Федеральная программа профилактика и лечение артериальной гипертонии
23
июля 2001 год. Правительством РФ утверждена
Федеральная целевая программа
«Профилактика и лечение артериальной
гипертонии в Российской Федерации».
Программа является отражением
приоритетного направления здравоохранения,
в которой профилактика и лечение
артериальной гипертонии рассматривается
как меры, направленные на снижение
сердечно- сосудистой заболеваемости.
Заказчиком Программы является Министерство
здравоохранения России.
Программа
должна стать для субъектов Российской
Федерации ориентиром и методическим
руководством при разработке территориальных
программ.
Целью программы
является комплексное решение проблем
профилактики, диагностики, лечения АГ,
реабилитации больных с её осложнениями.
Программа рассчитана на период с 2002 по
2008 год.
В первом разделе
Программы для решения задач первичной
профилактики и пропаганды здорового
образа жизни предусмотрено:
создание постоянно
действующей информационно-пропагандисткой
системы с широким использованием всех
средств массовой информации (видеоклипы,
плакаты, специальные передачи и др.);
будут использованы такие формы работы,
как клубы, программы здоровья, школы
для больных АГ и др.;организация и
проведение массовых мероприятий по
выявлению на ранних стадиях АГ у
населения (измерение АД в учебных
заведениях, в общественных местах и
т.д.);создание методической
литературы;создание и
обеспечение функционирования системы
учета больных АГ.
Создание
системы динамического контроля за
эпидемиологической ситуацией по АГ
даёт возможность проводить анализ,
прогнозирование ситуаций, разработку
профилактических мероприятий и оценку
эффективности Программы.
Важный раздел
программы — укрепление материально-технической
базы учреждений, оказывающих медицинскую
помощь по профилактике, диагностике,
лечению и реабилитации больных АГ,
оснащение их современным медицинским
оборудованием и аппаратурой.
Предусматривается
проведение научных исследований по
следующим направлением:
методы диагностики
на ранней стадии АГ;немедикаментозное
и медикаментозное виды лечения,
направленные на предупреждение
прогрессирования АГ;совершенствование
методов контроля и самоконтроля при
лечении АГ;методы профилактики
острых и хронических форм нарушения
мозгового кровообращения при АГ;система
реабилитационной помощи больным,
перенёсшим инсульт, индивидуальные
программы реабилитации больных;технология
производства продуктов питания для
профилактики и лечения ССЗ;современные
способы и методы оценки эффективности
мероприятий по борьбе с АГ.
Большое внимание
уделяется повышению квалификации
медицинских работников в области
кардиологии.
Если
при выполнении программы финансирование
будет осуществляться во всей полноте,
как на уровне центральных органов, так
и регионов, при активной деятельности
всех медицинских работников, которые
участвуют в её реализации, то можно
ожидать существенное снижение затрат
на лечение, уменьшение количества
инвалидов, количество осложнений, выплат
по временной нетрудоспособности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В России при общей тенденции к прогрессивному повышению смертности от всех причин, так
и от сердечно-сосудистых
заболеваний в период от 1965 до 2000 года наблюдались колебания: снижение смертности после 1985 года – в период антиалкогольной компании, нарастание смертности после 1991 года – в период интенсивных реформ и после дефолта 1998 года.
объяснения этих колебаний нет. Однако ученые предполагают, что имеют значение
психолого-социальный
стресс, повышенное потребление алкоголя, курение, артериальная гипертония, высокий уровень холестерина крови. Не редкость, когда от инфаркта миокарда умирают люди до сорока лет.
О том, возможно ли изменить эту страшную тенденцию мы беседуем с директором ГНЦПМ РФ академиком РАМН Рафаэлем Гегамовичем Огановым.
Рафаэль Гегамович, существует ли, на ваш взгляд, возможность реального улучшения в области профилактики сердечно-сосудистых заболеваний?
Реально существует одна очень важная, на мой взгляд, государственная программа – это программа по профилактике и лечению артериальной гипертонии, так как распространенность этого заболевания среди взрослого населения составляет сейчас 40%. А в пересчете на абсолютные цифры – 42.000.000 человек имеет повышенный уровень артериального давления. Гипертоническая болезнь является основным фактором развития инсультов, инфаркта миокарда, почечной недостаточности в ряде случаев. Те мероприятия, которые намечены в государственной программе, а это и меры по раннему выявлению артериальной гипертензии, и по продолжительному лечению и по просвещению населения в плане того, как предупредить развитие гипертонической болезни, и обучение пациентов с уже имеющейся гипертонией, как себя вести – имеют очень важное значение. Программа эта финансируется, что сулит некоторое улучшение материальной базы учреждений здравоохранения. Предполагается, что эта программа приведет к лучшему выявлению гипертонической болезни, ее профилактике и лечению. Программа федеральная, в регионах под нее создают свои, местные программы. Ведь финансирование будет двойное – и со стороны федеральных органов и со стороны регионов. Большинство из них дали согласие на то, что они разработают свою программу, законодательно ее утвердят и будут финансировать. По идее, все это должно дойти до каждого врача и, конечно же, до населения.
С какого возраста, по вашему мнению, человек должен заниматься мониторингом показателей артериального давления?
Здесь большую роль играет наследственность. Если в семье есть родители, которые страдают или страдали артериальной гипертонией, перенесли в раннем возрасте инфаркт или инсульт, то надо уже с подросткового возраста следить за показателями артериального давления. Очень важно не упустить формирование привычек, образа жизни. Очень важно не упустить формирование привычек, образа жизни, которые как раз и формируются в этом возрасте, поэтому если есть у этого подростка генетическая предрасположенность к артериальной гипертензии, то лучше его сориентировать на тот образ жизни, который затруднит реализацию этой предрасположенности. И чем раньше будут ставиться эти вопросы, тем лучше. Не мешает и в детском возрасте померить несколько раз артериальное давление.
Недавно прошел очередной конгресс «Человек и лекарство», в котором вы активно участвовали. Что нового в лекарственном обеспечении этой проблемы?
Продолжается победное шествие статинов, препаратов, снижающих уровень холестерина. Их эффективность не вызывает сомнений. Доказано, что если человек страдает
какими-нибудь
проявлениями атеросклероза, ему нужно назначать статины независимо от уровня холестерина, длительно, потому что они снижают риск возникновения и инфаркта и инсульта. Появились данные, которые говорят о том, что целесообразно при лечении артериальной гипертонии одновременно назначать статины, так как у гипертоников часто повышен уровень холестерина и таким пациентам назначение только гипотензивных средств явно недостаточно. Получается двойное действие, – если назначение только гипотензивных препаратов приводит к снижению риска возникновения инсульта, то одновременное назначение статинов снижает и риск развития инфаркта миокарда, что очень важно, ибо эпидемиологические исследования показывают четкую связь между гипертонической болезнью и развитием острых заболеваний сердца.
Еще один момент я хотел бы отметить. Появились работы, которые показывают, что очень важно контролировать уровень артериального давления, причем даже не важно, какими именно препаратами. Оказалось, что все основные группы препаратов: мочегонные, ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента,
бета-блокаторы
и антагонисты кальция действуют приблизительно одинаково по эффективности.
Мочегонные мы применяем давно и интерес к ним начал угасать, в связи с тем, что появились новые препараты, активно продвигаемые фирмами. А последние исследования показали, что мочегонные, которые традиционно используются, ничем не хуже, а в некоторых случаях и лучше новомодных препаратов, а, главное, они гораздо дешевле их.
Много ли появляется наших отечественных препаратов, связанных с лечение
сердечно-сосудистой
патологии?
Я бы сказал, что чисто наших отечественных препаратов нет. Появилось довольно много дженериков. Сейчас вообще эпоха дженериков, их производят не только наши, но и многие зарубежные фирмы. И здесь два очень важных момента. Они,
во-первых,
дешевле, а,
во-вторых,
должны практически не отличаться по своей эффективности от оригинальных препаратов, потому что хоть субстанция одна и та же, но технология производства таблетки, наполнители, которые используются, могут существенно влиять на эффективность. Все это надо проверять. Дело наше, медиков, отслеживать эти препараты и убеждаться в степени их эффективности.
Источник
Комментарии
Опубликовано в журнале:
Экономика здравоохранения »» N11-12 2001 Трифонов С.В.
Актуальность задач здравоохранения определяется, в первую очередь, их социальной значимостью: необходимостью защиты отдельных групп населения от социально опасных заболеваний, включая артериальную гипертонию и ее осложнения.
В Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием.
Результаты выборочного обследования населения показали, что общее количество больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше достигает в России более 41,6 млн человек, хотя, по данным официальной статистики, в 2000 году в стране зарегистрировано всего 7,2 млн таких больных, из них 4,6 млн больных имеют осложнения в виде тяжелых болезней сердца и сосудов головного мозга.
В структуре причин общей смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 56 процентов. Из них на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней — основных осложнений артериальной гипертонии — приходится соответственно 46,9 и 37,9 процента.
Несмотря на принимаемые меры, в организации кардиологической помощи населению остается много нерешенных проблем.
Ситуация, связанная с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.
Ежегодно экономический ущерб, обусловленный временной или стойкой утратой трудоспособности, преждевременной смертностью по причинам артериальной гипертонии и ее осложнений, а также затраты, связанные с лечением и реабилитацией указанной категории больных, превышают 30 млрд руб. и постоянно возрастают.
Поскольку проблема борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода, решить ее можно только путем целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, ведомственных служб здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций.
Решение этих организационных задач имеет государственный характер и должно осуществляться в рамках программных мероприятий, для нормативно-правового обеспечения которых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. №540 принята федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации».
Данная Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. №1776-р.
Профилактическая направленность программы, ее принципиальная новизна в части проведения системных мероприятий увязываются с целями, задачами и основными принципами концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.
Программа рассчитана на 2002-2008 годы и будет реализовываться в два этапа.
Основными целями программы являются комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями, снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда).
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
— расширение деятельности по предупреждению артериальной гипертонии, повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и больных с ее осложнениями;
— создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и системы учета больных артериальной гипертонией;
— совершенствование подготовки медицинских кадров (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и кардиологов в области кардиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
— укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб и клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля;
— проведение научно-исследовательских работ по созданию новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями;
— разработка продуктов питания и оптимальных рационов питания для профилактических и лечебных целей, а также высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств.
В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной решением Правительства от 10 июля 2001 г. №910-р отмечена основная цель государственной политики в области реформирования здравоохранения до 2004 года «как улучшение состояния здоровья населения на основе доступности медицинской помощи путем правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребности населения, … а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане … Повышению эффективности использования государственных финансовых ресурсов будет способствовать … реализации федеральных целевых программ, направленных на борьбу с такими заболеваниями, как … артериальная гипертония».
В связи с этим особенно актуальной становится проблема полноценного ресурсного (финансового, материально-технического, кадрового) обеспечения программы, от решения которой зависит готовность учреждений здравоохранения к проведению мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии в Российской Федерации.
Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетом субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников (таблица 1).
Таблица 1. Объемы и источники финансирования федеральной целевой программы «Профилактика и лечение аотеоиальной гипеотонии в Российской Федерации».
Объём финансирования | ||||||||
2002-2008 годы всего | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |
Всего | 3580,42 | 558,39 | 598,39 | 604,19 | 551,33 | 462,45 | 462,74 | 342,93 |
в том числе федеральный бюджет | 372,1 | 60,15 | 71,95 | 65,95 | 45,75 | 42,9 | 42,8 | 42,6 |
бюджеты субъектов Российской Федерации | 2803,23 | 435,24 | 463,94 | 475,74 | 451,78 | 365,75 | 366,14 | 244,64 |
Внебюджетные источники | 405,09 | 63 | 62,5 | 62,5 | 53,8 | 53,8 | 53,8 | 55,69 |
Общий объем финансирования программы составляет 3580,42 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 372,1 млн рублей (10,4 процента), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 2803,23 млн. рублей (78,3 процента) и за счет средств внебюджетных источников — 405,09 млн рублей (11,3 процента).
Объем финансирования на 2002 год составляет 558,39 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -60,15 млн рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 435,24 млн рублей и за счет средств внебюджетных источников — 63 млн рублей.
В общих расходах за счет средств федерального бюджета расходы на приобретение дорогостоящего оборудования длительного пользования для оснащения амбулаторно-поликли-нических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 221,2 млн рублей (59,5 процента).
Кроме того, в программе предусматриваются:
— создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью осуществления первичной профилактики артериальной гипертонии — 60 млн рублей;
— подготовка и издание новых методических разработок, справочных и информационных материалов по профилактике, диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и лечению больных артериальной гипертонией — 4 млн. рублей;
— создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией — 28 млн рублей;
— разработка и внедрение системы учета больных артериальной гипертонией и больных с ее осложнениями — 27,8 млн рублей; — обеспечение клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля современными гипотензивными лекарственными средствами — 16,1 млн рублей;
— разработка и внедрение в медицинскую практику унифицированных методов диагностики и лечения больных артериальной гипертонией — 2,3 млн рублей;
— участие в международном сотрудничестве со странами-участниками Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, реализующими национальные программы по борьбе с артериальной гипертонией — 8,4 млн рублей.
Необходимо подчеркнуть, что проблема предупреждения и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений среди населения Российской Федерации имеют огромную народнохозяйственную и социальную значимость.
Как считают эксперты, проведение широкомасштабных мероприятий по профилактике артериальной гипертонии, повышению качества ее диагностики и лечения позволит:
— сократить сроки восстановления утраченного здоровья за счет внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных; снизить:
— заболеваемость населения цереброваскулярными болезнями -на 16-18 процентов и ишемической болезнью сердца на 13-15 процентов;
инвалидность в результате инсультов и инфарктов миокарда — на 10-12 процентов;
смертность от сердечно-сосудистых заболеваний — на 15 процентов, от инсультов — на 14-16, от инфарктов миокарда — на 10-12 процентов;
— укрепить кадровый потенциал и материально-техническую базу первичного звена здравоохранения, учреждений терапевтической и кардиологической службы;
— обеспечить современный уровень качества кардиологической помощи населению;
— усилить профилактическую деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений;
— сократить расходы на стационарное лечение и реабилитацию больных в результате перенесения основной деятельности по оказанию медицинской помощи больным артериальной гипертонией и больным с ее осложнениями на уровень первичной медико-санитарной помощи;
— увеличить период активной трудоспособности граждан.
Учитывая это, актуальность данной Программы не вызывает сомнений. Игнорирование или недооценка важности реализации мер по профилактике и лечению артериальной гипертонии в Российской Федерации, пусть даже со ссылкой на сложности современной политической и экономической ситуации в России, недопустимы.
В противном случае прогнозируемые размеры ущерба могут намного превысить запланированные ресурсы на выполнение Программы, которые и без того представляются весьма скромными. Таким образом борьба с артериальной гипертонией является проблемой, эффективно решить которую можно только на государственном уровне.
This article includes examinations of such actual medical problem as arterial hypertensy. The author presents the perspective of financing such program and analyses the main problems of its resources provision. Mr. Trifonov formulates the main aims how to realize these programs and the way how to solve them.
Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Источник