Гипертония и помощник машиниста

интима-медии сонной артерии — 60,7%; тахикардия — 52%; ангиоретинопатия I-II степени — 66,3%; сахарный диабет — 4%; нарушение толерантности к глюкозе – 6,1%;

Характеристика машинистов и помощников машинистов представлена в табл. 1. Исходя из данных таблицы 1 в исследовании преобладали машинисты по сравнению с помощниками машинистов в два раза, преобладали пациенты со стажем работы более 10 лет. Среди машинистов преобладали пациенты с ИМТ >30, что свидетельствует о 2-ой ст. ожирения, а у помощников машинистов имели место с ИМТ > 25, что свидетельствует о 1-ой ст. ожирения.

Характеристика пациентов Таблица 1

Стаж работы: до 5 лет

Индекс массы тела (ИМТ): 18,5 — 24,9

Всего с ожирением

По данным СМАД средние цифры АД в выходные дни составили САД 128,1±7,6 мм рт. ст., ДАД 79,1±6,1 мм рт. ст., на рабочем месте САД 143,5±8,3 мм рт. ст., ДАД 98,8±8,7 мм рт. ст. ( р 135/85 мм рт. ст. и 90% (из них 000% машинистов и 000% помощников машинистов )на рабочем месте , что может свидетельствовать о наличии стресс-индуцированной артериальной гипертонии (р=0,000)(рисунок 1). Таким образом, по данным СМАД разница между систолическим артериальным давлением (САД) в выходной и рабочий день составила 14 мм рт. ст., диастолическим артериальным давлением (ДАД) – 20 мм рт. ст., что значительно превышает общепризнанные критерии наличия стресс-индуцированной АГ [6, 7, 8].

Анализ поражения органов-мишеней ( соответственно 73,1% и 42,9%) выявил ГЛЖ у машинистов в 1,7 раз чаще, по сравнению с помощниками машинистов (р=0,007) ( рисунок 2).

Из 60% машинистов, имеющих повышенное АД ( > 135/85 мм рт. ст.), у 70% имеется ГЛЖ, а из 40% с нормальными цифрами АД, 75% имеют ГЛЖ, у помощников машинистов – в 33,3% и 57,2% соответственно ( рисунок 3). Сочетанное поражение органов-мишеней (ГЛЖ и ангиоретинопатия) в зависимости от уровня АД определена у машинистов при повышенном АД- в 25%, при нормальном АД- в 32,5%, у п/машинистов в 25% и в 28,6% соответственно (рисунок 4). Ангиоретинопатия в зависимости от уровня АД: у машинистов при повышенном АД- в 50%, при нормальном АД — в 75%, у п/машинистов – в 50% и 57,2% (р=0,001)(рисунок 5). У машинистов при исследовании дуплекса БЦС утолщение имтима-медии сонных артерий отмечено в 66,6%, у п/машинистов в 54,5%.

Таким образом, с учетом выявленной значительной разницы среднесуточных параметров АД в выходной и рабочий день, можно говорить о стресс-индуцированной АГ. А наличие стресс-индуцированной артериальной гипертонии и соответственно длительной гиперактивации симпато-адреналовой системы (САС) при хроническом стимулировании приводит к морфологическим изменениям в органах-мишенях, несмотря на нормальные среднесуточные параметры АД в выходной день.

Более высокий уровень психоэмоциональной нагрузки на рабочем месте у машинистов по сравнению с помощниками машинистов [5] объясняет больший процент поражения органов-мишеней.

1) Для выявления стресс-индуцированной артериальной гипертонии необходимо проведение суточного мониторирования АД как в выходные

Иллюстрируют значимость влияния производственных факторов на возникновение АГ материалы о распространении таковой у машинистов локомотивов и водителей других видов транспорта. Работа машинистом локомотива является образцом профессии, в которой сочетается ряд неблагоприятных экзогенных воздействий, имеющих отношение к возникновению гипертонической болезни (их насчитывается порядка 10), с ведущими факторами: значительным продолжительным психоэмоциональным напряжением в сочетании с частыми острыми стрессовыми ситуациями и работой по сменному графику с ночными сменами [6] .

Среди пенсионеров по возрасту (старше 55 лет) у бывших машинистов АГ также чаще, чем в контрольной группе (стандартизованные показатели 38 против 28 на 100 обследованных; р 160/95 мм рт. ст. у машинистов – 19,7 %, у помощников – 13 %, р Назад 1 2 3 4 5 . 34 Вперед

Я работаю в РЖД помощником машиниста ВПО это такая несамоходная машина, я проходил медкомиссию 22 июля 2013 года всеми специалистами по комиссии годен но на заключении терапевт подписывает мне комиссию на два месяца хотя комиссия дается на два года так как я стою на учете с давлением мне надо было пройти дополнительное обследование обследование прошел выявился сахар в крови мне подписывают еще на три месяца опять дообследование опять прошел пришел на заключение и меня заставляют проходить заново всех специалистов скажите имеют они право так делать.

Всё на усмотрение медиков — они несут ответственность за Вас.

и меня заставляют проходить заново всех специалистов скажите имеют они право так делать?

Обратитесь с жалобой в Облздравотдел.

Имеют право, тем более, что обосновано т.е. с указанием причины — повышенное давление, сахар. А не скажи на эти недостатки , случится, что — вы первый скажите , что проходил комиссию , а там не посмотрели.

Да правомерно, если проводится по требованию медицинских работников.

Читайте также:  Какие обследования при гипертонии

Игорь, добрый день! В данном случае никаких нарушений нет. так как у вас выявилось в ходе диспансеризации ( профосмотра) новое заболевание. Вы же состоите на учете с гипертонией и плюс ко всему выявлен сахарный диабет. .. Игорь, это ваше здоровье и оно должно быть важнее.

На Вас также лежит обязанность проходить указанные медобследования согласно ТК РФ:

Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 214 ТК РФ

— Обязанности работника в области охраны труда >>>

соблюдать требования охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Источник

Влияет ли профессия на возникновение и течение гипертонической болезни, особенности ее диагностики, профилактики?Почему лечение нужно подбирать дифференцированно, с учетом профессиональных занятий пациента?Эти и многие другие вопросы рассматриваются на стыке нескольких медицинских дисциплин в книге самых авторитетных специалистов по профессиональной медицине.Врачи-кардиологи, терапевты, неврологи, профпатологи, доктора всех специальностей смогут использовать действительно современные подходы в лечении пациентов с артериальной гипертонией.

* * *

Иллюстрируют значимость влияния производственных факторов на возникновение АГ материалы о распространении таковой у машинистов локомотивов и водителей других видов транспорта. Работа машинистом локомотива является образцом профессии, в которой сочетается ряд неблагоприятных экзогенных воздействий, имеющих отношение к возникновению гипертонической болезни (их насчитывается порядка 10), с ведущими факторами: значительным продолжительным психоэмоциональным напряжением в сочетании с частыми острыми стрессовыми ситуациями и работой по сменному графику с ночными сменами [6] .

Рис. 1.1. Распространение артериальной гипертонии (АД > 140/90 мм рт. ст.) у работников локомотивных бригад и лиц контрольной группы, по данным эпидисследования с однократным измерением АД (п>4 тысяч человек, из которых 2231 работники локомотивных бригад). V – р < 0,05

Распространение лиц с повышенным артериальным давлением среди работников локомотивных бригад (машинистов локомотивов и их помощников) и среди лиц контрольной группы с учетом возраста (по полу все обследованные мужчины), по результатам классического эпидемиологического обследования по «сплошному принципу» с ориентировкой на получение цифр АД при однократном исследовании, представлено на рис. 1.1 [7] .

Из рисунка следует, что у работников локомотивных бригад повышенное артериальное давление имеет место чаще, чем у лиц контрольной группы.

Частота повышения артериального давления нарастает с возрастом. При этом указанная закономерность в отношении большей частоты гипертонии у машинистов по сравнению с группой сравнения остается во всех возрастных группах. Слабее это выражено в более молодых группах (р>0,05). Последнее объясняется, с одной стороны, малым процентом машинистов, малым числом «гипертоников» в этом возрасте вообще и малым стажем работы; с другой – первоначальным медицинским отбором, при котором «отсеиваются» лица с выраженной артериальной гипертонией. Существенно, что, несмотря на такой отбор, в дальнейшем повышение давления у работников локомотивных бригад имеет место чаще, чем в контрольной группе. (В старшей группе увеличивается «отсев» машинистов в связи с ГБ.)

Среди пенсионеров по возрасту (старше 55 лет) у бывших машинистов АГ также чаще, чем в контрольной группе (стандартизованные показатели 38 против 28 на 100 обследованных; р<0,05).

Артериальная гипертония и в группах машинистов, и в контрольных группах чаще в северных областях, реже в южных. Вместе с тем устанавливаемая закономерность большей частоты артериальной гипертонии в одних и тех же возрастных группах у машинистов в сравнении с лицами контрольной группы сохраняется, если производить анализ внутри любой дороги.

Изучение рассматриваемого вопроса по диагнозу гипертонической болезни дает тот же основной результат – работники локомотивных бригад имеют гипертоническую болезнь чаще, чем лица контрольной группы. Это наблюдается во всех возрастах, но с большей достоверностью в возрасте 30–39 и 40–49 лет (р<0,05). Стандартизованные по возрасту показатели также свидетельствует о четком учащении гипертонической болезни у работников локомотивных бригад (7,1 по сравнению с 4,3 в контрольной группе).

У умерших в старших возрастах бывших машинистов гипертоническая болезнь как причина смерти или фоновое заболевание также фигурирует чаще, чем в контрольной группе (33 против 21 на 100 умерших; р<0,05).

Читайте также:  Уровень сахара в крови при гипертонии

Отдельный интерес представляет материал об АД по данным предрейсовых осмотров работников локомотивных бригад, когда в большом профессиональном контингенте у каждого лица набирается более ста измерений давления за год, и так в течение ряда лет. Однако использование этого материала для решения вопроса о влиянии профессии машиниста локомотива на возникновение гипертонической болезни ограничено возможностью сравнения только с помощниками, так как практически нет другой контрольной группы, в которой измерение давления осуществлялось бы столь же часто. Сравнение здесь распространения артериальной гипертонии в группах машинистов и помощников показало большую ее частоту у машинистов во всех возрастных группах (в наиболее статически значимой, более представительной по числу работающих группе 30–39 лет имеет место следующее: повышение АД более 3 раз в году до цифр > 160/95 мм рт. ст. у машинистов – 19,7 %, у помощников – 13 %, р<0,05; АД до цифр 140–159/90-94 мм рт. ст. в 14,9 % и 13,2 % соответственно).

Кроме того, что сама работа машиниста с психогенных позиций более нагрузочная, чем у помощника, и у них большая гиподинамия, надо еще учитывать, что первые более амбициозны – более устремлены на карьеру, многим до того приходилось сочетать учебу с работой.

Особо изучено влияние социально-бытовых факторов. Вопрос стоит так – значимы ли и насколько некоторые «нагрузочные» социально-бытовые факторы в возникновении гипертонической болезни на фоне напряженной психоэмоциональной работы (еще и с добавочными другими прогипертоническими факторами) или их роль будет значительно перекрыта ролью последней и они окажутся затушеванными. Оказывается, что социально-бытовые факторы здесь весьма значимы (даже более значимы, чем при спокойной работе). Так, у работников локомотивных бригад в случаях напряженных семейных отношений в сравнении с группой с нормальными отношениями гипертоническая болезнь в стандартизованных показателях встречалась соответственно в 10,5 и 7,1. В контрольной группе такие различия менее выражены: 5,4 к 4,5. Совмещение работы с учебой, если таковое давалось с трудом, вело к тому же результату: соответствующие отношения были 11,9 к 5,6 (последний показатель относится к лицам, не совмещавшим указанные виды деятельности). В контрольной группе в рассматриваемой ситуации различий не установлено (соответствующие показатели 5,5 и 5,9).

В связи с рассматриваемым вопросом определенный интерес представляет сопоставление распространения в цепочке: неврозы – нейрососудистая дистония – гипертоническая болезнь у машинистов локомотивов и рабочих депо с учетом возраста (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Распространение неврозов, нейроциркуляторной дистонии и гипертонической болезни у работников локомотивных бригад и лиц контрольных групп (п машинистов 3516, рабочих 1091)

Таким образом, профессия машиниста локомотива (особенности труда в ней), содержащая ряд профессионально зависимых прогипертонических экзогенных факторов риска, явно способствует возникновению гипертонической болезни. Это достаточно четко доказывается перекрестными исследованиями с различными методическими подходами [8] .

Водители автотранспорта. Водители автотранспорта – шоферы с рассматриваемых позиций, с одной стороны, представляют отдельную целостную группу, с другой – в ней имеются значимо различающиеся подгруппы. Этими подгруппами являются: шоферы-профессионалы и любители; шоферы-профессионалы грузовых автомобилей, легковых, автобусов; работающие в городах и сельской местности; шоферы-«дальнобойщики» на трансмеридианных и трансширотных перевозках. Есть и другие классификации.

Общими основными профессиональными прогипертоническими факторами для шоферов являются: значительное психоэмоциональное напряжение и в какой-то мере шум. Для большинства значимы также большая загрузка внимания, плотность воспринимаемых и перерабатываемых сигналов (особенно у работающих в городах). Ряд шоферов работает с ночными сменами. У многих имеет место гиподинамия. При этом у водителей грузовых машин, которые участвуют в немеханизированной погрузке-выгрузке, никакой гиподинамии нет. Достаточно распространена монотония, на фоне которой неожиданно требуется экстренность действий (необходим высокий уровень бодрствования). Перечисление особенностей труда шоферов и их различий в отдельных подгруппах можно было бы продолжить (см. монографию А.И. Вайсмана «Гигиена труда водителей автомобилей», 1988), но достаточно еще раз заметить, что основным общим для них прогипертоническим фактором является большое психо-эмоциональное напряжение. Последнее связано с ответственностью за безопасность движения, огромным количеством-плотностью поступающей информации, необходимостью быстрой ее переработки и ответных действий, боязнью за свою жизнь, ответственностью за жизнь пассажиров и материальные ценности, острыми стрессовыми ситуациями в связи с авариями, наездами на людей и т. п. (Все это очень сходно с причинами психо-эмоционального напряжения у машинистов локомотивов, изложенными выше, а также со многими водителями других видов транспорта.)

Распространенность артериальной гипертонии среди шоферов, судя по наличию прогипертонически направленных внешнесредовых факторов, вредных привычек, патофизиологических сдвигов и ассоциированных с артериальной гипертонией заболеваний, должно быть более высоким, чем в общей популяции (точнее, в адекватных по полу и возрасту популяционных группах). А.И. Вайсман (1988) изучал распространенность артериальной гипертонии у шоферов по данным обращаемости, временной утраты трудоспособности, инвалидности в связи с ГБ и получил однозначные результаты о более высоких уровнях этих показателей в данной профессиональной группе в сравнении с общепопуляционными. Имела место прямая корреляция со стажем работы (в одних и тех же возрастных группах). Наиболее высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности по ГБ отмечается у водителей автобусов в сравнении с шоферами легковых и грузовых автомобилей. У водителей такси артериальная гипертония фиксируется чаще, чем у шоферов грузового автотранспорта. По данным А.М. Инароковой (1988), АГ среди водителей пассажирского автотранспорта имела место в 16,3 %, грузового – в 12,1 % (р <0,05). Именно у водителей пассажирского автотранспорта, особенно автобусов, имеет место наибольшая психо-эмоциональная напряженность.

Читайте также:  Применение дибазола при гипертонии

Источник

Ежегодно из-за повышенного артериального давления врачи не допускают к рейсам тысячи машинистов и их помощников. Чтобы не попасть в их число, работники стараются скрыть наличие у них гипертонии и перед осмотрами принимают препараты, снижающие давление. Но такие «игры» не доводят до добра.

Гипертония и помощник машиниста

Артериальную гипертонию называют молчаливым убийцей, который не разбирает, кого внезапно поразить – чиновника в его кабинете или машиниста, ведущего поезд.

До определённой поры гипертония никак себя не проявляет. Человек может жить с ней и чувствовать себя здоровым. А лет в 45–50 выясняется, что на протяжении многих лет повышенное артериальное давление губило его сосуды, сердце и другие органы.

Гипертония опасна не сама по себе, а тем, что она становится спутником других коварных сердечно-сосудистых заболеваний – ишемической болезни сердца, атеросклероза, которые при ней развиваются гораздо быстрее. На конечной стадии их совместной «деятельности» холестериновые бляшки забивают просветы сосудов, и однажды при очередном скачке давления оторвавшийся тромб запускает фатальный процесс – инфаркт или инсульт.

Именно по степени влияния гипертонии на сердце и другие органы врачи определяют, на какой стадии находится заболевание. При первой стадии никаких сопутствующих изменений ещё нет, на второй – в сердце появляются начальные признаки гипертрофии, минимальные изменения в почках и на глазном дне (склероз сосудов сетчатки), к третьей – человек приходит с уже перенесённым инфарктом или инсультом, хронической сердечной или почечной недостаточностью, серьёзными проблемами со зрением.

У любого из нас на протяжении жизни неоднократно повышается артериальное давление, иногда до очень высоких цифр, например в стрессовых ситуациях. Но если обнаруживается, что его уровень превышен как минимум при трёх измерениях в течение месяца (а всё, что выше 140 на 90, – это уже повышенное давление), врач ставит диагноз «артериальная гипертония».

У работников локомотивных бригад повышенное артериальное давление наблюдается чаще, чем у людей других профессий. Сказывается продолжительное эмоциональное напряжение в сочетании с частыми стрессовыми ситуациями, а также шум, недостаточная физическая активность, ночные смены и многое другое.

Повышение артериального давления часто отмечается после выходных, если на отдыхе работники злоупотребляли алкоголем.

Препаратов, которые гарантированно снижают артериальное давление, создано много. Достаточно приёма одной таблетки всего лишь раз в сутки (делать это рекомендуется утром), и в течение дня поддерживается его нормальный уровень.

По всем нашим приказам людей с гипертонией первой и второй стадий не отстраняют от профессии, хотя и временно не допускают в рейсы, если давление выше нормального. Большинство железнодорожников на своём опыте убедились в том, что лечиться от этого заболевания необходимо.

В больницах и поликлиниках РЖД работают школы для гипертоников. В качестве примера могу привести Куйбышевскую дорогу, где создан Центр артериальной гипертонии.

Артём Шашков,

начальник сектора

медицинского обеспечения безопасности движения поездов департамента здравоохранения ОАО «РЖД»

Справка «Гудка»

    На первой стадии болезни, чтобы нормализовать давление, бывает достаточно изменить образ жизни – начать заниматься спортом, отказаться от курения, переедания, не злоупотреблять алкоголем. Когда все эти возможности исчерпаны, а болезнь прогрессирует, человеку прописывают лекарства, принимать которые он должен постоянно. Некоторые люди при снижении давления до нормального уровня поначалу чувствуют себя намного хуже – у них появляется головокружение, шум в ушах. В течение двух-трёх недель неприятные ощущения исчезают, организм перестраивается на нормальный уровень давления.

    Препараты для гипертоников подбираются индивидуально. Некоторые из них нельзя принимать людям, работающим на железной дороге. К сожалению, об этом знают не все врачи муниципальных поликлиник, к которым порой обращаются члены локомотивных бригад, чтобы не «засветиться» перед отраслевыми медиками. Вот и получается, что машинист перед медосмотром кладёт таблетку под язык, давление сильно падает, его допускают в рейс, а дальше человек долго работает словно во сне. В результате невнимания к своему здоровью и несвоевременного лечения у 6–10% людей этой профессии болезнь достигает третьей стадии.

Источник