Эффективность школ здоровья по артериальной гипертонии

Актуальность.Артериальная гипертензия (АГ) — самый распространенный сердечно-сосудистый синдром во многих странах мира. Например, в США повышенное артериальное давление (АД) обнаруживается у 20-40% взрослого населения, причем в возрастных группах старше 65 лет АГ встречается у 50% белой и 70% черной расы. Более 90-95% всех случаев АГ составляет гипертоническая болезнь. У остальных больных при тщательном клинико-инструментальном обследовании можно диагностировать разнообразные вторичные (симптоматические) АГ. Следует учитывать, что в 2/3 случаев вторичные АГ обусловлены поражением паренхимы почек (диффузныйгломерулонефрит, диабетическая нефропатия, поликистоз почек и др.), а значит, потенциально неизлечимы. Лечение почечных АГ в общем не отличается от терапии гипертонической болезни.Следовательно, у подавляющего большинства больных с АГ длительная медикаментозная терапия проводится независимо от того, известна или нет точная причина повышенного АД.Отдаленный прогноз у больных с АГ зависит от трех факторов: 1) степени повышения АД, 2) поражения органов-мишеней и 3) сопутствующих заболеваний. Эти факторы обязательно должны быть отражены в диагнозе больного с АГ.

Цель исследования: повысить эффективность профилактики АГ путем влияния на модифицируемые факторы риска данного заболевания при проведении школ здоровья.

Целью следующего этапа исследования было оценить эффективность школ здоровья как профилактического мероприятия и влияние ее на отдельные факторы риска АГ. Участникам был задан следующий вопрос: получили ли Вы в результате обучения в школе здоровья достаточно информации о факторах риска гипертонической болезни и методах ее профилактики? По мнению пациентов, школа здоровья оказалась эффективна у 87 человек (96,4%), неэффективна у 5 человек (5,4%). При детальном анализе анкет было выявлено, что школа наиболее повлияла на повышение уровня физической активности, на приверженность к здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.

РубрикаМедицина
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления05.05.2016
Размер файла128,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оценка эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии

артериальный гипертензия кардиоваскулярный здоровье

В статье представлена методика экономического анализа деятельности профильной школы артериальной гипертензии на базе муниципального лечебного учреждении. На примере «школы профилактики артериальной гипертензии» показана значимая роль профилактического обучения с целью стабилизации здоровья пациентов с кардиоваскулярной патологией. Повышение медицинской грамотности населения в отношении факторов риска развития сердечнососудистых заболеваний является основой формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: школа профильных больных артериальной гипертензии, фактор риска, экономическая эффективность, профилактическое обучение

Одним из перспективных направлений деятельности системы здравоохранения является организация профильных школ, ориентированных на улучшение показателей здоровья населения и снижение факторов риска. В приказе Минздрава России №435 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» и положении об отделении, кабинете профилактики, одним из основных направлений, связанных с профилактикой заболеваний и укреплением здоровья является гигиеническое воспитание населения [1]. Не снижающийся в настоящее время рост заболеваемости и смертности населения является одним из важнейших факторов формирования тяжелой демографической ситуации в стране, общество несет значительные людские потери и экономический ущерб. Напряженная эпидемиологическая ситуация связана прежде всего с ростом социально значимых заболеваний, характеризующихся повышенным кровяным давлением, сахарным диабетом и бронхиальной астмой. Артериальная гипертензия является фактором развития болезней системы кровообращения, занимающих лидирующее место в структуре заболеваемости и смертности населения России. А также одно из первых мест, в структуре первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста [2].

Одной из перспективных технологий профилактической и лечебной помощи пациентам с хронической патологией является обучение в профильных школах, направленное на уменьшение прямых и косвенных затрат, связанных с лечением [3].

Цель настоящей работы — анализ эффективности деятельности школы профильных больных с артериальной гипертонией на базе муниципального учреждения здравоохранения за три года.

Материалы и методы

В ходе исследования использованы исторический, социологический, санитарно-статистический, аналитический и экономический методы. Объект исследования — медицинская организация муниципальной формы собственности, оказывающая первичную медико-санитарную медицинскую помощь населению. Для изучения социальной эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии по специально разработанной анкете проведено анкетирование 516 пациентов. Достоверность полученных результатов оценивалась с помощью параметрического метода: критерий достоверности Стьюдента равен 2,4, степень вероятности безошибочного прогноза свыше 95% случаев и m=5. Анализ эффективности профильной школы позволил уточнить, необходимость и обоснованность развития данного профилактического направления медицины.

Оценка медико-экономической эффективности деятельности профильной школы проводилась по следующим количественным показателям:

— число пациентов с данной нозологией, обученных в профильной школе; доля обученных пациентов из числа зарегистрированных с данной нозологической формой заболевания;

— доля обученных пациентов из числа впервые выявленных в данном году;

— доля пациентов, прошедших полный цикл обучения;

— динамика охвата пациентов обучением в профильных школах из числа зарегистрированных;

— динамика охвата пациентов обучением из числа впервые выявленных; динамика охвата пациентов полным курсом обучения [4].

За период деятельности профильной школы число лиц, посещающих данную школу, увеличилось в 5 раз: с 105 до 527 человек. Распространенность заболеваний данной нозологии среди населения района возросла в 5,8 раз: с 9,6 до 56,4 на 10 тыс. населения. Отмечается прирост на 88,7% числа лиц, обучающихся в профильной школе. За время работы профильной школы артериальной гипертензии количество пациентов обученных в школе, кратно увеличилось в 2,8 раза, что подтверждает актуальность и необходимость дальнейшего развития и оптимизации деятельности института профилактической медицины.

Основными индикаторами качества профилактической медицинской помощи в школе артериальной гипертензии являются:

— адекватность — соответствие программы, форм и методов обучения пациентов поставленным целям;

— действенность — сила воздействия обучающей программы в школе и степень достижения поставленной цели обучения;

— оптимальность — соответствие программы обучения в школе современным основам доказательной профилактической медицины и стандартам;

— преемственность и непрерывность — реализация программ обучения в школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля;

— удовлетворенность — психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям пациента и преподавателя;

— законность — соблюдение Конституционных прав, законодательных основ РФ об охране здоровья, международных актов;

— доступность — возможность получения пациентом обучения в школе здоровья в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и т.д.) [5];

— результативность — достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения. Мониторинг оценки результативности проводится по окончании обучения, через 1 месяц (краткосрочный результат), через 6 мес. (среднесрочный), через 1 год и 5 лет (долгосрочный);

— эффективность — отношение затрат на оказание профилактических медицинских услуг к полученному результату, определяющемуся положительным медицинским, социальным и экономическим балансом.

Деятельность профильной школы артериальной гипертензии характеризуется медико-социальным эффектом, а именно отсутствием листков нетрудоспособности и первичного выхода на инвалидность по поводу артериальной гипертензии; приобретением средств самоконтроля; регулярным приемом гипотензивных средств; ведение дневника самоконтроля. Социальная эффективность определена в ходе проведения социологического опроса пациентов профильной школы и показатель удовлетворенности высокий, составил 97,9% (p

Дата публикации: 09.04.2018 2018-04-09

Статья просмотрена: 191 раз

Артериальная гипертония — наиболее распространенное и грозное заболевание, приводящее к тяжелым осложнениям: инфаркту миокарда, инсульту, нарушению функции почек, сердечной недостаточности, а также способствует развитию ишемической болезни сердца и атеросклерозу [1,208]. Работа Школ артериальной гипертензии направлена на препятствие прогрессирования болезни, профилактику обострений и осложнений, а также повышение толерантности к физической нагрузке путем коррекции факторов риска и самоконтроля заболевания.

Введение. Артериальная гипертензия (АГ) — заболевание сердечно-сосудистой системы, которым страдают люди разного возраста и рода занятий. Влияние АГ на кардиоваскулярную заболеваемость и смертность является объектом пристального изучения во всем мире. Создание Школ артериальной гипертензии позволяет улучшить качество жизни, снизить инвалидность и повысить медицинские знания в области кардиологии. Масштабные эпидемиологические и клинические исследования неоднократно демонстрировали выраженное неблагоприятное влияние повышенного артериального давления (АД) на риск сердечно-сосудистых осложнений, в том числе и смертность от них [2,269]. Примерно две трети всех инсультов и половина всех случаев ИБС обусловлены АГ, и это становится причиной 7 миллионов смертей и 64 миллионов случаев инвалидизации ежегодно. Статистические данные этиологии артериальной гипертензии свидетельствуют о том, что в 90 % случаев заболевание развивается вследствие ведения нездорового образа жизни, имеющихся вредных привычек, а лишь в 10 % — по другим причинам. По статистике около 30 % населения земного шара отмечают у себя повышенное АД, из этого контингента 2/3 страдают стойкой артериальной гипертензией, 1/3 — пограничной АГ.

Таким образом, можно выделить основные факторы риска развития артериальной гипертензии:

‒ избыточное потребление поваренной соли;

Доля людей в возрасте от 65 лет, страдающего артериальной гипертензией, составляет более 50 % от общего населения этого возраста [2,270]. Данные о распространенности заболевания по возрастам следующие: каждый четырнадцатый среди 20–29-летних (7,1 %), каждый шестой среди 30–39-летних (16,3 %), каждый четвертый среди 40–49-летних (26,9 %), каждый третий среди 50–59-летних (34,4 %). Отмечается неуклонный рост частоты АГ, пропорциональный возрасту.

Школы артериальной гипертензии, или Школы здоровья, направлены на ознакомление пациентов с различными негативными условиями (как внешними, так и внутренними), оказывающими повреждающее действие на организм.

Ее функциями являются:

  1. Формирование у пациента понятия о сущности болезни и возможных осложнениях;
  2. Оказание помощи в устранении факторов риска, особенно отказа от курения;
  3. Информирование пациентов и членов их семей о возможности социальной и семейной поддержки для улучшения качества жизни;
  4. Обучение практическим навыкам измерения артериального давления, самостоятельному подбору необходимой поддерживающей дозы медикаментов, оказанию самопомощи;
  5. Информирование о препаратах, используемых для лечения артериальной гипертензии, и их побочных эффектах, современных схемах медикаментозной терапии заболевания;
  6. Обучение пациентов методам немедикаментозного лечения заболевания и профилактики возможных осложнений;
  7. Санитарно-просветительская деятельность и гигиеническое обучение населения с целью профилактики развития артериальной гипертензии.

Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 90 минут каждое:

  1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
  2. Здоровое питание. Что необходимо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
  3. Ожирение и артериальная гипертония;
  4. Физическая активность и здоровье;
  5. Курение и здоровье;
  6. Стресс и здоровье;
  7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность пациентов к лечению?

Занятие 8. Заключительное занятие.

Заключение. Сердечно-сосудистые заболевания — одна из основных причина смертности среди населения. Риск развития артериальной гипертензии возрастает прямо пропорционально количеству факторов риска, среди которых основными являются избыточное употребление поваренной соли, пониженная двигательная активность и ожирение.

Основными целями функционирования Школ артериальной гипертензии (Школ здоровья) являются:

А) предупреждение рецидивов и прогрессирования АГ;

Б) обучение пациентов правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача;

В) подробное обучение правильному и здоровому образу жизни, регулированию режима труда и отдыха, основам рационального питания.

Источник

Ìåòîäèêà ýêîíîìè÷åñêîãî àíàëèçà äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè íà áàçå ìóíèöèïàëüíîãî ëå÷åáíîãî ó÷ðåæäåíèè. Îïðåäåëåíèå ðîëè ïðîôèëàêòè÷åñêîãî îáó÷åíèÿ ñ öåëüþ ñòàáèëèçàöèè çäîðîâüÿ ïàöèåíòîâ ñ êàðäèîâàñêóëÿðíîé ïàòîëîãèåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îöåíêàýôôåêòèâíîñòèäåÿòåëüíîñòèïðîôèëüíîéøêîëûàðòåðèàëüíîéãèïåðòåíçèè

È.Ï.Êàðïîâà,Í.Ô.Øèëüíèêîâà

Ðåçþìå

àðòåðèàëüíûé ãèïåðòåíçèÿ êàðäèîâàñêóëÿðíûé çäîðîâüå

 ñòàòüå ïðåäñòàâëåíà ìåòîäèêà ýêîíîìè÷åñêîãî àíàëèçà äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè íà áàçå ìóíèöèïàëüíîãî ëå÷åáíîãî ó÷ðåæäåíèè. Íà ïðèìåðå «øêîëû ïðîôèëàêòèêè àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè» ïîêàçàíà çíà÷èìàÿ ðîëü ïðîôèëàêòè÷åñêîãî îáó÷åíèÿ ñ öåëüþ ñòàáèëèçàöèè çäîðîâüÿ ïàöèåíòîâ ñ êàðäèîâàñêóëÿðíîé ïàòîëîãèåé. Ïîâûøåíèå ìåäèöèíñêîé ãðàìîòíîñòè íàñåëåíèÿ â îòíîøåíèè ôàêòîðîâ ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íîñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé ôîðìèðîâàíèÿ çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè.

Êëþ÷åâûåñëîâà:øêîëà ïðîôèëüíûõ áîëüíûõ àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè, ôàêòîð ðèñêà, ýêîíîìè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü, ïðîôèëàêòè÷åñêîå îáó÷åíèå

Ââåäåíèå

Îäíèì èç ïåðñïåêòèâíûõ íàïðàâëåíèé äåÿòåëüíîñòè ñèñòåìû çäðàâîîõðàíåíèÿ ÿâëÿåòñÿ îðãàíèçàöèÿ ïðîôèëüíûõ øêîë, îðèåíòèðîâàííûõ íà óëó÷øåíèå ïîêàçàòåëåé çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ è ñíèæåíèå ôàêòîðîâ ðèñêà.  ïðèêàçå Ìèíçäðàâà Ðîññèè ¹435 îò 23.09.2003ã. «Î ñîâåðøåíñòâîâàíèè äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ è ó÷ðåæäåíèé çäðàâîîõðàíåíèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå çàáîëåâàíèé â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» è ïîëîæåíèè îá îòäåëåíèè, êàáèíåòå ïðîôèëàêòèêè, îäíèì èç îñíîâíûõ íàïðàâëåíèé, ñâÿçàííûõ ñ ïðîôèëàêòèêîé çàáîëåâàíèé è óêðåïëåíèåì çäîðîâüÿ ÿâëÿåòñÿ ãèãèåíè÷åñêîå âîñïèòàíèå íàñåëåíèÿ [1]. Íå ñíèæàþùèéñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ ðîñò çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè íàñåëåíèÿ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíåéøèõ ôàêòîðîâ ôîðìèðîâàíèÿ òÿæåëîé äåìîãðàôè÷åñêîé ñèòóàöèè â ñòðàíå, îáùåñòâî íåñåò çíà÷èòåëüíûå ëþäñêèå ïîòåðè è ýêîíîìè÷åñêèé óùåðá. Íàïðÿæåííàÿ ýïèäåìèîëîãè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ ñâÿçàíà ïðåæäå âñåãî ñ ðîñòîì ñîöèàëüíî çíà÷èìûõ çàáîëåâàíèé, õàðàêòåðèçóþùèõñÿ ïîâûøåííûì êðîâÿíûì äàâëåíèåì, ñàõàðíûì äèàáåòîì è áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ ÿâëÿåòñÿ ôàêòîðîì ðàçâèòèÿ áîëåçíåé ñèñòåìû êðîâîîáðàùåíèÿ, çàíèìàþùèõ ëèäèðóþùåå ìåñòî â ñòðóêòóðå çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè íàñåëåíèÿ Ðîññèè. À òàêæå îäíî èç ïåðâûõ ìåñò, â ñòðóêòóðå ïåðâè÷íîãî âûõîäà íà èíâàëèäíîñòü ñðåäè ëèö òðóäîñïîñîáíîãî âîçðàñòà [2].

Îäíîé èç ïåðñïåêòèâíûõ òåõíîëîãèé ïðîôèëàêòè÷åñêîé è ëå÷åáíîé ïîìîùè ïàöèåíòàì ñ õðîíè÷åñêîé ïàòîëîãèåé ÿâëÿåòñÿ îáó÷åíèå â ïðîôèëüíûõ øêîëàõ, íàïðàâëåííîå íà óìåíüøåíèå ïðÿìûõ è êîñâåííûõ çàòðàò, ñâÿçàííûõ ñ ëå÷åíèåì [3].

Öåëü íàñòîÿùåé ðàáîòû — àíàëèç ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè øêîëû ïðîôèëüíûõ áîëüíûõ ñ àðòåðèàëüíîé ãèïåðòîíèåé íà áàçå ìóíèöèïàëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ çà òðè ãîäà.

Ìàòåðèàëû è ìåòîäû

 õîäå èññëåäîâàíèÿ èñïîëüçîâàíû èñòîðè÷åñêèé, ñîöèîëîãè÷åñêèé, ñàíèòàðíî-ñòàòèñòè÷åñêèé, àíàëèòè÷åñêèé è ýêîíîìè÷åñêèé ìåòîäû. Îáúåêò èññëåäîâàíèÿ — ìåäèöèíñêàÿ îðãàíèçàöèÿ ìóíèöèïàëüíîé ôîðìû ñîáñòâåííîñòè, îêàçûâàþùàÿ ïåðâè÷íóþ ìåäèêî-ñàíèòàðíóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü íàñåëåíèþ. Äëÿ èçó÷åíèÿ ñîöèàëüíîé ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè ïî ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííîé àíêåòå ïðîâåäåíî àíêåòèðîâàíèå 516 ïàöèåíòîâ. Äîñòîâåðíîñòü ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ îöåíèâàëàñü ñ ïîìîùüþ ïàðàìåòðè÷åñêîãî ìåòîäà: êðèòåðèé äîñòîâåðíîñòè Ñòüþäåíòà ðàâåí 2,4, ñòåïåíü âåðîÿòíîñòè áåçîøèáî÷íîãî ïðîãíîçà ñâûøå 95% ñëó÷àåâ è m=5. Àíàëèç ýôôåêòèâíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû ïîçâîëèë óòî÷íèòü, íåîáõîäèìîñòü è îáîñíîâàííîñòü ðàçâèòèÿ äàííîãî ïðîôèëàêòè÷åñêîãî íàïðàâëåíèÿ ìåäèöèíû.

Îáñóæäåíèå ðåçóëüòàòîâ

Îöåíêà ìåäèêî-ýêîíîìè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû ïðîâîäèëàñü ïî ñëåäóþùèì êîëè÷åñòâåííûì ïîêàçàòåëÿì:

— ÷èñëî ïàöèåíòîâ ñ äàííîé íîçîëîãèåé, îáó÷åííûõ â ïðîôèëüíîé øêîëå; äîëÿ îáó÷åííûõ ïàöèåíòîâ èç ÷èñëà çàðåãèñòðèðîâàííûõ ñ äàííîé íîçîëîãè÷åñêîé ôîðìîé çàáîëåâàíèÿ;

— äîëÿ îáó÷åííûõ ïàöèåíòîâ èç ÷èñëà âïåðâûå âûÿâëåííûõ â äàííîì ãîäó;

— äîëÿ ïàöèåíòîâ, ïðîøåäøèõ ïîëíûé öèêë îáó÷åíèÿ;

— äèíàìèêà îõâàòà ïàöèåíòîâ îáó÷åíèåì â ïðîôèëüíûõ øêîëàõ èç ÷èñëà çàðåãèñòðèðîâàííûõ;

— äèíàìèêà îõâàòà ïàöèåíòîâ îáó÷åíèåì èç ÷èñëà âïåðâûå âûÿâëåííûõ; äèíàìèêà îõâàòà ïàöèåíòîâ ïîëíûì êóðñîì îáó÷åíèÿ [4].

Çà ïåðèîä äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû ÷èñëî ëèö, ïîñåùàþùèõ äàííóþ øêîëó, óâåëè÷èëîñü â 5 ðàç: ñ 105 äî 527 ÷åëîâåê. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü çàáîëåâàíèé äàííîé íîçîëîãèè ñðåäè íàñåëåíèÿ ðàéîíà âîçðîñëà â 5,8 ðàç: ñ 9,6 äî 56,4 íà 10 òûñ. íàñåëåíèÿ. Îòìå÷àåòñÿ ïðèðîñò íà 88,7% ÷èñëà ëèö, îáó÷àþùèõñÿ â ïðîôèëüíîé øêîëå. Çà âðåìÿ ðàáîòû ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè êîëè÷åñòâî ïàöèåíòîâ îáó÷åííûõ â øêîëå, êðàòíî óâåëè÷èëîñü â 2,8 ðàçà, ÷òî ïîäòâåðæäàåò àêòóàëüíîñòü è íåîáõîäèìîñòü äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ è îïòèìèçàöèè äåÿòåëüíîñòè èíñòèòóòà ïðîôèëàêòè÷åñêîé ìåäèöèíû.

Îñíîâíûìè èíäèêàòîðàìè êà÷åñòâà ïðîôèëàêòè÷åñêîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â øêîëå àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè ÿâëÿþòñÿ:

— àäåêâàòíîñòü — ñîîòâåòñòâèå ïðîãðàììû, ôîðì è ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ ïàöèåíòîâ ïîñòàâëåííûì öåëÿì;

— äåéñòâåííîñòü — ñèëà âîçäåéñòâèÿ îáó÷àþùåé ïðîãðàììû â øêîëå è ñòåïåíü äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííîé öåëè îáó÷åíèÿ;

— îïòèìàëüíîñòü — ñîîòâåòñòâèå ïðîãðàììû îáó÷åíèÿ â øêîëå ñîâðåìåííûì îñíîâàì äîêàçàòåëüíîé ïðîôèëàêòè÷åñêîé ìåäèöèíû è ñòàíäàðòàì;

— ïðååìñòâåííîñòü è íåïðåðûâíîñòü — ðåàëèçàöèÿ ïðîãðàìì îáó÷åíèÿ â øêîëàõ è îáåñïå÷åíèå âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó ìåäèöèíñêèìè ñïåöèàëèñòàìè ðàçëè÷íîãî ïðîôèëÿ;

— óäîâëåòâîðåííîñòü — ïñèõîëîãè÷åñêèõ è îðãàíèçàöèîííûõ îñíîâ ïðîöåññà îáó÷åíèÿ îæèäàíèÿì ïàöèåíòà è ïðåïîäàâàòåëÿ;

— çàêîííîñòü — ñîáëþäåíèå Êîíñòèòóöèîííûõ ïðàâ, çàêîíîäàòåëüíûõ îñíîâ ÐÔ îá îõðàíå çäîðîâüÿ, ìåæäóíàðîäíûõ àêòîâ;

— äîñòóïíîñòü — âîçìîæíîñòü ïîëó÷åíèÿ ïàöèåíòîì îáó÷åíèÿ â øêîëå çäîðîâüÿ â óäîâëåòâîðÿþùèõ åãî óñëîâèÿõ (âðåìåííûõ, òåððèòîðèàëüíûõ, ýêîíîìè÷åñêèõ è ò.ä.) [5];

— ðåçóëüòàòèâíîñòü — äîñòèæåíèå èçìåíåíèé â ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ ïàöèåíòîâ è èõ ïîâåäåíèÿ â ðåçóëüòàòå îáó÷åíèÿ. Ìîíèòîðèíã îöåíêè ðåçóëüòàòèâíîñòè ïðîâîäèòñÿ ïî îêîí÷àíèè îáó÷åíèÿ, ÷åðåç 1 ìåñÿö (êðàòêîñðî÷íûé ðåçóëüòàò), ÷åðåç 6 ìåñ. (ñðåäíåñðî÷íûé), ÷åðåç 1 ãîä è 5 ëåò (äîëãîñðî÷íûé);

— ýôôåêòèâíîñòü — îòíîøåíèå çàòðàò íà îêàçàíèå ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåäèöèíñêèõ óñëóã ê ïîëó÷åííîìó ðåçóëüòàòó, îïðåäåëÿþùåìóñÿ ïîëîæèòåëüíûì ìåäèöèíñêèì, ñîöèàëüíûì è ýêîíîìè÷åñêèì áàëàíñîì.

Äåÿòåëüíîñòü ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè õàðàêòåðèçóåòñÿ ìåäèêî-ñîöèàëüíûì ýôôåêòîì, à èìåííî îòñóòñòâèåì ëèñòêîâ íåòðóäîñïîñîáíîñòè è ïåðâè÷íîãî âûõîäà íà èíâàëèäíîñòü ïî ïîâîäó àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè; ïðèîáðåòåíèåì ñðåäñòâ ñàìîêîíòðîëÿ; ðåãóëÿðíûì ïðèåìîì ãèïîòåíçèâíûõ ñðåäñòâ; âåäåíèå äíåâíèêà ñàìîêîíòðîëÿ. Ñîöèàëüíàÿ ýôôåêòèâíîñòü îïðåäåëåíà â õîäå ïðîâåäåíèÿ ñîöèîëîãè÷åñêîãî îïðîñà ïàöèåíòîâ ïðîôèëüíîé øêîëû è ïîêàçàòåëü óäîâëåòâîðåííîñòè âûñîêèé, ñîñòàâèë 97,9% (p< 0,05).

Ðèñ. 1 Äèíàìèêà ïîêàçàòåëåé ìåäèöèíñêîé ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû ÀÃ çà ïåðèîä òðè ãîäà

Ìåäèöèíñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü ïðîôèëüíîé øêîëû ïîäòâåðæäàåòñÿ ïîëîæèòåëüíîé äèíàìèêîé ñëåäóþùèõ ïîêàçàòåëåé: ïðèðîñò ïîêàçàòåëÿ ñòàáèëèçàöèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íà 14,3 ± 1,54%, ñíèæåíèå óðîâíÿ õîëåñòåðèíà â êðîâè ïàöèåíòîâ â 38,5 ± 2,14% ñëó÷àåâ, óìåíüøåíèå ÷àñòîòû ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ è îñòðûõ îñëîæíåíèé â âèäå îñòðîãî èíôàðêòà ìèîêàðäà, îñòðîãî íàðóøåíèÿ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ íà 3,3% ± 0,78% (ðèñ. 1).

Êðîìå çíà÷èòåëüíîãî ìåäèêî-ñîöèàëüíîãî ýôôåêòà îòìå÷àåòñÿ è ýêîíîìè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü çà ñ÷åò ñíèæåíèÿ ÷èñëà âûçîâîâ ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè íà 55 ± 2,19% è óìåíüøåíèÿ ïîêàçàòåëÿ ãîñïèòàëèçàöèè íà 65,4 ± 2,09%. Ñðåäíÿÿ ñòîèìîñòü ãîñïèòàëèçàöèè çà àíàëèçèðóåìûé ïåðèîä óâåëè÷èëàñü íà 56,8 ± 2,18%, à îáùàÿ ñóììà ñðåäñòâ, íåîáõîäèìàÿ äëÿ ëå÷åíèÿ ïàöèåíòà â ñòàöèîíàðå, â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðîòîêîëîì âåäåíèÿ ïàöèåíòà âîçðîñëà íà 17,8 ± 1,685%. Ñîêðàùåíèå ÷èñëà ñëó÷àåâ ãîñïèòàëèçàöèè ïàöèåíòîâ, ïîñåùàþùèõ ïðîôèëüíóþ øêîëó àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè, ïîçâîëèëî îïðåäåëèòü îáùóþ ñóììó ýêîíîìèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ â ðàçìåðå 151800,6 òûñ. ðóáëåé (òàáë. 1).

Òàáëèöà 1

Äèíàìèêà ýêîíîìè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè çà ïåðèîä òðè ãîäà

Ãîäû

×èñëî ñëó÷àåâ

Ñòîèìîñòü ãîñïèòàëèçàöèè

Ýêîíîìèÿ â ðóá.

Ñòîèìîñòü âûçîâà ÑÌÏ

Ýêîíîìèÿ â ðóá.

ãîñïèòàëèçàöèè

Âûçîâîâ ÑÌÏ

Ñðåäíÿÿ ñòîèìîñòü ãîñïèòàëèçàöèè

Îáùàÿ ñóììà ñðåäñòâ

Ñðåäíÿÿ ñòîèìîñòü âûçîâà ÑÌÏ

Îáùàÿ ñóììà ñðåäñòâ

2008

20

26

9972,28

119445,6

1154,8

30024,8

2009

15

12

11595,96

173939,4

57979,8

1352,0

16224,0

18928

2010

9

9

15636,80

140731,2

93820,8

1691,6

15224,4

5074,8

Äèíàìèêà, %

-55

-65,4

56,8

17,8

151800,6 ðóá.

46,5

-49,3

24002,8 ðóá.

Òàáëèöà 2

Äèíàìèêà ïîêàçàòåëåé ïîëîæèòåëüíîé óïóùåííîé âûãîäû

Ãîäû

ÏîêàçàòåëüÂÍ

ÑóììàñðåäñòâíàÂÍ

Ïîêàçàòåëüïîëîæèòåëüíàÿóïóùåííàÿâûãîäà

Ñðåäíåå÷èñëîäíåéâðåìåííîéíåòðóäîñïîñîáíîñòè,äíè

Äèíàìèêà÷èñëàäíåéÂÍ,%

Ñðåäíåäíåâíîéçàðàáîòîêïîðàéîíó,ðóá.

Îáùàÿñóììàñðåäñòâ,ðóá.

Ïîêàçàòåëüïîëîæèòåëüíîéóïóùåííîéâûãîäû,ðóá.

Ïðèðîñòïîêàçàòåëÿóïóùåííàÿâûãîäà

2008

23

483,75

11126,25

2009

17

-26

556,84

9466,28

3341,04

2010

-100

627,63

14435,49

10669,71

â 3,2 ðàçà

Èòîãî:

40

100

29,7 %

29,7 %

14010,75

Ýêîíîìè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè îöåíèâàëàñü íå òîëüêî äëÿ ìåäèöèíñêîé îðãàíèçàöèè, íî è äëÿ ïàöèåíòà, çà ñ÷åò ñîêðàùåíèÿ ÷èñëà äíåé âðåìåííîé íåòðóäîñïîñîáíîñòè è ïîëîæèòåëüíûì çíà÷åíèåì ïîêàçàòåëÿ óïóùåííàÿ âûãîäà.

Çà ïåðèîä äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè ñîêðàòèëîñü ÷èñëî äíåé âðåìåííîé íåòðóäîñïîñîáíîñòè íà 100%, à ïîêàçàòåëü ïîëîæèòåëüíîé óïóùåííîé âûãîäû, ò.å. ýêîíîìè÷åñêàÿ âûãîäà äëÿ ïàöèåíòà óâåëè÷èëñÿ â 3,2 ðàçà. Çà òðè ãîäà îáùàÿ ñóììà ýêîíîìèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ ïàöèåíòà ñîñòàâèëà 14010,75 òûñ. ðóáëåé (òàáë. 2).

Çàêëþ÷åíèå

Ñîáñòâåííîå èññëåäîâàíèå ïîäòâåðäèëî ïîëó÷åííûå ðàíåå ëèòåðàòóðíûå äàííûå î çíà÷èòåëüíîì ýêîíîìè÷åñêîì óùåðáå â ñâÿçè ñ ðîñòîì ìåäèêî-ñîöèàëüíûõ çàáîëåâàíèé, ñâÿçàííûõ ñ âðåìåííîé è ñòîéêîé óòðàòîé òðóäîñïîñîáíîñòè àêòèâíîé ÷àñòè íàñåëåíèÿ, ïðîäîëæèòåëüíûìè ñðîêàìè ëå÷åíèÿ â ñòàöèîíàðàõ, áîëüøèì êîëè÷åñòâîì âûçîâîâ «Ñêîðîé ïîìîùè» ïðè îñòðûõ è õðîíè÷åñêèõ îñëîæíåíèÿõ.  ïîñëåäíèå ãîäû â èññëåäóåìîì ìóíèöèïàëüíîì ðàéîíå òàêæå íàáëþäàåòñÿ ïðîãðåññèâíîå óâåëè÷åíèå óðîâíÿ çàáîëåâàåìîñòè òàêèì ñîöèàëüíî-çíà÷èìûì çàáîëåâàíèåì, êàê àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ.

Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ âûÿâèëè ïîëîæèòåëüíûé ìåäèêî-ñîöèàëüíûé ýôôåêò äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè.  ðåçóëüòàòå îáó÷åíèÿ ÷èñëî ïàöèåíòîâ ñ ïîñòîÿííî âûñîêèìè öèôðàìè ÀÄ óìåíüøèëîñü íà 14,3 ± 1,54%; ó 100% áîëüíûõ ÁÀ çíà÷èòåëüíî ñîêðàòèëîñü êîëè÷åñòâî ïðèñòóïîâ. Âäâîå óìåíüøèëîñü ÷èñëî ñëó÷àåâ ãîñïèòàëèçàöèè, ñëó÷àåâ âðåìåííîé íåòðóäîñïîñîáíîñòè è âòðîå — ÷èñëî âûçîâîâ «Ñêîðîé ïîìîùè».

Äàííûå àíêåòèðîâàíèÿ ñâèäåòåëüñòâóþò î ïîâûøåíèè áäèòåëüíîñòè, îòâåòñòâåííîñòè îïðîøåííûõ, è çíà÷èìîñòè âûïîëíåíèÿ ðåêîìåíäàöèé âðà÷à (â ñðåäíåì íà 25 ± 1,9%). Òàê, âûïóñêíèêè ïðîôèëüíîé øêîëû îñóùåñòâëÿþò ñàìîêîíòðîëü ñîñòîÿíèÿ çàáîëåâàíèÿ, ò.å. 100% áîëüíûõ ñ àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèåé åæåäíåâíî èçìåðÿþò àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå è âåäóò äíåâíèê ñàìîêîíòðîëÿ.

Ýêîíîìè÷åñêèé ýôôåêò îò ðàáîòû øêîë âñëåäñòâèå ñîêðàùåíèÿ çàòðàò íà îáñëóæèâàíèå âûçîâîâ «Ñêîðîé ïîìîùè» è ãîñïèòàëèçàöèþ äàííîé êàòåãîðèè áîëüíûõ ñîñòàâèë â 2009 ãîäó 57 815,62 ðóáëÿ, à â 2010 ãîäó óæå 81 275,62 ðóáëÿ.

Òàêèì îáðàçîì, ýôôåêòèâíîå ðàçâèòèå è èñïîëüçîâàíèå øêîë çäîðîâüÿ ðåøàåò îñíîâíóþ çàäà÷ó — ïîëîæèòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà óëó÷øåíèè ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ, ñîêðàùåíèè ðàñõîäîâ íà ëå÷åíèå áîëüíûõ â ïîëèêëèíèêàõ è ñòàöèîíàðàõ. Îáó÷åíèå áîëüíûõ ïîêàçàëî ñâîþ ýôôåêòèâíîñòü, è î÷åâèäíà íåîáõîäèìîñòü ïðîäîëæåíèÿ åå âíåäðåíèÿ â äåÿòåëüíîñòü ó÷ðåæäåíèÿ, àêòèâíî âîâëåêàÿ ïàöèåíòîâ â ïðîöåññ ñîõðàíåíèÿ ñâîåãî çäîðîâüÿ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Àãàïèòîâ À.Å., Ïèâåíü Ä.Â. Ïåðâè÷íàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïðîôèëàêòèêà â ñòðóêòóðå ïðîôèëàêòè÷åñêîé ìåäèöèíû// Ìåíåäæìåíò â çäðàâîîõðàíåíèè. 2010. ¹6. Ñ. 26-33.

2. Àãàïèòîâ À.Å. Ê âîïðîñó îá èäåîëîãèè, ñîäåðæàíèè è öåëåïîëàãàíèè ïåðâè÷íîé ìåäèöèíñêîé ïðîôèëàêòèêè// Ìåíåäæìåíò â çäðàâîîõðàíåíèè. 2010. ¹2. Ñ. 24-29.

3. Ãàëñòÿí À.Ø. Ïðîôèëàêòè÷åñêîå îáó÷åíèå ïàöèåíòîâ â «Øêîëå ïðîôèëàêòèêè èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà»// Ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé ãèãèåíû, çäðàâîîõðàíåíèÿ è èñòîðèè ìåäèöèíû. 2011. ¹1. Ñ. 43-44.

4. Âàñèëüåâà Ò.Ï., Òðîôèìîâ Â.Â., ×óìàêîâà ÀÑ., Êóðèöûí À.Ä., Âàñèëüåâ Ì.Ä. Ñîñòîÿíèå ïîòåíöèàëà ïîòðåáèòåëåé ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåäèöèíñêèõ óñëóã è åãî âëèÿíèå íà èõ òêà÷åñòâî â ñèñòåìå ÎÌÑ// Ïðîáëåìû óïðàâëåíèÿ çäðàâîîõðàíåíèåì. 2010. ¹4. Ñ. 6-9.

5. Ùåïèí Î.Ï., Êîðîòêèõ Ð.Â. Ïðîôèëàêòèêà XXI âåêà: àíàëèç êîíöåïòóàëüíûõ ïîäõîäîâ// Ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé ãèãèåíû, çäðàâîîõðàíåíèÿ è èñòîðèè ìåäèöèíû. 2009. ¹4. Ñ. 3-7.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник