Методика проведения школы артериальной гипертонии

Приложение N 3
к приказу
министра здравоохранения
Свердловской области
от 19 марта 2012 г. N 250-п

Методика
проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ N 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.015.01:

04 — медицинские услуги по профилактике;

015 — кардиология;

01 — Школа для больных с АГ.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Занятие 3. Физическая активность и здоровье.

Занятие 4. Стресс и здоровье.

Занятие 5. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; тонометры — не менее 5 (желательно автоматические); напольные весы, ростомер, таблицы для определения индекса массы тела, калькулятор для подсчета индекса массы тела, сантиметр для измерения окружности талии; дневники самоконтроля для пациентов артериальной гипертонией (могут представлять собой обычную тетрадь), вопросники по оценке знаний пациентов; информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакаты «Органы-мишени при АГ», «10-летний риск смерти от ССЗ в популяциях с высоким риском ССЗ (таблица SCORE)», памятки по факторам риска АГ и самопомощи при гипертоническом кризе); препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть ~ 15 минут

1.1. Знакомство, представление участников.

1.2. Описание целей обучения.

1.3. Оценка исходных знаний.

2. Информационная часть ~ 20 минут

2.1. Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным?

2.2. Что такое артериальная гипертония?

2.3. Факторы риска артериальной гипертонии.

2.4. Изменения в организме при артериальной гипертонии.

2.5. «Органы-мишени» при артериальной гипертонии.

3. Активная часть ~ 10 минут

Проверка усвоения материала.

Перерыв ~ 10 минут

4. Информационная часть ~ 15 минут

4.1. Проявления артериальной гипертонии.

4.2. Что такое гипертонический криз?

4.3. Осложнения артериальной гипертонии: инсульт и инфаркт миокарда.

5. Активная часть ~ 15 минут

Измерение роста, веса, окружности талии, подсчет индекса массы тела и определение должного веса каждого слушателя.

6. Информационная часть ~ 5 минут

Как правильно измерять артериальное давление?

7. Активная часть ~ 5 минут

Измерение артериального давления.

8. Заключительная часть ~ 5 минут

Ответы на вопросы, домашнее задание.

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; дневники для пациентов артериальной гипертонией, информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакат «Пирамида здорового питания», памятки по правилам здорового питания, питанию при артериальной гипертонии); таблицы энерготрат при различных типах деятельности и калорийности основных продуктов питания, перечень продуктов, содержащих много натрия, образец рациона и пример суточного меню для каждого слушателя; разнообразные упаковки пищевых продуктов.

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть ~ 5 минут

Описание цели занятия.

2. Информационная часть ~ 20 минут

2.1. Принципы здорового питания.

2.2. Пирамида рационального питания.

3. Активная часть ~ 20 минут

3.1. Оценка содержимого упаковок пищевых продуктов.

3.2. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона.

Перерыв ~ 10 минут

4. Информационная часть ~ 20 минут

4.1. Как влияет питание на артериальную гипертонию?

4.2. Особенности питания при артериальной гипертонии.

4.3. Особенности питания при избыточной массе тела.

5. Активная часть ~ 20 минут

5.1. Составление суточного меню для пациента с артериальной гипертонией.

5.2. Проверка усвоения материала.

6. Заключительная часть ~ 5 минут

Ответы на вопросы, домашнее задание.

Занятие 3. Физическая активность и здоровье

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; дневники для пациентов артериальной гипертонией, информационные материалы для пациентов по теме занятия (памятки по физической активности при артериальной гипертонии), опросник по оценке уровня физической активности, таблица для определения интенсивности физических упражнений в зависимости от возраста для каждого слушателя.

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть ~ 10 минут

1.1. Проверка домашнего задания.

1.2. Описание целей занятия.

2. Информационная часть ~ 15 минут

2.1. Что такое физическая активность и тренированность?

2.2. Какова цель повышения физической активности?

2.3. Типы физических тренировок.

3. Активная часть ~ 10 минут

3.1. Оценка физической активности.

3.2. Выполнение упражнений.

4. Информационная часть ~ 10 минут

4.1. Как физическая активность влияет на здоровье?

4.2. Как избежать осложнений при физических тренировках?

4.3. Как повысить повседневную физическую активность?

Перерыв ~ 10 минут

5. Активная часть ~ 10 минут

5.1. Проверка усвоения материала.

5.2. Как одеваться для занятия физкультурой?

6. Информационная часть ~ 15 минут

6.1. Правила проведения тренировок: частота, продолжительность, интенсивность.

6.2. Как построить занятие по повышению физической активности?

6.3. Как оценить эффективность упражнений?

7. Активная часть ~ 5 минут

7.1. Как контролировать интенсивность физической нагрузки?

7.2. Как определять частоту пульса?

8. Информационная часть ~ 5 минут

8.1. Особенности физической активности для лиц в пожилом возрасте.

8.2. Особенности физической активности для лиц с ожирением.

9. Активная часть ~ 5 минут

Проверка усвоения материала.

10. Заключительная часть ~ 5 минут

Ответы на вопросы.

Занятие 4. Стресс и здоровье

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; дневники для пациентов артериальной гипертонией, информационные материалы для пациентов по методам преодоления стресса, вопросник на определение уровня стресса (Л. Ридер) для каждого слушателя.

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть ~ 5 минут

Описание цели занятия.

2. Информационная часть ~ 20 минут

2.1. Что такое «стресс». Источники стресса.

2.2. Влияние стресса на здоровье человека.

2.3. Реакция организма на стресс.

2.4. Управляемые и неуправляемые стрессоры.

3. Активная часть ~ 15 минут

Самооценка уровня стресса.

Перерыв ~ 10 минут

4. Информационная часть ~ 15 минут

Методы преодоления стресса.

5. Активная часть ~ 10 минут

Знакомство с упражнениями на расслабление.

6. Информационная часть ~ 10 минут

Несколько жизненных принципов и советов, которые помогут избежать стресса.

7. Активная часть ~ 10 минут

Проверка усвоения материала.

8. Заключительная часть ~ 5 минут

Ответы на вопросы.

Занятие 5. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; дневники для пациентов артериальной гипертонией, информационные материалы для пациентов по теме занятия (памятка «Медикаментозное лечение артериальной гипертонии»), тесты для контроля уровня знаний, анкеты по оценке обучения в Школе.

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть ~ 5 минут

Описание цели занятия.

2. Информационная часть ~ 20 минут

2.1. Цель лечения артериальной гипертонии.

2.2. Что определяет эффективность лечения АГ?

2.3. Немедикаментозное лечение АГ.

2.4. Принципы лекарственной терапии.

3. Активная часть (вопросы-ответы) ~ 10 минут

Перерыв ~ 10 минут

4. Информационная часть ~ 20 минут

Основные группы современных лекарств, снижающих артериальное давление, механизмы их действия и побочные эффекты.

5. Активная часть ~ 15 минут

5.1. Проверка усвоения материала.

5.2. Проверка записей в дневнике давления.

6. Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в Школе ~ 10 минут

7. Заключительная часть ~ 10 минут

Оценка слушателями организации и качества обучения в Школе.

Источник

Цели обучения в Школе АГ:

  1.  Получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска.
  2. Повышение ответственности за сохранение своего здоровья.
  3. Формирование рационального и активного отношения к заболеванию.
  4. Формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача.
  5. Приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной само- и взаимопомощи при гипертонических кризах.
  6. Формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих ) факторов риска.

Численность группы не более 8-10 человек. Программа обучения состоит из 3-х обязательных занятий и 4-го для курящих или их родственников. Занятия проводятся еженедельно по вторникам в Центре медицинской профилактики и на предприятиях (согласно графика). Продолжительность занятия 90 минут( 2 части по 45 минут с перерывом в 10 минут).

Темы занятий в школе АГ:

Занятие 1.Что надо знать о гипертонии? Правила измерения АД.

Занятие 2.Что надо знать о питании при АГ и ожирении.Физическая активность при артериальной гипертонии.

Занятие 3. Стресс и здоровье. Лечение артериальной гипертонии. Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.

Занятие 1.

  • Что надо знать об артериальной гипертонии?
  • Что такое артериальное давление?
  • Что такое артериальная гипертония?
  • Причины повышения АД.
  • Определение собственных причин.
  • Симптомы повышения артериального давления.
  • Степень артериальной гипертонии.
  • Осложнения течения заболевания (гипертонический криз, транзиторная ишемическая атака).
  • Факторы риска АГ и прогноза.
  • Как оценить индивидуальные факторы риска?
  • Понятие о суммарном риске ССЗ, определение индивидуальной степени риска.
  • «Органы мишени» при гипертонии.
  • Как правильно измерять артериальное давление?
  • Как вести дневник пациента?
  • Составление индивидуального плана оздоровления.

Занятие 2.

  • Что такое «здоровое питание?»
  • Какова калорийность продуктов?
  • Как рассчитать свои энергозатраты?
  • Какие изменения в диете нужны при АГ?
  • Как ограничить поваренную соль?
  • Как поступать с жирами?
  • Как обогатить рацион витаминами?
  • Как быть при повышенном уровне холестерина?
  • Режим питания, меню.
  • Кулинарная обработка.
  • Алкоголь и здоровое питание.
  • Самооценка пищевых привычек.
  • Составление индивидуального плана оздоровления питания.
  • Дневник питания.
  • Что такое ожирение?, индекс массы тела?
  • Определение  ИМТ.
  • Какими способами ограничить калорийность рациона?
  • Какую роль и какое значение имеет физическая активность для Вашего здоровья?
  • Как оценить свою тренированность?
  • Комплекс упражнений.

Занятие 3.

  • Что такое стресс?
  • Социальная адаптация.
  • Факторы риска, формирующие стресс.
  • Немедикаментозные приемы защиты от стресса.
  • Выработка своего алгоритма вывода организма из стрессовой реакции.
  • Цель лечения артериальной гипертонии?
  • Когда начинать и как долго лечить гипертонию?
  • Принципы лекарственной терапии.
  • Современные лекарства- показания и противопоказания.
  • Что влияет на эффективность лечения?
  • Приверженность к лечению.
  • Доврачебная само- и взаимопомощь при кризе.
  • Врач и пациент — союзники в лечении АГ.

Как правильно питаться при гипертонии?

Перед Вами пирамида здорового питания. Его основу составляют зерновые продукты ( 7-8 порций в день), овощи и фрукты.

Методика проведения школы артериальной гипертонииПравильное питание при АГ предполагает:

  • низкое употребление соли — не более 1 чайной ложки в день;
  • приём пищи 4-6 раз в день небольшими порциями;
  • обогащение рациона свежими овощами ( 4-5 порций в день) и фруктами ( 2-4 порции в день);
  • употребление молочных продуктов с низким содержанием жира (2-3 порции в день);
  • предпочтительно употребление рыбы, не жирных сортов мяса, желательно отварного;
  • ограничение употребления сладостей до 1 раза в неделю.

​1 порция — это:

  • молочные продукты: 250 мл 1% молока или 120 мл 2% йогурта;
  • отварное мясо, рыба, птица — 84 гр;
  • овощи, фрукты: 160 гр вареных или свежих овощей, 180 мл овощного или фруктового сока, 1 фрукт среднего размера;
  • зерновые продукты: 1 ломтик хлеба ( желательно муки грубого помола), 120 мл овсянки.

ФИЗКУЛЬТУРА И АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ

Методика проведения школы артериальной гипертонииАртериальная гипертония (АГ) – периодическое или стойкое повышение артериального давления (АД) – самое распространенное хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы. Одним из методов снижения АД является регулярная физическая активность. Она оказывает тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, снижает сердечный выброс крови в покое и тонус сосудов, улучшает спектр крови, работу мышц, настроение, уменьшает риск тромбообразования, способствует снижению массы тела, препятствуют развитию диабета, стрессов и депрессии. Регулярные тренировки снижают АД на 4-5 миллиметров ртутного столба, если АГ имеется, а также препятствуют ее развитию.

Какой уровень нагрузки допустим? Тренированность сердца и сосудов достигается при нагрузках с участием в работе мелких, средних и больших мышечных групп по 30-40 минут от 3 до 5 раз в неделю.

Интенсивность нагрузки контролируется рекомендуемой частотой сердечных сокращений (в % от максимальной частоты сердечных сокращений 220 – возраст).

При мягкой или умеренной АГ в начале занятий нагрузка должна соответствовать 50%  это величины, с постепенным, под контролем врача, увеличением до 70%. При хорошей коррекции АД через 6 месяцев возможно увеличение интенсивности даже до 85%.

Как повысить повседневную физическую активность?  Для начала отказаться, по возможности, от поездок в общественном транспорте, частично – от лифта. Ходить пешком. Заниматься утренней гигиенической гимнастикой и физическим трудом в быту. Играть в подвижные игры (волейбол, бадминтон, теннис). Приобщить к регулярным занятиям оздоровительной физкультурой (ходьбой, плаванием, велосипедом, лыжами, медленным бегом), начиная с молодого возраста.

Как построить занятия по повышению физической активности?

  1. Разминка в течение 15-20 минут при АГ, 5 минут – при нормальном АД. При этом общеразвивающие упражнения чередуются  с  дыхательными.
  2. Основная часть занятия (аэробная фаза) – дозированная ходьба в тренирующем режиме на дистанцию 3-4 километра в течение дня со скоростью до 120 шагов в минуту. Темп следует увеличивать постепенно, определив исходный индивидуальный предел ходьбы в обычном темпе до «остановки» (появления усталости). По мере тренированности интенсивность этой части занятия возрастает до 20-30 минут.
  3. Заключительная часть (выход из аэробной нагрузки) – это продолжение движения с постепенным снижением интенсивности, для постепенного уменьшения частоты сердечных сокращений. Ее продолжительность 20-30 минут. Для снижения сосудистого тонуса и лучшего расслабления следует проводить дыхательные упражнения (выдох длиннее вдоха), а также – на растягивание и расслабление мышц.

            Надежным показателем тренирующих воздействий являются со временем: урежение пульса в покое, восстановление частоты пульса до исходных значений после занятия за 3 минуты, тенденция к снижению и стабилизации АД, возможность постепенного увеличения нагрузки, улучшение сна, общего самочувствия.

Лицам с тяжелой АГ следует заниматься лечебной физкультурой  или ограничиться повседневной активностью в быту.

Гипертония грозит слабоумием

Исследование Национального института старения (Мэриленд, США), установило, что слабоумие у людей после 70 лет напрямую связано с повышенным давлением после 50 лет. «А что вы хотите, – говорят исследователи, – когда кровь в буквальном смысле давит на мозг, нервные клетки нормально работать не смогут!» Есть и приятное известие: снижение кровяного давления до нормы способствует восстановлению памяти и когнитивных способностей сразу на 10%. Так что рекомендация следить за давлением и, если необходимо, регулярно принимать препараты особенно важна для тех, кто зарабатывает на жизнь умст­венным трудом.

Схожие данные получены и в Брайхемском университете молодости (Юта, США). Здесь рекомендуют следить за давлением всем, кто страдает забывчивостью, раздражительностью и вообще считает, что стал плохо соображать в бытовых вопросах. По их данным, снижение веса до нормы и замена жирных продуктов на овощи улучшают работу мозга на 2,7–4,6%.

Помидоры чистят сосуды

А Кембриджский университет (Англия) порадовал новостью о неожиданной стороне томатов. Оказывается, входящее в их состав вещество ликопен поразительно полезно влияет на эндотелий – внутренние стенки сосудов. О пользе ликопена как антиоксиданта говорилось не раз, вот теперь выяснилось, что он еще и сосуды очищает изнутри, улучшая их проходимость на 53%. Разумеется, это если сосуды были в плохом состоянии, у здоровых он просто поддерживает норму. Удобно, что ликопен в отличие от многих полезных веществ не боится нагрева, так что помидоры можно с  чистой совестью тушить и запекать.

Интересно

Ученые, изучающие влияние на организм частоты сердечного ритма, пришли к неожиданному выводу: люди, имеющие более редкий пульс, живут дольше, чем те, у кого пульс более частый (особенно при частоте сердечных сокращений более 100 ударов в минуту).

Однако с возрастом (на фоне выраженного атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний) у обладателей редкого пульса возникает другая проблема: брадикардия может приводить к ухудшению мозгового кровообращения и быть причиной плохого самочувствия и даже обмороков.

Оказывается, лишний белок – мясо, птица, рыба – с возрастом мешает здоровью сердца. Это установили ученые из Медицинской школы Университета Нанкина (Китай). Они обследовали более 200 тысяч человек в течение 14 лет. Оказалось, что у тех, кто превышал ежедневную норму белка, ухудшалось состояние сердечно-сосудистой системы. Так, каждые лишние 20% белка на 26% повышали риск инфаркта. Норма протеина зависит от возраста и пола, в среднем она составляет 0,8–1 г на 1 кг собственного веса в день. Больше нужно только спортсменам, но и им редко советуют свыше 2–2,4 гбелка на 1 кг своего веса в день.

Приморцам о метеочувствительности

Методика проведения школы артериальной гипертонии       Еще в 380 году до н.э. древнегреческие авторы указывали, что климат, атмосферные изменения и сезоны года влияют на человека, причины и течение болезней. Великому ученому врачу Гиппократу принадлежат слова: «Если много людей одновременно заболевает одной и той же болезнью, то причину ее следует искать в том, что является общим для всех людей…»

Многие из нас ощущают изменения в самочувствии во время перемены погоды, повышения или понижения температуры окружающей среды, изменения атмосферного давления. Конечно, современный человек не связывает это «с карой небесной», но, тем не менее, ученые доказали воздействие климата и погоды на течение ряда заболеваний: гипертонической болезни, инфаркта миокарда, бронхолегочных заболеваний, инсультов. Влияние муссонного климата Дальнего Востока на состояние здоровья и заболеваний человека изучалось и продолжает изучаться нашими приморскими учеными.

Известно, что среди здоровых людей  магнитометеочувствительность встречается в 28-57% случаев. Среди страдающих артериальной гипертонией этот показатель достигает 70%, а при бронхиальной астме – уже 92%. Метеочувствительность у взрослых отмечается в 55-70%, а у детей с хроническими заболеваниями – в 40-60% наблюдений.

Что же такое метеочувствительность? Формулировка предельна проста: метеочувствительность представляет собой состояние повышенной напряженности или срыва защитных сил и адаптационных систем организма человека в ответ на неблагоприятное воздействие метеофизических факторов.

Повышенная магнитометеочувствительность может возникать после гриппа, ангины, пневмонии или атаки ревматизма. К повышению метеочувствительности могут вести эндокринные расстройства, чаще у людей с повышенной массой тела. Ученые выявили зависимость уровня сахара крови от метеогеофизических колебаний, как у здоровых, так и у больных сахарным диабетом. Эндокринные сдвиги в период полового созревания, беременности и менопаузы также способствуют повышению  метеочувствительности.

Исследования врачей показали, что метеочувствительность зависит и от возраста. Первые повышения уровня метеочувствительности отмечаются у детей грудного возраста, затем частота ее снижается. К 14-20 годам показатели метеочувствительности стабилизируются на уровне взрослых, и составляет около 24%.  Затем, в возрасте до 50 лет удельный вес таких людей в популяции увеличивается до 33%. А после 51 года доходит до 50%. Это объясняется тем, что в зрелом и пожилом возрасте с годами накапливаются нарушения функций внутренних органов и центральной нервной системы, а также  увеличивается число людей с хроническими заболеваниями.

Метеочувствительность может зависеть от конституциональной предрасположенности.  Одни люди реагируют на любые погодные изменения, другие – или только на приход холодного фронта, или усиление ветра, или на осадки. На некоторых влияет приход теплого фронта (жаркой погоды).

Профессиональные вредности, хоть и реже, но все же тоже могут стать причиной повышения метеочувствительности. К ним относятся вибрация, воздействие СВЧ-поля, ионизирующая радиация, гиподинамия и психоэмоциональное напряжение.

В ряде случаев не всегда можно проследить зависимость ухудшения здоровья от смены погоды. Связано это с тем, что погодный фронт может «свернуть» и не распространиться над данной территорией. У человека создается «ощущение ошибки»: самочувствие ухудшилось, а погода осталась прежней.

В зависимости от состояния здоровья, наличия хронических заболеваний, типа нервной системы проявления метеочувствительности могут характеризоваться – ухудшением настроения, головной болью, болями в сердце, повышением или понижением артериального давления, нарушением сердечного ритма, снижением жизненной емкости легких, ухудшением дыхания и др.

Для купирования метеотропных реакций врачи рекомендуют: активный отдых, адекватные физические нагрузки, контрастные температурные воздействия, ношение магнитных или ионических браслетов, магнитных клипсов, стелек, использование витаминных и минеральных комплексов, содержащих аскорбиновую кислоту, витамины группы В. Используются растительные адаптагены  (настойки элеутерококка, женьшеня, левзеи, плоды шиповника и др.). Важно соблюдать режим сна и бодрствования, рационального питания и оптимального потребления жидкости.

Восточные философские системы предлагают практику хатха-йоги, которая помогает усилить жизненные энергии и дать человеку возможность ими управлять. Хороший эффект имеют также упражнения на релаксацию, аутотренинги, массаж биологически активных точек, дыхательные и гимнастические упражнения.

Если говорить в целом, то профилактика метеотропных реакций состоит из комплекса мер, направленных на активизацию защитных сил организма, восстановление нормальных функций аппарата дыхания, кровообращения, пищеварения. Но профилактические меры зависят не только от перемены погоды или атмосферного давления – они диктуются состоянием здоровья, наличием хронических заболеваний, т.е. здесь нужен индивидуальный подход. С этой целью пройдите обследование у специалистов (терапевта, кардиолога, невролога, пульмонолога, эндокринолога, врача ЛФК), и данные ими рекомендации неукоснительно выполняйте. Здоровья Вам!

Источник