Артериальное давление у детей на ноге

Вчера мы говорили о давлении у детей, и дошли до вопроса о норме давления в различном возрасте. Однако, как измерять давление ребенку, особенно если он маленький и необходимо точное его определение для решения вопросов о здоровье? Продолжим обсуждение вопросов, касающихся изменений давления среди детей.

Как измеряют давление детям?
Есть инвазивный, но очень точный метод измерения давления, и неинвазиные, но менее точные способы определения. У детей первый метод применяют крайне редко, только в условиях клиники и при обстоятельствах, когда необходима точнейшая диагностика и при операциях на открытом сердце или на сосудах. Его суть заключается во введении иглы с манометром на конце в полость сосуда и измерение давления крови в нем непосредственно изнутри. Чтобы определить давление в привычных условиях, в том числе и в условиях дома или поликлиники, используются специальные виды тонометров и методика Короткова.

Если измеряется давление ребенку по методу Короткова, на его правильность будет влиять множество как внешних, так и внутренних факторов. Особенно будет влиять на точность измерений ширина и длина самой манжеты, которая накладывается на руку ребенка. поэтому врач, который проводит измерение давления у детей должен иметь в своем арсенале целый набор из специальных манжет — это отдельно манжетки для грудничков, для детей дошкольного возраста и школьников. Ориентиром при подборе манжетки должен служить еще и такой показатель – она должна прикрывать более половины плеча и при этом позволяет обернуть плечо целиком по всей окружности.

Важно также знать о том, что при выявлении многих патологий, а также для обследования здоровых детей необходимо измерять давление не только на руках, но и на ногах. Многие доктора пренебрегают этим правилом, хотя для диагностики измерение давления на ногах очень важный и показательный симптом. Дополнительно к обычной методике измерения артериального давления также могут быть назначены еще и суточное мониторирование давления, это обычно проводят в стационаре при помощи особых приборов. Ребенку фиксируют на теле датчики, на поясе прикрепляют записывающий монитор, и фиксируют давление на протяжении суток.

Через сутки проводится анализ полученных данных. Прибор самостоятельно измеряет давление днем один раз в 15 минут, а по ночам — раз в 30 минут. Для повседневной работы врачей применяют данные «случайного» либо «условно случайного» уровня артериального давления. С той целью, чтобы измерить данные «условно случайного» давления, необходимо, чтобы ребенку был обеспечен предварительно вполне покойный режим и отдых на протяжении примерно 15 минут до того, как будет проводиться измерение. На протяжении получаса до измерения запрещено принимать любые возбуждающие напитки – кока-колу, кофе и чай. А подросткам нужно сказать, что также нельзя курить перед измерением.

По правилам, артериальное давление у детей необходимо измерять только в спокойных и комфортных для них условиях, в положении сидя и после пятиминутного отдыха. Важно, чтобы локтевая ямка была расположена на уровне сердца и измерения проводят не менее двух раз за каждый из визитов к доктору. Повторное измерение давления стоит проводить не раньше, чем через две-три минуты. Если же повторные величины давления отличаются от предыдущих измерений более чем на 5 мм.рт.ст, стоит также проводить дополнительные измерения. Уровень артериального давления измеряют на обеих руках и учитывают за истинное то, что будет большим.

При дальнейших измерениях у маленького пациента измерения проводят на той руке, где давление было большим. Также артериальное давление измеряют и в области бедренной артерии при наличии первичного осмотра или при тех случаях, если цифры артериального давления на руках были повышенными. Измерение давления в области нижних конечностей проводят путем наложения манжеты на нижнюю треть бедра, с размещением фонендоскопа в области подколенной ямки. Ребенок при измерении должен лежать на животе. Уровни артериального давления в области нижних конечностей в норме должны быть выше примерно на 20-30 мм.рт.ст, чем данные, полученные при измерении на плечевых артериях.

Какие отклонения возможны при измерениях?
Важно при измерениях помнить об эмоциональной лабильности пациентов и о том, что у них уровень артериального давления может во многом зависеть от внешних факторов. Поэтому, всегда важно исключать «болезнь белого халата» и фактор волнения, и делать на него поправки. Измерения должны быть точными, и истинно показывать изменения артериального давления, вне зависимости от внешних факторов. Это требует от врача опыта и подхода к малышам и детям постарше. Если же измерения проведены неоднократно, и данные по ним показывают определенные закономерности, в покое уровень давления у ребенка отклоняется от нормы, необходимо определиться – какие могут быть истинные нарушения в давлении детей. Итак, давление у детей может быть пониженным или повышенным, либо есть варианты постоянного его колебания, скачков то верх, то вниз. Все эти ситуации требуют от врача особого внимания, так как могут указать как на функциональные отклонения в здоровье (когда нарушена регуляция тонуса сосудов), так и на органические нарушения в строении сердца или сосудов.

Читайте также:  Артериальное давление большая разница на правой и левой руке

Какие могут быть нарушения в уровне давления у детей.
Прежде всего, давление у детей может быть повышенным. Это состояние называют артериальной гипертензией – временное повышение уровня артериального давления. Оно происходит в результате спазма сосудов, повышения тонуса данных сосудов или же увеличением объема крови, которая выделяется из полостей сердца при каждом из сокращений. Также в развитии артериальной гипертензии возможно и сочетании сразу нескольких из этих факторов. Состояние артериальной гипертензии может формироваться у здоровых детей при повышенных физических нагрузках или эмоциональных перенапряжениях – это называют нестойким или лабильным повышением артериального давления.

Состояние артериальной гипертонии — данный термин также обозначает повышенное давление, но при этом оно будет более или менее длительным по времени, и обусловлено оно повышением тонуса мелких артерий и одновременным усилением работы сердечной мышцы. То есть это уже стабильно повышенное на протяжении длительного срока давление. Обычно артериальная гипертония – это первичное, эссенциальное состояние, формирующееся как самостоятельная патология – гипертоничекая болезнь. Исходя из анализа разнообразных причин, которые могут приводить к артериальным гипертониям, можно выделить три формы патологии, которые приводят к достаточно стойким повышениям давления у детей. К ним можно отнести состояние вегето-сосудистой дистонии (или НЦД, нейро-циркуляторной дистонии), состояние гипертонической болезни, а также формирование вторичных или симптоматических гипертензий. Обычно вторичные гипертензии формируются при патологиях со стороны почек, при органическом поражении центральной нервной системы и мозга, при пороках сердца или эндокринных заболеваниях.

Другим вариантом изменений давления у детей будет состояние артериальной гипотонии – пониженного давления. В этой группе также можно выделить как первичную, эссенциальную гипотоническую болезнь, так колебания давления на фоне влияния на ребенка разнообразных внешних и внутренних факторов. Как повышенное, так и пониженное давление у детей причиняет им неприятности, нарушает качество жизни и может привести к серьезным осложнениям. Подробнее о каждом типе отклонений будет говорить отдельно.

Еще статьи на тему «Физиологическое взросление»:

Из девочки в девушку — как это происходит?

Из девочки в девушку — некоторые особенности взросления.

Из девочки в женщину — менструации.

Профилактические осмотры у детей — что и когда?

Ожирение у детей. Суть проблемы

Рост ребенка и возникающие проблемы.

Борьба с болями роста у детей.

Плач ребенка — проблемы в здоровье

Здоровье и развитие девочек. Малышки

Из девочки в девушку, начало периода

Девушки — период взросления. Особенности

Физиологический насморк у младенцев

Гормональные проблемы подростков.

Избыток веса и растяжки у подростков.

Борьба растяжками у подростков и немного психологии.

Прорезывание постоянных зубов. Сроки и проблемы

Особенности давления у детей.

Плюсы и минусы отбеливания зубов.

Когда ребенок начинает держать головку?

Если малыш плохо держит голову?

Формирование речи младенца

Как развивается речь крохи в первые месяцы

Помесячное формирование навыков речи

Навыки переворотов у детей

Почему дети не хотят переворачиваться?

Развитие ребенка до года. Первый месяц — что нужно родителям?

Что требуется ребенку в первый месяц жизни. Занятия, формирование навыков.

Развитие ребенка до года. Два-три месяца, осваиваем новые игры

Развитие детей 4-6 месяцев. Советы врача.

Развитие детей в период 6 месяца. Прикормы, занятия, аллергия.

Развитие детей в полгода, какие игры нужны?

Развитие детей в 7 месяцев, чем заниматься, во что играть?

Второе полугодие: купания, питание, игры.

Продолжаем развиваться шаг за шагом: 8-9 месяцев

Возраст 9-10 месяцев: новый этап

Занятия и игры, развитие в 10-12 месяцев

Почти годик: занятия, запреты, игры

Завершение первого года, подводим итоги

Девочка растет: половое созревание

Начало прорезывания зубов: какие симптомы могут быть

Прорезывание молочных и постоянных зубов

Проблемы в прорезывании зубов у детей

Прорезывание зубов у малышей

Что влияет на сроки прорезывания зубов у малышей?

Смена зубов у детей: постоянный прикус

Профилактические осмотры детей

Особенности сроков профосмотров у детей

Прорезывание зубов у детей: что важно?

Зрение ребенка: как оно формируется?

Развитие слуха ребенка: что важно знать?

Когда малыш осваивает навыки и как ему в этом помочь?

Адаптация к детскому садику

Какие компьютерные игры выбрать ребёнку?

Витамин Д для детей: зачем нужен?

Зрение у детей: почему возникают проблемы?

Особенности травм зубов у детей

Как лечить сколиоз у детей?

Как ребенка научить плавать?

Как развивается навык сидения?

Учимся стоять и ходить

Как успокоить плачущего малыша?

Когда начинать изучение иностранных языков с ребенком?

Особенности прорезывания зубов у малышей

Роднички у детей: норма и патологии

Первые менструации: как поговорить с ребенком

Распорядок дня ребенка

Сауна, зачем ее посещать?

Как уменьшить проявления климакса?

Читайте также:  Причина разницы артериального давления на правой и левой руке

Источник

Подробно об измерении давления и его нормах у детей.

Содержание:

  • Как появляется давление
  • Какое давление должно быть у детей
  • Как же измеряют давление?
  • Какие возможны нарушения?

В последнее время участились случаи формирования повышенного давления у детей. Причем речь идет не о подростках 15-17 лет, наличию гипертензии у которых врачи уже не удивляются, а о детишках младшего школьного и иногда даже дошкольного возраста. В связи с недостатком у родителей информации о проблемах давления, мы попробуем немного прояснить: что же такое артериальное давление и откуда возникает у наших детей гипертензия?

К содержанию

Как появляется давление

Кровообращение осуществляется по замкнутой системе сосудов — по артериям кровь течет к органам, а по венам — к сердцу. Само сердце выступает в роли насоса — оно собирает кровь от организма и порциями под определенным напором проталкивает в аорту, и от нее по артериям к органам и тканям, осуществляя, таким образом, питание всего организма.

Чтобы обеспечить равномерное течение крови, сами сосуды имеют особое строение, которое гасит толчки и выравнивает порционный выброс крови. Особенно интенсивно это делает аорта — самый крупный и прочный сосуд организма. В ней давление крови максимально. С током крови по все более мелким сосудам давление крови в них становится все меньше за счет разветвления сосудов на все более мелкие и за счет того, что общая площадь сосудов увеличивается и усилий по проталкиванию крови по ним нужно меньше. Артериальное давление — это особый тонус, поддерживаемый мышечной частью сосудов, позволяющий крови течь с определенной скоростью к тканям от сердца.

Как понятно из вышесказанного, тонус сосудов можно регулировать. То есть мышцы в стенке сосудов могут сжиматься — тогда давление будет выше — или расслабляться: тогда давление станет ниже. Аналогия тут простая — представьте сосуд в виде резинового шланга. Он может быть с толстыми упругими резиновыми стенками, тогда поток воды внутри будет течь более сильно. А если стенки сделать из латекса, они сильно растянутся, и напор воды внутри станет слабее.

Кроме того, давление может зависеть и от того, с какой силой сердце выбрасывает порции крови. Вспомним опять же про шланг: если мы откроем вентиль крана сильно — тогда и поток воды внутри шланга будет большим и давление высоким. А если открыть вентиль совсем немного — тогда и ток жидкости и давление ее будут очень низкими. Мы на некоторое время сможем даже пережать шланг, совсем перекрыв поток, пока не накопится достаточно объема воды, чтобы преодолеть силу сжатия рукой. Примерно так же сердцем регулируется давление крови внутри сосудов. Если сердце работает с усилиями, резко сокращаясь — давление выше и порции крови больше. Если сердце в покое, ток крови в сосудах спокойнее и порции меньше.

К содержанию

Какое давление должно быть у детей

Артериальное давление у детей обычно ниже, чем у взрослых — из-за того, что сосуды у детей более эластичны. Причем чем младше ребенок, тем закономерно ниже его артериальное давление. Артериальное давление принято выражать двумя цифрами. Так называемое верхнее, или систолическое — это наивысшее давление потока крови на стенки сосудов, которое происходит во время сокращения (систолы) сердца. Вторая цифра — нижнее, или диастолическое, это минимальное давление крови на стенки сосудов, когда происходит расслабление (диастола) сердца. Разница между верхним и нижним значением называется пульсовым давлением и имеет также большое значение в диагностике сердечных и сосудистых заболеваний.

У новорожденного ребенка систолическое давлении невелико — примерно 70-90 мм.рт.ст, но за первые 2 года жизни давление достаточно выраженно увеличивается. Затем в дошкольном возрасте, с 3 до 6-7 лет, динамика его увеличения несколько снижается. Второй достаточно выраженный скачок в нарастании темпов АД наблюдается в период полового созревания. Кроме того, на первый план выходят гормонально-зависимые факторы и половые различия — у девочек возраста 12-14 лет давление выше, чем у мальчиков, а вот после 16 лет мальчики опережают девочек по величине давления, и оно у них становится немного выше, чем у девочек. Пульсовое давление у ребенка в нормальном состоянии обычно составляет 30-50 мм.рт.ст.

Читайте также:  Резкого падения артериального давления

На величину артериального давления оказывает влияние целый ряд различных внешних и внутренних факторов — это положительные и отрицательные эмоции, боль, температура окружающей среды, погода, атмосферное давление. Даже прием пищи, физические нагрузки и сон влияют на величину давления, давая достаточно значительные колебания.

Кроме того, закономерны и суточные колебания давления. Максимальное давление отмечается в дневные и вечерние часы, затем оно плавно снижается примерно к 23-24 часам, достигает своего минимума в период с 1 ночи до 5 часов утра, а затем повышается в интервал с 6 до 8 утра и переходит на стабильный дневной норматив.

В связи с тем, что у детей имеются возрастные и физиологические колебания, докторам очень сложно точно определить границы нормы для давления. Поэтому были проведены глобальные исследования артериального давления у детей и подростков, чтобы установить границы нормы и патологии. Для детей разработаны даже специальные таблицы, определяющие уровень артериального давления, но они обычно используются педиатрами и кардиологами и достаточно сложны для восприятия.

По рекомендации Российского национального конгресса кардиологов 2003 года, у детей от 10 до 16 лет нормальным принято считать давление до 120 мм.рт.ст систолическое и до 70 мм.рт.ст. диастолическое. Для малышей от года ориентировочно уровень артериального давления можно подсчитать по специальной формуле:

90 + 2N (систолическое);
60 + N (диастолическое),

где N — возраст в годах.

К содержанию

Как же измеряют давление?

Существуют травматичный, то есть инвазивный, метод измерения давления — он самый точный. Но у детей его применяют крайне редко — только в очень сложных случаях и во время операций на сердце и сосудах. Суть его в ведении иглы с манометром в сосуд и измерении давления крови напрямую.

Для обычного определения давления, в том числе и в домашних условиях используют специальные тонометры и метод Короткова. Когда измеряют давление по методу Короткова, на правильность измерений влияет множество факторов, в том числе ширина и длина манжетки, одеваемой на руку. Поэтому у врача для измерения давления у детей должен быть набор специальных манжеток: для грудничков, для дошкольников и для школьников. Ориентируются в выборе манжетки еще и на следующие показатели — она должна покрывать не менее чем половину плеча и позволять обернуть его целиком.

Кроме того, нужно знать, что при многих заболеваниях и даже у здоровых детей давление нужно измерять и на руках, и на ногах. Многие доктора почему-то забывают об этом, хотя диагностически изменение давления на ногах — очень показательный симптом.

В дополнение к обычному измерению АД можно проводить и суточное мониторирование давления — обычно это делается в стационаре. Малышу крепят датчики, на пояс помещают записывающий монитор, а через сутки проводят анализ данных. Аппарат сам меряет давление днем раз в 15 минут, ночью раз в полчаса.

В повседневной практике обследования детей исследуют либо «случайное», либо «условно случайное» артериальное давление (АД). Для того чтобы измерить «условно случайное» АД, необходимо обеспечить предварительный спокойный отдых ребенка не менее, чем в течение 15 минут до начала измерения. В течение 30 минут до измерения АД дети не должны принимать кофеин-содержащие продукты и курить (что очень актуально для детей подросткового возраста).

Артериальное давление у детей следует измерять:

  • в комфортных условиях;
  • после 3-5-минутного отдыха;
  • в положении сидя;
  • при расположении локтевой ямки на уровне сердца;
  • не менее 2 раз при каждом визите к врачу.

Повторные измерения АД следует проводить не ранее, чем через две минуты, а если повторные величины АД отличаются от предыдущих значений более чем на 5 мм рт.ст., следует провести дополнительные измерения. Артериальное давление измеряют на обеих руках и учитывают большее. В дальнейшем АД у пациента измеряют на руке с большим давлением. Артериальное давление измеряют на бедренной артерии при первичном осмотре и в случае выявления повышенного АД на плече.

Измерение АД на нижних конечностях проводят наложением манжеты на нижнюю часть бедра, размещением фонендоскопа в подколенную ямку при положении ребенка лежа на животе. Цифры АД на нижних конечностях в норме выше на 20-30 мм.рт.ст, чем цифры на плечевой артерии.

К содержанию

Какие возможны нарушения?

Артериальная гипертензия — это временное повышение артериального давления, которое вызывается спазмом сосудов, их повышенным тонусом или же увеличением порции крови, выделяемой из сердца за одно сокращение. Возможно и одновременное увеличение этих двух параметров. Артериальная гипертензия может наблюдаться у здоровых детей при физической нагрузке и эмоциональном напряжении — так называемое нестойкое (лабильное) повышение АД.

Артериальная гипертония — этот термин используют для обозначения более или менее длительного повышения артериального давления, обусловленного повышением тонуса мелких артерий и усилением работы сердца, это уже стабильно повышенное давление на протяжении длительного времени.

С учетом различных причин, которые могут вызвать артериальную гипертонию, можно выделить три формы заболеваний, сопровождающихся повышением артериального давления:

  1. вегетососудистая дистония (ВСД);
  2. гипертоническая болезнь;
  3. вторичные (симптоматические) гипертонии, возникающие при заболеваниях почек, эндокринной патологии, органических поражениях ЦНС, пороках сердца.

К четвертой группе заболеваний, связанных с давлением, относятся артериальные гипотонии.

Подробнее — в следующей статье.

Парецкая Алена
врач-педиатр, член Ассоциации консультантов
по естественному вскармливанию, член ассоциации МАКМАХ,
специалист по питанию детей раннего возраста,
руководитель проекта «Детский доктор»

Источник