Эффективность школ артериальной гипертонии
Актуальность.Артериальная гипертензия (АГ) — самый распространенный сердечно-сосудистый синдром во многих странах мира. Например, в США повышенное артериальное давление (АД) обнаруживается у 20-40% взрослого населения, причем в возрастных группах старше 65 лет АГ встречается у 50% белой и 70% черной расы. Более 90-95% всех случаев АГ составляет гипертоническая болезнь. У остальных больных при тщательном клинико-инструментальном обследовании можно диагностировать разнообразные вторичные (симптоматические) АГ. Следует учитывать, что в 2/3 случаев вторичные АГ обусловлены поражением паренхимы почек (диффузныйгломерулонефрит, диабетическая нефропатия, поликистоз почек и др.), а значит, потенциально неизлечимы. Лечение почечных АГ в общем не отличается от терапии гипертонической болезни.Следовательно, у подавляющего большинства больных с АГ длительная медикаментозная терапия проводится независимо от того, известна или нет точная причина повышенного АД.Отдаленный прогноз у больных с АГ зависит от трех факторов: 1) степени повышения АД, 2) поражения органов-мишеней и 3) сопутствующих заболеваний. Эти факторы обязательно должны быть отражены в диагнозе больного с АГ.
Цель исследования: повысить эффективность профилактики АГ путем влияния на модифицируемые факторы риска данного заболевания при проведении школ здоровья.
Целью следующего этапа исследования было оценить эффективность школ здоровья как профилактического мероприятия и влияние ее на отдельные факторы риска АГ. Участникам был задан следующий вопрос: получили ли Вы в результате обучения в школе здоровья достаточно информации о факторах риска гипертонической болезни и методах ее профилактики? По мнению пациентов, школа здоровья оказалась эффективна у 87 человек (96,4%), неэффективна у 5 человек (5,4%). При детальном анализе анкет было выявлено, что школа наиболее повлияла на повышение уровня физической активности, на приверженность к здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.
Рубрика | Медицина |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.05.2016 |
Размер файла | 128,4 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Оценка эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии
артериальный гипертензия кардиоваскулярный здоровье
В статье представлена методика экономического анализа деятельности профильной школы артериальной гипертензии на базе муниципального лечебного учреждении. На примере «школы профилактики артериальной гипертензии» показана значимая роль профилактического обучения с целью стабилизации здоровья пациентов с кардиоваскулярной патологией. Повышение медицинской грамотности населения в отношении факторов риска развития сердечнососудистых заболеваний является основой формирования здорового образа жизни.
Ключевые слова: школа профильных больных артериальной гипертензии, фактор риска, экономическая эффективность, профилактическое обучение
Одним из перспективных направлений деятельности системы здравоохранения является организация профильных школ, ориентированных на улучшение показателей здоровья населения и снижение факторов риска. В приказе Минздрава России №435 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» и положении об отделении, кабинете профилактики, одним из основных направлений, связанных с профилактикой заболеваний и укреплением здоровья является гигиеническое воспитание населения [1]. Не снижающийся в настоящее время рост заболеваемости и смертности населения является одним из важнейших факторов формирования тяжелой демографической ситуации в стране, общество несет значительные людские потери и экономический ущерб. Напряженная эпидемиологическая ситуация связана прежде всего с ростом социально значимых заболеваний, характеризующихся повышенным кровяным давлением, сахарным диабетом и бронхиальной астмой. Артериальная гипертензия является фактором развития болезней системы кровообращения, занимающих лидирующее место в структуре заболеваемости и смертности населения России. А также одно из первых мест, в структуре первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста [2].
Одной из перспективных технологий профилактической и лечебной помощи пациентам с хронической патологией является обучение в профильных школах, направленное на уменьшение прямых и косвенных затрат, связанных с лечением [3].
Цель настоящей работы — анализ эффективности деятельности школы профильных больных с артериальной гипертонией на базе муниципального учреждения здравоохранения за три года.
Материалы и методы
В ходе исследования использованы исторический, социологический, санитарно-статистический, аналитический и экономический методы. Объект исследования — медицинская организация муниципальной формы собственности, оказывающая первичную медико-санитарную медицинскую помощь населению. Для изучения социальной эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии по специально разработанной анкете проведено анкетирование 516 пациентов. Достоверность полученных результатов оценивалась с помощью параметрического метода: критерий достоверности Стьюдента равен 2,4, степень вероятности безошибочного прогноза свыше 95% случаев и m=5. Анализ эффективности профильной школы позволил уточнить, необходимость и обоснованность развития данного профилактического направления медицины.
Оценка медико-экономической эффективности деятельности профильной школы проводилась по следующим количественным показателям:
— число пациентов с данной нозологией, обученных в профильной школе; доля обученных пациентов из числа зарегистрированных с данной нозологической формой заболевания;
— доля обученных пациентов из числа впервые выявленных в данном году;
— доля пациентов, прошедших полный цикл обучения;
— динамика охвата пациентов обучением в профильных школах из числа зарегистрированных;
— динамика охвата пациентов обучением из числа впервые выявленных; динамика охвата пациентов полным курсом обучения [4].
За период деятельности профильной школы число лиц, посещающих данную школу, увеличилось в 5 раз: с 105 до 527 человек. Распространенность заболеваний данной нозологии среди населения района возросла в 5,8 раз: с 9,6 до 56,4 на 10 тыс. населения. Отмечается прирост на 88,7% числа лиц, обучающихся в профильной школе. За время работы профильной школы артериальной гипертензии количество пациентов обученных в школе, кратно увеличилось в 2,8 раза, что подтверждает актуальность и необходимость дальнейшего развития и оптимизации деятельности института профилактической медицины.
Основными индикаторами качества профилактической медицинской помощи в школе артериальной гипертензии являются:
— адекватность — соответствие программы, форм и методов обучения пациентов поставленным целям;
— действенность — сила воздействия обучающей программы в школе и степень достижения поставленной цели обучения;
— оптимальность — соответствие программы обучения в школе современным основам доказательной профилактической медицины и стандартам;
— преемственность и непрерывность — реализация программ обучения в школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля;
— удовлетворенность — психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям пациента и преподавателя;
— законность — соблюдение Конституционных прав, законодательных основ РФ об охране здоровья, международных актов;
— доступность — возможность получения пациентом обучения в школе здоровья в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и т.д.) [5];
— результативность — достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения. Мониторинг оценки результативности проводится по окончании обучения, через 1 месяц (краткосрочный результат), через 6 мес. (среднесрочный), через 1 год и 5 лет (долгосрочный);
— эффективность — отношение затрат на оказание профилактических медицинских услуг к полученному результату, определяющемуся положительным медицинским, социальным и экономическим балансом.
Деятельность профильной школы артериальной гипертензии характеризуется медико-социальным эффектом, а именно отсутствием листков нетрудоспособности и первичного выхода на инвалидность по поводу артериальной гипертензии; приобретением средств самоконтроля; регулярным приемом гипотензивных средств; ведение дневника самоконтроля. Социальная эффективность определена в ходе проведения социологического опроса пациентов профильной школы и показатель удовлетворенности высокий, составил 97,9% (p
Дата публикации: 09.04.2018 2018-04-09
Статья просмотрена: 191 раз
Артериальная гипертония — наиболее распространенное и грозное заболевание, приводящее к тяжелым осложнениям: инфаркту миокарда, инсульту, нарушению функции почек, сердечной недостаточности, а также способствует развитию ишемической болезни сердца и атеросклерозу [1,208]. Работа Школ артериальной гипертензии направлена на препятствие прогрессирования болезни, профилактику обострений и осложнений, а также повышение толерантности к физической нагрузке путем коррекции факторов риска и самоконтроля заболевания.
Введение. Артериальная гипертензия (АГ) — заболевание сердечно-сосудистой системы, которым страдают люди разного возраста и рода занятий. Влияние АГ на кардиоваскулярную заболеваемость и смертность является объектом пристального изучения во всем мире. Создание Школ артериальной гипертензии позволяет улучшить качество жизни, снизить инвалидность и повысить медицинские знания в области кардиологии. Масштабные эпидемиологические и клинические исследования неоднократно демонстрировали выраженное неблагоприятное влияние повышенного артериального давления (АД) на риск сердечно-сосудистых осложнений, в том числе и смертность от них [2,269]. Примерно две трети всех инсультов и половина всех случаев ИБС обусловлены АГ, и это становится причиной 7 миллионов смертей и 64 миллионов случаев инвалидизации ежегодно. Статистические данные этиологии артериальной гипертензии свидетельствуют о том, что в 90 % случаев заболевание развивается вследствие ведения нездорового образа жизни, имеющихся вредных привычек, а лишь в 10 % — по другим причинам. По статистике около 30 % населения земного шара отмечают у себя повышенное АД, из этого контингента 2/3 страдают стойкой артериальной гипертензией, 1/3 — пограничной АГ.
Таким образом, можно выделить основные факторы риска развития артериальной гипертензии:
‒ избыточное потребление поваренной соли;
Доля людей в возрасте от 65 лет, страдающего артериальной гипертензией, составляет более 50 % от общего населения этого возраста [2,270]. Данные о распространенности заболевания по возрастам следующие: каждый четырнадцатый среди 20–29-летних (7,1 %), каждый шестой среди 30–39-летних (16,3 %), каждый четвертый среди 40–49-летних (26,9 %), каждый третий среди 50–59-летних (34,4 %). Отмечается неуклонный рост частоты АГ, пропорциональный возрасту.
Школы артериальной гипертензии, или Школы здоровья, направлены на ознакомление пациентов с различными негативными условиями (как внешними, так и внутренними), оказывающими повреждающее действие на организм.
Ее функциями являются:
- Формирование у пациента понятия о сущности болезни и возможных осложнениях;
- Оказание помощи в устранении факторов риска, особенно отказа от курения;
- Информирование пациентов и членов их семей о возможности социальной и семейной поддержки для улучшения качества жизни;
- Обучение практическим навыкам измерения артериального давления, самостоятельному подбору необходимой поддерживающей дозы медикаментов, оказанию самопомощи;
- Информирование о препаратах, используемых для лечения артериальной гипертензии, и их побочных эффектах, современных схемах медикаментозной терапии заболевания;
- Обучение пациентов методам немедикаментозного лечения заболевания и профилактики возможных осложнений;
- Санитарно-просветительская деятельность и гигиеническое обучение населения с целью профилактики развития артериальной гипертензии.
Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 90 минут каждое:
- Что надо знать об артериальной гипертонии?
- Здоровое питание. Что необходимо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
- Ожирение и артериальная гипертония;
- Физическая активность и здоровье;
- Курение и здоровье;
- Стресс и здоровье;
- Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность пациентов к лечению?
Занятие 8. Заключительное занятие.
Заключение. Сердечно-сосудистые заболевания — одна из основных причина смертности среди населения. Риск развития артериальной гипертензии возрастает прямо пропорционально количеству факторов риска, среди которых основными являются избыточное употребление поваренной соли, пониженная двигательная активность и ожирение.
Основными целями функционирования Школ артериальной гипертензии (Школ здоровья) являются:
А) предупреждение рецидивов и прогрессирования АГ;
Б) обучение пациентов правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача;
В) подробное обучение правильному и здоровому образу жизни, регулированию режима труда и отдыха, основам рационального питания.
Источник
Ìåòîäèêà ýêîíîìè÷åñêîãî àíàëèçà äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè íà áàçå ìóíèöèïàëüíîãî ëå÷åáíîãî ó÷ðåæäåíèè. Îïðåäåëåíèå ðîëè ïðîôèëàêòè÷åñêîãî îáó÷åíèÿ ñ öåëüþ ñòàáèëèçàöèè çäîðîâüÿ ïàöèåíòîâ ñ êàðäèîâàñêóëÿðíîé ïàòîëîãèåé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îöåíêàýôôåêòèâíîñòèäåÿòåëüíîñòèïðîôèëüíîéøêîëûàðòåðèàëüíîéãèïåðòåíçèè
È.Ï.Êàðïîâà,Í.Ô.Øèëüíèêîâà
Ðåçþìå
àðòåðèàëüíûé ãèïåðòåíçèÿ êàðäèîâàñêóëÿðíûé çäîðîâüå
 ñòàòüå ïðåäñòàâëåíà ìåòîäèêà ýêîíîìè÷åñêîãî àíàëèçà äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè íà áàçå ìóíèöèïàëüíîãî ëå÷åáíîãî ó÷ðåæäåíèè. Íà ïðèìåðå «øêîëû ïðîôèëàêòèêè àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè» ïîêàçàíà çíà÷èìàÿ ðîëü ïðîôèëàêòè÷åñêîãî îáó÷åíèÿ ñ öåëüþ ñòàáèëèçàöèè çäîðîâüÿ ïàöèåíòîâ ñ êàðäèîâàñêóëÿðíîé ïàòîëîãèåé. Ïîâûøåíèå ìåäèöèíñêîé ãðàìîòíîñòè íàñåëåíèÿ â îòíîøåíèè ôàêòîðîâ ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íîñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé ôîðìèðîâàíèÿ çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè.
Êëþ÷åâûåñëîâà:øêîëà ïðîôèëüíûõ áîëüíûõ àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè, ôàêòîð ðèñêà, ýêîíîìè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü, ïðîôèëàêòè÷åñêîå îáó÷åíèå
Ââåäåíèå
Îäíèì èç ïåðñïåêòèâíûõ íàïðàâëåíèé äåÿòåëüíîñòè ñèñòåìû çäðàâîîõðàíåíèÿ ÿâëÿåòñÿ îðãàíèçàöèÿ ïðîôèëüíûõ øêîë, îðèåíòèðîâàííûõ íà óëó÷øåíèå ïîêàçàòåëåé çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ è ñíèæåíèå ôàêòîðîâ ðèñêà.  ïðèêàçå Ìèíçäðàâà Ðîññèè ¹435 îò 23.09.2003ã. «Î ñîâåðøåíñòâîâàíèè äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ è ó÷ðåæäåíèé çäðàâîîõðàíåíèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå çàáîëåâàíèé â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» è ïîëîæåíèè îá îòäåëåíèè, êàáèíåòå ïðîôèëàêòèêè, îäíèì èç îñíîâíûõ íàïðàâëåíèé, ñâÿçàííûõ ñ ïðîôèëàêòèêîé çàáîëåâàíèé è óêðåïëåíèåì çäîðîâüÿ ÿâëÿåòñÿ ãèãèåíè÷åñêîå âîñïèòàíèå íàñåëåíèÿ [1]. Íå ñíèæàþùèéñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ ðîñò çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè íàñåëåíèÿ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíåéøèõ ôàêòîðîâ ôîðìèðîâàíèÿ òÿæåëîé äåìîãðàôè÷åñêîé ñèòóàöèè â ñòðàíå, îáùåñòâî íåñåò çíà÷èòåëüíûå ëþäñêèå ïîòåðè è ýêîíîìè÷åñêèé óùåðá. Íàïðÿæåííàÿ ýïèäåìèîëîãè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ ñâÿçàíà ïðåæäå âñåãî ñ ðîñòîì ñîöèàëüíî çíà÷èìûõ çàáîëåâàíèé, õàðàêòåðèçóþùèõñÿ ïîâûøåííûì êðîâÿíûì äàâëåíèåì, ñàõàðíûì äèàáåòîì è áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ ÿâëÿåòñÿ ôàêòîðîì ðàçâèòèÿ áîëåçíåé ñèñòåìû êðîâîîáðàùåíèÿ, çàíèìàþùèõ ëèäèðóþùåå ìåñòî â ñòðóêòóðå çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè íàñåëåíèÿ Ðîññèè. À òàêæå îäíî èç ïåðâûõ ìåñò, â ñòðóêòóðå ïåðâè÷íîãî âûõîäà íà èíâàëèäíîñòü ñðåäè ëèö òðóäîñïîñîáíîãî âîçðàñòà [2].
Îäíîé èç ïåðñïåêòèâíûõ òåõíîëîãèé ïðîôèëàêòè÷åñêîé è ëå÷åáíîé ïîìîùè ïàöèåíòàì ñ õðîíè÷åñêîé ïàòîëîãèåé ÿâëÿåòñÿ îáó÷åíèå â ïðîôèëüíûõ øêîëàõ, íàïðàâëåííîå íà óìåíüøåíèå ïðÿìûõ è êîñâåííûõ çàòðàò, ñâÿçàííûõ ñ ëå÷åíèåì [3].
Öåëü íàñòîÿùåé ðàáîòû — àíàëèç ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè øêîëû ïðîôèëüíûõ áîëüíûõ ñ àðòåðèàëüíîé ãèïåðòîíèåé íà áàçå ìóíèöèïàëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ çà òðè ãîäà.
Ìàòåðèàëû è ìåòîäû
 õîäå èññëåäîâàíèÿ èñïîëüçîâàíû èñòîðè÷åñêèé, ñîöèîëîãè÷åñêèé, ñàíèòàðíî-ñòàòèñòè÷åñêèé, àíàëèòè÷åñêèé è ýêîíîìè÷åñêèé ìåòîäû. Îáúåêò èññëåäîâàíèÿ — ìåäèöèíñêàÿ îðãàíèçàöèÿ ìóíèöèïàëüíîé ôîðìû ñîáñòâåííîñòè, îêàçûâàþùàÿ ïåðâè÷íóþ ìåäèêî-ñàíèòàðíóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü íàñåëåíèþ. Äëÿ èçó÷åíèÿ ñîöèàëüíîé ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè ïî ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííîé àíêåòå ïðîâåäåíî àíêåòèðîâàíèå 516 ïàöèåíòîâ. Äîñòîâåðíîñòü ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ îöåíèâàëàñü ñ ïîìîùüþ ïàðàìåòðè÷åñêîãî ìåòîäà: êðèòåðèé äîñòîâåðíîñòè Ñòüþäåíòà ðàâåí 2,4, ñòåïåíü âåðîÿòíîñòè áåçîøèáî÷íîãî ïðîãíîçà ñâûøå 95% ñëó÷àåâ è m=5. Àíàëèç ýôôåêòèâíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû ïîçâîëèë óòî÷íèòü, íåîáõîäèìîñòü è îáîñíîâàííîñòü ðàçâèòèÿ äàííîãî ïðîôèëàêòè÷åñêîãî íàïðàâëåíèÿ ìåäèöèíû.
Îáñóæäåíèå ðåçóëüòàòîâ
Îöåíêà ìåäèêî-ýêîíîìè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû ïðîâîäèëàñü ïî ñëåäóþùèì êîëè÷åñòâåííûì ïîêàçàòåëÿì:
— ÷èñëî ïàöèåíòîâ ñ äàííîé íîçîëîãèåé, îáó÷åííûõ â ïðîôèëüíîé øêîëå; äîëÿ îáó÷åííûõ ïàöèåíòîâ èç ÷èñëà çàðåãèñòðèðîâàííûõ ñ äàííîé íîçîëîãè÷åñêîé ôîðìîé çàáîëåâàíèÿ;
— äîëÿ îáó÷åííûõ ïàöèåíòîâ èç ÷èñëà âïåðâûå âûÿâëåííûõ â äàííîì ãîäó;
— äîëÿ ïàöèåíòîâ, ïðîøåäøèõ ïîëíûé öèêë îáó÷åíèÿ;
— äèíàìèêà îõâàòà ïàöèåíòîâ îáó÷åíèåì â ïðîôèëüíûõ øêîëàõ èç ÷èñëà çàðåãèñòðèðîâàííûõ;
— äèíàìèêà îõâàòà ïàöèåíòîâ îáó÷åíèåì èç ÷èñëà âïåðâûå âûÿâëåííûõ; äèíàìèêà îõâàòà ïàöèåíòîâ ïîëíûì êóðñîì îáó÷åíèÿ [4].
Çà ïåðèîä äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû ÷èñëî ëèö, ïîñåùàþùèõ äàííóþ øêîëó, óâåëè÷èëîñü â 5 ðàç: ñ 105 äî 527 ÷åëîâåê. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü çàáîëåâàíèé äàííîé íîçîëîãèè ñðåäè íàñåëåíèÿ ðàéîíà âîçðîñëà â 5,8 ðàç: ñ 9,6 äî 56,4 íà 10 òûñ. íàñåëåíèÿ. Îòìå÷àåòñÿ ïðèðîñò íà 88,7% ÷èñëà ëèö, îáó÷àþùèõñÿ â ïðîôèëüíîé øêîëå. Çà âðåìÿ ðàáîòû ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè êîëè÷åñòâî ïàöèåíòîâ îáó÷åííûõ â øêîëå, êðàòíî óâåëè÷èëîñü â 2,8 ðàçà, ÷òî ïîäòâåðæäàåò àêòóàëüíîñòü è íåîáõîäèìîñòü äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ è îïòèìèçàöèè äåÿòåëüíîñòè èíñòèòóòà ïðîôèëàêòè÷åñêîé ìåäèöèíû.
Îñíîâíûìè èíäèêàòîðàìè êà÷åñòâà ïðîôèëàêòè÷åñêîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â øêîëå àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè ÿâëÿþòñÿ:
— àäåêâàòíîñòü — ñîîòâåòñòâèå ïðîãðàììû, ôîðì è ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ ïàöèåíòîâ ïîñòàâëåííûì öåëÿì;
— äåéñòâåííîñòü — ñèëà âîçäåéñòâèÿ îáó÷àþùåé ïðîãðàììû â øêîëå è ñòåïåíü äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííîé öåëè îáó÷åíèÿ;
— îïòèìàëüíîñòü — ñîîòâåòñòâèå ïðîãðàììû îáó÷åíèÿ â øêîëå ñîâðåìåííûì îñíîâàì äîêàçàòåëüíîé ïðîôèëàêòè÷åñêîé ìåäèöèíû è ñòàíäàðòàì;
— ïðååìñòâåííîñòü è íåïðåðûâíîñòü — ðåàëèçàöèÿ ïðîãðàìì îáó÷åíèÿ â øêîëàõ è îáåñïå÷åíèå âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó ìåäèöèíñêèìè ñïåöèàëèñòàìè ðàçëè÷íîãî ïðîôèëÿ;
— óäîâëåòâîðåííîñòü — ïñèõîëîãè÷åñêèõ è îðãàíèçàöèîííûõ îñíîâ ïðîöåññà îáó÷åíèÿ îæèäàíèÿì ïàöèåíòà è ïðåïîäàâàòåëÿ;
— çàêîííîñòü — ñîáëþäåíèå Êîíñòèòóöèîííûõ ïðàâ, çàêîíîäàòåëüíûõ îñíîâ ÐÔ îá îõðàíå çäîðîâüÿ, ìåæäóíàðîäíûõ àêòîâ;
— äîñòóïíîñòü — âîçìîæíîñòü ïîëó÷åíèÿ ïàöèåíòîì îáó÷åíèÿ â øêîëå çäîðîâüÿ â óäîâëåòâîðÿþùèõ åãî óñëîâèÿõ (âðåìåííûõ, òåððèòîðèàëüíûõ, ýêîíîìè÷åñêèõ è ò.ä.) [5];
— ðåçóëüòàòèâíîñòü — äîñòèæåíèå èçìåíåíèé â ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ ïàöèåíòîâ è èõ ïîâåäåíèÿ â ðåçóëüòàòå îáó÷åíèÿ. Ìîíèòîðèíã îöåíêè ðåçóëüòàòèâíîñòè ïðîâîäèòñÿ ïî îêîí÷àíèè îáó÷åíèÿ, ÷åðåç 1 ìåñÿö (êðàòêîñðî÷íûé ðåçóëüòàò), ÷åðåç 6 ìåñ. (ñðåäíåñðî÷íûé), ÷åðåç 1 ãîä è 5 ëåò (äîëãîñðî÷íûé);
— ýôôåêòèâíîñòü — îòíîøåíèå çàòðàò íà îêàçàíèå ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåäèöèíñêèõ óñëóã ê ïîëó÷åííîìó ðåçóëüòàòó, îïðåäåëÿþùåìóñÿ ïîëîæèòåëüíûì ìåäèöèíñêèì, ñîöèàëüíûì è ýêîíîìè÷åñêèì áàëàíñîì.
Äåÿòåëüíîñòü ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè õàðàêòåðèçóåòñÿ ìåäèêî-ñîöèàëüíûì ýôôåêòîì, à èìåííî îòñóòñòâèåì ëèñòêîâ íåòðóäîñïîñîáíîñòè è ïåðâè÷íîãî âûõîäà íà èíâàëèäíîñòü ïî ïîâîäó àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè; ïðèîáðåòåíèåì ñðåäñòâ ñàìîêîíòðîëÿ; ðåãóëÿðíûì ïðèåìîì ãèïîòåíçèâíûõ ñðåäñòâ; âåäåíèå äíåâíèêà ñàìîêîíòðîëÿ. Ñîöèàëüíàÿ ýôôåêòèâíîñòü îïðåäåëåíà â õîäå ïðîâåäåíèÿ ñîöèîëîãè÷åñêîãî îïðîñà ïàöèåíòîâ ïðîôèëüíîé øêîëû è ïîêàçàòåëü óäîâëåòâîðåííîñòè âûñîêèé, ñîñòàâèë 97,9% (p< 0,05).
Ðèñ. 1 Äèíàìèêà ïîêàçàòåëåé ìåäèöèíñêîé ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû ÀÃ çà ïåðèîä òðè ãîäà
Ìåäèöèíñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü ïðîôèëüíîé øêîëû ïîäòâåðæäàåòñÿ ïîëîæèòåëüíîé äèíàìèêîé ñëåäóþùèõ ïîêàçàòåëåé: ïðèðîñò ïîêàçàòåëÿ ñòàáèëèçàöèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íà 14,3 ± 1,54%, ñíèæåíèå óðîâíÿ õîëåñòåðèíà â êðîâè ïàöèåíòîâ â 38,5 ± 2,14% ñëó÷àåâ, óìåíüøåíèå ÷àñòîòû ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ è îñòðûõ îñëîæíåíèé â âèäå îñòðîãî èíôàðêòà ìèîêàðäà, îñòðîãî íàðóøåíèÿ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ íà 3,3% ± 0,78% (ðèñ. 1).
Êðîìå çíà÷èòåëüíîãî ìåäèêî-ñîöèàëüíîãî ýôôåêòà îòìå÷àåòñÿ è ýêîíîìè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü çà ñ÷åò ñíèæåíèÿ ÷èñëà âûçîâîâ ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè íà 55 ± 2,19% è óìåíüøåíèÿ ïîêàçàòåëÿ ãîñïèòàëèçàöèè íà 65,4 ± 2,09%. Ñðåäíÿÿ ñòîèìîñòü ãîñïèòàëèçàöèè çà àíàëèçèðóåìûé ïåðèîä óâåëè÷èëàñü íà 56,8 ± 2,18%, à îáùàÿ ñóììà ñðåäñòâ, íåîáõîäèìàÿ äëÿ ëå÷åíèÿ ïàöèåíòà â ñòàöèîíàðå, â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðîòîêîëîì âåäåíèÿ ïàöèåíòà âîçðîñëà íà 17,8 ± 1,685%. Ñîêðàùåíèå ÷èñëà ñëó÷àåâ ãîñïèòàëèçàöèè ïàöèåíòîâ, ïîñåùàþùèõ ïðîôèëüíóþ øêîëó àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè, ïîçâîëèëî îïðåäåëèòü îáùóþ ñóììó ýêîíîìèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ â ðàçìåðå 151800,6 òûñ. ðóáëåé (òàáë. 1).
Òàáëèöà 1
Äèíàìèêà ýêîíîìè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè çà ïåðèîä òðè ãîäà
Ãîäû | ×èñëî ñëó÷àåâ | Ñòîèìîñòü ãîñïèòàëèçàöèè | Ýêîíîìèÿ â ðóá. | Ñòîèìîñòü âûçîâà ÑÌÏ | Ýêîíîìèÿ â ðóá. | |||
ãîñïèòàëèçàöèè | Âûçîâîâ ÑÌÏ | Ñðåäíÿÿ ñòîèìîñòü ãîñïèòàëèçàöèè | Îáùàÿ ñóììà ñðåäñòâ | Ñðåäíÿÿ ñòîèìîñòü âûçîâà ÑÌÏ | Îáùàÿ ñóììà ñðåäñòâ | |||
2008 | 20 | 26 | 9972,28 | 119445,6 | — | 1154,8 | 30024,8 | — |
2009 | 15 | 12 | 11595,96 | 173939,4 | 57979,8 | 1352,0 | 16224,0 | 18928 |
2010 | 9 | 9 | 15636,80 | 140731,2 | 93820,8 | 1691,6 | 15224,4 | 5074,8 |
Äèíàìèêà, % | -55 | -65,4 | 56,8 | 17,8 | 151800,6 ðóá. | 46,5 | -49,3 | 24002,8 ðóá. |
Òàáëèöà 2
Äèíàìèêà ïîêàçàòåëåé ïîëîæèòåëüíîé óïóùåííîé âûãîäû
Ãîäû | ÏîêàçàòåëüÂÍ | ÑóììàñðåäñòâíàÂÍ | Ïîêàçàòåëüïîëîæèòåëüíàÿóïóùåííàÿâûãîäà | |||
Ñðåäíåå÷èñëîäíåéâðåìåííîéíåòðóäîñïîñîáíîñòè,äíè | Äèíàìèêà÷èñëàäíåéÂÍ,% | Ñðåäíåäíåâíîéçàðàáîòîêïîðàéîíó,ðóá. | Îáùàÿñóììàñðåäñòâ,ðóá. | Ïîêàçàòåëüïîëîæèòåëüíîéóïóùåííîéâûãîäû,ðóá. | Ïðèðîñòïîêàçàòåëÿóïóùåííàÿâûãîäà | |
2008 | 23 | — | 483,75 | 11126,25 | — | — |
2009 | 17 | -26 | 556,84 | 9466,28 | 3341,04 | — |
2010 | — | -100 | 627,63 | 14435,49 | 10669,71 | â 3,2 ðàçà |
Èòîãî: | 40 | 100 | 29,7 % | 29,7 % | 14010,75 |
Ýêîíîìè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè îöåíèâàëàñü íå òîëüêî äëÿ ìåäèöèíñêîé îðãàíèçàöèè, íî è äëÿ ïàöèåíòà, çà ñ÷åò ñîêðàùåíèÿ ÷èñëà äíåé âðåìåííîé íåòðóäîñïîñîáíîñòè è ïîëîæèòåëüíûì çíà÷åíèåì ïîêàçàòåëÿ óïóùåííàÿ âûãîäà.
Çà ïåðèîä äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè ñîêðàòèëîñü ÷èñëî äíåé âðåìåííîé íåòðóäîñïîñîáíîñòè íà 100%, à ïîêàçàòåëü ïîëîæèòåëüíîé óïóùåííîé âûãîäû, ò.å. ýêîíîìè÷åñêàÿ âûãîäà äëÿ ïàöèåíòà óâåëè÷èëñÿ â 3,2 ðàçà. Çà òðè ãîäà îáùàÿ ñóììà ýêîíîìèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ ïàöèåíòà ñîñòàâèëà 14010,75 òûñ. ðóáëåé (òàáë. 2).
Çàêëþ÷åíèå
Ñîáñòâåííîå èññëåäîâàíèå ïîäòâåðäèëî ïîëó÷åííûå ðàíåå ëèòåðàòóðíûå äàííûå î çíà÷èòåëüíîì ýêîíîìè÷åñêîì óùåðáå â ñâÿçè ñ ðîñòîì ìåäèêî-ñîöèàëüíûõ çàáîëåâàíèé, ñâÿçàííûõ ñ âðåìåííîé è ñòîéêîé óòðàòîé òðóäîñïîñîáíîñòè àêòèâíîé ÷àñòè íàñåëåíèÿ, ïðîäîëæèòåëüíûìè ñðîêàìè ëå÷åíèÿ â ñòàöèîíàðàõ, áîëüøèì êîëè÷åñòâîì âûçîâîâ «Ñêîðîé ïîìîùè» ïðè îñòðûõ è õðîíè÷åñêèõ îñëîæíåíèÿõ.  ïîñëåäíèå ãîäû â èññëåäóåìîì ìóíèöèïàëüíîì ðàéîíå òàêæå íàáëþäàåòñÿ ïðîãðåññèâíîå óâåëè÷åíèå óðîâíÿ çàáîëåâàåìîñòè òàêèì ñîöèàëüíî-çíà÷èìûì çàáîëåâàíèåì, êàê àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ.
Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ âûÿâèëè ïîëîæèòåëüíûé ìåäèêî-ñîöèàëüíûé ýôôåêò äåÿòåëüíîñòè ïðîôèëüíîé øêîëû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè.  ðåçóëüòàòå îáó÷åíèÿ ÷èñëî ïàöèåíòîâ ñ ïîñòîÿííî âûñîêèìè öèôðàìè ÀÄ óìåíüøèëîñü íà 14,3 ± 1,54%; ó 100% áîëüíûõ ÁÀ çíà÷èòåëüíî ñîêðàòèëîñü êîëè÷åñòâî ïðèñòóïîâ. Âäâîå óìåíüøèëîñü ÷èñëî ñëó÷àåâ ãîñïèòàëèçàöèè, ñëó÷àåâ âðåìåííîé íåòðóäîñïîñîáíîñòè è âòðîå — ÷èñëî âûçîâîâ «Ñêîðîé ïîìîùè».
Äàííûå àíêåòèðîâàíèÿ ñâèäåòåëüñòâóþò î ïîâûøåíèè áäèòåëüíîñòè, îòâåòñòâåííîñòè îïðîøåííûõ, è çíà÷èìîñòè âûïîëíåíèÿ ðåêîìåíäàöèé âðà÷à (â ñðåäíåì íà 25 ± 1,9%). Òàê, âûïóñêíèêè ïðîôèëüíîé øêîëû îñóùåñòâëÿþò ñàìîêîíòðîëü ñîñòîÿíèÿ çàáîëåâàíèÿ, ò.å. 100% áîëüíûõ ñ àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèåé åæåäíåâíî èçìåðÿþò àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå è âåäóò äíåâíèê ñàìîêîíòðîëÿ.
Ýêîíîìè÷åñêèé ýôôåêò îò ðàáîòû øêîë âñëåäñòâèå ñîêðàùåíèÿ çàòðàò íà îáñëóæèâàíèå âûçîâîâ «Ñêîðîé ïîìîùè» è ãîñïèòàëèçàöèþ äàííîé êàòåãîðèè áîëüíûõ ñîñòàâèë â 2009 ãîäó 57 815,62 ðóáëÿ, à â 2010 ãîäó óæå 81 275,62 ðóáëÿ.
Òàêèì îáðàçîì, ýôôåêòèâíîå ðàçâèòèå è èñïîëüçîâàíèå øêîë çäîðîâüÿ ðåøàåò îñíîâíóþ çàäà÷ó — ïîëîæèòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà óëó÷øåíèè ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ, ñîêðàùåíèè ðàñõîäîâ íà ëå÷åíèå áîëüíûõ â ïîëèêëèíèêàõ è ñòàöèîíàðàõ. Îáó÷åíèå áîëüíûõ ïîêàçàëî ñâîþ ýôôåêòèâíîñòü, è î÷åâèäíà íåîáõîäèìîñòü ïðîäîëæåíèÿ åå âíåäðåíèÿ â äåÿòåëüíîñòü ó÷ðåæäåíèÿ, àêòèâíî âîâëåêàÿ ïàöèåíòîâ â ïðîöåññ ñîõðàíåíèÿ ñâîåãî çäîðîâüÿ.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Àãàïèòîâ À.Å., Ïèâåíü Ä.Â. Ïåðâè÷íàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïðîôèëàêòèêà â ñòðóêòóðå ïðîôèëàêòè÷åñêîé ìåäèöèíû// Ìåíåäæìåíò â çäðàâîîõðàíåíèè. 2010. ¹6. Ñ. 26-33.
2. Àãàïèòîâ À.Å. Ê âîïðîñó îá èäåîëîãèè, ñîäåðæàíèè è öåëåïîëàãàíèè ïåðâè÷íîé ìåäèöèíñêîé ïðîôèëàêòèêè// Ìåíåäæìåíò â çäðàâîîõðàíåíèè. 2010. ¹2. Ñ. 24-29.
3. Ãàëñòÿí À.Ø. Ïðîôèëàêòè÷åñêîå îáó÷åíèå ïàöèåíòîâ â «Øêîëå ïðîôèëàêòèêè èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà»// Ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé ãèãèåíû, çäðàâîîõðàíåíèÿ è èñòîðèè ìåäèöèíû. 2011. ¹1. Ñ. 43-44.
4. Âàñèëüåâà Ò.Ï., Òðîôèìîâ Â.Â., ×óìàêîâà ÀÑ., Êóðèöûí À.Ä., Âàñèëüåâ Ì.Ä. Ñîñòîÿíèå ïîòåíöèàëà ïîòðåáèòåëåé ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåäèöèíñêèõ óñëóã è åãî âëèÿíèå íà èõ òêà÷åñòâî â ñèñòåìå ÎÌÑ// Ïðîáëåìû óïðàâëåíèÿ çäðàâîîõðàíåíèåì. 2010. ¹4. Ñ. 6-9.
5. Ùåïèí Î.Ï., Êîðîòêèõ Ð.Â. Ïðîôèëàêòèêà XXI âåêà: àíàëèç êîíöåïòóàëüíûõ ïîäõîäîâ// Ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé ãèãèåíû, çäðàâîîõðàíåíèÿ è èñòîðèè ìåäèöèíû. 2009. ¹4. Ñ. 3-7.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник