Исследование артериального давления лекция
3. Артериальное давление, методика его измерения. Артериальное давление в норме и при патологии
Артериальное давление определяется объемом крови, поступающим в кровяное русло во время систолы, и общим периферическим сопротивлением сосудов.
Методика измерения артериального давления
Для измерения давления используют ртутный манометр, т. е. аппарат Рива-Роччи. Для измерения артериального давления на плечевой артерии на предплечье накладывают манжету от аппарата таким образом, чтобы встроенная трубочка находилась по центру локтевой ямки, а сама манжета – на 2 см выше локтевого сгиба. Манжету надевают достаточно плотно, но оставляют промежуток между манжетой и рукой, равный примерно 1 см. После этого закрывают вентиль и начинают нагнетать воздух вманжету, повышая в ней давление. Рука должна располагаться спокойно и расслабленно на удобной поверхности. Фонендоскоп прикладывают к локтевому сгибу в область пульсации лучевой артерии. До тех пор пока давление в манжете не превысит давление в плечевой артерии, сердцебиение продолжает выслушиваться. В момент, когда давление в манжете сравнивается и начинает превышать давление в кровеносной системе, продолжают нагнетать воздух до 30–40 мм рт. ст. После этого немного открывают вентиль и постепенно, аккуратно и медленно спускают воздух из манжеты, отмечая появление сердцебиения. Как только уровень давления в манжете, определяемый на шкале манометра, сравняется с уровнем артериального давления в плечевой артерии, начнут выслушиваться сердечные тоны. Эта величина соответствует систолическому артериальному давлению. Последний выслушиваемый удар сердца и соответствующие ему показатели на шкале манометра соответствуют диастолическому давлению.
Для измерения давления необходимо соблюдать ряд условий: исследуемый должен находиться в спокойном состоянии; если измерению предшествовала физическая нагрузка, вначале необходимо успокоиться. Обязательно необходимо измерять артериальное давление трижды, учитывая наименьшую цифру.
Нормальным считается систолическое давление 120 мм рт. ст. и диастолическое – 80 мм рт. ст. Повышение артериального давления выше этих значений носит название артериальной гипертензии, понижение ниже их – артериальной гипотензии.
Различают физиологическую, эссенциальную исимптоматическую гипертензию. Физиологическое повышение давления возникает при физической нагрузке, переедании, волнении, курении, употреблении крепкого чая, кофе. Эссенциальная гипертензия представляет собой самостоятельное заболевание, возникающее в результате нарушения системы регуляции артериального давления. Симптоматические гипертензии являются симптомом основного заболевания (эндокринной, почечной, сердечно-сосудистой или центральной нервной систем).
Понижение артериального давления может возникать при отравлениях, кровопотерях, шоковых состояниях, хронических инфекциях, туберкулезе. У молодых лиц астенического телосложения после приема ряда лекарственных препаратов может возникать понижение артериального давления, при переходе из горизонтального положения в вертикальное – ортостатическая гипотензия.
Настоящее издание представляет собой конспект лекций по пропедевтике детских болезней. Подробное рассмотрение вопросов анатомо-физиологические особенности систем организма ребенка, семиотика их поражений. Благодаря четким определениям основных понятий студент может за короткий срок усвоить важную часть информации, а также подготовиться к успешной сдаче экзамена или зачета по данному предмету.
- Лекция 1. Методика исследования больного ребенка. Анамнез жизни
- Лекция 2. Анамнез болезни. Объективный осмотр ребенка
- Лекция 3. Особенности общего осмотра. Объективные методы исследования
- Лекция 4. Дополнительные методы обследования. Диагностика
- Лекция 5. Основные методы генетического анализа человека
- Лекция 6. Рост детей
- Лекция 7. Формирование и развитие плода: 1–10-я неделя
- Лекция 8. Формирование и развитие плода: 11–19-я неделя
- Лекция 9. Формирование и развитие плода: 20–34-я неделя
- Лекция 10. Формирование и развитие плода: 35–40-я неделя
- Лекция 11. Периоды жизни ребенка. Антропометрические исследования
- Лекция 12. Методы расчета и анализ антропометрических данных
- Лекция 13. Психика ребенка в различные периоды его жизни
- Лекция 14. Психика ребенка со второго полугодия жизни до 12 лет
- Лекция 15. Оценка психомоторного развития. Нервно-психическое развитие на 1-м году жизни
- Лекция 16. Показатели психомоторного развития детей 2–7-го года жизни
- Лекция 17. Формирование познавательной функции ребенка
- Лекция 18. Режим дня для детей различных возрастов
- Лекция 19. Биологический ритм
- Лекция 20. Исследование сердечно-сосудистой системы: объективное обследование
- Лекция 21. Границы абсолютной тупости сердца. Аускультация сердца
- Лекция 22. Исследование пульса и артериального давления
- Лекция 23. Клиническое исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей
- Лекция 24. Строение и функции кожи ребенка
- Лекция 25. Исследования кожи и наиболее важных ее поражений. Цианоз
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспект лекций по пропедевтике детских болезней (О. И. Чапова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция 22. Исследование пульса и артериального давления
1. Методика исследования пульса
Учитывая лабильность пульса у детей (при крике, волнении он учащается на 20–100 %), рекомендуется считать его либо в начале, либо в конце обследования, а у детей младшего возраста и очень беспокойных детей – во время сна. Исследуется пульс на лучевой, височной, сонной, бедренной, подколенной и артерии тыла стопы. Пульс на A. radialis следует ощупывать одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы в свойствах пульса дальнейшее исследование можно проводить на одной руке. Кисть ребенка захватывается правой рукой врача в области лучезапястного сустава с тыльной стороны. Пальпация артерии проводится средним и указательным пальцами правой руки. На височной артерии пульс исследуется прижатием артерии к кости указательным и средним пальцами. При беспокойстве ребенка и затруднении пальпации на руке пульс исследуется на бедренной и подколенной артериях в вертикальном и горизонтальном положении ребенка. Ощупывание проводится средним и указательным пальцами правой руки в паховой складке, в месте выхода артерий из-под пупартовой связки и в подколенной ямке. Пальпацию сонных артерий осуществляют мягким надавливанием на внутренний край грудино-ключично-сосцевидной мышцы на уровне перстневидного хряща гортани. Пульс на А. dorsalis pedis определяется при горизонтальном положении ребенка. Второй, третий и четвертый пальцы врача помещаются на границе дистальной и средней трети стопы.
2. Свойства пульса
Характеризуются следующие свойства пульса:
Для определения частоты пульса подсчет ведется не менее одной минуты. Частота пульса меняется в зависимости от возраста ребенка.
Ритмичность пульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами. В норме пульс ритмичен, пульсовые волны следуют через равные промежутки времени. Напряжение пульса определяется силой, которую необходимо применить для сдавливания пальпируемой артерии. Различают напряженный, или твердый (р. durus), и ненапряженный, мягкий пульс (p. molis). Наполнение пульса определятеся количеством крови, образующим пульсовую волну. Исследуется пульс двумя пальцами: проксимально расположенный палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление прекращают, и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. Различают полный пульс (р. рlenus) – артерия имеет нормальное наполнение – и пустой (p. vacuus) – наполнение меньше обычного. Величина пульса определяется на основании суммарной оценки наполнения и напряжения пульсовой волны. По величине пульс делят на большой (р. magnus) и малый (р. parvus). Форма пульса зависит от скорости изменения давления в артериальной системе в течение систолы и диастолы. При ускорении нарастания пульсовой волны пульс приобретает как бы скачущий характер и называется скорым (р. сеler), при замедлении нарастания пульсовой волны пульс называется медленным (р. tardus).
3. Измерение артериального давления
Артериальное давление (АД) измеряется аппаратом Рива-Роччи или пружинным манометром. В первом случае необходимо, чтобы нулевое деление шкалы находилось на уровне исследуемой артерии или сердца ребенка. При измерении пружинным манометром это условие не обязательно. Для точности измерения АД размер манжеток должен соответствовать возрасту ребенка (ширина манжетки должна составлять половину окружности плеча исследуемого ребенка).
Измерение АД на руках
Рука ребенка должна быть в расслабленном состоянии и удобно лежать ладонью вверх. Манжетку накладывают на 2 см выше локтевого сгиба, чтобы было возможно свободно подвести под нее один палец. Перед наложением воздух из манжетки должен быть удален. Стетофонендоскоп прикладывают в локтевом сгибе на плечевую артерию без надавливания. Появление тонов сердца при выслушивании на плечевой артерии соответствует максимальному АД, а исчезновение их – минимальному АД (измеряется в мм рт. ст.). Артериальное давление детей первого года жизни рассчитывается по формуле: 76 + 2n (n – возраст в месяцах). Минимальное равно половине или 2/3 максимального давления (Попов А. М.). У детей старше года:
1) АД = 100 + 2n (n – возраст в годах) (Попов А. М.);
2) АД = 80 + 2n (Молчанов В. И.);
3) АД = 90 + 2n (Воловик А. Б.).
Измерение АД на ногах проводится при положении ребенка на животе. Манжетка накладывается на дистальный конец бедра, на 2 см выше подколенного сгиба так, чтобы под нее можно было свободно подвести один палец. Стетофонендоскоп прикладывают в подколенном сгибе на бедренную артерию. АД на ногах несколько выше, чем на руках.
- Лекция 1. Методика исследования больного ребенка. Анамнез жизни
- Лекция 2. Анамнез болезни. Объективный осмотр ребенка
- Лекция 3. Особенности общего осмотра. Объективные методы исследования
- Лекция 4. Дополнительные методы обследования. Диагностика
- Лекция 5. Основные методы генетического анализа человека
- Лекция 6. Рост детей
- Лекция 7. Формирование и развитие плода: 1–10-я неделя
- Лекция 8. Формирование и развитие плода: 11–19-я неделя
- Лекция 9. Формирование и развитие плода: 20–34-я неделя
- Лекция 10. Формирование и развитие плода: 35–40-я неделя
- Лекция 11. Периоды жизни ребенка. Антропометрические исследования
- Лекция 12. Методы расчета и анализ антропометрических данных
- Лекция 13. Психика ребенка в различные периоды его жизни
- Лекция 14. Психика ребенка со второго полугодия жизни до 12 лет
- Лекция 15. Оценка психомоторного развития. Нервно-психическое развитие на 1-м году жизни
- Лекция 16. Показатели психомоторного развития детей 2–7-го года жизни
- Лекция 17. Формирование познавательной функции ребенка
- Лекция 18. Режим дня для детей различных возрастов
- Лекция 19. Биологический ритм
- Лекция 20. Исследование сердечно-сосудистой системы: объективное обследование
- Лекция 21. Границы абсолютной тупости сердца. Аускультация сердца
- Лекция 22. Исследование пульса и артериального давления
- Лекция 23. Клиническое исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей
- Лекция 24. Строение и функции кожи ребенка
- Лекция 25. Исследования кожи и наиболее важных ее поражений. Цианоз
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспект лекций по пропедевтике детских болезней (О. И. Чапова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Источник
Пропедевтика внутренних болезней: конспект лекцийА. Ю. Яковлева
3. Артериальное давление, методика его измерения. Артериальное давление в норме и при патологии
Артериальное давление определяется объемом крови, поступающим в кровяное русло во время систолы, и общим периферическим сопротивлением сосудов.
Методика измерения артериального давления
Для измерения давления используют ртутный манометр, т. е. аппарат Рива-Роччи. Для измерения артериального давления на плечевой артерии на предплечье накладывают манжету от аппарата таким образом, чтобы встроенная трубочка находилась по центру локтевой ямки, а сама манжета – на 2 см выше локтевого сгиба. Манжету надевают достаточно плотно, но оставляют промежуток между манжетой и рукой, равный примерно 1 см. После этого закрывают вентиль и начинают нагнетать воздух вманжету, повышая в ней давление. Рука должна располагаться спокойно и расслабленно на удобной поверхности. Фонендоскоп прикладывают к локтевому сгибу в область пульсации лучевой артерии. До тех пор пока давление в манжете не превысит давление в плечевой артерии, сердцебиение продолжает выслушиваться. В момент, когда давление в манжете сравнивается и начинает превышать давление в кровеносной системе, продолжают нагнетать воздух до 30–40 мм рт. ст. После этого немного открывают вентиль и постепенно, аккуратно и медленно спускают воздух из манжеты, отмечая появление сердцебиения. Как только уровень давления в манжете, определяемый на шкале манометра, сравняется с уровнем артериального давления в плечевой артерии, начнут выслушиваться сердечные тоны. Эта величина соответствует систолическому артериальному давлению. Последний выслушиваемый удар сердца и соответствующие ему показатели на шкале манометра соответствуют диастолическому давлению.
Для измерения давления необходимо соблюдать ряд условий: исследуемый должен находиться в спокойном состоянии; если измерению предшествовала физическая нагрузка, вначале необходимо успокоиться. Обязательно необходимо измерять артериальное давление трижды, учитывая наименьшую цифру.
Нормальным считается систолическое давление 120 мм рт. ст. и диастолическое – 80 мм рт. ст. Повышение артериального давления выше этих значений носит название артериальной гипертензии, понижение ниже их – артериальной гипотензии.
Различают физиологическую, эссенциальную исимптоматическую гипертензию. Физиологическое повышение давления возникает при физической нагрузке, переедании, волнении, курении, употреблении крепкого чая, кофе. Эссенциальная гипертензия представляет собой самостоятельное заболевание, возникающее в результате нарушения системы регуляции артериального давления. Симптоматические гипертензии являются симптомом основного заболевания (эндокринной, почечной, сердечно-сосудистой или центральной нервной систем).
Понижение артериального давления может возникать при отравлениях, кровопотерях, шоковых состояниях, хронических инфекциях, туберкулезе. У молодых лиц астенического телосложения после приема ряда лекарственных препаратов может возникать понижение артериального давления, при переходе из горизонтального положения в вертикальное – ортостатическая гипотензия.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ
Гипертония – 9, 22, 30, 31, 37, 50, 69, 73, 92, 99, 101, 136, 175, 178, 221, 222, 247, 251, 268, 280, 303, 311Гипотония – 16, 125, 128, 175, 179, 262, 267, 318,
Как повысить артериальное давление
Слегка пониженное по сравнению с нормальным артериальное давление не является причиной для беспокойства. Продолжительность жизни у таких людей даже может увеличиваться. Значительно пониженное артериальное давление,
Снижает артериальное давление
Гипертония – это хроническое заболевание, которое проявляется постоянным, а в начальных стадиях периодическим повышением артериального давления. У больных отмечаются нервозность, прогрессирующая общая слабость, головные боли, шум в ушах,
Повышенное артериальное давление
Рефлекторные зоны на стопе: почки (10), мочеточники (11), мочевой пузырь (12) (рис. 105).
Рис. 105. Массаж при повышенном артериальном
Пониженное артериальное давление
Рефлекторные зоны на стопе: почки (10), надпочечники (9), сердце (19), голова (1) (рис. 106).
Рис. 106. Массаж при пониженном артериальном
Приводим в норму артериальное давление
Нормализация повышенного артериального давления имеет большое значение в профилактике гипертонической болезни, инфаркта и инсульта, и, кроме того, показана тесная обратная корреляционная зависимость между величиной
Гипотония, пониженное артериальное давление
• Взять по 2 ст. л. листьев топинамбура, травы пастушьей сумки, варить 2 мин в 0,3 л кремниевой воды, настаивать 15 мин, процедить. Пить 3 раза в день по 100 г.• Взять поровну листья и цветки топинамбура, траву чабреца и цикория, 10 г
Чем регулировать артериальное давление?
Естественным образом давление регулируется за счет того, что человек ест и пьет. И конечно, здесь играет роль, что именно он ест и пьет. Эти два постулата надо разделять.Что бы человек ни ел, пища расщепляется в пищеварительном
Артериальное давление
Нужно постоянно измерять артериальное давление. Если после нагрузки оно не снижается (верхний показатель остается на одном уровне), это означает, что ударный объем сердца снижен. Это тревожный симптом. Тренировки следует срочно прекратить
Гипотония, пониженное артериальное давление
— Одно из эффективных домашних средств — сок сырой свеклы. Пациент должен выпивать чашку этого сока с 1 ч. ложкой яблочного уксуса дважды в день. Значительное улучшение наступает уже в течение недели.— Пить 3 раза в день по 1
Продукты, повышающие артериальное давление
Известно, что в зависимости от своего химического состава продукты питания могут оказывать определенное воздействие на работу органов и систем, поддерживать общий тонус и препятствовать возникновению заболеваний.Научные
Препараты, повышающие артериальное давление
Рецепт 1
100 г меда и 50 г сливочного масла смешать, нагревать, помешивая, в течение 5–7 мин на слабом огне, охладить, добавить 2 г маточного молочка. Принимать по 1 столовой ложке 2 раза в день за 1 ч до еды в течение 14
Артериальное давление и частота пульса
Артериальное давление необходимо измерять в состоянии функционального покоя. При этом нельзя накануне принимать продукты (кофе, крепкий чай, алкоголь) и лекарства, влияющие на его уровень.Обращаться к врачу следует, если
Глава 4
Измеряем артериальное давление
Внимательный читатель уже догадался, что раз гипертония не имеет симптомов, то единственным способом ее выявления будет измерение артериального давления. Итак, как же правильно измерить давление?Измерение артериального давления
Как правильно измерять артериальное давление?
При измерении АД необходимо строго придерживаться определенных правил. Эти универсальные правила следует соблюдать независимо от типа аппарата.• За 30 мин до измерения не следует курить и пить кофе, крепкий чай.• Перед
Источник