Гипертония и помощник машиниста
интима-медии сонной артерии — 60,7%; тахикардия — 52%; ангиоретинопатия I-II степени — 66,3%; сахарный диабет — 4%; нарушение толерантности к глюкозе – 6,1%;
Характеристика машинистов и помощников машинистов представлена в табл. 1. Исходя из данных таблицы 1 в исследовании преобладали машинисты по сравнению с помощниками машинистов в два раза, преобладали пациенты со стажем работы более 10 лет. Среди машинистов преобладали пациенты с ИМТ >30, что свидетельствует о 2-ой ст. ожирения, а у помощников машинистов имели место с ИМТ > 25, что свидетельствует о 1-ой ст. ожирения.
Характеристика пациентов Таблица 1
Стаж работы: до 5 лет
Индекс массы тела (ИМТ): 18,5 — 24,9
Всего с ожирением
По данным СМАД средние цифры АД в выходные дни составили САД 128,1±7,6 мм рт. ст., ДАД 79,1±6,1 мм рт. ст., на рабочем месте САД 143,5±8,3 мм рт. ст., ДАД 98,8±8,7 мм рт. ст. ( р 135/85 мм рт. ст. и 90% (из них 000% машинистов и 000% помощников машинистов )на рабочем месте , что может свидетельствовать о наличии стресс-индуцированной артериальной гипертонии (р=0,000)(рисунок 1). Таким образом, по данным СМАД разница между систолическим артериальным давлением (САД) в выходной и рабочий день составила 14 мм рт. ст., диастолическим артериальным давлением (ДАД) – 20 мм рт. ст., что значительно превышает общепризнанные критерии наличия стресс-индуцированной АГ [6, 7, 8].
Анализ поражения органов-мишеней ( соответственно 73,1% и 42,9%) выявил ГЛЖ у машинистов в 1,7 раз чаще, по сравнению с помощниками машинистов (р=0,007) ( рисунок 2).
Из 60% машинистов, имеющих повышенное АД ( > 135/85 мм рт. ст.), у 70% имеется ГЛЖ, а из 40% с нормальными цифрами АД, 75% имеют ГЛЖ, у помощников машинистов – в 33,3% и 57,2% соответственно ( рисунок 3). Сочетанное поражение органов-мишеней (ГЛЖ и ангиоретинопатия) в зависимости от уровня АД определена у машинистов при повышенном АД- в 25%, при нормальном АД- в 32,5%, у п/машинистов в 25% и в 28,6% соответственно (рисунок 4). Ангиоретинопатия в зависимости от уровня АД: у машинистов при повышенном АД- в 50%, при нормальном АД — в 75%, у п/машинистов – в 50% и 57,2% (р=0,001)(рисунок 5). У машинистов при исследовании дуплекса БЦС утолщение имтима-медии сонных артерий отмечено в 66,6%, у п/машинистов в 54,5%.
Таким образом, с учетом выявленной значительной разницы среднесуточных параметров АД в выходной и рабочий день, можно говорить о стресс-индуцированной АГ. А наличие стресс-индуцированной артериальной гипертонии и соответственно длительной гиперактивации симпато-адреналовой системы (САС) при хроническом стимулировании приводит к морфологическим изменениям в органах-мишенях, несмотря на нормальные среднесуточные параметры АД в выходной день.
Более высокий уровень психоэмоциональной нагрузки на рабочем месте у машинистов по сравнению с помощниками машинистов [5] объясняет больший процент поражения органов-мишеней.
1) Для выявления стресс-индуцированной артериальной гипертонии необходимо проведение суточного мониторирования АД как в выходные
Иллюстрируют значимость влияния производственных факторов на возникновение АГ материалы о распространении таковой у машинистов локомотивов и водителей других видов транспорта. Работа машинистом локомотива является образцом профессии, в которой сочетается ряд неблагоприятных экзогенных воздействий, имеющих отношение к возникновению гипертонической болезни (их насчитывается порядка 10), с ведущими факторами: значительным продолжительным психоэмоциональным напряжением в сочетании с частыми острыми стрессовыми ситуациями и работой по сменному графику с ночными сменами [6] .
Среди пенсионеров по возрасту (старше 55 лет) у бывших машинистов АГ также чаще, чем в контрольной группе (стандартизованные показатели 38 против 28 на 100 обследованных; р 160/95 мм рт. ст. у машинистов – 19,7 %, у помощников – 13 %, р Назад 1 2 3 4 5 . 34 Вперед
Я работаю в РЖД помощником машиниста ВПО это такая несамоходная машина, я проходил медкомиссию 22 июля 2013 года всеми специалистами по комиссии годен но на заключении терапевт подписывает мне комиссию на два месяца хотя комиссия дается на два года так как я стою на учете с давлением мне надо было пройти дополнительное обследование обследование прошел выявился сахар в крови мне подписывают еще на три месяца опять дообследование опять прошел пришел на заключение и меня заставляют проходить заново всех специалистов скажите имеют они право так делать.
Всё на усмотрение медиков — они несут ответственность за Вас.
и меня заставляют проходить заново всех специалистов скажите имеют они право так делать?
Обратитесь с жалобой в Облздравотдел.
Имеют право, тем более, что обосновано т.е. с указанием причины — повышенное давление, сахар. А не скажи на эти недостатки , случится, что — вы первый скажите , что проходил комиссию , а там не посмотрели.
Да правомерно, если проводится по требованию медицинских работников.
Игорь, добрый день! В данном случае никаких нарушений нет. так как у вас выявилось в ходе диспансеризации ( профосмотра) новое заболевание. Вы же состоите на учете с гипертонией и плюс ко всему выявлен сахарный диабет. .. Игорь, это ваше здоровье и оно должно быть важнее.
На Вас также лежит обязанность проходить указанные медобследования согласно ТК РФ:
Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 214 ТК РФ
— Обязанности работника в области охраны труда >>>
соблюдать требования охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Источник
Влияет ли профессия на возникновение и течение гипертонической болезни, особенности ее диагностики, профилактики?Почему лечение нужно подбирать дифференцированно, с учетом профессиональных занятий пациента?Эти и многие другие вопросы рассматриваются на стыке нескольких медицинских дисциплин в книге самых авторитетных специалистов по профессиональной медицине.Врачи-кардиологи, терапевты, неврологи, профпатологи, доктора всех специальностей смогут использовать действительно современные подходы в лечении пациентов с артериальной гипертонией.
* * *
Иллюстрируют значимость влияния производственных факторов на возникновение АГ материалы о распространении таковой у машинистов локомотивов и водителей других видов транспорта. Работа машинистом локомотива является образцом профессии, в которой сочетается ряд неблагоприятных экзогенных воздействий, имеющих отношение к возникновению гипертонической болезни (их насчитывается порядка 10), с ведущими факторами: значительным продолжительным психоэмоциональным напряжением в сочетании с частыми острыми стрессовыми ситуациями и работой по сменному графику с ночными сменами [6] .
Рис. 1.1. Распространение артериальной гипертонии (АД > 140/90 мм рт. ст.) у работников локомотивных бригад и лиц контрольной группы, по данным эпидисследования с однократным измерением АД (п>4 тысяч человек, из которых 2231 работники локомотивных бригад). V – р < 0,05
Распространение лиц с повышенным артериальным давлением среди работников локомотивных бригад (машинистов локомотивов и их помощников) и среди лиц контрольной группы с учетом возраста (по полу все обследованные мужчины), по результатам классического эпидемиологического обследования по «сплошному принципу» с ориентировкой на получение цифр АД при однократном исследовании, представлено на рис. 1.1 [7] .
Из рисунка следует, что у работников локомотивных бригад повышенное артериальное давление имеет место чаще, чем у лиц контрольной группы.
Частота повышения артериального давления нарастает с возрастом. При этом указанная закономерность в отношении большей частоты гипертонии у машинистов по сравнению с группой сравнения остается во всех возрастных группах. Слабее это выражено в более молодых группах (р>0,05). Последнее объясняется, с одной стороны, малым процентом машинистов, малым числом «гипертоников» в этом возрасте вообще и малым стажем работы; с другой – первоначальным медицинским отбором, при котором «отсеиваются» лица с выраженной артериальной гипертонией. Существенно, что, несмотря на такой отбор, в дальнейшем повышение давления у работников локомотивных бригад имеет место чаще, чем в контрольной группе. (В старшей группе увеличивается «отсев» машинистов в связи с ГБ.)
Среди пенсионеров по возрасту (старше 55 лет) у бывших машинистов АГ также чаще, чем в контрольной группе (стандартизованные показатели 38 против 28 на 100 обследованных; р<0,05).
Артериальная гипертония и в группах машинистов, и в контрольных группах чаще в северных областях, реже в южных. Вместе с тем устанавливаемая закономерность большей частоты артериальной гипертонии в одних и тех же возрастных группах у машинистов в сравнении с лицами контрольной группы сохраняется, если производить анализ внутри любой дороги.
Изучение рассматриваемого вопроса по диагнозу гипертонической болезни дает тот же основной результат – работники локомотивных бригад имеют гипертоническую болезнь чаще, чем лица контрольной группы. Это наблюдается во всех возрастах, но с большей достоверностью в возрасте 30–39 и 40–49 лет (р<0,05). Стандартизованные по возрасту показатели также свидетельствует о четком учащении гипертонической болезни у работников локомотивных бригад (7,1 по сравнению с 4,3 в контрольной группе).
У умерших в старших возрастах бывших машинистов гипертоническая болезнь как причина смерти или фоновое заболевание также фигурирует чаще, чем в контрольной группе (33 против 21 на 100 умерших; р<0,05).
Отдельный интерес представляет материал об АД по данным предрейсовых осмотров работников локомотивных бригад, когда в большом профессиональном контингенте у каждого лица набирается более ста измерений давления за год, и так в течение ряда лет. Однако использование этого материала для решения вопроса о влиянии профессии машиниста локомотива на возникновение гипертонической болезни ограничено возможностью сравнения только с помощниками, так как практически нет другой контрольной группы, в которой измерение давления осуществлялось бы столь же часто. Сравнение здесь распространения артериальной гипертонии в группах машинистов и помощников показало большую ее частоту у машинистов во всех возрастных группах (в наиболее статически значимой, более представительной по числу работающих группе 30–39 лет имеет место следующее: повышение АД более 3 раз в году до цифр > 160/95 мм рт. ст. у машинистов – 19,7 %, у помощников – 13 %, р<0,05; АД до цифр 140–159/90-94 мм рт. ст. в 14,9 % и 13,2 % соответственно).
Кроме того, что сама работа машиниста с психогенных позиций более нагрузочная, чем у помощника, и у них большая гиподинамия, надо еще учитывать, что первые более амбициозны – более устремлены на карьеру, многим до того приходилось сочетать учебу с работой.
Особо изучено влияние социально-бытовых факторов. Вопрос стоит так – значимы ли и насколько некоторые «нагрузочные» социально-бытовые факторы в возникновении гипертонической болезни на фоне напряженной психоэмоциональной работы (еще и с добавочными другими прогипертоническими факторами) или их роль будет значительно перекрыта ролью последней и они окажутся затушеванными. Оказывается, что социально-бытовые факторы здесь весьма значимы (даже более значимы, чем при спокойной работе). Так, у работников локомотивных бригад в случаях напряженных семейных отношений в сравнении с группой с нормальными отношениями гипертоническая болезнь в стандартизованных показателях встречалась соответственно в 10,5 и 7,1. В контрольной группе такие различия менее выражены: 5,4 к 4,5. Совмещение работы с учебой, если таковое давалось с трудом, вело к тому же результату: соответствующие отношения были 11,9 к 5,6 (последний показатель относится к лицам, не совмещавшим указанные виды деятельности). В контрольной группе в рассматриваемой ситуации различий не установлено (соответствующие показатели 5,5 и 5,9).
В связи с рассматриваемым вопросом определенный интерес представляет сопоставление распространения в цепочке: неврозы – нейрососудистая дистония – гипертоническая болезнь у машинистов локомотивов и рабочих депо с учетом возраста (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Распространение неврозов, нейроциркуляторной дистонии и гипертонической болезни у работников локомотивных бригад и лиц контрольных групп (п машинистов 3516, рабочих 1091)
Таким образом, профессия машиниста локомотива (особенности труда в ней), содержащая ряд профессионально зависимых прогипертонических экзогенных факторов риска, явно способствует возникновению гипертонической болезни. Это достаточно четко доказывается перекрестными исследованиями с различными методическими подходами [8] .
Водители автотранспорта. Водители автотранспорта – шоферы с рассматриваемых позиций, с одной стороны, представляют отдельную целостную группу, с другой – в ней имеются значимо различающиеся подгруппы. Этими подгруппами являются: шоферы-профессионалы и любители; шоферы-профессионалы грузовых автомобилей, легковых, автобусов; работающие в городах и сельской местности; шоферы-«дальнобойщики» на трансмеридианных и трансширотных перевозках. Есть и другие классификации.
Общими основными профессиональными прогипертоническими факторами для шоферов являются: значительное психоэмоциональное напряжение и в какой-то мере шум. Для большинства значимы также большая загрузка внимания, плотность воспринимаемых и перерабатываемых сигналов (особенно у работающих в городах). Ряд шоферов работает с ночными сменами. У многих имеет место гиподинамия. При этом у водителей грузовых машин, которые участвуют в немеханизированной погрузке-выгрузке, никакой гиподинамии нет. Достаточно распространена монотония, на фоне которой неожиданно требуется экстренность действий (необходим высокий уровень бодрствования). Перечисление особенностей труда шоферов и их различий в отдельных подгруппах можно было бы продолжить (см. монографию А.И. Вайсмана «Гигиена труда водителей автомобилей», 1988), но достаточно еще раз заметить, что основным общим для них прогипертоническим фактором является большое психо-эмоциональное напряжение. Последнее связано с ответственностью за безопасность движения, огромным количеством-плотностью поступающей информации, необходимостью быстрой ее переработки и ответных действий, боязнью за свою жизнь, ответственностью за жизнь пассажиров и материальные ценности, острыми стрессовыми ситуациями в связи с авариями, наездами на людей и т. п. (Все это очень сходно с причинами психо-эмоционального напряжения у машинистов локомотивов, изложенными выше, а также со многими водителями других видов транспорта.)
Распространенность артериальной гипертонии среди шоферов, судя по наличию прогипертонически направленных внешнесредовых факторов, вредных привычек, патофизиологических сдвигов и ассоциированных с артериальной гипертонией заболеваний, должно быть более высоким, чем в общей популяции (точнее, в адекватных по полу и возрасту популяционных группах). А.И. Вайсман (1988) изучал распространенность артериальной гипертонии у шоферов по данным обращаемости, временной утраты трудоспособности, инвалидности в связи с ГБ и получил однозначные результаты о более высоких уровнях этих показателей в данной профессиональной группе в сравнении с общепопуляционными. Имела место прямая корреляция со стажем работы (в одних и тех же возрастных группах). Наиболее высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности по ГБ отмечается у водителей автобусов в сравнении с шоферами легковых и грузовых автомобилей. У водителей такси артериальная гипертония фиксируется чаще, чем у шоферов грузового автотранспорта. По данным А.М. Инароковой (1988), АГ среди водителей пассажирского автотранспорта имела место в 16,3 %, грузового – в 12,1 % (р <0,05). Именно у водителей пассажирского автотранспорта, особенно автобусов, имеет место наибольшая психо-эмоциональная напряженность.
Источник
Ежегодно из-за повышенного артериального давления врачи не допускают к рейсам тысячи машинистов и их помощников. Чтобы не попасть в их число, работники стараются скрыть наличие у них гипертонии и перед осмотрами принимают препараты, снижающие давление. Но такие «игры» не доводят до добра.
Артериальную гипертонию называют молчаливым убийцей, который не разбирает, кого внезапно поразить – чиновника в его кабинете или машиниста, ведущего поезд.
До определённой поры гипертония никак себя не проявляет. Человек может жить с ней и чувствовать себя здоровым. А лет в 45–50 выясняется, что на протяжении многих лет повышенное артериальное давление губило его сосуды, сердце и другие органы.
Гипертония опасна не сама по себе, а тем, что она становится спутником других коварных сердечно-сосудистых заболеваний – ишемической болезни сердца, атеросклероза, которые при ней развиваются гораздо быстрее. На конечной стадии их совместной «деятельности» холестериновые бляшки забивают просветы сосудов, и однажды при очередном скачке давления оторвавшийся тромб запускает фатальный процесс – инфаркт или инсульт.
Именно по степени влияния гипертонии на сердце и другие органы врачи определяют, на какой стадии находится заболевание. При первой стадии никаких сопутствующих изменений ещё нет, на второй – в сердце появляются начальные признаки гипертрофии, минимальные изменения в почках и на глазном дне (склероз сосудов сетчатки), к третьей – человек приходит с уже перенесённым инфарктом или инсультом, хронической сердечной или почечной недостаточностью, серьёзными проблемами со зрением.
У любого из нас на протяжении жизни неоднократно повышается артериальное давление, иногда до очень высоких цифр, например в стрессовых ситуациях. Но если обнаруживается, что его уровень превышен как минимум при трёх измерениях в течение месяца (а всё, что выше 140 на 90, – это уже повышенное давление), врач ставит диагноз «артериальная гипертония».
У работников локомотивных бригад повышенное артериальное давление наблюдается чаще, чем у людей других профессий. Сказывается продолжительное эмоциональное напряжение в сочетании с частыми стрессовыми ситуациями, а также шум, недостаточная физическая активность, ночные смены и многое другое.
Повышение артериального давления часто отмечается после выходных, если на отдыхе работники злоупотребляли алкоголем.
Препаратов, которые гарантированно снижают артериальное давление, создано много. Достаточно приёма одной таблетки всего лишь раз в сутки (делать это рекомендуется утром), и в течение дня поддерживается его нормальный уровень.
По всем нашим приказам людей с гипертонией первой и второй стадий не отстраняют от профессии, хотя и временно не допускают в рейсы, если давление выше нормального. Большинство железнодорожников на своём опыте убедились в том, что лечиться от этого заболевания необходимо.
В больницах и поликлиниках РЖД работают школы для гипертоников. В качестве примера могу привести Куйбышевскую дорогу, где создан Центр артериальной гипертонии.
Артём Шашков,
начальник сектора
медицинского обеспечения безопасности движения поездов департамента здравоохранения ОАО «РЖД»
Справка «Гудка»
- На первой стадии болезни, чтобы нормализовать давление, бывает достаточно изменить образ жизни – начать заниматься спортом, отказаться от курения, переедания, не злоупотреблять алкоголем. Когда все эти возможности исчерпаны, а болезнь прогрессирует, человеку прописывают лекарства, принимать которые он должен постоянно. Некоторые люди при снижении давления до нормального уровня поначалу чувствуют себя намного хуже – у них появляется головокружение, шум в ушах. В течение двух-трёх недель неприятные ощущения исчезают, организм перестраивается на нормальный уровень давления.
Препараты для гипертоников подбираются индивидуально. Некоторые из них нельзя принимать людям, работающим на железной дороге. К сожалению, об этом знают не все врачи муниципальных поликлиник, к которым порой обращаются члены локомотивных бригад, чтобы не «засветиться» перед отраслевыми медиками. Вот и получается, что машинист перед медосмотром кладёт таблетку под язык, давление сильно падает, его допускают в рейс, а дальше человек долго работает словно во сне. В результате невнимания к своему здоровью и несвоевременного лечения у 6–10% людей этой профессии болезнь достигает третьей стадии.
Источник