Артериальное давление крови движение крови по сосудам 8 класс
Очень важным показателем состояния организма человека является давление крови.
Кровяное давление создаётся силой сокращения желудочков сердца и сопротивлением стенки сосуда.
В разных сосудах оно неодинаково. Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам из области большего давления в область меньшего.
Наиболее высоко давление крови в аорте ((120) мм рт. ст.). По мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах. В крупных венах грудной полости давление практически равно атмосферному. Давление крови в капиллярах снижается до (15) мм рт. ст.
Если давление крови резко снижается (например, при больших потерях крови), то ткани (прежде всего мозг) перестают получать достаточное количество кислорода и питательных веществ. Человек становится вялым, сонливым, ему трудно усваивать новую информацию и вспоминать ранее изученный материал. При значительном снижении давления крови происходит потеря сознания, и, если не принять мер для поднятия давления, человек может погибнуть.
В том случае, когда давление в кровеносных сосудах сильно повышается и они не выдерживают большую нагрузку, возникает угроза разрушения капилляров — кровоизлияние.
Кровяное давление обычно измеряют в плечевой артерии с помощью манометра.
У здоровых людей в состоянии покоя в среднем давление равно (120) мм рт. ст. в момент сокращения сердца (максимальное давление), а в момент расслабления — (70)–(80) мм рт. ст. при расслабленном сердце (минимальное давление).
Стойкое повышение артериального давления у человека называют гипертонией.
Стойкое понижение артериального давления у человека называют гипотонией.
Скорость тока крови — важный показатель кровообращения.
По различным участкам кровеносного русла кровь течёт с разной скоростью, которая зависит от сопротивления, оказываемого стенками сосудов, и от суммарной площади поперечного сечения всех сосудов.
В аорте скорость тока крови наибольшая — примерно (0,5) м/с.
Суммарный просвет всех капилляров примерно в (1000) раз больше просвета аорты, поэтому кровь течёт в них намного медленнее — примерно (0,5)–(1,2) мм/с.
Медленное течение крови по капиллярам способствует обмену веществ и газов между тканями и кровью: питательные вещества успевают проникнуть в клетки, а продукты их жизнедеятельности и углекислый газ — поступить в кровь.
Перераспределение крови в организме
Снабжение кровью различных органов зависит от интенсивности их работы. К работающему органу, нуждающемуся в кислороде и питательных веществах, притекает больше крови, чем к органу, находящемуся в покое. Так, при выполнении физической работы к мышцам притекает большое количество крови. При этом уменьшается её приток к органам пищеварения. То есть, в организме всё время происходит перераспределение крови: через одни органы её протекает больше, а через другие — меньше.
Изменение кровоснабжения органа связано с изменением просветов его сосудов. Просвет кровеносных сосудов регулируется и нервной системой (сокращением мышечных стенок сосудов под влиянием импульсов, приходящих по симпатическим нервам из центральной нервной системы — эти изменения происходят рефлекторно), и биологически активными веществами (гуморальная регуляция).
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Источник
«Движение крови по сосудам»
урок биологии в 8 классе
Цель урока: Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.
Задачи урока:
- Разъяснить причину движения крови и природы пульса, при проведении практических работ.
- Дать научное определение понятиям инсульт и инфаркт.
- Сформировать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья.
Оборудование:
- Таблица с изображение сердца.
- Схема кровообращения и лимфообращения.
- Прибор для измерения давления.
- Интерактивная доска.
- Презентация на тему: «Движение крови».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация темы:
Учитель: Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.
Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.
“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.
Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.
Это артерия, ведущая к голове, — объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.
Артерия несет кровь от сердца к клеткам, — поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.
Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.
А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”
Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.
Учитель: Что такое кровообращение?
Ученик: Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.
Учитель: Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке, см. рис. 1.
Рис. 1
Ученики, работая в парах, выполняют задание.
По окончании слушаем одного из учеников.
Учитель: Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?
Тема урока: “ Движение крови по сосудам”
Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.
Учитель: Кровь – это жидкость, движущаяся по кровеносным сосудам. Приведите еще примеры движения жидкости по сосудам, с которыми мы встречались в курсе биологии.
Ученики приводят примеры движения воды и минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.
Учитель: Во всех случаях действуют одни и те же законы. Законы движения жидкости изучаются в курсе физики. Разобраться в них нам поможет Дроздова Вадима
Слушаем ответ ученика, который самостоятельно дома готовил этот вопрос, консультируясь с учителем физики. В ходе рассказа ученик вывешивает на доске основные тезисы своего выступления.
Тезисы выступления Дроздова Вадима:
- Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.
- Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
- Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.
- Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
- Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие.
Учитель: Опираясь на эти знания, рассмотрим движение крови по кровеносным сосудам.
В ходе работы вам предстоит выполнить задание на карточке, а в конце урока мы к нему обратимся.
Текст задания:
Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением. Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.
Учитель: Выясним, откуда берется энергия, на что она расходуется?
Ученик: Энергию создает сердце, которое сокращаясь под давлением выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости движущейся крови.
Учитель: Итак, сердце сокращаясь создает давление. Обратитесь к заданию 1, см. рис. 2 и ответьте на поставленные вопросы.
Рис. 2
Ученики, работая в парах, обсуждают первое задание.
Ученик: По мере удаления от сердца кровяное давление уменьшается, т.к. чем дальше кровеносный сосуд от сердца, тем больше энергии израсходовалось на трение частиц друг от друга и о стенки сосуда.
Уменьшение давления сосуда заставляет кровь течь от сердца к капиллярам, т.к. жидкость течет из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
Учитель: Что же такое кровяное давление?
Учитель прикрепляет к доске карточку “Давление”.
Ученики: Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.
Учитель: Различают давление систолическое (верхнее, максимальное), оно равно у взрослого человека 110-120 мм рт.ст., диастолическое (нижнее, минимальное) — 70-80 мм рт.ст.
Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? (Ученики – 40 мм рт.ст.)
В ходе рассказа учитель прикрепляет по словом “Давление” карточки со словами:
- “систолическое” – 110-120 мм рт.ст.
- “диастолическое” – 70-80 мм рт.ст.
- “пульсовое” – 40 мм рт.ст.
Учитель: Ребята, рассчитайте собственное артериальное давление по формуле:
АД верхн. = 1,7 х возраст + 83
АД нижн. =1,6 х возраст + 42 [6]
Ученики рассчитывают собственное АД.
Учитель: Сравним полученные результаты с предложенными данными.
Почему вы получили меньшие значения?
Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.
Учитель: Кроме давления движение крови характеризует скорость.
Учитель прикрепляет на доску карточку “Скорость”.
Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?
Обсуждаем предложения учащихся.
Нажмите на ноготь большого пальца указательным. Ноготь большого пальца станет белым, т.к. из капилляров, находящихся под ногтем, кровь будет выжата. Теперь нужно убрать указательный палец с ногтя большого пальца и проследить, через сколько секунд он порозовеет. Секунды рассчитываем про себя. Измерьте длину ногтя от его корня до части, где кончается розовая окраска. Разделив длину пути на время, мы найдем скорость. [2]
Ученики проводят измерения и сообщают результат – 0,5 см/c.
На самом деле, скорость тока крови в капиллярах ниже, поскольку кровь двигалась не только по капиллярам, но и по мелким артериям (артериолам). Фактически мы определили скорость движения крови в артериолах. Сравним ее со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах.
Учитель вывешивает таблицу “Движение крови в организме” и на соответствующие кровеносные сосуды прикрепляет карточку с величиной скорости тока крови: аорта – 500-600 мм/c:
- артерии – 150-200 мм/c,
- артериолы – 5 мм/c,
- капилляры – 0,5 мм/c,
- средние вены – 60-140 мм/c,
- полые вены — 200 мм/c.
Учитель: Опираясь на законы, подумайте, какие из этих сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет?
Ученики: Максимальный суммарный просвет должные иметь капилляры, а минимальный – аорта.
Учитель: Суммарный просвет капилляров в 600-800 раз больше, чем в аорте; в венах — в 1,2-1,8 раз больше, чем в аорте.
Давление и скорость, сопоставим эти две характеристики. Выполните задание 2, см. рис. 3.
Рис. 3
Ученики, работая в парах, обсуждают ответы на предложенные вопросы.
Ученики: Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.
В артериях, артериолах и капиллярах чем больше давление крови, тем выше скорость тока крови.
В капиллярах, венулах, венах давление крови уменьшается, а скорость тока крови растет. Но это не противоречие, один и тот же объем жидкости проходит быстрее более узкие участки, чем более широкие.
Учитель: Обратитесь к заданию, о котором шла речь в начале урока. Подумайте, обсудите в парах и заполните пропуски на карточке.
Ученики выполняют задание. Проводят анализ его выполнения.
Учитель: Давление и скорость, какая из этих величин используется в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы?
Ученики: Давление.
Учитель: Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?
Ученики: Отклонение в АД от нормы говорит о нарушении гомеостаза, и это может стать причиной болезни.
Учитель: Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?
Учитель:
Гипертония – повышенное АД.
Гипотония – пониженное АД.
Учитель в колонку “Давление” прикрепляет карточки со словами:
- “гипертония”,
- “гипотония”,
- “тонометр” — прибор для измерения АД.
Учитель: Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается, в нашей области 14,2% людей страдают болезнями органов кровообращения (II место по числу больных людей после болезней органов дыхания).
У 9% девятиклассников нашей школы в прошлом учебном году отмечались нарушения в сердечно-сосудистой системе.
Как не допустить возникновения заболеваний в сердечно-сосудистой системе? Какой образ жизни каждый из нас должен вести?
Слушаем сообщение о факторах, способствующих возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, и у себя в тетради фиксируем правила здорового образа жизни.
Слушаем сообщение ученика, завершаемое кадрами из фильма “Анатомия и физиология человека. Кровообращение.” о влиянии алкоголя и никотина на процесс кровообращения. Проверяем результаты работы в тетрадях и оформляем их на доске, прикрепляя правила здорового образа жизни:
- физическая активность;
- рациональное питание;
- положительные эмоции;
- не курить;
- не употреблять алкоголь.
Учитель: Как говорил Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятное”. Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберем вопросы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и ее влиянии на здоровье человека в целом.
Источник
Кровь
в организме человека движется по замкнутой системе кровеносных сосудов.
Непрерывное движение крови происходит благодаря сокращениям сердца, которое
работает как насос.
При
каждом сокращении сердца левый и правый желудочки выталкивают в аорту и
лёгочную артерию по 60 – 80 миллилитров крови.
Количество крови, которое
выбрасывается желудочком за одно сокращение, называется ударным
или систолическим объёмом.
Если
умножить частоту сердечных сокращений на систолический объём, мы вычислим минутный
объём крови.
В
состоянии покоя он составляет около 5 литров.
Когда
кровь выталкивается в аорту и лёгочную артерию, они растягиваются, и в
сосудистой системе создаётся давление. Кровь,
как и любая другая жидкость, течёт из области более высокого давления, в
область, где оно ниже.
Чтобы
лучше понять, как происходит движение крови, сравним кровеносный сосуд с рекой,
русло которой то сужается, то расширяется. Из курса физики или жизненного опыта
вы наверняка знаете, что в узких местах течение более быстрое, а в широких
медленное. Однако, мимо каждой точки берега за одно и то же время протекает
одинаковое количество воды. Скорость течения крови в разных отделах
определяется суммарной площадью кровеносного русла. Скорость крови обратно
пропорциональна общей площади поперечного сечения кровеносных сосудов.
Самой
большой площадью поперечного сечения обладают (суммарно) капилляры, самой
маленькой – аорта. Поэтому самая большая скорость
тока крови в аорте – примерно 0,5 метра в секунду, в
венах – 0,25 метра в секунду. В капиллярах скорость движения
крови наименьшая и составляет от 0,5 до 1,2 миллиметра в секунду.
Несмотря
на то, что кровь поступает в аорту и лёгочный ствол порциями, по сосудам она
течёт непрерывной струёй. Стенки аорты и артерий обладают эластичностью,
они растягиваются во время сокращения желудочков и вмещают в себя выбрасываемую
сердцем кровь. В силу упругости сосуды уменьшают свою ёмкость и проталкивают
кровь вперёд, в результате чего происходит расширение стенки и повышение
давления на соседнем участке.
В
местах, где крупные артерии проходят близко к коже, например
на висках, по бокам шеи, у основания кисти руки, можно прощупать толчки,
которые называются пульсом. Пульс – это периодические
колебания стенок сосудов, связанные с изменением их кровенаполнения в течение
одного сердечного цикла. При сокращении левого желудочка кровь с
большой силой выбрасывается в аорту и растягивает её стенки. При этом возникает
волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий. Каждый
удар пульса соответствует одному сердечному сокращению.
Измерив
пульс, можно узнать скорость, силу и ритм сердечных сокращений, судить о работе
сердца.
Давление,
которое кровь оказывает
на стенки кровеносных сосудов, называется кровяным
давлением. У здорового человека уровень кровяного давления постоянен,
как и температура тела.
Кровяное
давление регулируется нервной системой и обеспечивается
изменениями просвета сосудов и силы сердечных сокращений.
В
течение сердечного цикла давление в аорте колеблется от 115 – 140 миллиметров
ртутного столба до 60 – 85 миллиметров ртутного столба. Эти колебания возникают
в результате ритмической деятельности сердца. Давление в момент
сокращения желудочков получило название систолического, или максимального,
артериального давления. Давление в момент расслабления
желудочков называется диастолическим или минимальным
артериальным давлением. При движении крови по сосудам её давление
постепенно уменьшается.
В
мелких артериях давление снижается до 70 миллиметров ртутного столба, в
капиллярах оно составляет примерно 40 миллиметров ртутного столба, в мелких
венах – 20 миллиметров ртутного столба, а в полых венах вблизи их впадения в
правое предсердие приближается к нулю.
Благодаря
разности давления крови в артериальном и венозном отделах обоих кругов
кровообращения кровь продвигается по сосудам и возвращается к сердцу.
Впервые
артериальное давление было измерено Гэлсом. Он ввёл
стеклянную трубку в артерию лошади и наблюдал, как при каждом сокращении сердца
кровь под давлением поднимается вверх по трубке на высоту до двух метров. Этот
метод измерения давления был технически усовершенствован и до сих пор
применяется в экспериментах на животных. Он называется прямым или кровавым.
Измерять
кровяное давление можно с помощью тонометра. Пациенту надевают на
плечо полую камеру-манжетку, которая соединена с манометром и резиновым
баллоном для нагнетания воздуха. Фонендоскоп прикладывают к месту
локтевого сгиба там, где проходит плечевая артерия.
Далее
в манжетку накачивают воздух до тех пор, пока ниже манжеты не исчезает пульс.
Звуков в это время в фонендоскопе не слышно. Выпуская воздух, врач фиксирует
момент появления пульсирующих шумов и отмечает показания манометра. Так
устанавливается систолическое артериальное давление. Момент исчезновения
шумов соответствует уровню диастолического артериального давления.
В
настоящее время широко используются автоматические тонометры. Они не требуют
использования фонендоскопа. Их электронная схема регистрирует колебания
давления воздуха в манжете и переводит их в цифровые значения.
У
здорового человека величина кровяного давления
поддерживается на постоянном уровне и составляет в плечевой артерии 120
миллиметров ртутного столба, а при их расслаблении 70 миллиметров
ртутного столба. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби,
числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, например 120 на 70.
Артериальное
давление зависит от многих факторов:
времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление
повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай)
или медикаментов, которые повышают или
понижают давление. Кровяное давление, которое возрастает в результате
физической нагрузки или нервного напряжения, вскоре возвращается к норме.
В
организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним
органам её поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к
нему поступает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные
вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается.
Французский
исследователь Анджело Моссо проделал следующий опыт.
Он поместил человека на весы так, чтобы одна половина тела уравновешивала
другую. После этого он предложил испытуемому решить арифметическую задачу.
Испытуемый задумался, и его голова стала опускаться вниз. Когда задача была
решена, весы уравновесились. Далее Моссо предложил
лежащему на весах человеку пошевелить пальцами ног. Весы опустились в сторону
ног. Этот опыт доказывает нам, что в организме человека постоянно происходит
перераспределение крови.
Итог
урока. Наибольшая скорость движения крови – в артериях,
наименьшая – в капиллярах, в венах она снова возрастает. Причина движения крови
– разность давления в сосудах в начале и в конце пути. Самое высокое давление –
в аорте, самое низкое – в полых венах. Давление в момент выброса крови в аорту
называется верхним или систолическим. Наименьшее давление в момент расслабления
сердца называется нижним или диастолическим. Пульсом называют ритмическое
колебание стенок артерий. По нему можно определить частоту и силу сердечных
сокращений.
Источник