когда я выкатил из магазина свой будущий велик для пробного проезда, когда сел и поехал, организм буквально возликовал. Организму дали велосипед! Этот идиот, наконец-то, сподобился! Ощущение поразительное.
Наверное, поэтому терпеть боль было немного легче. А еще, незадолго до того, тот-кто-смотрит-за-тобой подсунул мне книжку Лэнса Армстронга. Этот парень знает толк в преодолении боли, и он мне здорово помог. Я читал и говорил себе — ага! Понял. Понял.
Впрочем, о гипертонии. Аномальная жара 2010 года резко подкосила мой хиреющий организм. Пришлось даже брать больничный. Я вновь вкусил атмосферу поликлиники, которой не ощущал многие годы, с тех пор, как перестал проходить обязательную аэрофлотовскую медкомиссию. И жирной точкой, поставившей крест на старом запасе здоровья, была покупка электронного тонометра.
Когда-то, в благословенные годы зари волгоградского велотуризма, мы проводили замеры в походе. Пульс, давление, замер сразу по взятию нехилого крымского подъема, замер через одну и три минуты, замер после двадцати приседаний, подробности уж не помню. Это Пал Саныч такое затеял, а у нас в походе был врач. Помню только, что минуты не хватало, чтобы засечь восстановление моей «физики». Слишком быстро успокаивалось давление и пульс. Через минуту уже все в норме для спокойного состояния — давление 125/70 и пульс 60-65. И мне ни разу не удалось выгнать пульс за 120, несмотря на состояние, близкое к «красному коридору». Замер сразу после остановки, понятно, электронных пульсомеров у нас не было.
Я этими штуками заинтересовался, и стал считать пульс дома, в разном состоянии. Давление мерить было нечем в те времена, вернее, не было возможности купить домашний тонометр — только померить в поликлинике, ну, или добыть тонометр неправедными путями. Для здорового человека не было вариантов купить.
Вышла такая фигня. Пульс в положении лежа, сразу после просыпания — 42. В положении сидя — 60. Пожилая врачиха на медкомиссии ворчала: «Брадикардия. К сорока годам тебя ждет ожирение сердца.» Я посмеивался, что она понимает в велотуризме! Это же не спорт больших достижений. Так себе. ездим по горам, иногда перетаскивая велосипеды через особо непроезжие кущеря.
Весна 2011 года. Давление шкалит за 160 (систола, верхнее), а в особо зловредном состоянии диастола (нижнее давление) вылезает под 110. Это еще хуже, у организма почти нет запаса мощности. Пульс тут уже не показатель, чуть поднапрягся, и сел, задыхаясь. (Возможно, что здоровьишко подкосила еще и полостная операция в 2002 году. С тех пор у меня недоукомплектованный организм. Но это вряд ли, не такая уж тяжелая операция была. Не смертельно.)
В таком состоянии я впервые за десять лет сел на велосипед. Могу авторитетно заявить — лекарства, таблетки, это фигня. Эффект слабый, почти невыраженный, к тому же их подбирать надо под себя, иначе вообще толку нет. Велосипед же сотворил настоящее чудо.
Поначалу было трудно, очень трудно. Отвыкшие от работы мышцы ныли и стонали. Три-четыре оборота педалей — и мне приходилось бросать вращение, расслабляя ноги. Очень больно. Помогал прежний опыт длинных нудных дистанций — покрутил-расслабил, покрутил-расслабил. Это Румянцев где-то вычитал, и меня научил. Тут еще туклипсы помогают, в них можно «бросить ноги», полностью расслабив мышцы бедра и голени. Ноги как бы свисают, как сопля болтаются. Не знаю, можно ли так сделать на топталках.
Потом по пять оборотов. Потом по семь-девять (подъем по мосту на обратном пути, дорога ро-овная). Хочу обратить внимание, это не до стадии «устал и не хочется», а до появления реальной неиллюзорной боли в мышцах.
А потом внезапно обнаружил, что кручу, не переставая, уже половину моста, и ничего нигде не болит. А пробег-то всего ничего, километров пятьсот с начала сезона.
Где-то в середине нашего привычного сорокаградусного лета: объективные показатели тонометра. Год назад, когда я пошел в поликлинику, терапевтша заявила: «150/100? Для вашего возраста и веса это нормально!» Она всем видом показывала, что я симулянт. Хотелось бы предъявить ей достигнутые потом нормальные на самом деле 130/88. У меня же есть, чем померить. Пробег порядка 1000-1200 км.
(Что смешно. Я в этом деле ни бум-бум, я полагал, что для моего веса и возраста нормально (когда практически здоров) будет где-то 130-135 на 85-90. Я исходил из опыта замеров в своем молодом и здоровом состоянии. Цифру 140, а особенно 145, считал признаком выраженного болезненного состояния. А оно, оказывается, норма, по мнению врачей. О как.)
В прошлом сезоне наездил немного. 2300 примерно. Умом понимал, что это немного, и надо бы ездить еще. Но вот, набежала. даже не знаю, эйфория от успехов, что ли. нет, не так, наверное просто лень. Я стал лениться. Все-таки возраст, нет уже той чистой мальчишеской мышечной радости, что в молодости. Тут суставы поскрипывают, там усталость придавливает. Не та усталость, когда выспался и вскочил, радостный, а тягостная, мутная. Такую усталость надо преодолевать, заставлять себя преодолевать, видимо, пороху не хватило. Надо заставлять себя.
Итак, я сдался, и зимний сезон прошел без велосипеда. Докладываю результат. Гипертония вернулась во всей красе, разве что чуть полегче было. Привычка к курению и выпивке, это тоже сказалось. А как же. Но речь сейчас не об этом, для этого есть отдельная тема, там и резвитесь. Это просто иллюстрация, оттеняющая и усугубляющая, так сказать.
Речь о велосипеде. Этой весной, как только позволила погода, я на него таки сел, и стал ездить на работу. 11км в одну сторону. Сейчас гляну. 288 км по одометру. Жалкие три сотни километров! Докладываю.
Давление не то, чтобы нормализовалось, но уже 140-145/95-100. Это по утрам, в самое тяжелое время для такой ярко выраженной совы, как я. Самочувствие подскочило на порядок. Всего-то времени прошло — с прошлой среды! Я знал, что так будет, по прошлому году знал, потому не удивляюсь. И вы не удивляйтесь.
Вот что я понял из своего опыта. Велосипед способен дать много, очень много. Если им правильно пользоваться. Я так думаю, что надо правильно дозировать нагрузку. Я думаю, что правильная нагрузка, это когда ты переступаешь через свою боль. Когда тебе больно, но ты крутишь еще немного, прежде, чем остановиться и отдохнуть. Переступить через боль.
Когда я познакомился с Пал Санычем, он только что перешел из автотуристов в велотуристы. Буквально года два. Он был мощным автотуристом, очень. На своей «Ниве» он объехал все доступные тогда страны. Доступные простому советскому человеку — то есть, страны восточной Европы, так называемый социалистический лагерь. На этом деле он заработал гипертонию, после чего сказал себе «опа!» А тут как раз в Волгограде велотуризм начался. И стал Палсаныч, как огурец. Надо будет с ним обсудить это. Вот уж не думал я тогда, двадцатипятилетний сопляк, что когда-нибудь попаду на то же самое.
Увы, дорогие друзья,
Все в жизни известно заране,
Сначала мы все ого-го!
А после весьма и весьма.
Старая песня бардов «Иваси» — Иващенко и Васильев.
Они меня предупреждали, но я не внял.
В заключение хочу сказать спасибо моему старому другу Трайденту, который пинал меня сесть на велосипед года два. У него получилось.
Содержание
Обширный инфаркт миокарда — серьезная сердечно-сосудистая патология, имеющая один из самых высоких показателей летальных исходов: согласно данным Всемирной организации здравоохранения, смертью заканчивается более трети таких приступов. Людей, выживших после этой тяжёлой болезни, ожидает длительный период реабилитации, часто они становятся инвалидами. Им приходится коренным образом менять свой образ жизни, надолго отказываясь от многих привычных занятий, предполагающих физическую нагрузку. Многих интересует вопрос: можно кататься на велосипеде после инфаркта или нет? Общего для всех ответа на этот вопрос не существует, всё зависит от конкретных обстоятельств.
В чём причины инфаркта миокарда
У инфаркта есть только одна причина: атеросклероз, то есть нарушение эластичности стенок коронарных (отвечающих за кровоснабжение сердца) сосудов, возникающее из-за оседания на них излишков холестерина в форме бляшек. Покрываясь изнутри таким «панцирем», сосуды снижают свою «пропускную способность», и сердце начинает испытывать дефицит питательных веществ и кислорода, поступающих к нему с кровью. Из-за потери сосудами эластичности возникает риск их разрыва при перепадах артериального давления. Кровоток в области сердца замедляется, кровь становится вязкой и оседает на шершавых от холестерина сосудистых стенках, вызывая образование тромбов. Такая ситуация чревата тромбоэмболией — закупоркой коронарных сосудов, приводящей к острому нарушению кровообращения. Именно вследствие него и возникает инфаркт миокарда.
Если раньше этот смертельно опасный недуг поражал в основном пожилых людей, то сейчас его жертвами всё чаще становятся люди, которым нет ещё и сорока лет. Значительная часть «инфарктников» — мужчины, находящиеся в возрасте расцвета сил, от 35 до 45 лет.
Согласно статистике, наиболее часто причиной инфаркта в молодом возрасте становится:
- Наследственная предрасположенность — такие факторы, как повышенное артериальное давление и скорость протекания обмена веществ, напрямую влияющие на состояние сердца и сосудов, часто передаются по наследству.
- Вредные привычки: курение, злоупотребление алкогольными и тонизирующими напитками, такими как кофе, приводит к изменению состава крови и повышенному уровню в ней адреналина, вызывающего нарушение сердечной деятельности.
- Сопутствующие заболевания — сахарный диабет I типа, ревматические патологии с осложнениями на сердце.
- Нерегулярное питание с преобладанием в его составе жареной, жирной и острой пищи.
- Как следствие этого, возникают проблемы с лишним весом, создающим повышенную нагрузку на сердце.
- Стрессовые перегрузки.
- Гиподинамия, которая приводит к слабости не только скелетной мускулатуры, но и сердечной мышечной ткани. Для нетренированного сердца даже сравнительно небольшие физические нагрузки могут оказаться толчком к инфаркту.
Часто в качестве причины его развития выступает целый комплекс отрицательных факторов. Какой из них способен сыграть роковую роль — предположить трудно.
Симптоматика и диагностика инфаркта
Разобраться, в чём причина подобного состояния, самому человеку или его близким удаётся не сразу, и потеря времени может сыграть роковую роль.
Поэтому при резком ухудшении состояния, на котором не сказывается употребление привычных средств типа Корвалола и Валидола, не стоит гадать, чем оно может быть вызвано — лучше как можно быстрее оказать больному человеку первую доврачебную помощь:
- уложить его в постель, не позволяя вставать — малейшие физические усилия при инфаркте или предынфарктном состоянии могут иметь самые печальные последствия;
- снять с него обувь, расстегнуть воротник и пояс на одежде;
- укрыть одеялом;
- положить на область сердца холодный компресс;
- открыть в комнате форточку, чтобы обеспечить доступ свежего воздух;
- в случае приступа рвоты — помочь ему повергнуть голову набок, чтобы избежать попадания рвотных масс в дыхательные пути.
Иногда бригада бесплатной «скорой помощи» сильно задерживается, не в силах справиться с обилием поступающих вызовов. Поэтому, если врачи не приехали через 15-20 минут, можно попробовать вызвать коммерческую «неотложку» — сейчас во многих городах существует такой вид платных медуслуг.
Первое, что сделает врач, приехавший к больному с кардиосимптоматикой, — снимет электрокардиограмму. Этот давно известный метод диагностики, основанный на фиксации электрических импульсов, вызываемых сокращением сердечной мускулатуры, позволяет со стопроцентной вероятностью установить по их характеру как инфаркт, так и предынфарктное состояние.
Если электрокардиограф показывает тревожную симптоматику, и врач предлагает срочную госпитализацию, отказываться не следует ни в коем случае. Проводить интенсивную терапию инфаркта следует немедленно, но сделать это можно только в условиях специализированного стационара, оснащенного всем необходимым оборудованием и обеспеченного медикаментозными препаратами.
Велосипед после инфаркта: запретить нельзя разрешить
Человеческий организм обладает широкими адаптационными способностями, и даже после серьёзных болезней, в том числе инфаркта миокарда, человек способен восстановить свою работоспособность до приемлемого уровня. В этом ему помогает соблюдение щадящего режима, приём поддерживающих медикаментов и постоянное наблюдение врачей. Кардиологическому больному приходится отказаться от многих видов деятельности, которые для здорового человека являются нормой. Это относится и к спортивным тренировкам — возможность интенсивных занятий спортом после инфаркта исключается навсегда. Однако избегать физической активности в любом виде не следует.
После инфаркта следует полностью отказаться от большинства видов спорта — при поднятии тяжестей, беге и прыжках нагрузка на сердце увеличивается. Полезны те спортивные упражнения, для которых характерны ритмичные движения конечностей и возможность регулировать темп нагрузки, произвольно замедляя или увеличивая его. Сюда можно отнести плавание, ходьбу и езду на велосипеде. Конечно, речь идет не о велосипедных гонках, а о спокойном катании. Велосипед — хороший тренажёр для всех групп мышц, но интенсивнее всего работает мускулатура ног, благодаря чему улучшается кровоток в магистральных сосудах, снабжающих сердечную мышцу.
Источники: https://tensoval.ru/cycling.php, https://www.velovolgograd.ru/forum/index.php?/topic/1586-velosiped-i-gipertoniia/, https://serdce1.ru/infarkt/katatsya-na-velosipede.html
Источник